Московская духовная семинария
И. А. ГЛУХОВ
СЕКТОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие для студентов 4 класса
Сергиев Посад
2005
СОДЕРЖАНИЕ
-
Вместо предисловия
-
Введение. Понятие о секте
-
Причины и условия происхождения и развития русского сектантства
-
Разделение сект
-
Краткое изложение догматического учения о единстве Церкви Христовой
-
Анабаптистское движение в Германии при жизни М. Лютера. Шток и Мюнцер
-
Баптизм в Англии. Зарождение баптизма
-
Баптизм в Германии
-
Штундизм в России, его появление и распространение
10. Евангельские христиане (Пашковщина)
-
Пятидесятники (ХЕВ)
-
Разбор вероучения ХЕВ
-
ВСЕХБ в СССР
-
Богослужебный ритуал ЕХБ
-
Разбор основных вероучительных истин современного баптизма (ВСЕХБ)
-
Таинство Миропомазания
-
Таинство Брака
-
Таинство Елеосвящения
-
О почитании Божьей Матери
-
О почитании святых ангелов и угодников Божиих
-
Почитание святых мощей
-
О почитании святых икон и Креста Господня
-
О Кресте
-
О посте
-
Заключение
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
«Злоба еретиков и богохульников вынуждает нас совершать вещи недозволенные, выходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные.
Следовало бы довольствоваться тем, чтобы искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ»1.
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ О СЕКТЕ
В Пространном Катехизисе Православной Восточной Кафолической Церкви говорится только о ереси и расколе; о секте же не упоминается.
«Секта» слово латинское и в переводе на русский язык означает «правило», «метод», в особенности философский, «учение», «школа», «секта». Древние римские писатели этим словом обозначали философскую партию или школу, державшуюся отличного (особого) от господствовавшего в то время учения, метода и т. п., или политическую партию.
В таком смысле приверженцы Антония называются у Цицерона сектантами, а Тацит говорит о секте стоиков, секте циников и др. Затем слово «секта» стали применять и к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учении от остальной массы. В таком смысле Плиний Младший говорит о «секте христиан», появившейся в его время среди иудеев; в таком же смысле употребляется это слово и в латинской Библии (Деяние 24, 5-14).
С усилением христианской Церкви слово «секта» стало применяться лишь к тем христианским обществам, которые хотели жить сами по себе, совершенно отдельно от господствующей Церкви, и обособлялись от нее в учении или порядке, управлении и дисциплине, то есть имели характерные признаки ереси и раскола. Сообразно с этим, средневековые католические богословы стали употреблять это слово, как термин, для обозначения обществ, отделившихся от союза с Римо-Католической Церковью и совершенно исказивших ее вероучение.
С таким значением слово «секта» перенесено и к нам южнорусскими богословами, получившими образование в католических школах. В настоящее же время под сектой у нас разумеется такое отделившееся от единства Русской Православной Церкви, ее учения и обрядов религиозное общество, которое имеет особое, отличное от нее учение, богослужение и устройство и живет отдельной, самостоятельной жизнью, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свои религиозные идеалы.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ РУССКОГО СЕКТАНТСТВА
Вопрос о происхождении сектантства давно уже волнует русскую мысль; особенно много говорят и пишут о нем в последнее время.
Многие дореволюционные историки и богословы видели в сектантстве явление заносное и объяснили его иноземным влиянием, но некоторые считали его явлением самобытным и выводили из условий исключительно внутренних, местных. Одни из них (исследователи этого вопроса), смотрели на сектантство, как на явление религиозное, другие же как на социально-политическое; одни даже признавали его явлением светлым, свидетельствовавшим о прогрессивном движении нашего народа, а другие болезненным, и сообразно с этим объясняли его происхождение. Более беспристрастные исследователи и писатели согласны с тем, что общие причины всего сектантства нужно искать не в условиях быта и обстоятельствах истории, а в области религиозно-нравственной психологии.
Психологическая причина
Поиски ее в этой области приводят к тому заключению, что такими причинами служат: гордость и высокомерие, дающие в результате «духовную прелесть», самоволие в вере и самочиние в деле спасения, греховная воля приводят к патологическому состоянию сердца человека, как источника чувствований. Гордость, как стремление человека стать выше какого бы то ни было стеснения и ограничения и быть абсолютно свободным деятелем в мире, приводит в результате к теоретическому устранению Бога и поставлению на Его место человека, т. е. к самообожению, а на дальнейшей ступени к пантеизму. Гордый, самообольщенный человек считает излишним в деле спасения какие бы то ни было посредства, у него есть свои средства спасения: свою плоть он может обуздать радениями, оскоплением, постом, веригами и, восходя от совершенства к совершенству, достигнуть сам собою безгрешности и святости. Отсюда, естественно, что Церковь, которая будто бы порабощает дух человека и полагает границы его свободной воле, не нужна, таинства тоже, потому что Дух Святой всегда пребывает в нем, иерархия излишня, потому что каждый сам священник, царь и пророк; не нужны святые храмы, иконы, кресты, посты и уставы церковные, не нужны и Святое Предание, Священное Писание, если и нужно, то толковать его может каждый по своему личному разумению.
