Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
Кафедра общего языкознания и русского языка
|
Рабочая учебная программа
по дисциплине «Психосемантика»
по направлению «050300.62 - Филологическое образование»
(профиль «Родной язык и психолингвистика»)
по циклу ОПД.Р.7 – Общепрофессиональные дисциплины (региональный (вузовский) компонент)
|
Очная форма обучения
Семестр – 8
Объем в часах всего – 100
в т.ч.: лекции – 30
практические занятия – 20
самостоятельная работа – 50
Экзамен – 8 семестр
|
Заочная форма обучения
Курс – 4
Объем в часах всего – 100
в т.ч.: лекции – 12
практические занятия – 4
самостоятельная работа – 84
Экзамен – 4 курс
|
Екатеринбург 2012
|
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психосемантика»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2012. – 18 с.
Составитель:
_______Гридина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой общего языкознания и русского языка УрГПУ; ________Ваганова Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ
Протокол от 28.06.2012 г. № 16
Зав.кафедрой _________________д.ф.н., проф. Т.А. Гридина
Директор ИФКиМК____________д.ф.н., проф. Н.И. Коновалова
-
Пояснительная записка
Курс «Психосемантика» относится к национально-региональному (вузовскому) компоненту и служит для углубления знаний студентов в области психолингвистики. Данный курс разработан в опоре на программу «Психосемантика», автором которой является В.Ф. Петренко, и предназначен для студентов 4 курса направления «Филологическое образование» (профиль «Родной язык и психолингвистика»).
Настоящий курс носит интегративный характер и опирается на знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении курсов «Психология», «Современный русский литературный язык».
Целью данного курса является углубление знаний, полученных в курсе «Психолингвистика», изучение теоретических основ психосемантики как раздела психолингвистики, а также овладение методами психосемантического исследования различных форм значения.
Задачи курса:
-
сформировать у студентов теоретические знания по курсу психосемантика;
-
познакомить с историей развития психосемантики, основными проблемными вопросами, концепциями и направлениями психосемантических исследований;
-
познакомить с основными психосемантическими методами анализа семантики и научить применять их для решения конкретных исследовательских задач;
-
познакомить с понятием семантического пространства, научить моделировать семантические пространства с использованием экспериментальных методов.
Итоговой формой отчетности по данному курсу является экзамен. Экзаменационный билет включается в себя два теоретических вопроса: первый из которых посвящен теоретическим основам психосемантики, второй – методам психосемантических исследований. Также к экзамену студентами выполняется домашняя контрольная работа, которая связана с проведением психосемантического экспериментального исследования.
-
Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п
|
Наименование раздела, темы
|
Всего трудоемкость
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Всего
|
Лекции
|
Практические
|
Лабораторные
|
-
|
Психосемантика как раздел психолингвистики
|
6
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
-
|
Психологические аспекты проблемы сознания
|
8
|
2
|
2
|
-
|
-
|
6
|
-
|
Значение как психолингвистический феномен
|
10
|
6
|
4
|
2
|
-
|
4
|
-
|
Психосемантические методы анализа значения
|
10
|
6
|
-
|
6
|
-
|
4
|
-
|
Семантическое пространство
|
10
|
6
|
4
|
2
|
-
|
4
|
-
|
Исследование вербальной семантики методом семантического дифференциала
|
12
|
8
|
4
|
4
|
-
|
4
|
-
|
Исследование структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала
|
10
|
6
|
4
|
2
|
-
|
4
|
-
|
Исследование визуальной семантики
|
12
|
6
|
4
|
2
|
-
|
6
|
-
|
Влияние эмоций на процессы категоризации
|
12
|
6
|
4
|
2
|
-
|
6
|
-
|
Применение методов психосемантики в прикладных областях
|
10
|
2
|
2
|
-
|
-
|
8
|
Итого:
|
100
|
52
|
30
|
20
|
-
|
50
|
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п
|
Наименование раздела, темы
|
Всего трудоемкость
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Всего
|
Лекции
|
Практические
|
Лабораторные
|
-
|
