Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4

5.2. Условия получения лицензий

Для получения лицензии на право сыскной деятельности, например, в штате Массачусетс претенденту необходимо: опла­тить налог в размере 1100 дол.; внести залог, порядка 10 тыс. дол.; иметь опыт практической работы не менее 5 лет в качестве руководителя следственных групп; пройти проверку по учетам полиции данного штата, а также ФБР и Центрального дактилоскопичес­кого архива; не иметь судимости.

Кандидату в детективы необходимо также сдать письменный экзамен и заплатить вступительный взнос. Ежегодный же членский взнос несколько меньше всту­пительного. Не имеющие лицензии сотрудники охранно-сыскных агентств ежегодно вносят некоторую чисто символическую плату, которая одинакова по всей стране.

В некоторых штатах местным законодательством введены отдельные дополнительные требования. Так, в штате Калифорния для получения лицензии необ­ходимо иметь, например, опыт практической работы в области расследования не менее 6 тыс. часов (750 рабочих дней).

При наличии юридического образования достаточ­но, правда, иметь 2 тыс. часов практической работы.

Кроме того, в этом же штате нужно сдать два экзамена вместо одного: по законодательству США и английскому языку.



Все кандидаты на работу в охранно-сыск­ные службы должны, как правило, предоставлять пакет следующих основных документов:

  • два экземпляра пригодных к идентификации отпе­чатков пальцев обеих рук;

  • справки-объективки из полицейского управле­ния и департамента шерифа по месту жительства, содержащие сведения о характере и образе жизни кандидата, а также четко выраженные рекомендации либо возражения относительно выдачи лицензии дан­ному лицу;

  • учетную справку из управления полиции штата (а в некоторых штатах — из управления общественной безопасности) с данными о всех судимостях кандидата, включая также конкретные сведения о его нравствен­ной испорченности (конечно, при наличии подобной информации);

  • комплект фотографий.

В том случае, если сведения, сообщенные о себе претендентом, оказываются достоверными и он вы­держивает экзамены, власти этого штата выдают лицензию сроком, как правило, на 1 год. В случае продления лицензии уплачивается налог в размере 600 дол.

Лицензия на детективную либо охранную деятель­ность, полученная в одном штате, недействительна для работы в другом.

Еще одной общепринятой нормой является, как отмечено выше, предоставление претендентом на пра­во получения лицензии гарантийного обязательства (залога) на сумму 10 тыс. дол., а также подтверждение наличия у него государственного страхового полиса на сумму не менее 50 тыс. дол. Тем самым как бы обус­ловливается возможность возмещения детективом или охранником любому лицу причиненного ущерба (на­пример, телесных повреждений), который может быть вызван неправомерными действиями неопытных со­трудников агентства при выполнении ими своих слу­жебных обязанностей, отнесенных законодательством к охранно-сыскной деятельности.

У желающего получить лицензию частного сыщика стаж работы по специальности должен быть, как пра­вило, не менее трех лет, в то время как у тех, кто стремится получить разрешение на осуществление охранной деятельности, этот стаж может не превы­шать двух лет.

В 15 штатах (например, Джорджия, Южная Каро­лина, Флорида) подобных требований не существует. Необходимо лишь заплатить в бюджет штата опреде­ленную сумму и получить лицензию на право занятия сыскной либо охранной деятельностью.

Кроме того, в некоторых штатах по местному зако­ну требуется индивидуальная регистрация всех охранников. В других штатах предусмотрена обяза­тельная регулярная переподготовка всех сотрудников служб безопасности.



5.3. Порядок взаимоотношений частного детектива (охранника) с клиентом

В большинстве штатов суще­ствуют строгие законодательные ограничения на раз­глашение частным детективом сведений, полученных им при исполнении своих служебных обязанностей.

