Время проведения с 8.15 до 15.00 (в зависимости от темпов выполнения заданий, времени на движение к месту практики и возможностей приготовления еды). Во время проведения полевой практики возможно проведение соревнований и различных подвижных игр.
Цель данной формы обучения является формирование целостного восприятия и пониманию Природы, что возможно в комплексе эколого-биолого-географического образования. Экологическое образование и воспитание является тесно взаимосвязанными, так как какую бы область экологического образования мы не взяли, процесс обучения будет одновременно и процессом воспитания.
Согласно программе по природоведению в теме « Жизнь на Земле» есть практические работы: а). Исследование разнообразия растений
б). Знакомство с организмами различных сред обитания
в). Знакомство с растениями различных природных зон
В программе по биологии, курс Живой организм» есть раздел «Организм и среда».
В программе по географии «Начальный курс географии» есть практические работы: а). Глазомерная съемка небольшого участка местности
б). Изучение подземных и поверхностных вод своей местности
в). Определение растительного и животного мира своей местности, почв.
г). Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы , созданные человеком.
д). Составление полного природного комплекса своей местности.
Для решения поставленных вопросов по предметам можно провести комплексные экскурсии, практические занятия, в ходе которых будут рассмотрены основные вопросы тем, изучаемых в рамках отдельных предметов.
Тематика экскурсий и практических занятий для 6 класса.
1. «Видовое разнообразие участка смешанного леса поймы реки Содышка» (глазомерная съемка небольшого участка местности, определение растительного, животного мира, типа почв).
2. «Болото – как экосистема» (Определение растительного, животного мира, составление природного комплекса болотистого участка местности, изучение поверхностных и подземных вод данной местности).
3. «Взаимосвязи организмом в экосистеме смешанного леса» (Составление полного природного комплекса участка смешанного леса).
4. «Обитатели прибрежных вод реки Содышка» (Глазомерная съемка участка береговой линии реки Содышка, определение растительного и животного мира, работа по плану местности).
Описание местности для проведения полевой практики.
1.Местность для проведения практики пересеченная, холмистая, на ее территории встречаются смешанные, хвойные (сосновые) участки леса, дубравы, открытые пространства (поляны, лужайки, береговая пойменная часть реки Содышка). Имеются болотистые участки, родники, ручейки, питающие р. Содышка. Для практических заданий по биологии выделены поляны, где имеются представители царств органического мира – это растения, животные, грибы. Для практических занятий по географии – холмистая, возвышенная часть смешанного леса.
2.Царство растений представлено всеми формами – деревья, кустарники, полукустарники, травянистый покров с видовым составом растений, характерным для основной массы растительности Владимирской области. Здесь встречаются растения класса Двудольные – сем. розоцветные, сем крестоцветные, сем. пасленовые, сем. бобовые и класса Однодольные - сем. лилейные и сем. злаковых. Растительные сообщества, которые можно пронаблюдать – участок смешанного леса, заливной луг, сосновый лес, дубрава, болото. Биоценозы, агроценозы.
3.Царство животных представлено сообществом муравьев и различных насекомых, пресмыкающимися, земноводными, птицами.
4.Царство грибов представлено грибами – паразитами, лишайниками.
2.Практика начинается с экскурсии, на которой учитель знакомит учащихся с биологическими и географическими объектами данной местности, согласно тематическому планированию определяется тематика экскурсий.
3.Учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек, каждая группа получает свое задание, объекты для работы, готовит отчеты для итогового занятия.
4.В перерыве занятий учащимся предлагается обед, в свободное время – игры.
Продолжительность –2 часа.
