Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7

Образец разбора имени существительного



В окна зала и гостиной мягко краснел между ветвями сосен закат, слышались голоса и смех работников, собиравшихся к ужину. (И.А.Бунин).
Смех (работников) – 1. Смехимя существительное, т.к. имеет категориальное значение предметности; в начальной форме. 2. Неодуш., неличное, нарицательное, отвлеченное. 3. Постоянные признаки: муж. род, 1 склонение по вузу, 2-е – школьное склонение; средство выражение грамматического значения рода – флексия, способ синтетический; непостоянные признаки: в форме ед. числа, противопоставления по числу не имеет, Им. падеж, независимый, « действие и его субъект», субъектное значение; средство выражения грамматических значений числа и падежа – флексия, способ - синтетический. 4. Координирует с глаголом-сказуемым, в предложении – подлежащее.

(В окна) гостиной – 1. Гостиной - имя существительное, т.к. имеет категориальное значение предметности; начальная форма - гостиная. 2. Неодуш., неличное, нарицательное, конкретное (2 гостиных). 3. Постоянные признаки: жен. род, адъективный тип склонения; средство выражение грамматического значения рода – флексия, способ синтетический; непостоянные признаки: в форме ед. числа, имеет противопоставление по числу; Род. падеж, приименный, беспредложный «предмет и его признак», определительное значение; средство выражения грамматических значений числа и падежа – флексия, способ - синтетический. 4. Управляется существительным, в предложении – несогласованное определение.
2.7 Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Цель:

1. Закрепить и систематизировать знания по теме «Имя существительное как часть речи».

2. Закрепить умение морфологического разбора имени существительного.



Выполните следующие письменные задания:
1. Все существительные распределите в таблицу по разрядам: одушевленные/неодушевленные, собственные/нарицательные. Укажите все деления внутри нарицательных существительных;

2. Приведите по 10 примеров существительных, имеющих и не имеющих противопоставления по числу. Во второй группе существительных приведите примеры существительных только единственного и только множественного числа;

3. Выпишите из текста существительные всех субстантивных типов склонения, существительные, изменяющиеся по адъективному типу, по парадигме множественного числа, разносклоняемые существительные. В случае отсутствия каких-либо примеров в тексте, приведите дополнительные примеры;

4. Выпишите 20 словосочетаний с существительными, укажите падеж и падежное значение данных существительных. Примеры должны быть максимально разнообразными;

5. Для 5-ти существительных (их не нужно включать в предыдущие задания) сделайте полный морфологический разбор по схеме. ( см. схему морфологического анализа существительного);

Каждое задание оценивается по пятибалльной системе.

Максимум – 25 баллов. Зачетной считается работа, набравшая не менее 18 баллов.
2.8 Тексты для выполнения контрольной работы по теме

«Имя существительное»

Текст 1

Соседние хозяйства двух районов – Купинского и Железинского – всегда помогали друг другу техникой, семенами, обменивались опытом, выручали в трудную минуту…

Горячим поборником сохранения связей с соседями-россиянами выступает и Манап Шарапиденович Кубенов, зная, что подчас тем же местным фермерам проще и дешевле заполучить горючее на посевную или уборку у купинцев, чем у собственных коммерсантов. А соседи, кстати, могут порой дать в долг – и ГСМ, и семена.

Главам районов приходится решать самые неожиданные проблемы. От Озерного и Джамбула до Купино путь втрое ближе, чем до Железинки. Куда повезут казахстанцы тяжелого больного в случае острой нужды? Конечно, к соседям. Но ведь не положено: у нет ни страховых полисов, ни направления… Наконец, они граждане другого государства. Соколов своим медикам сказал: «Берите – под мою ответственность».

Когда-то из Павлодара в Купино и обратно ходили три-четыре автобуса в день. Теперь остался один. И тот, по правде говоря, ходит не совсем законно. По существующим правилам его пассажиры должны проходить таможенный контроль. А ближайшая таможня в Карасуке, за сто километров от Купино, что пассажирам окрестных деревень по обе стороны границы совсем не по пути. Со своей стороны купинский глава сделал все, чтобы сохранить важную ниточку, связывающую простых людей в Казахстане и России. (Ю.Д.Поминов.)

Текст 2


Джасыбай – второе по величине озеро в районе Баянаульских гор. И, пожалуй, самое любимое в народе за свою красоту, за прозрачность и чистоту воды. Вокруг озера, охраняя его покой, высятся горы Кикше, Атсалган, Джамбек, Кюйгенбет, Акбет. Они довольно высокие и издалека кажутся темно-зелеными. Такую окраску им придают сосновые и березовые рощицы. Может быть, поэтому вода в озере кажется не синей, а зелено-голубой. Неяркие краски окружающего меня осеннего мира изменчивы. Пейзаж меняется с каждой минутой, потому что все выше поднимается солнце. Еще недавно под гранитной скалой напротив, в кустах шиповника лежали темно-синие, почти черные, клочки ночи. А сейчас кустарник высветился, и стали отчетливо видны темно-красные точки ягод. Потемневшие листья отливают под яркими утренними лучами солнца червонным золотом.

Солнечный свет и тени придают скалам и горам самых неожиданных фигур и построений. Можно увидеть здесь и многобашенные замки, и трехглавые чудовища, и космические корабли, и какие-то абстрактные нагромождения непонятных, оплывающих форм.

Чуть заметная колея ведет нас через густой тальник к горам. Когда кустарник кончился, сразу открылась небольшая поляна. За ней поднимались невысокие утесы с круглыми, словно булки, вершинами. В одном месте они как бы образовали чашу.

Удивительная тишина пронизывала все вокруг! Такая тишина, что хотелось даже разговаривать шепотом. В чаше поднималась одинокая березка. Ее тонкий ствол нежно белел на фоне темно-коричневых скал. Желтые листья излучали нежное, тонкое сияние.

Пейзаж вокруг «чаши» словно написан размытыми акварельными красками. Желтая полянка. Темно-коричневые скалы с зелеными пятнами лишайников. Низкая осиновая роща с густо растущими деревцами. Гибкий тальник у крохотной речушки.

Откуда-то из узкого ущелья набежал ветерок, упруго ударился о бок утеса, тряхнул березку. Светло-желтый лист сорвался с тонкой ветки и, покачиваясь, начал опускаться к земле. Эти места – родина народного артиста СССР, режиссера кино и театра Шакена Айманова.


Текст 3

В начале ХХ века павлодарские купцы вели бойкую торговлю, скупая на левобережье Иртыша скот, сало, кожи, овчины, шерсть, волос, а в европейской части России – мануфактуру, бакалейные товары и т.д. Иными словами, город представлял собой «обменный пункт» степного сырья на европейские товары. Но главной статьей вывоза грузов вниз по Иртышу была соль (63,8%). На хлеб приходилось всего 15,2 процента.

Промышленность в городе была развита мало: шесть кирпичных заводов, пивоваренный, мыловаренный, салотопенные, маслобойня, скотобойня, паровые мельницы купцов Тиссена и Герцена, солемельницы известного солепромышленника Осипова да ряд примитивных мастерских по ремонту сельхозинвентаря. Главной достопримечательностью города оставались ветряные мельницы, их крылья высоко вздымались в небо и были видны издали. Сам же город выглядел не ахти – пыльный, лишенный зелени, с высокими заборами вокруг домов состоятельной части населения и с низкими, подслеповатыми окнами, домишками городских низов. Нынешняя улица Фрунзе тогда носила название Самарской (на ней селились переселенцы из Самары), и как писал очевидец, с наступлением сумерек окна богатых домов захлопывались ставнями, не пропуская на темные пустынные улицы ни луча света, а с цепей спускали собак…

Помните строки замечательного поэта Павла Васильева о Павлодаре: «…Когда-то только мельницы одни махали деревянными крылами»? Павлодарец Х. Бекхожин, казахский поэт и современник Васильева дополняет картину: «Лежал наш город по уши в пыли. Пески и нашу избу занесли. Землянки на окраинах пестрели. Там вечерами свечки лишь горели…».

