Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Учебная программа курса «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Е.А. Игумнова, В.П. Горлачёв, О.В. Корсун

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского


Актуальность создания программы. Низкий уровень экологической культуры населения, нарастающая угроза разрушения многих экосистем в силу усиливающегося на них техногенного воздействия способны существенно повлиять как на процессы экономического развития (включая инвестиционную и рекреационную привлекательность региона), так и на социально-политическую обстановку в регионе в будущем.

В этой ситуации общество заинтересовано в подготовке граждан, владеющих экологическими знаниями, которые могли бы стать для них основой решения реальных экологических проблем в быту, в общественной жизни и на производстве; ориентиром в выборе поведения в быстро меняющихся условиях социоприродного окружения.

Очевидна социальная значимость разработки и введения региональной составляющей в образовательный процесс, одним из путей реализации которого может стать курс «Региональная экология». Необходимость разработки курса и его реализации в школе диктуется жизненно важными потребностями: потребностью каждого человека жить в здоровой окружающей среде, потребностью личности в качественном образовании, социально-экономической потребностью региона в сохранении уникальной природы Забайкалья, потребностью страны в сохранении природных ресурсов и здоровья граждан, потребностью сохранения биосферы и человечества в ней. Ценностно-смысловое и чувственно-эмоциональное развитие учащихся в процессе осознания экологических проблем и закономерностей невозможно без сопричастности к глобальным проблемам через конкретные экологические проблемы своего региона. Вот почему в экологическом образовании актуален принцип: «Мысль глобально, действовать локально».

Цель программы: содействие воспитанию экологической культуры учащихся через освоение знаний по региональной экологии.
Задачи программы:

– формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и на человека;

– понимание учащимися путей и механизмов решения региональных проблем;

– помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;

– воспитание у учащихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;

– развитие у учащихся умений и навыков по прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкальского края;

– приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Возраст учащихся, продолжительность курса. Разработанный курс предназначен для старшеклассников и носит обобщающий характер. Продолжительность курса – 34 часа.
Идеи, положенные в основу разработки программы. Структура и содержание программы курса «Региональная экология» разработаны с учётом следующих концептуальных положений:

– сочетание аксиологического, гносеологического и онтологического подходов для целей осуществления образовательного процесса;

– принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую направленность содержания образования;

– использование принципа проблемной интеграции как способа стимулирования познавательной активности учащихся;

– структуризация программы через использование «средового» подхода, как варианта комплексного изучения явлений;

– изучение региональных экологических особенностей и проблем в во взаимосвязи с глобальными и местными;

– учёт специфики социоприродного окружения образовательного учреждения как единицы региона;

– адаптация сложного научного материала по проблемам общей и социальной экологии к возрастным особенностям старшеклассников.


При формировании содержания программы курса «Региональная экология» системообразующим понятием может стать проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья.

В разработанном курсе данная проблема раскрывается как:

– противоречие, возникающее при нарушении равновесия «человек – окружающая среда»;

– процесс, порождённый деятельностью человека и влияющий как на самого человека, так и на виды животных, растений и экосистемы в целом;

– результат, демонстрирующий проявление на локальном уровне региональных и глобальных проблем;

– задача, требующая решения с учётом нормативно-правовых, экономических, социальных, культурных позиций (включая процесс воспитания экологической культуры населения).

Таким образом, проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья рассматривается как комплексная по происхождению, воздействию на человека и природу, механизмам её решения.

При раскрытии содержания курса осуществляется интеграция знаний из школьных предметов естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов для целостного раскрытия какого-либо аспекта проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья.

Вовлечение социоприродного окружения в образовательный процесс по экологии будет содействовать активному участию школьников в изучении и решении местных экологических проблем, т.е. конкретных проблем того сообщества, в котором они проживают и с которым многие из них будут связаны в течение всей жизни.

