Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра экономической теории и экономической политики



ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для специальности 080504 –

Государственное и муниципальное управление


Уфа 2008


УДК 330

ББК 65.01

И 71


Рецензент:



М.Ш. Минасов, кандидат экономических наук

Составитель:

И. К. Полянская, кандидат экономических наук


Институциональная экономика: учеб.-метод. комплекс / сост. И.К.Полянская – Уфа: РИО БАГСУ, 2008. - 89 с.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная экономика».

Учебно-методический комплекс содержит: программу курса, краткий курс лекций, планы семинарских занятий, примерную тематику вопросов к зачету, вопросы для самостоятельной работы студентов.

Разработанный учебно-методический комплекс основывается на требованиях, определенных стандартом экономических знаний, а также стандартом сопряженных дисциплин.



УДК 330

ББК 65.01

Полянская И. К., составление, 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………..……………4

2. Рабочая программа дисциплины…………………………..…………………..5

2.1.Задачи изучения дисциплины…………………………..…………………..5

2.2.Содержание дисциплины…………………………..……………………….9

3. Учебно-методические материалы лекционного курса и практических

занятий…………………………………………………...………………………13

1. Исторический обзор становления и развития институциональных

теорий………………………………………………………..……………………13

2. Правила и институты ………………………………………………………18

3.Экономическая теория прав собственности……………………………….24

4. Трансакционные издержки ……………………………………………......31

5.Контрактный подход к исследованию институциональных

соглашений……………………………………………………………………….39

6.Объяснение экономической организации.…………………………………50

7. Государство как организация ……………………………………………...57

8. Изменение институтов во времени …………………….……………...…..71

4. Тренинг-тесты для промежуточного контроля знаний……………………..76

5. Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………86

6. Методические рекомендации для преподавателей………………………….88

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Институты – это ключевые элементы любой экономической системы, и поэтому главная задача экономиста заключается в изучении институтов и процессов сохранения, обновления и изменения.

Институциональная экономическая теория расширяет микроэкономический анализ, вовлекая в него факторы, которые не учитываются классической микроэкономической теорией. К таковым относятся факторы неполноты информации, недоопределенности прав собственности, факторы неопределенности (ожидания) и, наконец, факторы неких коллективных действий в ситуации коллективного выбора, которые отличаются от действий в ситуации индивидуального выбора, рассматриваемых традиционной микроэкономикой.

Успехи институциональной экономики заключаются в том, что она сформировала новую точку зрения. С этой точки зрения по-новому смотрятся многие предметы, которые до этого понимались иначе, или которые традиционная экономическая теория не могла понять и объяснить.

В реальном мире имеет место не абсолютная, а ограниченная рациональность. Люди выбирают определенные стратегии и им следуют, пока те приносят позитивные результаты. Таким образом, резко возрастает роль исследований в рамках институтов. Люди начинают совершать выбор в крайне жестких рамках, обусловленных действующими институтами. Зона выбора у индивида очень узка, и внутри нее он пытается вести себя рационально, а выйти из нее боится.

Институциональная экономика предполагает более реалистичный взгляд на явления, изучаемые различными науками об обществе и поведении человека, что становится особенно актуальным для выработки экономической политики, которая представляет собой практическую область. Но политика должна иметь теоретическую основу. Это означает, что должны быть определены силы и структуры, лежащие в основе политических действий, прежде чем появится возможность оценить вероятность их использования.

Учебное пособие содержит необходимый комплекс учебных и методических материалов, позволяющих изучить основные положения институциональной теории. В его состав входят: программа курса, вопросы лекционных и семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы, вопросы для зачета.

Преподавание курса «Институциональная экономика» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки специалистов государственной службы. Разработанная программа и методика преподавания основывается на требованиях, определенных стандартом экономических знаний, а также требованием стандартов сопряженных дисциплин. Конечная цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний в области экономического фундамента, государственного образа мышления.