Купцы вели крупную торговлю, участвовали в ярмарках (в те годы особенно славились Куяндинская и Ботовская). Из двухсот торговых заведений наиболее крупными были пятнадцать. Главные статьи торговли – соль, сельскохозяйственная продукция.

Торговцы помельче, всякого рода коробейники, торговали ходовым товаром, по-нынешнему, ширпотребом. В Павлодаре было два базара, но особо выделялся своим размахом тот, что расположился на берегу Иртыша (его торговые ряды сохранились и до сего дня, это территория завода «Октябрь»), и другой – на нынешней Первомайской площади. Торговали там сеном, щепой, скотом. Как вспоминает бывший директор нашего краеведческого музея Иван Лагутин, «сено взвешивали на весах»…

Главная надежда на осуществление предрекаемого нашему городу «блестящего будущего» связывалось с богатыми месторождениями каменного угля, а также меди, золота и других ископаемых, но, прежде всего, с Экибастузскими каменноугольными копями Воскресенского горнопромышленного общества.

Наиболее знаменитыми были купцы Осиповы, Суриковы, Кондратьевы, Баландины, Зайцевы, Деров, Пятков, Тумашевы, Халимовы, Айтыкины. Многие из них занимали видные посты в думе, городской управе (одноэтажное здание на берегу Иртыша по ул. 40 лет ВЛКСМ, ныне модернизированное). Солепромышленник Осипов был городским головой.


Текст 4

Один из путешественников, проезжая через Павлодар в 1901 году, писал об этом так: «Общественной жизни, поскольку она выражается в различного рода общественных учреждениях (просветительных, благотворительных, ученых и т.п. обществах), пока нет». Однако не хлебом единым жив человек! – у каждого сословия павлодарцев были и духовные потребности, которые и удовлетворялись в меру возможностей.

«Отцы города» – купцы, торговцы, духовенство, судьи, крупные землевладельцы, казачьи атаманы – проводили свой досуг в Общественном собрании, которое, для пущей важности, и по образу и подобию крупных российских городов называли «дворянским». Городская элита объединялась в партию монархического толка – «Михаил-архангел». Представителем от мещан в нее входил известный всему городу Иван Фомич Курцев. Входил он и в другие партии и группы, не брезгуя и религиозными сектами, и был своего рода «ходячей энциклопедией» общественно-политической жизни Павлодара и информатором для представителей элиты о настроениях низов.

Павлодарцы рангом пониже в свободное время посещали Народный дом, открытый в 1902 году (здание на углу улиц Естая и Ленина). В нем находились читальный и чайный зал на 150 мест со сценой, где демонстрировались фильмы и читались лекции, а заезжие группы артистов ставили отрывки из опер. Особняком проводили свой досуг приказчики торговых домов: у них был свой Приказчичий клуб. Ныне здание снесено.

О том, чем занимались в редкие часы отдыха павлодарские рабочие, история умалчивает... Вероятно, если случался лишний грош, народ спешил увидеть «чудо века» - кино! Немые фильмы шли в кинотеатре «Заря», стоявшем на берегу Иртыша (здание снесено) или в «Фуроре» (кирпичное здание на углу Ленина-Луначарского).

Сохранился кинорепертуар тех лет: красочные афиши зазывали – «Спешите, спешите! Только один день!» Также «подавались» фильмы с душещипательными сюжетами – «Сонька-Золотая Ручка» (об известной авантюристке), «Пегая красавица», «Мой костер в тумане светит», «Замрите, проклятые струны» и т.д. Еще одним местом для развлечения горожан был цирк.

Красочную картину быта и нравов Павлодара того времени нарисовал наш земляк, писатель Всеволод Иванов: «... Масленичное гулянье идет кругом по двум улицам, похожим на крендель, мимо базара, прогимназии, купеческих дворов и двух гостиниц. Улицы наполняются кошевками, санками, розвальнями. Иные убраны коврами, а победнее хозяин – расшитыми кошмами. Экипажи идут тесной толпой. Деревянные тротуары наполнены мещанами, казаками, киргизами (казахов до 1925 года называли киргизами)... Люди вытащили все свои лучшие одежды. Здесь хвастаются конями, шубами, количеством детей, иные семьи выехали сразу на нескольких санях. Некоторые вместо сидений ставят громадные сундуки с добром.

Вечером город до изнеможения ест блины и пьет водку. Утром город встает с тяжелой головой, с трудом натягивают мохнатую шубу, падает в сани и опять кружится по этим двум улицам. Опухшие, заспанные лица! Я знаю, у кого сколько съели блинов, кто сколько настряпал пельменей. Возле цирка артисты с почтением любуются этим катящимся мимо них степным обжорством...»

...Каждый город имеет свою, неповторимую историю. Он, как живое существо, растет, страдает, иногда замирает в оцепенении, но и тогда живет какой-то невидимой жизнью, накапливая силы… Таков и Павлодар: выгоревший почти дотла в мае 1901 года, он затем восстал из пепла, выдержал взлеты и падения, был свидетелем многих политических трагедий и комедий, заблуждений и откровений людей, его населяющих. Каков он будет в следующем столетии – судить не нам. Но знать историю своего города мы просто обязаны.
Текст 5

Мне кажется, нерядовой, интересной была и наша семья. Мне много внимания уделяла бабушка – мать отца, неграмотная, но очень глубокая, мудрая женщина, пережившая 13 из 14 своих детей. Что-то у меня от нее, Марии Петровны Поминовой. Что-то от моей матери – человека с ярким, сильным, самобытным характером.

Матери пришлось немало пережить в детстве и юности, и всю свою жизнь она посвятила нам, ей детям. Помимо всего прочего, у матери сочная, образная речь, которую она пересыпает пословицами и поговорками.

Много повидал в жизни отец, был начитан, несмотря на свое четырехклассное образование, безусловно, умен, много читал, что было примером для нас, детей.

Читал я много и без разбору – всё, что попадалось: от Льва Толстого и Аркадия Гайдара до Майн Рида, Жюль Верна, Стивенсона. Любил книги про путешествия, приключения.

Я благодарен Березовской средней школе, которую закончил в 1970 году. Здесь всегда была атмосфера высокой нравственности, чистоты, порядочности. Может быть, более всего нас учили здесь не столько наукам, сколько тому, чтобы мы всегда оставались людьми.

В краю, где я вырос, особая природа – здесь сходятся Казахстан и Сибирь, Павлодарская и Новосибирская области и Алтайский край. Лесостепь, березовые колки, грибы, ягоды – все это наполняло наше детство неповторимыми красками, впечатлениями, формировало романтическое мировоззрение.

После окончания школы был принят на работу в качестве литературного сотрудника газеты «Ленинское знамя». Ездил по району, встречался с людьми, писал заметки, корреспонденции, зарисовки. Работа в районе имела для меня как положительное, так и отрицательное последствия. С одной стороны она приучала к дисциплине, точности (ведь люди, о которых пишешь, - вот они, рядом), трудолюбию («районка» – страшно прожорлива). Но с другой стороны, в творческом плане – это опыт отрицательный: скорописание (тут не до работы над стилем, словом, образами, композицией и т.д.), приниженная требовательность к текстам, заражение такой болезнью, как районные штампы, схематизм и примитивизм в изложении описываемых событий, а тем более в описании характеров героев.

