Перейти на главную страницу
Е.А. Игумнова, В.П. Горлачёв, О.В. Корсун
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г. Чернышевского
В этой ситуации общество заинтересовано в подготовке граждан, владеющих экологическими знаниями, которые могли бы стать для них основой решения реальных экологических проблем в быту, в общественной жизни и на производстве; ориентиром в выборе поведения в быстро меняющихся условиях социоприродного окружения.
Очевидна социальная значимость разработки и введения региональной составляющей в образовательный процесс, одним из путей реализации которого может стать курс «Региональная экология». Необходимость разработки курса и его реализации в школе диктуется жизненно важными потребностями: потребностью каждого человека жить в здоровой окружающей среде, потребностью личности в качественном образовании, социально-экономической потребностью региона в сохранении уникальной природы Забайкалья, потребностью страны в сохранении природных ресурсов и здоровья граждан, потребностью сохранения биосферы и человечества в ней. Ценностно-смысловое и чувственно-эмоциональное развитие учащихся в процессе осознания экологических проблем и закономерностей невозможно без сопричастности к глобальным проблемам через конкретные экологические проблемы своего региона. Вот почему в экологическом образовании актуален принцип: «Мысль глобально, действовать локально».
Цель программы: содействие воспитанию экологической культуры учащихся через освоение знаний по региональной экологии.
Задачи программы:
– формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и на человека;
– понимание учащимися путей и механизмов решения региональных проблем;
– помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;
– воспитание у учащихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;
– развитие у учащихся умений и навыков по прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкальского края;
– приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Возраст учащихся, продолжительность курса. Разработанный курс предназначен для старшеклассников и носит обобщающий характер. Продолжительность курса – 34 часа.
Идеи, положенные в основу разработки программы. Структура и содержание программы курса «Региональная экология» разработаны с учётом следующих концептуальных положений:
– сочетание аксиологического, гносеологического и онтологического подходов для целей осуществления образовательного процесса;
– принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую направленность содержания образования;
– использование принципа проблемной интеграции как способа стимулирования познавательной активности учащихся;
– структуризация программы через использование «средового» подхода, как варианта комплексного изучения явлений;
– изучение региональных экологических особенностей и проблем в во взаимосвязи с глобальными и местными;
– учёт специфики социоприродного окружения образовательного учреждения как единицы региона;
– адаптация сложного научного материала по проблемам общей и социальной экологии к возрастным особенностям старшеклассников.
В разработанном курсе данная проблема раскрывается как:
– противоречие, возникающее при нарушении равновесия «человек – окружающая среда»;
– процесс, порождённый деятельностью человека и влияющий как на самого человека, так и на виды животных, растений и экосистемы в целом;
– результат, демонстрирующий проявление на локальном уровне региональных и глобальных проблем;
– задача, требующая решения с учётом нормативно-правовых, экономических, социальных, культурных позиций (включая процесс воспитания экологической культуры населения).
Таким образом, проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья рассматривается как комплексная по происхождению, воздействию на человека и природу, механизмам её решения.
При раскрытии содержания курса осуществляется интеграция знаний из школьных предметов естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов для целостного раскрытия какого-либо аспекта проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья.
Вовлечение социоприродного окружения в образовательный процесс по экологии будет содействовать активному участию школьников в изучении и решении местных экологических проблем, т.е. конкретных проблем того сообщества, в котором они проживают и с которым многие из них будут связаны в течение всей жизни.
С учётом психологических особенностей старшеклассников авторы курса «Региональная экология» рекомендуют осуществлять аксиологический подход в преподавании как основополагающий. В содержании курса реализуется идея, что высшими ценностями являются жизнь, человек и его здоровье, универсальная значимость природы, ответственность человека за судьбу планеты. По нашему мнению, очень важен показ уникальной ценности и красоты своего края, воспитание гордости за «малую» родину.
