Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В ГЕОПОЛИТИКУ»

(Syllabus)


  1. Общие сведения:




    1. Название дисциплины: Введение в геополитику

    2. Кафедра философии

    3. Преподаватель: Савчук Елена Викторовна

    4. Контактная информация:

- тел. кафедры 25-54-41;

- адрес кафедры учебный корпус №5 ВКГУ (ул. Ушанова, 55), ауд. 310;

- е-mail: elenasavchuk@yandex.ru

1.5 Место проведения учебный корпус № 1, ауд. № 252.

1.6 Количество кредитов 1,5

1.7 Выписка из учебного плана



Курс

Семестр


Кредиты

Лекции

Семинары

СРСП

СРС

Всего

Форма контроля

4

7

3

30

15

45

45

135

экзамен



    1. Пререквизиты курса: для изучения курса студент должен прослушать курсы социологии, политологии.

    2. Постреквезиты курса: сецкурсы по специальности «Международные отношения».




  1. Краткое описание курса:

2.1 Цель курса: формирование у будущего специалиста-международника геополитического мышления.

2.2 Задачи курса: освоение студентами понятийно-категориального аппарата геополитики, получение общих знаний об основных геополитических учениях с древности до наших дней, дискуссии по актуальным проблемам геополитики.
2.3 Содержание курса: Предлагаемый курс включает в себя систему лекционных, семинарских занятий и практикумов, направленных на формирование представлений о сущности геополитического знания, работу с первоисточниками классиков геополитической мысли. В целом курс поделен на следующие блоки: 1) пропедевтика (введение); 2) история геополитики; 3) актуальные вопросы геополитики.
2.4 По окончании изучения курса:

Изучение геополитики станет школой, позволяющей воспитать в себе культуру мышления, умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями современной геополитической действительности, выявлять и анализировать проти­воречия.





  1. График выполнения и сдачи заданий:







Виды работ



Цель и содержание задания



Рекомендуема

литература



Продолжительность выполнения

Баллы, согласно рейтинг-шкале

Форма контроля

Сроки сдачи

1

2

3

4

5

6

7

8

I

1 рубежный контроль «Пропедевтика, онтология, теория познания и диалектика»

1

Разобрать основные вопросы по теме 1. Подготовиться к выполнению заданий практикума

Цель: Разобрать основной материал темы 1

См. лекция № 1

С 1 по 3 неделю

3

Практикум

3 неделя






Виды работ



Цель и содержание задания



Рекомендуемаялитература

Рекомендуемая литература





Продолжительность выполнения

Баллы, согласно рейтинг-шкале

Форма контроля

Сроки сдачи

1

2

3

4

5

6

7

8

3

Разобрать основные вопросы по теме № 2. Подготовиться к выполнению заданий практикума.

Цель: Разобрать основной материал темы № 2.

См. лекция № 2.

Со 2 по 4 неделю

3

Практикум

4 неделя

4

Разобрать основные вопросы по темам. Подготовиться к собеседованию по защите прочитанного первоисточника.

Цель: Разобрать основной материал тем 3-5.

Прочесть первоисточник, законспектировать и защитить.



См. лекция № 3-5

1-7 неделя

10

Собеседование

7 нед

5

Подготовиться к коллоквиуму

Цель: Разобрать основной материал тем 6-10. Участвовать в дискуссиях на семинарских занятиях.

См. лекция № 6-10.

С 8 по 15 неделю

10

Коллоквиум

15 нед

6

Написание письменной работы (в виде статьи или эссе)


Цель: Разобрать основной материал тем 6-10.

См. лекция № 6-10.

С 8 по 15 неделю

8

Письменная работа

15 нед

Рейтинг-шкала

Форма контроля

Баллы


Текущий (лекция, семинар, СРСП)

27

Рубежный (коллоквиум, контрольная работа)

18

Домашний (СРС)

15

Итоговый (экзамен)

40

Всего:

100


Шкала и критерии оценивания различных видов работ:

  1. Лекция. Виды работы:

- активное участие – 5 баллов.

Посещение строго обязательно. При пропуске 1 занятия из рейтинга студента вычитается 2 балла. Занятие, пропущенное по уважительной причине (при предоставлении соответствующих документов) отрабатывается в форме индивидуальных заданий.

Итого: 5 баллов


  1. Семинарское занятие. Виды работы:

- активное участие в обсуждении поставленных вопросов - 5 баллов.

- выполнение текущих заданий, задаваемых в ходе семинарского занятия – 3 балла;

- систематическая подготовка вопросов семинарских занятий с привлечением дополнительной литературы – 6 баллов;

Итого: 14 баллов



  1. СРС. Виды работы:

- опросы и тестирование по темам СРС – 5 баллов;

- работа с первоисточником – 10 баллов.

Итого: 15 баллов.

