Перейти на главную страницу
Кафедра экономической теории и экономической политики
Уфа 2008
ББК 65.049 (2 Рос)
Г 15
Рецензент:
ISBN – 5–900-790-42-8
Г 15 Демография.: учеб.-метод. комплекс / сост. Р.А. Галин, Я.А.Скрябина. – Уфа: РИО БАГСУ, 2008. - 110 с.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ.
В комплексе рассматриваются ключевые проблемы дисциплины: территория, природно-ресурсные особенности, демографический и трудовой потенциал, территориальная организация производства России.
Рассчитано для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» и всех, кто изучает территориальные аспекты экономики.
УДК 332. 133
ББК 65.049 (2 Рос)
ISBN – 5–900-790-42-8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
|
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
|
2. Учебно-методические материалы лекционного курса и практических занятий |
|
Тема 1. Демография как наука |
|
Тема 2. Учет населения |
|
Тема 3. численность и состав населения |
|
Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение |
|
Тема 5. Смертность и средняя продолжительность населения |
|
Тема 6. Семья. Браки и разводы |
|
Тема 7. Миграция населения |
|
Тема 8. Демографическая политика: ее цели и виды |
|
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ |
|
4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ |
|
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ |
|
6. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ |
|
Глоссарий |
|
Основу любого общества составляет населения. Как нет государства без населения, также как нет населения вне государства. Основной целью Российского государства, как это указано в ее Конституции, является обеспечение его населению определенных социальных гарантий в области здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты.
Без глубоких знаний в области воспроизводства населения эту цель достичь сложно.
Необходимость и актуальность изучения курса «Демография» обусловлена следующими обстоятельствами:
демографическая ситуация в России и в большинстве ее регионов оценивается как крайне сложная;
в условиях рыночной экономики возрастает значение учета демографического фактора в управлении государственными органами, в развитии бизнеса и предпринимательства;
знание базовых основ демографии позволит понять современные тенденции развития демографических процессов.
Изучение курса «Демография» вводится в качестве основного предмета по специальности «Государственное и муниципальное управление». Программа курса составлена в соответствии с государственным стандартом по данной дисциплине.
Поскольку по дисциплине имеется практикум, то в данном пособии основной упор сделан на теоретические и методологические аспекты курса. Пособие разработано коллективом авторов в составе: к.э.н. Галиным Р.А., научным сотрудником Скрябиной Я.А.
В последние годы демографический кризис в России все больше и больше привлекает внимание не только ученых, но и политиков, общественности, СМИ к проблемам развития населения в стране. Знание закономерностей развития народонаселения необходимо специалистам, которые будут работать в социальной сфере, в сфере государственного и муниципального управления и т.д. Демография очень тесно связана с экономикой. Процессы рождаемости, смертности, миграции играют большую роль в процессе формирования трудовых ресурсов. Для поддержания необходимого уровня воспроизводства населения необходима развитая социальная база, стимулирующая рождаемость и влияющая на увеличение средней продолжительности жизни.
Цель изучения дисциплины «Демография» – дать студентам знания о закономерностях развития населения, ознакомить с основными понятиями, показателями, характеризующими демографические процессы; научить понимать демографические проблемы своей страны, оценить их остроту и возможные социальные последствия.
