Перейти на главную страницу
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. С. АМАНЖОЛОВА
Институт экономики и финансов
Кафедра экономической теории
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Усть-Каменогорск, 2005
Составитель Тулеубаев Т.Т.
ст. преподаватель кафедры «Экономическая теория»
УМК обсужден на заседании кафедры «Экономическая теория» Протокол № 8 от “6” апреля 2005 г.
УМК одобрен на заседании методического совета
института экономики и финансов
Протокол № 5 от “4” мая 2005 г.
Аннотация УМК
УМК по экономики рынка труда предназначен для студентов экономических специальностей. В нем излагаются основные положения лекционных и семинарских занятий. Для более полного и глубокого освоения материала студентам предлагаются содержание лекций, схемы и таблицы для заполнения, вопросы для контроля и самоконтроля, тематика рефератов, методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы.
Учебно-методический комплекс по экономике рынка труда для студентов экономических специальностей / Сост. Тулеубаев Т. Т. - Усть-Каменогорск
Восточно-Казахстанский государственный университет
им. С. Аманжолова
2005
I. Учебная программа дисциплины
1.1 Название дисциплины: экономика рынка труда
1.2 Кафедра экономической теории
1.3 Ф. И. О. преподавателя: Тулеубаев Талгат Токшевич
1.4 Контактная информация: р.т. 25-24-65
1.5 Место проведения: 9 учебный корпус
1.6 Количество кредитов: 2
1.7 Выписка из учебного плана
Курс |
Семестр |
Кредит |
Лекции |
Семинар
|
СРСП |
СРС |
Всего |
Форма контроля |
2 |
4 |
2 |
15 |
15
|
30 |
30 |
90 |
тестирование |
1.9 Постреквизиты: экономика рынка труда тесно связана с курсами «экономическая теория», «микроэкономика», «макроэкономика».
Курс знакомит студентов с современной тематикой и методами научных исследований в области рынка труда. Студенты изучают современные теории спроса и предложения рабочей силы, характеристики рынков труда, переговорные процессы между предпринимателями и профсоюзами о заключении коллективного договора. Связь рынка труда с, различными видами рынков. Состояние рынка труда в Казахстане. Механизм регулирования рынка труда.
Характерной чертой рынка труда является то, что условие занятости определяется не отдельным работником или работодателем, а общим взаимодействием многих участников рыночного процесса (субъектов). Отсюда вытекает важная особенность: на рынке труда ставки заработной платы и другие условия занятости являются взаимосвязанными.
2.1 Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с факторами, которые влияют на спрос и предложение рабочей силы, инвестиции в человеческий фактор, определение заработной платы, характеристики рынков труда, противоречия между профсоюзами, правительством и различными подходами при управлении рынками труда.
2.2 Задачи курса:
|
Виды работ |
Цель и содержание задания дисциплины | Литература |
Продолжительность выполнения |
Баллы |
Форма контроля |
Срок сдачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2 |
Решение задач |
Углубление знаний по курсу |
См. п. 3.2 |
В течение семестра |
Входит в общий балл за занятие |
Проверка в группе |
По расписанию |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Реферат |
Формирование самостоятельного подхода к выполнению индивид. задания |
См. п. 3.2 |
14 неделя |
10 |
Защита реферата |
14 неделя |
2 |
Текущая контрольная работа |
Проверка пройденных тем |
См. п. 3.2 |
В течение семестра |
5 |
Проверка препод-м |
7, 14 недели |
Основная литература
1. Закон Республики Казахстан «О труде».
2. Закон Республики Казахстан «О занятости населения».
3. Воловская Н.М. Экономика и социология труда. М., 2001
4. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М., 1998.
5. Бейсенов С.Д. Управление трудом в условиях формирования рыночной экономики // «Гылым», 1998.
6. Сосновская Л.Н. Основы теории рынка труда. Спб, 1993.
7. Закон Республики Казахстан «О государственной службе».
8. Демографическая ситуация в Республике Казахстан // Журнал «Азия-ЭиЖ», 1996.
9. Назарбаев Н.А. «Казахстан-2030». Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. // Казахстанская правда, 11 октября 1997.