Согласно закону частный де­тектив, штатный сотрудник или руководитель сыск­ного агентства обязан давать представителям полиции либо окружного прокурора любую требуемую ими информацию относительно уголовных преступлений. Однако категорически запрещено сообщать кому бы то ни было, за исключением случаев, установленных законом, полученные сведения, кроме как своему рабо­тодателю или клиенту, в интересах которого такая информация была получена.

Другими положениями правовых актов предусмат­ривается запрет частному детективу или его сотруд­нику на предоставление своему клиенту либо работо­дателю заведомо ложной информации. Более того, «лицо, предоставляющее информацию, обязано со всей тщательностью удостовериться в правдивости и точности сообщаемых сведений.



Для организации охранно-сыскных мероприятий со­ответствующее агентство заключает с клиентом согла­шение, в котором определяются и оговариваются следу­ющие условия:

  • сроки, продолжительность и объемы работ;

  • объекты наблюдения либо охраны;

  • особый характер выполнения соглашения (напри­мер, строгая конфиденциальность, срочность, условия командирования детектива за рубеж, объемы и формы отчетности и т. п.).

После выполнения работ частное детективное бюро сообщает клиенту первичные данные своего расследо­вания, как правило, сначала устно по телефону, а затем представляет полный письменный отчет и окончатель­ный счет за проделанную работу с разбивкой в нем общей суммы по отдельным позициям и их оценкой с учетом стоимости проведенных специальных мероп­риятий (например, организация наружного наблюде­ния, установка техники подслушивания и т. п.).

Частный детектив в США по закону, например штата Калифорния, обязан хранить информацию по завершенному им расследованию в течение 4 лет. По истечении этого срока он имеет право хранить подоб­ную информацию неограниченное время. Детективные агентства, однако, стремятся, как правило, избегать накопления больших массивов конкретных данных на отдельных граждан, так как в случае их хищения либо утраты и придания гласности существует риск значи­тельных судебных расходов.

Вместе с тем возможности сосредоточения подоб­ных сведений в частных бюро, безусловно, тревожат клиентов, которые в ряде случаев с участием своих адвокатских контор тщательно оговаривают в со­глашениях процедуры накопления, хранения, испо­льзования и последующего уничтожения информации, добытой в процессе расследования, которая может их компрометировать, раскрывать какие-либо «семей­ные» тайны, освещать подлинное финансовое положение, наличие долгов у клиентов и т. п.
6. Системы частного сыска и охраны в США

6.1. Основные элементы системы частного сыска и охраны

В США вопросы регистрации частных охранно-сыскных фирм отнесены к юрисдикции отдельных штатов.

В 1993 г. в 10 штатах вообще не было каких-либо правовых норм такого рода. В 35 штатах действуют законы, непосредственно касающиеся частных сыск­ных бюро и ставящие главным условием их деятель­ности регистрацию и получение лицензий, которые выдают специально определенные в законе органы исполнительной власти штата либо ее официальные представители. При этом гражданство США — обяза­тельное требование в 16 штатах.

В 22 штатах США для регистрации в качестве частного охранника или детектива необходимы ха­рактеристики, поручительство либо рекомендательное письмо. Препятствием для выдачи лицензии могут служить:



  • ранее перенесенные психические заболевания;

  • пристрастие к алкоголю;

  • увольнение из вооруженных сил или правоохрани­тельных органов за проступки, компрометирующие звание военнослужащего или сотрудника полиции.

Лицензия выдается, как правило, на срок от 1 до 2 лет. При выдаче лицензии взимается плата от 10 до 400 дол. Например, по Закону Маккина (штат Нью-Йорк) частным сыском могут заниматься как отдель­ные лица, так и группы лиц, объединенные в бюро (фирмы). Предварительно эти лица должны получить разрешение на проведение следственной, охранной, па­трульной, сыскной деятельности в аппарате губернато­ра штата.

Согласно § 72 данного Закона лицо, имеющее намерение заниматься частным сыском, должно пред­ставить в аппарат губернатора штата подробную ан­кету, в которой указываются:

  • полные установочные данные;

  • место жительства за последние три года;

  • предыдущие и настоящее места работы.

