Перейти на главную страницу
Специальность 10.01.02 – Литература народов Российской Федерации
(якутская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Якутск – 2011
Работа выполнена на кафедре якутской литературы Института языков и культур народов Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»
научный сотрудник
Институт гуманитарных исследований и проблем
малочисленных народов Севера СО РАН
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Защита состоится «30» декабря 2011 г. в «10:00» часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.06 при ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» по адресу: 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.
Автореферат разослан «29» ноября 2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета П.В. Сивцева-Максимова
В этой связи по-новому актуализируется монографическое исследование художественного наследия отдельных писателей, что позволяет выявить не только самобытность творчества авторов, определить их роль и место в литературе конкретного периода, но и дает возможность поиска новых подходов к взаимозависимостям истории и литературного процесса (Н.С. Надъярных).
Литература Якутии ХХ в. как период становления и развития художественного сознания народа притягивает внимание многих исследователей. В этом плане значительным в изучении истории якутской словесности начала ХХ в. можно считать зарождение печати: появление первых газет и журналов, где печатались художественные произведения на русском и якутском языках. В 1909 г. в частной типографии В.В. Жарова в Якутске был выпущен первый сборник стихотворений и очерков Петра Черных «Тихие струны» – поэта, с творчества которого началась история русскоязычной литературы Якутии.
Петр Никодимович Черных (1882-1933), родившийся в смешанном браке, свободно владел русским и якутским языками, был хорошо знаком с фольклором якутского народа и произведениями русских классиков. Сам поэт писал преимущественно на русском языке, хотя среди его стихотворений есть написанные и на якутском. Первое опубликованное произведение поэта - стихотворение в прозе «Под звуки непогоды» - появилось на страницах газеты «Якутский край» 30 августа 1907 г. под псевдонимом Юрий Фиолетов. К тому же П.Н. Черных известен еще и как один из первых переводчиков поэмы «Красный шаман» основоположника якутской советской литературы П.А. Ойунского, получившего одобрение самого автора произведения. Конструктивное сотрудничество с политическими ссыльными, участие в издании местной печати, личная встреча с М. Горьким - все это характеризует П.Н. Черных-Якутского как активного местного поэта, внесшего существенный вклад в развитие литературного процесса Якутии начала ХХ века.
Критические работы о творчестве писателя появляются на страницах периодических изданий, начиная со статьи редактора журнала «Ленские волны» Н. Усольцева (Н.Е. Олейников) в 1914 г. В последующий период большинство работ о творчестве П.Н. Черных-Якутского освещало вопросы русско-якутских литературных связей (Ем. Ярославский, В. Журавлев-Полярный, А. Бояров, П. Ойунский, С. Потапов, С. Кулачиков, Л.Катанский). Исследования его жизни и творчества начинаются в 1940-е гг. Известному переводчику и критику, организатору библиотечного дела Якутии в годы политических репрессий и Великой отечественной войны Г.С. Тарскому принадлежит составление наиболее полного библиографического справочника произведений и указатель литературы о П.Н. Черных-Якутском. Значительную работу по анализу творчества Черных-Якутского во всем объеме изданных произведений провела М.Г. Михайлова в фундаментальных трудах «Сибирью плененные» (1969), «Русская литература в Якутии» (1989), а также авторы исследований проблем русско-якутских литературных связей (К. Пасютин, Н. П. Канаев, Л.М. Морозова, Н.Н. Тобуроков, Н.С. Сивцева, М.Г. Михайлова, А.А. Бурцев, З.К. Башарина, Н.В. Покатилова, Л.Н. Романова, И.С. Емельянов и др.).
Новый виток интереса к творчеству самобытного поэта отмечается в 1990-х гг., когда появилась статья В. Артемьева «Найдены новые документы и рукописи» о неизвестной фотографии прототипа Макара из рассказа В.Г. Короленко «Сон Макара», с которым П.Н. Черных-Якутский лично встречался во время сбора материалов для своего очерка. В начале ХХI века жизнь и творчество П.Н. Черных-Якутского вновь обретает актуальность, что связывается с именем известного библиофила и библиографа русской литературы М.З. Винокурова. Проект по возвращению культурного наследия народа саха: сохранение и возвращение на родину архивного фонда М.З. Винокурова из г. Джуно, штата Аляска, США - открывает новые ранее неизвестные сведения о якутском поэте, который продолжал дружескую переписку с М.З. Винокуровым и после его отъезда в Америку. В 2004 г. в газете «Якутия» под рубрикой «Бесценный подарок» появляется заметка «Рукопись поэта вернулась через… 82 года», где говорится о рукописном дневнике поэта, в котором были собраны лирические стихи, посвященные любимой женщине. К 125-летию поэта в 2007 г. выходит ряд статей в местной прессе. Так, в архивах рукописного фонда Научно-исследовательского центра книжных памятников Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), научной библиотеке Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Литературном музее им. П.А. Ойунского хранятся материалы с рукописями поэта, в том числе с черновиками еще не изданных стихов.
