Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6
Тема семинарского занятия 7.

Государство как организация

Вопросы для обсуждения:


1. Должно ли государство во всех случаях самостоятельно производить общественные блага.

2. «Провалы» государства.

3. «Границы» государства.

4. Анархическое состояние общества.

5. Факторы, ограничивающие возможности применения монопольной власти на насилие правителем.

6. Сравнить советское государство образца 60-х гг. конца 70-х гг. и современное российское государство.

7. Воздействие политических коалиций, внутригосударственных проблем агентских отношений и системы государственных финансов на структурную границу производственных возможностей экономики.

8. Сформулировать институциональные аргументы «за» и «против» разрешения свободной продажи оружия гражданам.


Дополнительная литература:

1. Власть, бизнес и гражданское общество. Материалы дискуссий. – М.: ОГИ, 2003. – С. 135-262.

2. Нельсон Р.Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело, 2002. – С. 463-494.

3. Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА – М, 2000. – С. 344-374.

4. Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. – Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини, И. Стюарта. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – С. 852-871.

5. Природа фирмы. – М.: Дело, 2001. – С. 135-176.

6. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. – М.: Дело, 2003. – С. 345-389.

7. https://www.akm.ru. – сайт агентства АК&М

8. https://www.libertarium.ru/library - библиотека материалов по экономической тематике

9. https://www.finansy.ru - материалы по социально-экономическому положению и развитию в России

10. https://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)

11. https://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей


Основные термины и понятия:

Государство – организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический регион, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных, использующая эти преимущества для предоставления общественных благ.

Группа интересов – это совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов, что означает заинтересованность каждого из них в достижении определенных результатов.

Институционализация коррупции – сращивание административной коррупции с политической.

Институциональная ловушка – устойчивое неравновесное состояние, устойчивое неэффективное распределение ресурсов, на преодоление которого нужно на порядок больше ресурсов, чем может быть приобретено в результате слома данной ситуации.

Общественные блага – блага, для которых отсутствуют как исключительность доступа, так и конкурентность при потреблении.

Проблема безбилетника – это затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.

Рентоориентированное поведение – поведение, направленное на ограничение конкуренции и получении каких-либо монопольных прав. Проявляется как попытка добиться льготного налогообложения для фирм или индивидов, объединенных по какому-либо признаку; инвестиции в строительство административных барьеров и т. п.

Селективные стимулы – стимулы, которые применяются к индивидам избирательно, в зависимости от того, вносят ли они вклад в обеспечение общественным или коллективным благом или нет.

Тема 8. Изменение институтов во времени
План:

  1. Сущность институциональных изменений.

  2. Схемы институциональных изменений.

  3. Компенсации в условиях институциональных изменений.

Институциональными называются такие изменения, которые выражаются в появлении новых правил с соответствующими ме­ханизмами обеспечения их соблюдения, исчезновении старых действовавших правил, а также изменении структуры трансакций в рамках существующего набора правил (процедур) для их участников. Участниками трансакций (в данном случае – торговой трансакции) в соответствии с подходом Дж. Коммонса являются не только участники обмена благами, но и гарант (гаранты) соблюдения условий обмена.

Институциональные изменения наряду с возможностями расширения границ обмена таят в себе опасности размывания достигнутых уже результатов без формирования новых, более эффективных форм обмена. Данный момент является одним из вариантов объяснения преимущества ситуации статус-кво по сравнению с дру­гими альтернативами.

Для выявления характеристик институциональных изменений необходимо зафиксировать точку отсчета, которая может быть определена как институциональное равновесие. Институциональ­ное равновесие – ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков, данном наборе контрактных отношений, образую­щих экономический обмен, ни один из игроков (а также гарантов соглашения, если они не совпадают) не считает для себя выгод­ным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений, измене­ние их формы. Набор равновесных стратегий игроков отражает их сравнительную переговорную силу.

