Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

3.2. Характер и масштабы рынка услуг, предостав­ляемых клиентам частными детективными бюро, охранными агентствами и фирмами по производству специальной техники

Соединенные Штаты ушли дале­ко вперед по сравнению с европейскими государствами и Японией по пути формирования законодательной базы и широкого практического использования част­ных фирм в правоохранительной деятельности, несмо­тря на то, что полицейские власти в этой стране от­носят деятельность такого рода к своей исключитель­ной компетенции.

Интересно отметить в этой связи то, что мэры небольших городов в некоторых американских штатах порой прибегают к помощи частных агентств для обес­печения общественного порядка, демонстративного патрулирования городских кварталов и охраны тор­говых центров с единственной целью — вынудить федеральные власти под давлением общественности принять дополнительные меры по финансированию и укреплению материально-технической базы муници­пальной полиции.

В последние годы в США отмечается значительный рост количества учреждений, заинтересованных в ор­ганизации внутренней охраны от преступных посяга­тельств. Ежегодно американские фирмы тратят на эти цели около 6 млрд. дол., заключая контракты со спе­циальными службами, занимающимися установкой сигнализации и оказывающими другие услуги.

К этой сумме следует добавить еще 11 млрд. дол. на охрану внутренних помещений. Даже те фирмы, которые считают, что риск подвергнуться нападению для них минимален, должны вкладывать определенные средства в охрану. К этому их вынуждает желание уменьшить свою задолженность страховым компани­ям, выплачивающим компенсацию за убытки от мелких хищений, совершаемых собственными сотрудниками, и от других преступлений, которые ежегодно обходятся американским фирмам в 100 млрд. дол и о боль­шинстве из которых они, как правило, в полицию не заявляют.

Многие предприниматели считают, что обращаться к частным службам охраны удобнее, чем к полиции, так как их услуги более разнообразны, оказываются быстрее и качественнее. Так, крупные компании в сре­днем ежегодно обращаются за помощью к восьми подобным фирмам.

В начале 90-х годов в США насчитывалось около 900 тыс. сотрудников только в частных бюро охраны, что на 300% было больше, чем в 1969 г., и в два раза больше, чем офицеров федеральной полиции. Основ­ную часть прибылей этих бюро (около 17 млрд. дол. или 15% от общего дохода) составляют доходы от установки телевизионных камер и компьютерных мониторов. Однако наибольшим спросом пользуется охрана, осуществляемая специально подготовленным персоналом.

В последние годы в США получила широкое рас­пространение торговля специальными средствами ау­дио- и видеоконтроля. По данным американских экс­пертов по проблемам безопасности, рынок этих изде­лий оценивался в 1994 г. в 130-150 млн. дол. Спрос на подслушивающие устройства и технику визуального контроля объясняется разнообразными причинами, в том числе и бытового характера:



  • стремлением ревнивого супруга получить доказа­тельства измены своей жены;

  • желанием задокументировать устные коммерческие договоренности или обязательства;

  • намерением удостовериться в добросовестности прислуги;

  • тягой молодежи к играм в «шпионские страсти»;

  • мечтой домовладельца обезопасить жилище от не­санкционированного вторжения и т. п.

  • Среди технических средств, представленных на спе­циализированных выставках, в торговых каталогах и проспектах, рекламируются:

  • миниатюрные радиозакладки, вмонтированные в атташе-кейсы, портфели, дамские сумки;

  • различные микромагнитофоны;

  • устройства дистанционного подслушивания;

  • стетоскопы, позволяющие через тонкие перегородки и стены прослушивать разговоры в соседних помещениях;

  • мини-видеокамеры, вмонтированные в детские иг­рушки и бытовые приборы.

Поскольку несанкционированное использование средств аудио- и видеоконтроля является нарушением федерального законодательства США, фирмы-изгото­вители используют в рекламных объявлениях различ­ные уловки. Так, например, компания «Life Force Technologies», выпускающая более 20 видов специаль­ной электронной аппаратуры, рекламируя элект­ронный стетоскоп, подробно перечисляет возможные области его применения, начиная от контроля дыхания больного ребенка до диагностики работы двигателя.