4. СРСП. Виды работы:

- коллоквиум (за курс - 1) – 10 баллов;

- выполнение практикумов (за курс 2) – 6 баллов (за 1 практикум 3 балла);

- написание и защита письменной работы (в виде статьи или эссе)– 8 баллов.

Итого: 24 балла.



Итого по курсу: 60 баллов.
4. Политика курса

- Приветствуется активное участие в работе на занятиях и творческий поиск.

- Посещение строго обязательно. При пропуске 1 занятия из рейтинга студента вычитается 2 балла. Занятие, пропущенное по уважительной причине (при предоставлении соответствующих документов) отрабатывается в форме индивидуальных заданий.

- Строго запрещается: 1) опаздывать на занятия; 2) пользоваться сотовыми телефонами, пейджерами и любыми другими приборами создающими шум и мешающими проведению занятия; 3) разговаривать на занятии на посторонние темы и заниматься чем-либо не относящимся к ходу занятия; 4) списывать задания у других студентов и пользоваться услугами посторонних для их выполнения. При выявлении фактов плагиата студент повторно получает альтернативное задание по той же теме, при этом оценка снижается на 1 балл.



2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

2.1 Тематический план курса
Всего 1,5 кредита




Название темы

Часы

Лекции

Семинары

CРСП

СРС

1 модуль

1

Геополитика: предмет, метод и функции

1

-

2




2

Геополитическое мышление: истоки возникновение и формирования основных понятий

1

-

2





3

Становление геополитического знания. Классический этап

2

-

2



4

Становление геополитического знания. Геополитическая мысль во второй половине 20 века

2

-

2

5

Становление геополитической мысли суши: особенности и основные геополитические концепции России

1

-

2

6

Модели развития современного мира

2

1,5

2,5




7

Мировые державы

1

2

2,5




8

Война и геополитика: итоги 20 и перспективы 21 века

1

2

2,5




9

ЦАР в контексте современной геополитической реальности

2

2

2,5




10

Геополитика и стратегические интересы Казахстана

2

2

2,5







ИТОГО:

15

7,5

22,5

22,5

2.2 Тезисы лекционных занятий.
Модуль №1
Тема лекции № 1: Геополитика: предмет, метод и функции


  1. Понятие геополитики. Предмет и особенности геополитического знания.

  2. Функции геополитики.

  3. Методы геополитического исследования.


Основная литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Дополнительная литература:22, 24.

Тема лекции № 2: Геополитическое мышление: истоки возникновение и формирования основных понятий


  1. Этапы формирования геополитического сознания:

а) освоение пространства в формах культурно-исторической практики;

б) осознание пространства: возникновение географии;

в) зарождение геополитики.

2. Основные понятия геополитического мышления:

а) соотношение понятий территории, пространства поля. Классификация полей;

б) границы: понятие, виды, функции;

в) понятие субъектов геополитики.
Основная литература: 4, 5, 6, 8,9.

Дополнительная литература: 22, 25, 54.

Тема лекции № 3: Становление геополитического знания. Классический этап


  1. Ф. Ратцель и Р.Челлен как основатели геополитики.

  2. «Географическая ось истории» Х.Макиндера.

  3. Концепция морского могущества А.Мэхэна.

  4. Геополитические взгляды К. Хаусхофера.

  5. К. Шмит: Левиафан против Бегемота.


Основная литература: 2, 4, 5, 6.

Дополнительная литература: 28, 29, 37, 54.

Тема лекции № 4: Становление геополитического знания. Геополитическая мысль во второй половине 20 века


  1. Геополитическая мысль США:

а) атлантизм:

б) мондиализм.



  1. Геополитика в европейских странах:

а) «прикладная геополитика»;

б) геополитика «новых правых».


Основная литература: 2, 3, 7.

Дополнительная литература: 6, 23, 51, 53.

Тема лекции № 5: Становление геополитической мысли Суши: особенности и основные геополитические концепции России


  1. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа».

  2. «Восток, Россия и славянство» Леонтьева К.Н.

  3. Общеевразийский национализм Трубецкого Н.С.

  4. Геополитические воззрения Савцкого П.Н.

  5. Геополитические выводы концепции этногенеза Гумилева Л.Н.


Основная литература: 3, 7.

Дополнительная литература: 8, 9, 12, 39, 40, 41, 49.

Тема лекции № 6: Модели развития современного мира


  1. Основные вехи истории становлении системы международных отношений.

  2. Становление глобального мира и основные концепции глобализации.

  3. Монополярная, биполярная, полицентрическая модель мира: понятие, особенности и прогнозы.

  4. Международные организации и трансформация их значения в современной системе международных отношений.


Основная литература: 2, 4, 8, 9.

Дополнительная литература: 2, 3, 6, 11, 13, 21, 30, 33, 34, 35, 45, 47, 48.

Тема лекции № 7: Мировые державы


  1. Мировые державы: понятие, характеристика, механизмы доминирования.

  2. Современные мировые державы: основные направления геополитики.