С 1972 года по 1977 год учился на факультете журналистики КазГУ. К сожалению, практической журналистике нас в университете учили мало. Зато он много дал для расширения кругозора, помог пополнить знания в области литературы, истории журналистики. Много было неформального творческого общения с преподавателями.

После окончания университета поступил на работу в редакцию Павлодарской областной газеты «Звезда Прииртышья». Работаю в этой газете с 1977 года по настоящее время. Восемь лет был корреспондентом сельхозотдела, ездил по области, писал о селе, его людях, сельскохозяйственных кампаниях. Работая корреспондентом, стал лауреатом премии Союза журналистов Казахстана.

В 1980 -1986 годах были написаны первые литературные вещи – новеллы о детстве «По ягоды» и «Пора сенокосная», которые позднее увидели свет в казахстанских сборниках «Лик земли».

В 1985 – 1987 годах, исподволь, понемногу стали складываться циклы о родных и близких, так называемые «Блестки» – короткие новеллы о людях с изюминкой, нестандартных ситуациях и т.д. (Ю.Д.Поминов).


2.9 Контрольные вопросы по теме «Имя существительное»

1 Каково общекатегориальное значение имени существительного? Можно ли считать его универсальным для существительных во всех языках?

2 На чем основано выделение лексико-грамматических разрядов имен существительных? Назовите эти разряды.

3 В чем заключается противопоставление имен собственных и нарицательных? В каких случаях возможен взаимный переход существительных из этих разрядов?

4 Какие подразряды выделяются внутри нарицательных существительных? Перечислите их и дайте краткую характеристику.

5 Почему категорию рода считают важнейшей категорией имени существительного?

6 На чем основано распределение существительных по родам в русском языке?

7 В чем особенности существительных общего рода и каковы их лексико-грамматические показатели?

8 Как решается вопрос о значении рода существительных типа «доктор, референт»?

9 Какова методика определения значения рода у несклоняемых существительных?

10 Как связаны категория рода имен существительных и понятия тип склонения, морфологический тип, категория падежа?

11 Охарактеризуйте субстантивное склонение в русском языке.

12 Какие еще типы склонения, кроме субстантивного, присущи русским существительным?

13 Что такое падеж? Какой характер имеет эта категория?

14 Как формируется падежное значение имени существительного?

15 Каково значение субъектного значения и какие падежные формы его реализуют?

16 Как складывается объектное значение и каким падежным формам оно присуще?

17 От чего зависит формирование обстоятельственного значения и в каких падежных формах оно выражается?

18 Почему определительное (атрибутивное) значение возникает только в именных словосочетаниях и в каких падежных формах оно выражается?

19 В чем специфика комплетивных отношений? Каким падежам оно присуще?



3 Имя прилагательное




3.1 Имя прилагательное как часть речи



Упражнение 1

Найдите в тексте прилагательные и укажите их семантические, морфологические и синтаксические признаки.


С.Есенин

Собаке Качалова

Дай, Джим на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

(C.Есенин «Собаке Качалова»).


Упражнение 2

Выпишите из текста имена прилагательные, определите их род, число и падеж. Укажите, к каким существительным относятся прилагательные:

а) Чем больше мы читаем поэзию, тем менее терпимы мы становимся к многословию любого вида, будь то в политической или философской речи, в истории, общественных науках или художественной литературе. Хороший стиль в прозе – всегда заложник точности, ускорения и лаконичной интенсивности поэтической речи. Дитя эпитафии и эпиграммы, замысленное, по-видимому, как кратчайший путь к любой мыслимой теме, поэзия в огромной степени дисциплинирует прозу. Она учит последнюю не только ценности каждого слова, но также подвижности душевных состояний вида, альтернативам линейной композиции, умению опускать самоочевидное, подчеркиванию деталей…. Истина состоит в том, что по стечению обстоятельств поэзия просто оказалась старше прозы и таким образом покрыла большее расстояние. Литература начиналась с поэзии, с песни кочевника, которая предшествует писанине оседлости;

б) И хотя я где-то сравнивал различие между поэзией и прозой с различием между воздушными силами и пехотой, предложение, которое я высказываю сейчас, никак не связано ни с иерархией, ни с антропологическими истоками литературы. Все, что я пытаюсь сделать, - это быть практичным и избавить ваши глаза и мозговые клетки от массы бесполезного печатного материала. Поэзия, можно сказать, была изобретена как раз для этой цели – ибо она синонимична экономии. Поэтому все, что нам следует сделать, - это воспроизвести, хотя бы в миниатюре, процесс, который имел место в нашей цивилизации на протяжении двух тысячелетий. Это легче, чем вы могли бы подумать, ибо общий объем поэзии гораздо меньше объема прозы. Более того, если вас интересует главным образом современная литература, то ваша работа – сущий пустяк. Все, что вам нужно, - это вооружиться на несколько месяцев произведениями поэтов на вашем родном языке, предпочтительно с первой половины этого столетия (И.Бродский);


Упражнение 3

Определите, какое значение имеют прилагательные (Например,

1) Обозначают качество предметов, явлений, действий; 2) Характеризуют внешние свойства и качества лиц и животных; 3) Характеризуют внутренние качества человека и др.):


  1. Перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группам акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырехугольником липовые скрещенные аллеи (И.Тургенев);

  2. Он (незнакомец) был высокого росту – худощав и казался лет тридцати. Черты смуглого его лица были выразительны: бледный высокий лоб, осененный черными клоками волос, черные сверкающие глаза, орлиный нос и густая борода, окружающая впалые желто-смуглые щеки, обличали в нем иностранца. На нем был черный фрак, побелевший уже по швам; панталоны летние (хотя на дворе стояла уже глубокая осень) (А.Пушкин);

  3. Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что, собственно, в ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней, тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери (А.Чехов);


Упражнение 4

Определите, какое значение имеют прилагательные (обозначают цвет, материал, указывают на время, выражают пространственные отношения и т.д.):

1) Внутренность высокого узкого здания была лишена всяких украшений. Лучи вечернего солнца, свободно врываясь в открытые окна, разрисовали ярким золотом старые, ободранные стены (В.Короленко);

2) Солнце недавно еще село за гору. Город утонул в лилово-туманной тени, и только верхушки высоких тополей на острове резко выделялись червонным золотом, разрисованные последними лучами заката (В.Короленко);

3) Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край…Ровной синевой залито все небо; одно лишь облачко на нем – не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь…воздух – молоко парное (И. Тургенев);

4) Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце – крае земли и неба – синеватая черта большой реки (И.Тургенев);

5) Я сидел у раскрытого окна…утром, ранним утром первого мая (И.Тургенев);

6) Он остановил взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце, затем перевел его вниз, где стекла начали предвечерне темнеть, чему-то снисходительно усмехнулся, прищурился, руки положил на набалдашник, а подбородок на руки (М.Булгаков);

7) Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом (М.Булгаков);

8) К калитке, верхом на буланой лошади, подъехала девушка в соломенной шляпке и розовой кофточке, перехваченной в талии широким кожаным поясом. (В.Вересаев);

9) За околицей нас снова охватил стоявший повсюду смутный, непрерывный шум весенней жизни. Была уже поздняя ночь, а все кругом жило, пело, любило. Пахло зацветающей рожью. В прозрачно-сумрачном воздухе, колыхаясь и обгоняя друг друга, неслись вдали белые пушинки ив и осин, - неслись, неслись без конца, словно желая заполнить своими семенами весь мир (В.Вересаев);

