Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

2.3. Агентство национальной безопасности (АНБ)

АНБ — ключевая американская спецслужба в области разведки связи. АНБ подчиняется непосредственно министру обороны и так же, как и РУМО, имеет статус органа боевого обеспечения МО США. АНБ занимается прослушиванием радиоэфира, телефонных линий, компьютерных и модемных систем, излучений факсовых аппаратов, а также сигналов, излучаемых РЛС и установками наведе­ния ракет. АНБ также отслеживает излучения и сигналы, излучаемые космиче­скими аппаратами, а также излучения и сигналы, идущие с испытательных ра­кетных полигонов иностранных государств. Вторая задача АНБ — обеспечивать безопасность всех правительственных линий связи. АНБ не занимается откры­тыми материалами, передаваемыми по общедоступным коммуникационным ка­налам, но с некоторыми, весьма существенными оговорками, — если эти мате­риалы не предназначены для последующего шифрования и если они не содер­жат "скрытых сообщений". Важность этой оговорки в том, что АНБ, фактически, контролирует все коммуникации, осуществляя цензуру средств массовой ин­формации.

Центральная служба безопасности АНБ от­вечает в США за криптоанализ и криптобезопасность. Перед ЦСБ стоят две за­дачи: дешифрование иностранных кодов и обеспечение безопасности информа­ционных систем путем шифрования официальных материалов, передающихся средствами связи. Директор АНБ одновременно является и начальником ЦСС и руководит обеими структурами через своих заместителей— заместителя дирек­тора АНБ и заместителя директора ЦСС. Должность заместителя директора АНБ занимает гражданский сотрудник, обладающий высокой квалификацией в техни­ческой области. Должность заместителя ЦСС занимает кадровый военный (как минимум, генерал-лейтенант), назначаемый, как и директор АНБ, министром обороны.

Шифровальные службы, входящие в состав видов и родов войск, по всем во­просам, связанным с соответствующей деятельностью, подчиняются непосред­ственно ЦСС. При выполнении отдельных заданий в оперативное подчинение ЦСС могут передаваться и другие подразделения МО, занятые радиотехниче­ской разведкой и перехватом.


В состав ЦСС входят следующие подразделения (рис.4)

Рис. 4. Примерная структура АНБ


Оперативное управление отвечает за сбор и обра­ботку информации из каналов связи. Группы, входящие в его состав, совместно с ЦСС ведут разведку каналов связи по географическим регионам. Для разведки используются как стационарные станции слежения, так и подвижные.

  • Группа A. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран бывшего Советского блока.

  • Группа B. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран Азии, таких, как КНР, КНДР и СРВ.

  • Группа G. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран, не охваченных группами A и B.

Управление технологий и систем за­нимается разработкой новых технологий сбора и обработки разведывательной информации. Входящая в его состав группа R занимается научно-исследовательской и проектно-конструкторской работой. Эта группа изучает требования, выдвигаемые к системам разведки связи, и формирует на их основе тактико-технические характеристики оборудования, поставляемого АНБ. Она оп­ределяет требуемые показатели производительности оборудования и обеспечивает их соответствие заданному уровню во время эксплуатации. Группа разра­батывает требования к внутренним и внешним интерфейсам оборудования, оп­ределяет программы его испытаний и сопровождает все проектно-конструкторские и производственные работы до ввода нового оборудования в эксплуатацию. Группа играет роль научно-исследовательского центра по техно­логиям разведки сигналов и занимается оценкой алгоритмов, баз данных и кон­цепций отображения информации. Группа обладает оборудованием для прове­дения научно-исследовательских работ в области обработки аудио- и речевых сигналов, а также занимается оценкой технологий распознавания речи в приме­нении к задачам разведки.

Управление безопасности информационных систем отвечает за безопасность коммуникаций АНБ и за­щиту информации в правительственных линиях связи.