С учётом психологических особенностей старшеклассников авторы курса «Региональная экология» рекомендуют осуществлять аксиологический подход в преподавании как основополагающий. В содержании курса реализуется идея, что высшими ценностями являются жизнь, человек и его здоровье, универсальная значимость природы, ответственность человека за судьбу планеты. По нашему мнению, очень важен показ уникальной ценности и красоты своего края, воспитание гордости за «малую» родину.

Рекомендуемый для реализации программы онтологический подход также соотносится с возрастом старшеклассников, обдумывающих необходимость выбора дальнейшего пути, склонных к саморефлексии, проявляющих критичность мышления и интерес к проблемам взаимодействия личности с обществом.

Структура курса. В предложенной программе выделены следующие разделы:

1 раздел: введение;

2–4 разделы посвящены проблеме сохранения различных сред жизни: воздуха, воды и почвы в Читинской области;

5 раздел – проблеме сохранения биоразнообразия в условиях региона;

6 раздел – проблеме сохранения здоровья человека в условиях региона;

7 раздел – проблеме развития общества в экологических условиях региона.


Тематический план дан в приложении.


Требования к уровню подготовки учащихся

по региональной экологии
Учащийся должен:

Уметь характеризовать:

  • роль экологии в системе наук и жизни современного общества;

  • роль экологии в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества;

  • особенности экологических факторов, свойственные Забайкальскому краю;

  • взаимоотношения в системе «организм – среда» (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае);

  • структуру и демографические характеристики популяций (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае);

  • особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных);

  • процессы эвтрофикация и зарастания водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, озеро Кенон);

  • специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем Забайкалья;

  • влияние природных, техногенных и социальных факторов среды на здоровье человека;

  • роль адаптаций организмов к экологическим факторам среды, характерным для Забайкальского края;

  • необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов Забайкальского края;

  • значение особо охраняемых природных территорий Забайкальского края в сохранении природы и в жизни человека;

  • роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы;

  • роль региона в формировании качества вод озера Байкал;

  • особенности методов экологических исследований, в том числе мониторинга земель, вод и воздуха в Забайкальском крае;

  • роль образования в развитии экологической культуры населения Забайкальского края.


Приводить примеры:

  • демонстрирующие региональные и местные разрушения природных сообществ в Забайкальском крае (вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов и др.);

  • влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Забайкальском крае;

  • сукцессий в экосистемах Забайкальского края;

  • взаимоотношений представителей забайкальской флоры и фауны;

  • редких и охраняемых видов флоры и фауны Забайкальского края;

  • особо охраняемых природных территорий Забайкальского края (заповедников, заказников и памятников природы);

  • глобальных, региональных и локальных (местных) проблем состояния окружающей среды;

  • традиций рационального природопользования населения Забайкальского края.


Уметь применять знания на практике:

  • выявлять причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и уязвимостью экосистем Забайкальского края;

  • выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае;

  • строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Забайкальского края;

  • оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья;

  • применять правила поведения человека в природе;

  • решать прогностические задачи по региональной экологии;

  • проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы.


Методическое обеспечение программы. Учебник «Региональная экология» (авторы: В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А Игумнова, Л.Н. Золотарёва), рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации для школ региона.

Издания, рекомендуемые при реализации программы:




  1. Анудариева Д.Ц. Региональная экология. Практикум. Чита: Изд-во

ЗабГПУ, 2001. 25 с.

  1. Афонин А.В. и др. Животный мир Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1997. 201 с.

  2. Гомбоева Н.Г., Томских А.А., Цыбикмитова Г.Ц. Региональная экология и экология человека. Учебное пособие. Чита, 2001. 92 с.

  3. Горлачёв В.П., Золотарёва. Л.Н., Итигилова М.Ц., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья. Чита, 1997. 221 с.

  4. Доклад[ы] о состоянии окружающей природной среды в Читинской области. Чита: Читинск. обл. ком. по экологии и природопользованию, 1993–2007.

  5. Дулепова Б.И. Растительный покров Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1996. 161 с.

  6. Золотарёва Л.Н. Экосистемы Восточного Забайкалья. Учебное пособие. Чита, 2001. 25 с.

