Перейти на главную страницу
Для получения лицензии на право сыскной деятельности, например, в штате Массачусетс претенденту необходимо: оплатить налог в размере 1100 дол.; внести залог, порядка 10 тыс. дол.; иметь опыт практической работы не менее 5 лет в качестве руководителя следственных групп; пройти проверку по учетам полиции данного штата, а также ФБР и Центрального дактилоскопического архива; не иметь судимости.
Кандидату в детективы необходимо также сдать письменный экзамен и заплатить вступительный взнос. Ежегодный же членский взнос несколько меньше вступительного. Не имеющие лицензии сотрудники охранно-сыскных агентств ежегодно вносят некоторую чисто символическую плату, которая одинакова по всей стране.
В некоторых штатах местным законодательством введены отдельные дополнительные требования. Так, в штате Калифорния для получения лицензии необходимо иметь, например, опыт практической работы в области расследования не менее 6 тыс. часов (750 рабочих дней).
При наличии юридического образования достаточно, правда, иметь 2 тыс. часов практической работы.
Кроме того, в этом же штате нужно сдать два экзамена вместо одного: по законодательству США и английскому языку.
Лицензия на детективную либо охранную деятельность, полученная в одном штате, недействительна для работы в другом.
Еще одной общепринятой нормой является, как отмечено выше, предоставление претендентом на право получения лицензии гарантийного обязательства (залога) на сумму 10 тыс. дол., а также подтверждение наличия у него государственного страхового полиса на сумму не менее 50 тыс. дол. Тем самым как бы обусловливается возможность возмещения детективом или охранником любому лицу причиненного ущерба (например, телесных повреждений), который может быть вызван неправомерными действиями неопытных сотрудников агентства при выполнении ими своих служебных обязанностей, отнесенных законодательством к охранно-сыскной деятельности.
У желающего получить лицензию частного сыщика стаж работы по специальности должен быть, как правило, не менее трех лет, в то время как у тех, кто стремится получить разрешение на осуществление охранной деятельности, этот стаж может не превышать двух лет.
В 15 штатах (например, Джорджия, Южная Каролина, Флорида) подобных требований не существует. Необходимо лишь заплатить в бюджет штата определенную сумму и получить лицензию на право занятия сыскной либо охранной деятельностью.
Кроме того, в некоторых штатах по местному закону требуется индивидуальная регистрация всех охранников. В других штатах предусмотрена обязательная регулярная переподготовка всех сотрудников служб безопасности.
В большинстве штатов существуют строгие законодательные ограничения на разглашение частным детективом сведений, полученных им при исполнении своих служебных обязанностей.
Согласно закону частный детектив, штатный сотрудник или руководитель сыскного агентства обязан давать представителям полиции либо окружного прокурора любую требуемую ими информацию относительно уголовных преступлений. Однако категорически запрещено сообщать кому бы то ни было, за исключением случаев, установленных законом, полученные сведения, кроме как своему работодателю или клиенту, в интересах которого такая информация была получена.
Другими положениями правовых актов предусматривается запрет частному детективу или его сотруднику на предоставление своему клиенту либо работодателю заведомо ложной информации. Более того, «лицо, предоставляющее информацию, обязано со всей тщательностью удостовериться в правдивости и точности сообщаемых сведений.
Частный детектив в США по закону, например штата Калифорния, обязан хранить информацию по завершенному им расследованию в течение 4 лет. По истечении этого срока он имеет право хранить подобную информацию неограниченное время. Детективные агентства, однако, стремятся, как правило, избегать накопления больших массивов конкретных данных на отдельных граждан, так как в случае их хищения либо утраты и придания гласности существует риск значительных судебных расходов.
Вместе с тем возможности сосредоточения подобных сведений в частных бюро, безусловно, тревожат клиентов, которые в ряде случаев с участием своих адвокатских контор тщательно оговаривают в соглашениях процедуры накопления, хранения, использования и последующего уничтожения информации, добытой в процессе расследования, которая может их компрометировать, раскрывать какие-либо «семейные» тайны, освещать подлинное финансовое положение, наличие долгов у клиентов и т. п.
6. Системы частного сыска и охраны в США
6.1. Основные элементы системы частного сыска и охраны
В США вопросы регистрации частных охранно-сыскных фирм отнесены к юрисдикции отдельных штатов.
В 1993 г. в 10 штатах вообще не было каких-либо правовых норм такого рода. В 35 штатах действуют законы, непосредственно касающиеся частных сыскных бюро и ставящие главным условием их деятельности регистрацию и получение лицензий, которые выдают специально определенные в законе органы исполнительной власти штата либо ее официальные представители. При этом гражданство США — обязательное требование в 16 штатах.
