Перейти на главную страницу
Соединенные Штаты ушли далеко вперед по сравнению с европейскими государствами и Японией по пути формирования законодательной базы и широкого практического использования частных фирм в правоохранительной деятельности, несмотря на то, что полицейские власти в этой стране относят деятельность такого рода к своей исключительной компетенции.
Интересно отметить в этой связи то, что мэры небольших городов в некоторых американских штатах порой прибегают к помощи частных агентств для обеспечения общественного порядка, демонстративного патрулирования городских кварталов и охраны торговых центров с единственной целью — вынудить федеральные власти под давлением общественности принять дополнительные меры по финансированию и укреплению материально-технической базы муниципальной полиции.
В последние годы в США отмечается значительный рост количества учреждений, заинтересованных в организации внутренней охраны от преступных посягательств. Ежегодно американские фирмы тратят на эти цели около 6 млрд. дол., заключая контракты со специальными службами, занимающимися установкой сигнализации и оказывающими другие услуги.
К этой сумме следует добавить еще 11 млрд. дол. на охрану внутренних помещений. Даже те фирмы, которые считают, что риск подвергнуться нападению для них минимален, должны вкладывать определенные средства в охрану. К этому их вынуждает желание уменьшить свою задолженность страховым компаниям, выплачивающим компенсацию за убытки от мелких хищений, совершаемых собственными сотрудниками, и от других преступлений, которые ежегодно обходятся американским фирмам в 100 млрд. дол и о большинстве из которых они, как правило, в полицию не заявляют.
Многие предприниматели считают, что обращаться к частным службам охраны удобнее, чем к полиции, так как их услуги более разнообразны, оказываются быстрее и качественнее. Так, крупные компании в среднем ежегодно обращаются за помощью к восьми подобным фирмам.
В начале 90-х годов в США насчитывалось около 900 тыс. сотрудников только в частных бюро охраны, что на 300% было больше, чем в 1969 г., и в два раза больше, чем офицеров федеральной полиции. Основную часть прибылей этих бюро (около 17 млрд. дол. или 15% от общего дохода) составляют доходы от установки телевизионных камер и компьютерных мониторов. Однако наибольшим спросом пользуется охрана, осуществляемая специально подготовленным персоналом.
В последние годы в США получила широкое распространение торговля специальными средствами аудио- и видеоконтроля. По данным американских экспертов по проблемам безопасности, рынок этих изделий оценивался в 1994 г. в 130-150 млн. дол. Спрос на подслушивающие устройства и технику визуального контроля объясняется разнообразными причинами, в том числе и бытового характера:
Способность же прибора регистрировать разговоры в смежной комнате в тексте рекламы не указана, о ней можно узнать по фотографии, помещенной в рекламе, на которой изображен мужчина, прижимающий стетоскоп к стене. В рекламе содержится предупреждение: «Федеральный закон запрещает использовать это устройство для подслушивания, и оно не продается для этих целей».
Анализируя федеральный закон, запрещающий частным лицам использовать специальные электронные устройства для перехвата телефонных линий связи и подслушивания разговоров, в нем можно выявить и некоторые уязвимые пункты, позволяющие обойти этот закон.
Использование скрытого видеоконтроля не регламентируется в США федеральным законодательством.
В США система частных охранно-сыскных агентств заметно отличается от государственной системы правоохранительных органов, занимающейся раскрытием преступлений, розыском и наказанием преступников.
Деятельность частных детективных бюро известна, как правило, лишь узкому кругу лиц, которые обращаются к их услугам. Основными задачами этих организаций являются предупреждение и недопущение совершения правонарушений, а также изыскание способов содействия клиентам в возмещении причиненных им убытков.
Подобные службы возникли и развиваются в силу того главного обстоятельства, что многие национальные и иностранные торгово-промышленные компании и банки, работающие в США, оказались не удовлетворены методами, используемыми государственными правоохранительными органами, а также темпами расследования преступлений, совершенных на принадлежащих им предприятиях, складах, в торговых зонах и т. п.
Конечно, о таких преступлениях, как поджоги, взрывы, нападения, разбои, взломы сейфов и вторжения в помещения, управляющие фирм и банков в основном информируют полицию. Но когда речь идет о так называемых экономических преступлениях, то в этих случаях многие представители предпринимательских кругов предпочитают не обращаться в государственные правоохранительные органы — полицию и прокуратуру.
Кроме того, другая и довольно значительная часть бизнесменов склонна обращаться не в полицию, а прибегать, как правило, к услугам частных детективных агентств.
В отдельных случаях полицию умышленно не ставят в известность во избежание нежелательной огласки, последствия которой могут иногда нанести больший вред имиджу организации, нежели само преступление.
В то же время о кражах из магазинов, которые ежедневно происходят в более чем половине торговых фирм США, в полицию сообщается в большинстве случаев.
Одной из существенных экономических причин развития, особенно в последнее время, частных детективно-охранных агентств является стремление предпринимателей в условиях обострения конкурентной борьбы на многих мировых товарных рынках и в сфере банковско-страховых услуг максимально сохранить конфиденциальность своих коммерческих операций.