  7. Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Экология водоёма: озеро Кенон и я. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 56 с.

  8. Корсун О.В. Мониторинг насекомых в Читинской области. Учебно-методическое пособие для студентов биологических специальностей и педагогов. Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2003. 32 с.

  9. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). Чита: Поиск, 2000. 214 с.

  10. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). Чита: Стиль, 2002. 280 с.

  11. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области. Новосибирск: Наука, 1995. 248 с.

  12. Охраняемые территории Восточного Забайкалья: почему, каким образом и какие земли нужно сохранить в байкальском бассейне. Книга 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 165 с.

  13. Экология растений Забайкалья. Сборник информационных материалов для педагогов-экологов. Вып. 1–7. Чита, 1997–2000.

  14. Экология. Пособие для учителей Читинской области. Чита, 1997. 170 с.

  15. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область Общий очерк. Новосибирск: Наука, 2000; 2003. Ч. 1. Ч. 2.


Тематический план программы курса «Региональная экология»




п/п

Тема

Основное содержание

Формулируемые понятия

Кол-во

час.


I. ВВЕДЕНИЕ


1.1

Экология в современном мире

Экология как наука. Значение и задачи экологии в современный период. Виды хозяйственной деятельности, вызывающие ухудшение качества окружающей среды. Экологические законы Барри Коммонера. Экология и общество

Экология. Антропогенные факторы. Биосфера. Ксенобиотики

1

1.2

Забайкальский край: 50 вопросов и ответов о расположении, природе и климате нашего края 

Забайкальский край: природные и социальные особенности региона




1


II. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


2.1

Особенности атмосферных процессов на территории Забайкальского края

Динамика атмосферных процессов на территории Забайкальском крае

Сибирский антицклон. Приземная температурная инверсия. Парниковый эффект

1

2.2

Загрязнение воздуха

Концентрации загрязняющих веществ. Основные загрязняющие вещества в воздухе и их влияние на здоровье человека. Антропогенное загрязнение атмосферы

Концентрации загрязняющих веществ: предельно-допустимая, опасная, смертельная. Фотохимический смог. Диоксины. Канцерогены

1

2.3

Источники атмосферного загрязнения

Промышленные предприятия, электростанции, транспорт, сельское хозяйство как загрязнители атмосферы. Дымовое загрязнение атмосферы

Этилированный бензин. Радионуклиды

1

2.4

Радиоактивный газ радон, чем он опасен и как уменьшить его воздействие на человека

Радон как природный газ. Радон и здоровье. Радоновая опасность в Забайкалье. Защита от радона в помещениях




1

2.5

Очистка воздуха

Меры по очистке воздуха: контроль источников загрязнения, технологическое усовершенствование, озеленение. Методы очистки воздуха: физические, химические. Охрана воздуха в помещениях

Физические и химические методы очистки воздуха

1


III. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОДНОЙ СРЕДЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


3.1

Водные объекты Забайкальского края

Водные ресурсы Забайкальского края: текучие воды, водные бассейны, озёра Восточного Забайкалья, подземные воды


Наледи. Подземные воды: пресные, минеральные, рассолы

1

3.2

Вода и жизнь

Вода как вещество и среда обитания. Сезонные изменения в забайкальских водоёмах

«Цветение» воды

1

3.3

Загрязнение воды в Забайкальском крае

Проблемы водных экосистем на территории региона. Основные факторы загрязнения водной среды. Сточные воды (бытовое и промышленное загрязнение воды). Биологическое, химическое и физическое загрязнение вод в Забайкальском крае. Эвтрофикация и зарастание водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, Кенон и др.). Трансграничные переносы загрязнённых вод


Эвтрофикация, антропогенная эвтрофикация водоёмов. Токсическое загрязнение воды промышленными стоками. Индекс загрязнения воды. Трансграничные переносы загрязнённых вод

1

3.4

Рациональное использование воды

Водопотребление. Экологические основы рационального использования водных экосистем. Минеральные воды Забайкальского края

