Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
Тема 3. Экономическая теория прав собственности
План:

1. Права собственности и их значение.

2. Классификация правомочий.

3. Теорема Коуза и ее значение. Выводы.

4. Режимы собственности.
Необходимость установления прав собственности и необходимость их соблюдения выгодна индивидам в силу следующих причин: права собственности являются одним из институтов, снижающих неопределенность во взаимодействиях индивидов и оптимизируют использование ресурсов.

Выделяются два подхода к определению и исследованию прав собственности в историческом плане. Первый рассматривает собственность как внутри себя нерасчлененное целое, абсолютное и неделимое. Он основан на континентальной правовой традиции, представленной в Кодексе Наполеона. Второй – как набор правомочий, которые представляет собой открытое множество. Этот подход реализован в рамках англосаксонской традиции. Значимость этого подхода обусловлена возможностью дифференцированного отношения к вещи экономических агентов в соответствии с их сравнительным преимуществом в ее использовании.

Для понимания англосаксонской традиции необходимо иметь в виду, что благо имеет множество измерений, которые классифицируются по времени, месторасположению, форме. К физическим измерениям вещи следует добавить её правовые характеристики, отражающие отношения между людьми.

В качестве возможного способа структуризации права собственности можно рассматривать следующие виды правомочий:

С. Пейович – 1) право пользования вещью; 2) право извлекать из использования данной вещи доход; 3) право изменять физическую форму и субстанцию вещи; 4) право передавать указанные правомочия другому лицу.

Э. Шлагер и Э. Остром – 1) правила коллективного действия, от которых зависит порядок изменения и применения операциональных правил – право управления, право исключения, право отчуждения; 2) операциональные правила, которые определяют взаимоотношения между людьми по поводу пользования тем или иным редким ресурсом и распределения дохода – право доступа, право извлечения дохода.

А. Оноре – 1) право владения; 2) право пользования; 3) право управления; 4) право на доход; 5) право на капитал; 6) право на безопасность; 7) право на передачу вещи по наследству; 8) бессрочность; 9) запрет вредного использования; 10) ответственность в виде взыскания; 11) конечные права.

Часть правомочий может выступать только в кластере, т. е. являются взаимодополняемыми и не имеют ценности одно без другого (например, правомочия 4 и 6). Существуют принципиальные различия между исключительными правами собственности и их передаваемостью; между исключительным и абсолютным правом собственности. Чем более дифференцированы отношения между людьми по поводу вещей, тем более полной и дробной должна быть классификация правомочий для более адекватного отражения характера отношений. Значение имеет «внутренняя» граница правомочий – т. е. кто является собственником. Собственником будет тот, кто обладает одним или несколькими основными правомочиями – в данной классификации это первые пять правомочий.

Существенное значение имеет спецификация прав собственности – установление прав собственности посредством определения субъекта права, объекта права, набора правомочий, которыми располагает субъект, а также механизма, обеспечивающего их соблюдение. Формальные права, как правило, специфицирует государства. Внутри предприятия те или иные формальные права собственности могут специфицироваться его руководством. В случае безличной спецификации гарантом выступает любой член группы, заметивший совершенное нарушение.

Обратным процессу спецификации является размывание прав собственности – практика нарушения исключительности прав, приводящая к снижению ценности объекта права для субъекта, например, в случае риска экспроприации.

Право собственности на ресурс обычно распределено между несколькими собственниками, обладателями отдельных правомочий. Оптимальна ли структура собственности и заинтересован ли тот или иной собственник в эффективном использовании права собственности можно исследовать с помощью теоремы Коуза. Перераспределение прав собственности происходит на основе рыночного механизма и ведет к увеличению стоимости произведенной продукции, и, следовательно, окончательный результат перераспределения прав собственности не зависит от легального решения (относительно первоначальной спецификации прав собственности). Иными словами, первоначальное перераспределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как, в конечном счете, каждое из правомочий окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия. Таким образом, выдвигается парадоксальное положение: при отсутствии издержек по заключению сделок структура производства остается той же самой, независимо от того, кто каким ресурсом владеет. Доказательства в общем виде не существует, сам Коуз использовал различные случаи из реальной судебной практики. Из теоремы следует несколько важных выводов.

