Перейти на главную страницу
В пособии даётся общее представление о науке археологии с упором на территорию Восточной Европы в форме сжатого конспекта лекций – систематического изложения её различных аспектов в хронологической последовательности, а также необходимых методических рекомендаций и материалов. Пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования и может быть рекомендовано как дополнительное пособие для подготовки студентов дневного и заочного отделений факультета истории и международных отношений БГУ
А.М. Дубровский – д.и.н., профессор (Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского).
С.В. Чернышов – к.и.н., профессор РАЕ (Московский психолого-социальный институт)
Р.В. Новожеев – к.и.н., профессор РАЕ (Брянская государственная сельскохозяйственная академия)
.
.
I. Введение
Отличие «Основ археологии», от большинства других исторических дисциплин состоит в том, что он лишь вводит студентов в эту науку, в её методы и проблемы.
Авторы стремились дать хронологически полную картину последовательной смены археологических культур, в основном на территории Восточной Европы, типологию и методы изучения материальных остатков жизни людей и, соответственно, формирования этнокультурных миров этого региона от эпохи палеолита до средневековья. В пособии изложение выходит за пределы данной территории лишь изредка, когда необходимо показать единство и связи с мировыми цивилизациями и когда какая-либо проблема не может быть решена только на материалах данного региона. В том случае, когда среди исследователей нет единства во взглядах на ту или иную проблему, мы старались изложить научные позиции и гипотезы участников дискуссии.
Учебное пособие написано в соответствии с действующим ГОС ВПО для специальностей «История» и «Музеология и охрана культурного и природного наследия». Оно призвано, в какой-то степени, восполнить дефицит учебной литературы, но отнюдь не заменить учебники по археологии. Вследствие этого мы приводим в настоящем издании лишь самый необходимый и минимальный, строго обусловленный спецификой учебного пособия список обязательной литературы. Студенты, интересующиеся отдельными проблемами, могут обратиться к библиографическому указателю археологической литературы.
В пособии отсутствует иллюстративный материал, который в изобилии представлен в учебниках, однако добавлены типологические схемы некоторых артефактов, отсутствующие в существующих учебниках.
При составлении пособия были использованы как новые недавно опубликованные материалы археологических исследований, так и не опубликованные оригинальные, полученные авторами в ходе полевых работ.
Пособие состоит из конспекта лекций – достаточно лаконичного изложения учебного материала, методических рекомендаций и кратких планов семинарских занятий, а также необходимых материалов для самостоятельной работы студентов по предмету. Материал курса лекций необходим для подготовки к зачётам и экзаменам. Студенты легче вспомнят материал по тексту данного конспекта. Кроме того, конспект послужит основой самостоятельной работы студентов в вузе и для самообразования после его окончания. К каждой теме дан список рекомендуемой литературы.
Список литературы является примерным, кроме него для зачётного конспектирования, подготовки докладов, спецвопросов и квалификационных работ можно использовать литературу, рекомендованную к семинарским занятиям. Поощряется самостоятельный тематико – библиографический поиск в Интернете, фондах библиотек факультета, университета, областной научной библиотеки, областного краеведческого музея. Рекомендуется создавать тематические подборки статей из сборников и периодических изданий: Советская (Российская) археология (СА и РА), Краткие сообщения Института археологии (истории материальной культуры) АН СССР (РАН) (КСИА и КСИИМК), Археологические открытия АН СССР (РА) (АО). Допустимо под контролем преподавателя и использование научно-популярных журналов типа «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Вокруг света», «Знание – сила», «Родина» и др.
Для подготовки квалификационных работ обязательно использование, помимо литературы, неопубликованных источников, хранящихся (в Брянске) в областном краеведческом музее и в этнолого-археологической лаборатории БГУ в виде коллекций находок, чертежей, зарисовок вещей и текстовых отчётов о работах археологической экспедиции БГПИ-БГУ и отрядов, а также других научно-исследовательских учреждений области.
Методические рекомендации и материалы призваны помочь студентам-историкам в изучении сложных экономических, социальных, культурных и этнических процессов, происходивших на территории Восточной Европы в древности и в средневековье.