К анкете должны быть приложены фотографии и два комплекта отпечатков пальцев. Необходимо, чтобы хотя бы один сотрудник вновь создаваемого сыскного (охранного) бюро имел по крайней мере трехлетний стаж работы в полицейских, следственных или аналогичных органах.

Сотрудники частных сыскных бюро имеют опреде­ленные классы лицензий, в соответствии с которыми осуществляется их конкретная деятельность.



В соответствии с §71 Закона Маккина (штат Нью-Йорк) частные сыскные бюро самостоятельно или вме­сте с правоохранительными органами могут:

  • собирать информацию о преступлениях или угрозах в отношении правительства США и отдельных штатов;

  • устанавливать и получать биографические данные и характеристики на отдельных граждан, организации, общества и т. д.;

  • заниматься розыском исчезнувших лиц;

  • выявлять места хранения потерянного или краде­ного имущества;

  • вести поиск свидетелей и собирать доказательства для правоохранительных и судебных органов;

  • осуществлять физическую охрану фирм и частных лиц и т. п.

Частные службы безопасности требуют от прини­маемого на работу кандидата заполнения анкет, в ко­торых обязательно указываются сведения о его про­шлой жизни и деятельности, состоянии здоровья. Кро­ме того, требуются отзывы и рекомендации с пре­дыдущих мест работы и документы об образовании.

В тех штатах, где это разрешено законом, прово­дятся испытания кандидатов с помощью «детектора лжи». Во всех фирмах осуществляется обязательное психологическое тестирование с целью выявления спо­собностей кандидата работать в сложных, чрезвычай­ных, кризисных условиях.

Частные службы безопасности охотно берут на ра­боту бывших полицейских, сотрудников ФБР, ЦРУ, уволенных без взысканий, а также бывших военнослу­жащих, особенно проходивших службу в разведке, спецвойсках, воздушно-десантных войсках, морской пехоте.

В соответствии с законом частные охранники, дете­ктивы и следователи в США не имеют права приме­нять такие используемые официальными правоохрани­тельными органами меры, как обыск на дому, личный обыск или арест. Им, однако, разрешено задержание лиц, заподозренных в совершении преступления, с це­лью передачи их в полицию.

Упомянутые фирмы и отдельные лица, имеющие соответствующую лицензию, обязаны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с Консти­туцией США и законодательными актами штатов. В случае нарушения законов они лишаются разреше­ния на проведение сыскной (охранной) деятельности, а при серьезных нарушениях могут быть на общих основаниях привлечены к уголовной ответственности.

6.2. Частные информационно-разведывательные службы

Возрастание масштабов внешнеэкономической деятельности, все большая вовлеченность деловых кру­гов в крупные международные проекты заставляют руководство американских компаний и банков вести поиск профессиональных экспертов по вопросам про­гнозирования возможных экономических рисков и не­гативных последствий изменений внутриполитической обстановки в различных регионах и странах.

Ведущие корпорации и банки США традиционно располагают специальным разведывательным аппара­том, нацеленным на добывание секретных сведений о производственной, торговой, финансовой и иной де­ятельности конкурентов, а также органами безопас­ности, ориентированными на защиту собственных коммерческих и технологических секретов от промыш­ленного и экономического шпионажа.

Внешнеэконо­мическая экспансия требует информации по все более широкому кругу проблем, к числу которых относятся следующие:


  • характеристики основных государственных органов и предпринимательских структур, банков, ассоциаций, союзов и их ведущих представителей;1

  • степень политического и экономического рисков при инвестировании капитала в той или иной стране;

  • наличие сырья и рабочей силы;

  • инфраструктура и система налогообложения;

  • конъюнктура финансовых и товарных рынков.

