Тесты для контроля знаний общему устройству двигателя и к.-ш.м. для учащихся 10-11 кл.
Батарея тестов I уровня:
1. В чем состоит назначение к.-ш.м.:
а) сжатие смеси в цилиндре двигателя; б) преобразование движения;
в) передача усилия; г) соединение деталей двигателя?
2. Какие детали к.-ш.м. непосредственно воспринимают давление газов:
а) поршень; б) шатун; в) головка блока; г) вкладыши?
3. Какие детали к.-ш.м. совершают возвратно-поступательное движение:
а) поршень; б) головка блока; в) коленчатый вал; г) поршневой палец?
4. Какая из названных ниже деталей совершает вращательное движение:
а) картер; б) нижняя головка шатуна; в) верхняя головка шатуна;
г) цилиндр?
5. Какие из названных ниже пар деталей непосредственно соединены (взаимодействуют) друг с другом:
а) коленчатый вал – цилиндр; 6) цилиндр – шатун;
в) шатун– поршень; г) поршень – цилиндр?
6. Какие из названных ниже пар деталей образуют подшипник скольжения:
а) цилиндр – поршень; б) поршень – шатун; в) шатун – картер;
г) картер – цилиндр; д) поршень – палец; е) палец – коленчатый вал?
7. Установите в приведенном ниже перечне деталей такую последовательность, которая соответствует последовательности передачи усилия в к.-ш.м.:
а) коленчатый вал; б) шатун; в) поршневой палец; г) поршень;
д) шатунные вкладыши; е) коренные вкладыши.
8. Какие из названных ниже деталей подвержены износу в процессе работы:
а) головка блока; б) картер; в) шатунный болт; г) поршневые кольца;
д) шатун; е) коленчатый вал?
9. Какая из деталей к.-ш.м. должна быть, по возможности, наиболее легкой:
а) поршень; б) коленчатый вал; в) блок цилиндров; г) головка блока;
д) вкладыши; е) болт шатуна?
10. Какая из названных деталей работает в наиболее тяжелых условиях:
а) головка блока; б) цилиндр; в) коленчатый вал; г) картер?
Ответы к батарее тестов I уровня: 1. б, в. 2. а, в. 3. а, г. 4. б. 5. г. 6. а, д. 7. г, в, б, д, а, с. 8. г, е. 9. а. 10. б.
Число существенных операций (СО) в данной батарее р=20; при Ki = 0,8, а=16. Значит, учащийся должен не менее 16 ответов указать правильно.
Батарея тестов II уровня:
1. Поршень совершает………………………. движение.
2. Коленчатый вал совершает………………..движение.
3. К.-ш.м. преобразует……………..движение поршня во вращательное движение…………………………
4. Подвижными деталями к.-ш.м. являются:
а)…………….…; б)…….…….…; в)……………….; г)………………;
д)……………….; е)……………..; ж)………………; 3)……………….
5. Неподвижны следующие детали к.-ш.м.:
а) ; б) ; в) ; г) ,
6. Опишите процесс преобразования движения в к.-ш.м.
7. Опишите процесс передачи усилия в к.-ш.м.
8. Укажите отличие в конструкции маслосъемных и компрессионных колец.
9. Для чего на юбке поршня делают разрезы?
10. Каково соотношение между ходом h поршня и радиусом г кривошипа?
11. Каково соотношение между ходом поршня и его диаметром в изучаемом вами двигателе?
12. Какие детали к.-ш.м. ограничивают максимально возможную частоту вращения двигателя?
13. Почему из-за указанных вами деталей нельзя существенно увеличить частоту вращения двигателя?
14. Какова максимальная частота вращения изучаемого вами двигателя?
15. У какого другого двигателя внутреннего сгорания частота вращения существенно более высокая?
Ответы к батарее тестов II уровня: 1. Возвратно-поступательное. 2. Вращательное. 3. Возвратно-поступательное; коленчатого вала.
4. а) Поршень; б) кольца; в) поршневой палец; г) шатун; д) шатунный болт; е) шатунные вкладыши; ж) коленчатый вал; з) маховик.
5. а) Головка; б) цилиндр; в) картер; г) коренные вкладыши.
6. Поршень совершает возвратно-поступательное движение и с помощью шатуна приводит во вращательное движение кривошип коленчатого вала.
7. Давление газов в камере сгорания воспринимает поршень, сила давления от поршня передается через шатун на кривошип коленчатого вала, на котором возникает вращательный момент.
8. На маслосъемных кольцах имеются специальные отверстия для отвода масла, компрессионные кольца отверстий не имеют.
9. Для компенсации теплового расширения, чем предотвращается их заклинивание в цилиндре.
10. – = 2. 11. –=? (результат измерения).
г d
12. Поршень и шатун.
13. В поршне и шатуне возникают большие центробежные усилия и их прочность может оказаться недостаточной.
14. ? (из технической характеристики).
15. Газовая турбина (до 30 000 об/мин).
Здесь р = 47 при Кi = 0,8, а = 38.
Батарея тестов III уровня:
1. Рубашка блока цилиндров служит для:
а) утепления камеры сгорания; б) охлаждения цилиндра;
в) охлаждения камеры сгорания; г) утепления цилиндра.
2. Гильза цилиндра служит для:
а) уменьшения трения в цилиндре; б) повышения износостойкости цилиндра; в) улучшения отвода тепла от стенок цилиндра;
г) повышения прочности цилиндра.
3. Поршневые кольца служат для:
а) уплотнения зазора между поршнем и цилиндром; б) уменьшения трения между поршнем и цилиндром; в) увеличения трения между поршнем и цилиндром; г) для компенсации расширения поршня.
4. Шплинт служит для:
а) повышения прочности болтового соединения; б) предотвращения отвертывания гайки; в) облегчения отвертывания гайки; г) облегчения отвертывания болта.
5. Компрессионные кольца служат для:
а) предотвращения прорыва газов из камеры сгорания;
б) предотвращения попадания масла в камеру сгорания;
в) уменьшения трения поршня о цилиндр; г) увеличения трения поршня о цилиндр.
6. В шатуне разъемной является:
а) верхняя головка; б) нижняя головка; в) обе головки.
7. Вкладыши установлены в шатуне:
а) в верхней головке; б) в нижней головке; в) в обеих головках.
8. Запорное кольцо в бобышке поршня удерживает:
а) втулку в шатуне; б) палец от выпадания; в) палец от осевого смещения; г) палец от вращения.
9. Укажите детали, непосредственно соединенные между собой:
а) поршень; б) шатун; в) палец; г) коленчатый вал; д) цилиндр; е) поршневые кольца; ж) вкладыши; з) маховик; и) картер; к) головка.
10. Является ли картер несущей деталью к.-ш.м.?
11. Являются ли блок цилиндра и картер в изучаемом вами двигателе одной общей деталью?
Ответы к батарее тестов III уровня:
1. б. 2. б. 3. а. 4. б. 5. а. 6. б. 7. а, б, в. 8. в. 9. а и в; б и ж; в, б и ж; в, а и б; г и ж; д и к; а и д; з и г; и, д и ж. 10. да; 11 (результат наблюдений).
Здесь
p = 22. При Кi = 0,8 а == 18.