  • Группа K. Руководит криптологической работой АНБ, оказывая теоретическую и другую поддержку работам по защите линий связи правительства США и перехвату информации из каналов связи других стран.

  • Группа T. Группа по телекоммуникациям. Руководит всеми работами, выпол­няющимися в области проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации специальных коммуникационных разведсетей и систем, предназначенных для передачи данных, собираемых подразделениями технической разведки.

  • Группа I. Группа программ информационной безопасности. Эта группа разра­батывает, внедряет и контролирует различные программы в области инфор­мационной безопасности, государственной тайны, образования и обеспече­ния режима.

  • Группа S. Группа стандартов и оценок. Данная группа разрабатывает и вне­дряет различные стандарты в области информационной безопасности, защи­ты государственной тайны, образования и обеспечения режима, а также кон­тролирует их соблюдение..

  • Группа V. Группа безопасности сетей. Эта группа разрабатывает, внедряет и контролирует различные программы в области безопасности коммуникацион­ных сетей, а также соответствующих производственных вопросов.

  • Группа Y. Назначение группы неизвестно.

  • Группа C . Группа технической политики и планирования ресурсов. Данная группа отвечает за разработку текущей, краткосрочной и долгосрочной техни­ческой политики, а также за планирование ресурсов, необходимых для реше­ния текущих и перспективных задач информационной безопасности.

  • Группа Х. Предположительно— группа по системам специального доступа. Точное назначение группы неизвестно.

Управление планирования, политики и программ отвечает за выполнение работ, обеспечивающих работу основных управлений, а также определяет генеральную линию развития АНБ.

  • Группа D. Группа директора АНБ. В ведении группы находятся все задачи, программы, планы и проекты, реализуемые АНБ и ЦСС. Кроме того, группа представляет АНБ в комитетах и советах PC, координирующих работу техни­ческих разведок.

  • Группа Q. Группа планов и политики. Данная группа играет роль штаба ди­ректора АНБ и высшего руководства по инициализации, разработке, интегра­ции, координации и мониторинга политики, планов, программ и проектов АНБ. Группа отвечает за контроль программ АНБ/ЦСС, контроль методов управле­ния организацией, контроль командно-штабной работы и планирования рабо­ты в чрезвычайных ситуациях, контроль проектов и научных изысканий АНБ, исследование операций и экономический анализ, стратегическое планирова­ние АНБ, допуск личного состава и кадровую работу.

  • Группа J. Юридическая группа. Данная группа играет роль штаба директора АНБ и высшего руководства по юридическим вопросам.

  • Группа N. Группа программ. Эта группа совместно с другими подразделения­ми АНБ определяет текущие, краткосрочные и долгосрочные потребности в дополнительных мощностях. Она устанавливает потребности в мощностях, разрабатывает критерии оценки и готовит программы развития имеющихся мощностей, а также определяет необходимость приобретения или строи­тельства новых.

  • Группа U. Группа генерального юристконсульта. Обеспечивает юридическую поддержку директора и руководства АНБ по вопросам, затрагивающим инте­ресы АНБ, контролирует личный состав АНБ, работающий в области юрис­пруденции, ведет переговоры с другими учреждениями по юридическим во­просам, связанным с АНБ, а также руководит соответствующими программа­ми.

Управление вспомогательных служб зани­мается административной работой.

  • Группа E. Группа сопровождения контрактов. Отвечает за разработку и со­провождения контрактов, заключаемых АНБ со всеми поставщиками.

  • Группам. Административная группа. Данная группа играет роль штаба ди­ректора и высшего руководства АНБ по всем организационным вопросам, за исключением поставок оборудования и программного обеспечения, — печать и публикации; библиотечное дело; почтовые отправления; командировки; ау­диовизуальные средства; производства и выставки; делопроизводство, фор­мы и переписка; руководство работой комитетов; аутентификация публика­ций, директив и коммуникаций.

  • Группа L. Группа логистики. Занимается сопровождением всех грузов и поч­товых отправлений, включая курьерскую почту МО.