10. Кейнс Д.Н. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
11. Хеген Рольф. Стабилизация, адаптация, занятость: опыт стран и российские реформы // Проблемы теории и практики управления, №5 1996
12. Рынок труда и социальная политика в центральной и восточной Европе. М., 1997.
13. Мамыров Н.К., Нурпеисова Н.С. Формирование рынка труда в малых и средних городах Казахстана. Алматы, 2000.
14. Периодические издания: журнал «Труд в Казахстане», журнал «Человек и труд» (Россия).
Дополнительная литература
15. Казахстан и другие государства. Нацстатагентство РК. Алматы, 1997, Статистический обзор.
16. Некипелов Д.С. Политика МОТ в достижении полной занятости // Труд за рубежом. М., 1996 г. №3.
17. Кошанов А.К., Рамазанов А.А., Шевченко В.В. Смешанная экономика трансформационная модель развития Казахстана. Алматы, 1997.
18. Смешанное общество: мировой опыт и Казахстан. Рекомендации международной научно-теоретической конференции // Экономика и жизнь. №19, 1998.
19. Браччи Д. Новые формы занятости и информационные технологии //. Вопросы экономики, №2, 1998, М.
20. Заславский И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. №2 1998.
21. О состоянии рынка труда в РК. // Деловая неделя, февраль 1999.
22. Хомелянский В.Н., Облаухова М.В. Региональные проблемы неполной занятости населения. — Регион: экономика и социология // Всероссийский научный журнал. №4, 1998.
23. Гильденгерш М.Г. Основные положения теории безработицы в рыночной: экономике и оценка возможностей их трансформации для анализа безработицы в России // Труд за рубежом, №1, 1996.
24. Семенов А. приоритеты политики занятости в России // Проблемы теории и практики управления, № 3, 1998.
25. Татибеков Б.Л., Байзакова Л.А., Мельдеханова М.К. Рынок труда и занятость // Реформирование экономики Казахстана. Под ред. М.Б. Кенжегузина. А., 1997.
Форма контроля |
Баллы |
Текущий |
40 |
Рубежный |
20 |
Итоговый |
40 |
Всего |
100 |
Наименование темы |
лекции |
Сем. |
СРСП |
СРС |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса Тема 2. Понятие рынка труда. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества Тема 3. Структура и модели рынков труда
|
1
2 2 |
1
2 2 |
3
3 3 |
3
3 3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 2. Тема 4. Механизм формирования рынков труда. Современные теории спроса и предложения рабочей силы Тема 5. Система анализа и регулирования внутренних рынков труда предприятий на региональном уровне Тема 6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы |
2
1 2
|
2
1
|
3
3 3
|
3
3
|
Раздел 3. Тема 7.Роль государства в формировании и регулировании рынка труда Законодательства о труде в РК. Тема 8. Нестандартные формы занятости, находящие широкое применение на рынке труда в условиях рыночной экономики Тема 9. Состояние рынка труда в РК и перспективы его развития Тема 10. Актуальные проблемы рынка труда
|
2
1 1 |
2
1 1 |
3
3 3 |
3
3 3 |
всего |
15 |
15 |
30 |
30 |
Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса
Литература: см. п. 3. 6, № 3,5,12
Тема 2. Понятие о рынке труда. Взаимодействие рынков труда с рынками других ресурсов
Литература: см. п. 3. 6, № 3, 4, 25
Тема 3. Структура и модели рынков труда. Сегментация рынков труда
Литература: см. п. 3. 6, № 3, 10
Тема 4. Механизм формирования рынка труда. Современные теории спроса и предложения рабочей силы
Литература: см. п. 3. 6, № 3, 6, 13, 21
Тема 5. Система анализа и регулирования внутренних рынков труда предприятий на региональном уровне.
Литература: см. п. 3. 6, № 13, 14, 19
Тема 9. Состояние рынка труда в Республике Казахстан и перспективы его развития
Литература: см. п. 3. 6, № 8, 13, 15, 17, 20, 22
Тема 1. Предмет экономики рынка труда
Методические рекомендации: обратить внимание на лекцию по теме.
Литература: см. п. 2.2 по теме.