Рекомендуемый для реализации программы онтологический подход также соотносится с возрастом старшеклассников, обдумывающих необходимость выбора дальнейшего пути, склонных к саморефлексии, проявляющих критичность мышления и интерес к проблемам взаимодействия личности с обществом.
Структура курса. В предложенной программе выделены следующие разделы:
1 раздел: введение;
2–4 разделы посвящены проблеме сохранения различных сред жизни: воздуха, воды и почвы в Читинской области;
5 раздел – проблеме сохранения биоразнообразия в условиях региона;
6 раздел – проблеме сохранения здоровья человека в условиях региона;
7 раздел – проблеме развития общества в экологических условиях региона.
Издания, рекомендуемые при реализации программы:
№ п/п |
Тема |
Основное содержание |
Формулируемые понятия |
Кол-во час. |
I. ВВЕДЕНИЕ | ||||
1.1 |
Экология в современном мире |
Экология как наука. Значение и задачи экологии в современный период. Виды хозяйственной деятельности, вызывающие ухудшение качества окружающей среды. Экологические законы Барри Коммонера. Экология и общество |
Экология. Антропогенные факторы. Биосфера. Ксенобиотики |
1 |
1.2 |
Забайкальский край: 50 вопросов и ответов о расположении, природе и климате нашего края |
Забайкальский край: природные и социальные особенности региона |
|
1 |
II. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ | ||||
2.1 |
Особенности атмосферных процессов на территории Забайкальского края |
Динамика атмосферных процессов на территории Забайкальском крае |
Сибирский антицклон. Приземная температурная инверсия. Парниковый эффект |
1 |
2.2 |
Загрязнение воздуха |
Концентрации загрязняющих веществ. Основные загрязняющие вещества в воздухе и их влияние на здоровье человека. Антропогенное загрязнение атмосферы |
Концентрации загрязняющих веществ: предельно-допустимая, опасная, смертельная. Фотохимический смог. Диоксины. Канцерогены |
1 |
2.3 |
Источники атмосферного загрязнения |
Промышленные предприятия, электростанции, транспорт, сельское хозяйство как загрязнители атмосферы. Дымовое загрязнение атмосферы |
Этилированный бензин. Радионуклиды |
1 |
2.4 |
Радиоактивный газ радон, чем он опасен и как уменьшить его воздействие на человека |
Радон как природный газ. Радон и здоровье. Радоновая опасность в Забайкалье. Защита от радона в помещениях |
|
1 |
2.5 |
Очистка воздуха |
Меры по очистке воздуха: контроль источников загрязнения, технологическое усовершенствование, озеленение. Методы очистки воздуха: физические, химические. Охрана воздуха в помещениях |
Физические и химические методы очистки воздуха |
1 |
III. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОДНОЙ СРЕДЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ | ||||
3.1 |
Водные объекты Забайкальского края |
Водные ресурсы Забайкальского края: текучие воды, водные бассейны, озёра Восточного Забайкалья, подземные воды |
Наледи. Подземные воды: пресные, минеральные, рассолы |
1 |
3.2 |
Вода и жизнь |
Вода как вещество и среда обитания. Сезонные изменения в забайкальских водоёмах |
«Цветение» воды |
1 |
3.3 |
Загрязнение воды в Забайкальском крае |
Проблемы водных экосистем на территории региона. Основные факторы загрязнения водной среды. Сточные воды (бытовое и промышленное загрязнение воды). Биологическое, химическое и физическое загрязнение вод в Забайкальском крае. Эвтрофикация и зарастание водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, Кенон и др.). Трансграничные переносы загрязнённых вод |
Эвтрофикация, антропогенная эвтрофикация водоёмов. Токсическое загрязнение воды промышленными стоками. Индекс загрязнения воды. Трансграничные переносы загрязнённых вод |
1 |
3.4 |
Рациональное использование воды |
Водопотребление. Экологические основы рационального использования водных экосистем. Минеральные воды Забайкальского края |
Водопотребление |
1 |
3.5 |
Чистая вода |
Качество воды, биологическая индикация качества воды. В поисках решения проблем: очистка воды. Роль региона в формировании качества вод озера Байкал |
