Красноярский ордена “Знак почета” Государственный
Педагогический университет
Декан факультета информатики доцент Адольф В.А.,
Зав. кафедрой методики преподавания информатики доцент Яковлева Т.А.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Курса
“Программное обеспечение ЭВМ”
для специальности
“Математика-информатика”
Факультет математический
Курс 1
Семестры 1-2
Общее распределение часов:
лекции
|
36
|
семинары
|
36
|
всего
|
144
|
Отчетность:
1 семестр – зачет
2 семестр – дифференцированный зачёт
Составители:
Доцент кафедры МПИ Артемьева Н.В.
Ст. преподаватель кафедры МПИ Ивкина Л.М.
Красноярск 2001 г.
Пояснительная записка
Данный курс – первый в системе подготовки студента-математика по второй специальности – информатика. Он ориентирован на изучение: основных сведений о компьютере, периферийных устройствах и рекомендации по правильной эксплуатации компьютера, технологий работы пользователя в среде DOS и WINDOWS и его приложений
При освоении курса студенты изучают технологические возможности использования компьютера для решения различных прикладных задач. Конкретные программные продукты рассматриваются как примеры, на которых осваиваются базовые понятия и навыки.
Курс ориентирован на IBM-технику и Windows-технологии.
Организационно курс состоит из лекционных, семинарских и практических занятий. Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ компьютерных технологий и основных принципов работы с различными видами информации: графической, текстовой, табличной и т.д. Семинарские и практические занятия предполагают формирование умений работы с конкретными программными средами. Темы, доступные для самостоятельного изучения, предлагаются студентам для обсуждения на семинарах.
В результате изучения курса у студентов формируются представления о современном программном обеспечении ЭВМ и умения использовать его в своей профессионально-педагогической деятельности.
Тематический план дисциплины
|
Наименование раздела
|
Всего часов трудоемкости
|
В том числе аудиторных
|
Самостоятельная работа
|
Всего часов
|
Лекций
|
Практических (семинаров)
|
Лаб. занятий
|
1.
|
Классификация ПО. Операционные системы. Виды ОС и их особенности.
|
4
|
2
|
2
|
0
|
0
|
2
|
6.
|
Комплекты утилит для обслуживания компьютера(Microsoft Plus, Norton Utilities).
Оптимизация работы компьютера в целом.
|
4
|
2
|
0
|
2
|
0
|
2
|
7.
|
Инструментальные ПС для решения математических задач. Технология работы с пакетом Mathcad и/или Maple Основные возможности.
|
34
|
18
|
4
|
4
|
10
|
16
|
ИТОГО
|
288
|
144
|
36
|
36
|
72
|
144
|
Содержание учебной дисциплины
-
Место ПО в информатике. Определение программного обеспечения. Классификация ПО (системное ПО, пакеты прикладных программ, инструментарий технологии программирования). Состав системного ПО (Базовое ПО, сервисное ПО). Виды ОС и их особенности.
-
История развития компьютера. Современное состояние рынка компьютеров. Как устроен компьютер:
-
системный блок (микропроцессор и сопроцессор, память, электронные платы, контроллеры и шины, блок-схема устройства компьютера).
-
Устройства ввода, их функциональное назначение и принцип работы (клавиатура, мышь, трекбол, сенсорная панель, трекпоинт). Устройства вывода, их функциональное назначение и принцип работы (монитор, принтер).
-
Дисководы, их функциональное назначение и принцип работы, диски (гибкие магнитные диски, жесткие диски, стриммеры, магнитооптические съемные диски).
-
Средства “мультимедиа”, их функциональное назначение и принцип работы (звуковая карта, колонки, CD ROM, модемы, факс-модемы).
-
Основы работы в MS DOS. Основные составные части DOS. Драйверы и резидентные программы. Начальная загрузка ОС DOS. Приглашение DOS. Ввод команд. Получение справки о командах DOS. Работа с каталогами DOS (команда смены текущего каталога, изменение текущего каталога, просмотр каталога, создание каталога, уничтожение каталога). Работа с файлами DOS (копирование, переименование, уничтожение файлов; создание и просмотр текстовых файлов). Очистка экрана монитора, вывод информации о дате и времени и их установка, получение информации о версии DOS. Форматирование и копирование дискет, создание системной дискеты. Командный файл автонастройки ОС DOS AUTOEXEC.BAT (наиболее часто используемые команды). Настройка ОС с помощью файла конфигурации CONFIG.SYS (наиболее часто используемые команды). Операционная оболочка Norton Commander (NC): назначение и основные возможности, состав и запуск, интерфейс, работа с панелями информационного окна, управление пакетом при помощи функциональных клавиш и ниспадающего меню, меню пользователя и его создание.
-
Антивирусные программные средства: характеристика компьютерных вирусов, характеристика антивирусных программ, антивирусный комплект АО “Диалог-Наука” (Aidstest, Doctor Web, ADinf) особенности работы с ними, основные меры по защите от вирусов. Программы-архиваторы: общие сведения об архивации файлов, архиватор ARJ, многофункциональный интегрированный архиватор RAR.
