Перейти на главную страницу
а)- предпосылки и причины создания Декларации независимости;
б)- социально- философическая часть Декларации и ее основные принципы;
в)- социально- классовая характеристика перечня злоупотреблений английских властей против североамериканских колонистов;
г)- резолюция независимости и ее конституционное значение.
2. «Статьи Конфедерации и вечного союза ...» - первая конституция США:
а)- причины установления в США республиканской формы правления и конфедеративной формы государственного устройства;
б)- высшие органы государственной власти и управления США по «Статьям Конфедерации ...» и их полномочия.
в)- основные особенности конфедеративной формы государственного устройства и недостатки «Статей Конфедерации ...» как конституционного документа.
а)- разработка и принятие новой Конституции, полномочия конституционного конвента;
б)- структура Конституции и круг вопросов, регулируемых ею;
в)- взаимоотношения законодательной, исполнительной и судебной властей: система "сдержек и противовесов", ее роль в конституционном механизме США;
г)- реализация в Конституции принципа федерализма.
4. Билль о правах 1789 - 1791 гг. Его роль и значение в конституционном праве США:
а)- причина создания Билля;
б)- особенности формы защиты демократических прав граждан в I, II, IV, IX поправках;
в)- основные принципы, введенные Биллем в конституционное право.
2.Хрестоматия по «Всеобщей истории государства и права». В. Н. Садиков. М: ООО «ТК Велби», 2002г.
3.Хрестоматия по «Всеобщей истории государства и права». Под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М, Юристь, 1996.Т.2.
4.Хрестоматия по «Истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время). Составитель Н. А. Крашенинникова. М., «Зерцало», 1999. Т.2
Целью занятия является изучение истории создания основных принципов и институтов американской Конституции, принятой в 1787 г. в результате борьбы за независимость английских колоний Северной Америки, и ее поправок.
Составить ясное представление об уровне развития демократии в североамериканских колониях, о существовавших в них государственных учреждениях и правовых институтах студенту поможет анализ Декларации независимости 1776 г., изучение характера требований колонистов («патриотов»), которые касались ограничений деятельности этих учреждений и нарушений прав и свобод, формально им предоставленных.
Декларация независимости свидетельствует, что колонии имели свои конституции в форме хартий, дарованных английским монархом. Их выборные легислатуры могли принимать законы, действующие на территории той или иной колонии. Правда, они могли быть не утверждены губернатором, который обладал правом «зарезервировать» закон, т.е. отложить его до выяснения воли английского короля. Более того, легислатуры могли быть произвольно распущены и были ограничены в таком основном праве, как право налогообложения местного населения. Многие законы для колонии принимались непосредственно английским парламентом и королем.
Любые ограничения законодательной деятельности колониальных легислатур считались между тем исключительным событием, вызывали каждый раз бурную реакцию и не проходили бесследно для метрополии. Так, принятый английским парламентом в 1765 г. Закон о гербовом сборе метрополия вынуждена была отменить уже в 1766 г., а принятые в 1767 г. Законы Тауншенда (о новых пошлинах на ввозимые в колонии товары) также были отменены в 1771 г.
В колониях была создана собственная судебная система, в том числе и суды присяжных. Судьи, однако, были поставлены «в исключительную зависимость» от воли английского монарха «путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплаты им жалования». Колонисты вплоть до 1763 г. имели право беспрепятственного освоения новых земель, право морской торговли и создания собственного торгового флота (с ограничениями лишь торговли заморской — на основании английского Навигационного акта 1651 г.) и пр. Колонистам как подданным короля формально принадлежали такие права, как неприкосновенность личности на основании Habeas Corpus Act 1679 г. и др.
При ответе на вопрос студенту необходимо остановиться на создании в ходе войны за независимость Континентальных конгрессов, которые фактически стали первой организационно-правовой формой объединения колоний, с присущими ей некоторыми чертами будущего конфедеративного союза. Следует рассмотреть вопросы, которые решались на Первом, Втором и Третьем Континентальных конгрессах, выявив при этом общую тенденцию постепенного расширения полномочий конгресса в определении единой внутренней и внешней континентальной политики, в закреплении прав колонистов в первых принятых конгрессом декларациях прав, в организации колониальной армии, в создании с этой целью общей казны и пр.