В 22 штатах США для регистрации в качестве частного охранника или детектива необходимы характеристики, поручительство либо рекомендательное письмо. Препятствием для выдачи лицензии могут служить:
Сотрудники частных сыскных бюро имеют определенные классы лицензий, в соответствии с которыми осуществляется их конкретная деятельность.
В тех штатах, где это разрешено законом, проводятся испытания кандидатов с помощью «детектора лжи». Во всех фирмах осуществляется обязательное психологическое тестирование с целью выявления способностей кандидата работать в сложных, чрезвычайных, кризисных условиях.
Частные службы безопасности охотно берут на работу бывших полицейских, сотрудников ФБР, ЦРУ, уволенных без взысканий, а также бывших военнослужащих, особенно проходивших службу в разведке, спецвойсках, воздушно-десантных войсках, морской пехоте.
В соответствии с законом частные охранники, детективы и следователи в США не имеют права применять такие используемые официальными правоохранительными органами меры, как обыск на дому, личный обыск или арест. Им, однако, разрешено задержание лиц, заподозренных в совершении преступления, с целью передачи их в полицию.
Упомянутые фирмы и отдельные лица, имеющие соответствующую лицензию, обязаны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией США и законодательными актами штатов. В случае нарушения законов они лишаются разрешения на проведение сыскной (охранной) деятельности, а при серьезных нарушениях могут быть на общих основаниях привлечены к уголовной ответственности.
6.2. Частные информационно-разведывательные службы
Возрастание масштабов внешнеэкономической деятельности, все большая вовлеченность деловых кругов в крупные международные проекты заставляют руководство американских компаний и банков вести поиск профессиональных экспертов по вопросам прогнозирования возможных экономических рисков и негативных последствий изменений внутриполитической обстановки в различных регионах и странах.
Ведущие корпорации и банки США традиционно располагают специальным разведывательным аппаратом, нацеленным на добывание секретных сведений о производственной, торговой, финансовой и иной деятельности конкурентов, а также органами безопасности, ориентированными на защиту собственных коммерческих и технологических секретов от промышленного и экономического шпионажа.
Внешнеэкономическая экспансия требует информации по все более широкому кругу проблем, к числу которых относятся следующие:
По оценке директора международного отдела компании «Ксерокс», локальные консультанты являются их лучшими источниками информации, так как они информированы об обстановке на месте значительно лучше, чем кто-либо в штаб-квартире компании. Эти лица располагают также надежными и постоянными связями в правительственных и деловых кругах страны пребывания.
Широкие возможности для промышленного шпионажа открывает использование технических средств разведки. В середине 80-х годов практически была доказана возможность приема электромагнитных излучений ЭВМ и различных терминалов вычислительной сети на расстоянии в несколько сот метров. Еще более «открытыми» для радиоперехвата являются радиорелейные и спутниковые линии связи, по которым передаются речевые, телеграфные, факсимильные сообщения, несущие важную научно-техническую и коммерческую информацию.
Даже локальные сети, базирующиеся на лазерной технологии и методах передачи с расширением спектра, не всегда гарантируют защиту передаваемой в них информации.
Масштабы промышленного шпионажа мало отражаются в открытых исследованиях по соображениям сохранения престижа соответствующих фирм. Однако эта проблема становится все более актуальной. Поэтому перед ЦРУ и ФБР поставлены задачи агентурной и технической защиты интересов и объектов американских деловых кругов как внутри страны, так и за рубежом.
6.3. Перспективы развития частной детективно-охранной деятельности
К основным направлениям охранно-сыскной деятельности будут относиться в первую очередь следующие:
Кроме того, появление новых методик криминалистических расследований, информационно-поисковой и аналитической деятельности также обусловливает необходимость систематического обновления и актуализации знаний, навыков, умений.
Для большинства ведущих стран, в первую очередь США, характерно участие спецслужб в создании подобных подразделений в фирмах, банках, ассоциациях. В частности, ФБР и ЦРУ участвуют в формировании и используют в своих целях специализированные подразделения, известные как «восточные» отделы (отделения), отделы по координации. В подобных отделах многих американских концернов работают сотрудники специальных служб.
В последние годы выявлена тенденция к созданию в фирмах и банках отделов безопасности, которые нацелены на выявление несанкционированных контактов своих сотрудников с иностранными гражданами.
