Перейти на главную страницу
1. Предпосылки развития институционализма.
2. Методологические особенности традиционного институционализма.
3. Предпосылки возникновения неоинституционализма.
4. Современный этап развития институционального направления.
Институциональная теория возникла на рубеже ХIХ-ХХ вв. Именно в это время в мировой экономической науке сформировался целый комплекс идей и научных представлений, проистекавших из критической оценки постулатов господствовавших тогда классической и неоклассической теорий рыночной экономики.
В концептуальном и методологическом плане институционализм воспринял идеи исторической и классической экономической школ, французской социологии и других течений научной мысли.
Как особое научное направление институционализм оформился в самом конце ХIХ в. В этот период рыночное хозяйство переходило в новую фазу развития, познание которой потребовало совершенно иных теоретических и методологических подходов.
Во многом идея институционализма возникла из роста потребности самого хозяйства в более разностороннем правовом регулировании экономической среды и упорядочении, как ее основных институтов, так и специализированных институтов правового регулирования.
Теории институционализма присущ отказ от абсолютизации стремления всякой рыночной экономики к равновесию. Представители данного направления научной мысли исходили из того, что субъекты рынка неизбежно действуют в условиях неполноты информации, что вызывает неизбежность особой категории трансакционных издержек.
Институциональные теории в большей или меньшей степени основаны на постулате «ограниченной рациональности» рынка, ограниченности инструментов рыночного саморегулирования хозяйственных систем. Институционализм отрицает существование изолированного от социальной среды, независимого и неизменно рационального субъекта экономической деятельности, руководствующегося исключительно интересами собственной выгоды.
Также институционализм отвергает такие принципиальные посылки либеральной экономической доктрины, как отсутствие у экономических субъектов проблемы получения и использования информации; наличие совершенной конкуренции; автоматическое стремление рыночной экономики к «классическому» равновесия спроса и предложения.
Зарождение идей институционализма было обусловлено усилением нормативности, т.е. социальной предзаданности поведения субъектов рыночной экономики, утвердившейся там, где система рыночного хозяйства достигла наиболее высокой степени развития.
Развитие новой теории было также обусловлено и наметившимся усилением роли государства в правовом и ином регулировании экономических процессов. В результате возникла необходимость в новом подходе к исследованию экономических явлений, основанному на признании важности социальных норм, а также в подходе, раскрывающем механизмы действия и тенденции изменения этих норм и обеспечивающих их социальных институтов.
Основоположником теории институционализма (традиционного) считают американского экономиста Т. Веблена. Он заложил принципиальные теоретические и методологические основы институционализма, предложил метод социального и даже социально-психологического анализа мотиваций экономических субъектов.
Видным представителем считается и американский ученый Дж. Коммонс, который развил учение Т. Веблена об эволюционном отборе институтов. Определенный вклад в становление основ институциональной теории внесли У. Митчелл и ряд других ученых.
Институционализм не предлагал сиюминутных рецептов экономического и социального оздоровления, но всегда видел пути к таковым в целеориентированном формировании социальных институтов, отвечающих критериям цивилизованного хозяйствования и управления, включая радикальные изменения в менталитете работников и управляющих, социально-психологических установках тех или иных видов экономической деятельности.
Эта научная школа, так же как в равной мере и кейнсианская теория, ни в коем случае не является доктриной, полностью не приемлющей положения классической и неоклассической школ. Согласно основной доктрине институционализма, государства должно оказывать постоянное активное воздействие на нормы и правила поведения субъектов экономической деятельности, т.е. направлять эволюцию или отбор институтов, поскольку спонтанная эволюция общественных отношений не всегда следует выбору вариантов, адекватных конкретной стадии и уровню развития экономики в той или иной стране.