Способность же прибора регистрировать разгово­ры в смежной комнате в тексте рекламы не указана, о ней можно узнать по фотографии, помещенной в рекламе, на которой изображен мужчина, прижима­ющий стетоскоп к стене. В рекламе содержится пре­дупреждение: «Федеральный закон запрещает исполь­зовать это устройство для подслушивания, и оно не продается для этих целей».

Анализируя федеральный закон, запрещающий частным лицам использовать специальные элект­ронные устройства для перехвата телефонных линий связи и подслушивания разговоров, в нем можно вы­явить и некоторые уязвимые пункты, позволяющие обойти этот закон.

Использование скрытого видеоконтроля не регла­ментируется в США федеральным законодательством.



3.3. Причины расширения частной правоохрани­тельной деятельности

В США система частных охранно-сыскных агентств заметно отличается от госу­дарственной системы правоохранительных органов, занимающейся раскрытием преступлений, розыском и наказанием преступников.

Деятельность частных детективных бюро известна, как правило, лишь узкому кругу лиц, которые обраща­ются к их услугам. Основными задачами этих органи­заций являются предупреждение и недопущение совер­шения правонарушений, а также изыскание способов содействия клиентам в возмещении причиненных им убытков.

Подобные службы возникли и развиваются в силу того главного обстоятельства, что многие националь­ные и иностранные торгово-промышленные компании и банки, работающие в США, оказались не удов­летворены методами, используемыми государствен­ными правоохранительными органами, а также темпами расследования преступлений, совершенных на принадлежащих им предприятиях, складах, в торговых зонах и т. п.

Конечно, о таких преступлениях, как поджоги, взрывы, нападения, разбои, взломы сейфов и вторже­ния в помещения, управляющие фирм и банков в ос­новном информируют полицию. Но когда речь идет о так называемых экономических преступлениях, то в этих случаях многие представители предпринима­тельских кругов предпочитают не обращаться в госу­дарственные правоохранительные органы — полицию и прокуратуру.

Кроме того, другая и довольно значительная часть бизнесменов склонна обращаться не в полицию, а при­бегать, как правило, к услугам частных детективных агентств.



Перечень основных правонарушений, в от­ношении которых расследование, как правило, пред­почитают передавать в частные детективные бюро:

  • акты вандализма и хулиганства; хищения товаров, грузов, некоторых видов доку­ментов;

  • взяточничество, мошенничество, кредитно-финан­совые махинации;

  • подделка кредитных карточек, страховых полисов, финансово-платежных документов;

  • кражи, совершенные служащими фирмы или банка; компьютерные преступления;

  • случаи злоупотребления наркотиками, крупные карточные проигрыши;

  • правонарушения на почве алкоголизма; некоторые виды дорожно-транспортных происше­ствий.

Основная причина отказа руководителей амери­канских фирм и банков от вмешательства государст­венной полиции заключается в основном в скромных масштабах совершенного преступления, незначитель­ном размере нанесенного компании ущерба, отсутствии необходимых доказательств, больших затратах на су­дебное разбирательство, длительности сроков рассле­дования, несовершенстве некоторых статей федераль­ного и местного законодательства.

В отдельных случаях полицию умышленно не ста­вят в известность во избежание нежелательной огла­ски, последствия которой могут иногда нанести боль­ший вред имиджу организации, нежели само преступ­ление.

В то же время о кражах из магазинов, которые ежедневно происходят в более чем половине торговых фирм США, в полицию сообщается в большинстве случаев.

Одной из существенных экономических причин раз­вития, особенно в последнее время, частных детективно-охранных агентств является стремление предприни­мателей в условиях обострения конкурентной борьбы на многих мировых товарных рынках и в сфере банковско-страховых услуг максимально сохранить кон­фиденциальность своих коммерческих операций.