Во-первых, она раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу внешние эффекты появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты.

Во-вторых, теорема Коуза отводит обвинения рынка в «провалах». Внешние эффекты и их отрицательные последствия порождаются дефектным законодательством: а это уже «провалы» государства. Таким образом, к деградации внешней среды ведет недостаточное развитие частной собственности.

В-третьих, теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства.

В-четвертых, теорема Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты – недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне, в случае – высоких далеко не всегда экономически оправданно. Ведь действия государства сами сопряжены с положительными трансакционными издержками.

Внешние эффекты рассматриваются как следствие либо форма проявления провала рынка, или механизма цен. Отсюда – внешние эффекты – полезность или издержки, которые не учитываются в системе цен. Внешние эффекты создают различие между общественными выгодами и частными выгодами, с одной стороны (для положительных внешних эффектов), и между частными и общественными издержками с другой стороны (для отрицательных внешних эффектов). Внешние эффекты отражают недоиспользование теоретически возможных выгод от добровольного обмена, что сопряжено с ненулевыми трансакционными издержками.

Многообразие форм взаимодействия между экономическими агентами выражается в многообразии возникающих внешних эффектов. Они могут классифицироваться по целому ряду критериев.

Первый – это «знак» внешних эффектов. Выделяют положительные и отрицательные внешние эффекты. По особенностям возникновения внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими или денежными.

Теоретически возможно, что государство, используя преимущества в информации, изначально специфицирует права собственности таким образом, что достигается Парето-оптимальность. Тогда это требует допущения о том, что экономический агент хуже осведомлен о своих предпочтениях, чем сторонний наблюдатель. Однако, даже если предположить такую возможность, остается проблема определения издержек, связанная с выполнением государством функции по спецификации собственности, соответствующим условиям Парето-оптимальности. Этот принцип соответствует тому, что было названо теоремой Познера. При высоких трансакционных издержках законодательство должно избирать и устанавливать наиболее эффективное из всех доступных распределение прав собственности.

Это означает, что правами собственности будет наделен тот, кто в случае решения вопроса не в его пользу понесет больший ущерб.

Общая собственность – ситуация, в которой ни один из экономических агентов не может исключать других из доступа к данному благу. Вследствие существования открытого доступа к ограниченному ресурсу возникает явление, которое в экономической литературе получило название «сверхиспользование ресурса». Проблема обусловлена тем, что каждый из субъектов, принимающих решения, присваивает выгоды от использования ресурсов непосредственно, тогда как бремя издержек, связанных со сверхиспользованием, распределяется между всеми экономическими агентами. Если альтернативные издержки использования общей собственности превысят величину трансакционных издержек, то осуществляется институциональная трансформация в виде изменения системы собственности: формирование систем частной, коммунальной и государственной собственности.

Коммунальная собственность – ситуация, в которой исключительными правами доступа к ограниченным ресурсам обладает группа людей. Система коммунальной собственности предполагает исключение из множества обладателей правомочий те экономические агенты, которые не входят в рассматриваемую группу. Таким образом, отдельный человек обладает исключительными правами собственности только как член общины. Такая система прав собственности имеет важные поведенческие последствия, выражающиеся в разных формах.

Во-первых, если член данной общины (семьи, деревни и. т. п.) не обладает исключительным правом на доход и распределение полученных продуктов осуществляется на основе уравнительного принципа, то в условиях неопределенности возникает проблема недоиспользования ресурса, поскольку каждый обладатель права на часть продукта будет рассчитывать на другого при производстве общего продукта. Возникает проблема поиска компромисса между затратой собственных усилий и количеством получаемых благ как части их общего количества.