Новый век институционализма начался уже в 60-е гг. Как и ранее, он был связан с проблемами обновления как самой капиталистической системы хозяйствования, так и преобладающих в ней идейных течений. С идеологией институционализма связывали свое научное творчество такие известные экономисты, как К. Эйрс (взаимосвязь культуры, этики и хозяйственной деятельности), Дж. Гэлбрейт (модификация рыночной и других экономических систем под влиянием усиления позиций крупных корпораций и государства), Г. Мюрдаль (анализ социальных систем и их воздействия на экономику), Я. Корнаи (новые подходы к критике принципа равновесия и его альтернативам в современной экономике).
Неудовлетворенность традиционной экономической теорией, уделявшей слишком мало внимания институциональной среде, в которой действуют экономические агенты, привела к возникновению новой школы, выступившей под общим названием новой институциональной теории. Совпадения здесь с традиционным институционализмом чисто терминологические.
Но, в отличие от традиционного институционализма, корни новой институциональной теории уходят в неоклассическую традицию. Существует ряд других названий новой институциональной теории – неоинституционализм, трансакционная экономика, экономическая теория прав собственности, контрактный подход.
Неоинституционализм исходит из двух общих установок. Во-первых, социальные институты имеют значение. Во-вторых, они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории.
Наиболее прочно неоинституционализм связан с неоклассикой, от которой ведет свое происхождение. Экономисты-неоклассиски на рубеже 1950-60 гг. стали применять понятия и методы микроэкономики для изучения внерыночных явлений: расовая дискриминация, образование, охрана здоровья, брак, преступность, парламентские выборы и др. Это получило название экономического империализма. Максимизация, равновесие, эффективность – стали прилагаться к более широкому кругу явлений, которые прежде входили в компетенцию других наук об обществе.
Неоинституционализм – одно из наиболее ярких проявлений такой тенденции. Его «вторжение» в сферу правоведения, истории и организационной теории означало перенос техники микроэкономического анализа на разнообразные социальные институты. Однако вне привычных рамок стандартные неоклассические схемы сами начали испытывать изменения и приобретать новый облик. Так происходило зарождение неоинституционального направления.
Неоинституционализм принимает модель рационального выбора в условиях заданного набора ограничений – модель неоклассической теории – как базовую, однако освобождает её от целого ряда вспомогательных предпосылок, которыми она обычно сопровождалась, и обогащает её новым содержанием.
К числу наиболее общих положений неоинституционализма относится теорема Р. Коуза, которая посвящена проблеме внешних эффектов. Влияние Коуза на развитие экономической мысли было глубоким и разноплановым. Его идеи заложили теоретический фундамент для развития неоинституционального направления.
Коуз считается основоположником трансакционной теории фирмы. При выборе организационной формы и размеров фирмы решающим являются соображения экономии трансакционных издержек. Именно стремлением избегать издержек по заключению сделок на рынке Коуз объясняет существование фирмы, в которой распределение ресурсов происходит административным путем (на основе приказов). Но и административный механизм также не свободен от издержек, которые нарастают по мере увеличения размеров организации.
Огромный вклад в теорию фирмы был внесён А. Адчианом, Г. Демсецом, О. Уильямсоном, У. Меклингом, М. Дженсеном и др.
Особый раздел неоинституциональной теории образует экономика права, выделившаяся в самостоятельное направление в середин 1960-х гг. Эта дисциплина лежит на стыке экономической теории и права. Ключевыми фигурами в её формировании и развитии наряду с Коузом были Р. Познер и Г. Калабреш. Огромное значение имели также работы Г. Беккера по экономическому анализу внерыночных форм поведения, в частности – преступности.
Экономика права попыталась распространить экономические понятия и методы на весь корпус юридического знания
Особенности институтов и их изменения находились в центре внимания традиционной экономической истории. Лидером «новой экономической истории» стал Д. Норт. Концепция институтов и институциональной динамики исходит из того, что, будучи «правилами игры», институты задают систему стимулов, направляя деятельность людей по определенному руслу. Этим они снижают неопределенность и делают социальную среду более устойчивой.
1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под ред. А. А. Аузана. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С. 5-12.