10) Когда я приходил, она, увидев меня, слегка краснела, оставляла книгу и с оживлением, глядя мне в лицо своими большими глазами, рассказывала о том, что случилось: например, о том, что в людской загорелась сажа или что работник поймал в пруде большую рыбу. В будни она ходила обыкновенно в светлой рубашечке и в темно-синей юбке. Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке, и когда она прыгала, чтобы достать вишню, или работала веслами, сквозь широкие рукава просвечивали ее тонкие, слабые руки (А.Чехов);


Упражнение 5

Определите лексико-грамматический разряд прилагательных. Расскажите о принципах этого распределения:

1) Шашка, надо сказать, была довольно странная. У нее была длинная серебряная рукоять, покрытая резьбой, - на ней были изображены две птицы, между которыми был круг с сидящим в нем зайцем, а все остальное занимал тончайший орнамент. Рукоять кончалась нефритовым набалдашником, к которому был привязан короткий толстый шнур витого шелка с лиловой кистью на конце. Перед рукоятью была круглая гарда из черного железа; сверкающее лезвие было длинным и чуть изогнутым – собственно, это была даже не шашка, а какой-то восточный, китайский, скорее всего, меч;

2) Когда я проснулся, было уже почти темно. Вагон равномерно подрагивал; под его колесами стучали стыки рельсов. На столике, где я оставил пустой чайный стакан, теперь лежал непонятно откуда взявшийся сверток. Внутри оказались безупречная черная пара, блестящие лаковые туфли, сорочка, смена белья и несколько галстуков. Я ничему уже не удивлялся. Костюм и туфли пришлись мне в пору; после некоторых колебаний я выбрал галстук в мелкий черный горошек, оглядел себя в зеркале на дверце стенного шкафа и остался вполне удовлетворен своим видом (В.Пелевин);


Упражнение 6

Найдите качественные прилагательные, укажите их грамматические признаки. К прилагательным, характеризующим и описывающим человека, подберите синонимы и антонимы:

1) А вот карточка моего отца: голубоглазый блондин, изящный, нежный и застенчивый красавчик, мамин и папин любимчик. (А.Рыбаков).

2) Пред ним сидел, перебирая по краю стола тонкими ручками, человек широкоплечий, с просторным туловищем на коротких ногах, с понурою курчавою головой, с очень умными и очень печальными глазками под густыми бровями, с крупным правильным ртом, нехорошими зубами и тем чисто русским носом, которому присвоено название картофеля; человек с виду неловкий и даже диковатый, но уже, наверное, недюжинный. (И.Тургенев.);

3) Поутру, ранее даже того времени, которое назначено в городе Н для визитов, из дверей оранжевого дома деревянного дома с мезонином и голубыми колоннами выпорхнула дама в клетчатом щегольском клоке, сопровождаемая лакеем в шинели с несколькими воротниками и золотым галуном на круглой лощенной шляпе. (Н.Гоголь);

4) В детстве был он остроумный, талантливый мальчик, то живой, то задумчивый. (Н.Гоголь);

5) Была она в отца: стройная, хрупкая, изящная блондинка. (А.Рыбаков);

6) В нескольких шагах от «русского» дерева, за маленьким столом перед кофейней Вебера, сидел красивый мужчина лет под тридцать, среднего роста, сухощавый и смуглый, с мужественным и приятным лицом. (А.Тургенев);

7) У мамы было каменное лицо, она допускала, что Анна Моисеевна интеллигентная женщина и Олечка хорошая девочка, - почему ей в три года не быть хорошей? – допускала, что Лева в ней души не чает, но ей до этой девочки дела нет, не ее внучка. (А.Рыбаков);

8) Для меня, человека беззаботного, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние праздничные утра в наших усадьбах всегда были необыкновенно привлекательны. Когда зеленый сад еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, когда около дома пахнет резедой и олеандром, молодежь только что вернулась из церкви и пьет чай в саду, и когда все так мило одеты и веселы, и когда знаешь, что эти здоровые, сытые, красивые люди весь длинный день ничего не будут делать, то хочется, чтобы вся жизнь была такою (А.Чехов);

9) Во всём городе я не знал ни одного честного человека. Мой отец брал взятки и воображал, что это дают им из уважения к его душевным качествам; гимназисты, чтобы переходить из класса в класс, поступали на хлеба к своим учителям, и эти брали с них большие деньги; жена воинского начальника во время набора брала с рекрутов и даже позволяла угощать себя и раз в церкви никак не могла подняться с колен, так как была пьяна; во время набора брали и врачи (А.Чехов);

10) На семнадцатом году своей жизни Клим Самгин был стройным юношей среднего роста, он передвигался по земле неспешной, солидной походкой, говорил немного, стараясь выражать свои мысли точно и просто, подчеркивая слова умеренными жестами очень белых рук с длинными кистями и тонкими пальцами музыканта (М.Горький);



Упражнение 7
Опишите внешность и характер своего друга (подруги), используя качественные прилагательные.


Упражнение 8

Найдите в тексте относительные прилагательные. Укажите их грамматические признаки.

Маленький человек в дырявом желтом котелке и с грушевидным малиновым носом, в клетчатых брюках и лакированных ботинках выехал на сцену Варьете на обыкновенном двухколесном велосипеде. Под звуки фокстрота он сделал круг, а затем испустил победный вопль, от чего велосипед поднялся на дыбы. Проехавшись на одном заднем колесе, человечек перевернулся вверх ногами, ухитрился на ходу отвинтить переднее колесо и пустить его за кулисы, а затем продолжал путь на одном колесе, вертя педалями.

На высокой металлической мачте с седлом наверху и с одним колесом выехала полная блондинка в трико и юбочке, усеянной серебряными звездами, и стала ездить по кругу. Встречаясь с ней, человечек издавал приветственные крики и ногой снимал с головы котелок (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»).


Упражнение 9

Используя относительные прилагательные, опишите местность, в которой вы проживаете.


Упражнение 10

Определите, к каким лексико-грамматическим разрядам относятся прилагательные. Составьте с приводимыми словосочетаниями предложения.

Стройная колонна, стройная девушка, логически стройное рассуждение, свободное распределение, свободное мышление, гусиное перо, гусиный перелет, тяжелый ящик, тяжелый взгляд, светлая ткань, светлая душа, тонкая рука, тонкая натура, золотое колье, золотые руки, золотой характер, золотые горы, волчья шкура, волчий нрав, медвежья берлога, медвежья лапа, медвежья походка, горькие травы, горькие раздумья.
Упражнение 11

Найдите притяжательные прилагательные. Выделите в них суффиксы:

1) Ничего отец, естественно, не мог изменить, он вошел в дедушкин дом как примак и не вмешивался в чужую жизнь (А.Рыбаков);

2) Если что-то софокловское было в цельных, ясных, твердых характерах героинь ранних романов, то теперь что-то еврипидовское в необузданно страстной и в то же время эгоистически расчетливой натуре Ирины (А.Чичерин);

3) В нескольких шагах от осининского дома он увидел остановившуюся перед полицейскою будкой щегольскую двухместную карету (И.Тургенев);

4) Валек указал мне моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него: слова Валека задали в моем сердце струну сыновней гордости; мне было приятно слушать похвалы моему отцу, да еще от имени Тыбурция…(В.Короленко);

5) В руках – краюха хлеба,

Уста – вишневый сок.