Во-вторых, если принцип распределения будет установлен в соответствии с затраченными усилиями, то возникает проблема сверхиспользования ресурса, что делает систему коммунальной собственности потенциально неустойчивой.

В-третьих, систему коммунальной собственности можно рассматривать в терминах распределительной демократии, когда решение об использовании ресурса тем или иным способом определяется посредством голосования.

В качестве сравнительных преимуществ можно отметить следующие: относительно низкие издержки по защите права собственности; система коммунальной собственности жизнеспособна тогда, когда общность людей однородна и сравнительна невелика.

Увеличение численности, разнородности и нестабильности приводит данный режим прав собственности к неустойчивости и трансформации его либо в систему частной, либо государственной собственности.

Частная собственность – ситуация, при которой исключительными правами использования ограниченного ресурса обладает отдельный индивид. Это может поддерживаться государством, самим субъектом права, социальными нормами. Сравнительные преимущества частной собственности следующие: отсутствует сверхиспользование ресурса; защищена свобода принятия решений относительно использования благ, обладающих ценностью как для данного экономического агента, так и для других индивидов; большая степень концентрации отдельных правомочий у одного экономического агента, поэтому уровень мотивации, обусловливающий эффективное использование ресурса, выше.

Но очень высоки издержки защиты и спецификации прав частной собственности; существует вероятность размывания права частной собственности государством как напрямую – через легальный запрет купли-продажи, введения высоких ставок налогов на операции, связанные с передачей прав, так и косвенно – устраняясь от обеспечения защиты права частной собственности.

Государственная собственность обязательно должна быть отражена в системе формальных правил. Права государственной собственности должны существовать там, где возможно обеспечить режим исключительности, с одной стороны, а с другой – сравнительные преимущества частной или коммунальной собственности выражены слабо.

Если формально ресурсы находятся в государственной собственности, то фактически может осуществляться режим общей, коммунальной или частной собственности. Данная ситуация будет лишь определять набор правомочий, которые могут реализовать экономические агенты и особенности технологии передачи правомочий от одного экономического агента другому.

В случае с государственной собственностью существуют механизмы, которые позволяют отчасти компенсировать влияние групп различных интересов или устранить основание оппортунистического поведения агентов. Голосование «руками» – реальная возможность сменяемости, которая позволяет обеспечить обратную связь политиков с избирателями. «Голосование ногами» проявляется в форме внутренней миграции из села в город, из провинциальных городов в промышленные центры, а также в форме эмиграции. Конкуренция со стороны других государств может проявляться в возможности поглощения, в угрозе формирования экономической, а через нее – политической зависимости и утрата репутации (например, как сверхдержавы). Распространение идеологии также препятствует оппортунистическому поведению. Общественные организации осуществляют внутренний контроль.


Основная литература

1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под ред. А. А. Аузана. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С. 107-152.

2. Институциональная экономика. О. Е. Малых, И. К. Полянская. – Уфа: БАГСУ, 2005. – С. 43-75.

3. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. – М.: Экон. Фак-т МГУ, ТЕИС, 2002. – С. 289-377.

4. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. – М.: Дело, 2001. – С. 265-372.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Российская приватизация в свете теоремы Коуза.

2. Показать на примере лизинга преимущества общего права по сравнению с гражданским правом в защите участников сделки и в создании стимулов к эффективному использованию сдаваемого в аренду имущества.

3. Описать распределение правомочий, возникающих между съемщиком, владельцем и муниципалитетом при найме квартиры, используя подход А. Оноре.

4. Имеет ли теорема Коуза, исходящая из предпосылки о нулевых трансакционных издержках, какое-либо практическое значение? Ведь в любой реальной экономической системе трансакционные издержки отличны от нуля.

5. Экономические преимущества концепции собственности общего права по сравнению с концепцией гражданского права.
Дополнительная литература

1. Нельсон Р.Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело, 2002. – С. 220-252.

2. Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА – М, 2000. – С. 124-132.

3. Природа фирмы. – М.: Дело, 2001. – С. 112-134.

4. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. – М.: Дело, 2003. – С. 81-108.

5. https://www.akm.ru. – сайт агентства АК&М

6. https://www.libertarium.ru/library — библиотека материалов по экономической тематике

7. https://www.finansy.ru — материалы по социально-экономическому положению и развитию в России

8. https://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)

9. https://www.budgetrf.ru — Мониторинг экономических показателей


Основные термины и понятия

Внешние эффекты – полезность или издержки, которые не учитываются в системе цен.

Коммунальная собственность – ситуация, в которой исключительными правами доступа к ограниченным ресурсам обладает группа людей.

Общая собственность – ситуация, в которой ни один из экономических агентов не может исключать других из доступа к данному благу.

Размывание прав собственности – практика нарушения исключительности прав, приводящая к снижению ценности объекта права для субъекта, например, в случае риска экспроприации.

Спецификация прав собственности – установление прав собственности посредством определения субъекта права, объекта права, набора правомочий, которыми располагает субъект, а также механизма, обеспечивающего их соблюдение.

Теорема Коуза – первоначальное перераспределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как, в конечном счете, каждое из правомочий окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия.

Теорема Познера – при высоких трансакционных издержках законодательство должно избирать и устанавливать наиболее эффективное из всех доступных распределение прав собственности.

Частная собственность – ситуация, при которой исключительными правами использования ограниченного ресурса обладает отдельный индивид.
Тема 4. Трансакционные издержки
План:

  1. Понятие трансакции.

  2. Виды трансакций.

  3. Трансакционные издержки.

  4. Типология трансакционных издержек.

  5. Возможности количественной оценки трансакционных издержек.

Трансакция – деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, контроля за выполнением обещаний, а также адаптации к непредвиденным обстоятельствам. Характерный пример трансакции – приобретение экономическим агентом прав собственности на земельный участок.

Трансакция в неявной форме содержит: конфликт, взаимозависимость и порядок.

Дж. Коммонс выделял три типа трансакций. Торговая трансакция – единственная форма, в которой возможно соблюдение условий симметричности правовых отношений между контрагентами. В торговой трансакции для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них в соответствии с относительной переговорной силой, юридическим статусом. Объектами торговой трансакции являются права на обмениваемые блага.

Отличительным признаком торговой трансакции является передача прав собственности от одного экономического агента другому. В связи с осуществлением данной трансакции можно выделить четыре типа отношений и связанных с ним проблем потенциально конфликтных ситуаций.


  1. проблема взаимоотношений между конкурентами;

  2. проблема равных возможностей;

  3. проблема переговорной силы;

  4. конституционная проблема применения закона.

Дж. Коммонс выделяет три стадии торговой трансакции:

а) переговоры. Данная стадия завершается достижением соглашения о намерениях.

б) контракт. Распределение прав и обязанностей в ходе разработки и заключения контракта.

в) исполнение контракта. Каждая из сторон совершает или воздерживается от совершения действий.

Примерами торговой трансакции могут служить действия на рынке труда наемного работника и работодателя; поведение законодателей на политическом рынке.

Трансакция управления предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления одна из сторон обладает правовым преимуществом. Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрократических организациях, во внутрииерархических отношениях.

Основным результатом трансакции управления является производство богатства. В трансакции управления поведение сторон асимметрично. Объектом данной трансакции оказывается одна из сторон правового отношения.

В трансакции рационирования асимметричность правового положения сторон сохраняется, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. Примерами трансакции рационирования могут служить составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти. Только одна сторона обладает исключительным (формально) правом принятия окончательного решения. В трансакции рационирования отсутствует управление. Активную роль в реализации прав свобод выполняют претенденты на соответствующую долю богатства. Через трансакцию рационирования осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента, что предполагает существование определенной процедуры обращений.