Одним из спорных моментов в трудах исследователей остается вопрос о национальной принадлежности поэта. Некоторые из исследователей жизни и творчества П.Н. Черных-Якутского относят его к русским писателям, основываясь на наиболее исследованной части его творчества как гражданская поэзия, которая развивалась под влиянием исторического времени и сливалась с творчеством русских политических ссыльных, однако наряду с этим есть и приверженцы идеи якутского происхождения поэта, подчеркивающие национальное виденье и своеобразие его произведений.
Во всех вышеназванных работах творчество старейшего местного поэта в большинстве случаев изучалось во взаимосвязи с русско-якутскими литературными связями и в рамках канонизированного «социалистического метода», в результате которого «нестандартные стороны» литературной деятельности оказывались вне интересов литературоведов, в том числе изучение его прозаических произведений. Таким образом, появившиеся новые архивные материалы дают возможность пересмотра художественного наследия П.Н. Черных-Якутского в целом.
В контексте вышесказанного необходимость специального изучения особенностей творчества П.Н. Черных-Якутского не вызывает сомнения, что позволяет считать тему нашего исследования «Творчество П.Н. Черных-Якутского в контексте литературного процесса Якутии начала ХХ века» актуальной.
Объект исследования – художественные произведения П.Н. Черных-Якутского, опубликованные в периодической печати и сборниках разных лет: «Тихие струны» (1909), «Сборник стихотворений» (1926), «Избранное» (1945), (1954), «Якутия родная» (1982), фельетон «Родословная Стефи», вышедший отдельной книгой в 1915 г., неопубликованная лирика из рукописного архива поэта.
Предмет исследования – выявление художественного своеобразия поэзии и прозы П.Н. Черных-Якутского.
Цель исследования: изучение индивидуально-авторского и национального своеобразия творчества П.Н. Черных-Якутского в контексте литературного процесса Якутии начала ХХ века.
Гипотеза исследования: выявление специфики и национального своеобразия творчества П.Н. Черных-Якутского возможно в результате историко-литературного исследования его поэтического и прозаического наследия, предполагающего анализ художественных образов его произведений в контексте литературного процесса Якутии начала ХХ века.
Поставленная в работе цель реализуется посредством решения следующих задач:
Первая глава «Литературный процесс Якутии начала ХХ века: истоки становления русской и русскоязычной литературы Якутии» состоит из двух параграфов. Первый параграф – «Художественные произведения на страницах периодической печати. Первые литературные сборники» - посвящен обзору литературного процесса Якутии начала ХХ века и истокам появления первых печатных изданий.
Период кризисного времени начала ХХ века активизирует национальное самосознание, в этом отношении значителен сам факт борьбы за национальное слово, и как результат появление местной печати, а затем и печати на родном языке. Существенное влияние политических ссыльных на фоне исторических событий России обусловило обращение якутских писателей к русскому слову.
В целом, анализ первых легальных печатных изданий в Якутии позволяет сделать вывод не только о революционном характере печати, о чем говорит и частая смена названий, но и об особом внимании редакторов к художественному слову на страницах газетах и журналов «Якутская жизнь» (1908-1909), «Якутская мысль» (1909), «Якутская окраина» (1912), «Ленский край» (1912), «Саха саҥата» («Голос якута», 1912-1913), «Ленские волны» (1913-1916). В архивах Национальной библиотеки РС (Я) сохранились многие номера этих изданий, представляющие прообраз современных журналов с красочным оформлением названия, предисловием от редактора, объявлениями и рекламными заметками, основной задачей которых являлось отражение событий и реалий своего времени. О формировании литературного сознания общества и потребности самовыражения местных писателей также говорит появление первых литературных сборников («Первый литературный сборник в г. Якутске», «По камере», «Ряды мгновений» - 1908). Большая часть псевдонимов авторов местной печати остается и по сей день нераскрытой, однако знаменательным для якутской литературы явились первые официальные публикации произведений А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, В.В. Никифорова и др., набранные еще «бетлинговским» шрифтом.