2. Институциональная экономика. О. Е. Малых, И. К. Полянская. – Уфа: БАГСУ, 2005. – С. 5-10.
3. Тарушкин А. Б. Институциональная экономика. – СПб.: Питер, 2004. – С. 8-44.
4. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. – М.: Экон. Фак-т МГУ, ТЕИС, 2002. – С. 15-74.
5. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. – М.: Дело, 2001. – С. 12-46.
2. Междисциплинарные связи институционализма.
3. Развитие институционализма после второй мировой войны.
4. Институционально-социологическое направление.
5. Американский институционализм.
6. Общая характеристика современных направлений институционализма.
1. История экономических учений / Под ред. В.Автономова. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 784 с.
2. История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 733 с.
3. Олейник Институциональная экономика. – М.: ИНФРА – М, 2000. – С. 4-42.
4. Панорама экономической мысли конца ХХ столетия / Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини, И. Стюарта. – СПб.: Экономическая школа, 2002. - Т.1. - С. 125-172.
5. Панорама экономической мысли конца ХХ столетия / Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини, И. Стюарта. – СПб.: Экономическая школа, 2002. Т.2. - С. 907-1014.
6. https://www.akm.ru. – сайт агентства АК&М
7. https://www.libertarium.ru/library - библиотека материалов по экономической тематике
8. https://www.finansy.ru - материалы по социально-экономическому положению и развитию в России
9. https://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)
10. https://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей
Основные термины и понятия:
Институционализм – течение экономической мысли, занимал доминирующее положение в США до начала 1940-х гг., является радикальным по отношению к неоклассике, «показывает как отдельные части экономической системы соотносятся с целым» – Гамильтон.
Неоинституционализм – течение экономической мысли конца 20 столетия, являющегося модификацией неоклассического направления.
Тема 2. Правила и институты
План:
1. Ограничения, возникающие при принятии решений.
2. Правила и институты.
3. Типология правил.
Информация, необходимая для принятия решения, может иметься в памяти экономического агента, и в этом случае принятие решения может быть осуществлено незамедлительно. Если же информация специально собирается им для выбора варианта действия, то должно пройти определенное время между возникновением необходимости в распределении ограниченных ресурсов и самим актом их распределения, которое необходимо для получения данных. Кроме того, получение нужной информации неизбежно требует расходования ресурсов.
Это означает, что ограничения, возникающие в рамках задачи принятия решений, включают как стандартные ограничения на доступные материально-вещественные, трудовые, природные и т. П. ресурсы, так и ограничения на доступную информацию, а также временное ограничение.
Если время сбора необходимой информации в условиях существования других ограничений превышает максимально допустимое, индивид должен принимать решение при неполной информации, заведомо теряя в эффективности использования имеющихся у него ресурсов.
Реальные экономические агенты принимают решения не только на основе неполной, ограниченной информации о ресурсах и способах их использования, но и ограничены в возможностях обработки и переработки этой информации для выбора наилучшего варианта действий. Тем самым, реальные экономические агенты являются ограниченно рациональными субъектами.
Люди в повседневной деятельности используют образцы (шаблоны, модели) поведения, представляющие собой средства экономии ресурсов в рамках задач определения наилучших способов действий. Следуя образцам поведения (используя какие-либо внутренние образцы – привычки, либо выбирая внешние), индивиды ведут себя рационально, максимизируя свою полезность.
В реальной жизни, кроме ресурсных, временных и информационных ограничений на выбор направлений действий и способов использования ресурсов, существуют еще один тип ограничений, связанный с существованием правил. Правила – это модели или образцы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной ситуации.
В составе правила выделяются: ситуация (условия приложения правила), индивид (адресат правила), предписываемое действие (содержание правила), санкции за неисполнение предписания, а также субъект, применяющий эти санкции к нарушителю (гарант правила).