Это обстоятельство и обусловливает в первую оче­редь современную модель поведения бизнесмена в кон­фликтной ситуации, который не склонен сразу же обращаться в полицейские органы. Более того, сегодня свыше 70% американских предпринимателей предпо­читают услугам государственной полиции частные расследование и охрану, поскольку обоснованно опаса­ются за репутацию фирмы или банка и весьма вероят­ную утечку коммерческой информации в прессу, на телевидение, а также в налоговые органы при офици­альном расследовании.

4. Основные типы и функции частных правоохранительных организаций и основные направления развития их деятельности

Как показывает изучение соответствующих норма­тивных актов, в США существуют в настоящее время три основных типа частных правоохранительных ор­ганизаций:



  1. Сыскные бюро.

  2. Охранные агентства.

  3. Службы безопасности в различных промышленных и коммерческих структурах.

Основные функции охранно-сыскных агентств.

  • охрана частной собственности фирм (банков) и обеспечение с помощью телохранителей личной без­опасности их руководителей и отдельных служащих;

  • патрулирование определенных участков, зон, улиц, районов, наблюдение за соблюдением порядка клиентами и посетителями на территории торгово-промышленных ярмарок и выставок, научных и развлекательных це­нтров;

  • предупреждение пожаров, затоплений, обвалов, не­контролируемого скопления народа, профилактика не­счастных случаев;

  • предотвращение правонарушений в торговле и на­несения материального ущерба;

  • охрана и поддержание порядка в помещениях и зда­ниях, занимаемых отдельными фирмами и банками;

  • обслуживание различных автоматизированных кон­трольно-пропускных и сигнально-звуковых систем и пунктов;

  • обеспечение безопасности складирования, перевал­ки и перевозки ценных грузов специальным транспор­том, в том числе в бронированных автомобилях;

  • защита фирм и банков от утечки коммерческих секретов, промышленного, финансового и «элект­ронного» шпионажа, от подделки фирменных знаков и внутренних документов, незаконной конкуренции;

  • информирование соответствующих правоохрани­тельных, органов о выявлении совершенных преступле­ний, содействие в задержании правонарушителей;

  • участие в расследовании некоторых видов преступ­лений;

  • поиск лиц, пропавших без вести;

  • выявление технического, технологического, кредит­но-финансового, кадрового, научного потенциалов возможных конкурентов и партнеров;

  • добывание конфиденциальной коммерческой и иной информации для деловых переговоров;

  • негласная проверка финансового положения парт­неров и клиентов.

Основные задачи промышленных и коммерческих служб безопасности лежат в основном в сфере вы­явления, предупреждения и пресечения утечки секрет­ной технической и коммерческой информации, пред­отвращения и расследования на определенных объек­тах иных правонарушений, связанных с разглашением коммерческой тайны.

Полицей­ские функций, выполняемые частными правоохранительными структурами:

  • постовая охрана и патрулирование автостоянок, вертолетно-самолетных площадок и небольших аэро­дромов, причалов и пристаней яхт-клубов, особенно в сельской местности и курортных городах и зонах отдыха;

  • выезды бригад и отдельных специалистов на охра­няемые объекты по телефонным сигналам размещен­ных там защитных систем и радиокомандам патруль­но-постовых служб;

  • осуществление комплекса мер ветеринарного и са­нитарного контроля в зонах эпизоотической и эпиде­миологической опасности, в первую очередь в отдален­ных районах сельской местности, а также местах скоп­ления людей, массового отдыха и общественных меро­приятий.

Наиболее перспек­тивным направлениям развития частной правоохрани­тельной деятельности следует отнести в первую оче­редь следующие:

1. Организационно-административные меры по упорядочению и совершенствованию координа­ции многочисленных программ взаимодействия госу­дарственных правоохранительных органов с обще­ственными организациями и частными коммерческими предприятиями.

Это, естественно, приведет к повышению роли местных органов власти в разработке и управлении подобными программами и к усилению значения част­нопредпринимательских кругов в финансировании этих программ.

2. Усиление контрольные функции со стороны деловых кругов за эффективностью мер борьбы с преступностью.

Очевидна и дальнейшая активизация средств мас­совой информации по доведению до граждан целей и результатов реализации подобных программ, содей­ствию их роли в общепрофилактической деятельности предупреждения преступлений.