Виды деятельности учащихся |
Вопросы, рассматриваемые по биологии |
Вопросы, рассматриваемые по географии |
1.Составление плана участка местности, описание физико-географического положения. Карточка № 1,2 ,8 |
Нанесение условными знаками типичных биологических объектов (одиночно стоящие деревья, кустарники, заросли). Муравейники. |
Выделение типичных форм рельефа (возвышенность, холмистость), реки, ручейки, болотистые участки. Овраги, обрыв. Одиночные объекты, дорожные знаки (грунтовая дорога, тропа, просека) |
Вопрос: Как рельеф данного участка связан с остальными компонентами природного сообщества? Установите, имеется ли на участке следы воздействия человека на рельеф? |
2.Определение типа почв на данном участке. Карточка №3. |
Установление взаимосвязи прорастания растений на своих типах почв. Какие организмы населяют почвы? |
Описание почв (подзолистые, серые лесные, аллювиальные). Структура, степень уплотненности, состояние лесной подстилки, температура, влажность почвы. |
Вопрос: Определите тип почвы исследуемого участка. Существует ли связь между структурой, степенью уплотненности, состоянием лесной подстилки.. Если да, то какая? Оказывает ли человек влияние на состояние почвы исследуемого участка? | ||
3.Выделение характерных для жизнедеятельности растений условий. Карточка №4,5,6. |
Выделить светолюбивые и теневыносливые растения, определить ярусы растительного сообщества, отношение к воде. Составить таблицу включив вопросы: название, высоты, густоты, степени затененности. |
Какие климатические условия характерны для данной местности. (Температурный режим, количество осадков, водный характер питания). |
На площадке 10*10 метров опишите растительное сообщество Выделите древесный ярус, кустарниковый ярус, травянистый ярус. Вывод о роли деревьев в улучшении микроклимата леса. Имеются ли следы деятельности человека на данном участке, какое влияние она оказывает на травянистый покров? | ||
4.Установление взаимосвязей в экосистеме смешанного леса. |
Показать, как в основе существования экосистемы смешанного леса лежат разнообразные связи организмов, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же тип леса. Пищевые (трофические) типы связей. Составьте примерную схему, отражающую связи между живыми организмами, населяющими данный участок смешанного леса. | |
5.Выделение характерных представителей животного мира. Карточка №7. |
Перечислить встречаемых представителей. |
Описать представителей животного мира, показать связи между животными организмами, населяющими данный участок смешанного леса. |
Какую роль играют животные в жизни леса? |
2. Административное положение: область, район, окрестности населенного пункта.
3.Географическое положение: равнина, возвышенность и пр.
4.Рельеф : например, всхолмленная равнина с разветвленной системой оврагов.
5.Климат: Характер и степень увлажнения. Например: атмосферные осадки преимущественно в летне - осенний период, 500 – 600 мм.
6.Определить характер водоснабжения территории.
Он разделяется на :
а). верховой – увлажнение территории в летнее время только за счет атмосферных осадков, просачивающихся в почву;
б). низовое застойное – воды атмосферных осадков и грунтовые воды задерживаются близко к поверхности и долго стекают;
в).низовое проточное – увлажнение подвижными грунтовыми водами, стекающими в близко расположенное русло водостока.
г).поемное увлажнение – складывается весной в долинах рек и низинах, имеющих сток; а летом так складывается верховое или низовое.
д).конденсационное – за счет конденсации атмосферной влаги на поверхности растений , может быть параллельно с другими видами увлажнений.
7.Определите характер увлажнения, оно может быть недостаточным, средним, избыточным.
Инструктивная карточка № 2.
«Описание ярусов на пробной площадке».
Разные виды растений в сообществе имеют разную высоту и поэтому располагаются ярусами. Например; на лугу выделяют ярус крупнотравья, мелкотравья, низотравья. В лесах, где число ярусов невелико – от двух, в некоторых типах еловых лесов до 7 -8. В дубовых, ярусы можно обозначить так:
2.Составьте схему ярусов, выдержав масштаб .
Видовой состав |
Высота |
Число |
Обилие |
Жизненность животных |
|
|
|
|
|
2.Возьмите для образца самой утоптанной и неутоптанной почвы. Положите образцы в целлофановые пакеты и в школе сделайте анализ – определите состав и структуру. Выясните, остатки, каких организмов можно обнаружить в почве. Данные занесите в таблицу.