Главная цель пособия – снивелировать разрыв в объеме подлежащего восприятию материала, сложности и недифференцированности по степени важности материала учебников малым числом аудиторных занятий, акцентируя внимание студентов на наиболее важных, с учетом региональной специфики, темах.
Авторы благодарят всех коллег, помогавших советами и рекомендациями при написании данного пособия.
археологии
Археология (от греч. «архайос» – древность, «логос» – знание) – знание древности. Археология - изучение прошлого человечества по материальным источникам. Некоторые археологи являются сторонниками мнения, что археология представляет собой отрасль более широкой научной дисциплины. К примеру, большинство исследователей, принадлежащих к британской школе, считают археологию частью истории. Курс археологии во многих университетах Британии изучается на исторических факультетах; в других же существуют самостоятельные факультеты археологии. Археологи американской школы, напротив, по большей части видят в археологии отрасль антропологии, вследствие чего курс археологии в большинстве случаев включен в программу антропологических факультетов. Специалисты по античной археологии порой рассматривают свою специальность как отрасль науки о классических древностях или истории искусств. Однако среди археологов широко распространен и взгляд на археологию как на самостоятельную дисциплину, испытывающую стимулирующее воздействие других наук, но обладающую собственными методами, концепциями, теориями и научными открытиями. Это мнение развивали, прежде всего, представители так называемой «новой археологии» 1960-х гг., и оно до сих пор остается позицией достаточно влиятельного меньшинства. Некоторые ученые видят в археологии всего лишь совокупность методов, применяемых в исторических, антропологических, искусствоведческих, географических и некоторых иных исследованиях. Для них границы археологии определяются способами получения и анализа материальных свидетельств.
В России археология расценивается как часть истории, которая изучает прошлое человечества на основе особой категории ископаемых источников (вещественных). Это совокупность исследований, относящихся к материальным объектам, которые вместе с другими данными могут осветить историю и образ жизни людей прошлого (отдельные события, повседневную деятельность, институты, верования и т.д.) Отличие теоретической археологии от истории состоит в периодах, которые изучает археология и история, базирующаяся на письменных источниках. Археология изучает, в основном, дописьменный период, а также способствует получению новых памятников письменности. Даже для эпох, когда существовали письменные источники (античное время, раннее и развитое средневековье), археология играет значительную роль, т.к. изучает те стороны жизни, которые недостаточно освещены в них. Археология изучает, прежде всего, материальную культуру, но отчасти и духовный мир древнего человека, социально-политическую организацию древнего общества. Полевая археология — наука о методике археологических разведок, о раскопках памятников, о правильном их использовании для исторических построений, — то есть часть археологического источниковедения.
Археологические источники, по сравнению с письменными, более объективны, но и более ограниченны, поскольку в земле сохраняется далеко не всё. Особо важны неразрушенные комплексы найденного – то есть не только вещи, но и контекст, в котором они найдены, зачастую дающий информации больше, чем сама вещь. Именно тут кроется вред от «черных копателей» разрушающих контекст, изымая из него вещи для своих грабительских коллекций. Так уничтожаются страницы древней истории.
Таким образом, археология – наука о том, как из «мертвых» вещей извлечь теоретическую информацию. Объектом исследования археологии являются следы древних материальных культур, предметом исследования – древние человеческие общества.
\
§ 2. Отрасли археологии.
Как правило, археолог сосредоточивается на более или менее ограниченной тематике по той простой причине, что эта наука слишком обширна и достичь одинаковой квалификации во всех ее областях невозможно. Результатом такой специализации явилось формирование нескольких отраслей археологии. Прежде всего, различают первобытную (доисторическую и протоисторическую) археологию и археологию исторического периода.
