Перейти на главную страницу
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«южный федеральный университет»
Цымлова Л.Ф.
для студентов I курса факультета филологии и журналистики
I семестр
36 занятий
Ростов-на-Дону
2007
Автор-составитель: ст. преп. Л.Ф. Цымлова
Рецензент: ст. преп. Т.А. Ширяева
Пояснительная записка
Данное учебное пособие является приложением к учебнику латинского языка В.И. Мирошенковой и Н.А. Федорова (Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002). Пособие имеет целью оказание методической помощи в проведении аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов по этому учебнику. Оно включает в себя: рабочий план, переориентирующий студентов в последовательности изучения морфологии и синтаксиса, четкие аудиторные и домашние задания, различные упражнения и тексты. Тексты, составленные в основном из крылатых выражений и подлинных латинских цитат, подобранных в соответствии с грамматическими темами занятий и с учетом повторяемости лексики, восполняют пробелы, имеющиеся в учебнике.
При составлении текстов использованы хрестоматии следующих учебников латинского языка:
Nota bene!
Введение в предмет. Латинский алфавит. Буквосочетания ngu и ti перед гласными. Буквосочетания с буквой h в древнегреческих словах.
Объяснение в аудитории с опорой на учебник.
Задание на дом
Закрепить объясненный в аудитории материал, используя записи и учебник (с. 14-15, 17-18).
Характеристика гласных. Краткие и долгие гласные. Монофтонги и дифтонги. Диграфы. Правило ударения. Му́та кум ли́квида.
Объяснение в аудитории с опорой на учебник.
Задание на дом
Общие сведения о грамматических категориях имени. Шесть латинских падежей и их функции в предложении.
Объяснение в аудитории с опорой на учебник.
Проверка домашнего задания
Задание на дом
б) Особенности употребления отрицания сравнительно с русским языком.
в) Прямой порядок слов в предложении и возможность инверсии.
Объяснение в аудитории с опорой на текст.
1. Ubi est Romă? 2. Romă in Italiā est. 3. Ubi sunt Athēnae? 4. Athēnae in Graeciā sunt. 5. Spartă quoque in Graeciā est. 6. Ubi est Italiā? 7. Italiă in Eurōpā est. 8. Hispaniă et Italiă et Graeciă in Eurōpā sunt. 9. Syriă non est in Eurōpā, sed in Asiā. 10. In Afrĭcā sunt silvae palmārum. 11. In Eurōpā silvae palmārum non sunt. 12. In silvis Afrĭcae sunt bestiae. 13. Terră est sphaeră. 14. In terrā est vită, in lunā vită non est. 15. Italiă terră Eurōpae est. 16. Hispaniă et Graeciă quoque terrae Eurōpae sunt. 17. Eurōpae incŏlae sumus. 18. Juliă et Claudiă Romae incŏlae sunt. 19. Lydiă non Romae, sed Athenārum incŏlă est. 20. Lydiă et Juliă et Claudiă Eurōpae incŏlae sunt. 21. Tu Asiae incŏlă es. 22. Ego non Asiae, sed Afrĭcae incŏlă sum. 23. Terrae incŏlae sumus. 24. Amīcae estis? 25. Amīcae sumus. 26. Claudiă amīcă Juliae est. 27. Juliă magistră est. 28. Claudiă quoque magistră est. 29. Juliă et Claudiă collēgae sunt. 30. Quoque collēgae estis? 31. Quoque collēgae sumus.
б) Eurōpae incola sum я житель (-ница) Европы.
32. Lydia non magistra, sed discipǔla est. 33. Amīcae Lydiae quoque discipǔlae sunt. 34. Ubi sunt nunc? 35. Nunc sunt in schola. 36. Claudiă quoque est in schola? 37. Claudiă in schola non est. 38. Ubi est Claudiă? 39. Claudiă est in bibliothēca. 40. Historia est magistra vitae. 41. Scientia est potentia. 42. Ibi victoria, ubi concordia est. 43. Ibi bene, ubi patria. 44. Ubi bene, ibi patria. 45. Ibīdem. 46. Pro et contra. 47. Pro memoria. 48. Pro forma. 49. Ad notam. 50. Ad persōnam. 51. Ad littĕram. 52. Ad bestias. 53. Aqua vitae.
