Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Кафедра «Общей и социальной психологии»


Утверждаю


Проректор по научной работе

К.и.н., доцент В.В.Васильев

________________________

«___»___________200__г.




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



Дисциплины «Психосемантика образа: цвет, звук, форма, пространство»

Для высших учебных заведений по специальности (031000)

«Педагогика и психология»



Специализация «Психология менеджмента и рекламы»


Самара 2006
Учебная программа дисциплины «Психосемантика образа: цвет, звук, форма, пространство». Для высших учебных заведений по специальности (031000) «Педагогика и психология». Специализация «Психология менеджмента и рекламы».   Самара, 2006, СФ МГПУ,   8 с.

Составитель - д.пс.н., профессор, зав кафедрой общей и социальной психологии П.В.Яньшин.




© СФ МГПУ, 2006



1. Требования к уровню подготовки студента,
завершившего изучение данной дисциплины

Рабочая программа предназначена для студентов 5 курса очной формы обучения факультета психологии.



Цель курса: Ознакомление студентов с основами психосемантики сознания и универсальными семантико-семиотическими закономерностями восприятия цвета, формы, пространства, звучания слов. Освоение базовых принципов использования этих закономерностей при создании и экспертизе рекламного и имиджевого продукта.

Задачи курса:

Ознакомление студентов:



  • с теоретическими основами психосемантики сознания;

  • с прикладными методами психосемантических исследований и их применением в рекламном бизнесе;

  • с врожденными и вновь формируемыми в культуре семантическими стереотипами;

  • с семантическими закономерностями восприятия цвета;

  • с семантическими закономерностями восприятия формы и пространства;

  • с основами фоносемантического анализа слов и текстов.

2. Требования к подготовке студента после завершения курса

Студенты должны:



  • знать и осознанно применять на практике универсальные семантические закономерности восприятия цвета, формы, пространства и фонетики языка;

  • знать теоретические основы экспериментальной психосемантики сознания и уметь применять ее методы при создании и экспертизе рекламного и имиджевого продукта.

Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Вид занятий

Всего

Час.


Семестры

9










Всего аудиторных

занятий


16

16










Лекции

16

16










Практические занятия

(семинары)


















Самостоятельная работа, всего

16

16










Курсовая работа
















Всего по дисциплине

32

32










Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)



зачет

зачет










3. Содержание разделов дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Раздел дисциплины

Лекции

Практ.
занятия

1

Основы экспериментальной психосемантики сознания

4

-

2

Психосемантика цвета

6

-

3

Универсальные закономерности семантики пространства

2

-

4

Психосемантика формы

2

-

5

Основы фоносемантики

2

-




Всего:

16

-

3.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Основы экспериментальной психосемантики сознания

Тема1. Предмет, задачи законы психосемантики сознания.

Значение как фундаментальная психологическая категория. Структура психического образа (А.Н. Леонтьев). Типы и структура значений. Денотативные и коннотативные значения (Ч. Осгуд). Синестезия и гипотеза эмоционально-перцептивных универсалий (Е.Ю.Артемьева). Семантические поля и семантические энграммы памяти. Многомерная структура семантической памяти. Семантические пространства как операциональная модель структуры индивидуальных и групповых значений. Базовые категориальные структуры репрезентации мира субъекту (Ч. Осгуд, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев). Динамические соотношения предметного значения, эмоционального отношения и чувственной ткани образа. Основы герменевтики: структура символического образа и метафоры и неосознаваемый канал образной коммуникации. Принцип семантического параллелизма образно-графического и вербально-метафорическтого рядов. Архетипические семантические структуры как основа неосознаваемого воздействия образа.



Тема 2. Экспериментальные методы и модели психосемантики сознания.

Субъективное и семантическое шкалирование, разнообразие приемов шкалирования объектов. Применение приемов шкалирования в экспертизе рекламного продукта. Универсальные и частные формы семантического дифференциала. Опыт применение семантического дифференциала в экспертизе рекламного продукта. Практическое применение герменевтических приемов к символам и метафорам в рекламе.


Раздел 2. Психосемантика цвета

Тема 3.Теоретические основы психосемантики цвета.

Методологические предпосылки психосемантики цвета. Трех- и четырехкомпонентные теории цветового восприятия. Эволюция цветового анализатора. Цвет в теологии, живописи, философии. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы изучения цвета.



Тема 4. Универсальные закономерности психосемантики цвета.

Амбивалентная связь цвета с эмоциями. Закономерности предпочтения цветов. Два универсальных контекста интерпретации цвета: субъектная и объектная установки сознания. Эмоциональное состояние как цветовой фильтр восприятия. Индукция эмоционального состояния с помощью цветов. Цвет как выразитель отношения. Динамика соотношение «цвет-форма» в раннем онтогенезе. Цветовой архетип и эволюция восприятия цвета в истории культуры. Модель цветового значения.



Тема 5. Прикладная психосемантика цвета.

Модель гармоничных сочетаний цветов Гете, Й. Иттена и В. Кандинского. Психологическое значение светлоты, насыщенности и цветового тона. Воздействие цвета фона и цвета объекта на восприятие рекламируемого товара. Воздействие цвета фона на восприятие эмоционального содержания текста. Цвето-вкусовые и цвето-обонятельные синестезии. Коннотативные пространства цветов. Попытки создания универсальных словарей цвета.


Раздел 3. Универсальные закономерности семантики пространства изображения

Тема 5. Архетип восприятия пространства.

Пространственный архетип в скульптуре, иконографии и современном дизайне изображения. Верх-низ, право-лево, главная диагональ зрительного поля, величина изображения, семантика композиции изображения в рекламе.