Отмеченные тенденции потребуют повышения уровня подготовки представителей деловых кругов в различных сферах борьбы с преступностью, а также дальнейшего привлечения в частный сектор квалифицированных кадров из правоохранительных органов.

Усиление вовлеченности деловых кругов в целом правоохранительную деятельность обусловливает дальнейшее расширение рынка специальной техники, переход все большего числа фирм к предоставлению всего комплекса услуг по обеспечению промышленной и коммерческой безопасности, а также подготовке со­ответствующих специалистов.

Расходы американских корпораций на меры органи­зации внутренней и внешней охраны своих объектов имеют постоянную тенденцию к росту. Наиболее до­ходной статьей частных охранных бюро будут продол­жать оставаться мероприятия по установке, наладке, обслуживанию и ремонту комплексных видео- и телеви­зионных компьютерных систем и мониторов, предназ­наченных для контроля за обстановкой, посетителями и сотрудниками на объектах, подлежащих охране.

3. Прогнозируется рост доходов предпринимателей от обучения и подготовки соответствующего персона­ла для охранных агентств и служб безопасности. Сове­ршенствование преподавательской деятельности по­требует, однако, со стороны частнопредпринимательс­ких кругов серьезных инвестиционных программ для разработки и приобретения для научных и учебных центров все более усложняющегося оборудования учебных классов: стендов, тренажеров, мониторов, тест-приборов, спецснаряжения.

Эта тенденция обусловливает дальнейшие интегра­ционные процессы в среде учебно-педагогических заве­дений и предпринимательских организаций, поскольку тестирование в учебный процесс в специальных учеб­ных центрах, связанных с подготовкой и переподготов­кой кадров для частных правоохранительных органов, по-прежнему оставаться высокоприбыльным эффективным вложением капиталов.

Значительные нормотворческие усилия будут предприняты в сфере совершенствования законодательства по борьбе с компьютерной преступностью, а также с преступ­лениями, совершаемыми с использованием иных техни­ческих средств и специальных методов, приемов и спосо­бов. Правовое регулирование видеоконтроля должно вероятно, стать в ближайшие годы приоритетной об­ластью нормотворчества, поскольку в настоящее время в США использование любых методов скрытого видео­контроля законодательно не регламентируется.

4. С целью сохранения баланса между государствен­ными и частными правоохранительными органами ад­министрация и конгресс США будут в ближайшие годы совершенствовать федеральное законодательство с целью придать деятельности государственных право­охранительных органов более наступательный и реши­тельный характер при расследовании экономических преступлений, снять или по крайней мере уменьшить значение тех причин, по которым деловые круги сегод­ня при расследовании некоторых видов преступлений склонны пока иметь дело с частными правоохрани­тельными органами и не обращаться в полицию.

5. Принципиальной тенденцией в деятельности част­ных сыскных и охранных агентств в США является постоянное расширение диапазона оказываемых ими услуг. В предстоящие годы в общем объеме их сервиса возрастет доля мероприятий по обеспечению безопас­ности в зонах эпидемиологической опасности и по экологической защите объектов и населения.

В целом же следует ожидать дальнейшего роста специализации охранно-детективных фирм, повыше­ния уровня информационного обеспечения их опера­тивной деятельности за счет все более активного ис­пользования разнообразных национальных и междуна­родных информационных сетей, баз данных, учетов, картотек и т. п., а также формирования и совершенст­вования собственных информационных массивов.

Это потребует более широкого внедрения форма­лизованных форм отчетности, применения в этой сфе­ре современных вычислительных средств обработки данных и получения обобщенных, сводных показа­телей на базе специальных программ и алгоритмов.

6. Как представляется, в ближайшие годы должны значительно возрасти значение и влияние профессио­нальных объединений сотрудников частных правоох­ранительных органов, что связано с ужесточением ха­рактера процедур отбора и проверки их персонала. Повышение в обществе престижа этих организаций, прибыльности их деятельности обусловливает тенден­цию к углублению их взаимодействия и координации, осуществляемых через их различные профессиональ­ные объединения, ассоциации, союзы и общества.