АНБ находится в г. Форт Мид (штат Мэриленд). Подразделения космической разведки АНБ снимают информацию с двух типов искусственных спутников Зем­ли: с космических аппаратов, транслирующих на землю телефонные переговоры, факсовые сообщения, а также сигналы компьютерных модемов; и с военных разведывательных аппаратов, обеспечивающих двухстороннюю радиосвязь, теле­фонную связь (внутри стран) и передачу других электронных сигналов.

Спектр услуг, которые агентство способно оказывать военно-политическому руководству США, весьма широк. Если поступает заказ на слежку за какой-то оп­ределенной страной, АНБ может прослушивать внутренние и международные телефонные линии, включая: перехват звонков, которые делаются из автомоби­лей; сообщений поступающих в столицу государства из зарубежных посольств и исходящих из нее в посольство; сообщения из других держав, касающихся "це­левой" страны; радиосвязи вооруженных сил этой страны. При этом поиск может вестись по ключевым словам и выражениям, звучащим на разных языках. Одно­временно в АНБ поднимаются все ранее накопленные материалы по стране. На основе данных прослушивания создаются "психологические портреты" лидеров государств.

АНБ тесно сотрудничает с британским Штабом правительственной связи, ка­надской Службой безопасности связи, австралийским Управлением военной связи и новозеландским Бюро безопасности связи в рамках глобального между­народного договора по разведке. Начиная с 1990 года, АНБ стало основное вни­мание уделять добыванию экономической, а не военной информации, чтобы оп­равдать перед американскими налогоплательщиками свой огромный бюджет (один лишь годовой счет за потребленную электроэнергию агентства исчисляет­ся десятками миллионов долларов).

Однако, по-видимому, эти мери оказались недостаточны и с 2000 года в АНБ взят курс на перестройку обеспечения работы агентства. Основной акцент этой перестройки сделан на передачу в частный сектор сопровождения практически всех технологий, не связанных с добыванием информации по техническим кана­лам. На перестройку уйдет до 10 лет, а стоимость единого контракта составляет не менее 5 млрд. долларов.



2.4. Национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР)

НУВКР — американская спецслужба, отвечающая за ведение стратегической воздушно-космической разведки и воздушного наблюдения. Осуществляет свои функции с помощью космических спутников и самолетов-разведчиков U-2.

НУВКР несет ответственность за разработку и создание всех американских разведывательных спутников, а также за их последующее использование.

В за­дачи управления входят:


  • предупреждение и оповещение о выявленных на осно­ве поставляемой спутниками информации угрозах;

  • контроль за выполнением со­глашений о сокращении вооружений;

  • наблюдение из космоса за военными опе­рациями и маневрами, а также за природными бедствиями и катаклизмами;

  • обеспечение спутниковой поддержки программ изучения и защиты окружающей среды.

В распоряжении НУВКР имеются спутники радиолокационного дозора, разведки каналов связи и другие спутники специального назначения для обеспе­чения и контроля всех возможных видов связи. НУВКР также отвечает за добывание данных для составления компьютерных карт целеуказания, наведения управляемых ракет большой дальности.

Управление является структурным подразделением МО США, но в PC входит на правах самостоятельного участника (и, следовательно, по вопросам разведки подчиняется ДЦР). В распоряжении НУВКР находится множество наземных станций, принимающих информацию со спутников в разных точках земного ша­ра.

Структурно НУВКР состоит из аппарата директора, четырех управлений и ря­да отделов.

Основные подразделения.


  • Управление радиотехнической разведки.

  • Управление разведки средств связи.

  • Управление визуальной разведки.

  • Управление передовых систем и технологий.

  • Отдел по управлению и эксплуатации.

  • Отдел контрактов.

  • Отдел контрразведки.

  • Исторический отдел.

  • Отдел протокола.

  • Отдел безопасности.