Выход сборника стихов П. Черных, его участие во всех значимых событиях литературного процесса Якутии начала ХХ века свидетельствует об активной гражданской и литературной позиции. Его признание политическими ссыльными и основоположниками якутской литературы подтверждают посвященные П. Черных стихотворения, где поэта выделяют как «истинного борца», подчеркивая лирическое начало его стихотворений раннего периода (В. Брусенин, М. Таежник, П. Ерыгин, М. Тулупов, Бродяга, А. Софронов).
Таким образом, в ходе исследования доказывается, что появление литературных журналов и сборников в начале ХХ века аргументирует силу и необходимость художественного слова, а первые публикации местных поэтов и писателей выражают дух и потребности исторического времени. П. Черных становится активным деятелем Якутии, связующим звеном якутов и русских в это сложное время. Он один из первых местных жителей принимает сторону политических ссыльных, которые вели культурно-просветительскую работу среди населения, занимались научной деятельностью и оставили после себя ценные труды по этнографии, истории, языку и фольклору (И.А. Худяков, Л. Трощанский, Э.К. Пекарский и др.). Одновременно с влиянием культуры местных жителей на пришлое русское население происходил и обратный процесс. Якутская тема в произведениях русских писателей давно привлекала внимание исследователей и остается наиболее изученной на сегодняшний день. Первыми описали якутскую действительность на страницах периодической печати не только Якутии, но и в журналах Сибири и центральной России ссыльные декабристы А.А. Бестужев-Марлинский («Саатырь», «Из рассказов Сибири» и др.), Н.А. Чижов («Нуча», «Воздушная дева»), М. Александров («Якут Манчары»), Д. Давыдов («Жиганская Аграфена», «Юрта», «Тунгус») и др. В их произведениях раскрывается самобытный художественный образ Якутии. Вторая волна активизации якутской темы была связана с деятельностью В.Г. Короленко, В.Л. Серошевского, В.Г. Тана-Богораза, П.А. Грабовского, творчество которых развивалось по пути реализма.
Второй параграф – «Петр Черных в первых печатных изданиях Якутии. Начало творческого пути» - раскрывает вопросы жизненного и творческого пути поэта, дает анализ первых опубликованных работ П.Н. Черных-Якутского.
Петр Черных родился 26 марта 1882 г. на берегу Охотского моря, в глухом селении Иня, Охотского округа Приморской области. Но если принимать во внимание, что Черных свободно владеет якутским языком с детства и еще будучи ребенком переезжает на постоянное место жительства в г. Якутск, более того во всех официальных документах называет себя якутом, то все же можно предположить, что позиционировал себя П.Н. Черных в первую очередь как якутского писателя. Судя по сохранившимся фотографиям, а также по материалам личного архива поэта можно говорить, что в его внешности было больше якутского, чем русского. В 1920-х гг. Петр Черных возьмет себе псевдоним «Якутский», можно полагать, тем самым акцентируя национальное самосознание.
Первое опубликованное произведение П. Черных «Под звуки непогоды» (1905) знаменательно своеобразной интерпретацией фольклорного сюжета. Пользуясь образами героического эпоса, писатель олицетворяет мир жестокости Черным богатырем, а мир справедливости и любви - Белым, что вполне соответствует форме лирико-романтической прозы с использованием фольклорных мотивов. С детства впитавший в себя якутские традиции, выросший на лучших образцах якутского фольклора П.Н. Черных-Якутский не раз обращался к ним в своем творчестве, воспевая природу и красоту родного края.
В ходе исследования выявляется, что в стихотворениях раннего периода П.Н. Черных-Якутского поднимается актуальный вопрос, рассматриваемый вне времени - взаимоотношения человека и природы. В творчестве поэта важное значение в выражении особенностей национально-регионального колорита имеет обращение к мифологии, верованию народа. Миросозерцание якутского народа находит свое художественное выражение, когда человек рассматривается как часть природы, не отделяясь от нее. Вклад П.Н. Черных-Якутского в формирование национального пейзажа определяется выделением основных его функции в произведении: воспевание родного края («Родина», «Родная картинка», «Охотску»); раскрытие внутреннего мира характера через поэтический образ природы («Зимняя мелодия», «Минувшее», «Белая ночь»); философские раздумья о судьбе человека и народа («Отчего?», «Бессонные ночи», «Во тьме»); создание фона для показа событий национальной жизни («В буре», «Верба», «Горный цветок»).
