Перейти на главную страницу
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений
Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь
____________________ А.И. Жук
____________________
Регистрационный № ТД-______/тип.
ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальностям:
1-31 02 01 География (по направлениям)
1-33 01 02 Геоэкология
СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию ____________________ В.В. Самохвал ____________________ |
СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь __________________ Ю.И. Миксюк __________________
__________________ М.И. Демчук __________________
|
| |
|
|
Эксперт-нормоконтролер ____________ _____________ ________________________
|
Минск 2009
Ю.А. Гледко, доцент кафедры общего землеведения Белорусского государственного университета, кандидат географических наук;
М.В. Кухарчик, старший преподаватель кафедры общего землеведения Белорусского государственного университета
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра физической географии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»;
В. С. Хомич – заместитель директора по научной работе Государственного научного учреждения «Институт природопользования Национальной академии наук Беларуси», доктор географических наук.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой общего землеведения Белорусского государственного университета
(протокол № 6 от 3 февраля 2008 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета
(протокол № 3 от 27 февраля 2008 г.);
(протокол № 1 от 18 ноября 2008 г.)
Научно-методическим советом по специальностям 1-33 01 01 Биоэкология, 1-33 01 02 Геоэкология Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
(протокол № 6 от 15.01.2009 г.)
Ответственный за выпуск: Ю.А. Гледко
Пояснительная записка
Общее землеведение – основа географического образования, его фундамент в системе географических наук. Основной задачей учебного курса является изучение географической оболочки, ее структуры и пространственной дифференциации, основных географических закономерностей. Наиболее общим для географии является закон географической зональности, поэтому в курсе общего землеведения прежде всего рассматриваются факторы, формирующие географическую оболочку и основную ее структурную особенность – горизонтальную (широтную) зональность. Законы эволюции, целостности, круговоротов вещества и энергии, ритмичности рассматриваются для всех сфер географической оболочки с учетом экологических условий.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
Всего на изучение дисциплины «Общее землеведение» типовым учебным планом отводится максимально 164 часа, из них 68 аудиторных, в том числе 40 – лекционных; 28 – практических занятий. Предусматривается курсовая работа. Итоговый контроль знаний осуществляется в форме экзамена.
№ п/п
| Название разделов и тем |
всего аудитор-ных часов |
лекций |
практичес-ких |
1. |
География в системе наук о Земле. Предмет изучения общего землеведения; методы, история науки |
2 |
2 |
- |
2. |
Планета Земля в Солнечной системе и Космосе |
6 |
4 |
2 |
3. |
Внутреннее строение и состав Земли |
2 |
2 |
- |
4 |
Литосфера — твердая оболочка Земли |
16 |
8 |
8 |
5 |
Атмосфера — воздушная оболочка Земли |
14 |
8 |
6 |
6 |
Гидросфера Земли |
6 |
4 |
2 |
7 |
Биосфера Земли |
4 |
2 |
2 |
8 |
Педосфера |
2 |
2 |
- |
9 |
Понятие о географическом ландшафте |
2 |
2 |
|
10 |
Общие законы и закономерности географической оболочки |
8 |
2 |
6 |
11 |
Человек и географическая среда (антропосфера) |
2 |
2 |
- |
12 |
Экологические проблемы географической оболочки |
4 |
2 |
2 |
|
Итого |
68 |
40 |
28 |
География в системе наук о Земле, ее дифференциация и связи с другими науками. Общее землеведение – фундамент цикла физико-географических дисциплин. Объект и предмет изучения общего землеведения. Понятие о географической оболочке.
История развития общего землеведения. Античный период. Период средневековья. Становление общего землеведения в 18-19 вв. Развитие общего землеведения в 20-21 вв. Основоположники учения о географической оболочке: А. Гумбольдт, Л. С. Берг, А. А. Григорьев, В. В. Докучаев, В. И. Вернадский, С. В. Калесник. Методы современного землеведения: постановка эксперимента, системный анализ, картографирование. Научные и практические задачи.
Тема 2. Планета Земля в Солнечной системе и Космосе
Космические и планетарные факторы формирования географической оболочки. Основные представления о Солнечной системе и планетах. Солнце — центральная звезда Солнечной системы. Солнечно-земные связи.