Анализируя положения Декларации 1776 г., студенту необходимо выделить в ней три главные смысловые части.
Первая часть посвящена провозглашению, в полном соответствии с естественно-правовой теорией, неотъемлемых прав американцев как «созданных равными» людей. К числу этих прав были отнесены «право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Необходимо подчеркнуть, что в число указанных прав не вошло право собственности, так как автор декларации Т. Джефферсон, не считал его «естественным».
Студенту надлежит обратить внимание и на то, что, провозглашая в своих первых строках принцип равенства, Декларация обошла молчанием вопрос о рабстве, распространяя этот принцип не на всех людей, а только на белых мужчин — собственников, так как ни рабы, ни коренные жители Америки — индейцы, которые не являлись рабами, не были приобщены к политической жизни колоний.
Декларация 1776 г. провозглашала и демократический принцип «народного суверенитета», порывая с божественной теорией происхождения государства, государственной власти, которая, как утверждалось в документе, основывается «только на согласии управляемых». Важнейшее значение имели положение Декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство.
И все же в основном Декларация 1776 г. была написана в умеренных тонах, преследуя главную цель — объяснить американскому народу и миру, что только «неограниченный деспотизм» (английского короля) при долгом терпении со стороны колонистов заставил последних «изменить прежнюю систему своего правительства». Большая часть документа посвящена перечислениям злоупотреблений английского короля и парламента, что и составило ее главное содержание.
Новыми, как было записано в последней части Декларации, должны были стать правительства свободных штатов, освобожденные «от всякой зависимости по отношению к британской короне». Провозгласив право американского народа распоряжаться своей собственной судьбой, Декларация 1776 г. впервые сформулировала право народа самому определять свою судьбу.
Цель «общей защиты... против всяких нападений» не заслоняла других важных целей: создания единого экономического пространства путем поощрения взаимной торговли; введения всемерной защиты экономических интересов жителей штатов, которые имели право свободно въезжать в другие штаты или выезжать из них, пользоваться там «наряду с местными жителями промышленными и торговыми привилегиями», свободно распоряжаться ввозимой в другие штаты собственностью и своими доходами, без «наложения одним из штатов каких-либо податей или ограничений на собственность Соединенных Штатов или одного из них» (ст. IV). Достижению этих целей должны были способствовать и те статьи документа, которые устанавливали единство мер и весов, требовали равноценности денег и единой системы почтовой связи. (ст. IX).
Следует обратить внимание на трудные поиски штатами приемлемых для них форм правления. При общем признании республиканского строя они расходились в толковании принципа разделения властей. Первые конституции закрепляли (в соответствии с учением Джона Локка) принцип верховенства законодательного органа, памятуя о деспотической деятельности колониальных губернаторов. И только в штатах Нью-Йорк и Массачусетс позиции исполнительной власти были усилены, намечены контуры будущего механизма «сдержек и противовесов». Эти конституции и положили начало разработке американского варианта принципа разделения властей, основанного не столько на теории Дж. Локка или Ш. Монтескье, сколько на собственном опыте борьбы за независимость.
Конфедеративная форма государственного устройства США очень рано обнаружила свою неэффективность в решении насущных задач, стоящих перед всеми штатами, — политической и экономической консолидации страны, отражения внешней угрозы в связи с явным бессилием центральной власти, — в слабости полномочий, предоставленных Статьями конфедерации Конгрессу и Комитету конфедеративного союза.
Утверждение первого президента США Д. Вашингтона, что конфедеративный союз был «веревкой из песка», студент должен обосновать собственными аргументами, почерпнутыми из положений Статей конфедерации, которые касались системы органов конфедеративной власти, структуры, принципов создания, компетенции конфедеративного Конгресса (ст. V, VI, VIII, IX и пр.) и Комитета штатов (ст. IX—X). Особо следует при этом обратить внимание на порядок принятия Конгрессом совместных решений.