Основное внимание при изучении курса «Демография» сосредоточено на следующих проблемах:
Лекции (л) | Практические занятия (пз) | Самостоятельная работа (ср) | Контрольнаяработа | экзамен |
28 | 12 | 110 |
№ | темы | Л | ПЗ | СР |
1 | Демография как наука: возникновение и развитие. Предмет, метод и актуальность изучения. | 2 | - | 8 |
2 | Население как объект демографии. Учет населения. |
2 | 2 |
12 |
3 | Воспроизводство населения земли: закономерности и тенденции. | 4 | 2 | 12 |
4 | Рождаемость населения и ее факторы | 4 | 1 | 12 |
5 | Смертность и средняя продолжительность жизни населения | 2 | 1 | 12 |
6 | Семья, браки и разводы | 2 | 1 | 10 |
7 | Численность и состав населения | 2 | 1 | 12 |
8 | Миграция населения: виды и показатели. Современные миграционные процессы в России и за рубежом. | 4 | 2 | 12 |
9 | Демографическое прогнозирование | 2 | - | 10 |
10 | Демографическая политика и ее инструменты | 4 | 2 | 12 |
| Итого | 28 | 12 | 110 |
Лекции (л) | Практические занятия (пз) | Самостоятельная работа (ср) | Экзамен |
24 | 20 | 106 |
№ | темы | Л | ПЗ | СР |
1 | Демография как наука: возникновение и развитие. Предмет, метод и актуальность изучения. | 1 | - | 8 |
2 | Население как объект демографии. Учет населения. |
2 | 4 |
10 |
3 | Воспроизводство населения земли: закономерности и тенденции. | 2 | 2 | 12 |
4 | Рождаемость населения и ее факторы | 4 | 2 | 12 |
5 | Смертность и средняя продолжительность жизни населения | 2 | 1 | 12 |
6 | Семья, браки и разводы | 2 | 2 | 10 |
7 | Численность и состав населения | 2 | 1 | 12 |
8 | Миграция населения: виды и показатели. Современные миграционные процессы в России и за рубежом. | 4 | 2 | 10 |
9 | Демографическое прогнозирование | 1 | - | 10 |
10 | Демографическая политика и ее инструменты | 4 | 4 | 12 |
| Итого | 24 | 20 | 106 |
Лекции (л) | Практические занятия (пз) | Самостоятельная работа (ср) | Контрольная работа | Экзамен |
14 | 6 | 130 |
№ | темы | Л | ПЗ | СР |
1 | Демография как наука: возникновение и развитие. Предмет, метод и актуальность изучения. | 1 | - | 10 |
2 | Население как объект демографии. Учет населения. |
1 | 1 |
12 |
3 | Воспроизводство населения земли: закономерности и тенденции. | 2 | - | 14 |
4 | Рождаемость населения и ее факторы | 1 | 1 | 14 |
5 | Смертность и средняя продолжительность жизни населения | 1 | 1 | 14 |
6 | Семья, браки и разводы | 1 | 1 | 12 |
7 | Численность и состав населения | 2 | - | 14 |
8 | Миграция населения: виды и показатели. Современные миграционные процессы в России и за рубежом. | 2 | 1 | 14 |
9 | Демографическое прогнозирование | 1 | - | 12 |
10 | Демографическая политика и ее инструменты | 2 | 1 | 14 |
| Итого | 14 | 6 | 130 |
Лекции (л) | Практические занятия (пз) | Самостоятельная работа (ср) | Контрольная работа | Экзамен |
28 | 10 | 112 |
№ | темы | Л | ПЗ | СР |
1 | Демография как наука: возникновение и развитие. Предмет, метод и актуальность изучения. | 2 | - | 8 |
2 | Население как объект демографии. Учет населения. |
2 | 1 |
10 |
3 | Воспроизводство населения земли: закономерности и тенденции. | 4 | 1 | 12 |
4 | Рождаемость населения и ее факторы | 3 | 1 | 12 |
5 | Смертность и средняя продолжительность жизни населения | 2 | 1 | 12 |
6 | Семья, браки и разводы | 3 | 1 | 12 |
7 | Численность и состав населения | 2 | 1 | 12 |
8 | Миграция населения: виды и показатели. Современные миграционные процессы в России и за рубежом. | 4 | 2 | 12 |
9 | Демографическое прогнозирование | 2 | - | 10 |
10 | Демографическая политика и ее инструменты | 4 | 2 | 12 |
| Итого | 28 | 10 | 112 |
Социально-экономическое значение численности населения на различных этапах развития общества. Динамика численности населения в современном мире, в развитых и развивающихся странах. Основные закономерности динамики численности населения в России. Постоянное, наличное, юридическое население. Городское и сельское население, урбанизация. Социально-экономическая, демографическая роль половой и возрастной структуры населения. Классификация возрастной структуры. Факторы, влияющие на половозрастную структуру населения. Виды группировок населения: по полу, возрасту, национальности, занятости, семейному положению, образованию. Экономическая, социальная и демографическая роль соотношения населения до рабочего, рабочего и после рабочего возраста. Роль Демографической Комиссии ООН в регулировании численности населения мира.
Смертность как составная часть естественного движения населения. Эндогенные и экзогенные причины смертности. Младенческая смертность. Влияние уровня, условий жизни на смертность. Показатели смертности. Таблицы смертности и средней продолжительности жизни. Определение средней продолжительности жизни. Уровень и структура смертности населения в странах мира и в России. Динамика смертности в РБ. Классификация причин смертности. Здоровье населения и его смертность. Современный уровень смертности и средней продолжительности жизни населения мира развитых, развивающихся странах и в России.