  • Отдел средств внутренней связи.

  • Отдел запусков космических аппаратов.

Факт существования НУВКР перестал быть государственной тайной США только в 1992 году. В 1995 году была рассекречена программа CORONA (1960— 1972 гг., фоторазведка), и 800000 фотоснимков, полученных за годы существо­вания этой программы, были переданы в Управление национальных архивов и документов (NARA — National Archives and Records Administration).

2.5. Национальное агентство по геодезии и картографии (HAFK)

НАFК - это одна из ведущих разведывательных служб США, имеющая ста­тус органа боевого обеспечения МО. В качестве самостоятельной спецслужбы НАFК было образовано в 1996 году в соответствии с Законом "О Национальном агентстве по геодезии и картографии" . Она призвана обеспечивать политическое руководство и командование Воору­женных Сил США своевременной, корректной и точной информацией геодезической разведки. Эта информация получается на основе изучения и анализа фото­графической и геодезической информации, которая позволяет описать, оценить и представить визуально физические характеристики земной поверхности и гео­графические особенности деятельности в заданном регионе.



В состав НАГF входят следующие управления.

  • Аналитическое управление. Предостав­ляет данные геодезической разведки политическому и военному руководству, командованию войсковых операций, а также гражданским федеральным уч­реждениям и международным организациям.

  • Управление материально-технического обеспечения. Определяет потребности НАFК в системах, комплексах, услугах и бизнес-решениях и приобретает их с целью обеспечения лидирующей роли НАFК в геодезической разведке. Управление отвечает за приобретение таких систем, которые бы обеспечивали преобладание США в области визуальной, фото- и геодезической разведки. Управление занимается исследованиями, необходимыми для приобретения оборудования; разработкой программ за­купки; системным инжинирингом; научными исследованиями в области сис­темного инжиниринга, методики закупок, инжиниринга инфраструктуры, а также обработки изображений и геодезии.

  • Управление инноваций и перспективного планирования. Разрабатывает прогнозы по развитию политической, военной и технической обстановки, определяет будущие потребности в геодезической разведке, разрабатывает планы по развитию ресурсов НАFК, обеспечивая их соответствие этим потребностям, а также предоставляет НАFК технологиче­ские и организационные решения, обеспечивающие в будущем лидирующие позиции США в этой области.

2.6. Бюро разведки и исследований (БРИ) Государственного департамента США

БРИ — это служба государственного департамента США, занимающаяся по­литическими исследованиями и анализом. Устав закрепил за БРИ функции ис­следовательской службы, работающей на госдепартамент, а не на президента. Основная задач БРИ — использование возможностей разведывательных струк­тур для обеспечения дипломатического преимущества США. Следует добавить, что конечным продуктом БРИ являются не разведанные, а субъективная оценка или взгляд на то или иное событие через призму американских интересов. Со­трудники БРИ используют информацию, поступающие от разведки, из отчетов дипломатов, из субъективных оценок специалистов по тем или иным вопросам, а также получаемую в результате научных исследований ученых США и других стран.

БРИ состоит из 19-и отделов. Такое построение копирует структуру государ­ственного департамента, имеющего 19 географических и функциональных подразделений. В БРИ работает около 300 сотрудников, из которых 75% являются штатскими, а 25% имеют дипломатический статус.

БРИ также координирует работу госдепартамента по вопросам разведки, обес­печения безопасности, контрразведки, расследованиям и проведения специаль­ных операций. БРИ участвует в работе Национального совета по вопросам контр­разведки и влияет на принятие решений в области визовой политики США, обмена разведывательной информа­цией и разработки требования ко всем видам разведки.