Это обстоятельство и обусловливает в первую очередь современную модель поведения бизнесмена в конфликтной ситуации, который не склонен сразу же обращаться в полицейские органы. Более того, сегодня свыше 70% американских предпринимателей предпочитают услугам государственной полиции частные расследование и охрану, поскольку обоснованно опасаются за репутацию фирмы или банка и весьма вероятную утечку коммерческой информации в прессу, на телевидение, а также в налоговые органы при официальном расследовании.
4. Основные типы и функции частных правоохранительных организаций и основные направления развития их деятельности
Как показывает изучение соответствующих нормативных актов, в США существуют в настоящее время три основных типа частных правоохранительных организаций:
1. Организационно-административные меры по упорядочению и совершенствованию координации многочисленных программ взаимодействия государственных правоохранительных органов с общественными организациями и частными коммерческими предприятиями.
Это, естественно, приведет к повышению роли местных органов власти в разработке и управлении подобными программами и к усилению значения частнопредпринимательских кругов в финансировании этих программ.
2. Усиление контрольные функции со стороны деловых кругов за эффективностью мер борьбы с преступностью.
Очевидна и дальнейшая активизация средств массовой информации по доведению до граждан целей и результатов реализации подобных программ, содействию их роли в общепрофилактической деятельности предупреждения преступлений.
Отмеченные тенденции потребуют повышения уровня подготовки представителей деловых кругов в различных сферах борьбы с преступностью, а также дальнейшего привлечения в частный сектор квалифицированных кадров из правоохранительных органов.
Усиление вовлеченности деловых кругов в целом правоохранительную деятельность обусловливает дальнейшее расширение рынка специальной техники, переход все большего числа фирм к предоставлению всего комплекса услуг по обеспечению промышленной и коммерческой безопасности, а также подготовке соответствующих специалистов.
Расходы американских корпораций на меры организации внутренней и внешней охраны своих объектов имеют постоянную тенденцию к росту. Наиболее доходной статьей частных охранных бюро будут продолжать оставаться мероприятия по установке, наладке, обслуживанию и ремонту комплексных видео- и телевизионных компьютерных систем и мониторов, предназначенных для контроля за обстановкой, посетителями и сотрудниками на объектах, подлежащих охране.
3. Прогнозируется рост доходов предпринимателей от обучения и подготовки соответствующего персонала для охранных агентств и служб безопасности. Совершенствование преподавательской деятельности потребует, однако, со стороны частнопредпринимательских кругов серьезных инвестиционных программ для разработки и приобретения для научных и учебных центров все более усложняющегося оборудования учебных классов: стендов, тренажеров, мониторов, тест-приборов, спецснаряжения.
Эта тенденция обусловливает дальнейшие интеграционные процессы в среде учебно-педагогических заведений и предпринимательских организаций, поскольку тестирование в учебный процесс в специальных учебных центрах, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров для частных правоохранительных органов, по-прежнему оставаться высокоприбыльным эффективным вложением капиталов.
Значительные нормотворческие усилия будут предприняты в сфере совершенствования законодательства по борьбе с компьютерной преступностью, а также с преступлениями, совершаемыми с использованием иных технических средств и специальных методов, приемов и способов. Правовое регулирование видеоконтроля должно вероятно, стать в ближайшие годы приоритетной областью нормотворчества, поскольку в настоящее время в США использование любых методов скрытого видеоконтроля законодательно не регламентируется.
4. С целью сохранения баланса между государственными и частными правоохранительными органами администрация и конгресс США будут в ближайшие годы совершенствовать федеральное законодательство с целью придать деятельности государственных правоохранительных органов более наступательный и решительный характер при расследовании экономических преступлений, снять или по крайней мере уменьшить значение тех причин, по которым деловые круги сегодня при расследовании некоторых видов преступлений склонны пока иметь дело с частными правоохранительными органами и не обращаться в полицию.
5. Принципиальной тенденцией в деятельности частных сыскных и охранных агентств в США является постоянное расширение диапазона оказываемых ими услуг. В предстоящие годы в общем объеме их сервиса возрастет доля мероприятий по обеспечению безопасности в зонах эпидемиологической опасности и по экологической защите объектов и населения.
В целом же следует ожидать дальнейшего роста специализации охранно-детективных фирм, повышения уровня информационного обеспечения их оперативной деятельности за счет все более активного использования разнообразных национальных и международных информационных сетей, баз данных, учетов, картотек и т. п., а также формирования и совершенствования собственных информационных массивов.
Это потребует более широкого внедрения формализованных форм отчетности, применения в этой сфере современных вычислительных средств обработки данных и получения обобщенных, сводных показателей на базе специальных программ и алгоритмов.
6. Как представляется, в ближайшие годы должны значительно возрасти значение и влияние профессиональных объединений сотрудников частных правоохранительных органов, что связано с ужесточением характера процедур отбора и проверки их персонала. Повышение в обществе престижа этих организаций, прибыльности их деятельности обусловливает тенденцию к углублению их взаимодействия и координации, осуществляемых через их различные профессиональные объединения, ассоциации, союзы и общества.