Некоторыми корпорациями созданы собственные разведывательные службы, для работы в которых при­влечены опытные специалисты по политическому ана­лизу и прогнозированию. В последние годы некоторые аме­риканские фирмы формируют специальные группы иностранцев из числа лиц, работающих за рубежом в местных отделениях этих фирм, с задачей подготовки ими ежеквартальных отчетов о событиях, которые могут повлиять на эко­номическую ситуацию в данной стране (регионе).

По оценке директора международного отдела ком­пании «Ксерокс», локальные консультанты являются их лучшими источниками информации, так как они информированы об обстановке на месте значительно лучше, чем кто-либо в штаб-квартире компании. Эти лица располагают также надежными и постоянными связями в правительственных и деловых кругах страны пребывания.

Широкие возможности для промышленного шпионажа открывает использование технических средств разведки. В середине 80-х годов практически была доказана возможность приема электромагнитных излучений ЭВМ и различных терминалов вычислительной сети на расстоянии в несколько сот метров. Еще более «откры­тыми» для радиоперехвата являются радиорелейные и спутниковые линии связи, по которым передаются речевые, телеграфные, факсимильные сообщения, несу­щие важную научно-техническую и коммерческую ин­формацию.

Даже локальные сети, базирующиеся на лазерной технологии и методах передачи с расширением спект­ра, не всегда гарантируют защиту передаваемой в них информации.

Масштабы промышленного шпионажа мало от­ражаются в открытых исследованиях по соображениям сохранения престижа соответствующих фирм. Однако эта проблема становится все более актуальной. По­этому перед ЦРУ и ФБР поставлены задачи агентур­ной и технической защиты интересов и объектов аме­риканских деловых кругов как внутри страны, так и за рубежом.

6.3. Перспективы развития частной детективно-охранной деятельности

К основным направлениям охранно-сыскной деяте­льности будут относиться в первую очередь следующие:


  • предоставление широкого спектра услуг в сфере обеспечения безопасности частной собственности;

  • организация борьбы со всеми видами утечки ин­формации, контршпионаж;

  • налаживание и осуществление различных видов охранно-патрульной службы; разработка, установка, эксплуатация и сервисное обслуживание разнообразных систем охранно-тревожной и противопожарной сигнализации;

  • проведение криминалистических и комплексных де­тективно-розыскных мероприятий по расследованию правонарушений в фирмах и банках;

  • организация и осуществление специальных перевозок материальных и финансовых ценностей с использовани­ем спецтранспорта, в первую очередь бронеавтомашин;

  • производство различных технических средств обес­печения личной безопасности и защиты объектов от несанкционированных вторжений;

  • разработка, производство, монтаж, эксплуатация и сервис специальных защитно-запорных систем, зам­ков, сейфов, обустройство сейфовых помещений, камер хранения для обеспечения сохранности материальных и финансовых ценностей;

  • тестирование и подготовка специалистов, консуль­тирование в области обеспечения безопасности.

Особое значение в ближайшие годы будет иметь процесс регулярной переподготовки и повышения ква­лификации сотрудников частных охранно-детективных фирм и промышленных служб безопасности. Это свя­зано в первую очередь с постоянным расширением диапазона используемых оперативно-технических средств связи, аппаратуры по защите помещений и зда­ний, противопожарной сигнализации, а также антитерростического снаряжения.

Кроме того, появление новых методик криминали­стических расследований, информационно-поисковой и аналитической деятельности также обусловливает необходимость систематического обновления и акту­ализации знаний, навыков, умений.



6.4. Тактика и тенденции в деятельности служб безопасности

Для большинства ведущих стран, в пер­вую очередь США, характерно участие спецслужб в со­здании подобных подразделений в фирмах, банках, ассоциациях. В частности, ФБР и ЦРУ участвуют в формировании и используют в своих целях специ­ализированные подразделения, известные как «восточ­ные» отделы (отделения), отделы по координации. В подобных отделах многих американских концернов работают сотрудники специальных служб.