Планета Земля. Форма и размеры Земли, значение для формирования географической оболочки. Движения Земли. Орбитальное движение Земли, географические следствия. Осевое вращение Земли, географические следствия. Выражение закона Кориолиса. Движение системы Земля - Луна.
Гравитационное поле Земли. Роль гравитации в дифференциации земного вещества. Понятие изостазии. Земной магнетизм. Влияние на геофизические процессы.
Тема 3. Внутреннее строение и состав Земли
Методы изучения внутреннего строения Земли. Земная кора, мантия, ядро: физические свойства и химический состав. Типы земной коры. Источники внутренней энергии Земли.
Тема 4. Литосфера — твердая оболочка Земли
Строение, мощность, различия в северном и южном полушариях. Концепции развития литосферы. Теория литосферных плит (новая глобальная тектоника), основные положения. Географическое расположение и значение для строения литосферы срединно-океанических хребтов.
Движения литосферы. Эпейрогенез, орогенез: причины возникновения и следствия. Геохронология. Эпохи горообразования, их влияние на эволюцию географической оболочки. Географическое распространение горных систем разного возраста. Возрожденные горы.
Основные морфоструктуры Земли. Платформы: строение, географическое распространение, роль в строении литосферы. Геосинклинали: строение, эволюция, географическое распространение. Современные тектонические проявления: вулканизм, землетрясения. Географическое распространение и причины.
Мегарельеф Земли. Гипсографическая кривая. Средняя высота суши. Закономерности размещения горных систем, нагорий, плато, равнин, низменностей. Строение дна океана.
Экзогенные процессы в литосфере. Деятельность поверхностных и подземных вод, ледников, ветра, волн.
Тема 5. Атмосфера — воздушная оболочка Земли
Происхождение, строение, газовый состав атмосферы. Тропосфера: мощность, состав, значение для географической оболочки Земли. Тепловые процессы в атмосфере. Солнечная радиация, ее широтно-поясное распределение и преобразование земной поверхностью. Тепловой баланс, его составляющие.
Динамика атмосферы. Воздушные массы, их свойства и распространение. Законы атмосферного давления.
Барические центры, их происхождение и влияние на атмосферные процессы. Общая циркуляция воздушных масс в тропосфере. Основные закономерности. Связь с типами ветров. Постоянные, переменные, местные ветры, их влияние на погоду и климат.
Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Источники, значение, распространение. Осадки. Зависимость осадков от природных факторов, зональность. Области максимального и минимального увлажнения, причины, формирующие их.
Погода и климат. Процессы и факторы климатообразования. Классификация климатов. Типы климатов (по Б. П. Алисову), их основные свойства.
Тема 6. Гидросфера Земли
Структура гидросферы. Свойства природных вод. Мировой океан: распространение, площадь, глубина, структура, климатическое значение. Физико-химические свойства вод Мирового океана. Динамика Мирового океана и волновые явления. Приливы и отливы как следствие проявления закона всемирного тяготения. Типы, свойства и причины возникновения океанических течений. Циркуляционные системы течений в Мировом океане. Океан – источник минеральных и биологических ресурсов. Типы океанических отложений. Горизонтальные и вертикальные зоны Мирового океана. Живые организмы и их распространение. Экологические проблемы Мирового океана.
Воды суши: реки, озера, подземные воды. Географическое распространение. Отличия физических и химических показателей пресных водоемов от морских.
Криосфера Земли. Площадь и типы материковых и горных ледников. Их значение в формировании географической оболочки в современный период и в древние эпохи. Подземное оледенение: причины возникновения, распространение, свойства, значение для географической оболочки.
Тема 7. Биосфера Земли
Сущность понятия и свойств. Учение В. И. Вернадского о биосфере, ее эволюции и ноосфере. Основные законы биосферы. Разделение живых организмов по типу обмена веществ. Биологический круговорот и продуктивность органического вещества. Значение органического вещества в развитии и преобразовании географической оболочки. Контактные зоны и барьеры в географической оболочке.
Тема 8. Педосфера
Образование почвы. Факторы и процессы почвообразования и их влияние на формирование почвенного покрова в различных природных зонах. Типы и свойства почв. Антропогенное влияние на свойства почв.