Рассматривая условия равновесия с точки зрения распределительных последствий существующей системы правил, следует от­метить, что необходимой связи между состоянием равновесия и оценкой игроками данных последствий как справедливых не существует. Даже если значительная доля участников обмена рас­сматривает результаты как несправедливые, это еще не является достаточным основанием для институциональных изменений. Основанием относительной независимости равновесия от его оценок участниками обмена является асимметричность распреде­ления переговорной силы между сторонами.

Как и в любой экономической концепции, содержащей элемент равновесия, в данной модели она должна быть дополнена, с одной стороны, условиями стабильности, а с другой – возможно­стями единственного равновесия (и связанной с ней эффективностью размещения ресурсов). Что касается последнего пункта, то необходимо обратить внимание на возможность существования множества равновесных наборов стратегий игроков. Причем только часть из них может соответствовать критерию Парето-оптимальности. Кроме того, институциональные изменения могут быть объ­яснены на основе действия внешних факторов. В этом случае теория институциональных изменений будет считаться экзоген­ной, особенностью которой является возможность исследования институциональных систем методом сравнительной статики, иг­норируя кумулятивные институциональные изменения. Сравни­тельная статика – метод исследования, в котором сравниваются два равновесных состояния без учета того, каким образом осуще­ствлен переход от одного к другому. Последнее определяется в рамках построенной модели как окончательное, поскольку не су­ществует эндогенных факторов, демонстрирующих возможность его изменения.

Институциональная система как набор взаимосвязанных формальных и неформальных правил определяет структуру сти­мулов для экономических агентов, максимизирующих свои це­левые функции. Деятельность экономических агентов в сложно-организованных обществах осуществляется через организации, обеспечивающие достижение частично совпадающих целей их участников. С этой точки зрения организации отличаются от институтов, поскольку определяются как совокупность индиви­дов, стремящихся максимизировать свои целевые функции.

Целевые функции организации в данном случае оказываются производными от целевых функций их создателей или последова­телей организаторов. Таким образом, стабильность институцио­нальной системы зависит от структуры стимулов, поскольку они определяют, в каком направлении и с какой интенсивностью бу­дут действовать экономические агенты – осуществлять ли адап­тацию в рамках существующей системы правил или стремиться пересмотреть данные правила, какие организации будут использованы для реализации указанных целей.

Следует отметить, что существует двойственное отношение организации к институтам. В связи с этим можно выделить два типа институтов: внешние и внутренние. К внутренним относятся институты, которые состоят из набора правил и механизмов обес­печения их соблюдения, структурирующих взаимодействие между членами организации. В свою очередь, внешние институты – со­вокупность правил, которые структурируют взаимодействие инди­видов в данной организации с внешней средой. Организация воз­действует на внешние институты посредством создания и настройки внутренних, обеспечивающих решение проблемы коор­динации и коллективного действия.

Через организации осуществляется накопление знаний – яв­ных или неявных – для адаптации к существующим внешним ограничениям (в том числе и посредством корректировки внут­ренних правил), а также для изменения этих ограничений на пре­деле или радикальном изменении посредством пересмотра фор­мальных правил, а также механизмов, обеспечивающих их соблю­дение. В любом случае это сопряжено с накоплением человече­ского капитала, который, если он ориентирован на использование в рамках существующей институциональной структуры, оказыва­ется системно специфичным (что обусловлено особенностью ин­ститутов как особого типа общественного капитала с возрастаю­щей нормой отдачи).

В результате инвестирования средств в знания и умения и соответственно по мере обучения происходит изменение воспри­ятия экономическими агентами внутренней и внешней среды ор­ганизации, что, в свою очередь, означает и изменение восприни­маемых относительных (и субъективных) издержек осуществления тех или иных действий ее участниками.

Трансформация данных восприятий означает нарушение рав­новесности существующей системы относительных цен, которые, в свою очередь, изменяясь, ведут к сдвигам в сравнительной пе­реговорной силе сторон. Таким образом, основание институцио­нальных изменений заложено в процессе обучения. Следователь­но, в существующей системе институтов в свернутом виде (в себе) представлены перспективы развития данного общества. Основополагающие правила формируют базовую модель развития, которая затем мо­жет подвергаться не слишком существенным модификациям.