И вызвездило небо

Пастушеский рожок (С.Есенин);

6) А нам какое дело до господ! – возразила Настя, - к тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились еще с молодым Берестовым; а старики пускай себе дерутся, коли им весело (А.Пушкин);

7) Сын его не разделял ни неудовольствия расчетливого помещика, ни восхищения самолюбивого англомана; он с нетерпением ожидал появления хозяйской дочери, о которой много наслышался, и хотя сердце его, как известно, было уже занято, но молодая красавица всегда имела право на его воображение (А.Пушкин);

8) То был прадедовский черноземный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы (И.Тургенев);

9) С чувством робости, грусти, смутной надежды и обреченности переступила она порог отчего дома (А.Фадеев);

10) Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах по сторонам полотна (К.Паустовский);
Упражнение 12

Определите разряды прилагательных. Какие отношения выражают выделенные прилагательные?

1) Дубечная – так называлась наша первая станция – находилась в семнадцати верстах от города. Я шёл пешком. Ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем. Место было ровное, весёлое, и вдали ясно вырисовывались вокзал, курганы, далёкие усадьбы…. Как хорошо было тут на воле! У как я хотел проникнуться сознанием свободы, хотя бы на одно это утро, чтобы не думать о том, что делалось в городе, не думать о своих нуждах, не хотеть есть!(А.Чехов)

2) Над двухэтажным домом № 13, постройки изумительной (на улицу квартира Турбиных была во втором этаже, а в маленький, покатый, уютный дворик – в первом), в саду лепился под крутейшей горой, все ветки на деревьях стали лапчаты и обвисли (М.Булгаков);

3) Нет – казалось мне в детстве, в ранней юности и кажется до сих пор, уже изрядно побродившему по разным краям, - нет на свете красоты, способной затмить в нашей памяти красоту, и величие, и волшебство могучей сибирской природы (П.Нилин);

4) Для меня, человека беззаботного, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние праздничные утра в наших усадьбах всегда были необыкновенно привлекательны. Когда зеленый сад еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, когда около дома пахнет резедой и олеандром, молодежь только что вернулась из церкви и пьет чай в саду, и когда все так мило одеты и веселы, и когда знаешь, что эти здоровые, сытые, красивые люди весь длинный день ничего не будут делать, то хочется, чтобы вся жизнь была такою (А.Чехов);

5) Я отправился к Должикову на другой день, в первом часу. Лакей проводил меня в очень красивую комнату, которая была у инженера гостиной и в то же время рабочим кабинетом. Тут было всё мягко, изящно и для такого человека, как я, даже странно. Дорогие ковры, громадные кресла, бронза, картины, золотые и плюшевые рамы; на фотографиях, разбросанных по стенам, очень красивые женщины, умные, прекрасные лица, свободные позы (А.Чехов);

6) Поутру, ранее даже того времени, которое назначено в городе Н для визитов, из дверей оранжевого деревянного дома с мезонином и голубыми колоннами выпорхнула дама в клетчатом щегольском клоке, сопровождаемая лакеем в шинели с несколькими воротниками и золотым галуном на круглой лощеной шляпе (Н.Гоголь);

7) А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах. А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни, фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов. Впрочем, бывают разные усовершенствования и изменения в методах, особенно в нынешнее время; все это более зависит от благоразумия и способностей самих содержательниц пансиона (Н.Гоголь);

8) Третий и четвертый годы войны и радовали и омрачали: врага изгоняли шаг за шагом – душа ликовала, но, что ни день, все трудней и трудней становилась жизнь. Осенью еще куда ни шло, колоски собирали по жнивью, картошку копали в огородах, а середины зимы начинался голод. Особенно весной да в желтые летние дни туго приходилось, иные едва-едва пробивались дикими кореньями, травой да чуть забеленной молоком водичкой (Ч.Айтматов);

10) Адвокатская деятельность нравилась ему, но все же главным своим занятием считал он не адвокатуру, а эти романы. Ему казалось, что у него тонкая, артистическая организация, и его всегда тянуло к искусству. Сам он не пел и не играл ни на каком инструменте и совершенно был лишен музыкального слуха, но посещал все симфонические и филармонические собрания, устраивал концерты с благотворительной целью, знакомился с певцами (А.Чехов).
Упражнение 13

Выпишите качественные и относительные прилагательные, выделите их словообразовательные форманты. Отметьте случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой.

В первые два дня Петькино пребывание на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыни в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который спокойно шумел над его головой и был для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который спокойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности; полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел было приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда. Тут он, утомленный, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве и утопал в ней; только его маленький веснушчатый носик поднимался над зеленой поверхностью. В первые дни он часто возвращался к матери, терся возле нее и, когда барин спрашивал его, хорошо ли на даче, конфузливо улыбался и отвечал: - Хорошо!..

И потом снова шел к грозному лесу и тихой воде и будто допрашивал их о чем-то. (Л.Андреев «На даче»).


Упражнение 14

Определив разряд данных прилагательных, употребите их в значении прилагательных других разрядов. Составьте с ними словосочетания:

а) мягкий шарф, картинная галерея, медвежья берлога, кислые ягоды;

б) сердечная мышца, лисий выводок, туманное утро, деревянный дом;

в) железная руда, заячий хвост, воздушные потоки, вишневый сок;
Упражнение 15

Найдите прилагательные в переносном значении, определите их лексико-грамматический разряд:

а) Светлая дорога, простые истины, робкие надежды, веселое утро, гранатовое колье, хорошая погода, печальная мелодия, ласковый взгляд, большая работа, красивый портрет, служебный роман, зеленая поросль, розовые очки, легкая рука, простая задача, зеленая молодежь, розовый фламинго, тупой угол, пастельные тона, кошачьи повадки, резкий характер, маленький дом, верная собака, шумная компания, ветреный человек, низкий поступок, белая ворона, темные мысли, горькая пилюля;

б) Высокие чувства, медвежья услуга, коричный костюм, ранняя весна, золотое сердце, голубая мечта, черная зависть, нежные лучи, белая зависть, тяжелый характер, медовые речи, орлиный взгляд, песчаная буря, горная вершина, волчья хватка, новый взгляд, генеральная идея, густой ливень, победный марш, законный брак, застенчивые ивы, золотые листья, странные поступки, книжный шкаф, сонная река, хмурое утро, добрый знак, тяжелая потеря, пестрый калейдоскоп, звездная семья, тяжкие раздумья;


3.2 Грамматические свойства прилагательных



Упражнение 1

В приведенных ниже предложениях найдите краткие формы прилагательных. Можно ли их заменить полными формами прилагательных? Аргументируйте свой ответ. Определите синтаксические функции полных и кратких прилагательных:

1) Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно; черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ – и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов. (Н.Гоголь);

2) Он был слишком молод и скромен в то время, чтобы понять, что могло скрываться под этой враждебностью; точно он обидел ее и она глубоко затаила обиду, а простить не могла. (И.Тургенев);

3) Боги, боги, мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. (М.Булгаков);

4) Наша горница хоть и мала,

Но чиста. Я с собой на досуге…

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге. (С.Есенин);

5) Он был ужасно нервен, ужасно самолюбив, впечатлителен и даже капризен; фальшивое положение, в которое он был поставлен с самого детства, развило в нем обидчивость и раздражительность; но

прирожденное великодушие не давало ему сделаться подозрительным

и недоверчивым. (И.Тургенев);

6) - Чем дальше говорю с вами, - любезно отозвался Воланд, - тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны. (М.Булгаков);

7) Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. (Н.Гоголь);

8) Мелодия белорусской песни, если вы ее не слышали, несколько однообразна, даже, может быть, заунывна, но в ней есть свой особенная грустная прелесть, человечность и доброта. (А.Рыбаков);

9) Что же касается до имения, ей принадлежавшего, то ни она сама, ни ее муж ничего с ним сделать не сумели: оно было давно запущенно, многоземельно, с разными угодьями, лесами и озером, на котором когда стояла большая фабрика, заведенная ревностным, но безалаберным барином, процветавшая в руках плута купца и окончательно погибшая под управлением честного антрепренера из немцев. Госпожа Литвинова уже тем был довольна, что не расстроила своего состояния и не наделала долгов. (И.Тургенев);

10) История его очень коротка: да и где же ей быть длинной и сложной, когда ему минул всего восьмой год! (А.Григорович);
Упражнение 2

Образуйте от данных прилагательных степени сравнения. В каких случаях это невозможно? Аргументируйте свой ответ.