Различие между трансакцией и обменом благами ставновится более очевидным, если развести их 1) во времени: чистый обмен осуществляется мгновенно и не имеет пространственно-временной составляющей; 2) по характеру воспроизводимости: обмен предполагает сделку в физическом выражении, торговая трансакция – присвоение одних прав посредством отчуждения других. Если обмен предполагает однократную передачу прав, то для трансакции это лишь частный случай.

Типология Д. Бромли помогает более полно понять различия между трансакцией и обменом. Она основана на типологии действий экономических агентов, которые могут состоять в выборе одной из альтернатив в рамках данной институциональной структуры либо в выборе между самими институциональными структурами. Трансакции осуществляются либо в рамках существующей системы правил, либо по поводу изменения данной системы.

Действия, которые экономический агент предпринимает в рамках существующей институциональной структуры, называются товарными трансакциями. Действия, которые предпринимаются для изменения существующей структуры, будут называться институциональными трансакциями.

Товарные трансакции предполагают данность, определенность институциональной структуры. Таким образом, сравнительная характеристика товарных трансакций и их результатов предполагает сравнимость системы координат, которую образует институциональная среда. В то же время товарные трансакции и соответственно обмен имеют своим результатом определенные экономические условия, в которых оказывается экономический агент. Именно они являются предпосылками институциональной трансакции как действия, направленного на изменения предпосылок товарной трансакции, а, следовательно, и обмена.

Сама институциональная трансакция может иметь множество характеристик в зависимости от способов ее осуществления. Способ осуществления институциональных трансакций может выражаться в создании специальной организации, обеспечивающей изменение правил или использование уже существующей организации.

Трансакционные издержки – это затраты ресурсов для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.

Трансакционные издержки отражают изменение или воспроизводство правовых характеристик.

Трансакционные издержки можно рассматривать как:

- издержки эксплуатации экономической системы (К. Эрроу);

- издержки использования механизма цен (Р. Коуз);

- ценность ресурсов, направленных на создание и использование институтов (Э. Фуруботн, Р. Рихтер).

Для обоснования трансакционных издержек существенное значение имеет несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов и феномен неопределенности. Исходя из этого, трансакционные издержки можно интерпретировать как издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними.

Трансакционные издержки не позволяют полностью исчерпать взаимные выгоды обмена; ограничивают возможности реализации принципа сравнительного преимущества; препятствуют поиску новых, неизвестных до некоторого момента возможностей использования известных ресурсов или открытию новых ресурсов при заданном наборе альтернатив их использования; являются препятствием для изменения существующих правил игры.

Блага имеют два типа характеристики, которым соответствуют две функции: трансформационная и трансакционная, которые позволяют создавать их и изменять. Трансформационной называется функция, если её осуществление направлено на изменение физических свойств вещи. Трансакционной считается функция, если изменяются характеристики вещи, относящиеся к правам собственности. Таким образом, ресурсы, связанные с реализацией трансформационной функции, образуют элементы трансформационных издержек, а те ресурсы, использование которых обусловливает изменение правовых характеристик вещи, формируют трансакционную составляющую издержек производства.

Именно структура и динамика трансакционных издержек (вместе с трансформационными издержками и технологией) определяют формы организации хозяйственной деятельности, содержание и характер реальных трансакций.

При определении значения трансакционных издержек следует учитывать не только их общий уровень в рамках отдельно взятого обмена или для всей экономики в целом, но и распределение их бремени между отдельными группами и индивидами.

В ценовой системе трансакционные издержки вбивают клин между ценами продавцов и ценами покупателей и тем самым приводят к потерям, нанося с точки зрения традиционной экономической теории ущерб общественному благосостоянию. С этой позиции трансакционные издержки действуют как налог.