Общие сведения о грамматических категориях глагола. Разделение правильных глаголов на 4 спряжения. Образование у них неопределенной формы настоящего времени. Закон ротацизма. Praesens indicatīvi actīvi глаголов правильных 4-х спряжений.
Объяснение в аудитории с опорой на учебник.
Проверка домашнего задания
Упражнения
Четыре основных формы глагола и его словарные формы.
Объяснение в аудитории с опорой на учебник.
Проверка домашнего задания
Упражнения
1. Bene audīre debēmus. 2. Qui bene audit, bene discit. 3. Legĕre amo. 4. At vos amātis legĕre? 5. Nos quoque legĕre amāmus. 6. Puellae fabǔlas poëtārum libenter legunt. 7. Latīne legĕre et scribĕre discĭmus in schola. 8. Latīne iam bene legunt, sed etiam male scribunt. 9. At tu Latīne iam bene legis scribisque (= et scribis)?
б) Latīne iam bene lego, sed etiam male scribo я уже хорошо читаю, но еще плохо пишу по-латыни.
в) Bene disco, quia bene audio я хорошо учусь, потому что хорошо слушаю.
10. Magistra discipǔlas interrŏgat. 11. Puellae magistrae respondent. 12. Cloelia recte magistrae respondet. 13. Cloelia Latīne dicit. 14. Lucretia et Caecilia, amīcae Cloeliae, quoque Latīne dicunt. 15. Quid dicunt Julia et Claudia? 16. Nihil dicunt, sed audiunt atque tacent. 17. Cur taces? Respondēre debes! 18. Noli tacēre! Responde!
б) Latīne dico я говорю по-латыни.
19. Ubi est? Cur non vĕnit? 20. Vĕni ad nos! 21. Noli venīre ad nos! 22. Unde venis? – E schola venio. 23. Quo vadis? – In scholam vado. 24. Vade mecum! 25. Quis nunquam errat? 26. Nunquam errat, qui nihil agit. 27. Quod agĭtis, bene agĭte. 28. Nemo nostrum non errat.
б) Я не слышу, что они говорят.
б) E schola venio я возвращаюсь из школы.
29. Haud semper errat fama. 30. Vivĕre est cogitāre. 31. Cogĭto, ergo sum. 32. Amicitia vitam ornat. 33. Vivĕre militāre est. 34. Non scholae, sed vitae discĭmus. 35. Fabǔla docet. 36. Uti sentio, ita dico. 37. Si taces, consentis. 38. Veto.
б) Si taceo, consentio если молчу, (значит) соглашаюсь.
в) Uti sentio, ita dico как чувствую, так говорю.
Datīvus commŏdi и incommŏdi.
Объяснение в аудитории с опорой на текст.
Проверка домашнего задания
Упражнения
39. Vale! 40. Vive valeque! 41. Vale et me ama! 42. Vale et mihi fave! 43. Vos valēte et plaudĭte! 44. Si vales, bene est; ego quidem valeo. 45. Amat victoria curam. 46. Dum spiro, spero.
б) Dum spiro, spero пока дышу, надеюсь.
47. Pudet servīre. 48. Divĭde et impĕra! 49. Bis dat, qui cito dat. 50. Credo. 51. Ave, Maria! 52. Noli me tangĕre! 53. Nota bene! 54. Vide supra (infra)!
б) Мы любим слушать сказки поэтов.
в) Учись хорошо! Учитесь хорошо!
Занятие 9
Работа в аудитории
Проверка домашнего задания
Упражнения
б) Лукреция, Юлия и Клавдия – жительницы Рима.