Психосемантика как раздел психолингвистики
|
8
|
4
|
4
|
-
|
-
|
4
|
-
|
Психологические аспекты проблемы сознания
|
4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
-
|
Значение как психолингвистический феномен
|
14
|
6
|
4
|
2
|
-
|
8
|
-
|
Психосемантические методы анализа значения
|
12
|
2
|
-
|
2
|
-
|
10
|
-
|
Семантическое пространство
|
14
|
4
|
4
|
-
|
-
|
10
|
-
|
Исследование вербальной семантики методом семантического дифференциала
|
10
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
-
|
Исследование структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала
|
10
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
-
|
Исследование визуальной семантики
|
10
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
-
|
Влияние эмоций на процессы категоризации
|
10
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
-
|
Применение методов психосемантики в прикладных областях
|
8
|
-
|
-
|
-
|
-
|
8
|
Итого:
|
100
|
16
|
12
|
4
|
-
|
84
|
-
Содержание дисциплины
Тема 1. Психосемантика как раздел психолингвистики. Место психосемантики в парадигме психолингвистических исследований. Предмет и объект психосемантики. Цели и задачи психосемантики. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Образ, картина мира (О.Шпенглер, А.Гуревич, Л.Гумилев, А.Н.Леонтьев). Этнопсихологические аспекты построения картины мира (М.Коул, С.Скрибнер).
Тема 2. Психологические аспекты проблемы сознания. Взаимосвязь сознания и личности. Образующие сознания (значение, личностный смысл, чувственная ткань). Пристрастность человеческого сознания (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Взаимосвязь языка и сознания: сознание как «удвоение мира» (А.Р. Лурия), сознание как внутренний диалог (М.М. Бахтин).
Тема 3. Значение как психолингвистический феномен. Деятельностный подход в изучении значения: значение как «превращенная форма деятельности» (А.А. Леонтьев), как образующая сознания. Семиотический треугольник Огдена-Ричардса. Формы значения: синкреты, комплексы, псевдопонятия, научные и житейские понятия (Л.С. Выготский). Понятия как элементы эмпирического и теоретического мышления (В.В.Давыдов). Взаимосвязь индивидуального значения, личностного смысла и чувственной ткани. Структура значения: архисемы, дифференциальные семы, потенциальные семы. Психологическая структура значения (А.А.Леонтьев). Принцип семантического согласования. (В.Г.Гак). Модель Смысл-Текст (Ю.Д.Апресян, И.А.Мельчук). Падежная грамматика Ч.Филмора.
Тема 4. Психосемантические методы анализа значения. Метод субъективного шкалирования. Метод ассоциативного эксперимента. Метод семантического дифференциала, универсальные и частные семантические дифференциалы. Методика личностных конструктов Дж.Келли. Условно-рефлекторные методы анализа значения: метод семантического радикала А.Р. Лурии и О.С. Виноградовой. Метод подстановки. Метод классификации.
Тема 5. Семантическое пространство. Семантическое пространство как операциональная модель категориальной структуры индивидуального сознания (В.Ф. Петренко). Этапы построения семантического пространства. Субъективное семантическое пространство. Принцип операциональной аналогии между параметрами субъективного семантического пространства и категориальной структурой индивидуального сознания.
Тема 6. Исследование вербальной семантики методом семантического дифференциала. Семантический дифференциал как один из методов построения семантических пространств. Построение вербального семантического дифференциала на материале русской лексики. «Сказочный» семантический дифференциал (В.Ф. Петренко).
Тема 7. Исследование структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала. Специфика невербального семантического дифференциала. Графический вариант невербального семантического дифференциала. Невербальный семантический дифференциал на базе абстрактной живописи (на материале цикла «Зима» М.Чюрлёниса).
Тема 8. Исследование визуальной семантики. Анализ семантической структуры образной репрезентации с помощью кластер-анализа (на материале эмблем Общества охраны природы). Образ как перцептивное высказывание о мире (В.Ф. Петренко). План перцептивного содержания и план перцептивной формы. Перцептивная категоризация.