Изменения переговорной силы оказываются основанием на­рушения институционального равновесия, так как у игроков появляется стимул к изменению условий контрактов, после того, как они обнаружили эти, после того как они обнаружили эти изменения. Правда, для этого изменение должно набрать определенную критическую массу. Вот почему более точным было бы предположение о пороговых изменениях переговорной силы сторон. Данное значение во многом зависит от существующей институциональной структуры.

Институциональные изменения являются преимущественно эволюционными и кумулятивными, поскольку лимитирующим фактором в них оказываются неформальные правила. Кумулятив­ным будет называться такое институциональное изменение, кото­рое возникает вследствие сдвигов в периферийных правилах и постепенного изменения правил более высоких порядков, отра­жающих нарушение институционального равновесия. Эволюционность изменения системы формальных и главным образом неформальных ограничений означает доминирование адаптации экономических агентов на пределе или малыми приращениями.

Эволюционность изменения правил обусловливается сущест­вованием эффектов возрастающей отдачи и сопряженных с ним сетевых внешних эффектов, обучения, координации и адаптивных ожиданий.

Политический рынок – это та сфера, в которой особенно остро стоит вопрос о компенсациях проигрывающей стороне в связи с созданием или отменой тех или иных правил.

Выделяют пять вариантов компенсационных механизмов.

1. Прямая компенсация. Группам, чьи интересы ущемляются в результате институциональных изменений, выплачивается ком­пенсация в денежной форме или в форме квазиденег.

2. Косвенная компенсация. Корректировка экономической по­литики, позволяющая косвенно обеспечить рост доходов заинте­ресованных групп или снижение издержек производства (если речь идет о производителях). В частности, это могут быть изме­нение еще одного правила (или правил) в пользу ущемленной стороны и (или) корректировка режима применения данного пра­вила относительно планировавшейся. Например, некоторые ин­ституциональные изменения, которые характеризуются ужесточе­нием законов, компенсируются их систематическим несоблюде­нием ввиду неприменения санкций либо вообще неясности само­го механизма их применения.

3. Перекрестная компенсация. Суть данной формы состоит в прямой или опосредованной передаче ресурсов группам, теряю­щим от институциональных изменений в целях получения поли­тической поддержки.

4. Исключающая компенсация. Блокирование активности сильных групп специальных интересов посредством сохранения (поддержания) их статуса (в частности, привилегий).

5. Политическая компенсация. Предполагает использование стра­тегии кнута и пряника. Выражается, в частности, в назначении влиятельного лидера группы специальных интересов на высокую должность.

В любом случае реальность данного процесса зависит от издержек, связанных с: установлением размера компенсации, разработкой механизма выплат, контроля за выполнением ex post (включающем процедуру идентификации нарушителя), применением санкций за нарушение соглашения.
Основная литература:

1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под ред. А. А. Аузана. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С. 280-317.

2. Институциональная экономика. О. Е. Малых, И. К. Полянская. – Уфа: БАГСУ, 2005. – С.116-126

3. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. – М.: Экон. Фак-т МГУ, ТЕИС, 2002. – С. 519-538.

4. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. –М.: Дело, 2001.– 408 с.
Тема семинарского занятия 8.

Изменение институтов во времени

Вопросы для обсуждения:


1. Траектории институциональных изменений.

2. Зависимость от траектории предыдущего развития.

3. Эффект блокировки.

4. Рынок институтов.

5. Этапы жизненного цикла института.

6. Эволюционный вариант развития институтов.

7. Революционный институт развития институтов.

8. Каково соотношение спонтанных и целенаправленных институциональных изменений на разных этапах экономической реформы в России?


Дополнительная литература:

1. Кирдина С. Г. Х и У экономики. Институциональный анализ.- М.: Наука, 2004. – С.12-28.