а) США;

б) Китай:

в) Россия, ЕС и другие потенциальные державы.
Основная литература: 2, 3, 6, 7, 9.

Дополнительная литература: 6, 7, 10, 16, 23, 42, 44, 45, 46, 51, 53.


Тема лекции № 8: Война и геополитика: итоги 20 и перспективы 21 века


  1. Война: понятие, типы, значение в политических отношениях.

  2. Изменение характера войн в 20 веке. Особенности войн в контексте монополярной, биполярной и полицентрической модели мира.

  3. Проблемы войны и мира в европейской, англо-саксонской, конфуцианской и исламской концепции миропорядка.

  4. Терроризм: война в мирное время. Мировой терроризм и его роль в конституировании новой системы геополитических отношений.


Основная литература: 2, 3, 4, 8, 9.

Дополнительная литература: 32, 50, 51, 53.

Тема лекции № 9: ЦАР в контексте современной геополитической реальности

  1. Понятие региона.

  2. Становление Центрально-Азиатского региона: исторические, культурные, экономические, политические корни.

  3. ЦАС: возникновение, цели, перспективы.

  4. Проблема лидерства в ЦАР.


Основная литература: 1.

Дополнительная литература: 1, 5, 26, 43.

Тема лекции № 10: Геополитика и стратегические интересы Казахстана


  1. Политико-георграфический паспорт Казахстана.

  2. Интересы мировых держав в Казахстане:

а) интресы США в Казахстане:

б) казахстанско-российские отношения: значение Казахстана для России;

в) казахстанско-китайские отношения;

г) интересы стран европейского сообщества в Казахстане.

3. Основные направления и принципы геостратегии Казахстана: концепция евразийства.

4. Вопрос о преимуществах и недостатках унитарной и федеральной формы государственного устройства РК.


Основная литература: 1.

Дополнительная литература: 1, 4, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 26, 27, 31, 36, 38, 46, 52.

2.3 Планы семинарских занятий
Модуль № 1
Тема семинара № 1: Модели развития современного мира


  1. Основные вехи истории становлении системы международных отношений.

  2. Становление глобального мира и основные концепции глобализации.

  3. Монополярная, биполярная, полицентрическая модель мира: понятие, особенности и прогнозы.

  4. Международные организации и трансформация их значения в современной системе международных отношений.


Основная литература: 2, 4, 8, 9.

Дополнительная литература: 2, 3, 6, 11, 13, 21, 30, 33, 34, 35, 45, 47, 48.

Тема семинара № 2: Мировые державы


  1. Мировые державы: понятие, характеристика, механизмы доминирования.

  2. Современные мировые державы: основные направления геополитики.

а) США;

б) Китай:

в) Россия, ЕС и другие потенциальные державы.
Основная литература: 2, 3, 6, 7, 9.

Дополнительная литература: 6, 7, 10, 16, 23, 42, 44, 45, 46, 51, 53.


Тема семинара № 3: Война и геополитика: итоги 20 и перспективы 21 века


  1. Война: понятие, типы, значение в политических отношениях.

  2. Изменение характера войн в 20 веке. Особенности войн в контексте монополярной, биполярной и полицентрической модели мира.

  3. Проблемы войны и мира в европейской, англо-саксонской, конфуцианской и исламской концепции миропорядка.

  4. Терроризм: война в мирное время. Мировой терроризм и его роль в конституировании новой системы геополитических отношений.


Основная литература: 2, 3, 4, 7, 8, 9.

Дополнительная литература: 32, 50, 51, 53.

Тема семинара № 4: ЦАР в контесте современной геополитической реальности


  1. Понятие региона.

  2. Становление Центрально-Азиатского региона: исторические, культурные, экономические, политические корни.

  3. ЦАС: возникновение, цели, перспективы.

  4. Проблема лидерства в ЦАР.

Основная литература: 1.

Дополнительная литература: 1, 5, 26, 43.

Тема семинара № 5: Геополитика и стратегические интересы Казахстана

  1. Политико-георграфический паспорт Казахстана.

  2. Интересы мировых держав в Казахстане:

а) интресы США в Казахстане:

б) казахстанско-российские отношения: значение Казахстана для России;

в) казахстанско-китайские отношения;

г) интересы стран европейского сообщества в Казахстане.

3. Основные направления и принципы геостратегии Казахстана: концепция евразийства.

4. Вопрос о преимуществах и недостатках унитарной и федеральной формы государственного устройства РК.


Основная литература: 1.

Дополнительная литература: 1, 4, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 26, 27, 31, 36, 38, 46, 52.

Методические рекомендации к подготовке семинара:

- Чтение и критический анализ рекомендуемой литературы.

- Проработка основных терминов и понятий.

2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Формы проведения СРСП:

1. Практикум (темы №: 1,2).