7. Следует также ожидать повышения уровня и значе­ния во взаимоотношениях подобных организаций меж­ду собой и со своими клиентами деловой этики, боль­шей доступности и открытости, что будет связано в первую очередь с ростом внимания к ним со стороны государственных правоохранительных и налоговых органов.

В современных условиях, богатых кризисными си­туациями, заметно усилится роль разведывательных подразделений, расширится диапазон проблем, подле­жащих информационному освещению, повысятся уровень и ответственность за управление ими со стороны руководящих представителей деловых кругов. Станут вероятно, и более привлекательными условия найма высокопрофессиональных государственных служащих в эти подразделения. Улучшится их оперативно-тех­ническая оснащенность.

Во всевозрастающей степени эти организации бу­дут переходить на самую современную тактику разве­дывательной работы, передовые методы добывания, накопления и аналитической обработки разведыва­тельной информации, которые принесут с собой в биз­нес представители государственных спецслужб.

8. Традиции американского разведывательного сооб­щества, которые внедряют в частный бизнес бывшие сотрудники спецслужб, определят дальнейшее углубле­ние взаимодействия частных коммерческих и промыш­ленных служб безопасности, усиление взаимного об­мена оперативной информацией, в первую очередь от­носительно сомнительных зарубежных партнеров.

Эту особенность американского сектора частной безопасности следует учитывать российским предпри­нимателям, поскольку ошибка, обман, введение в за­блуждение американских деловых партнеров могут в дальнейшем обернуться для российских граждан то­тальным для них прекращением каких-либо финансо­вых, экспортно-импортных и иных операций на северо­американском континенте, а также с филиалами аме­риканских компаний в других странах.

5. Законодательство в сфере частной охранно-сыскной деятельности

Одна из особенностей Соединенных Штатов Аме­рики состоит в том, что в этой стране не имеется сегодня единого федерального закона о частной детек­тивной и охранной деятельности. Примерно в 40 из 50 штатов для осуществления охранно-сыскных функций необходима лицензия, которая выдается властями дан­ного штата в форме разрешения на официальное осу­ществление охранно-сыскной деятельности в качестве бизнеса.

Все классы лицензии выдаются специальной Госу­дарственной комиссией, которая оценивает в рамках установленной процедуры соответствие личных ка­честв и профессиональной подготовки претендента квалификационным требованиям.

5.1. Классы лицензий

Согласно действующим в различных штатах законам существует несколько категорий частных детективов.

В соответствии с этими нормативными актами, которые в разных штатах в большинстве случаев от­носительно идентичны, любое частное лицо может нанять для расследования какого-либо дела частного детектива. Для проведения подобного расследования детектив должен обладать лицензией класса «А».

В законе определено, что частный детектив — это любое лицо, которое по роду своей деятельности зани­мается сбором или снабжением информацией, каса­ющейся:


  • преступлений, правонарушений либо действий, представляющих угрозу для США или для любого штата или территории страны;

  • установления личности и выяснения привычек, поведения, сферы и рода занятий, моральных качеств, кредитоспособности, образовательного уровня, рабо­тоспособности, лояльности, участия в общественных движениях и организациях, местонахождения, членства в политических партиях и объединениях, особенностей ведения деловых операций и заключения сделок, сло­жившейся репутации и черт характера любого лица;

  • местонахождения утерянной или похищенной собственности, а также ее возвращения владельцу;

  • оснований для привлечения к ответственности за поджоги, распространение клеветнических сведений, нанесение ущерба, возникновение аварийных ситуаций, повреждение имущества или причинение увечий лицам;

  • обеспечения сохранности вещественных доказа­тельств для использования их в суде, предоставления в распоряжение органов предварительного следствия и дознания.

Ос­новной сферой деятельности частного детектива, име­ющего лицензию класса «А», является только сбор информации. В этой связи ему запрещено оказание клиентам сторожевых и охранных услуг, выполнение которых юридически закреплено за владельцами ли­цензий класса «В».