Дисциплина «Институциональная экономика» является фундаментальной, знание которой необходимо любому управленцу, государственному служащему и экономисту-практику.
Табл.1
Перечень дисциплин, знание которых необходимо

для изучения данной дисциплины


п/п

Дисциплина

Вопросы (темы), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

1

Экономическая теория

Все вопросы курса, как база для усвоения дисциплины, с целью их конкретизации

2

Эволюция экономической мысли

Все вопросы курса, как база для усвоения дисциплины, с целью их конкретизации

3

История экономики

Вопросы эволюции экономических, политических и социальных систем

4

Менеджмент

Теория управления

5

Маркетинг

Иерархия потребностей


2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Задачи изучения дисциплины
Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных в Государственном стандарте Высшего профессионального образования к подготовке специалиста в области государственной службы и управления.

В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:



  • раскрыть сущность экономических явлений и процессов с точки зрения институционального направления экономической теории;

  • показать закономерный характер развития институтов и организаций, взаимосвязь общества и экономики;

  • показать общие закономерности экономической организации общества;

  • изучить права собственности и их характеристики;

  • понять особенности формирования рыночных отношений в современной России;

  • изучить новый тип производственных издержек, связанных с обслуживанием прав собственности – трансакционные издержки;

  • сформировать представление о закономерностях экономического поведения;

  • рассмотреть основные типы фирменных структур и понять их соотношение;

  • заложить теоретическую основу для изучения конкретно-экономических дисциплин и формирования современного экономического мышления.

Ожидаемые результаты обучения в рамках данной дисциплины: слушатели удовлетворяют требованиям к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по учебной программе в рамках следующих видов профессиональной деятельности: экономическая, социальная, управленческая, информационно-аналитическая, организационная, диагностическая, методическая.


Табл. 2.

Объемы учебной нагрузки и виды учебной работы по дисциплине

«Институциональная экономика»




Специальность,

Программа

Итоговая аттестация

Письменные работы

Аудиторные занятия

Лекции

Практичес-кие занятия

Самостоя-тельная работа

Всего

1.

ГМУ,

4,6 л.

зачет




16

10

6

34

50

2.

ГМУ,

3,6 г.

зачет




12

8

4

38

50

3.

ГМУ,

3,4 года

зачет




18

12

4

36

50

4.

ГМУ,

6 лет

зачет




6

6




44

50


Табл.3.

Учебно-тематический план лекций и семинарских занятий

Для слушателей специальностей ГМУ, обучающихся и 4,6 л.





Аудитор­ная ра­бота

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Исторический обзор становления и развития институциональных теорий

0,5

-

4

2.

Правила и институты

0,5

0,5

4

3.

Экономическая теория прав собственности

1,0

-

4

4.

Трансакционные издержки

0,5

0,5

4

5.

Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений

0,5

0,5

4

6.

Объяснение экономической организации

1,0

0,5

4

7.

Государство как организация

0,5

0,5

6

8.

Изменение институтов во времени

0,5

0,5

4

Всего

10

6

34


Табл.4.

Учебно-тематический план лекций и семинарских занятий

Для слушателей специальностей ГМУ, обучающихся 3,6 г.





Аудитор­ная ра­бота

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Исторический обзор становления и развития институциональных теорий

0,5

-

4

2.

Правила и институты

0,5

0,5

4

3.

Экономическая теория прав собственности

0,5

-

4

4.

Трансакционные издержки

0,5

0,5-

6

5.

Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений

0,5

-

4

6.

Объяснение экономической организации

0,5

0,5

6

7.

Государство как организация

0,5

0,5

6

8.

Изменение институтов во времени

0,5

-

4

Всего

8

4

38



Учебно-тематический план лекций и семинарских занятий

Для слушателей специальностей ГМУ, обучающихся 3,4 г.





Аудитор­ная ра­бота

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Исторический обзор становления и развития институциональных теорий

1,0

-

4

2.