Методические рекомендации:

Практикум – это одна из форм организации закрепляющей, обучающей и практической деятельности студентов. Практикум - это письменная форма работы, которая выполняется каждым студентом индивидуально, в парах или в группах по усмотрению преподавателя. В рамках данного курса будет предложено к выполнению в микрогруппах (по 3-5 человек) два практикума.



Рекомендации для подготовки к практикуму: к моменту проведения практикума необходимо освоить лекционный материал, при необходимости (о чем вас заранее предупредит преподаватель) подготовиться по дополнительным источникам.

Цель: углубление и закрепление знаний, проверка и уточнение своих убеждений, стимулирование логического мышления студентов, сближение теории и практики.

Задания практикумов будут выдаваться непосредственно на занятии.



2. Защита прочитанных первоисточников классиков геополитики производится в ходе семинарского занятия или СРСП (темы № 3-5).

Методические рекомендации:

Защита прочитанных первоисточников происходит в ходе обсуждения содержания учений различных геополитиков. Прочитанный материал привлекается студентом как иллюстрация и объяснение той или иной интерпретации взглядов мыслителя. В начале занятия, предполагающего эту форму контроля студентом предоставляется конспект. В случае отсутствия студента на занятии конспект защищается в индивидуальном порядке и является обязательной формой контроля знаний.



Цель: развитие навыков самостоятельной работы с текстами, формирование развитой способности аргументировать свою точку зрения и адекватно интерпретировать предлагаемую позицию.

3.Коллоквиум по блоку тем «Актуальные проблемы современной геополитики».

Методические рекомендации:

Коллоквиум – это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя со студентом для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно – обучающую функцию.



Рекомендации для подготовки к коллоквиуму: необходимо тщательно и систематически прорабатывать рекомендуемую для подготовки к семинарским занятиям литературу.

Цель - Систематизация и контроль знаний студентов по истории философии.
Вопросы коллоквиума:

  1. Основные вехи истории становлении системы международных отношений.

  2. Становление глобального мира и основные концепции глобализации.

  3. Монополярная, биполярная, полицентрическая модель мира: понятие, особенности и прогнозы.

  4. Международные организации и трансформация их значения в современной системе международных отношений.

  5. Мировые державы: понятие, характеристика, механизмы доминирования. Современные мировые державы: основные направления геополитики.

  6. Война: понятие, типы, значение в политических отношениях. Изменение характера войн в 20 веке. Особенности войн в контексте монополярной, биполярной и полицентрической модели мира.

  7. Проблемы войны и мира в европейской, англо-саксонской, конфуцианской и исламской концепции миропорядка.

  8. Терроризм: война в мирное время. Мировой терроризм и его роль в конституировании новой системы геополитических отношений.

  9. Становление Центрально-Азиатского региона: исторические, культурные, экономические, политические корни. ЦАС: возникновение, цели, перспективы.

  10. Политико-георграфический паспорт Казахстана.

  11. Интересы мировых держав в Казахстане.

  12. Основные направления и принципы геостратегии Казахстана: концепция евразийства.

  13. Вопрос о преимуществах и недостатках унитарной и федеральной формы государственного устройства РК.



2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
Тема № 1: Практикум 1.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Дополнительная литература:19, 20 ,21 ,22 ,35.
Тема № 2: Практикум 2.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: 2, 3, 4, 5, 6, 8 ,9.

Дополнительная литература:13, 20, 21, 29, 35, 50.
Темы № 3-5: Становление геополитической мысли

Вопросы см. семинары № 3-5.

Знакомство с первоисточниками геополитической мысли. На выбор студента.
Темы № 6-10: Актуальные проблемы геополитики

Написание письменной работы.


Методические рекомендации:

Для изучения вопросов в рамках самостоятельной работы необходимо проработать рекомендуемую литературу и составить тезисный конспект по каждому вопросу. Тезисный конспект предполагает сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения. В тезисах сосредотачивается наиболее важный материал, выводы и обобщения, в них мало доказательств, иллюстраций и пояснений. Контроль за самостоятельной работой будет вестись в рамках СРСП.


Методические рекомендации к подготовке и выполнению письменной работы (в виде статьи или эссе):

Важной формой семестрового задания является письменное исследование на определенную тему, включающее критический обзор литературных и других источников. Работа начинается с выбора темы. Очень важно, чтобы он был сделан сознательно. Тематика определяется программой курса. Однако студент по согласованию с преподавателем может выбрать тему, связанную с его интересами. Затем необходимо осуществить подбор литературы, изучить и систематизировать источники, составить подробный план. Написание работы требует от студента большой творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказать о ней собственное мнение. В заключении необходимо подвести итоги, сделать практические выводы и приложить список литературы.



Цель: Формирование исследовательской работы студента, получение более глубоких знаний по исследуемой проблеме.

1. Объем работы 5-7 стр. Требования: 14 кегль, 1,5 интервал, отступ со всех сторон 2 см.