Первобытная археология. Доисторической именуют эпоху, предшествующую появлению письменности. Археологи, однако, прилагают это понятие и к обществам, которые обладают письменностью, до настоящего времени не расшифрованной. В соответствии с этим принципом племена майя классической эпохи, обитавшие на востоке Мезоамерики, прежде причисляли к доисторическим, но после осуществленной в последние десятилетия XX в. успешной дешифровки системы их письма относят к историческому периоду. Вслед за прочтением в XIX в. клинописи и египетских иероглифов был дешифрован целый ряд древних систем письма, и создавшие их народы перешли в категорию исторических. Археологи настаивают на таком употреблении термина, поскольку культуру народов, письменность которых не расшифрована, исследуют теми же методами, что и культу бесписьменных народов: в таких случаях археолог лишен опоры на письменные данные и должен базироваться в своих построениях исключительно на материальные свидетельства.
Археологи, изучающие первобытную эпоху, обычно специализируются на каком-то конкретном регионе или периоде. В избранных ими географических и хронологических рамках большинство археологов стремятся исследовать жизнь древнего человека в целом, уже не сосредоточиваясь на одном узком аспекте. Многие специалисты обладают профессиональными знаниями, необходимыми для анализа какой-то одной или нескольких разновидностей данных — к примеру, костей млекопитающих или характера износа орудий, но обычно объединяют данные своих специальных анализов с заключениями других специалистов для создания более полной картины жизни людей, чем та, которую позволяет получить каждое исследование по отдельности.
Существует, однако, и несколько весьма специальных отраслей. Археология окружающей среды сосредоточена на воссоздании природного окружения древних людей. В рамках этой отрасли выделяются такие направления, как геоархеология (реконструкция окружающей среды по образцам почв и горных пород), археологическая палинология (воссоздание природного окружения по ископаемой пыльце растений), археозоология (изучение по найденным костям животных разнообразных особенностей деятельности древнего человека).
Археология исторического периода. Термин «археология исторического периода» используется в двух значениях. Во-первых, им обозначается та область археологии, которая посвящена изучению народов прошлого, обладавших письменностью, и оперирует в своих изысканиях сочетанием письменных и материальных данных. Некоторые ученые отдают предпочтение терминам «археология документированного периода» или «археология, подкрепленная текстами», поскольку они более однозначны и ясно указывают на важность письменных свидетельств. Во втором значении термин «археология исторического периода» употребляется применительно лишь к Северной Америке и Австралии, где он понимается в смысле археологии народов эпохи колонизации и постколониального времени, т.е. переселенцев, появившихся на этих континентах после их открытия европейцами. Тезис о вкладе археологии в воссоздание истории кажется странным тем, кто полагает, что письменные источники содержат все необходимые сведения об историческом периоде. Между тем письменным свидетельствам присущи многочисленные недостатки. В частности, сосредоточив внимание на конкретных людях или группах, они содержат очень мало сведений обо всем остальном. Весьма неполными часто оказываются даже сведения письменных источников о высших слоях общества, уделяя основное внимание таким престижным аспектам их деятельности, как политика, но, не касаясь повседневной жизни. Даже если в документах и затронуты столь обыденные (но в археологическом плане существенные), моменты, нет гарантии, что сведения верны. Автор свидетельства мог сообщить ложные или не вполне точные данные из-за незнания, небрежности или своих пристрастий. 0 чем-то автор письменного свидетельства мог умолчать, поскольку полагал, что читателям это известно. В силу всех названных причин материальные данные археологии существенно уравновешивают свидетельства письменных источников.
В рамках археологии исторического периода существует несколько направлений. Средневековая археология изучает деятельность обитателей Европы эпохи Средневековья; постсредневековая археология исследует период, последовавший за Средними веками и продолжающийся вплоть до наших дней, вследствие чего ее хронологические рамки соответствуют рамкам археологии исторического периода Северной Америки и Австралии. Военная археология занята исследованием полей сражений, оборонительных сооружений и других мест, связанных с военными действиями. Промышленная археология занимается изучением технических и производственных объектов и возникавших вокруг них поселений. Особым направлением в археологии является подводная археология – т.е. изучение следов кораблекрушений, направленное на поиски остатков затонувших судов, а также оказавшихся под водой поселений и сооружений. Занимаются этим главным образом специалисты по археологии исторического периода. Эти исследования, обеспечивающие получение богатой информации о технологии судостроения, важны и для изучения других сфер человеческой деятельности. Так, обследование найденных в Средиземном море кораблей бронзового века и более поздних эпох позволило получить подробный перечень товаров, служивших объектами межрегиональной торговли; найти эти сведения, ключевые для понимания экономических и торговых связей между странами Средиземноморского бассейна, в письменных источниках невозможно. Различие в условиях проведения изысканий под водой и на земле обусловило разработку специалистами по следам кораблекрушений собственной системы полевых методик, отличающихся от тех, которыми пользуются их коллеги, работающие на суше.