Санкции – действия, направленные на снижение полезности для их объекта. Классификация санкций может быть построена различными способами. Для целей описания механизмов принуждения правил к исполнению применима классификация, непосредственно обобщающая практику их применения: общественное осуждение; официальное порицание; денежный штраф; силовое прекращение начатого действия; силовое принуждение к повторению совершенного действия, но уже по правилам; лишение свободы; смертная казнь.
Важно разграничить два больших класса правил, различающихся механизмами принуждения их к исполнению. Механизм принуждения правила к исполнению – совокупность, состоящая из гаранта и правил его действий, регулирующих применение санкций к выявленным нарушителям базового правила. По данному признаку множество всевозможных правил распадается на:
1. Правила, в которых гарант правила совпадает с его адресатом (привычки, стереотипы поведения, ментальные модели поведения). Для таких правил характерен внутренний механизм принуждения их к исполнению, поскольку санкции за их нарушения возлагает на себя сам адресат правила.
2. Правила, в которых гарант правила не совпадает с его адресатом. Для таких правил характерен внешний механизм принуждения их к исполнению, поскольку санкции за нарушение таких правил налагаются на нарушителя извне, другими людьми.
Институт – это совокупность, состоящая из правила (нескольких правил) и внешнего механизма принуждения к исполнению этого правила.
Д. Норт дает следующие варианты определений института:
- институты – «правила игры» в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми;
- это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми;
- формальные правила, неформальные ограничения и способы обеспечения действенности ограничений;
- придуманные людьми ограничения, которые структурируют взаимодействия людей. Их составляют формальные ограничения (правила, законы, конституции), неформальные ограничения (социальные нормы, условности и принятые для себя кодексы поведения) и механизмы принуждения их к исполнению в совокупности они определяют структуру стимулов в обществах и их экономиках.
Необходимо четко помнить то обстоятельство, что механизм принуждения к исполнению базового правила в рамках института – внешний механизм, созданный людьми для этих целей.
Существование института говорит о том, что действия людей зависят друг от друга и влияют друг на друга, что они вызывают последствия, учитываемые другими людьми и самим действующим экономическим агентом.
Из наблюдений за экономической жизнью легко убедиться, что принимаемые государственными органами власти законы, определяющие те или иные правила осуществления различных хозяйственных операций – заключения договоров, ведения бухгалтерского учета, проведения рекламных кампаний и т.п., – самым непосредственным образом сказываются как на структуре и уровнях издержек, так и на эффективности и результатах хозяйственной деятельности предприятий.
Кроме того, уровень институциональной среды оказывает влияние на экономический рост. Так, страны с низким качеством экономической политики и высоким качеством институтов росли вдвое быстрее, чем страны с обратной комбинацией уровней качества соответствующих факторов. Степень влияния институционального индикатора на темпы роста реальных душевых доходов оказалась почти вдвое выше, чем степень влияния политических факторов.
Ограничивая возможные способы и линии поведения, или даже предписывая только один допустимый способ действия, институты также координируют поведение экономических агентов, оказавшихся в ситуации, описываемой условиями приложения соответствующей нормы. Условием координации является информированность агентов о содержании института, регулирующего поведение в той или иной ситуации. Выполнение институтами функции координации действий экономических агентов порождает и обусловливает возникновение координационного эффекта. Суть его заключается в обеспечении экономии для экономических агентов на издержках изучения и прогнозирования поведения других экономических агентов, с которыми они сталкиваются в различных ситуациях.
Любой институт, ограничивая множество возможных способов действий, влияет на распределение ресурсов экономическими агентами, выполняет распределительную функцию. Кроме разнообразных специфических распределительных последствий любой институт характеризуется и некоторым общим типовым распределительным эффектом: ограничивая множество возможных способов действий, он либо непосредственно переключает ресурсы на их разрешенное подмножество, либо как минимум увеличивает издержки запрещенных способов действий, за счет включения в их состав ожидаемого ущерба от применения наказания к нарушителю правила.