Качество питьевой воды. Биоиндикаторы чистоты водоёмов. Бытовые фильтры водоочистки. Оборотное использование воды |
1 |
IV. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПОЧВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ | ||||
4.1 |
Ландшафт как среда жизни |
Ландшафты, характерные для Восточного Забайкалья. Преобразование ландшафтов человеком |
Ландшафт, экосистема, биогеоценоз. Агроландшафты. Морозное пучение |
1 |
4.2 |
Почвы Забайкальского края |
Основные типы почв в Восточном Забайкалье. Пашни и пастбища как примеры типичных агроэкосистем Забайкальском крае и их отличия от природных экосистем. Загрязнение почв пестицидами и тяжёлыми металлами. |
Типы почв в Восточном Забайкалье |
1 |
4.3 |
Почвенная эрозия |
Почвенная эрозия, её виды в Забайкальском крае. Примеры и причины почвенной эрозии. Особенности ведения сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия. Последствия перевыпаса скота |
Эрозия почвенная. Виды почвенной эрозии |
1 |
4.4 |
Добыча полезных ископаемых |
Добыча полезных ископаемых как фактор разрушения почвенного слоя. Последствия добычи полезных ископаемых, приводящие к разрушению экосистем в Забайкальском крае: золотодобыча, добыча угля карьерным способом и др. |
Добыча золота дражным методом, метод кучного выщелачивания |
1 |
4.5 |
Сохраним землю чистой |
Проблема утилизации бытовых отходов. Свалки в окрестностях населённых пунктов, возможность загрязнения территории и подземных вод бытовыми и промышленными отходами. Факторы радиоактивного загрязнения окружающей среды Забайкальского края. В поисках решения проблемы |
Рекультивация |
1 |
V. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ | ||||
5.1 |
Биологическое разнообразие – разнообразие жизни
|
Биологическое разнообразие: его уровни. Видовое разнообразие. Причины снижения видового разнообразия. Разрушение естественных экосистем, использование ядохимикатов и браконьерство как причины снижения численности дзерена, манула, тарбагана, журавлей, хищных птиц и других видов фауны и флоры Забайкальского края |
Генное, видовое, экосистемное биоразнообразие |
1 |
5.2 |
Проблемы сохранения растительного и животного мира Забайкальского края |
Причины сокращения численности видов животных и растений (на примере конкретных видов Забайкальском крае). Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений Забайкальского края. Красная книга Забайкальского края и Агинского Бурятского автономного округа |
Красные книги Российской Федерации, Забайкальском крае и АБАО. Реликты |
1 |
5.3 |
Многообразие экосистем |
Экосистемное разнообразие. Особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных). Примеры основных компонентов данных экосистем и связей между ними. Пищевые цепи в водных и наземных экосистемах. Низкая устойчивость экосистем Забайкалья и её причины |
Экосистемное разнообразие |
1 |
5.4 |
Таёжные богатства |
Забайкальская тайга как часть пояса бореальных лесов. Биомасса и продуктивность забайкальских лесов. Проблема карбонового кредита. Браконьерство. Вырубка лесов. Лесные пожары. Использование недревесных ресурсов леса |
Бореальные леса. Эдификаторы |
1 |
5.5 |
Судьба степей |
Особенности степей Забайкальского края. Виды степей. Животные в степи. Степь и деятельность человека. Изменение потоков энергии в степных экосистемах в результате развития скотоводства. Стадии сукцессии формирующегося на месте залежи степного сообщества (по Б.И. Дулеповой) |
Виды степей Восточного Забайкалья: горные каменистые и равнинные степи. Сукцессия |
1 |
5.6 |
Сохранить для потомков |
Причины создания и особенности охраняемых территорий Забайкальского края. Сохондинский и Даурский биосферные заповедники. Национальный парк «Алханай». Необходимость создания национальных парков (Кодарского, «Чикой») как центров охраны природы, экологического туризма и просвещения. Примеры заказников и памятников природы Забайкальского края |
Особо охраняемая природная территория. Заповедник. Заказник. Национальный парк. Памятник природы. Участок всемирного наследия |