Специфической отраслью археологии является ландшафтная археология, изучающая воздействие людей прошлого на окружающую природную среду. Специалисты в этой области исследуют следы террасного земледелия и других видов хозяйственной деятельности, но главное внимание уделяют паркам, усадьбам и иным объектам, обладающим эстетической ценностью.
Особое место в археологии исторического периода занимают античная археология и смежные с ней направления. Античная археология изучает древнюю Грецию, Древний Рим и связанные с ними регионы. В центре внимания египтологии находится древний Египет, ассириология сосредоточена на исследовании древней Месопотамии. Все эти направления выросли из интереса к древнему искусству, который у специалистов по античной археологии сочетается со вниманием к литературе античного мира. В итоге ученые, работающие в этой сфере, считают себя гуманитариями-классиками и держатся несколько особняком от остальных археологов, связанных преимущественно с традициями антропологии, истории и общественных наук. В последнее время античная археология несколько расширила поле своей деятельности, начав уделять больше внимания изучению материальной культуры и повседневной жизни, что означает установление определенных связей с представителями других отраслей археологии.
В археологическом плане история человечества делится на периоды в зависимости от материалов, из которых изготавливались основные орудия труда: каменный, бронзовый и железный век. Векa делятся на археологические культуры. Тех, кто пользовался найденными орудиями, называют «носителями культуры».
Археологические памятники являются источниками в том смысле, что содержат в скрытом виде информацию о деятельности людей. Они созданы людьми для удовлетворения своих потребностей, и их, как правило, утилитарный характер является известной гарантией доброкачественности содержащихся в них сведений. Археологические источники более объективны, чем письменные.
Археологическая культура – это группа памятников (поселений, могильников, жилищ и иных сооружений, орудий труда, украшений и т.д.), ограниченных определенным временем и территорией, обладающих сходством и внутренним единством, выражающимся в общности типов жилищ, орудий, украшений, керамики, погребального обряда и отличающихся от памятников других территорий и эпох. Археологическая культура объективно существовала ранее, и, в то же время, мы имеем ее сейчас в виде ископаемых вещей. Название археологической культуры происходит от:
1) названия одного из памятников, чаще впервые исследованного или наиболее яркого, эталонного поселения;
2) особенностей самой культуры: по вещам (культура боевых топоров, штрихованной керамики), по могильникам (культура ямная, катакомбная, срубная, полей погребений);
3) названия народа (культура царских скифов).
Археологическая культура может соответствовать племени, союзу племен или даже государству, если она сформировалась. Бывает, что у близкородственных народов существует несколько археологических культур, которые формируются под влиянием времени и соседей (так, у восточных славян минимум четыре культуры). Иногда несколько народов образуют одну культуру (черняховская культура II-IV вв. – готы, герулы, фракийцы, сарматы, последние крымские скифы и тавры).
Охватывает она и юго-запад Брянской обл Скорее всего невры Геродотовой Скифии
16 12 2014
7 стр.
Направление(я) подготовки Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
14 12 2014
3 стр.
Направление подготовки: 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
08 10 2014
1 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку
15 09 2014
7 стр.
В этногенез народов Поволжья и Приуралья. Часть I. Истоки этногенеза финских народов: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности
25 12 2014
3 стр.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях ку
12 10 2014
2 стр.
09 10 2014
25 стр.
История средних веков: Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «История». – Казань, 2008. – 79 с
12 10 2014
4 стр.