Слабость конфедеративных связей, фактическое отсутствие конфедеративных исполнительных органов, общей казны дало основание ряду американистов расценивать Статьи конфедерации 1781 г. не как первую конституцию конфедеративного государства США, а как простую «разновидность международного договора». Обоснуйте свою точку зрения по данному Дискуссионному вопросу. Хотелось бы в связи с этим лишь напомнить, что ряд исполнительных департаментов Конфедерации — военный, финансов, иностранных дел — были созданы еще до принятия Конституции 1787 г. по предложению одного из ее «отцов-основателей» А. Гамильтона.
Знакомство с политическими взглядами видных американских деятелей: Александра Гамильтона (1757 — 1804), Джеймса Медисона (1751-1836), Джона Джея (1745—1829), изложенными в серии газетных статей, вошедших в сборник под названием «Федералист», существенно обогатит представления студента об основополагающих принципах и содержании Конституции 1787 г.
Студенту предстоит также на основе анализа статей Конституции 1787 г. обосновать особенности формы правления США — президентской республики, основные принципы американской Конституции: республиканизм, федерализм, разделение властей (с механизмом сдержек и противовесов) и судебный конституционный контроль.
Следует обратить внимание и на то, что ряд важных политико-правовых положений, содержащихся в Декларации независимости 1776 г., в конституциях штатов и в Статьях конфедерации 1781г., о праве народа на устранение неугодной системы государственной власти, о естественных правах человека, об общественном договоре не нашли отражения в Конституции 1787 г., что и дало основание ее критикам отрицать демократический революционный характер этого обладающего высшей юридической силой правового документа.
Сказанное не перечеркивает важного значения Конституции США в развитии мировой конституционно-правовой мысли. Необходимо учитывать тот факт, что с защитой прав человека основатели Конституции связывали не столько билли о правах, которые уже имели место в конституциях штатов, сколько механизмы защиты самой демократической конституции, реализации принципа «разделения властей», а также системы «сдержек и противовесов».
Сама Конституция 1787 г. — весьма краткий документ, состоящий из преамбулы (в которой перечислены цели образования федерации как «совершенного союза», призванного «установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благосостоянию и закрепить блага свободы» за американцами) и семи статей, которые закрепляют структуру государственного аппарата, трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Авторы Конституции США 1787 г. отказались от принципа «парламентаризма», от английского варианта принципа разделения властей, основанного на верховенстве неограниченного в своих правах законодательного органа.
Основываясь на принципе суверенитета самого народа, Конституция США органично связывала этот принцип с действием особого механизма «сдержек и противовесов», преследуя при этом главную цель — не допустить произвола любой из ветвей государственной власти. В этой связи студенту, в частности, необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви власти имеют по Конституции США 1787 г. различные источники формирования и различные сроки осуществления своих полномочий. Такой порядок, по мысли «отцов-основателей» Конституции, должен был обеспечить как устойчивость, так и непрерывность функционирования государственной власти, а, следовательно, и самой Конституции. Устойчивости, политической стабильности страны должен был служить и механизм «сдержек и противовесов», способный снимать напряжение между сталкивающимися при осуществлении своих полномочий органами трех ветвей власти.
Действие этого механизма студенту надлежит изучить на основе анализа разд. 2 ст. 1, разд. 4 ст. 2 о конституционном институте импичмента, разд. 7 ст. 1 об отлагательном президентском вето, а также принципа судебного конституционного контроля, закрепленного решением Верховного суда США 1803 г. (Суда Маршалла) по делу «Марбури против Мэдисона».
Рассматривая другой основополагающий конституционный принцип — принцип федерализма, получивший название «дуалистического» (двойственного), студент должен внимательно проанализировать содержание разд. 8 ст. 1 Конституции, в котором устанавливается предметная компетенция федеративного союза, и содержание поправки X 1791 г. к Конституции.
Важнейшее значение для понимания федерации вообще и американской в частности как «прочного союза» имеет ст. 6 Конституции 1787 г., закрепившая принцип верховенства федерального права страны по отношению к праву штатов.
4. Билль о правах 1789 - 1791 гг. Его роль и значение в конституционном праве США:
Биллем о правах 1791 г. в США называют первые десять поправок к Конституции США, принятые конгрессом в 1789 г. и ратифицированные требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы граждан. Студенту следует усвоить содержание поправок I, IV, V, VI, VII, закрепляющих перечень прав и свобод американцев. Билль о правах исходит из концепции естественных прав, принципа ограничения власти государства определенными запретами. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают государству ограничивать права и свободы граждан, которые презюмируются (предполагаются).