2. Список литературы оформляется в алфавитном порядке.
2.8 Тестовые задания для самоконтроля


1. Автаркия - …

А) самодостаточность, возможность независимого устойчивого существования экономической, социальной, энергетической, экологической и др. систем за счет внутренних ресурсов.

Б) независимость государства, политический суверенитет.

В) жизненное пространство, позволяющее народу достичь своих исторических и политических устремлений.

Г) объединение нескольких геополитических акторов под эгидой какой-либо идеи.

Д) территория, подконтрольная силе, отделенной водным пространством. Рассматриваемая как внешняя или временная база, отчужденная от общего геополитического пространства метрополии.


2. Северо-восточные, степные области евразийского континента с тюрко-язычным мусульманским населением в геополитике принято называть …

А) Иран;

Б) Heartland;

В) Туран;

Г) Rimland;

Д) Номос.


3. Основной геополитический закон –

А) закон неизбежности экспансии-контракции;

Б) закон дуализма Моря и Суши;

В) закон «Большого Пространства»;

Г) закон естественного отбора;

Д) закон пространственной прогрессии.


4. Кто из немецких геополитиков ввел в оборот понятия Левиафана и Бегемота?

А) К. Хаусхофер;

Б) Х. Маккиндер;

В) Р. Мэхэн;

Г) К. Шмитт;

Д) С. Хантингтон.


5. Международная мондиалистская организация созданная для утверждения мирового порядка, с штабквартирой в голландском городе Остербеек –

А) Совет по международным отношениям (CFR);

Б) НАТО;

В) ЕврАзЭС;

Г) Бильдербергский клуб;

Д) Римский клуб.


6. Геополитическая линия атлантизма, направленная на отторжение максимального объема береговых территорий противника (Евразии) –

А) стратегия анаконды;

Б) мондиализм;

В) геостратегия;

Г) идеократия;

Д) демогеополитика.


7. Синоним термина «Запад» в геополитике –

А) теллурократия;

Б) талассократия;

В) Суша;


Г) Евразия;

Д) Бегемот.


8. Автор термина «месторазвитие» -

А) К. Шмитт;

Б) Савицкий П.Н.;

В) Гумилев Л.Н.;

Г) Ф. Фукуяма;

Д) Алексеев Н.Н.


9. Понятие введенное Спикменом для обозначения Атлантического океана, подчеркивающие его роль в объединении Европы и Северной Америки:

А) Мidland ocean;

Б) Heartland ocean;

В) Туран;

Г) Rimland ocean;

Д) Талассократия.


10. В чем состоит суть отличия мондиализма и неомондиализма?

А) неомондиализм – обновленный в связи изменением геополитического баланса сил в мире (распад СССР) вариант мондиализма;

Б) неомондиализм – стратегия США по отношению стран Ближнего и Среднего Востока. Мондиализм – по отношению к СССР;

В) неомондиализм геостратегия развитая в США, на основе мондиализма, разрабатывавшегося в Европе;

Г) неомондиализм делает основные ставки в геостратегии на эфирократию и аэрократию, тогда как мондиализм видел свою опору в талассократии;

Д) неомондиализм отражает позицию талассократии, мондиализм – теллурократии.


11. Тип границ, нанесение которых было проведено до массового заселения той или иной территории –

А) естественные;

Б) реликтовые;

В) антецедентные;

Г) искусственные;

Д) субсеквентные.


12. Кто впервые использовал понятие геополитики –

А) К. Хаусхофер;

Б) Х. Маккиндер;

В) Ф. Ратцель;

Г) Р. Челлен;

Д) Н. Спикмен.


13. Участок земли, воды, воздуха с определенными границами –

А) территория;

Б) пространство;

В) поле;


Г) анклав;

Д) колония.


14. Одно из направлений современной геополитики США, основным тезисом которого является необходимость создания единой мировой Империи?

А) мондиализм;

Б) евразийство;

Г) «западничество»;

Д) атлантизм;

Е) медиакратия.


15. Категория для обозначения территориальных приобретений путем установления влияния на той или иной территории –

А) экспансия;

Б) автаркия;

В) контакция;

Г) агрессия;

Д) дипломатия.


16. Эта страна не обладает ядерным оружием.

А) Россия;

Б) Казахстан;

В) Китай;

Г) США;

Д) Индия.


17. Эфирократия –

А) власть посредством земли;

Б) власть посредством воды;

В) власть посредством воздуха;

Г) власть посредством СМИ;

Д) власть через освоение безвоздушного пространства.


18. Какое направление геополитики основным тезисом имеет утверждение «Россия есть ни Азия, ни Европа, но представляет собой особый географический мир»?

А) славянофильство;

Б) мондиализм;

В) западничество;

Г) атлантизм;

Д) евразийство.


19. Какой принцип деления планетарного пространства был предложен Х. Маккиндером?

А) Heartland-Rimland-внешний полумесяц;

Б) Море-Суша;

В) внешняя морская среда – районы независимые от континентального ядра - дисконтинуальный пояс – континентальное ядро;

Г) центр - периферия;

Д) первый мир – второй мир - третий мир.