Тема 2. Понятие о рынке труда. Взаимодействие рынков труда с рынками других ресурсов
Литература: см. п. 2.2 по теме.
Литература: см. п. 2.2 по теме.
Тема 4. Механизм формирования рынка труда
Литература: см. п. 2.2 по теме.
Тема 5. Система анализа и регулирования внутренних рынков труда предприятий на региональном уровне
Тема 6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы
Тема 8. Нестандартные формы занятости, находящие широкое применение на рынке труда в условиях рыночной экономики
Тема 9. Состояние рынка труда в Республике Казахстан и перспективы его развития
Тема 10. Актуальные проблемы рынка труда
Поточные СРСП проводятся лектором в виде консультации по темам лекций, а также темам для самостоятельного изучения.
Литература: см. п. 2.2 по теме.
Тема 2. Понятие о рынке труда. Взаимодействие рынка труда с рынками других ресурсов
Тема 3. Структура и модели рынков труда.
Тема 5. Система анализа и регулирования внутренних рынков труда предприятий на региональном уровне.
Тема 6. Рынки труда, как регуляторы занятости и безработицы
Тема 10. Актуальные проблемы рынка труда
Тема 2. Понятие о рынке труда. Взаимодействие рынка труда с рынками других ресурсов
Ответьте письменно на вопросы:
Тема 3. Структура и модели рынков труда
Ответьте письменно на вопросы:
Тема 4. Механизм формирования рынков труда. Современные теории спроса и предложения рабочей силы
Ответьте письменно на вопросы:
Ответьте письменно на вопросы:
Наименование Занятые
Рабочая сила Уровень безработицы % |
Первый год 80200
85600 -
|
Пятый год 97250
86900 -
|
Ответьте письменно на вопросы:
Ответьте письменно на вопросы:
Ответьте письменно на вопросы:
Ответьте письменно на вопросы:
Тема 1. Понятие рынка труда. Регулирование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Тема 2. Факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда.
Тема 3. Региональные особенности рынка труда.
Тема 4. Влияние демографических и социально-экономических факторов на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Влияние НТП на потребность в кадрах в производственной и непроизводственной сферах.
Тема 5. Формирование системы управления региональным рынком труда.
Тема 6. Методы прогнозирования потребности в кадрах (специалистах).
Тема 7. Эволюция теории определения потребности в кадрах (специалистах).
Тема 8. Методика определения потребности в кадрах (в специалистах) в производственной сфере.
Тема 9. Методика определения потребности в кадрах (в специалистах) в непроизводственной сфере.
Тема 10. Управление трудовыми ресурсами региона.
Тема 11. Информационное обеспечение системы управления (регулирования) рынка труда.
Тема 12. Прогнозирование отраслевой и территориальной занятости населения.
Тема 13. Прогноз образования и подготовки кадров для различных сфер деятельности в условиях формирования рыночной экономики.
Тема 14. Система мотивов и потребностей кадров (специалистов) в условиях стихийного (вероятного) формирования рынка труда.
Тема 15. Роль региональных центров занятости (бирж труда) в обеспечении занятости населения.
Тема 16. Воспроизводство населения и трудовых ресурсов в новых условиях хозяйствования.
Тема 17. Безработица: сущность, виды, значение и последствия. Классический и кейнсианский подходы к объяснению причин безработицы.
Тема 18. Государственное регулирование рынка труда и государственная система обеспечения занятости
Тема 19. Система социальной защиты населения в условиях рынка.
Тема 20. Формирование спроса на рабочую силу на региональном рынке труда. Субъекты рынка труда. Цена рабочей силы.
Методические указания по выполнению курсовых работ
В соответствии с утвержденным учебным планом студент заочной формы обучения должен выполнить курсовую работу по избранной теме, защитить ее, подготовить и сдать экзамен, который представляет собой завершающий этап обучения по дисциплине “экономика рынка труда”.