Пасмурный, большой, деревянный, твердый, извилистый, длинный, свежий, морской, толстый, теплый, душевный, заячий, открытый, тонкий, верный, глубокий, белый, громкий, светлый, смелый, бархатный, гламурный, порядочный, тяжелый, сухой, веселый, учительский, суворовский, близкий, весенний, юго-западный, странный, ленивый, гордый, ранний, милый, плохой, слепой, дорогой, старший, удачливый.

Упражнение 3

Определите степени сравнения прилагательных. Как они образованы?



  1. Пилату показалось, что исчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, и все утонуло вокруг в густейшей зелени капрейских садов. (М. Булгаков);

2) Финдиректора почему-то передернуло, и, став уж совсем мрачнее тучи, он отправился за кулисы, чтобы принимать гастролера, так как более принимать было некому. (М. Булгаков);

3) Но удивительнее всего были двое спутников черного мага: длинный клетчатый в треснувшем пенсне и черный жирный кот, который, войдя в уборную на задних лапах, совершенно непринужденно сел на диван, щурясь на оголенные гримировальные лампионы. (М. Булгаков);

4) А Котик! Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. (А. Чехов);

5) Мы, откровенно говоря, удивились такому выбору, нам казалось, что в голубом мама выглядит моложе и ярче, но Гайк выбрал именно темное шерстяное. (А. Рыбаков);

6) Любе было семнадцать лет, и она была самым тонким и, может быть, самым умным человеком в нашей семье. .(А. Рыбаков);

7) Терещенко вел дело гениально, я всегда считал его крупнейшим юристом и рад, что он возрождается к жизни.(А. Рыбаков);

8) Андрея Ивановича – отзывчивого, действительно готового для товарищей на все, - невыразимо трогало малейшее проявление товарищеского чувства к нему; в простом слове участия к его горю он был готов видеть торжество какого-то широкого братства. (В. Вересаев);

9) Имея от природы романическое воображение, я всех сильнее прежде сего был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой-то повести. (А. Пушкин);

10) Имена новейших ученых, с прибавлением года рождения или смерти каждого из них, заглавия только что вышедших брошюр, вообще имена, имена, имена – дружно посыпались с его языка, доставляя ему самому высокое наслаждение, отражавшееся в его запылавших глазах (И.Тургенев);

11) Коля топотал ногами и дергал отца сзади за полы сюртука…но тот сперва облобызался с Анной Захаровной, предварительно сняв с головы пренеудобный и безобразный шотландский дорожный картуз…(И.Тургенев);


Упражнение 4

Образуйте от данных прилагательных все возможные формы сравнения.

Белый, горький, резкий, большой, верный, лучший, опытный, разумный, лояльный, старательный, узкий, туманный, скверный, пустой, крупный, наивный, утренний, долгий, черствый, умный, крепкий, алый, гуманный, новый, честный, упрямый, красивый, удачливый, ленивый, чуткий, мелкий, густой, зеленый, низкий, звонкий, яркий, ловкий, мирный, боевой, сильный.
Упражнение 5

Допишите окончания прилагательных, определите их грамматические признаки.


Позади больш… дома был стар… сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и крапивой; Я прошелся по террасе, еще крепк… и красив…; сквозь стеклянн… дверь видн… была комната, с паркетн… полом, должно быть гостиная; старинн… фортепиано, да на стенах гравюры в широк… рамах из красн… дерева – и больше ничего. От прежн… цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои бел… и ярко-красн… головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежн… аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидист… яблони, обезображенные подпорками и гангреной, и груши такие высок…, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городск… торговки, и сторожил ее от воров и скворцов мужик-дурачок, живший в шалаше (Чехов «Моя жизнь).


Упражнение 6

Найдите субстантивированные прилагательные. Выполните сравнительный анализ грамматических признаков субстантивированного и производного прилагательного. В каких прилагательных полностью произошел переход в существительные? Какой стилистический оттенок придают тексту субстантивированные прилагательные? С какой целью их использует автор?

1) В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем (М.Булгаков);

2) И погасли огни, погасли в книжной, в Николкиной, в столовой (М.Булгаков);

3) И тут произошло чудовищное. Най-Турс вбежал на растоптанный перекресток в шинели, подвернутой с двух боков, как у французских пехотинцев;

4) В гостиной – приемной совершенно темно. Николка наткнулся на стул. В окнах – настоящая опера «Ночь под рождество» - свет и огоньки. (М.Булгаков);

5) Дверь в переднюю впустила холод, и перед Алексеем и Еленой очутилась высокая, широкоплечая фигура в шинели до пят и в защитных погонах с тремя поручичьими звездами химическим карандашом (М.Булгаков);

6) В апреле восемнадцатого, на пасхе, в цирке весело гудели матовые электрические шары и было черно до купола народом;

7) В спальне принимать пищу, - заговорил он слегка придушенным голосом, - в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуге, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!… вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой. – Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной! Передайте это общему собранию, и покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне представить возможность принять пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской (М.Булгаков);

8) От недоброго медицинского прошлого уцелела только одна традиция – белый галстук, который носят теперь доктора; для ученого же и вообще образованного человека могут существовать только традиции общеуниверситетские, без всякого деления их на медицинские, юридические и т.п., но Петру Игнатьевичу трудно согласиться с этим, и он готов спорить с нами до страшного суда (А.Чехов);

9) Пока в духане происходил богословский разговор, Лаевский ехал домой и вспоминал, как жутко ему было ехать на рассвете, когда дорога, скалы и горы были мокры и темны и неизвестное будущее представлялось страшным, как пропасть, у которой не видно дна, а теперь дождевые капли, висевшие на траве и на камнях, сверкали от солнца, как алмазы, природа радостно улыбалась, и страшное будущее оставалось позади (А.Чехов);

10) Когда-то, очень давно, мировой служил в кавалерии; теперь уж он за свою долголетнюю службу по выборам состоял в чине действительного статского, но все еще не бросал ни своего военного мундира, ни военных привычек (А.Чехов);


Упражнение 7

Выпишите из текста прилагательные вместе со словами, с которыми они согласованы, укажите их разряд, род, число, падеж, тип склонения. Образуйте, где это возможно, формы степеней сравнения.