Водопотребление

1

3.5

Чистая вода

Качество воды, биологическая индикация качества воды. В поисках решения проблем: очистка воды. Роль региона в формировании качества вод озера Байкал

Качество питьевой воды. Биоиндикаторы чистоты водоёмов. Бытовые фильтры водоочистки. Оборотное использование воды

1


IV. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПОЧВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


4.1

Ландшафт как среда жизни

Ландшафты, характерные для Восточного Забайкалья. Преобразование ландшафтов человеком

Ландшафт, экосистема, биогеоценоз. Агроландшафты. Морозное пучение

1

4.2

Почвы Забайкальского края

Основные типы почв в Восточном Забайкалье. Пашни и пастбища как примеры типичных агроэкосистем Забайкальском крае и их отличия от природных экосистем. Загрязнение почв пестицидами и тяжёлыми металлами.

Типы почв в Восточном Забайкалье

1

4.3

Почвенная эрозия

Почвенная эрозия, её виды в Забайкальском крае. Примеры и причины почвенной эрозии. Особенности ведения сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия. Последствия перевыпаса скота

Эрозия почвенная. Виды почвенной эрозии

1

4.4

Добыча полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых как фактор разрушения почвенного слоя. Последствия добычи полезных ископаемых, приводящие к разрушению экосистем в Забайкальском крае: золотодобыча, добыча угля карьерным способом и др.

Добыча золота дражным методом, метод кучного выщелачивания

1

4.5

Сохраним землю чистой

Проблема утилизации бытовых отходов. Свалки в окрестностях населённых пунктов, возможность загрязнения территории и подземных вод бытовыми и промышленными отходами. Факторы радиоактивного загрязнения окружающей среды Забайкальского края. В поисках решения проблемы

Рекультивация

1


V. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


5.1

Биологическое разнообразие – разнообразие

жизни


Биологическое разнообразие: его уровни. Видовое разнообразие. Причины снижения видового разнообразия. Разрушение естественных экосистем, использование ядохимикатов и браконьерство как причины снижения численности дзерена, манула, тарбагана, журавлей, хищных птиц и других видов фауны и флоры Забайкальского края

Генное, видовое, экосистемное биоразнообразие

1

5.2

Проблемы сохранения растительного и животного мира Забайкальского края

Причины сокращения численности видов животных и растений (на примере конкретных видов Забайкальском крае). Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений Забайкальского края. Красная книга Забайкальского края и Агинского Бурятского автономного округа


Красные книги Российской Федерации, Забайкальском крае и АБАО. Реликты

1

5.3

Многообразие экосистем

Экосистемное разнообразие. Особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных). Примеры основных компонентов данных экосистем и связей между ними. Пищевые цепи в водных и наземных экосистемах. Низкая устойчивость экосистем Забайкалья и её причины

Экосистемное разнообразие

1

5.4

Таёжные богатства

Забайкальская тайга как часть пояса бореальных лесов. Биомасса и продуктивность забайкальских лесов. Проблема карбонового кредита. Браконьерство. Вырубка лесов. Лесные пожары. Использование недревесных ресурсов леса

Бореальные леса. Эдификаторы

1

5.5

Судьба степей

Особенности степей Забайкальского края. Виды степей. Животные в степи. Степь и деятельность человека. Изменение потоков энергии в степных экосистемах в результате развития скотоводства. Стадии сукцессии формирующегося на месте залежи степного сообщества (по Б.И. Дулеповой)

Виды степей Восточного Забайкалья: горные каменистые и равнинные степи. Сукцессия

1

5.6

Сохранить для потомков

Причины создания и особенности охраняемых территорий Забайкальского края. Сохондинский и Даурский биосферные заповедники. Национальный парк «Алханай». Необходимость создания национальных парков (Кодарского, «Чикой») как центров охраны природы, экологического туризма и просвещения. Примеры заказников и памятников природы Забайкальского края

Особо охраняемая природная территория. Заповедник. Заказник. Национальный парк. Памятник природы. Участок всемирного наследия

1


VI. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


6.1

Здоровье и болезнь

Биологическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье человека. Болезнь