Билль устанавливает, что конгресс не должен устанавливать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (право собираться мирно и без оружия), право народа хранить и носить оружие, право обращаться к правительству с петициями, свободу вероисповедания, неприкосновенность личности, бумаг (документов, переписки). Он предусматривает суд присяжных, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Биллем не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.
Тема № 4. Французский Гражданский Кодекс 1804 года. (2 часа)
1.Общая характеристика Французского Гражданского Кодекса (ФГК) 1804 года:
а) исторические условия и причины создания ФГК;
б) «нереализованные предшественники» ФГК (проекты ГК 1793г., 1794г., 1796г.);
в) источники ФГК 1804г.; г) система изложения правовых норм и особенности структуры ФГК 1804г.;
д) историческое значение ФГК 1804г.
2.Статус физических лиц и регулирование брачно-семейных отношений в ФГК 1804г.:
а) понятие гражданской правоспособности в кодексе и возможность лишения гражданских прав (гражданская смерть), причины введения в кодекс этого понятия (ст. 17);
б) гражданская дееспособность в ФГК; понятие дееспособности, виды дееспособности, фиксируемые кодексом; возрастные ограничения полной дееспособности; ограничения дееспособности в рамках брачно-семейных отношений и вследствие опеки;
в) статус жены в семье, ее имущественные права;
г) форма брака и условия его действительности по ФГК.
3.Вещные права в ФГК 1804 года:
а) классификация вещей:
- виды недвижимостей и причины такого деления имущества;
- виды движимостей;
- особенности правового регулирования режима недвижимости в ФГК 1804г.;
б) право собственности в ФГК (ст. 544-545,711-717):
- определение права собственности;
- придание частной собственности абсолютного характера;
- право присоединения и вытекающее из него привилегированное положение земельной собственности,
- цели установления такого порядка (ст.546-548, 551-572)
в) особенности регулирования права владения в ФГК (ст. 549, 550, 1127, 2228-2231); г) понятие «узуфрукт» и причины введения его в кодекс (ст.578-624); д) сервитуты в ФГК и их особенности (ст.637-685); е) особенности права наследования в ФГК 1804 года (ст.718-1100).
4. Обязательственное право в ФГК 1804 года:
а) обязательства из договоров - главный вид обязательств в ФГК (ст. 1101 - 1107);
б) закрепление в нормах ФГК принципа свободы договора, содержание этого принципа (ст. 1108-1117);
в) закрепление в кодексе принципа обязательной силы соглашений (ст.1134, 1135); г) основные виды договоров в кодексе (ст.1582-1683,1702-1707,1708-1710,1713-1792,1832-1839,1873-2204);
д) деликт - второй по важности источник обязательств, особенность деликта как виновного причинения ущерба в ФГК.
Литература.
Нормативные акты:
1. Французский гражданский кодекс 1804 года. Перевод И. С. Перетерского. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1941.
2 Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., Юристь, 1996.Т. 2.
3. Хрестоматия по «Истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время). Составитель Н. А. Крашенинникова. М., «Зерцало», 1999. Т.2
4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В. 2 т. Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. Современное государство и право. М.: Издательство НОРМА, 2003.
Цель семинарского занятия
Французский гражданский кодекс 1804 г., широко известный под названием Кодекса Наполеона, является классической формой кодификации гражданского права. С дополнениями и изменениями он действует во Франции и по сей день.
Кодекс Наполеона стал образцом для кодификации гражданского права в разных странах мира. Своей эффективностью он обязан, прежде всего тому, что отразил изменения, которые происходили в XVIII в. не только во французском обществе, но и набирали силу в Европе XIX в.: переворот в отношениях земельной собственности (отмена феодального режима), дробление земельной собственности (как следствие равных прав наследников), секуляризация нравов (как следствие гражданского брака) и пр. Многие авторы, политические деятели, юристы находят его повсеместное влияние в форме самой кодификации, а именно в свойственной ей простоте, унифицированности.