Тема 9. Понятие о географическом ландшафте
Общие представления о ландшафтах. Классификация ландшафтов и значение в формировании географической оболочки.
Тема 10. Общие законы и закономерности географической оболочки
Общие законы и закономерности географической оболочки по С.В. Калеснику. Целостность явлений и процессов в географической оболочке. Круговороты вещества и энергии как основа эволюции географической оболочки. Примеры в литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере. Закон проявления зональности и азональности – основа комплексности географической среды. Общие черты и различия. Природные пояса и зоны как показатель солнечно-земных связей и экологических закономерностей. Ритмические явления как стимул движения и развития природы. Показатели и значение асимметрии и дисимметрии в географической оболочке.
Тема 11. Человек и географическая среда (антропосфера)
Современные взгляды на происхождение человека. Появление человека разумного – Homo sapiens. Основные расы. Проявление деятельности человека в преобразовании географической оболочки.
Тема 12. Экологические проблемы географической оболочки
Глобальные изменения географической оболочки: естественные и антропогенные факторы. Понятие глобальных экологических проблем. Экологические проблемы атмосферы: парниковый эффект и изменение климатов Земли, разрушение озонового экрана. Экологические проблемы гидросферы: нефтяное, радиоактивное загрязнение вод Мирового океана, изменение уровня океана при условии потепления климата и таяния ледникового покрова. Экологические проблемы литосферы. Проблема опустынивания и смещения природных зон. Нарастание экологических проблем, связанных с недостатком минеральных и энергетических ресурсов для многих стран и народов.
Роль биосферных заповедников и национальных парков в сохранении генофонда живых организмов и природных ландшафтов (на примере Беларуси). Роль международных объединений (ЮНЕСКО, ЮНЕП и др.) в организации экологического мониторинга. «Красные книги», их значение.
Каждым студентом выполняется индивидуальное контрольное задание по построению комплексного физико-географического профиля по одному из меридианов земного шара. Основная цель самостоятельной работы студентов по построению комплексных физико-географических профилей (КФГП) через большие территории – закрепить у студентов полученные из курса «Общее землеведение» представления о зональной структуре географической оболочки земного шара, а также привить им навыки пользования картами различного назначения (общими и специальными).
Вариант |
Меридиан |
Полушарие |
1 |
120 в.д. |
СП |
2 |
110 в.д. |
СП |
3 |
100 в.д. |
СП |
4 |
90 в.д. |
СП |
5 |
80 в.д. |
СП |
6 |
70 в.д. |
СП |
7 |
60 з.д. |
ЮП |
8 |
20 в.д. |
ЮП |
9 |
10 в.д. |
ЮП |
10 |
70 з.д. |
ЮП |
1) движения Земли по орбите вокруг Солнца;
2) вращения Земли вокруг своей оси;
3) наклона земной оси к плоскости орбиты;
4) эллипсоидной формы орбиты Земли.
2.Длина полярного и экваториального радиусов Земли различаются на
1) 8,1 км; 2) 21,4 км; 3) 60,5 км; 4) 298,3 км.
1) 11,2 км/ч;
2) 29,8 км/с;
3) 300 000 км/с.
1) нижняя поверхность озонового слоя в атмосфере;
2) уровенная поверхность Мирового океана, продолженная под материками;
3) поверхность дна Мирового океана.
1) 147,0 млн. км;
2) 149,5 млн. км;
3) 152,0 млн. км;
4) 940 млн. км.
7.Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет
1) 0°; 2) 23,5°; 3) 66,5°; 4) 90°.
1)наличие гидросферы и атмосферы
2) неравномерность поступления солнечной радиации к земной поверхности
3)смена времен года
4)смена дня и ночи
5)возникновение силы Кориолиса
6)наличие поясов освещения.
Тема: «Литосфера»
1.Материковая земная кора состоит из слоев
1) осадочный; 2) гранитный; 3) базальтовый.
1) 4; 2) 5; 3) 7; 4) 10.
1) 70-75 км; 2) 60-45 км; 3) 10-15 км; 4) 5-10 км.
1)по площади:
а) обширные; б)узкие линейно-вытянутые; в)небольшие по площади;
2)по рельефу:
а) равнинный; б)горный;
3)по типу движений:
а) эпейрогенические движения; б)вулканизм, землетрясения, орогенез.