Национальное своеобразие произведений П.Н. Черных-Якутского проявляется в раскрытии образа, лексике, использованиях опосредованных форм фольклорных мотивов. Особое значение приобретают национальный подтекст его метафор, сравнений, тяготение к развернутым эпитетам, а также предпочтение парных рифм и воспевание образа «весны» как у народа саха. Более того, общеизвестным фактом является то, что психология двуязычного писателя своеобразна и сложна. И даже если национальный писатель пишет по-русски, есть скрытая под иноязычной формой часть его мышления как национальное художественное сознание. По мнению Е. Дишкант, «это кладовая творческой памяти русскоязычного писателя, где хранятся самобытные национальные понятия, представления о предметах, вещах и явлениях, формирующие специфику национальной образности».
Таким образом, в работе доказывается, что известные биографические факты из жизни поэта и особый национальный колорит его романтической поэзии позволяет выделить П.Н. Черных-Якутского как первого якутского поэта, писавшего на русском языке, что говорит о возникновении полноправного явления в истории литературы Якутии начала ХХ века как русскоязычная литература якутских писателей.
Вторая глава «Поэзия П.Н. Черных-Якутского: национальное своеобразие и проблема авторской идентичности» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Изданные поэтические произведения П.Н. Черных-Якутского. Художественное своеобразие» выделяются тематические комплексы творчества поэта по затрагиваемым проблемам: пейзажная лирика в основном представлена романтически возвышенными стихотворениями раннего периода; гражданская лирика, стихотворения с социально-политической тематикой, в которых раскрывается отношение автора к Родине, власти, общественному строю; любовная лирика по количеству занимает не много места в активе поэта, но с появлением архивных рукописных материалов, содержащих интимную лирику поэта, можно утверждать, что любовная тематика является одной из доминирующих в его поэзии.
В лирике П.Н. Черных-Якутского особое место занимают стихотворения на якутском языке («Кысын» (Зима), «Саас кэлиитэ» (Приход весны), «Сологуб ырыата» (Песня Сологуба), значительные как показатель национальной идентичности поэта. В качестве другой значимой группы в творчестве поэта можно выделить переведенные им на русский язык произведения якутских поэтов.
В итоге систематизации исследования пейзажной лирики выявились особенности художественных образов стихотворений П.Н. Черных-Якутского. Лирический герой его лирики сосуществует в абсолютной гармонии с природными явлениями, с окружающей средой. Поэт часто в качестве объектов поэтического воплощения выбирает утро, вечер, ночь, весну, осень, солнечный и лунный свет. Пропуская через себя явления живой природы, поэт рисует незабываемые образы. Так, наиболее близким для тонкой души поэта становится образ ночи («Белая ночь», «Тишина», «Летней ночью», «Во тьме», «Чары весенней ночи», «Ночь на Сергеляхе», «Пред рассветом», «Бессонные ночи», «Раздумье»). С особым вдохновением, даже скорей в пафосной форме описывает поэт образ весны, она предстает символом торжества справедливости и веры, но в близких народной поэзии эпитетах весна изображается как самая лучшая пора жизни народа естественно и душевно. Такое традиционное представление типичное для стихотворений П.Н. Черных–Якутского раскрывает национальное своеобразие его пейзажной лирики.
В постреволюционный период в творчестве П.Н. Черных-Якутского доминирует гражданская лирика публицистического характера, своеобразная ода торжеству пролетариата. Художественной основой этих стихотворений становится чувство боли автора за судьбу всего человечества и твердая убежденность в верности социалистических принципов. Время само диктовало «строки песен» и поэт умело переносил в свои стихотворения отклики народа.
Одним из отличительных признаков поэтического стиля П.Н. Черных-Якутского становится предпочтение цветовых эпитетов, например, использование красного цвета. Так, в зависимости от контекста разнообразна оттеночная гамма эпитета «красный» - это и «яркоогненный», и «пурпурный», «красноогненный», «кровавый». Причем цветовые определения ставят своей целью не конкретное воспроизведение реальных, существующих в природе цветовых гамм, а изображение наиболее характерных, отличительных, в иных случаях идеализирующих качеств объекта, которые помогают как можно глубже раскрыть идейный замысел автора («Красный октябрь», «Красный буревестник», «Павшим героям», «Первое мая», «Раненым красным героям»). Кроме того, выбор для того или иного образа во многом был предопределен культурно-историческим контекстом эпохи.