Наступил вечер. Мы жили на Большой Дворянской – это была

главная улица в городе, и на ней по вечерам улица в городе, и на ней по вечерам, за неимением порядочного городского сада, гулял наш высший свет. Эта прелестная улица отчасти заменяла сад, так как по обе стороны ее росли тополи, которые благоухали, особенно после дождя, и из-за заборов и палисадников нависали сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, гуденье жуков, тишина, тепло – как все это ново и как необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год! Я стоял у калитки и смотрел на гуляющих. С большинством из них я рос и когда-то шалил вместе, теперь же близость моя могла смутить их, потому что одет я был бедно, не по моде, и про мои очень узкие брюки и большие, неуклюжие сапоги говорили, что это у меня макароны на кораблях. К тому же в городе у меня была дурная репутация оттого, что я не имел общественного положения и часто играл в дешевых трактирах на бильярде, и от оттого, быть может, что меня два раза, без всякого с моей стороны повода, водили к жандармскому офицеру (А.Чехов «Моя жизнь»).



Упражнение 8

Выпишите из текста качественные прилагательные. Определите тип и разновидность склонения:

1) Дождь кончился сразу, будто его рукой сияло. И тотчас же

распахнулась небо, сияющее бездонной, прозрачной бирюзой. Оно было словно продолжением той красоты и чистоты, которую являла собой раздольной степь, омытая весенним щедрым ливнем. Беспредельные анархайские просторы раздвинулись еще шире, стали еще привольнее. Через весь небосклон пролегла над Анархаем радуга. Она перекинулась из края в край света и застыла в вышине, вбирая в себя все нежные краски мира. Восхищено глядел я вокруг. Синее, бесконечно синее, невесомое небо, трепетное многоцветье радуги и блеклая полынная степь! Земля быстро просыхала, а над ней высоко в поднебесье кружил орел на неподвижно раскинутых, тугих крылья его, а могучее дыхание земли, ее восходящие теплые токи вознесли орла в такую высь (Ч.Айтматов «Верблюжий глаз»);

2) Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются и зреют –

И жизнь могущая дает

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг (А. Пушкин «Евгений Онегин»)


Упражнение 9

Распределите прилагательные по пяти группам:

1) прилагательные с твердой основой,

2) прилагательные с мягкой основой,

3) прилагательные смешанной группы,

4) прилагательные с суффиксом – j- ,

5) прилагательные с суффиксом -ов (-ев), -ин):
1) Когда я приходил, она, увидев меня, слегка краснела, оставляла книгу и с оживлением, глядя мне в лицо своими большими глазами, рассказывала о том, что случилось: например, о том, что в людской загорелась сажа или что работник поймал в пруде большую рыбу (А.Чехов);

2) Это было отличительной бабушкиной чертой: по ее тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьез, хвалит или высмеивает (А.Алексин);

3)Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке, и когда она прыгала, чтобы достать вишню, или работала веслами, сквозь широкие рукава просвечивали ее тонкие, слабые руки (А.Чехов);

4)Что они там вытворяют в нормальном питании – уму собачьему непостижимо (М.Булгаков);

5) Я вглядывался в мамино лицо, а она улыбалась (А.Алексин);

6) В будни она ходила обыкновенно в светлой рубашечке и в темно-синей юбке (А.Чехов);

7) Он был уверен, что родители тоже его очень любили. И что внутри у него – отцовский стержень (А.Алексин);

8) Дворники из всех пролетариев – самая гнусная мразь. Человечьи очистки – самая низшая категория…(М.Булгаков);

9) Была грустная августовская ночь, - грустная потому, что уже пахло осенью; покрытая багровым облаков, восходила луна и еле-еле освещала дорогу и по сторонам её тёмные озимые поля (А.Чехов);

10) В своих романах он описывал только деревню и помещичьи усадьбы, хотя деревню видел очень редко. Только когда бывал у знакомых на даче, а в помещичьей усадьбе был раз в жизни, когда ездил в Волоколамск по судебному делу (А.Чехов);


Упражнение 10

В данном тексте укажите части речи, выполняющие основную изобразительно-выразительную функцию. Выделите прилагательные. Какова их грамматическая и стилистическая роль в тексте. Какие разряды прилагательных использованы?

1) Ночь расцветала. Сонная дрема прошла над городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя стороной крест Владимира, упала над Днепром в самую кущу ночи и поплыла вдоль железной дуги. Доплыла до станции Дарницы и задержалась над ней. На третьем пути стоял бронепоезд. Наглухо, до колёс были зажаты площадки в серую броню, Паровоз чернел многогранной глыбой, из брюха его вываливался огненный плат, разлегаясь на рельсах, и со стороны казалось, что утроба паровоза набита раскаленными углями. Он сипел тихонько и злобно, сочилось что-то в боковых стенках, тупое рыло его молчало и щурилось в приднепровские лесах. С последней площадки в высь? Чёрную и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двенадцать и прямо в полночный крест.

Станция в ужасе замерла. На лоб надвинула тьму и светилась в ней осовевшими от вечернего грохота глазками жёлтых огней. Суета на её платформах была непрерывная, несмотря на предутренний час, В низком желтом бараке телеграф три окна горели ярко, и слышался сквозь стекла непрекращающийся стук трёх аппаратов. По платформе бегали взад и вперёд, несмотря на жгучий мороз, фигуры людей в полушубках по колено, в шинелях и чёрных бушлатах. В стороне от бронепоезда и сзади, растянувшись, не спал, перекликался и гремел дверями теплушек эшелон (М.Булгаков «Белая гвардия»).



Упражнение 11

В отрывках из романа И. Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев выделите прилагательные, при помощи которых выражается ирония. Обратите внимание, какие разряды прилагательных при этом активно используются:

1) Двести рублей, которые ежемесячно получал ее муж на заводе «Электролюстра», для Эллочки были оскорблением. Они никак не могли помочь той грандиозной борьбе, которую Эллочка вела уже четыре года, с тех пор, как заняла общественное положение домашней хозяйки, жены Щукина. Борьба велась с полным напряжением сил. Эрнест Петрович брал на дом вечернюю работу, отказался от прислуги, разводил примус и даже жарил котлеты.

Но все было бесплодно. Опасный враг уже разрушал хозяйство с каждым годом все больше. Несчастье посетило Эллочку в тот радостный вечер, когда она примеряла очень миленькую крепдешиновую кофточку. В этом наряде она казалась почти богиней.

- Хо-хо! – воскликнула она, сведя к этому людоедскому крику поразительно сложные чувства, захватившие ее.;

2) Платье, отороченное собакой, нанесло заносчивой Вандербильдихе первый меткий удар. Потом гордой американке были нанесены три удара подряд. Эллочка приобрела у домашнего скорняка Фимочки Собак шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), завела себе голубиную шляпу из аргентинского фетра и перешила новый пиджак мужа в модный дамский жакет. Миллиардерша покачнулась, но ее, как видно, спас любвеобильный папа Вандербильд…

Вечер Эллочка провела с Фимкой Собак. Они обсуждали необычайно важное событие, грозившее опрокинуть мировую экономику.

- Кажется, будут носить длинное и широкое, - говорила Фима, по-куриному окуная голову в плечи (Ильф и Петров «Двенадцать стульев»).;


Упражнение 12

Выпишите из текста прилагательные. Какими языковыми средствами автор выражает положительную оценку детской речевой деятельности?

Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным филологом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. Тончайший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и когда ему понадобится создать то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которое по сокровеннейшим законам языка необходимы для данного оттенка мыслей и образа. Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на его бедную голову, а он, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, ежеминутно сортируя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов – и при этом даже не замечая своей колоссальной работы! У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить те мириады синтаксических и морфологических форм, которые, играючи, усваивает двухлетний лингвист (К. Чуковский).
Упражнение 13

В данном тексте определите средства и способы выражения грамматических значений всех имен прилагательных.