Освобождая себя таким образом от всяких стеснений в деле веры и спасения, самообольщенный, гордый от сознания своих «необычайных» достоинств человек впадает в состояние духовной прелести и считает себя то святым, безгрешным, о чем объявляет даже публично, то признает в себе пророчество и даже божеское достоинство, не стесняясь в то же время творить разные мерзости. Все это такие черты, которые ясно показывают, что сектантство – явление болезненное, патологическое, одностороннее, а все секты не что иное, как глубоко греховные человеческие заблуждения; патологические, болезненные проявления ложно направленного религиозно-нравственного самосознания человека.
Имея корни в области религиозно-нравственной психологии, русское сектантство стоит в то же время в тесной связи с общим движением исторической жизни русского народа, поэтому как появление, так и развитие его немало зависело от некоторых исторических условий. Важнейшим из этих условий были следующие: а)распространение в русском обществе ХVII-XIХ вв. иностранных влияний; б)религиозное неведение многих русских людей; в)низкий нравственный уровень народа, в частности самого духовенства, а также недовольство многих состоянием РПЦ и общегосударственной жизнью.
а) Распространение в русском обществе XVII–XIX вв. иностранных влияний. До конца XVII века в России господствовало византийское влияние; оно было принесено и проводилось Церковью и направляло общественно-политическую мысль русского народа к религиозно-нравственным целям. С западной же Европой Русь хотя имело общение (вступало с ней в торговые и дипломатические сношения, вызывало ее архитекторов, строителей, мастеров, врачей и военных людей), но держала себя по отношению к ней довольно далеко, а в делах веры даже «твердо и опасливо», стараясь, по возможности, не допускать иноверцев в свою среду, не учиться у них, не подражать их обычаям, одежде и т. п.
Однако путем войн и разного рода сношений влияние протестантского запада все больше и больше проникало на Русь. Это влияние с течением времени постепенно проникало во все сферы жизни, изменяя, хотя и с трудом, понятия и отношения, внося новые идеи, требования, новые области знания, переделывая костюм, нравы, обычая, верования. Сначала все это проникало к нам через Польшу и Литву, а потом – и непосредственно. Иностранцы, раньше являвшиеся к нам единицами, в XVII веке явились в таком количестве, что к концу указанного века на восточной окраине Москвы образовали целую немецкую слободу, скоро разросшуюся в значительный городок.
б) Религиозное неведение многих русских людей. Несмотря на свою религиозность, многие из православных русских людей, особенно из простонародия, издавна отличаются крайним невежеством в религиозных вопросах, суеверием; почти не знакомы со Святым Писанием и Святым Преданием, святоотеческой литературой и проч. Не имея правильных понятий о вере, эти русские люди не в силах, конечно, самостоятельно разобраться в религиозных вопросах; между тем им сильно хочется уяснить себе истину в деле веры и нравственности. Поэтому более задумчивые из них в поисках этой истины нередко заходили «на путь ложных мечтаний и в дебри разных лжеучений». Другие увлекались мнимыми подвижниками, лжепророками и учителями какой-нибудь новой веры, в которой как будто находили ответы на запросы своей души, шли за новоявленными учителями.
в) Недовольство многих состоянием Православной Русской Церкви. В жизни Православной Русской Церкви существовало и существует немало разного рода недостатков, которые всегда вызывают недовольство в среде православных. Так, небрежное, чисто формальное отправление богослужения и разных треб, отсутствие учительства, нетрезвая жизнь, вымогательство за требы вызывали и вызывают недовольство духовенством со стороны пасомых, возбуждает недоверие к нему и делают более восприимчивыми к проповеди лжеучителей.
Наконец, нестроение в государственной жизни старой России, то есть когда Церковь не была отделена от государства, например, притеснение слабых сильными, бедных богатыми, злоупотребление властей, пьянство, разврат, самосуд среди простого народа и пр. возбуждали сильное недовольство против существующих в государстве порядков. Такое недовольство, развитое среди многих русских людей, не мало содействовало как появлению, так, в особенности, развитию сект.
следующая страница>