В последние годы выявлена тенденция к созданию в фирмах и банках отделов безопасности, которые нацелены на выявление несанкционированных контактов своих сотрудников с иностранными гражданами.

Во многих фирмах и предприятиях, выполняющих государственные заказы, введены должности офицеров безопасности. Повышенное внимание уделяется упоря­дочению контактов лиц, связанных с секретными рабо­тами, с иностранными представителями: введены до­полнительные ограничения, режимные меры, правила, инструкции поддержания подобных контактов.

С середины 80-х годов ФБР осуществляет Програм­му специальной подготовки управленческого аппарата и персонала служб безопасности частных компаний США по борьбе с потенциальной угрозой иностранных разведок: сотрудников фирм, в первую очередь работа­ющих за рубежом, обучают методам реагирования на подходы со стороны лиц, заинтересованных в секрет­ной экономической и научно-технической информации.

Представители ФБР на предприятиях совместно с кад­ровым аппаратом и службой безопасности обязаны:


  • проводить квалифицированную спецпроверку лиц, допускаемых к работе с секретными документами и материалами;

  • создавать агентурно-осведомительную сеть;

  • распространять среди персонала опыт контрразве­дывательного обеспечения закрепленных за ними объектов.

В последние годы службами безопасности введен более строгий контроль за технической и коммерческой документацией, передаваемой местными фирмами ино­странным специалистам, которых разрешено знако­мить лишь с материалами, имеющими особую отметку. Сотрудникам ряда фирм под угрозой увольнения вме­нено в обязанность после любых контактов с иностран­ными гражданами представлять администрации письменные отчеты о характере имевших место бесед. Эти отчеты после первичной обработки в службе безопас­ности фирмы в дальнейшем направляются в ФБР.

В целях содействия администрации США в реали­зации системы экспортного контроля американские концерны в кооперации с ФБР создали собственные службы наблюдения за перемещением товаров эмбар­го. Для этого в ряде заграничных представительств и отделений американских фирм за рубежом введена должность «сотрудник по работе с лицензионными поставками».

Система основных признаков деятельности сотруд­ников служб промышленной безопасности, которые обя­заны выявлять и фиксировать факты утечки из страны запрещенных к экспорту новейшей техники и техноло­гий.

Эти признаки характеризуются попытками:


  • выявлять характер и объемы торгово-экономичес­ких и научно-технических обменов фирм США и тре­тьих стран с иностранными партнерами;

  • устанавливать неофициальные отношения с руково­дителями местных фирм и особенно представителями их экспортных, в том числе восточных, отделов;

  • поддерживать контакты с местными таможенными органами, а также спецслужбами;

  • распространять в местных деловых кругах, в том числе через торговые палаты и другие союзы и объедине­ния предпринимателей, списки КОКОМ, материалы его сессий и заседаний отдельных подкомитетов, рекомен­дации администрации США по ограничению поставок в те или иные страны новейшей техники и технологии; организовывать, а в ряде случаев лично участво­вать в профилактических мероприятиях;

  • инспирировать публикации в местной прессе ста­тей, обзоров, интервью и других материалов, рас­крывающих формы и методы деятельности иностран­ных спецслужб по добыванию информации по научно-технической и экономической проблематике.

6.5. Особенности набора и проверки персонала, принимаемого в службы безопасности

В результате исследования различных методик и процедур, опроса некоторых американских специалистов автор составил приблизительный перечень методов и средств, которые применяются при подборе кадров для детективных и охранных агентств. К ним относятся следующие:



  • психологические тесты;

  • подробные индивидуальные беседы;

  • испытания на «детекторе лжи» в тех штатах, где это не запрещено законом при приеме на работу.

В сыскные бюро приглаша­ются главным образом лица из числа бывших работ­ников правоохранительных органов. В охранные бюро набор осуществляется в основ­ном из лиц мужского пола, ранее служивших в воинс­ких частях, желательно специального назначения.