Во многих фирмах и предприятиях, выполняющих государственные заказы, введены должности офицеров безопасности. Повышенное внимание уделяется упорядочению контактов лиц, связанных с секретными работами, с иностранными представителями: введены дополнительные ограничения, режимные меры, правила, инструкции поддержания подобных контактов.
С середины 80-х годов ФБР осуществляет Программу специальной подготовки управленческого аппарата и персонала служб безопасности частных компаний США по борьбе с потенциальной угрозой иностранных разведок: сотрудников фирм, в первую очередь работающих за рубежом, обучают методам реагирования на подходы со стороны лиц, заинтересованных в секретной экономической и научно-технической информации.
Представители ФБР на предприятиях совместно с кадровым аппаратом и службой безопасности обязаны:
В целях содействия администрации США в реализации системы экспортного контроля американские концерны в кооперации с ФБР создали собственные службы наблюдения за перемещением товаров эмбарго. Для этого в ряде заграничных представительств и отделений американских фирм за рубежом введена должность «сотрудник по работе с лицензионными поставками».
Система основных признаков деятельности сотрудников служб промышленной безопасности, которые обязаны выявлять и фиксировать факты утечки из страны запрещенных к экспорту новейшей техники и технологий.
Эти признаки характеризуются попытками:
В результате исследования различных методик и процедур, опроса некоторых американских специалистов автор составил приблизительный перечень методов и средств, которые применяются при подборе кадров для детективных и охранных агентств. К ним относятся следующие:
В 1993—1994 гг. в США невооруженный охранник имел среднюю ставку заработной платы 7 дол. в час, вооруженный охранник — 9 дол. При несении службы по особым контрактам (например, в ночное время, в зоне повышенной криминальной опасности и т. п.) ставка могла быть установлена в размере 10—12 дол. в час. В частных компаниях и банках, имеющих собственные службы безопасности, их сотрудники могут быть членами профсоюзов и потому получать жалованье по более высоким ставкам, которые иногда доходят до 20 дол. в час,
В 1993—1994 гг. в США средняя ставка заработной платы детектива составляла примерно от 12 до 18—20 дол. в час.
Высококвалифицированный эксперт по проведению, например, собеседований и допросов в зависимости от поставленных задач и финансовых возможностей заказчика мог получать за свои услуги порядка 70—110 дол. в час.
В США не существует в настоящее время каких-либо специальных нормативных актов, предусматривающих повышенную уголовную ответственность за покушение на жизнь частного детектива (охранника). Его жизнь, в отличие от сотрудника полиции, охраняется законом точно так же, как жизнь любого другого гражданина США. Работа в охранно-сыскном агентстве формально не предоставляет каких-либо дополнительных юридических прав для его сотрудников при отстаивании в суде, например, своей чести и достоинства.
В настоящее время в США функционируют 14 колледжей частного сыска, которые ведут уже в течение продолжительного времени подготовку специалистов-детективов со степенью бакалавра, а 5 колледжей — со степенью магистра частного сыска.
В ряде колледжей учебными программами предусмотрены достаточно продолжительные стажировки и практика слушателей на конкретных объектах, отработка ими определенного количества часов в нарядах в качестве прикомандированных лиц к соответствующим службам безопасности, подготовка по результатам практических занятий выпускных и дипломных работ.
Одним из наиболее распространенных в США преступлений являются кражи, совершаемые служащими фирм. Как правило, частное сыскное бюро расследует дело, оценивает размеры нанесенного ущерба. В подобных случаях сотрудник фирмы, допустивший противозаконное действие, увольняется по этой причине администрацией, в ряде случаев даже под «легендированным» предлогом сокращения штатов.
Если на служащего фирмы или банка только падает подозрение, но отсутствуют необходимые доказательства или прямые улики, его переводят лишь на другую должность, лишая тем самым возможности повторить им содеянное. Подобная мера считается наиболее эффективной и быстрой формой предупреждения преступности.
В целях обеспечения безопасности на объектах торговли основное внимание руководители охранно-сыскных фирм уделяют планированию и проведению мероприятий по укреплению системы контроля с целью снижения вероятности совершения преступных деяний в будущем, а также предпринимают действия, способствующие возмещению нанесенного ущерба.
Как показывает изучение американских документов, в первую очередь служебных инструкций и функциональных предписаний, частные службы безопасности в США требуют от принимаемого на работу кандидата заполнения анкет, которых обязательно указываются сведения о его прошлой жизни и деятельности, состоянии здоровья. Кроме того, требуются отзывы и рекомендации с предыдущих мест работы и документы об образовании.