5.Эпохи горообразования (от древнейшей – к современной):
1) Байкальская 2) Каледонская
3) Герцинская 4) Альпийская
5) Тихоокеанская
1)срединно-океанические хребты;
2)геосинклинали;
2)глубоководные желоба.
1)Восточно-Европейская; 2) Западно-Сибирская; 3) Сибирская; 4) Туранская; 5) Северо-Американская; 6) Южно-Американская; 7) Патагонская; 8) Антарктическая; 9) Китайская; 10) Африкано-Аравийская; 11) Индостанская; 12) Австралийская.
1. Какие реки впадают в:
а) море Лаптевых б) Северное море
в) Бенгальский залив г) Мексиканский залив
2. Где берут начало реки:
а) Меконг б) Лена в) Колорадо г) Парана
3. Берега каких островов омывает Карибское море?
4. Какое озеро расположено севернее – Ладожское или Онежское?
5. Как расположены по отношению друг к другу Великие Американские озёра?
6. Какое из Великих Африканских озёр занимает самое северное, а какое – самое южное положение?
7. Каково взаимное расположение Больших Зондских островов?
8. Перечислите острова, расположенные у берегов Северной Америки.
9. Перечислите мысы Африки.
10. Как расположены по отношению друг к другу горные хребты: Западный Саян, Восточный Саян, Монгольский Алтай, Гобийский Алтай?
11. Какие моря, заливы и проливы омывают берега Балканского полуострова?
12. Перечислите последовательно от верховьев к устью правые (левые) притоки реки Амазонки.
13. Какие острова разделяются проливами:
а) Зондским б) Девисовым в) Бонифачо г) Кука
14. Перечислите последовательно с севера на юг все моря и заливы у восточных берегов Азии
15. Какие реки протекают по низменностям:
а) Северогерманской б) Причерноморской
в) Ла-Платской в) Туранской
16. Частями каких морей являются заливы:
а) Оманский б) Сиамский
в) Венесуэльский в) Шелихова
17. Какие реки берут начало с гор:
а) Карпат б) Урала в) Гималаев в) Драконовых
18. Какой пролив отделяет о. Мадагаскар от материка?
19. Как расположены относительно друг друга архипелаги и острова: Фиджи, Новые Гебриды, Кермадек и Новая Каледония?
20. Какие географические объекты разделяют проливы:
а) Торресов б) Басов
в) Гудзонов в) Магелланов
1 |
Космические факторы воздействия на географическую оболочку |
2 |
Географическое значение фигуры, размеров и массы Земли |
3 |
Движения Земли и их географические следствия |
4 |
Вулканизм на Земле и его географические следствия |
5 |
Сейсмические явления на Земле и их географические следствия |
6 |
Эндогенные и экзогенные процессы как факторы развития географической оболочки |
7 |
Срединно-океанические хребты и их роль в формировании рельефа Земли |
8 |
Экологические проблемы литосферы |
9 |
Центры действия атмосферы, их происхождение и влияние на климат Земли |
10 |
Пассатная циркуляция, ее роль в перераспределении тепла и влаги в географической оболочке |
11 |
Муссоны и их значение в формировании климатов Земли |
12 |
Циклоны и антициклоны и их роль в перераспределении тепла и влаги в географической оболочке |
13 |
Экологические проблемы атмосферы |
14 |
Экологические проблемы Мирового океана |
15 |
Экологические проблемы крупнейших озер мира |
16 |
Экологические проблемы крупнейших рек мира |
17 |
Цунами: причины возникновения и географические следствия |
18 |
Основные закономерности развития географической оболочки |
19 |
Зональность и азональность в географической оболочке |
20 |
Эль-Ниньо как географический феномен |
21 |
Глобальные экологические проблемы |
22 |
Система течений Гольфстрим и ее значение для географической оболочки |
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
01 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
25 09 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
14 12 2014
1 стр.
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
03 09 2014
2 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области горнодобывающей промышленности
01 10 2014
1 стр.
Председатель учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию
16 12 2014
5 стр.
Д. В. Гололобов доцент кафедры теоретических основ радиотехники Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, кандидат технических наук
14 12 2014
20 стр.