20. Основное направление в европейской геополитике 2-ой половины 20 века.

А) атлантизм;

Б) мондиализм;

В) евразийство;

Г) западничество;

Д) прикладная политика.


21. В чем европейские «новые правые» в 70-80 годах 20 века видели возможность геополитического Ренессанса Европы?

А) в выстраивании самостоятельной геостратегии;

Б) в объединении с США;

В) создание ЕС;

Г) в объединении с Россией (СССР);

Д) в объединении с мусульманским миром.


22. В 50-80 г.г. 20 века существовала эта модель «мирового порядка».

А) биполярная;

Б) униполярная;

В) монополярная;

Г) мондиалистская;

Д) полиполярная.


23. Представитель евразийства, автор работы «Россия и Европа».

А) Савицкий П.Н.;

Б) Гумилев Л.Н.;

В) Алексеев Н.Н.;

Г) Данилевский Н.Я.;

Д) Леонтьев К.Н.


24. Какую концепцию геополитической истории предлагают русские евразийцы?

А) формационную;

Б) нелинейную (цивилизационную);

В) физикалистскую;

Г) культурологическую;

Д) линейную


25. Автор закона: «Тот, кто контролирует Восточную Европу - доминирует над Heartland'ом, тот кто доминирует над Heartland'ом - доминирует над Мировым островом; тот кто доминирует над Мировым островом - доминирует над миром».

А) Х. Маккиндер;

Б) К. Шмитт;

В) К. Хаусхофер;

Г) Р. Мэхэн;

Д) С. Хантингтон.


26. В чем состоит пороговая функция границ?

А) в способности прекращать или ослаблять взаимодействия между соседними странами;

Б) создание неблагоприятных условий для проникновения нежелательных для страны явлений или процессов;

В) избирательная пропускная способность границы позволяет отсеять тех людей, присутствие которых в стране может оказать неблагоприятное влияние;

Г) она связана с действием фискальной службы;

Д) предполагается наличие определенных ограничений, позволяющих преодолеть разницу в потенциальных возможностях взаимодействующих стран.


27. Пространство, отличающееся высокой интенсивностью политических, экономических, торговых и культурных связей –

А) перекрестное поле;

Б) эндемическое поле;

В) пограничное поле;

Г) геополитический регион;

Д) метаполе.


28. Автор концепции «посткатастрофического мондиализма» - …

А) С. Хантингтон;

Б) Ф. Фукуяма;

В) К. Санторо;

Г) З. Бжезинский;

Д) Г. Киссинджер.


29. Кто ввел понимание человека как существа теллурического?

А) Гумилев Л.Н.;

Б) Х. Маккиндер;

В) Савицкий П.Н.;

Г) С. Хантингтон;

Д) К. Шмитт.


30. Идеал евразийского государства в трудах К.Н. Леонтьева основан на принципах:

А) демотии и идеократии;

Б) всеобщего равенства и свободы;

В) тирании и всеобщего уравнивания;

Г) главенства частного интереса;

Д) демократии и либерализма.


Ключ к тесту


Номер вопроса

Правильный ответ



А



В



Б



Г



Г



А



Б



Б



А



А



В



Г



А



А



А



Б



Д



Д



А



Д



Г



А



Г



Б



А



Д



Г



В



А



А


2.9 Экзаменационные вопросы по курсу


  1. Понятие геополитики. Предмет и особенности геополитического знания. Функции геополитики. Методы геополитического исследования.

  2. Этапы формирования геополитического сознания.

  3. Соотношение понятий территории, пространства поля. Классификация полей.

  4. Границы: понятие, виды, функции.

  5. Понятие субъектов геополитики.

  6. Ф. Ратцель и Р.Челлен как основатели геополитики.

  7. «Географическая ось истории» Х.Макиндера.

  8. Концепция морского могущества А.Мэхэна.

  9. Геополитические взгляды К. Хаусхофера.

  10. К. Шмит: Левиафан против Бегемота.

  11. Геополитическая мысль США. Атлантизм и неоатлантизм.

  12. Геополитическая мысль США. Мондиализм.

  13. Геополитика в европейских странах. «Прикладная геополитика».

  14. Геополитика в европейских странах. Геополитика «новых правых».

  15. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа».

  16. «Восток, Россия и славянство» Леонтьева К.Н.

  17. Общеевразийский национализм Трубецкого Н.С.

  18. Геополитические воззрения Савцкого П.Н.

  19. Геополитические выводы концепции этногенеза Гумилева Л.Н.

  20. Основные вехи истории становлении системы международных отношений.

  21. Становление глобального мира и основные концепции глобализации.

  22. Монополярная, биполярная, полицентрическая модель мира: понятие, особенности и прогнозы.

  23. Международные организации и трансформация их значения в современной системе международных отношений.