Некоторые авторы рассматривают трансакционные издержки как однородную по своему составу категорию:

- О. Уильямсон делает акцент на издержках оппортунистического поведения;

- Дж. Стиглер – на издержках получения информации;

- М. Дженсен и У. Меклинг – на издержках, возникающих в рамках отношений «поручитель – исполнитель»;

- А. Алчиан и Х. Демсец – на издержках координации между различными ресурсами в процессе производства;

- Й. Барцель – на издержках измерения. Ряд авторов рассматривают трансакционные издержки как неоднородную по своему составу категорию:

- Д. Бромли – издержки на получение информации о предпочтениях и возможностях контрагентов, достижение соглашения, издержки по контролю за выполнением и защите достигнутых соглашений;

- К. Менар выделяет четыре типа трансакционных издержек: 1) издержки вычленения; 2) информационные издержки; 3) издержки масштаба; 4) издержки оппортунистического поведения;

- Дж. Уоллис и Д. Норт классифицируют трансакционные издержки по отношению к контрактному процессу: 1) возникающие до обмена; 2) возникающие в процессе обмена; 3) возникающие после обмена;

- Э. Фуруботн и Р. Рихтер классифицируют трансакционные издержки в зависимости от той сферы, в которой данные издержки возникают: 1) рыночные трансакционные издержки; 2) управленческие трансакционные издержки; 3) политические трансакционные издержки.

Вне зависимости от того, как определяются трансакционные издержки, результат относительно осуществления той или иной сделки один – по мере роста трансакционных издержек у экономических агентов усиливаются стимулы создания таких правил, которые позволили бы сэкономить на этих издержках или сократить масштабы взаимодействия за счет ослабления взаимозависимости.

Для минимизации издержек выявления альтернатив используются специализированные рынки, в частности биржи, а также реклама и репутация. Институциональной реакцией на существование издержек осуществления расчетов стало развитие системы специализированных подразделений внутри организаций, а также самостоятельных организаций, выполняющих посредническую функцию в расчетах – банки. Институциональной реакцией на издержки измерения стала система мер и весов, которая обеспечивала сопоставимость различных количеств благ, значительно облегчая обмен.

В экономической литературе существует два подхода к возможности количественной оценки трансакционных издержек: ординалистский, объясняющий изменение структуры трансакций в экономике или в отрасли, замещение внутрифирменных трансакций рыночными и наоборот, появление гибридных форм. И кардиналистский, позволяющий получить такие количественные данные, которые показывали бы величину трансакционных издержек или их долю в ВВП, долю в цене сделки или как сумму денег, необходимую для совершения сделки.

Впервые попытку систематической оценки трансакционных издержек в экономике в целом предприняли Д. Норт и Дж. Уоллис. Определенность трансакционных издержек представлена через анализ четырех типов отношений и соответствующих им видов деятельности:

а) отношения между отдельными покупателями и продавцами;

б) внутрифирменные отношения;

в) производство услуг фирмами – посредниками различных видов;

г) отношения, связанные с защитой прав собственности.

Трансакционные издержки делятся с точки зрения возможностей их количественной оценки. Данной оценке легко поддаются трансакционные издержки, соответствующие ценности услуг юристов, риэлторов. Оценка времени на осмотры покупаемых благ со стороны, как покупателей, так и продавцов. Видимые, наблюдаемые и измеряемые элементы трансакционных издержек будут называться трансакционными услугами.

При оценке внутрифирменных трансакционных услуг возможны два варианта. Первый способ заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определенной иерархической структуры. Структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты.

Второй способ предполагает более простую схему: акционеры как бы заключают контракты напрямую с непосредственными производителями продукции, т. е. теми, кто участвует в процессе трансформации ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей на промежуточных должностях в иерархии, составляют ту часть издержек производства, которая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это как раз и является существенной характеристикой трансакционных издержек.

Вне зависимости от выбора схемы количественной оценки трансакционного сектора внутри фирм необходимо выполнение двух условий:

1. Выделение профессий, которые напрямую связаны с выполнением трансакционных функций:

а) приобретение ресурсов;

б) распределение производимого продукта;

в) координация и контроль за выполнением трансформационных функций.