-
ОС WINDOWS. История развития Windows (от 3.11 до 2000) их преимущества и недостатки. Технологические принципы работы (Plug and Play, OLE, Drag and Drop). Основные объекты Windows (папка, документ, ярлык, программа, буфер обмена). Элементы интерфейса (рабочий стол, управляющие элементы, Панель Задач). Прикладные программы в составе Windows (WordPad, Paint, Imaging). Группа программ “Служебные” (мастер обслуживания Maintenance Wizard, преобразование диска в FAT32). Комплекты утилит по обслуживанию (Microsoft Plus, Norton Utilities). Оптимизация работы компьютера в целом.
-
MathCad, Maple.
-
Нахождение численных значений суммы рядов, производных, табличных пределов, интегралов.
-
Работа с матрицами.
-
Использование элементов программирования.
-
Решение уравнений и систем уравнений численно.
-
Символьные вычисления.
-
Графические возможности.
-
Обзор текстовых редакторов. Текстовый процессор Word. Основные понятия (абзац, основные и дополнительные параметры абзаца, шрифты, форматирование, параметры страницы). Основные команды, выполняемые с помощью кнопок панелей инструментов (стандартной и форматирования) на примерах. Понятие стиля, возможность его переопределения и создания. Оформление текста в колонки. Понятие раздела, различные его виды, параметры раздела (колонтитул, поля и т.д.). Режимы разметки. Возможности панели рисования, WordArt. Equation. Добавление и рисование таблиц. Работа с таблицами.
-
Понятия растровой и векторной графики. Форматы графических файлов. Растровый и графический редакторы. Редактор Adobe PhotoShop, особенности работы с ним (создание многослойного изображения, спецэффектов). Редактор Corel Draw особенности работы с ним (экран Corel Draw; создание простых рисунков; опорные линии и привязка к ним, сетка и выравнивание; работа с контурами, заливками, с текстом, с точками и преобразование в кривые; упорядочивание объектов; эффекты; многостраничные рисунки; импорт и экспорт; внедрение объектов).
-
Электронные таблицы, основные понятия, цели и основные принципы работы (ячейка, её адрес и тип, формула, копирование, изменение относительных и абсолютных адресов при копировании). Особенности форматирования (в отличие от WORD), а также вставки/удаления строк и столбцов. Возможности работы с таблицами на разных листах и в разных файлах. Создание диаграмм разных типов и дальнейшая работа с ними. Возможности работы в ЭТ как в базе данных (сортировка, фильтр, итоги, сводная таблица).
-
Технология хранения, поиска и сортировки информации. Понятия баз данных: поле, запись, ключевое поле. Типы систем управления базами данных. СУБД Access: создание базы данных, ввод и редактирование данных, обработка данных в БД (поиск, запрос, сортировка, отчеты), связывание таблиц.
-
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии (понятие компьютерной презентации, мультимедиа технологии, слайда). Создание презентации с помощью PowerPoint. Рисунки и графические примитивы на слайдах. Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Использование анимации в презентации. Интерактивная презентация. Демонстрация презентации. Программа управления информацией OutLook. Основные структурные единицы OutLook (почтовые сообщения, встречи, контакты, записи в дневнике, задачи и заметки). Работа сообщениями (посылка и получение), создание расписания (пользуясь Календариком и панелью Задач), создание деловой и личной адресной книги с различными вариантами сортировки и просмотра, составление списка неотложных дел, дневника и заметок.
-
История Internet. Internet сегодня. Ресурсы Internet (WWW, страничка, сайт, сервер, адреса WWW-страничек, e-mail). Необходимые программы для Internet. Поиск информации в Internet Построение WEB- страниц можно продемонстрировать в таких пакетах как HomeSite и FrontPage. Использование возможностей пакета Microsoft Office.
-
Компьютер и досуг. (Тесты, электронные учебники, программы психологической разгрузки, программы-тренажеры).
Литература
-
ИНФОРМАТИКА 10-11 класс. Под ред. Проф. Н.В. Макаровой, Санкт-Петербург,1999 г., 30 с.
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. ОБЩАЯ ИНФОРМАТИКА. Уч. Пособие для средней школы.5-9 класс – М., АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998 г. –592 с.
-
ИНФОРМАТИКА. Учебник по базовому курсу. 7-9 классы. –М., ООО “ИЛБЗ”,1998 г.-464 с.
-
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. –М.”ЛБЗ”,1998г.-70 с.
-
ИНФОРМАТИКА. Энциклопедический словарь для начинающих/Сост. Д.А.Поспелов. М., Педагогики-Пресс, 1994 г-352 с.
-
ИНФОРМАТИКА: Учебник / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. –М.,Финансы и статистика, 1997. –768 с.
-
Фигурнов IBM PC для пользователя. Краткий курс. (Полный курс)– М.: ИНФРА-М, 1999. – 480 с.: ил.
-
Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М.,: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.- 640 с.
-
MATHCAD 6.0 PLUS. Финансовые, инженерные и научные расчеты в среде Windows 95. Издание 2-ое, стереотипное-М.: Информационно-издательский дом “Филин”, 1997. – 712 с.
-
А.П. Микляев. Настольная книга пользователя IBM PC. Издание 2-ое, дополненное –М.: Издательство “СОЛОН”, 1997 г., -608 с.
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Уч. Пособие для 10-11 классов. Углубленный курс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 440 с.: ил.
-
Сосински Барри, Московиц Джереми. Освой самостоятельно Microsoft Windows 2000 за 24 часа.: Пер. с англ. :Уч. Пос. – М. :Издательский дом “Вильямс”,2000. – 464 с.: ил.
-
Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.Уч. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров.-М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.