1 |
VI. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ | ||||
6.1 |
Здоровье и болезнь |
Биологическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье человека. Болезнь |
Здоровье. Биологический гомеостаз. Болезнь |
1 |
6.2 |
Здоровье и окружающая среда |
Эколого-географические особенности Забайкальского края. Геохимические особенности территории Забайкальском крае и их влияние на здоровье человека. Примеры геохимических и климатических (преобладание холодного дискомфортного климата; резкие изменения метеоусловий как по сезонам года, так и в течение суток) влияний на здоровье. Социально-гигиенические факторы окружающей среды в Забайкалье. Особо опасные и природно-очаговые заболевания в Забайкалье |
Мутагены. Эндемичные заболевания (уровская болезнь, болезнь Кешана, эндемический зоб, гипофтороз, флюороз). Природно-очаговые инфекции (на примере клещевого энцефалита) |
1 |
6.3 |
Инфекционные заболевания |
Социально-обусловленные инфекции в Восточном Забайкалье: СПИД, вирусные гепатиты, туберкулёз. Способы защиты от этих инфекций |
Социально-обусловленные инфекции |
1 |
6.4 |
Здоровый образ жизни |
Здоровый образ жизни. Адаптации человека к условиям Забайкалья и возможности управления адаптацией (закаливание, физическая тренировка, общение с природой) |
Здоровый образ жизни. Адаптация |
1 |
VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА | ||||
7.1 |
Использование природных ресурсов |
Экологические факторы выживания людей. Природа и общество: корни конфликта. Невозобновимые и возобновимые ресурсы. Вторичная переработка. Использование лесных ресурсов, в том числе недревесных |
Природные ресурсы: невозобновимые и возобновимые. Вторичная переработка |
1 |
7.2 |
Демографические процессы в Забайкальском крае |
Демографическая обстановка в Забайкальском крае. Причины естественной убыли населения Читинской. Роль общества в стабилизации численности населения |
Демографическая ситуация. Естественный прирост, естественная убыль. Миграционный прирост, миграционная убыль. Депопуляция |
1 |
7.3 |
Населённый пункт как экосистема |
Специфика городских и промышленных экосистем (Чита, Балей, Краснокаменск). Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. Человек в искусственной экосистеме. Потоки вещества и энергии в городской экосистеме. Использование природосберегающих технологий на предприятиях Забайкальском крае. Экология моего дома |
|
1 |
7.4 |
Энергетические проблемы Забайкальском крае |
Энергетические проблемы в Восточном Забайкалье. Экологические проблемы угледобычи, тепловой энергетики. Энергетика и проблема озера Кенон. Возможности энергосбережения. Перспективы развития ветровой и солнечной энергетики в Забайкалье |
Альтернативные источники электроэнергии |
1 |
7.5 |
Устойчивое развитие региона |
Концепция устойчивого развития. Роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы. Трансграничный характер экосистем. Забайкальский край как регион мирового водораздела. Экологическая политика. Экологический туризм |
Устойчивое развитие |
1 |
7.6 |
Что я могу сделать для сохранения природы |
Конференция учащихся: «В поисках решения социально-экологических проблем» |
|
2 |
Вот почему в экологическом образовании актуален принцип: «Мысль глобально, действовать локально»
17 12 2014
1 стр.
Экономика отрасли: учебное пособие. Под ред. А. С. Пелих. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.; Шувалова Г. Г. Учебная программа курса «Экономика промышленности» и задания к выполнен
02 10 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Т. Ю. Кужелева. Практикум по культуре речевого общения: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Лингвистика». Тюмень: Издательс
10 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для курса «Основы Православной культуры» для учащихся 1-9 классов. Содержание построено на основе государственного, народного и православного календарей. Пр
08 10 2014
7 стр.
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 0506
09 10 2014
3 стр.
14 10 2014
1 стр.