2. Определение величины трансакционных издержек через вычисление заработной платы занятых во внутрифирменном трансакционном секторе.

Существует особая категория фирм, основная деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. В так называемые трансакционные отрасли включены следующие группы фирм: финансы и операции с недвижимостью; банковское дело и страхование; правовые услуги; оптовая и розничная торговля.
Основная литература:

1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под ред. А. А. Аузана. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С. 54-106.

2. Институциональная экономика. О. Е. Малых, И. К. Полянская. – Уфа: БАГСУ, 2005. – С. 43-75.

3. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. – М.: Экон. Фак-т МГУ, ТЕИС, 2002. – С. 188-288.

4. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. – М.: Дело, 2001. – С. 97-140.
Темы семинарского занятия 4.

Трансакционные издержки

Вопросы для обсуждения:


1. Возможности взаимовыгодного обмена в условиях трансакционных издержек.

2. Используя существующие методики расчета трансакционных издержек, рассчитать т объяснить рост трансакционных издержек в России.

3. Средства минимизации трансакционных издержек.

4. Привести примеры экономических отношений в современной хозяйственной практике, соответствующих каждому типу трансакций по Коммонсу.

5. Оценить, как применение тех или иных типов контрактов способствует снижению трансакционных издержек.

6. Проведение эксперимента: «приватизация» принадлежащего преподавателю права на запрещение вредного использования свободы слова и действий студентов во время занятий.

6.1. Обсуждение результатов эксперимента: природа возникающих трансакционных издержек.
Дополнительная литература:

1. Нельсон Р.Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело, 2002. – С. 189-256.

2. Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА – М, 2000. – С. 133-153.

3. Природа фирмы. – М.: Дело, 2001. – С. 340-352.

4. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. – М.: Дело, 2003. – С. 262-310.

5. https://www.akm.ru. – сайт агентства АК&М

6. https://www.libertarium.ru/library - библиотека материалов по экономической тематике

7. https://www.finansy.ru - материалы по социально-экономическому положению и развитию в России

8. https://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)

9. https://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей


Основные термины и понятия

Взаимозависимость – отношение, отражающее взаимное понимание возможностей повышения благосостояния посредством взаимодействия.

Институциональные трансакции – действия, которые предпринимаются для изменения существующей структуры.

Конфликт – отношение взаимоисключения по поводу использования ограниченного ресурса.

Порядок – отношение, посредством которого определяется суммарный выигрыш и его распределение между заинтересованными сторонами.

Товарная трансакция – действия, которые экономический агент предпринимает в рамках существующей институциональной структуры.

Трансакционные издержки – это затраты ресурсов для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.

Трансакционные услуги – видимые, наблюдаемые и измеряемые элементы трансакционных издержек.

Трансакция – деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, контроля за выполнением обещаний, а также адаптации к непредвиденным обстоятельствам.


Учебно-методический комплекс для специальности 080504 Государственное и муниципальное управление Уфа 2008 ббк 65. 01

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная эконом

1384.51kb.

07 10 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Охватывает ту часть экономики, которая складывается под воздействием человеческой психологии и подвержена ее определяющему влиянию. Но также – и ту часть психологии, которая находи

1593.77kb.

08 10 2014
8 стр.


Учебно-методический комплекс уфа 2008 ббк 65. 049 (2 Рос) г 15 Рецензент

Охватывает все большую часть населения и расширяет его демографические характеристики

1794.03kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов факультета удмуртской филологии Ижевск 2008 удк ббк

Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с

972.52kb.

18 12 2014
11 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Письменности учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

648.99kb.

14 12 2014
4 стр.


Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по направлению 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
456.66kb.

07 10 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «контроль и ревизия» по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар

490.26kb.

06 10 2014
5 стр.