2. Нельсон Р.Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело, 2002. – С. 443-514.

3. Нуреев Р. М. Экономика развития. – М.: ИНФРА – М, 2006. – С. 65-99.

3. Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА – М, 2000. – С. 187-228.

4. Природа фирмы. – М.: Дело, 2001. – С. 112-135.

5. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. – М.: Дело, 2003. – 461 с.

6. https://www.akm.ru. – сайт агентства АК&М

7. https://www.libertarium.ru/library - библиотека материалов по экономической тематике

8. https://www.finansy.ru - материалы по социально-экономическому положению и развитию в России

9. https://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)

10. https://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей



Основные термины и понятия:

Внешние институты – со­вокупность правил, которые структурируют взаимодействие инди­видов в данной организации с внешней средой.

Внутренним институты – совокупность правил и механизмов обес­печения их соблюдения, структурирующих взаимодействие между членами организации.

Институциональ­ное равновесие – ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков, данном наборе контрактных отношений, образую­щих экономический обмен, ни один из игроков (а также гарантов соглашения, если они не совпадают) не считает для себя выгод­ным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений, измене­ние их формы.

Институциональные изменения – такие изменения, которые выражаются в появлении новых правил с соответствующими ме­ханизмами обеспечения их соблюдения, исчезновении старых действовавших правил, а также изменении структуры трансакций в рамках существующего набора правил (процедур) для их участников.

Кумулятив­ное институциональное изменение – такое изменение, кото­рое возникает вследствие сдвигов в периферийных правилах и постепенного изменения правил более высоких порядков, отра­жающих нарушение институционального равновесия.

Эволюционность изменения системы формальных и главным образом неформальных ограничений означает доминирование адаптации экономических агентов на пределе или малыми приращениями.
4. Тренинг-тесты для самоконтроля студентов
1. Основоположниками институционализма являются:

а) А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй;

б) А. Маршалл, А.С. Пигу, В. Парето;

в) Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл.


2. Институты выполняют функции:

а) распределения информации;

б) снижения уровня неопределенности среды;

в) нет правильного ответа.


3. Формальные институты – это те, которые

а) выполняют все;

б) стали законами;

в) никто не выполняет.


4. Институтам

а) присуща система позитивных стимулов;

б) присуща система негативных стимулов;

в) институты в стимулах не нуждаются.


5. Основная идея континентальной (романо-германской) традиции в трак­товке собственности состоит в утверждении, что:

а) собственность едина и неделима;

б) собственность состоит из пучка правомочий;

в) собственность – это вещи, а не система отношений.


6. Основная идея англосаксонской традиции в трактовке собственности состоит в утверждении, что:

а) собственность едина и неделима;

б) собственность состоит из пучка правомочий;

в) собственность – это вещи, а не система отношений.


7. В основу континентальной традиции положено:

а) социалистическое право;

б) европейское право;

в) Римское право.


8. Спецификация права собственности - это

а) определение состава собственности;

б) определение объекта, субъекта собственности, а также способ наделе­ния ею;

в) описание собственности.


9. Экстерналии – это:

а) внешние эффекты, которые достаются третьим лицам;

б) результаты деятельности;

в) оценка деятельности.


10. Трансакционные издержки – это

а) издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства;

б) издержки по распределению ресурсов внутри организации;

в) издержки по эксплуатации экономической системы.


11. Выделите из перечисленных ниже трансакционные издержки:

а) издержки ведения переговоров;

б) издержки на зарплату;

в) издержки поиска информации;

г) издержки измерения;

д) амортизационные отчисления;

е) издержки спецификации и защиты прав собственности;

ж) бухгалтерские издержки;

з) издержки оппортунистического поведения; и) альтернативные издержки.
12. Институциональная теория контракт трактует как:

а) правильно оформленный договор;

б) любое соглашение;

в) соглашение, в котором условия обмена определяются тремя фактора­ми: ценой, специфичностью активов и гарантиями.