Семья как важнейший социальный элемент общества. Семья – объект демографического исследования. Понятие семьи и домохозяйства. Функции семьи. Динамика состава семьи, структура семьи в условиях развития общества. Нуклеарная и сложная семья. Жизненные циклы семьи. Учет семьи. Показатели семьи: размер, коэффициент семейной нагрузки. Современные особенности развития состава, размера семьи. Браки как важнейшая форма регулирования воспроизводства населения. Социально-экономические особенности развития общества и браки. Демографические показатели браков. Разводы. Социально-экономические факторы разводов. Демографические показатели разводов. Уровень жизни как фактор изменения семейно-брачных отношений. Современное состояние семейно-брачных отношений в России и в РБ.
Понятие и сущность миграции. Демографические, социальные, экономические последствия миграции. Виды миграции: внешняя, внутренняя. Маятниковая миграция: особенности, формы. Вынужденные переселенцы, беженцы. Учет и показатели миграции населения. Понятие факторов и мотивов миграции. Социально-экономические, демографические факторы и мотивы миграции. Связь социально-экономического развития общества и миграции. Направления миграции. Особенности миграции населения между регионами, между городом и селом. Особенности миграции населения в России и РБ в условиях переходного периода. Внешняя и внутренняя миграция, ее размеры, социально-политические факторы миграции, направления внешней и внутренней миграции. Социально-демографическая, этническая структура мигрантов. Функции миграции населения: перераспределительная, селективная и др. Влияние миграции на структуру и воспроизводство населения районов выхода и вселения мигрантов. Миграция и расселение населения. Демографические проблемы городских и сельских поселений. Понятие и сущность урбанизации. Положительные и отрицательные последствия урбанизации.
Наука «Демография» исследует закономерности воспроизводства населения: анализирует численность, половозрастной состав, естественное движение (рождаемость, смертность, семейно-брачные отношения) в мире, странах и регионах. Исследуя закономерности воспроизводства населения, демография связывает их с историческими условиями его развития, с социально-экономическими факторами.
Демография относительно молодая наука. Ее начало связано с появлением в XVII в. работы Джона Граунта «Естественные и политические наблюдения над бюллетенями смертности…», в которой рассмотрел по существу все стороны воспроизводства населения Лондона. Книга Граунта сразу же привлекла к себе внимание многих ученых. Она сыграла большую роль не только в становлении самой демографической науки, но и стала базой для развития статистики и социологии.
Последующее столетие изучение проблем населения расширилось и углубилось. Сам термин «демография» впервые в научный оборот ввел французский ученый Ахилл Гийяр. В 1855 г. он издал книгу «Элементы статистики человека и сравнительная демография».
В России развитие науки демография связано с именами Л.Эйлера, Д.Бернулли, С.Г.Забелина, Л.Ю.Крафта. Большое внимание вопросам населения уделял М.В.Ломоносов.
В XIX в. в развитие демографических исследований свой вклад внесли А.Кетле (Бельгия), Ю.У.Фарра (Англия), Г.Майра (Германия). В России в области демографии были опубликованы работы Ю.Э.Германа, Н.Е.Зернова, В.Я.Буняковского, К.А.Андреева и других ученых. В XX в. развитие демографии связано с именами А.А.Чупрова, С.А.Новосельского, В.В.Паевского, М.В.Птухи, О.А.Квиткина, С.Г.Струмилина и др.
В годы советской власти демографическая наука испытала времена подъема и спада. До начала 30-х гг. развивалась быстрыми темпами. Был опубликован ряд интересных работ в области населения. Однако подъем демографических исследований был недолгим, сменившись глубоким кризисом науки.
Несовпадение статистических показателей населения с политическими интересами господствующей партии привело к сворачиванию научных изысканий в области народонаселения, закрытию научных центров в этой области и репрессиям ведущих демографов.
Демографические исследования начали возрождаться только с начала 60-х годов. Среди современных демографов следует отметить работы В.А.Борисова, А.Г.Вишневского, Л.Л.Рыбаковского, Н.А.Римашевской, А.В.Топилина и др. Общий кризис в демографии сказался на развитии региональных исследований. Изучение региональных аспектов воспроизводства населения пока еще находится на начальном этапе развития.
Предмет изучения демографии – закономерности воспроизводства населения. Это означает, что данная наука исследует, все стороны сложного процесса, каким является воспроизводство населения: рождаемость, смертность, семейно-брачные отношения, миграции населения, социально-экономическую их обусловленность, численность и состав населения и др.
Демографическая наука решает ряд задач:
Поэтому демографическая наука имеет тесные связи с рядом естественных (геронтология, генетика, антропология и др.) и общественных наук. Демография предоставляет результаты своих исследований другим наукам, в то же время сама опирается на исследования многих общественных и естественных наук.