Сравнительные признаки |
Сильно уплотненная почва |
Малоуплотненная почва |
1.Структура |
|
|
2.Влажность |
|
|
3.Температура |
|
|
4.Состояние лесной подстилки |
|
|
5.Состояние перегноя |
|
|
6.Степень задерненности |
|
|
1 балл – отмечен на пробной площадке только один экземпляр данного вида.
2 балла - экземпляры вида очень редко и неравномерно распространены.
3 балла - экземпляры вида рассеяно встречаются по всей пробной площадке.
4 балла – экземпляры вида встречаются обильно.
5 баллов – особи данного вида преобладают, образуют заросли в сообществе.
2.Главные доминирующие виды, обычно будут иметь оценку обилия в 4 – 6 баллов, но иногда в пестром обществе главный вид может иметь обилие и в 3 балла.
А) Определите в описанных площадках для каждого вида его обилие. Результаты нанесите в таблицу.
Б) Определите по обилию. Какие виды будут доминантными в описываемых сообществах.
В) Определите, какой тип растительного сообщества вы описали. Название составляется по доминантным видам основных ярусов. Например, в древесном ярусе преобладает ель, а в травянистом – кислица, название такого сообщества ель- кисличник. При большом числе ярусов и нескольких доминантных видах в каждом из них, название удобнее записывать так: липа + дуб – лещина – сныть + зеленчук.
б) атмосферное давление (барометр);
в) направление ветра (флюгер и компас);
г) облачность (ясно, пасмурно, переменная облачность)
д) осадки.
Полученные результаты занесите в таблицу.
Время наблюдения |
А.Д. |
Температура |
ветер |
облачность |
осадки |
9.00 |
|
|
|
|
|
13.00 |
|
|
|
|
|
б) определить, в какой стороне относительно вас расположен водоем с помощью компаса;
в) изобразить на чертеже водоем с помощью условных знаков;
г) определить, насколько местность обеспечена водами (избыток, недостаток, очень мало);
д) указать на каких формах рельефа расположен водоем.
2. Изучение реки Содышка:
а) происхождение названия;
б) направление течения реки с помощью компаса и природных ориентиров;
в) по карте Владимирской области установите исток и устье реки;
г) определить характер и извилистость русла, размыв берегов, отложений водой пород и образование отмелей. Сделать вывод о зависимости направления и характере течения реки от рельефа.
д) определить свойства речной воды (температура, цвет, запах, мутность);
е) определить особенности прибрежной растительности и влияние водного характера питания на рост и развитие растительных сообществ;
ж) использование вод реки местными жителями.
Инструктивная карточка № 8
«Составление плана местности изучаемой территории. Способы съёмки местности».
Оборудование: планшет, компас, карандаш, линейка, ластик.
Наблюдаемый объект |
Расположение объекта по отношению к месту наблюдения |
Азимут движения к объекту |
Расстояние до объекта |
Холм |
|
|
|
Дерево |
|
|
|
Опушка леса |
|
|
|
5. Нанести на планшет все имеющиеся на изучаемой местности географические объекты с помощью условных знаков.
Б) Составление плана местности. Способы съёмки местности (инструктивная карточка №8).
2. Изучение климатических показателей с использованием приборов.
Составление климатической характеристики (инструктивная карточка №5).
3. Составление характеристики Содышка по плану (инструктивная карточка №6).
4. Определение антропогенного влияния деятельности человека на природный
комплекс реки Содышка:
А) Как используется человеком.
Б) На сколько правильно, бережно относится человек к природному
комплексу.
В) Что надо сделать, чтобы улучшить природные условия и сохранить
природный комплекс реки Содышка.
5. По окончанию работы каждая группа составляет топографический план
изучаемой территории с помощью условных знаков и делают выводы о
10 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
09 10 2014
5 стр.
15 09 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.