В курсовой работе студент должен показать свои глубокие теоретические знания по дисциплине “экономика рынка труда” и теме исследования, обнаружить умения и навыки самостоятельной работы над специальной литературой отечественных и зарубежных авторов. При этом нельзя ограничиваться предлагаемым списком научных работ по избранной теме. Необходимо использовать и любые другие литературные источники (новейшие издания и научные статьи из таких журналов, как “ЭКО”, “Российский экономический журнал”, «Труд в Казахстане», “Человек и труд”, “Проблемы теории и практики управления”, “Социальная защита” и др.). Темы курсовых работ включают в себя проблемы, которые отражаются в вопросах, выносимых на экзамен. Следовательно, качественное выполнение курсовой работы будет своеобразной подготовкой не только к экзамену, но и к предстоящей практической работе.
При выборе темы курсовой работы студент должен руководствоваться своими теоретическими и практическими интересами. При этом следует исходить из общепринятой методики определения номера темы. Студент имеет право в виде исключения с разрешения кафедры выполнить курсовую работу на тему, достаточно близкую к рекомендуемым темам, но не указанную в перечне предлагаемых тем.
Теоретический раздел должен содержать обзор и анализ литературных источников, имеющихся статистических данных, средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и т. д.
Выбрав тему, студент тщательно должен продумать цель и задачи проводимого исследования. Для этого необходимо ознакомиться с рекомендованной и самостоятельно подобранной литературой, составить достаточно полный ее список (не менее 5-6 источников).
Прежде чем перейти к написанию работы, необходимо составить ее развернутый план в соответствии с теми представлениями, которые сложились у студента в результате изучения литературы и имеющегося фактического материала. В плане необходимо отразить основные, главные вопросы исследования с конкретной расшифровкой каждого из них. План должен быть не только полным, но и достаточно логичным.
Курсовая работа, состоящая из двух разделов, должна содержать в себе введение, изложение всех вопросов, включенных в план, а также краткое заключение, выводы, список использованной литературы.
Выводы могут делаться не только в конце работы, но и по каждому рассмотренному вопросу в соответствии с планом работ. Ценность работы возрастает в значительной степени, если в ней будет приведен конкретный фактический материал и их обоснованный анализ.
Во введении должно быть обоснование важности и актуальности избранной темы исследования, ее теоретическое и практическое значение, описание предмета и метода исследования, а также краткий обзор изученной литературы.
В изложении содержания основных вопросов необходимо раскрыть, прежде всего, суть проблемы, дать ее теоретическое обоснование, а также подтвердить его имеющимся фактическим материалом. Возможен другой вариант: сначала излагаются факторы, а затем ведутся определенные рассуждения и делаются конкретные теоретические выводы. Очень важно уметь использовать факты из жизни конкретной организации (предприятия, фирмы), в которых работают студенты.
В заключении должны быть сконцентрированы выводы, формулировка основных теоретических положений, отражающих содержание выполненной курсовой работы.
Мы учитываем, что не все рекомендуемые источники можно найти, особенно в отдаленных местах. Однако, Вы имеете возможность дополнить литературу из периодической печати и др. источников.
Курсовая работа выполняется на ПК с одной стороны стандартного листа с полями. Заголовки глав и параграфов пишутся более крупным шрифтом. Все иллюстрации должны быть хорошо оформлены и расположены в тексте в соответствии с содержанием или в виде приложения. В конце работы надо поставить подпись, число, год. Объем работы 20 печатных страниц.
При написании курсовой работы нужно строго соблюдать правило цитирования. Прежде чем цитировать, надо внимательно проанализировать текст, выбрать из него главное, основное и передать его дословно. В этом случае Вы не будете перенасыщать содержание своей работы лишними высказываниями и деталями. Цитату можно сократить, вместо пропущенной части поставить многоточие. Сокращая цитату, внимательно следите за тем, чтобы не было искажения мысли автора. При цитировании надо воспроизводить в точности разрядку, курсив и другие выделения, сделанные автором, и не вносить в цитату без специальных пояснений своих изменений или подчеркиваний. Цитирование должно быть точным. Цитаты заключаются в кавычки и, внизу страницы обязательно помещается сноска, где указывается фамилия и инициалы автора, название работы, том, часть, место издания, издательство, год выпуска и страницы.