в) Девочки идут в библиотеку.
г) Девочки идут (возвращаются) из библиотеки.
Заучить наизусть крылатые выражения №№29-54 из 2-го текста.
Изучить самостоятельно по учебнику:
Анализ новой темы самостоятельного домашнего задания. 2-е склонение существительных. Прилагательные 1-2-го склонения.
Историческая (индоевропейская) основа существительных 2-го склонения и их падежные окончания к началу классического периода. Словарные формы существительного, определение его склонения и основы из формы Genitīvus singulāris. Род существительных 2-го склонения. Особенности склонения слов среднего рода. Vocatīvus singulāris у слов мужского рода на -us и -ius.
Словарные (родовые) формы прилагательных 1-2 склонения и необходимость определения основы из формы женского рода. Склонение прилагательных в мужском, женском и среднем роде.
1. Marcus puer Romānus est. 2. Tullia est puella Romāna. 3. Marcus et Tullia libĕri Tullii Octaviaeque sunt. 4. Tullius, vir Romānus, et Octavia, matrōna Romāna, libĕros suos valde amant. 5. Marcus Tulliaque puĕri sani et pulchri et boni sunt.
6. Marcum et Tulliam, cum aegrōti sunt, Alexander medĭcus curat. 7. Alexander, vir medicīnae perītus, servus Tullii est. 8. In familia Tullii sunt multi servi. 9. Tullius domĭnus multōrum servōrum est. 10. Servi Tullii non sunt Romāni, sed Graeci. 11. Alexander medĭcus quoque Graecus est. 12. Marcus, filius Tullii Octaviaeque, in schola discit. 13. Scholam, ubi Marcus aliique puĕri Romāni discunt, Apollodōrus, magister Graecus, habet. 14. Schola Apollodōri, magistri Graeci, haud procul a foro Romāno est.
Указательное местоимение is, ea, id. Склонение и употребление.
Объяснение в аудитории с опорой на учебник.
Проверка домашнего задания
Упражнения
б) id parvum oppĭdum antīquum этот маленький древний город.
2) Тебя, когда ты болен, лечит опытный врач.
3) Нас, когда мы больны, лечит опытный врач.
4) Вас, когда вы больны, лечит опытный врач.
5) Их, когда они больны, лечит опытный врач.
Задание на дом
15. Magister legĕre et scribĕre et recitāre discipǔlos docet. 16. Apollodōrus magister puĕros Romānos linguam Latīnam et linguam Graecam docet. 17. Magister Graecus, qui scholam habet, vir līber est. 18. Paedagōgus Graecus, qui Marcum in scholam ducit, vir doctus, sed servus Tullii est. 19. Linguam Latīnam discĭmus. 20. Patria linguae Latīnae est Roma antīqua. 21. Latīni Latii, antīquae terrae Italiae, incŏlae sunt. 22. Discipǔli et studiōsi non modo linguae patriae suae, sed etiam linguārum aliārum terrārum perīti esse debent. 23. Discĭte linguas antīquas et linguas novas!
14 09 2014
4 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку
15 09 2014
7 стр.
В учебно-методическом пособии кратко излагаются сведения, относящиеся к вопросам частной фармакологии. Данное пособие преследует цель помочь студентам 3-го курса усвоить важный раз
10 10 2014
5 стр.
Стар 77 Деловые культуры в международном бизнесе: Учебно-методическое пособие для студентов факультета лингвистики. — М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. — 36 с
07 10 2014
9 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза
16 12 2014
4 стр.
Диканев Т. В спектральный анализ сигналов. Учебно-методическое пособие для студентов факультета нано- и биомедицинских технологий. Саратов, 2011. 24 с
10 10 2014
1 стр.
Данилова н. В. Латинский язык в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения
02 09 2014
3 стр.
«История русского литературного языка» предназначено для студентов 5 курса заочного отделения филологического факультета. В него входят задания для самостоятельной работы, системы
15 10 2014
7 стр.