Содержание институтов может содержаться в памяти индивидов: адресаты правила знают, как им следует себя вести в соответствующей ситуации, гарант правила знает, что представляют собой нарушения правила и как следует на них реагировать. Содержание институтов представлено также и виде других текстов – законов, кодексов, сводов правил, инструкций и т. Д.
Принципиальное различие заключается в следующем: публикации, содержащие описания обычаев, являются результатом инициативной работы исследователей, они никого ни к чему не обязывают. Публикации, содержащие тексты законов и инструкций, являются официальными публикациями, осуществляемыми от имени государства, или зарегистрированными, т.е. признанными, государством частными организациями, и они обязывают всех, к кому они относятся, исполнять содержащиеся в них правила поведения.
Правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушение, называются неформальными правилами.
Правила, существующие в форме официальных текстов или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции, называют формальными правилами.
Действующие в обществе и экономике правила имеют иерархическую структуру взаимоотношений социально защищенных правил. Представление и соподчиненности правил дает соотношение любого закона и нормативных актов, принимаемых на его основе органами исполнительной власти, или подзаконных актов: закон определяет принципы, стратегии поведения, в то время как подзаконные акты конкретизируют эти принципы в алгоритмы действий.
Любые правила становятся сравнимыми, если в качестве основы для сопоставления выбрать такую характеристику: издержки введения (или изменения) правила, понимая под издержками и денежные затраты и всю совокупность усилий экономических агентов, включающую и психологические издержки, а также необходимые для введения или изменения института затраты времени.
При таком подходе более общими, стоящими выше по иерархической лестнице, являются правила, издержки изменения или введения которых больше, чем у сравниваемых с ними правил.
Конституционные правила устанавливают иерархическую структуру государства; определяют правила принятия решений по формированию государственных органов власти (министерств, ведомств, агентств и пр.); определяют формы и правила контроля действий государства со стороны общества. Могут иметь как формальный, так и неформальный характер.
Экономические правила непосредственно определяют формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которых экономические агенты формируют институциональные соглашения и принимают решения об использовании ресурсов (квоты на импорт или экспорт, запреты на использование некоторых видов контрактов и т. Д.).
Экономические правила являются условиями и предпосылками возникновения прав собственности, они возникают там и тогда, когда в обществе формируются правила, регламентирующие выбор ими способов использования ограниченных благ (в том числе ресурсов).
1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под ред. А. А. Аузана. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С. 13-53.
2. Институциональная экономика. О. Е. Малых, И. К. Полянская. – Уфа: БАГСУ, 2005. – С. 10-42.
3. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. – М.: Экон. Фак-т МГУ, ТЕИС, 2002. – С. 88-187.
4. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. – М.: Дело, 2001. – С. 75-96.
Тема семинарского занятия 2:
Правила и институты
Вопросы для обсуждения:
2. Взаимодействие индивидов и институтов.
3. Глобальные правила.
4. Локальные правила.
5. Роль институтов в формировании экономики и общества.
6. Нобелевские лауреаты в области институциональной экономики.
1. Нельсон Р.Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело, 2002. – С. 81-188.
2. Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА – М, 2000. – С. 43-74.
3. Природа фирмы. – М.: Дело, 2001. – С. 340-351.
4. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. – М.: Дело, 2003. – С. 182-219.
5. https://www.akm.ru. – сайт агентства АК&М
6. https://www.libertarium.ru/library — библиотека материалов по экономической тематике
7. https://www.finansy.ru - материалы по социально-экономическому положению и развитию в России
8. https://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)
9. https://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная эконом
07 10 2014
6 стр.
Охватывает ту часть экономики, которая складывается под воздействием человеческой психологии и подвержена ее определяющему влиянию. Но также – и ту часть психологии, которая находи
08 10 2014
8 стр.
Охватывает все большую часть населения и расширяет его демографические характеристики
08 10 2014
10 стр.
Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с
18 12 2014
11 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
14 12 2014
4 стр.
07 10 2014
6 стр.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар
06 10 2014
5 стр.