13. Институциональная теория выделяет следующие виды контрактов:

а) отношенческий;

б) имплицитный;

в) оппортунистический;

г) неоклассический;

д) модернистский;

е) постмодернистский.
14. Интерспецифические активы - это

а) взаимодополняемые активы, которые не имеют ценности вне сочетания с определенными другими активами;

б) активы иностранного происхождения;

в) активы, обязанные своим происхождением процессам глобализации.


15. Новая институциональная теория трактует эксплуататорское государ­ство как:

а) только государство, в котором господствующим является азиатский спо­соб производства;

б) использующее монополию на насилие для максимизации собственного дохода;

в) использующее монополию на насилие в рамках делегированных ему гражданами полномочий.


16. Новая институциональная теория трактует контрактное государство как;

а) использующее монополию на насилие для максимизации собственного дохода;

б) использующее монополию на насилие в рамках делегированных ему гражданами полномочий;

в) государство, в котором гарантами гражданских прав и свобод граждан являются другие государства.


17. Что из перечисленного является организацией :

а) студенческая группа;

б) МГУ;

в) правила дорожного движения;



г) семья;

д) Центральный Банк;

е) маркетинговая компания;

ж) экологическое движение.


18. Если рассматривать фирму с точки зрения технологического подхода, то оптимальные ее размеры достигаются в случае:

а) исчерпания экономии от масштаба;

б) 100%-ной загрузки производственных мощностей;

в) установления максимально высоких цен на выпускаемую продукцию.


19. Если рассматривать фирму с точки зрения институционального под­хода, то оптимальные ее размеры достигаются в случае:

а) минимизации издержек ресурсов;

б) минимального количества трансакций, определяемых рыночным меха­низмом;

в) равенства предельных издержек рыночных трансакций и предельных издержек.


20.Армейская организационная структура является иллюстрацией:

а) дивизиональной структуры;

б) унитарной структуры;

в) холдинговой структуры;

г) холдинговой структуры.
21.Если в налоговых поступлениях в бюджет основная доля приходится на прямые налоги, то можно предположить, что мы имеем дело с государст­вом:

а) рыночного типа;

б) с командно-административной экономикой.
22.То, что налоговое бремя падает в основном на физических лиц, харак­терно для:

а) контрактной модели государства;

б) эксплуататорской модели государства.
23. При устройстве на работу выпускник ВУЗа не обременял себя рассыл­кой резюме и прохождением интервью, а воспользовался родственными связями. Для какого типа экономики такое поведение наиболее характер­но?

а) рыночный тип;

б) переходный тип;

в) командный тип. Объясните свой выбор.


24. К провалам государства относятся:

а) несовершенство политического процесса;

б) неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролиро­вать последствия принятых решений;

в) экономическая целесообразность существования естественных монопо­лий.


25. Знания – это:

а) общественное благо;

б) частное благо;

в) исключаемое общественное благо.


26. Кто реально пользуется основными правами собственника при фор­мально провозглашенной государственной собственности:

а) граждане страны в целом;

б) глава государства;

в) политическая элита;

г) руководство конкретного предприятия.
27. К школе теории общественного выбора относятся такие ученые, как:

а) Коуз, Порт, Уильямсон;

б) Бьюкенен, Олсон, Нисканен;

в) Фридмен, Хайек, Ойкен;

г) Веблен, Митчелл, Коммонс.
28. Выберите из приведенного ниже ряда те институциональные рамки, которые подпадают под определенные соглашения:

а) при грозе не находиться вблизи высоких деревьев;

б) поведение за столом;

в) поведение в общественных местах;

г) б) и в).
29. Представители какого направления институциональной теории согла­сились бы с выражением «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты»?

а) «старого» институционализма;

б) «новой» институциональной экономики;

в) неоклассической теории;

г) неоинституциональной экономики.
30. Представителей какого направления институциональной теории одно­значно не будет интересовать следующий аргумент слушателя, не подго­товившегося к семинару по институциональной экономике: «Библиотека была закрыта, в другой библиотеке нужной книги не оказалось, и, вообще, у нас на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа, к которым также нужно готовиться»?