Наиболее остро переживания поэта передаются в стихотворениях, посвященных теме малой родины, раскрытию самых злободневных проблем. Цикл стихов о военных действиях в Якутии, которые поэт пережил вместе со своим поколением, сфокусированы на конкретных примерах из повседневной жизни, представлены в более близких к реальности ракурсах. В некоторых строках поэта прослеживается несогласованность формы и содержания, чувствуется еще неуверенность владения поэтическим словом. Такие стихи носят скорей подражательный характер, когда информативность превосходит образность изображения («Война в Якутии», «В книге снегов», «Грядущему поколению»).
П.Н. Черных-Якутский приветствуя новую, советскую жизнь, откликается на все значительные события. По его стихам можно судить о реальных явлениях начала ХХ в., начиная с помощи голодающим Поволжья до прилета первого самолета в Якутию. Участие – вот цель его поэзии данного периода. В целом, идеологические стихотворения 1920-х гг. ценны как отклики со стороны местных поэтов, выражавших гражданскую позицию, которую можно назвать определяющей характеристикой времени («Песня», «Из прошлого в будущее», «Родная картинка», «Я – белый подснежник»).
Стихотворения цикла «Женщине-работнице» открывают отдельную тему в творчестве П.Н. Черных-Якутского – тему любви. Однако социалистический пафос и здесь неотделим от образа, в этом ракурсе женщина предстает как личность, в своих убеждениях «свободой увенчанная», как верный соратник и боевой товарищ. И если в описании женского образа у его современников, например у якутского поэта А.И. Софронова – это в первую очередь воспевание красоты женщины, где как в народном эпосе олонхо одно сравнение сменяется другим, то образ женщины у П.Н. Черных-Якутского совершенно отличается от традиционного народного описания. Хотя в ранних произведениях поэта встречается романтический образ возлюбленной, но здесь, его поэзия ближе к пролетарским писателям.
С точки зрения жанровой эволюции интересно более зрелое творчество П.Н. Черных-Якутского. Он стал работать в лиро-эпическом жанре, написав две поэмы. Уже само обращение к поэме свидетельствует о художественном росте автора и широком восприятии действительности. Эта крупная форма поэтического повествования позволяет глубже показать характер времени, основные моменты в жизни человека, воспеть героический подвиг народа. В поэме «Светлана» (1923-1925) личностное ощущение природного явления выступает показателем способа раскрытия темы. Это открытое выражение авторской мысли о «пробуждении» общественного сознания. Однако точная и тонкая передача рядовых, казалось бы, моментов жизни якута больше приближает поэта к читателю в стихотворениях о родном крае («Заготовка дров», «Доение коровы», «Камелек», «Эсиэкэй-осуокай»).
Значительным в поэме «Советская Якутия» (1931) становится обращение к теме судьбы и роли политических ссыльных в Якутии. Поэт одним из первых местных авторов подчеркивает неоспоримый вклад ссыльных в развитие края. К этой теме он еще не раз вернется в своих прозаических произведениях, описывая недоверие местного населения в первое время («В тайге», «Из недавнего прошлого»). Как бы ни был широк тематический диапазон, на всем лежит печать его индивидуальной оценки и личных пристрастий. Лирическое начало выступает здесь в виде эмоциональной оценки, размышления, личного воспоминания поэта, пейзажных зарисовок, тесно связанных с развитием темы произведения.
В ходе исследования определяется, что для поэзии П.Н. Черных-Якутского характерно «глубокое уважение» к рифме, постоянное подчеркивание ее эвфонической и смысловой функции в стихе: конечное созвучие строк отмечается примерно в 80% произведений на русском языке. Выделение ассоциативной, конструктивной и композиционной роли рифмы определяет влияние классической литературы на поэтику П.Н. Черных-Якутского, что в целом было характерно для становления молодых национальных литератур. Н.Н. Тобуроков отмечает, что стихотворения П.Н. Черных-Якутского на якутском языке отличаются равносложными строками, что вносит в ритмику якутской поэзии новую форму. По этому поводу он специально подчеркивает, что такое соблюдение равносложности П.Н. Черных-Якутским во многом предвосхитило основные параметры якутской поэзии после 1917 г. Это представляется одним из значительных доказательств русско-якутского пограничного творчества П.Н. Черных-Якутского, о чем не говорилось в ранних исследованиях.
По типу клаузулы в поэзии П.Н. Черных-Якутского можно выделить преимущественное использование мужских и женских рифм, разнообразящее ритм стихотворений. Именно неравносложной рифмой, на сочетании женских и мужских клаузул построено подавляющее большинство стихотворений пейзажной лирики (37,2%), что сопоставимо со стихотворениями, написанными на один тип клаузулы: мужские (29,4%), женские (23,6%), дактилические (9,8%).