Тема 9. Влияние эмоций на процессы категоризации. Проблема аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Влияние аффекта на семантическую организацию значения. Взаимосвязь осознания объекта и отношения к нему. Взаимосвязь эмоции и цвета, тест цветовых предпочтений Люшера.
Тема 10. Применение методов психосемантики в прикладных областях. Психосемантический подход к восприятию искусства. Психосемантические исследования политического менталитета, имиджа политических лидеров (В.Ф. Петренко).
Перечень тем семинарских занятий
Семинар 1. Лексическое значение как структура. Понятие лексического значения. Полевый принцип описания значения слова. Компоненты лексического значения и их характеристика. Виды сем, основания их классификации.
Семинар 2. Значение в психолингвистической парадигме научных исследований. Подходы в изучении значения в психолингвистике: ассоциативный подход (Дж.Диз), параметрический подход (Ч.Осгуд), признаковый подход (Солсо), прототипный подход (Э.Рош), ситуационный подход (Р.Солсо).
Семинар 3. Психосемантические методы анализа значения: метод ассоциативного эксперимента. Ассоциативный подход в исследовании значения. Понятие ассоциации. Процедура проведения эксперимента, обработки и интерпретации результатов.
Семинар 4. Психосемантические методы анализа значения: метод семантического дифференциала. Понятие семантического дифференциала. Особенности проведения эксперимента, обработки и интерпретации результатов.
Семинар 5. Психосемантические методы анализа значения: метод кластерного анализа. Специфика кластерного анализа (Дж.Миллер). Особенности проведения эксперимента, обработки и интерпретации результатов.
Семинар 6. Психосемантические методы анализа значения: метод субъективного шкалирования. Специфика метода субъективного шкалирования. Особенности проведения эксперимента, обработки и интерпретации результатов.
Семинар 7. Психосемантические методы анализа значения: метод личностных конструктов. Специфика метода личностных конструктов (Дж.Келли). Особенности проведения эксперимента, обработки и интерпретации результатов.
Семинар 8-9. Семантическое пространство. Понятие семантического пространства. Построение семантического пространства: этапы и методы.
Семинар 10-11. Вербальный семантический дифференциал. Метод семантического дифференциала. Специфика вербального семантического дифференциала. Использование метода семантического дифференциала для исследования вербальной семантики.
Семинар 12. Невербальный семантический дифференциал. Метод семантического дифференциала. Специфика невербального семантического дифференциала. Использование метода семантического дифференциала для исследования структуры образной репрезентации.
Семинар 13. Исследование визуальной семантики. Метод кластреного анализа. Анализ семантической структуры образной репрезентации.
Семинар 14. Влияние аффекта на семантическую организацию значения. Понятие аффекта. Исследование влияния аффекта на семантическую организацию значения с помощью метода кластерного анализа.
Вопросы для контроля и самоконтроля студентов
-
Место психосемантики в парадигме психолингвистических исследований.
-
Предмет и объект психосематики.
-
Понятие картины мира и языковой картины мира.
-
Образующие сознания.
-
Взаимосвязь языка и сознания.
-
Лексическое значение. Полевый принцип описания значения.
-
Значение как «превращенная форма деятельности».
-
Психологическая структура значения.
-
Метод субъективного шкалирования: процедура проведения эксперимента и особенности обработки результатов.
-
Ассоциативный эксперимент: процедура проведения и особенности обработки результатов.
-
Метод субъективного шкалирования: процедура проведения эксперимента и особенности обработки результатов.
-
Методика личностных конструктов Дж.Келли: процедура проведения эксперимента и особенности обработки результатов.
-
Условно-рефлекторные методы анализа значения (метод семантического радикала).
-
Семантическое пространство.
-
Построение семантического пространства: этапы и методы.
-
Специфика субъективного семантического пространства.
-
Когнитивная сложность сознания субъекта и размерность семантического пространства.
-
Перцептуальная (различительная) сила признака при построении семантического пространства.
-
Особенности исследования вербальной семантики с помощью психолингвистических методов.