Здоровье. Биологический гомеостаз. Болезнь

1

6.2

Здоровье и окружающая среда

Эколого-географические особенности Забайкальского края. Геохимические особенности территории Забайкальском крае и их влияние на здоровье человека. Примеры геохимических и климатических (преобладание холодного дискомфортного климата; резкие изменения метеоусловий как по сезонам года, так и в течение суток) влияний на здоровье. Социально-гигиенические факторы окружающей среды в Забайкалье. Особо опасные и природно-очаговые заболевания в Забайкалье

Мутагены. Эндемичные заболевания (уровская болезнь, болезнь Кешана, эндемический зоб, гипофтороз, флюороз). Природно-очаговые инфекции (на примере клещевого энцефалита)

1

6.3

Инфекционные заболевания

Социально-обусловленные инфекции в Восточном Забайкалье: СПИД, вирусные гепатиты, туберкулёз. Способы защиты от этих инфекций

Социально-обусловленные инфекции

1

6.4

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни. Адаптации человека к условиям Забайкалья и возможности управления адаптацией (закаливание, физическая тренировка, общение с природой)

Здоровый образ жизни. Адаптация

1


VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА


7.1

Использование природных ресурсов

Экологические факторы выживания людей. Природа и общество: корни конфликта. Невозобновимые и возобновимые ресурсы. Вторичная переработка. Использование лесных ресурсов, в том числе недревесных

Природные ресурсы: невозобновимые и возобновимые. Вторичная переработка

1

7.2

Демографические процессы в Забайкальском крае

Демографическая обстановка в Забайкальском крае. Причины естественной убыли населения Читинской. Роль общества в стабилизации численности населения

Демографическая ситуация. Естественный прирост, естественная убыль. Миграционный прирост, миграционная убыль. Депопуляция

1

7.3

Населённый пункт как экосистема

Специфика городских и промышленных экосистем (Чита, Балей, Краснокаменск). Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. Человек в искусственной экосистеме. Потоки вещества и энергии в городской экосистеме. Использование природосберегающих технологий на предприятиях Забайкальском крае. Экология моего дома




1

7.4

Энергетические проблемы Забайкальском крае

Энергетические проблемы в Восточном Забайкалье. Экологические проблемы угледобычи, тепловой энергетики. Энергетика и проблема озера Кенон. Возможности энергосбережения. Перспективы развития ветровой и солнечной энергетики в Забайкалье

Альтернативные источники электроэнергии

1

7.5

Устойчивое развитие региона

Концепция устойчивого развития. Роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы. Трансграничный характер экосистем. Забайкальский край как регион мирового водораздела. Экологическая политика. Экологический туризм

Устойчивое развитие

1

7.6

Что я могу сделать для сохранения природы

Конференция учащихся: «В поисках решения социально-экологических проблем»




2

Учебная программа курса «региональная экология»

Вот почему в экологическом образовании актуален принцип: «Мысль глобально, действовать локально»

213.75kb.

17 12 2014
1 стр.


Учебная программа курса «Экономика промышленности»

Экономика отрасли: учебное пособие. Под ред. А. С. Пелих. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.; Шувалова Г. Г. Учебная программа курса «Экономика промышленности» и задания к выполнен

32.39kb.

02 10 2014
1 стр.


Программа курса «Региональная геология России»
235kb.

10 09 2014
1 стр.


Программа курса «Природа и экология Липецкой области»
251.87kb.

25 12 2014
1 стр.


Практикум по культуре речевого общения учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности

Т. Ю. Кужелева. Практикум по культуре речевого общения: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Лингвистика». Тюмень: Издательс

389.7kb.

10 09 2014
1 стр.


Учебная программа курса «основы православной культуры»

Программа предназначена для курса «Основы Православной культуры» для учащихся 1-9 классов. Содержание построено на основе государственного, народного и православного календарей. Пр

948.34kb.

08 10 2014
7 стр.


Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»

Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 0506

632.96kb.

09 10 2014
3 стр.


Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
100.55kb.

14 10 2014
1 стр.