Мы вошли в бухту, и так же, как это утро, белый розовый, снежный городок открылся передо мной.

Он был виден весь, как будто нарочно поставленный на серый высокий склон с красивыми просветам гранита. Белые домики с крылечками, от которых в разные стороны разбегались ступени, были расположены линиями, одна над другой, а вдоль бухты стояли большие каменные дома, построенные полукругом. Потом я узнал, что они так и назывались - циркульными, точно гигантский циркуль провел этот полукруг над Екатерининской бухтой.

Поднявшись на высокую лестницу, которая вела под арку, перекинутую между этими домами, я увидел бухту от берега до берега, и непонятное волнение, которое все утро то пробуждалось, то утихало в душе, то вновь овладело мною с какой-то пронзительной силой. Бухта была тёмно-зелёная, непроницаемая лишь поблескивающая от света неба. Что-то очень далёкое, южное, напоминающая высокогорные Кавказские озёра, было в этой замкнутости берегов, но на той стороне убегали сотки, покрытые снегом, и на их ослепительном фоне лишь кое-где был виден чёрный рисунок каких-то невысоких деревьев.

Я не верю в предчувствия, но невольно подумал о нём, когда, пораженный красотой полярного и Екатерининской бухты, я стоял у циркульного дома. Точно это была родина, которую до сих пор я лишь видел во сне и напрасно искал долгие годы, - таким явился передо мной этот город. И в радостном возбуждении я стал думать, что здесь непременно должно произойти что-то очень хорошее для меня и даже может быть самое лучшее в жизни. (В.Каверин «Два капитана»).


Упражнение 14

Выделите прилагательные, определите падежные значения прилагательных. Укажите словообразовательные аффиксы имен прилагательных:

1) Господин полковник сидел в низеньком зеленоватом будуарном креслице на возвышении вроде эстрады в правой части магазина за маленьким письменным столиком. Груды голубоватых картонок с надписью «Мадам Анжу. Дамские шляпы» возвышались за его спиной, несколько темня свет из пыльного окна, завешенного узористым тюлем. Господин полковник держал в руке перо и был на самом деле не полковником, а полковником в широких золотых погонах, с двумя просветами и тремя звездами и со скрещенными золотыми пушечками. Господин полковник был немногим старше самого Турбина – было ему лет тридцать, самое большое тридцать два. Его лицо, выкормленное и гладко выбритое, украшалось черными, подстриженными по-американски усиками. В высшей степени живые и смышленые глаза смотрели явно устало, но внимательно (М.Булгаков);

2) В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил заночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью с полуподнятым верхом, тройка довольно простых с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый (И.Бунин);


Упражнение 15

Составьте рекламный текст с описанием какого-либо предмета, используя прилагательные различных разрядов, форм и степеней сравнения.


Упражнение 16

Выявите семантические (постоянный или временный признак) и стилистические различия (экспрессивная речь, научный стиль и т.д.) в употреблении полных и кратких формах прилагательных:

1) Он (доктор Благово) был простосердечен и умел сообщать свое оживление другим… Сестра слушала, как я и доктор спорили, и в это время выражение у нее было радостно восторженное, умиленное и пытливое, и мне казалось, что перед ее глазами открывался мало-помалу иной мир, какого она раньше не видела даже во сне и какой старалась угадать теперь. Без доктора она была тиха и грустна, и если теперь иногда плакала, сидя на моей постели, то уже по причинам, о которых не говорила (А.Чехов);

2) На столе чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри, особенные, в виде фигурных колонок. При матери, Анне Владимировне, это был праздничный сервиз в семействе, а теперь у детей на каждый пошел день. Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна. Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных. Полы лоснятся, и в декабре, теперь на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных, утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу – коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками (М.Булгаков);

Любой букварь неполноценен без вводной странички о значении и красе родной природы, леса в том числе; и плох учитель, если не сумел обучить свою паству этой самой действенной и благородной из наук. Терпеливо растолкуйте детям, что лес входит в понятие отечества, что сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины! Сумейте использовать безграничное время и энергию своих юных питомцев, одинаково пригодную для разрушения и созидания, - меньше будет загублено деревьев, поломанных садов, разоренных гнезд и муравейников, в чем дети нередко видят особое удальство. Есть вещи, непосильные никакому бюджету и ведомству, кроме как всенародному и целеустремленному порыву (А.Леонов);
Упражнение 17

Составьте рекомендательное письмо работодателю о молодом специалисте в отрасли образования. Обратите внимание на то, какие при этом будут использованы разряды, формы и степени сравнения прилагательных. Слова для справок: грамотный, квалифицированный, мобильный, коммуникабельный, скромный, амбициозный, честолюбивый, аккуратный, пунктуальный, толерантный, креативный, творческий, инициативный, порядочный.


3.3 Полный морфологический анализ прилагательных
Выполните морфологический разбор выделенных прилагательных:

Двор дачи, похожий на усадьбу, был большой, справа от въезда стояла пустая старая конюшня с сеновалом в надстройке, потом длинный флигер для прислуги, соединенный с кухней, из-за которой глядели берёзы и липы, слева, на твёрдой, бугристой земле, просторно росли старые сосны, на лужайках между ними поднимались гигантские шаги и качели, дальше, уже у стены леса, была ровная крокетная площадка. Дом, тоже большой, стоял как раз возле въезда, за ним большое пространство занимало смешение леса и сада с мрачно-великоватой аллеей древних елей, шедшего посреди этого смешения от заднего балкона к купальне на пруду. И хозяева, одни или с гостями, сидели всегда на переднем балконе, вдавшемся в дом и защищенном от солнца. В то воскресное жаркое утро сидели только хозяйка и Левицкий. Утро, как всегда при гостях, казалось особенно праздничным, а гостей приехало много, и горничные, блестя новыми платьями, то и дело прибегали по двору из кухни в дом и из дома в кухню, где шла спешная работа к завтраку (И.Бунин «Зойка и Валерия»).



<предыдущая страница | следующая страница>


Тесты по разделу «Морфология (Именные части речи)» курса «Современный русский язык»
1549.65kb.

10 09 2014
7 стр.


Апим «Современный русский литературный язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Апим по дисциплине «Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Им по дисциплине «Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (для специальности 032900 – Русский язык и литература) разработан для использования в процедурах самообслед

186.73kb.

14 12 2014
1 стр.


Современный русский язык и его разновидности. Современный русский литературный язык как высшая форма существования общенародного языка

Усский язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны

626.6kb.

17 12 2014
3 стр.


Экзаменационные вопросы по курсу «Стилистика русского языка и культура речи»

Современный русский язык. Национальный язык. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Литературная норма

32.97kb.

23 09 2014
1 стр.


Современный русский язык и его разновидности. Современный русский литературный язык как высшая форма существования общенародного языка

Общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны

765.58kb.

09 10 2014
4 стр.


Реферат Неологизмы и трудность их употребления (русский язык и культура речи) Студентки 1 курса гр. А12Н

Трудности, связанные с использованием в речи неологизмов, вызываются нередкой расплывчатостью семантики в новых словах, трансформацией их значений в зависимости от времени и общест

117.55kb.

09 10 2014
1 стр.


Тесты по разделам, набор презентаций по разделам и темам курса

Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования

288.37kb.

10 10 2014
1 стр.


Как развивалась морфология русского языка

Узнаете, что означает сам термин «морфология», откуда пошло распределение слов на части речи. Также вы познакомитесь с этапами развития русской морфологии. А ещё вы узнаете, какие

88.57kb.

03 09 2014
1 стр.