а) «старого» институционализма;

б) «новой» институциональной экономики;

в) неоклассической теории;

г) неоинституциональной экономики.
31. Является ли следующее выражение: «Чарку пить – здорову быть, по­вторить – ум развеселить, утроить – ум устроить, много пить – нестройну быть»

а) разделяемой стратегией;

б) нормой;

в) правилом;

г) соглашением.
32. Деятельность профсоюза включает в себя элементы следующих согла­шений: гражданского, рыночного, индустриального и традиционного. О каком варианте соотношения соглашений идет речь в данном случае

а) компромисс;

б) касание;

в) экспансия;

г) максимизация полезности.
33. Предположим, в игре существуют два равновесных по Нэшу исхода. О какой проблеме идет речь:

а) совместимости;

б) координации;

в) справедливости;

г) кооперации.
34. Без следования какой норме не может обойтись игрок при достижении равновесного по Штакельбергу исхода:

а) норме доверия;

б) норме эмпатии;

в) норме утилитаризма;

г) для равновесия по Штакельбергу нормы значения не имеют.
35. Спецификация прав собственности на рыбные ресурсы в нейтральных водах мирового океана приведет при прочих равных условиях:

а) сначала к увеличению объема рыбных ресурсов, а потом - к уменьше­нию;

б) к уменьшению рыбных ресурсов;

в) никак не скажется на рыбных ресурсах;

г) к увеличению рыбных ресурсов.
36. Какие трансакционные издержки особенно велики в российской эконо­мике с точки зрения теории соглашений:

а) поиска информации;

б) мониторинга и предупреждения оппортунизма;

в) ведения переговоров и заключения контрактов;

г) а) и б).
37. Во времена Великой французской революции было введено новое ле­тоисчисление. К росту какого типа трансакционных издержек это привело:

а) поиска информации;

б) заключения контракта;

в) предупреждения оппортунизма;

г) измерения.
38. Основной тезис идеологии Северной Кореи заключается в том, что «строительство социализма и коммунизма проводится каждым националь­ным государством в отдельности, хозяином революции и строительства в каждой стране является сам народ той страны. Обстоятельства и условия каждой страны отличаются друг от друга». Такую стратегию институцио­нального развития можно охарактеризовать, как:

а) эволюционную;

б) революционную (конгруэнтность существует);

в) революционную (конгруэнтность не существует);

г) отсутствие развития.
39. Уклонение от уплаты налогов широко распространено в современной России. Все попытки изменить ситуацию оказываются малоэффективны­ми. На основе какого теоретического подхода можно объяснить эту инер­ционность нормы уклонения от налогов:

а) теории идеологии;

б) теории общественного выбора;

в) теории игр;

г) верны все перечисленные выше ответы
40. При экспорте своей модели институтов страна стремится:

а) увеличить внешнеторговый оборот;

б) уменьшить международные конфликты в политической сфере;

в) получить «ренту инноватора»;

г) а) и б).
41. Контракт какого типа регулирует отношения между собственником торговой марки и производителями товаров:

а) классический;

б) неоклассический;

в) имплицитный;

г) институциональный.
42. Армейская организационная структура представляет собой:

а) дивизиональную структуру;

б) унитарную структуру;

в) холдинговую структуру;

г) смешанную структуру.
43. В договоре доверительного управления имуществом принципалом яв­ляется:

а) учредитель управления;

б) доверительный управляющий;

в) государство;

г) выгодоприобретатель
44. В договоре доверительного управления имуществом агентом является:

а) учредитель управления;

б) доверительный управляющий;

в) государство;

г) выгодоприобретатель.
45. В некотором городе появилось новое высшее учебное заведение. Учи­тывая, что региональный рынок труда очень нуждается в кадрах, которые собирается готовить вуз, а также поддержку региональных властей и ряда международных организаций, прием в него и номенклатура специально­стей ежегодно увеличиваются. К тому же основная часть обучается бес­платно. Какой будет оптимальная структура данного вуза:

а) деление на факультеты, обладающие широкой автономией, в т.ч. в фи­нансовых вопросах;

б) деление на факультеты, не обладающие финансовой самостоятельностью;

в) факультеты не создавать: все важные текущие и перспективные вопросы решает ректорат;

г) деление на факультеты с разной степенью автономии.
46. Некоторые предприниматели стараются избегать участия родственни­ков в своем бизнесе. Такую позицию можно объяснить конфликтом между следующими соглашениями:

а) традиционного и индустриального;

б) традиционного, рыночного и гражданского;

в) рыночного и традиционного;

г) индустриального и гражданского.
47. При реализации принципа свободного перемещения рабочей силы в международном масштабе качество услуг, предоставляемых государством:

а) ухудшится;

б) улучшится;

в) не изменится;

г) для ответа недостаточно данных.
48. Какой вариант использования индекса Джини позволяет выносить суж­дения о модели конкретного государства (контрактной или эксплуататор­ской):

а) сравнение значений индекса в динамике;

б) сравнение значений индекса в различных странах;

в) сопоставление значения индекса с некоторой абсолютной величиной;

г) анализ значений индекса не позволяет судить о модели государства.
49. Эти организационные структуры могут выполнять те же функции, что и государство, т.е. восполнять «провалы рынка»:

а) предприниматель;

б) акционерное общество;

в) структуры мафиозного типа;

г) университет.
50. Увеличение числа близких заменителей государства приведет к:

а) расширению границ государства;

б) сужению границ государства;

в) не отразится на границах государства;

г) заменить государство ни в одной из сфер невозможно.
51. Ваш сосед не дает вам готовиться к занятиям, допоздна слушая громкую музыку и устраивая вечеринки. Что вы предпримете, зная основные положения теории прав собственности:

а) пойдете жаловаться в милицию;

б) пригласите друзей и попытаетесь разговаривать с ним с позиции силы;

в) предложите помощь в покупке аудиокассет по более дешевой цене в обмен на гарантии тишины в вечернее время;

г) будете ходить к соседу в гости и слушать музыку вместе с ним.
52. Мы загрязняем с экономической точки зрения окружающую среду, если курим:

а) в собственном доме;

б) на автобусной остановке;

в) в салоне для курящих;

г) все предыдущее верно.
53. Теорема Коуза действительна:

а) для экономики Робинзона Крузо;

б) для двух участников;

в) для десяти участников;

г) не зависти от числа участвующих в сделке.
54. Права на использование под выпас двух высокогорных пастбищ отсутствуют, и пастухи решают вопрос об их использовании по принципу приоритета первого. Кто выиграет от установления прав собственности пастбища:

а) государство, получив новый источник налоговых поступлений;

б) тот пастух, который получит право собственности на лучшее пастбище

в) все общество;

г) никто.
55. Администрация региона под давлением активистов-экологов решила закрыть химическое предприятие. О фактическом использовании какого правомочия это свидетельствует:

а) права владения;

б) права распоряжения;

в) права на естественный характер правомочий;

г) права на запрещение вредного использования.
5. Вопросы для подготовки к зачету
1. Роль институтов в формировании экономики. Понятие института.

2. Институционализм и неоклассическая экономическая теория.

3. Методы «старого» и «нового» институционализма.

4. Основные течения современного институционализма.

5. Исследовательские программы в экономической теории.

6. Уровни анализа и структура новой институциональной экономической тео­рии.

7. Институциональная среда и институциональная структура.

8. Норма как основной элемент институциональной среды.

9. Норма как результат рационального выбора.

10. Норма как предпосылка рационального поведения.

11. Соглашения, типы соглашений. Соотношение соглашений.

12. Рациональность как норма поведения. Типы поведения.

13. Рациональность в повседневном поведении людей. Классификация элемен­тов рациональности.

14. Рациональность, основанная на процедуре.

15. Формальные и неформальные правила.