Полноценная курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:
б) труд как целесообразная деятельность людей
в) спрос и предложение на рынке
г) механизм функционирования рынка труда
д) все ответы верны
б) предприниматели
в) профсоюзы и союзы работодателей
г) нормы законодательства
д) государство
б) человек, юридическое лицо, работающий самостоятельно и нанимающий для работы одного или несколько лиц
в) человек, юридическое лицо, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или несколько лиц; обычно он является собственником средств производства
г) организация, объединяющая наёмных работников
д) нет верного ответа
б) массовые организации, объединяющие наёмных работников для защиты их трудовых прав
в) объединение наёмных работников "по интересам"
г) союзы работодателей
д) объединение работников по профессиональной принадлежности
б) регулировщик
в) защитник прав
г) работодатель
д) все ответы верны
б) всё работающее население страны
в) часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага и услуги
г) все безработные, которые готовы приступить к работе
д) все ответы неверны
б) мужчины 16-60 лет, женщины 16-55 лет
в) мужчины 16-55 лет, женщины 16-60 лет
г) мужчины 16-63 года, женщины 16-58 лет
д) мужчины 16-58 лет, женщины 16-63 года
б) сфера обращения рабочих мест
в) система общественных отношений, социальных норм, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда
г) сфера использования трудовых ресурсов
д) безработная часть рабочей силы
б) монетаристской теории
в) неоклассической теории
г) марксизма
д) гипотезы естественного уровня
б) незанятая часть рабочей силы и вакансии, зарегистрированные в государственной службе занятости, все ученические места в системе образования в) часть вакансий и учебных мест, часть предложения рабочей силы, не охваченные услугами органов трудоустройства
г) численность лиц, находящихся в административных отпусках, или работающих неполное рабочее время
д) лица, формально занятые в экономике, но которые в связи с сокращением производства могли бы быть освобождены
б) инфляция
в) дефицит кадров
г) все ответы верны
д) все ответы не верны
б) рыночный механизм и безработица
в) инфраструктура рынка труда
г) верны ответы: а и б
д) все ответы верны
б) негосударственные биржи труда и общественные фонды
в) кадровые службы предприятий
г) все ответы верны
д) все ответы неверны
б) исключительно работа по найму
в) самозанятость
г) все ответы верны
д) все ответы не верны
б) полная и гарантированная занятость всего населения
в) ответственность государства за создание условий для реализации право граждан на труд
г) все ответы верны
д) все ответы неверны
б) готовность и возможность населения к изменению социального статуса и профессиональной принадлежности
в) готовность и возможность населения к изменению социального статуса, профессиональной принадлежности и места жительства
г) готовность и возможность населения к изменению привычек и стереотипов
д) все ответы неверны
б) явление, обусловленное исключительно добровольным уходом с рабочего места
в) явление, охватывающее исключительно домохозяек
г) все ответы верны
д) все ответы неверны
б) 1%
г) 0,1%
б) выплата стипендий в период профессиональной переподготовки
в) организация оплачиваемых общественных работ
г) повышение квалификации и профессиональная переподготовка
д) все ответы неверны
б) денежно-кредитное законодательство
в) программы о профессиональной переподготовке
г) социальное законодательство
д) все ответы верны
Ключ к тестовым заданиям
Вопросы |
Правильный ответ |
1 |
А |
2 |
Г |
3 |
В |
4 |
Б |
5 |
Д |
Вопросы |
Правильный ответ |
6 |
В |
7 |
Г |
8 |
А |
9 |
В |
10 |
Б |
11 |
А |
12 |
Д |
13 |
Г |
14 |
А |
15 |
Б |
16 |
В |
17 |
А |
18 |
А |
19 |
А |
20 |
В |
Экзамен проводиться в форме тестирования. Банк данных содержит сто двадцать тестовых вопросов, которые будут представлены студентам лектором курса.
Охватывает экономика рынка труда
15 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны
15 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип
16 12 2014
6 стр.
Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с
18 12 2014
11 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная эконом
07 10 2014
6 стр.
Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим
14 10 2014
7 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для освоения программы по дисциплине «Сенсорный анализ продовольственных товаров» специальности 080401. 65 «Товароведение и экспертиза тов
04 09 2014
6 стр.