Перейти на главную страницу
АНБ — ключевая американская спецслужба в области разведки связи. АНБ подчиняется непосредственно министру обороны и так же, как и РУМО, имеет статус органа боевого обеспечения МО США. АНБ занимается прослушиванием радиоэфира, телефонных линий, компьютерных и модемных систем, излучений факсовых аппаратов, а также сигналов, излучаемых РЛС и установками наведения ракет. АНБ также отслеживает излучения и сигналы, излучаемые космическими аппаратами, а также излучения и сигналы, идущие с испытательных ракетных полигонов иностранных государств. Вторая задача АНБ — обеспечивать безопасность всех правительственных линий связи. АНБ не занимается открытыми материалами, передаваемыми по общедоступным коммуникационным каналам, но с некоторыми, весьма существенными оговорками, — если эти материалы не предназначены для последующего шифрования и если они не содержат "скрытых сообщений". Важность этой оговорки в том, что АНБ, фактически, контролирует все коммуникации, осуществляя цензуру средств массовой информации.
Центральная служба безопасности АНБ отвечает в США за криптоанализ и криптобезопасность. Перед ЦСБ стоят две задачи: дешифрование иностранных кодов и обеспечение безопасности информационных систем путем шифрования официальных материалов, передающихся средствами связи. Директор АНБ одновременно является и начальником ЦСС и руководит обеими структурами через своих заместителей— заместителя директора АНБ и заместителя директора ЦСС. Должность заместителя директора АНБ занимает гражданский сотрудник, обладающий высокой квалификацией в технической области. Должность заместителя ЦСС занимает кадровый военный (как минимум, генерал-лейтенант), назначаемый, как и директор АНБ, министром обороны.
Шифровальные службы, входящие в состав видов и родов войск, по всем вопросам, связанным с соответствующей деятельностью, подчиняются непосредственно ЦСС. При выполнении отдельных заданий в оперативное подчинение ЦСС могут передаваться и другие подразделения МО, занятые радиотехнической разведкой и перехватом.
Рис. 4. Примерная структура АНБ
Спектр услуг, которые агентство способно оказывать военно-политическому руководству США, весьма широк. Если поступает заказ на слежку за какой-то определенной страной, АНБ может прослушивать внутренние и международные телефонные линии, включая: перехват звонков, которые делаются из автомобилей; сообщений поступающих в столицу государства из зарубежных посольств и исходящих из нее в посольство; сообщения из других держав, касающихся "целевой" страны; радиосвязи вооруженных сил этой страны. При этом поиск может вестись по ключевым словам и выражениям, звучащим на разных языках. Одновременно в АНБ поднимаются все ранее накопленные материалы по стране. На основе данных прослушивания создаются "психологические портреты" лидеров государств.
АНБ тесно сотрудничает с британским Штабом правительственной связи, канадской Службой безопасности связи, австралийским Управлением военной связи и новозеландским Бюро безопасности связи в рамках глобального международного договора по разведке. Начиная с 1990 года, АНБ стало основное внимание уделять добыванию экономической, а не военной информации, чтобы оправдать перед американскими налогоплательщиками свой огромный бюджет (один лишь годовой счет за потребленную электроэнергию агентства исчисляется десятками миллионов долларов).
Однако, по-видимому, эти мери оказались недостаточны и с 2000 года в АНБ взят курс на перестройку обеспечения работы агентства. Основной акцент этой перестройки сделан на передачу в частный сектор сопровождения практически всех технологий, не связанных с добыванием информации по техническим каналам. На перестройку уйдет до 10 лет, а стоимость единого контракта составляет не менее 5 млрд. долларов.
НУВКР — американская спецслужба, отвечающая за ведение стратегической воздушно-космической разведки и воздушного наблюдения. Осуществляет свои функции с помощью космических спутников и самолетов-разведчиков U-2.
НУВКР несет ответственность за разработку и создание всех американских разведывательных спутников, а также за их последующее использование.