-
Особенности исследования образной репрезентации с помощью психолингвистических методов.
-
Понятие перцептивной категоризации.
-
Влияние предметной отнесенности изображений на организацию семантической структуры образной репрезентации.
-
Понятие синестезии.
-
Факторы, влияющие на семантическую категоризацию образов.
-
Влияние аффекта на семантическую организацию значения.
-
Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности
Примерные темы контрольных работ
-
Влияние аффекта на семантическую организацию значения (проведение эксперимента).
-
Анализ семантической структуры образной репрезентации (на материале эмблем Олимпиады в Сочи).
-
Специфика киновосприятия: взаимосвязь осознания объекта и отношения к нему (на материале фильма-притчи Даррена Аронофски «Фонтан»).
-
Семантический анализ профессиональных стереотипов (на материале восприятия будущих профессий студентами).
-
Построение семантического пространства русских фразеологизмов.
-
Семантический анализ (исследование категориальной структуры) русских фразеологизмов.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
-
Психосемантический подход в исследовании мотивации. Мотив и мотивация. Исследование мотивационной сферы личности через экспериментальное исследование категориальных структур индивидуального сознания, опосредующих восприятие поступка (В.Ф. Петренко). Восприятие мотивационной структуры киноперсонажа зрителем: понятие зрительских реакций (Л.С. Выготский), методика исследования.
-
Стереотипы обыденного сознания. Понятие стереотипа. Профессиональные стереотипы, особенности семантического анализа. Этнические стереотипы и психосемантические методы их исследования.
-
Исследование рефлексивных структур обыденного сознания. Фразеологизмы как способ фиксации значения в обыденном сознании. Семантическое пространство русских фразеологизмов. Семантический анализ фразеологизмов: исследование категориальной структуры с использованием метода кластерного анализа.
-
Эффективность речевого коммуникативного воздействия. Понятие коммуникативного воздействия. Типы коммуникативного воздействия. Психосемантический анализ коммуникативного воздействия в СМИ: на материале газетной публикации, анализа образа телеведущего.
Примерные темы выпускных квалификационных работ
Экспериментальные методы исследования эффективности речевого воздействия в средствах массовой информации.
Экспериментальные методы исследования стереотипов обыденного сознания.
Ментальное пространство художественного текста: проблема построения и восприятия.
«Внеземные» языки в произведениях художественной фантастики: лингвокреативный аспект.
Окказиональные топонимы в произведениях художественной фантастики: лингвокреативный аспект.
Окказиональные техницизмы в произведениях художественной фантастики: лингвокреативный аспект.
Вопросы к экзамену
-
Психосемантика как раздел психолингвистики. Предмет и объект психосемантики.
-
Взаимосвязь языка и сознания. Сознание как «удвоение мира».
-
Значение как «превращенная форма деятельности».
-
Формы существования значения в индивидуальном сознании.
-
Модели описания значения в лингвистике. Структура значения: семантические признаки, семы (архисемы, дифференциальные семы, потенциальные семы), семантические множители
-
Психологическая структура значения (А.А.Леонтьев). Взаимосвязь значения, личностного смысла и чувственной ткани.
-
Принцип семантического согласования (В.Г.Гак).
-
Глубинная семантика и синтаксис. Падежная грамматика Ч.Филмора.
-
Понятия как элементы эмпирического и теоретического мышления.
-
Влияние эмоций на процессы категоризации.
-
Семантическое пространство как операциональная модель категориальной структуры сознания.
-
Построение семантического пространства: этапы и методы.
-
Методы семантического анализа: метод ассоциативного эксперимента, метод субъективного шкалирования, метод семантического дифференциала, методика личностных конструктов Дж.Келли, метод семантического радикала А.Р.Лурии и О.С.Виноградовой, метод подстановки, метод классификации.
-
Принцип операционального соответствия категориальных структур сознания и параметров семантического пространства: размерность пространства как отражение когнитивной сложности сознания, содержание факторов, мощность факторов (различительная сила признаков).
-
Исследование вербальной семантики методом семантического дифференциала.
-
Исследование структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала.