В ведении БРИ находятся все вопросы технического и разведывательного обеспечения дипломатического корпуса США. БРИ отвечает за своевременное обеспечение дипломатов и представителей США, ведущих переговоры с зару­бежными партнерами о налаживании сотрудничества, коммуникационными паке­тами, средствами шифрования, радиосвязи, компьютерного программного обес­печения и средствами доступа к базам данных разведывательной информации.
2.7. Федеральное бюро расследований (ФБР) Министерства юстиции

ФБР — это основная спецслужба США в области контрразведки, расследую­щая дела о нарушениях законодательства в области разведки гражданами США, а также сотрудниками и агентами иностранных разведок. ФБР также является централизованной полицейской структурой, имеющей дело с уголовными пре­ступлениями, подпадающими под юрисдикцию сразу нескольких штатов.

ФБР входит в состав PC, но не в качестве разведывательной организации, а как ведущая служба в области контрразведки, борющаяся со шпионажем на тер­ритории США. Этот круг обязанностей ФБР четко очерчен на законодательном уровне.

После событий 11 сентября 2001 года в ФБР началась серьезная реоргани­зация, цель которой— поставить контрразведывательные функции на качест­венно новый уровень. Структура ФБР после реорганизации имеет вид, пред­ставленный на рис. 5 (новые должности и подразделения выделены цветом).


Рис. 5 Структура ФБР.


Несмотря на роль ведущей контрразведывательной службы, нельзя сказать, что ФБР полностью монополизировала в стране борьбу с иностранным шпиона­жем. Другие члены PC также занимаются контрразведывательной деятельно­стью и порой даже не считают нужным посвящать ФБР в свои операции. Кроме того, в каждый конкретный период времени непосредственно контрразведыва­тельной деятельностью занимается лишь малая часть десятитысячной армии сотрудников ФБР. В бюро широко распространена практика ротации кадров (ко­гда сотрудник последовательно проходит через различные отделы и управле­ния, в результате становится универсалом).

ФБР и ЦРУ— две самые известные спецслужбы США (хотя, в действитель­ности, они далеко не так могущественны, как, скажем, РУМО или АНБ). Однако между ФБР и ЦРУ существует два главных отличия. Во-первых, агенты ФБР счи­таются сотрудниками правоохранительных органов и наделены правом произ­водить задержания и аресты. У сотрудников ЦРУ этих полномочий нет. Во-вторых, ФБР работает только на территории Соединенных Штатов, ЦРУ же по всему миру, кроме США. Причем запрет проводить операции ЦРУ на территории США строго соблюдается, тогда как ФБР разрешено работать в американских посольствах за рубежом и расследовать дела в рамках международных догово­ренностей с правоохранительными структурами иностранных держав (по амери­канским законам, ФБР имеет право арестовывать подозреваемых за рубежом и доставлять их для суда на территорию Соединенных Штатов).

В ходе реорганизации в структуре ФБР появились ответственные по­мощники директора по основным направлениям работы бюро. Это позволило повысить эффективность руководства подразделе­ниями, входящими в каждое из направлений, и повысить скорость принятия ре­шений по оперативным вопросам.

Помимо руководителей, в структуре ФБР появились два новых управления, необходимость создания которых обосновывается бурным ростом компьютерной преступности. Управление компьютерных преступлений призвано заниматься собственно компьютерной преступностью, престу­плениями в сфере высоких технологий, а также преступлениями, направленны­ми против интеллектуальной собственности. Управление внутренней безо­пасности призвано обеспечить безопасность сотрудников, подрядчиков и посетителей ФБР, а также информационных систем и помеще­ний.



В структуре ФБР также появились четыре новых отдела:

  • отдел координации деятельности правоохранительных органов, на который возлагается задача улучшения координации с правоохранительными ор­ганами всех уровней и обеспечение обмена информацией между ними и ФБР;

  • от­дел Главного офицера по технологиям, отвечающего перед руководством ФБР за реализацию важных проектов по внедрению инфор­мационных технологий;

  • служба управления делами, в функции которой входит модернизация методов управления ФБР, включая управление процессами;

  • разведывательный отдел, призванный улучшить аналитическую и разведывательную работу, особенно в та­ких областях, как борьба с терроризмом и контрразведка.