В большинстве стихотворений П.Н. Черных-Якутского можно проследить тяготение к точным рифмам, автор достаточно четко сохраняет опорный согласный в мужских рифмах, оканчивающихся на гласную: зарЯ-горЯ, полнЫ-веснЫ, емУ-тьмУ и т.д. К другим типам рифм, наиболее встречающимся в стихотворениях поэта являются рифма с замещением, преимущественно с замещением в группе согласных: звеЗду – я Жду, воскреШаю – чиТаю, Лет – приВет и т.д. В подобной комбинации типов рифм можно проследить попытку автора сохранить полноту звучания рифмы, ее звонкость. Такая характеристика преимущественно русской поэзии находит отражение в трудах известного стиховеда Д. Самойлова. Приверженность традициям классической русской литературы находит свое отражение и в размерах стиха. Для поэзии П.Н. Черных-Якутского наиболее употребительными явились двухстопный и четырехстопный ямб: представлено более 50% его лирики в целом. Преобладающим в трехстопных вариантах можно выделить анапест.
Строгая организация стиха, владение поэтическим слогом, знание якутского языка находят свое отражение и в его переводческой деятельности. Если в начале ХХ века современники поэта занимаются переводами на якутский язык М.Ю. Лермонтова, М. Горького, то П.Н. Черных–Якутский стал одним из первых переводчиков произведений якутской литературы. О переводе поэмы П.А. Ойунского «Красный шаман» (совместно с А.Ф. Бояровым) напишут якутские исследователи в контексте русско-якутских литературных связей, оценивая знание культуры и языка якутского народа. По сути, последним написанным произведением П.Н. Черных–Якутского является отрывок из олонхо «Хаан Дьаргыстай», который был опубликован после смерти поэта в сборнике 1945 г. В этих работах главной задачей остается для поэта знакомство общественности с якутской литературой, а образы, навеянные якутским народным эпосом не покидали поэта всю его жизнь. Начиная с самой первой публикации и до последней его работы творчество П.Н. Черных-Якутского имеет неразрывную связь с образами якутского фольклора.
Второй параграф «Рукописный сборник «Кровью сердца своего» П.Н. Черных-Якутского. Анализ нового архивного материала» посвящен введению в научный оборот неопубликованной лирики поэта, которая оставалась вне поля зрения критиков и исследователей.
О рукописном сборнике поэта, посвященным Н.И. Громовой всенародно узнали лишь в начале ХХI в., когда ее дочь Маргарита Громова передала тетрадь поэта в Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) в г. Санкт-Петербурге.
К сожалению, ни автобиография Н.И. Громовой, ни воспоминания о матери М.А. Громовой не содержат никаких сведений об ее знакомстве с П.Н. Черных-Якутским. А ввиду давности произошедшего и уже отсутствия прямых свидетелей той истории невозможно полностью восстановить детали событий, но по сохранившимся письмам, черновикам и стихотворениям можно попытаться воссоздать общие очертания истории. Так, время и место их знакомства по предположениям могло произойти после 1919 г., когда Громова переезжает в Якутск. В то время она становится активным общественным деятелем, всю свою дальнейшую жизнь посвятившей женскому движению Якутии. Именно в 1920 г. появляются первые стихотворения П.Н. Черных-Якутского, адресованные ей («Букет левкоев», «Красный платочек», «Моему ясному солнышку»).
Стихотворения, посвященные Н.И. Громовой, аккуратно переписанные собственноручно поэтом и собранные в рукописном сборнике под общим названием «Кровью сердца своего», сопровождаются рисунками и комментариями автора. Это небольшая по величине тетрадь в плотном переплете, сравнимая по размеру с общей тетрадью, хранится в Литературном музее им. П.А. Ойунского под номером ЛМО КП 5032/ 1-80. Всего 85 стихотворений на семидесяти трех страницах, что составляет более 1500 поэтических строк, повествуют об отношении поэта к любимой женщине, раскрывают главную тему самого сборника.
В целом, анализ любовной лирики П.Н. Черных-Якутского позволяет представить тему любви в его творчестве как эволюционирующую: от абстрактного образа к конкретной личности. А форму образа-переживания можно назвать художественной основой интимной лирики поэта, формой выражения авторского сознания. Лирический субъект выступает как самостоятельный образ во всех стихотворениях интимной лирики поэта и формируется устойчивыми характерными чертами: романтичность, чувственность, ранимость, пессимистичность, лаконичность, психологичность. Прямой разговор от имени лирического «я» является предельной лирической формой стихотворений П.Н. Черных-Якутского. Сам субъект речи в его лирике индивидуализирован и чаще всего выделен и в грамматическом выражении: личными местоимениями («я», «мой», «моя», «мне»). Введение собственных имен реальной личности, конкретных дат и названий мест активизирует в стихотворениях биографический подтекст, в результате которого лирический герой выражает переживания, возникшие на основе сугубо личных ассоциаций и представлений.