16. Обеспечение соблюдения правил.

17. Иерархия правил и институтов.

18. Типы равновесий.

19. Проблемы во взаимодействии индивидов.

20. Повторяющиеся игры. Эволюционно-стабильная стратегия.

21. Значение трансакций. Виды трансакций.

22. Торговая трансакция.

23. Трансакция управления.

24. Трансакция рационирования.

25. Товарные и институциональные трансакции.

26. Содержание и значение трансакционных издержек.

27. Варианты типологии трансакционных издержек. 28. Издержки выявления альтернатив.

29. Издержки осуществления расчетов.

30. Издержки измерения.

31. Издержки заключения контракта.

32. Издержки спецификации и защиты прав собственности.

33. Издержки оппортунистического поведения.

34. Контрактные отношения. Типы контрактов. Механизм управления договор­ными отношениями.

35. Теорема Коуза. Доказательство.

36. Экономическое обоснование прав собственности.

37. Спецификация прав собственности.

38. Граница между организацией и институтом.

39. Организация в экономической теории. Признаки организации.

40. Теория групп.

41. Малые группы.

42. Большие группы.

43. Группы специальных интересов.

44. Контрактная теория фирмы.

45. Проблема взаимоотношений принципала-агента.

46. Варианты решения проблемы принципала-агента.

47. Типология фирм.

48. Типология хозяйственных организаций.

49. Структура внелегальной экономики.

50. Последствия существования внелегальной экономики.

51. Государство как организация.

52. «Провалы» государства.

53. «Граница» государства.

54. Типология государств.

55. Механизм институциональных изменений.

56. Эволюционный вариант развития институтов.

57. Революционный вариант развития институтов.

58. Государство и институциональные изменения.

59. Институциональные изменения в условиях становления смешанной экономики

60. Компенсации в условиях институциональных изменений.
6. Методические рекомендации для преподавателей
Для эффективной организации учебного процесса рекомендуется выбирать тематику лекций и практических занятий, исходя из уровня подготовленности студентов. Также могут быть учтены интересы преподавателя и студентов. Для этого в УММК представлена достаточно обширная тематика лекционных и практических занятий.

Наличие в структуре курса лекционных и различных практических занятий, таких как задания для классических семинарских занятий – темы для обсуждения, тренинг-тесты, а также новых типов самостоятельной работы студента – кейс-стади споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель сам выбирает, какая из форм проведения семинарских занятий предпочтительнее для него и конкретных студентов. Преподаватель должен быть достаточно эмоционален в процессе всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента. Необходимо придерживаться определенных принципов при чтении курса лекций и проведении семинарских занятий:

- принцип многообразия и эффективности дидактического материала;

- принцип партнерства, сотрудничества со студентами;

- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и разжевывания знаний к организации процесса их добывания;

- принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами;

- принцип творчества;

- принцип прагматизма, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у студентов навыков анализа и выработки моделей поведения.



Преподаватель во время проведения семинарских занятий должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, акцентируя те моменты, на рассмотрение которых он хотел бы направить обсуждение.

Учебно-методический комплекс для специальности 080504 Государственное и муниципальное управление Уфа 2008 ббк 65. 01

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная эконом

1384.51kb.

07 10 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Охватывает ту часть экономики, которая складывается под воздействием человеческой психологии и подвержена ее определяющему влиянию. Но также – и ту часть психологии, которая находи

1593.77kb.

08 10 2014
8 стр.


Учебно-методический комплекс уфа 2008 ббк 65. 049 (2 Рос) г 15 Рецензент

Охватывает все большую часть населения и расширяет его демографические характеристики

1794.03kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов факультета удмуртской филологии Ижевск 2008 удк ббк

Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с

972.52kb.

18 12 2014
11 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Письменности учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

648.99kb.

14 12 2014
4 стр.


Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по направлению 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
456.66kb.

07 10 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «контроль и ревизия» по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар

490.26kb.

06 10 2014
5 стр.