Раздел 4. Психосемантика формы

Тема 6. Эмоционально-перцептивные универсалии.

Невербальный семантический дифференциал и эмоционально-перцептивные универсалии. Перцептивные формы коннотативных архетипов. Коннотативные «портреты» базовых форм. Вербально-перцептивный словарь коннотаций.


Раздел 5. Основы фоносемантики

Тема 7. Эмоциональные свойства звуков.

Понятийное «ядро» и фонетическая форма слова. Фонетические символы и метафоры. Фоносемантика слова и фразы. Фоносемантическая привлекательность иностранных языков с позиции носителя русского языка. Использование фоносемантики при моделировании эмоционального отношения к названию бренда или товара. Компьютерные средства фоносемантического анализа слов и текстов.


Вопросы к зачету

  1. Экспериментальная психосемантика: предмет, задачи, определение.

  2. Семантический дифференциал, его теория, структура факторов.

  3. Определение денотативного и коннотативного значения.

  4. Понятие о синестезии в экспериментальной психосемантике.

  5. Троичная структура образа как основа метафоры и символа.

  6. Герменевтика символа и метафоры.

  7. Принцип семантического параллелизма образно-графического и вербально-метафорическтого рядов.

  8. Субъективное и семантическое шкалирование.

  9. Применение приемов шкалирования в экспертизе рекламного продукта.

  10. Определение и теоретические основы психосемантики цвета.

  11. Трех- и четырехкомпонентные теории цветового восприятия.

  12. Амбивалентная связь цвета с эмоциями.

  13. Субъектная и объектная установки и как их учитывать в цветовой семантике.

  14. Доминирующая установка восприятия при индукции психического состояния с помощью цветов, при выражении отношения в цветовом портрете, детском восприятии цвета?

  15. Доминирующая установка восприятия при эстетической оценке цветного изображения.

  16. Модель гармоничных соотношений цветов И. Иттена.

  17. Цвето-вкусовые и цвето-обонятельные синестезии.

  18. Коннотативные характеристики основных цветов.

  19. Архетипическая структура пространства изображения.

  20. Основные перцептивные формы коннотативных архетипов.

  21. Коннотативные «портреты» базовых форм.

  22. Определение и теоретические основы фоносемантики.

  23. Использование фоносемантики при моделировании эмоционального отношения к названию бренда или товара.
Литература

Основная:

  1. Журавлев А.П. Диалог с компьютером. М.: Молодая гвардия, 1987.

  2. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. М., ЭКСМО, 2005.

  3. Коноваленко А.В. Психология политической рекламы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С. 24-43.

  4. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СП-б., 2007.

  5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Питер, 2005.

  6. Фофанов О. Реклама. Новые технологии в России. Питер, 2004.

  7. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СП-б.: Речь, 2006.

  8. Яньшин П.В. Модель образа-знака в функции метафоры и символа в герменевтике душевных и духовных феноменов // Психология искусства. Материалы всероссийской конференции 3-5 сентября 2002. Самара: СамГПУ, 2003. Т. 2. С. 18-30.

Дополнительная:

  1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999.

  2. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981.

  3. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. Сп-б, 2000.

  4. Осгуд Ч.,Суси Дж., Танненбаум. Приложение методики семантического дифференциала к исследованию по эмтетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 278 – 297.

  5. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М.: МГУ, 1997.

  6. Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993.

  7. Психология цвета. «Рефл-бук», «Ваклер», 1996.

  8. Тэрнер В. Цветовая классификация в ритуале ндембу // Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

  9. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 136-163.

  10. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Самара, 2001.

  11. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. М.: Питер, 2004. С. 207-215.

Программу разработал: д.пс.н., профессор, зав кафедрой общей и социальной психологии П.В.Яньшин.




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



Дисциплины «Психосемантика образа: цвет, звук, форма, пространство»

Для высших учебных заведений по специальности (031000)

«Педагогика и психология»

Специализация «Психология менеджмента и рекламы»

Издательство Московского городского педагогического университета

г. Москва, Второй Сельскохозяйственный пр. 4.

Московский городской педагогический университет

Самарский филиал

Редакционно-издательское управление



443084, г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 213.
Подписано в печать 16.12.06 г. Тираж 50 экз., 0,66 услов. печ. лист., 0,5 печ. лист.
Отпечатано на полиграфической базе СФ МГПУ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Кафедра «Общей и социальной психологии»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



Дисциплины «Психосемантика образа: цвет, звук, форма, пространство»

Для высших учебных заведений по специальности (031000)

«Педагогика и психология»

Специализация «Психология менеджмента и рекламы»




Самара 2006





Учебная программа дисциплины «Психосемантика образа: цвет, звук, форма, пространство»

Рабочая программа предназначена для студентов 5 курса очной формы обучения факультета психологии

121.24kb.

01 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины «психосемантика»

Лекционный курс разработан членом-корреспондентом ран, профессором, доктором психологических наук В. Ф. Петренко

119.95kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Психосемантика»

Гридина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, зав кафедрой общего языкознания и русского языка Ургпу; Ваганова Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук,

209.39kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Лингвистическая ортология» для направления «Филологическое образование»

Гсэ. В1 – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины по выбору

132.52kb.

23 09 2014
1 стр.


Учебная программа дисциплины
108.07kb.

01 10 2014
1 стр.


Учебная программа дисциплины
194.79kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебная программа дисциплины
206.93kb.

17 12 2014
1 стр.


Учебная программа дисциплины
79.81kb.

16 12 2014
1 стр.