Некоторая скрытость (ни одно из этих стихотворений не было опубликовано) этого направления лирики поэта в разгар становления новой власти и нового времени противопоставляется активному участию поэта в общественной жизни и публикациях в местной печати. Это, по сути, и выражает идеи времени и сложное соединение откровенных чувств поэта и реальности, в чем можно даже увидеть собирательный образ лирического героя, облик и образ его современника, который был найден и увековечен на основе его индивидуального опыта. Реальность образа возлюбленной противопоставляется абстрактному образу «женщины-труженицы», «подруги пролетарки». Можно считать то, что именно Надежда Громова активный деятель общественности, пионер женского движения Якутии начала ХХ в., которая посвятила этому всю свою жизнь, могла бы быть прототипом образа «работницы-женщины». Но в рукописи и комментариях П.Н. Черных-Якутского она предстает нежной и ранимой музой поэта, что формирует воплощение авторского замысла, представлений автора о человеке и бытии, выступая характерной особенностью творческой индивидуальности поэта.
Таким образом, предпринятое исследование архивных материалов подтверждает, что сборник «Кровью сердца своего» представляет любовную лирику в творчестве П.Н. Черных-Якутского. Выявляется, что каждое стихотворение сборника раскрывает не только тему, но и специфику переживаний. Рукописные материалы из архива поэта расширяют тематический диапазон его творческого наследия, а намеренная скрытость фактов существования большого объема любовной лирики в разгар становления нового времени характеризует своеобразие исторического периода первой трети ХХ века и последующих десятилетий.
Третья глава «Проза П.Н. Черных-Якутского. Проблематика, функции художественной детали» представлена двумя параграфами. Первый параграф «Этническое своеобразие художественной детали в прозе П.Н. Черных-Якутского» посвящен анализу его произведений, где выражается, прежде всего, национальный мир, многовековой опыт народа, в силу этого в его творчестве открываются национальные особенности видения мира.
В ходе исследования прозы П.Н. Черных-Якутского описательность выделяется как доминанта его художественного стиля, а художественная деталь подчеркивает индивидуальность его образов. Большинство его произведений создает образ Якутии в пейзажных зарисовках в стиле русского романтизма XIX в. Однако присутствие поэтического символа весны почти в каждом его произведении придает этому стилю особый национальный колорит.
В прозе П.Н. Черных-Якутского уточняют функции художественных описаний иллюзии достоверности, последовательное изображение зрительных впечатлений персонажа при подчеркнутом «невмешательстве» повествователя.
Наиболее выделяемой деталью в рассказе «Страшное лекарство» становится - сквозная деталь. На протяжении всего повествования автор использует сквозную деталь-слово, противопоставляя друг другу два действия «спит» - «не спит». Описывая последние дни умирающего героя, автор использует повторяющиеся слова, пронизывающие всё произведение. Сквозная деталь в этом рассказе играет самостоятельную роль в образной палитре произведения, является его поэтической доминантой.
Этническое своеобразие художественной детали в прозе П.Н. Черных-Якутского в изображении местных реалий, деталей быта, жизненного уклада якутов, передаче красоты родного края, а также в представлении характера якутского человека как бы со стороны, а не изнутри. Данный ракурс усиливает достоверность и правдивость человеческих характеров на фоне пейзажа и объясняет самобытную композицию произведений. Чувство красоты живой природы, наблюдательность сочетается с редким пониманием взаимосвязи фактов человеческой жизни с многообразными явлениями окружающего мира.
Второй параграф «Инонациональные литературные традиции в прозе П.Н. Черных-Якутского» раскрывает влияние русской классики на прозаические произведения П.Н. Черных-Якутского.
В повести «В тайге» П.Н. Черных-Якутского прослеживается соединение реалистической и романтической литературных традиций А.М. Горького. В этой повести очерчивается с полной ясностью ведущий мотив всего горьковского творчества — мотив непримиримости к мещанскому миропорядку, идея активной личности. Таковым является Биютюр, сын Басылая, внук Куобахсыт Уйбаана, который выбиваясь из привычного образа мысли и жизни, идет навстречу времени перемен. В изображении центральных персонажей реалистической повести соединились неприглядная правда жизни и одновременно «романтическое» размышление о ней.