Правила и институты

1,0

0,5

4

3.

Экономическая теория прав собственности

1,0

-

6

4.

Трансакционные издержки

0,5

-

4

5.

Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений

1,0

0,5

4

6.

Объяснение экономической организации

1,0

0,5

4

7.

Государство как организация

1,0

0,5

6

8.

Изменение институтов во времени

0,5

-

4

Всего

14

4

36


Учебно-тематический план лекций и семинарских занятий

Для слушателей специальностей ГМУ, обучающихся 6 л.





Аудитор­ная ра­бота

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Исторический обзор становления и развития институциональных теорий


-




5

2.

Правила и институты

0,5




6

3.

Экономическая теория прав собственности

0,5




5

4.

Трансакционные издержки

-




5

5.

Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений

0,5




5

6.

Объяснение экономической организации

0,5




6

7.

Государство как организация

0,5




6

8.

Изменение институтов во времени

0,5




6

Всего

6




44


2.2. Содержание дисциплины
1. Исторический обзор становления и развития институциональных теорий

Методологические предпосылки возникновения институционализма. Ведущие представители традиционного институционализма (Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Коммонс).

Пределы применимости неоклассического подхода: полнота информации; совершенная конкуренция; «экономический человек»; отсутствие издержек при совершении сделок; обязательность и единственность равновесия, совпадающая с Парето-оптимумом.

Новый институционализм. Методологический индивидуализм. Уровни анализа, структура новой институциональной экономической теории. Основные течения современного институционализма.

Ведущие ученые представители неоинституциональной экономической теории (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, А. Алчиан, Г. Саймон, К. Менар, Дж. Бьюкенен, М. Олсон и др.).
2. Правила и институты

Роль информации в процессе принятия решений. Экономическое поведение как принятие решений. Ограничения при принятии решений. Ограниченная рациональность. Шаблоны и образцы поведения как средства экономии ресурсов.

Правила. Социальные нормы как образцы поведения. Санкции за нарушение правил. Классификация санкций. Структура правила.

Институт. Механизм принуждения к исполнению правила как основная характеристика института. Значение институтов. Координационная и распределительная функции институтов.

Формальные и неформальные правила. Соотношения формальных и неформальных правил. Иерархия правил. Критерий выделения. Глобальные правила. Конституционные (политические) и экономические глобальные правила. Локальные правила. Контракты как локальные правила. Характеристики контрактов.
3. Экономическая теория прав собственности

Права собственности и использование ограниченных благ (ресурсов). Экономическое обоснование права собственности. Установление прав собственности в романо-германской и англо-саксонской правовых традициях: отличия и преимущества. Правомочия собственника. Классификация правомочий по: С. Пейович, А. Оноре, Э. Остром. Характеристики «пучка правомочий». Спецификация прав собственности. Гарант обеспечения прав собственности. Размывание прав собственности. Обмен правами собственности в условиях асимметричного распределения информации.

Эффективность использования прав собственности. Теорема Коуза. Доказательство. Выводы из теоремы. Российская приватизация в свете теоремы Коуза.

Внешние эффекты и теорема Коуза. Классификация внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов. Издержки спецификации прав собственности. Теорема Познера.

Общая собственность. Коммунальная собственность. Частная собственность. Государственная собственность.
4. Трансакционные издержки

Трансакции. Понятие и значение трансакции. Виды трансакций по Коммонсу: торговая трансакция, трансакция управления, трансакция рационирования. Соотношения между видами трансакций. Различие между трансакцией и обменом благами. Классификация трансакций по Д. Бромли: товарные и институциональны трансакции.

Содержание и значение трансакционных издержек. Трансакционные и трансформационные издержки. Специфика определения категории трансакционных издержек. Варианты типологии трансакционных издержек. Классификация А.Алчиана и Х. Демсетца. Классификация Дж. Уоллиса и Д. Норта. Классификация Э. Фуруботна и Р. Рихтера. Средства минимизации трансакционных издержек.