Цель занятия — выявление на примере крупнейшей кодификации XIX в. основных закономерностей развития западноевропейского права в XIX в., изучение приемов и методов систематизации правовых норм, анализ источников, принципов и основных институтов гражданского права Франции в их историческом развитии.
1.Общая характеристика Французского Гражданского Кодекса (ФГК) 1804 года:
При ответе на первый вопрос следует осветить социально-экономические и политические изменения, произошедшие во Франции в XVIII в., и, прежде всего, те конкретные условия в которых разрабатывался и принимался Кодекс. Необходимо выявить причины неудач, сопутствовавших всем прежним попыткам кодификации гражданского права, проведение которой (несмотря на настоятельную необходимость, связанную с крайним партикуляризмом, архаизмом, несогласованностью действовавших во Франции гражданско-правовых норм), осуществилось лишь в начале XIX в.
С 1790 по 1800 год было создано несколько проектов гражданского кодекса, но ни один из них не стал законом. В период революции законодателю не удалось объединить гражданское право страны и упразднить обычное право. Конституция 1791 г. провозгласила: «Будет создан кодекс гражданских законов, общих для всего королевства». Три проекта гражданского кодекса были последовательно составлены правоведом Камбасеросом и внесены на рассмотрение законодательных органов в августе 1793 г., в сентябре 1794 г. и в июне 1796 г., но ни один из них не стал законом.
С 1800 года началась разработка проекта нового кодекса комиссией из четырех видных юристов-практиков. Выработанный в течение нескольких месяцев проект был рассмотрен Государственным советом, причем Наполеон присутствовал на 57 из 102 заседаниях совета, принимал активное участие в прениях, и оказал особое влияние на разделы, относящиеся к семейному праву. Статьи законопроекта были сгруппированы в 36 отдельных законов. После их обсуждения в Государственном совете они были приняты трибунатом и законодательным корпусом.
Закон, принятый в марте 1804 года объединил ранее принятые гражданские законы в единое целое под названием Гражданского кодекса французов, получивший также второе название - Кодекс Наполеона. Все старые законы, ордонансы, кутюмы по вопросам гражданского права объявлялись утратившими силу. Франция получила единое гражданское право.
Тщательного исследования заслуживают источники, на которых строилась кодификация: римское право в трактовке европейских средневековых университетов (в развитии права Франции его трудно переоценить), обычное право Франции и, главное, предшествующее Кодексу революционное законодательство.
Система Кодекса — институционная. Согласно этой системе весь материал гражданского права делится на три части: лица, вещи, иски. В виду отсутствия Общей части в кодекс вводятся т.н. «научающие статьи», которые разъясняют основные институты и понятия. ФГК характеризовался ясным изложением, стремлением давать общие принципы, а не казуистические правила. Язык кодекса простой с минимальным использованием специальных юридических терминов и при минимуме отсылочных норм.
Особое внимание нужно обратить на ряд ключевых статей ФГК, отражающих стройную систему изложенных в нем гражданско-правовых норм, например, ст. 543 кн. II, раскрывающую структуру этой книги и ее содержание — правовые институты: собственность, пользование, сервитут. Ключевой является и ст. 711 кн. III, также указывающая на структуру и последовательность изложения правовых институтов и норм в последней книге Кодекса. «Собственность на имущество, — гласит эта статья, — приобретается и передается путем наследования, путем дарения между живыми и по завещанию и в силу обязательств».
ФГК благодаря своим достоинствам и успешным завоеваниям Наполеона был заимствован в ряде других государств, послужив образцом для многочисленных иностранных кодексов. Сам Наполеон ставил Кодекс выше своих сорока победоносных сражений.
Новейшего времени (сша, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции разви
11 10 2014
18 стр.
«История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического профиля
12 09 2014
36 стр.
Учебно-методический комплекс предназначена для студентов багсу, обучающихся по специальности 030501- «юриспруденция»
12 09 2014
11 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в тгимэуп по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических заня
02 09 2014
3 стр.
Охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом
11 10 2014
63 стр.
Гос впо по специальности 030501. 65 юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., №260 гум/сп
18 12 2014
4 стр.
26 09 2014
4 стр.
25 12 2014
4 стр.