В задачи управления входят:
Управление является структурным подразделением МО США, но в PC входит на правах самостоятельного участника (и, следовательно, по вопросам разведки подчиняется ДЦР). В распоряжении НУВКР находится множество наземных станций, принимающих информацию со спутников в разных точках земного шара.
Структурно НУВКР состоит из аппарата директора, четырех управлений и ряда отделов.
Основные подразделения.
НАFК - это одна из ведущих разведывательных служб США, имеющая статус органа боевого обеспечения МО. В качестве самостоятельной спецслужбы НАFК было образовано в 1996 году в соответствии с Законом "О Национальном агентстве по геодезии и картографии" . Она призвана обеспечивать политическое руководство и командование Вооруженных Сил США своевременной, корректной и точной информацией геодезической разведки. Эта информация получается на основе изучения и анализа фотографической и геодезической информации, которая позволяет описать, оценить и представить визуально физические характеристики земной поверхности и географические особенности деятельности в заданном регионе.
БРИ — это служба государственного департамента США, занимающаяся политическими исследованиями и анализом. Устав закрепил за БРИ функции исследовательской службы, работающей на госдепартамент, а не на президента. Основная задач БРИ — использование возможностей разведывательных структур для обеспечения дипломатического преимущества США. Следует добавить, что конечным продуктом БРИ являются не разведанные, а субъективная оценка или взгляд на то или иное событие через призму американских интересов. Сотрудники БРИ используют информацию, поступающие от разведки, из отчетов дипломатов, из субъективных оценок специалистов по тем или иным вопросам, а также получаемую в результате научных исследований ученых США и других стран.
БРИ состоит из 19-и отделов. Такое построение копирует структуру государственного департамента, имеющего 19 географических и функциональных подразделений. В БРИ работает около 300 сотрудников, из которых 75% являются штатскими, а 25% имеют дипломатический статус.
БРИ также координирует работу госдепартамента по вопросам разведки, обеспечения безопасности, контрразведки, расследованиям и проведения специальных операций. БРИ участвует в работе Национального совета по вопросам контрразведки и влияет на принятие решений в области визовой политики США, обмена разведывательной информацией и разработки требования ко всем видам разведки.
В ведении БРИ находятся все вопросы технического и разведывательного обеспечения дипломатического корпуса США. БРИ отвечает за своевременное обеспечение дипломатов и представителей США, ведущих переговоры с зарубежными партнерами о налаживании сотрудничества, коммуникационными пакетами, средствами шифрования, радиосвязи, компьютерного программного обеспечения и средствами доступа к базам данных разведывательной информации.
2.7. Федеральное бюро расследований (ФБР) Министерства юстиции
ФБР — это основная спецслужба США в области контрразведки, расследующая дела о нарушениях законодательства в области разведки гражданами США, а также сотрудниками и агентами иностранных разведок. ФБР также является централизованной полицейской структурой, имеющей дело с уголовными преступлениями, подпадающими под юрисдикцию сразу нескольких штатов.
ФБР входит в состав PC, но не в качестве разведывательной организации, а как ведущая служба в области контрразведки, борющаяся со шпионажем на территории США. Этот круг обязанностей ФБР четко очерчен на законодательном уровне.
После событий 11 сентября 2001 года в ФБР началась серьезная реорганизация, цель которой— поставить контрразведывательные функции на качественно новый уровень. Структура ФБР после реорганизации имеет вид, представленный на рис. 5 (новые должности и подразделения выделены цветом).
Рис. 5 Структура ФБР.