В соответствии с американским законодательством к этой категории детективов относят любое лицо (лиц), участвующее в деятельности, связанной с обес­печением на контрактной основе клиентов личной охраной, сторожами, патрульными, а также в деятель­ности, сопряженной с выполнением одной из функций:



  • предупреждения неправомерного посягательства, завладения либо похищения собственности, а также актов вандализма, повреждения и поджогов имущест­ва, равно как проникновения на чужую территорию;

  • предупреждения, наблюдения и выявления фак­тов любой несанкционированной деятельности в гра­ницах частного владения;

  • контроля, регулирования и управления движени­ем пешеходов и транспорта, но лишь в пространствен­ных и временных пределах, необходимых для обеспече­ния неприкосновенности охраняемой собственности;

  • физической защиты клиентов от телесных повре­ждений».

Из вышеизложенного видно то, что круг деятель­ности владельцев лицензией класса «В» не может пере­секаться с задачами, которые решают обладатели ли­цензий класса «А».

Лицензия класса «В» предоставляет охранникам право на получение огнестрельного оружия. Охранные агентства обычно не выдают своим сотруд­никам оружия для постоянного ношения. Как правило, оружие хранится в защищенном помещении по месту работы и выдается охраннику при заступлении на смену.

Для того чтобы частный детектив имел возмож­ность исполнять как сыскные, так и охранные обязан­ности, ему необходимо получить комбинированную лицензию класса «С».

По американскому законодательству, зарегистри­рованным частным детективом является лицо, которому Государственной аттестационной комиссией да­но разрешение на занятие частной сыскной (частно - охранной) практикой как в качестве самостоятельно действующего агента, так и руководителя (управля­ющего) бюро.

Звание «аттестованный сотрудник безопасности» присваивается агентам, нанятым на службу владель­цами лицензий класса «В» или «С» (но не класса «А») для выполнения охранных функций, которым Государ­ственной аттестационной комиссией дано разрешение на ношение огнестрельного оружия только в опреде­ленных, строго установленных случаях.

В нормативных актах «негласный агент» определя­ется как лицо, нанятое на службу другим лицом (груп­пой лиц), корпорацией или иной предпринимательской структурой для выполнения поручений клиента и дей­ствующее в интересах последнего скрытыми (неглас­ными) методами, но обязательно под руководством «лицензированного» частного детектива.


<предыдущая страница | следующая страница>


Учебно-методическое пособие Блок 1 Система защиты информации в США тула, 2008 Разработано начальником кафедры №1 «Организация и технология защиты информации»

Блок Система защиты информации в Японии. Международное сотрудничество в рамках Интерпола

695.09kb.

14 12 2014
4 стр.


А. А. Новакович учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем

662.29kb.

23 09 2014
1 стр.


Вопросы защиты информации в распределенных информационно-вычислительных системах на основе исчисления древовидных структур

В перечисленных вопросах проблемы защиты информации больших и сверхбольших хранилищ информации и систем коллективного взаимодействия занимают высокие приоритеты

57.88kb.

11 10 2014
1 стр.


Учебное пособие Часть Основы информационной безопасности

В учебном пособии приводятся основные понятия и термины, связанные с угрозой безопасности информационных систем, с методами и средствами организации защиты информации. Рассмотрены

847.42kb.

23 09 2014
5 стр.


Лекции для подготовки к экзамену по дисциплине «Методы и средства защиты компьютерной информации»

Данная дисциплина рассматривает экономические проблемы защиты информационных ресурсов и поддерживающей их инфраструктуры. Сформируем подходы к определению затрат на защиту информац

1724.03kb.

25 09 2014
12 стр.


Методическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей география

Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. В. Ковале

405.64kb.

24 09 2014
4 стр.


Учебно-методическое пособие «Визуализация экологической информации»
23.7kb.

13 10 2014
1 стр.


Конкурс aes и блочная криптосистема Rijndael 44

Исторический процесс развития средств и методов защиты информации выработал три основных способа защиты

898.25kb.

16 12 2014
6 стр.