В тех штатах, где это разрешено законом, проводятся испытания кандидатов с помощью «детектора лжи». Во всех фирмах службы безопасности осуществляют с привлечением психологов и врачей обязательное многоуровневое психологическое тестирование с целью выявления подлинных способностей кандидата работать в неординарных, экстремальных условиях. В ряде случаев применяются весьма сложные технические системы выявления и анализа стрессового психофизического состояния личности.
Частные службы безопасности предпочитают брать на работу бывших полицейских, сотрудников ФБР и ЦРУ, а также бывших военнослужащих, проходивших службу в разведке, контрразведке, спецчастях, воздушно-десантных и погранвойсках, морской пехоте.
Данные анкеты изучаются главным образом экспертами отдела кадров. Иногда, например, для проведения негласного наблюдения по месту жительства или предыдущего места работы привлекаются сотрудники службы безопасности. В ряде случаев для дополнительного анализа анкеты кандидата приглашают графологов, психологов, психоаналитиков, юристов с целью обеспечения полноты формулировок окончательного заключения и выявления возможных противоречий в характере проверяемого лица.
На основе комплексного анализа результатов проверки анкетных данных отдел кадров совместно с руководством службы безопасности решает вопрос о целесообразности дальнейших контактов с кандидатом. В случае положительного решения с ним проводится серия собеседований.
Опытный специалист, используя особые методики и тесты, обращает главное внимание на следующие негативные черты кандидата: возбудимость, раздражительность, мнительность, беспокойство, повышенная чувствительность, завышенная самооценка и т.д. Отмеченные отрицательные моменты требуют в дальнейшем более тщательного и углубленного изучения. Одновременно выявляются такие черты характера, как коммуникабельность, манеры, работоспособность, темперамент, особенности устной и письменной речи, которые позволяют прогнозировать поведенческие аспекты кандидата в различных, в том числе конфликтных, ситуациях.
Если претендент успешно проходит собеседования, он подвергается испытаниям на полиграфе. Цель испытаний — проверка на соответствие всех фактов, приведенных им в анкете и во время собеседований, а также мотивов и истинных намерений кандидата при поступлении на работу в службу безопасности.
После этого в ряде случаев применяются методики исследования почерка, которые позволяют довольно достоверно выделять черты характера, указывающие на предрасположенность данного лица к совершению нечестных поступков. Далее может последовать и еще один новый тест: кандидат в течение 30 мин и более должен ответить на специально подобранные 90 вопросов. Комплексный анализ ответов дает возможность психологам произвести достаточно полную оценку характера кандидата с точки зрения истинных моральных и деловых качеств.
По мнению экспертов, даже каждый в отдельности из упомянутых методов проверки достаточно эффективен, а в совокупности же достигается весьма высокая степень достоверности о профессиональной пригодности данного лица к работе в системе безопасности.
6.6. Подготовка кадров для служб безопасности
Важным элементом эффективной деятельности коммерческих служб безопасности является наличие современной системы подготовки и переподготовки их персонала.
Так, в США в 80-е — начале 90-х годов бывшими сотрудниками ЦРУ и ФБР основан ряд частных учебных заведений, в которых ведется систематическая подготовка специалистов для спецорганов страны, а также частных служб безопасности фирм и банков.
Как показывает анализ программ и учебных планов спецкурсов подобных заведений, слушателей в обязательном порядке знакомят с особенностями соответствующих иностранных разведывательных служб, обучают приемам выявления оперативных работников и агентов органов разведки, безопасности, полиции, таможенных и налоговых ведомств.
Блок Система защиты информации в Японии. Международное сотрудничество в рамках Интерпола
14 12 2014
4 стр.
Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем
23 09 2014
1 стр.
В перечисленных вопросах проблемы защиты информации больших и сверхбольших хранилищ информации и систем коллективного взаимодействия занимают высокие приоритеты
11 10 2014
1 стр.
В учебном пособии приводятся основные понятия и термины, связанные с угрозой безопасности информационных систем, с методами и средствами организации защиты информации. Рассмотрены
23 09 2014
5 стр.
Данная дисциплина рассматривает экономические проблемы защиты информационных ресурсов и поддерживающей их инфраструктуры. Сформируем подходы к определению затрат на защиту информац
25 09 2014
12 стр.
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. В. Ковале
24 09 2014
4 стр.
13 10 2014
1 стр.
Исторический процесс развития средств и методов защиты информации выработал три основных способа защиты
16 12 2014
6 стр.