3. Взаимодействие правоохранительных органов с частными предпринимательскими структурами

3.1. Взаимодействие правоохранительных органов с корпорациями по предупреждению некоторых видов преступлений

Сегодня в предотвращении преступле­ний наряду с отдельными гражданами принимают уча­стие и целые корпорации.

Так, например, крупная фирма «ADT», занимающая­ся установкой оборудования для систем сигнализации, начала сотрудничество с Национальным советом по предотвращению преступности. Один из ее филиалов, расположенный в Нью-Йорке, оказывает помощь совету в подготовке специальной литературы для сотрудников компаний, отвечающих за безопасность, а также кон­сультантов по борьбе с материальным ущербом и дру­гих ответственных служащих из числа, как правило, персонала промышленных служб безопасности.

Фирмой «ADT» накоплен некоторый опыт в ор­ганизации работы в данной области, поэтому основной целью совместных с советом мер является выработка долгосрочной программы по борьбе с преступностью, которой предусмотрены мероприятия, направленные на предотвращение широкого круга преступлений, — начиная от злоупотреблений наркотиками и алкоголем на рабочих местах и кончая кражами информационных данных из компьютерных систем корпораций.

Разработка программы идет по 14 различным те­мам, таким, как «Безопасность на рабочем месте», «Помощь жертвам преступлений», «Обеспечение безопасности детей», «Наркомания и алкоголизм на ра­бочих местах», и некоторым другим. Материалы, под­готовленные по этой тематике, предназначены для ве­дения разъяснительной работы среди служащих кор­пораций и населения.

Национальный совет по предотвращению преступ­ности совместно с Управлением Министерства юстиции США по содействию правоохранительной деятельности проводит также кампанию по привле­чению граждан не только к организации наблюдения за порядком, но и активному участию в борьбе с преступлениями. Число различных программ и ме­роприятий по профилактике преступности имеет тен­денцию к увеличению, что свидетельствует о стрем­лении правоохранительных органов и общественно­сти обеспечить в 90-е годы охрану правопорядка в стране.

Другим важным направлением борьбы с преступ­ностью в США являются развитие и совершенствова­ние работы частных охранных и детективных агентств.


<предыдущая страница | следующая страница>


Учебно-методическое пособие Блок 1 Система защиты информации в США тула, 2008 Разработано начальником кафедры №1 «Организация и технология защиты информации»

Блок Система защиты информации в Японии. Международное сотрудничество в рамках Интерпола

695.09kb.

14 12 2014
4 стр.


А. А. Новакович учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем

662.29kb.

23 09 2014
1 стр.


Вопросы защиты информации в распределенных информационно-вычислительных системах на основе исчисления древовидных структур

В перечисленных вопросах проблемы защиты информации больших и сверхбольших хранилищ информации и систем коллективного взаимодействия занимают высокие приоритеты

57.88kb.

11 10 2014
1 стр.


Учебное пособие Часть Основы информационной безопасности

В учебном пособии приводятся основные понятия и термины, связанные с угрозой безопасности информационных систем, с методами и средствами организации защиты информации. Рассмотрены

847.42kb.

23 09 2014
5 стр.


Лекции для подготовки к экзамену по дисциплине «Методы и средства защиты компьютерной информации»

Данная дисциплина рассматривает экономические проблемы защиты информационных ресурсов и поддерживающей их инфраструктуры. Сформируем подходы к определению затрат на защиту информац

1724.03kb.

25 09 2014
12 стр.


Методическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей география

Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. В. Ковале

405.64kb.

24 09 2014
4 стр.


Учебно-методическое пособие «Визуализация экологической информации»
23.7kb.

13 10 2014
1 стр.


Конкурс aes и блочная криптосистема Rijndael 44

Исторический процесс развития средств и методов защиты информации выработал три основных способа защиты

898.25kb.

16 12 2014
6 стр.