ФБР и ЦРУ— две самые известные спецслужбы США (хотя, в действительности, они далеко не так могущественны, как, скажем, РУМО или АНБ). Однако между ФБР и ЦРУ существует два главных отличия. Во-первых, агенты ФБР считаются сотрудниками правоохранительных органов и наделены правом производить задержания и аресты. У сотрудников ЦРУ этих полномочий нет. Во-вторых, ФБР работает только на территории Соединенных Штатов, ЦРУ же по всему миру, кроме США. Причем запрет проводить операции ЦРУ на территории США строго соблюдается, тогда как ФБР разрешено работать в американских посольствах за рубежом и расследовать дела в рамках международных договоренностей с правоохранительными структурами иностранных держав (по американским законам, ФБР имеет право арестовывать подозреваемых за рубежом и доставлять их для суда на территорию Соединенных Штатов).
В ходе реорганизации в структуре ФБР появились ответственные помощники директора по основным направлениям работы бюро. Это позволило повысить эффективность руководства подразделениями, входящими в каждое из направлений, и повысить скорость принятия решений по оперативным вопросам.
Помимо руководителей, в структуре ФБР появились два новых управления, необходимость создания которых обосновывается бурным ростом компьютерной преступности. Управление компьютерных преступлений призвано заниматься собственно компьютерной преступностью, преступлениями в сфере высоких технологий, а также преступлениями, направленными против интеллектуальной собственности. Управление внутренней безопасности призвано обеспечить безопасность сотрудников, подрядчиков и посетителей ФБР, а также информационных систем и помещений.
Сегодня в предотвращении преступлений наряду с отдельными гражданами принимают участие и целые корпорации.
Так, например, крупная фирма «ADT», занимающаяся установкой оборудования для систем сигнализации, начала сотрудничество с Национальным советом по предотвращению преступности. Один из ее филиалов, расположенный в Нью-Йорке, оказывает помощь совету в подготовке специальной литературы для сотрудников компаний, отвечающих за безопасность, а также консультантов по борьбе с материальным ущербом и других ответственных служащих из числа, как правило, персонала промышленных служб безопасности.
Фирмой «ADT» накоплен некоторый опыт в организации работы в данной области, поэтому основной целью совместных с советом мер является выработка долгосрочной программы по борьбе с преступностью, которой предусмотрены мероприятия, направленные на предотвращение широкого круга преступлений, — начиная от злоупотреблений наркотиками и алкоголем на рабочих местах и кончая кражами информационных данных из компьютерных систем корпораций.
Разработка программы идет по 14 различным темам, таким, как «Безопасность на рабочем месте», «Помощь жертвам преступлений», «Обеспечение безопасности детей», «Наркомания и алкоголизм на рабочих местах», и некоторым другим. Материалы, подготовленные по этой тематике, предназначены для ведения разъяснительной работы среди служащих корпораций и населения.
Национальный совет по предотвращению преступности совместно с Управлением Министерства юстиции США по содействию правоохранительной деятельности проводит также кампанию по привлечению граждан не только к организации наблюдения за порядком, но и активному участию в борьбе с преступлениями. Число различных программ и мероприятий по профилактике преступности имеет тенденцию к увеличению, что свидетельствует о стремлении правоохранительных органов и общественности обеспечить в 90-е годы охрану правопорядка в стране.
Другим важным направлением борьбы с преступностью в США являются развитие и совершенствование работы частных охранных и детективных агентств.
Блок Система защиты информации в Японии. Международное сотрудничество в рамках Интерпола
14 12 2014
4 стр.
Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем
23 09 2014
1 стр.
В перечисленных вопросах проблемы защиты информации больших и сверхбольших хранилищ информации и систем коллективного взаимодействия занимают высокие приоритеты
11 10 2014
1 стр.
В учебном пособии приводятся основные понятия и термины, связанные с угрозой безопасности информационных систем, с методами и средствами организации защиты информации. Рассмотрены
23 09 2014
5 стр.
Данная дисциплина рассматривает экономические проблемы защиты информационных ресурсов и поддерживающей их инфраструктуры. Сформируем подходы к определению затрат на защиту информац
25 09 2014
12 стр.
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. В. Ковале
24 09 2014
4 стр.
13 10 2014
1 стр.
Исторический процесс развития средств и методов защиты информации выработал три основных способа защиты
16 12 2014
6 стр.