В 1993—1994 гг. в США невооруженный охранник имел среднюю ставку заработной платы 7 дол. в час, вооруженный охранник — 9 дол. При несении службы по особым контрактам (например, в ночное время, в зоне повышенной криминальной опасности и т. п.) ставка могла быть установлена в размере 10—12 дол. в час. В частных компаниях и банках, имеющих собственные службы безопасности, их сотрудники могут быть членами профсоюзов и по­тому получать жалованье по более высоким ставкам, которые иногда доходят до 20 дол. в час,

В 1993—1994 гг. в США средняя ставка заработной платы детектива составляла примерно от 12 до 18—20 дол. в час.

Высококвалифицированный эксперт по проведе­нию, например, собеседований и допросов в зависимо­сти от поставленных задач и финансовых возможно­стей заказчика мог получать за свои услуги порядка 70—110 дол. в час.

В США не существует в настоящее время каких-либо специальных нормативных актов, предус­матривающих повышенную уголовную ответствен­ность за покушение на жизнь частного детектива (охранника). Его жизнь, в отличие от сотрудника поли­ции, охраняется законом точно так же, как жизнь любого другого гражданина США. Работа в охранно-сыскном агентстве формально не предоставляет каких-­либо дополнительных юридических прав для его со­трудников при отстаивании в суде, например, своей чести и достоинства.

В на­стоящее время в США функционируют 14 колледжей частного сыска, которые ведут уже в течение продол­жительного времени подготовку специалистов-детек­тивов со степенью бакалавра, а 5 колледжей — со степенью магистра частного сыска.

В ряде колледжей учебными программами предус­мотрены достаточно продолжительные стажировки и практика слушателей на конкретных объектах, отработ­ка ими определенного количества часов в нарядах в ка­честве прикомандированных лиц к соответствующим службам безопасности, подготовка по результатам прак­тических занятий выпускных и дипломных работ.

Одним из наиболее распространенных в США преступлений являются кражи, совершаемые служащими фирм. Как правило, частное сыскное бюро расследует дело, оценивает размеры нанесенного ущерба. В подобных случаях сотрудник фирмы, до­пустивший противозаконное действие, увольняется по этой причине администрацией, в ряде случаев даже под «легендированным» предлогом сокращения штатов.

Если на служащего фирмы или банка только пада­ет подозрение, но отсутствуют необходимые доказа­тельства или прямые улики, его переводят лишь на другую должность, лишая тем самым возможности повторить им содеянное. Подобная мера считается наиболее эффективной и быстрой формой предупреж­дения преступности.

В целях обеспечения безопасности на объектах тор­говли основное внимание руководители охранно-сыскных фирм уделяют планированию и проведению мероприятий по укреплению системы контроля с це­лью снижения вероятности совершения преступных деяний в будущем, а также предпринимают действия, способствующие возмещению нанесенного ущерба.



Приоритетность принципиальных задач обеспечения безопасности в част­нопредпринимательских структурах:

  • предупреждение совершения противозаконных де­яний;

  • выявление правонарушителей из числа служащих и клиентов компаний.

Деятельность бюро частного сыска (охраны) оцени­вается по следующим двум основным количественно-качественным аспектам:

  • число краж, иных правонарушений, совершенных сотрудниками либо клиентами данного предприятия, компании, учреждения;

  • отношение служащих этой организации к подобным преступлениям.

Развивая подобный подход, целесообразно допол­нить его и некоторыми иными критериями, которые бы позволяли комплексно, а потому более объективно оце­нивать работу некоторых охранно-сыскных служб. Кро­ме того, введение количественных показателей оценки эффективности обеспечивало бы возможность, во-пер­вых, применения формализованных (стандартных) блан­ков отчетности и, во-вторых, накопления и последующей аналитической обработки этих данных с помощью со­временных программно-вычислительных средств.