7. Следует также ожидать повышения уровня и значения во взаимоотношениях подобных организаций между собой и со своими клиентами деловой этики, большей доступности и открытости, что будет связано в первую очередь с ростом внимания к ним со стороны государственных правоохранительных и налоговых органов.
В современных условиях, богатых кризисными ситуациями, заметно усилится роль разведывательных подразделений, расширится диапазон проблем, подлежащих информационному освещению, повысятся уровень и ответственность за управление ими со стороны руководящих представителей деловых кругов. Станут вероятно, и более привлекательными условия найма высокопрофессиональных государственных служащих в эти подразделения. Улучшится их оперативно-техническая оснащенность.
Во всевозрастающей степени эти организации будут переходить на самую современную тактику разведывательной работы, передовые методы добывания, накопления и аналитической обработки разведывательной информации, которые принесут с собой в бизнес представители государственных спецслужб.
8. Традиции американского разведывательного сообщества, которые внедряют в частный бизнес бывшие сотрудники спецслужб, определят дальнейшее углубление взаимодействия частных коммерческих и промышленных служб безопасности, усиление взаимного обмена оперативной информацией, в первую очередь относительно сомнительных зарубежных партнеров.
Эту особенность американского сектора частной безопасности следует учитывать российским предпринимателям, поскольку ошибка, обман, введение в заблуждение американских деловых партнеров могут в дальнейшем обернуться для российских граждан тотальным для них прекращением каких-либо финансовых, экспортно-импортных и иных операций на североамериканском континенте, а также с филиалами американских компаний в других странах.
5. Законодательство в сфере частной охранно-сыскной деятельности
Одна из особенностей Соединенных Штатов Америки состоит в том, что в этой стране не имеется сегодня единого федерального закона о частной детективной и охранной деятельности. Примерно в 40 из 50 штатов для осуществления охранно-сыскных функций необходима лицензия, которая выдается властями данного штата в форме разрешения на официальное осуществление охранно-сыскной деятельности в качестве бизнеса.
Все классы лицензии выдаются специальной Государственной комиссией, которая оценивает в рамках установленной процедуры соответствие личных качеств и профессиональной подготовки претендента квалификационным требованиям.
5.1. Классы лицензий
Согласно действующим в различных штатах законам существует несколько категорий частных детективов.
В соответствии с этими нормативными актами, которые в разных штатах в большинстве случаев относительно идентичны, любое частное лицо может нанять для расследования какого-либо дела частного детектива. Для проведения подобного расследования детектив должен обладать лицензией класса «А».
В законе определено, что частный детектив — это любое лицо, которое по роду своей деятельности занимается сбором или снабжением информацией, касающейся:
В соответствии с американским законодательством к этой категории детективов относят любое лицо (лиц), участвующее в деятельности, связанной с обеспечением на контрактной основе клиентов личной охраной, сторожами, патрульными, а также в деятельности, сопряженной с выполнением одной из функций:
Для того чтобы частный детектив имел возможность исполнять как сыскные, так и охранные обязанности, ему необходимо получить комбинированную лицензию класса «С».
По американскому законодательству, зарегистрированным частным детективом является лицо, которому Государственной аттестационной комиссией дано разрешение на занятие частной сыскной (частно - охранной) практикой как в качестве самостоятельно действующего агента, так и руководителя (управляющего) бюро.
Звание «аттестованный сотрудник безопасности» присваивается агентам, нанятым на службу владельцами лицензий класса «В» или «С» (но не класса «А») для выполнения охранных функций, которым Государственной аттестационной комиссией дано разрешение на ношение огнестрельного оружия только в определенных, строго установленных случаях.
В нормативных актах «негласный агент» определяется как лицо, нанятое на службу другим лицом (группой лиц), корпорацией или иной предпринимательской структурой для выполнения поручений клиента и действующее в интересах последнего скрытыми (негласными) методами, но обязательно под руководством «лицензированного» частного детектива.
Блок Система защиты информации в Японии. Международное сотрудничество в рамках Интерпола
14 12 2014
4 стр.
Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем
23 09 2014
1 стр.
В перечисленных вопросах проблемы защиты информации больших и сверхбольших хранилищ информации и систем коллективного взаимодействия занимают высокие приоритеты
11 10 2014
1 стр.
В учебном пособии приводятся основные понятия и термины, связанные с угрозой безопасности информационных систем, с методами и средствами организации защиты информации. Рассмотрены
23 09 2014
5 стр.
Данная дисциплина рассматривает экономические проблемы защиты информационных ресурсов и поддерживающей их инфраструктуры. Сформируем подходы к определению затрат на защиту информац
25 09 2014
12 стр.
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. В. Ковале
24 09 2014
4 стр.
13 10 2014
1 стр.
Исторический процесс развития средств и методов защиты информации выработал три основных способа защиты
16 12 2014
6 стр.