  24. Мировые державы: понятие, характеристика, механизмы доминирования. Современные мировые державы: основные направления геополитики.

  25. Война: понятие, типы, значение в политических отношениях. Изменение характера войн в 20 веке. Особенности войн в контексте монополярной, биполярной и полицентрической модели мира.

  26. Проблемы войны и мира в европейской, англо-саксонской, конфуцианской и исламской концепции миропорядка.

  27. Терроризм: война в мирное время. Мировой терроризм и его роль в конституировании новой системы геополитических отношений.

  28. Становление Центрально-Азиатского региона: исторические, культурные, экономические, политические корни. ЦАС: возникновение, цели, перспективы.

  29. Политико-георграфический паспорт Казахстана.

  30. Интересы мировых держав в Казахстане.

  31. Основные направления и принципы геостратегии Казахстана: концепция евразийства.

  32. Дискуссия о преимуществах и недостатках унитарной и федеральной формы государственного устройства РК.




    1. Список литературы


Список основной литературы


  1. Аубакирова А.А. Геополитические и географические факторы в формировании внешнеполитической стратегии республики Казахстан – А.: Экономика, 2003.

  2. Гаджиев К.С. Введение в геополитику – М.: Логос, 2001.

  3. Дугин А. Основы геополитики – М.: Арктогея, 1997.

  4. История международных отношений и внешней политики: Учебное пособие: в 3ч./ Под общ. ред. Ж.У. Ибрашева – Алматы: Қазақ университеті, 1998.

  5. Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику – М.: Конкорд, 1996.

  6. Нартов Н.А. Геополитика – М.; ЮНИТИ, 1999.

  7. Петров В.Л. Геополитика России (Возрождение или гибель?) – М.: Вече, 2003.

  8. Поздняков Э.А. Геополитика – М.: Прогресс-культура, 1995.

  9. Сирота Н.М. Основы геополитики – СПб, 2001.


Дополнительная литература


  1. Абен Е., Кушкумбаев С. СВМДА: взгляд на перспективы// Саясат – 1999 - № 3.

  2. Алтухов В. О смене порядков в мировом общественном развитии// МЭМО, 1995 - № 4.

  3. Анденов М. Давос: Казахстан в мировом сообществе// Саясат – 2001 - № 2.

  4. Аяган Б.Г. Каспийский узел противоречий: новый взгляд на проблему// Саясат – 2000 - № 4-5.

  5. Бекжанов А.Н. Проблемы интеграции и перспективы сотрудничества стран Центральной Азии// Саясат – 2000 - № 4-5.

  6. Бжезинский З. Великая шахматная доска – М.: Международные отношения, 2003.

  7. Галенович Ю.М. Китайское чудо или китайский тупик? М.: муравей, 2002.

  8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли – М.: Институт ДИДИК, 1994.

  9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа// Классика геополитики. ХIХ век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  10. Джонстон Дуглас М. Почему Америка должна «служить» мировым лидером// США-Канада: экономика-политика-культура – 1999 - № 10.

  11. Дробот Г. А. Роль международных организаций в мировой политике: основные теоретические подходы// Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология – 1999 - № 1.

  12. Ерасов Б.С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства// Полис - 2001 - № 5.

  13. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка – М.: Международные отношения, 2003.

  14. Жильцов С.С. Геополитика каспийского региона – М.: Международные отношения, 2003.

  15. Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм (к вопросу о будущей организации геополитического пространства в России)// Полис – 2000 - № 5.

  16. Идрисов Е. Проблемы трансграничных рек// Саясат- 1999 - № 11/12.

  17. Исмаилов М. Геополитика РК в контексте интеграционных процессов в рамках ЕврАзС – Астана: ЕНУ, 2004.

  18. Казахстан: диалог с Западом – Перспектива, 2005.

  19. Казахстанско-Российское взаимодействие в 21 веке и вызовы глобализации – Астана: КГУ, 2003.

  20. Калиева Р.М. Республика Казахстан и современный мир – Астана: Елорда, 2003.

  21. Капустин Б.Г. Глобальные проблемы мирового общественного развития – М., 1991.

  22. Кара-Мурза С. Идеология и мать ее наука – М.: Эксмо, 2002.

  23. Киссинджер Г. Дипломатия – М.: Ладомир, 1997.

  24. Кочетов Э.Г. Прощай, геополитика! // «Ex Libris НГ», № 18 (141) - 18 мая 2000 года – С. 4.

  25. Косолапов Н. Субъекты мировой политики и международных отношений: явление, критерии, основы типологии// Мировая экономика и международные отношения – 1999 - № 6.

  26. Кушкумбаев С.К. Безопасность Центральной Азии в контексте региональной интеграции: теория, практика, поиск// Саясат - 1999 - № 7.

  27. Лаумулин М. Казахстан в современных международных отношениях – Алматы, 2000.