Как показывает изучение американских документов, в первую очередь служебных инструкций и функциональных предписа­ний, частные службы безопасности в США требуют от принимаемого на работу кандидата заполнения анкет, которых обязательно указываются сведения о его прошлой жизни и деятельности, состоянии здоровья. Кроме того, требуются отзывы и рекомендации с пре­дыдущих мест работы и документы об образовании.

В тех штатах, где это разрешено законом, прово­дятся испытания кандидатов с помощью «детектора лжи». Во всех фирмах службы безопасности осуществляют с привлечением психологов и врачей обязатель­ное многоуровневое психологическое тестирование с целью выявления подлинных способностей кандида­та работать в неординарных, экстремальных условиях. В ряде случаев применяются весьма сложные техничес­кие системы выявления и анализа стрессового психо­физического состояния личности.

Частные службы безопасности предпочитают брать на работу бывших полицейских, сотрудников ФБР и ЦРУ, а также бывших военнослужащих, проходив­ших службу в разведке, контрразведке, спецчастях, воз­душно-десантных и погранвойсках, морской пехоте.



Отбор кандидатов на работу в систе­ме безопасности проводится аппаратами отделов кадров в два этапа:

  • на первом — изучаются анкетные данные кандидата;

  • на втором — осуществляется общая оценка его моральных и деловых качеств.

При этом учитывается то, что отсутствие в анкет­ных данных кандидата сведений о каких-либо наруше­ниях противоправного или этического характера со­всем не обязательно свидетельствует о его честности и надежности, так как не исключено, что, возможно, для их совершения у него не было ранее просто соот­ветствующих мотивов и условий.

Данные анкеты изучаются главным образом экс­пертами отдела кадров. Иногда, например, для прове­дения негласного наблюдения по месту жительства или предыдущего места работы привлекаются сотрудники службы безопасности. В ряде случаев для допол­нительного анализа анкеты кандидата приглашают графологов, психологов, психоаналитиков, юристов с целью обеспечения полноты формулировок оконча­тельного заключения и выявления возможных проти­воречий в характере проверяемого лица.

На основе комплексного анализа результатов про­верки анкетных данных отдел кадров совместно с ру­ководством службы безопасности решает вопрос о це­лесообразности дальнейших контактов с кандидатом. В случае положительного решения с ним проводится серия собеседований.

Опытный специалист, используя особые методики и тесты, обращает главное внимание на следующие негативные черты кандидата: возбудимость, раздражи­тельность, мнительность, беспокойство, повышенная чувствительность, завышенная самооценка и т.д. От­меченные отрицательные моменты требуют в даль­нейшем более тщательного и углубленного изучения. Одновременно выявляются такие черты характера, как коммуникабельность, манеры, работоспособность, темперамент, особенности устной и письменной речи, которые позволяют прогнозировать поведенческие ас­пекты кандидата в различных, в том числе конфликт­ных, ситуациях.

Если претендент успешно проходит собеседования, он подвергается испытаниям на полиграфе. Цель ис­пытаний — проверка на соответствие всех фактов, приведенных им в анкете и во время собеседований, а также мотивов и истинных намерений кандидата при поступлении на работу в службу безопасности.

После этого в ряде случаев применяются методики исследования почерка, которые позволяют довольно достоверно выделять черты характера, указывающие на предрасположенность данного лица к совершению нечестных поступков. Далее может последовать и еще один новый тест: кандидат в течение 30 мин и более должен ответить на специально подобранные 90 воп­росов. Комплексный анализ ответов дает возможность психологам произвести достаточно полную оценку ха­рактера кандидата с точки зрения истинных мораль­ных и деловых качеств.

По мнению экспертов, даже каждый в отдельности из упомянутых методов проверки достаточно эффек­тивен, а в совокупности же достигается весьма высокая степень достоверности о профессиональной пригодно­сти данного лица к работе в системе безопасности.

6.6. Подготовка кадров для служб безопасности

Важным элементом эффективной деятельности коммерческих служб безопасности является наличие со­временной системы подготовки и переподготовки их персонала.