По мере своего развития демография стала ответвляться: появились такие самостоятельные науки как математическая демография, этническая демография, историческая демография, экономическая демография, социологическая демография и т. д.
Население представляет собой сложный объект исследования, на его воспроизводство оказывает влияние множество экономических, социальных и собственно демографических факторов. Часто указанные факторы на демографические процессы влияют разнонаправленно. Множественность связей демографических явлений с экономическим и социальным развитием общества требуют для его анализа системного подхода. Системность дает возможность упорядочить факторы, определить цели и выявить рациональные пути решения.
В демографии широко используется балансовый метод, позволяющий выбрать оптимальный вариант решения определенных связей между демографическими и социально-экономическими или иными факторами. Например, соотношение между природными ресурсами и плотностью населения или между трудовыми ресурсами и рабочими местами и т.д.
В демографических исследованиях определенное место занимает метод таксонирования. Он предполагает членение территорий на сопоставимые или соподчиненные таксоны. Например, территорию страны можно разделить на части по степени урбанизации, т.е. по удельному весу городского населения или по плотности населения и другим показателям. На основе такого членения можно выявить особенности воспроизводства населения.
Население как объект изучения демографии очень сложен. Его развитие связано с множеством количественных связей, поэтому при изучении демографического развития широкое применение получили математические методы. Появление современных вычислительных машин дает возможность быстро обрабатывать разнообразный статистический материал, выбирать оптимальный вариант. Математические методы особенно широко используются при прогнозировании развития населения.
Расселение населения приурочено к определенной территории континента, страны, региона и т.д. Поэтому для характеристики размещения населения с учетом территориальных различий в экономическом потенциале, в природных ресурсах применяется картографический метод.
Демографические процессы находятся в сложных взаимосвязях с социально-экономическими и собственно демографическими факторами. В связи с этим для выявления факторов воспроизводства населения широко используются социологические методы. Например, они ценны при выявлении ожидаемой репродуктивности женщин, определении причин миграции населения и др.
Наряду с общенаучными методами исследований в демографии используются собственные методы.
Одним из широко используемых показателей являются демографические коэффициенты. Демографический коэффициент представляет собой отношение совокупности демографических событий за определенный период времени (как правило, за год), умноженный на тысячу. Единицей измерения коэффициента является промилле.
Специфическим методом, применяемым в демографии, является метод реального (продольный разрез) и условного (поперечный разрез) поколений. Метод реального поколения используется, когда необходимо исследовать демографические явления (рождаемость, смертность, брачность и др.), происшедшие в совокупности людей, одновременно вступивших в какое-либо демографическое состояние. Например, такой метод применяется для анализа порядка вымирания определенной совокупности населения, родившегося в один и тот же год.
Поперечный анализ демографических процессов предполагает изучение демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции и др.), происшедшие в совокупности людей, вступивших в разные годы в какое-либо демографическое состояние. Иначе говоря, при поперечном анализе за одно поколение принимаются люди, родившиеся в разные годы. Такой подход, с одной стороны, упрощает расчеты, с другой, - вносит в них элемент условности.
В демографическом анализе широко используется метод стандартизации половозрастной структуры населения, использование которого дает возможность выявить влияние различий в половозрастном составе населения при сравнении демографических коэффициентов за разные годы.
Демографические явления, будучи специфическими, при анализе требуют соблюдения определенных методических условий. Во-первых, демографические события и структуры во времени постоянно изменяются. Причем такие изменения могут иметь разнонаправленную (восходящую или нисходящую) динамику. Поэтому анализ демографических показателей целесообразно проводить не за один год, а за ряд лет.
Во-вторых, следует учитывать инерционность демографических процессов. Экономические процессы в отличие от демографических процессов более динамичны, более изменчивы. Отсюда, демографические процессы по сравнению с экономическими процессами более предсказуемы и относительно менее управляемы. На изменения демографических процессов требуется более длительное время.
В-третьих, все демографические процессы взаимосвязаны. Изменение одного из них так или иначе отражается на других демографических процессах: например, изменение рождаемости населения – на показателе смертности, возрастной структуре и т.д.
Демографические явления обусловлены социально-экономическими факторами. Поэтому, анализируя процессы, связанные с воспроизводством населения, необходимо учитывать социально-экономическую ситуацию.
Охватывает все большую часть населения и расширяет его демографические характеристики
08 10 2014
10 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная эконом
07 10 2014
6 стр.
Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с
18 12 2014
11 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Политология». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 15 с
10 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительный менеджмент». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 32 с
17 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
06 10 2014
4 стр.
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе
08 10 2014
10 стр.