О влиянии В.Г. Короленко на якутскую литературу писали многие исследователи (В.М. Беляевская, З.К. Башарина) и сами якутские писатели (Д.К. Сивцев-Суорун Омоллон). Доказательствами этого выступают и выбор псевдонима «Бедный Макар» одного из основоположников якутской литературы Н.Д. Неустроева в начале творческого пути и очерк «Я – сон Макара» П.Н. Черных-Якутского. Однако не исключается и то, что природа становится главным мерилом мировосприятия в творчестве В.Г. Короленко, не без влияния якутской действительности и якутского фольклора (О.И. Иванова). Мастерски примененное описание природы Н.Д. Неустроевым в рассказе «Прокаженные» сопоставимо с изображением природы в рассказе «Страшное лекарство» П.Н. Черных-Якутского. Оба писателя используют описание природного пейзажа как фон разворачивающимся действиям, как форму психологизма. Герои этих произведений — простые якутские мужчины, страдающие от тяжелых заболеваний. Именно пейзаж в этих рассказах создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни. Однако при всем сходстве используемых художественных приемов мастерство писателей остается самобытным.
Таким образом, рассказы русскоязычных писателей начала ХХ века имеют типологическое сходство с очерками «натурального» направления в русской литературе, существенными чертами которых были социальная тематика, критический пафос, «правда жизни». Это убедительно доказывает, что одним из основных путей, по которому шло становление русскоязычной литературы Якутии – освоение традиций русской литературы.
В заключении по итогам анализа творчества П.Н. Черных-Якутского и вновь найденных новых архивных материалов сформулированы выводы, обозначены перспективы исследования.
Начало ХХ век – это время смены политических эпох и идеалов. На фоне этого происходят и поиски художественного слова, а появление местной печати, в том числе и на родном языке стало фактором активизации живого литературного процесса в Якутии.
Художественное наследие П.Н. Черных-Якутского, возникшее на стыке исторических эпох и на основе диалога культур и языков, представляет самостоятельный этап в становлении русскоязычной литературы Якутии, отражает основные тенденции развития национальной художественной словесности. Впервые вводимые в научный оборот архивные рукописные материалы поэта открывают новые факты в изучении не только биографии и творчества поэта, но и в целом в представлении исторического времени. В ходе анализа определяется, что эволюционирующая тема любви в творчестве П.Н. Черных-Якутского, ее особая психологичность и интимность составляют индивидуально-авторское своеобразие его поэтического наследия.
Анализ прозы П.Н. Черных-Якутского позволяет представить произведения писателя как целостную систему художественных образов, отличающихся национальным подтекстом сравнений и описаний природы родного края. Использование художественной детали в его произведениях, как сильного и разностороннего текстового актуализатора, предстает основой художественного стиля писателя, существенно способствует усилению связности, целостности и системности всего произведения.
В целом, анализ творческого наследия П.Н. Черных-Якутского в контексте литературного процесса Якутии начала ХХ века позволяет выявить национальное своеобразие его творчества, что особенно четко проявляется в его пейзажной лирике и прозе, где категория национального выражается в использовании фольклорных мотивов, образов, символов, тесно связанных с особенностями национального менталитета.
12 09 2014
1 стр.
Скрябина. Таким образом, творчество Стравинского является неотъемлемой частью русской музыкальной культуры начала XX века, и без знакомства с музыкой Стравинского представление об
10 09 2014
1 стр.
При преподавании якутского языка русскоязычным лицам и современным двуязычным носителям языка саха определенную трудность представляет грамматическая система якутского языка, котор
30 09 2014
1 стр.
Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного искусства
15 12 2014
1 стр.
Хх столетия — модернизм и так называемый «интеллектуальный роман». В работе предпринята попытка обобщения динамической картины развития литературного процесса зарубежных стран
15 10 2014
5 стр.
Охватывает не только историю отдельных стран двух континентов, но и раскрывает целостную картину исторического процесса в его единстве и противоречии с начала ХХ века до начала ХХI
23 09 2014
7 стр.
Писатель и поэт. «Просто и гладко», полемические заметки на полях стихотворения «Анчар» //агс №11, 2007 г., с. 89-136 Об особенностях литературного процесса в Риге последней четвер
09 10 2014
1 стр.
Цель урока: 1 учащиеся, которые имеют представление о футуризме как литературном направлении и его взаимосвязи с художественно-изобразительным искусством начала ХХ века
14 12 2014
1 стр.