  28. Макиндер Х.Дж. Географическая ось истории Классика геополитики. ХХ век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  29. Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю// Классика геополитики. ХIХ век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  30. Най Дж. Какой новый мировой порядок?// США: экономика, политика, идеология – 1992 - № 11.

  31. Намазбаева Г. Интеграция Казахстана в глобальную и региональную транспортно-коммуникационную систему// Саясат - 2003 - № 8.

  32. Нетаньяху Б. Война с терроризмом – М.: Альпина Паблишер, 2000.

  33. Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы: Мегатенденции. Год 2000. – М., 1992.

  34. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование – М.: Алгоритм, 2000.

  35. Плешаков К.В. Геополитика в свете глобальных перемен// Международная жизнь – 1994, №10.

  36. Политика и интересы мировых держав в Казахстане/ Под ред. Б. Султанова – Алматы: Дайк-Пресс, 2002.

  37. Ратцель Ф. Народоведение (Антропогеография) // Классика геополитики. ХIХ век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  38. Ретивых А. Тугой узел «жизненных интересов» (казахстанская нефть как экономический фактор геополитических амбиций государств мира)// Саясат – 2001 - № 4.

  39. Савицкий П. Евразийство// Классика геополитики. ХХ век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  40. Савицкий П. географические и геополитические основы евразийства// Классика геополитики. ХХ век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  41. Савицкий П. Классика геополитики. ХХ век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  42. Саллин А.М. Россия, Европа и новый мировой порядок// Полис – 1995 - № 2.

  43. Сарсекеев М. Конфигурация геополитического пространства постсоветской Центральной Азии// Саясат – 2004 - № 3.

  44. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в 21 веке – СПб: Питер, 2004.

  45. Сорокин К.Э. Кто про что, а американцы про униполярность// Полис – 1997 - № 2.

  46. Сорокин К.Э. Геополитика России в «ближнем» и «среднем» зарубежье// Полис – 1995 - № 3.

  47. Состязание старых и новых политик мирового развития. Международная Интернет-конференция 13 мая - 10июня 2003 / Сб. материалов; Под редакцией Е. Лобза и К. Костюка. – М.: Московское представительство Фонда им. Конрада Аденауэра, 2003.

  48. Страус А.Л. Униполярность, концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России// Полис – 1997 - № 2.

  49. Трубецкой Н. Общеевразийский национализм// Свободная мысль – 1992 - № 7.

  50. Тюшкевич С.А. Новый передел мира – М.: Проспект, 2003.

  51. Фукуяма Ф. Конец истории// США: экономика, политика, идеология – 1990 - № 5.

  52. Хан Г.Б. Внешняя политика республики Казахстан – А.: КазГЮА, 2001.

  53. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций// Полис – 1994 - № 1.

  54. Хаусхофер К. Границы в их географическом и политическом значении// Классика геополитики. ХХ век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.


Рекомендуемые сайты


  1. Обзор Центральной Азии - Режим доступа: http://www.c-asia.org

  2. Правительство Республики Казахстан - Режим доступа: http://www.government.kz

  3. Аналитический центр «Разумные решения» - Режим доступа: http://www.analitika.org

  4. Библиотека публикаций московского центра Карнеги - Режим доступа: http://www.pubs.carnegie.ru

  5. Исполнительный комитет СНГ - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by

  6. Министерство иностранных дел Республики Казахстан - Режим доступа: http://www.mfa.kz

Учебная программа «введение в геополитику» (Syllabus) Общие сведения: Название дисциплины: Введение в геополитику Кафедра философии

Пререквизиты курса: для изучения курса студент должен прослушать курсы социологии, политологии

330.87kb.

01 09 2014
1 стр.


К рабочей программе дисциплины «Современные направления славянского языкознания»

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Введение в славянскую филологию», «Старославянский язык», «Введение в языкознание», «Славянский язык»

25.22kb.

25 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка введение общие сведения об учреждении
5000.76kb.

23 09 2014
22 стр.


К философии природы как введение в изучение

Шеллинг Ф. В. Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. Спб.: Наука, 1998. 518с. С. 64-518

4392.95kb.

17 12 2014
19 стр.


Программа дисциплины «Введение в историю человечества»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030600. 62 «История» подготовки бакалав

124.16kb.

15 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины " Основы философии"

Дисциплина “Основы философии” относится к циклу огсэ – “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” и изучаются в объеме 60 часов на I курсе

481.12kb.

12 10 2014
1 стр.


Учебная программа Дисциплины 06 «Введение в радиоастрономию» по направлению 011800 «Радиофизика» Нижний Новгород 2011 г

Цель курса сформировать у магистрантов представление о современной радиоастрономии, об её задачах, методах, инструментах и месте в современной всеволновой астрономии и радиофизике

116.98kb.

02 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность» Направление подготовки бакалавра

«введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль «промышленная электроника» с выбранным ими с пр

106.09kb.

18 12 2014
1 стр.