Так, в США в 80-е — начале 90-х годов бывшими сотрудниками ЦРУ и ФБР основан ряд частных учеб­ных заведений, в которых ведется систематическая подготовка специалистов для спецорганов страны, а также частных служб безопасности фирм и банков.

Как показывает анализ программ и учебных планов спецкурсов подобных заведений, слушателей в обяза­тельном порядке знакомят с особенностями соответст­вующих иностранных разведывательных служб, обуча­ют приемам выявления оперативных работников и аге­нтов органов разведки, безопасности, полиции, тамо­женных и налоговых ведомств.



Кроме того, на курсах изучаются следующие ос­новные направления контрразведывательной работы:

  • физическая охрана объектов;

  • электронные системы охраны;

  • методы проверки личного состава;

  • меры противодействия иностранным разведслуж­бам и промышленному шпионажу.

На некоторых специальных курсах предусматрива­ется изучение следующих, сугубо профессионально ориентированных тем:

  • промышленный шпионаж;

  • иностранная научно-техническая и экономическая разведка;

  • методы обнаружения в товарно-сопроводительных Документах (коносаментах, накладных), а также в следственных материалах таможенных, финансовых, налоговых органов, в оперативных материалах по­лиции и спецслужб данных (либо признаков), ука­зывающих на нарушение иностранными фирмами, организациями и отдельными лицами патентного права США;

  • методы (способы, приемы) выявления в импортных товарах элементов «встроенной» или «запланирован­ной» устарелости, их изготовления с грубыми наруше­ниями техники безопасности и т. п.;

  • методы выявления лживой рекламы со стороны иностранных фирм, манипуляции иностранцами с местными подставными компаниями и лицами;

  • приемы и способы блефа, обмана, шантажа, со­крытия существенных негативных фактов в экспортно-импортной продукции или значительное преувеличе­ние ее достоинств;

  • методы выявления и разоблачения тайных «джент­льменских» соглашений о ценах, дележе рынка и т. п.

Анализ тематики учебных программ и отдельных лекций свидетельствует об активизации в США курса на борьбу с экономической преступностью, в том чис­ле выявление в деятельности иностранных коммерчес­ких загранпредставительств возможных нарушений местных законов и предписаний валютно-финансового характера.


<предыдущая страница


Учебно-методическое пособие Блок 1 Система защиты информации в США тула, 2008 Разработано начальником кафедры №1 «Организация и технология защиты информации»

Блок Система защиты информации в Японии. Международное сотрудничество в рамках Интерпола

695.09kb.

14 12 2014
4 стр.


А. А. Новакович учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем

662.29kb.

23 09 2014
1 стр.


Вопросы защиты информации в распределенных информационно-вычислительных системах на основе исчисления древовидных структур

В перечисленных вопросах проблемы защиты информации больших и сверхбольших хранилищ информации и систем коллективного взаимодействия занимают высокие приоритеты

57.88kb.

11 10 2014
1 стр.


Учебное пособие Часть Основы информационной безопасности

В учебном пособии приводятся основные понятия и термины, связанные с угрозой безопасности информационных систем, с методами и средствами организации защиты информации. Рассмотрены

847.42kb.

23 09 2014
5 стр.


Лекции для подготовки к экзамену по дисциплине «Методы и средства защиты компьютерной информации»

Данная дисциплина рассматривает экономические проблемы защиты информационных ресурсов и поддерживающей их инфраструктуры. Сформируем подходы к определению затрат на защиту информац

1724.03kb.

25 09 2014
12 стр.


Методическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей география

Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. В. Ковале

405.64kb.

24 09 2014
4 стр.


Учебно-методическое пособие «Визуализация экологической информации»
23.7kb.

13 10 2014
1 стр.


Конкурс aes и блочная криптосистема Rijndael 44

Исторический процесс развития средств и методов защиты информации выработал три основных способа защиты

898.25kb.

16 12 2014
6 стр.