-
Влияние аффекта на семантическую организацию значения.
-
Применение методов психосемантики в прикладных областях.
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен ориентироваться в теоретических проблемах психолингвистики, определяемых современным уровнем разработки данной области научного знания:
-
знать основные концепции и экспериментальные методы описания значения как феномена индивидуального сознания;
-
уметь применять процедуры семантического моделирования на практике – в целях диагностики индивидуальных аспектов сознания и языковой способности конкретной личности
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
Основная
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М.: РГГУ, 2009. https://do.gendocs.ru/docs/index-303176.html
Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. – М.: Эксмо, 2010.
https://www.modernlib.ru/books/viktor_fedorovich_petrenko/osnovi_psihosemantiki/
Дополнительная
Белоусов К.И., Блазнова Н.А. Введение в экспериментальную лингвистику. – М.: Флинта, 2011.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1996 (3 экз.), 1963 (4 экз.)
Кобозева И.М. Лингвистическая семантика.- М.: УРСС, 2004 (5экз.) https://www.takelink.ru/knigi_uchebniki/nauka_obrazovanie/143003-kobozeva-im-lingvisticheskaya-semantika.html
Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. (10 экз.)
Петренко В.Ф.Экспериментальная психосемантика. https://www.voppsy.ru/issues/1982/825/825023.htm
Серкин В.П. Методы психосемантики /В.П.Серкин. – М., 2004. https://www.syntone.ru/library/books/content/5674.html
Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. – Воронеж, 2007. https://www.twirpx.com/file/382984/
Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка: Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания. Изд.3-е. – М.:УРСС, 2011.
Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флинта; Наука, 2007 (3 экз.); 2011 (2 экз.)
Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. - Воронеж, 1985. https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang;=ru&page;=Book&id;=122099
Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. – М.: Язык славянской культуры, 2002. https://www.twirpx.com/file/412866/
Статьи в периодических изданиях
Арищенко О.А. Становление современной психолингвистики// Прикладная психолингвистика и психоанализ. – 2006. - №3. с.50-56. https://ec-uspu.dyndns.org/selected/reader-request-form.html
Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Стратегии кодирования и декодирования информации в процессах запоминания (экспериментальное исследование мнемотехник) //
Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности: Труды Уральского психолингвистического общества / Отв. ред. Т.А.Гридина. Вып 8. – Екатеринбург, 2010 (5 экз.).
Ушакова Т.Н., Сметанина Т.В. Репрезентация полисемичных структур в вербальной системе человека //Вопросы психолингвистики. - 2011. – Вып.14.
https://elibrary.ru/item.asp?id=17858021
Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности: Труды Уральского психолингвистического общества / Отв. ред. Т.А.Гридина. Вып 1-9 (по 5 экз.). https://elibrary.ru
6.2. Информационное обеспечение дисциплины
Сайты: http://journals.cambridge.org/action/displayJournal?jid=APS (журнал «Applied Psycholinguistics»)
https://kubstu.ru/docs/lingvoconcept/index.htm (научный семинар «Проблемы лингвоконцептологии» - монографии, авторефераты, статьи)
https://www.gaudeamus.ru/rus/journal_voprfilolog.htm (журнал «»
«Applied Psycholinguistics»
Контрольные измерительные материалы.
-
Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины
При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:
-
раздаточный материал;
-
мультимедийный комплекс.
-
сведения об авторе программы
Ваганова Ирина Юрьевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ
Гридина Татьяна Александровна
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой общего языкознания и русского языка
Контактные телефоны: (343)336-14-46; (343) 235- 76-64
Рабочая учебная программа
|
по дисциплине «Психосемантика»
по направлению «050300 - Филологическое образование»
( профиль «Родной язык и психолингвистика»)
по циклу ОПД.Р.7 – Общепрофессиональные дисциплины (региональный (вузовский) компонент)
|
Подписано в печать Формат 60х84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл.печ.л..
Тираж ___ экз. Заказ ______.
Уральский государственный педагогический университет.
620017 Екатеринбург, пр.Космонавтов, 26
|