Возможности количественной оценки трансакционных издержек. Ординалистский подход. Кардиналистский подход. Оценка трансакционных издержек в экономике России. трансакционные издержки для отдельных покупателей и продавцов. Трансакционные услуги. Внутрифирменные трансакционные издержки. Трансакционные отрасли.


5. Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений

Деятельность экономических агентов как сеть обязательств. Контракт как разновидность институционального соглашения. Обмен. Виды обменов.

Типы контрактов. Механизм принуждения и выбор гаранта контракта как основа классификации контрактов.

Классический контракт. Полный формализованный контракт. Характеристики полного контракта.

Неоклассический контракт. Причины неполноты контракта. Характеристики неоклассического контракта.

Отношенческий контракт. Характеристики отношенческого контракта.

Механизмы управления контрактными отношениями: рыночный, трехсторонний, двусторонний, объединенный.
6. Объяснение экономической организации

Фирма как сеть контрактов. Внутрифирменные отношения. Варианты решения проблемы принципала-агента. Внутрифирменное управление. Услуги посредника как способ координации производственной деятельности. Центральный агент. Экономия на издержках заключения контрактов. Распределение выгод и издержек от координации, контроля и принуждения. Ограничения на размер фирмы. Типология фирм по А. Алчиану и Г. Демсетцу. Типология фирм по О. Уильямсону.

Последствия слияния фирм. Вертикальная интеграция. Гибридная форма институциональных соглашений.
7. Государство как организация

Происхождение сотрудничества. Экономическая теория институтов в безгосударственном обществе. Порядок: насилие и устрашение; обычное право и идеология. Группы возмездия. Компенсация. Арбитражная функция. Межгрупповые связи. Эволюционные модели. Страхование как функция первобытного права. Институциональное неравновесие. Распад безгосударственного общества.

Международные права собственности.

Государство в новой институциональной теории. Общественные блага. Проблема безбилетника и организации коллективных действий. Селективные стимулы. Создание общественных благ как функция государства. Производство и защита правил как общественное благо. Функции государства. Границы государства. «Провалы» государства. Модель Мак-Гира-Олсона. Модель Финдли-Уилсона. Модель Норта. Модель консенсусной демократии. Модель распределительной демократии. Ограничения монопольной власти правителя. «Государство защищающее». «Государство производящее».


8. Изменение институтов во времени

Понятие институциональных изменений. Классификация институциональных изменений. Схема институциональных изменений. Внутренние и внешние институты. Траектории институциональных изменений: бездействие, спорадическое действие, систематическое действие. Зависимость от траектории предшествующего развития. Импорт институтов.

Институциональное равновесие. Компенсации в условиях институциональных изменений. Издержки, связанные с компенсациями.

Институциональные изменения в условиях переходной экономики.


3. Учебно-методические материалы лекционного курса

и практических занятий

следующая страница>


Учебно-методический комплекс для специальности 080504 Государственное и муниципальное управление Уфа 2008 ббк 65. 01

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная эконом

1384.51kb.

07 10 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Охватывает ту часть экономики, которая складывается под воздействием человеческой психологии и подвержена ее определяющему влиянию. Но также – и ту часть психологии, которая находи

1593.77kb.

08 10 2014
8 стр.


Учебно-методический комплекс уфа 2008 ббк 65. 049 (2 Рос) г 15 Рецензент

Охватывает все большую часть населения и расширяет его демографические характеристики

1794.03kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов факультета удмуртской филологии Ижевск 2008 удк ббк

Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с

972.52kb.

18 12 2014
11 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в тгимэуп по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических заня

712.72kb.

02 09 2014
3 стр.


Письменности учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

648.99kb.

14 12 2014
4 стр.


Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по направлению 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
456.66kb.

07 10 2014
6 стр.