Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 28страница 29
§ 8. Понятие о грамматическом (морфологическом) значении

Грамматическое значение — это такое отвлеченное значение, кото-


рое выражается формальными грамматическими средствами или тем,
что называют грамматической оформленностью (или грамматической

2 См Основы построения описательной грамматики современного русского литературного языка М ,1966. С. 103

10

формой) слова. В грамматическом оформлении слова участвуют его


морфологические формы, морфемно-словообразовательная структура,
синтаксические свойства и синтаксические связи.

Грамматические значения неодинаковы. В морфологии различают


по крайней мере два типа грамматической семантики. К первому типу
относится категориальное частеречное значение, второй тип объединя-
ет значения, выражаемые морфологическими формами слов.

Принципиальное различие между типами состоит в том, что часте-


речная семантика, опираясь на грамматические средства в своем выра-
жении, тесно связана с лексическими значениями слов и не предполага-
ет в обязательном порядке словоизменения. Так, категориальное значе-
ние существительных имеют несклоняемые слова типа пальто, метро.
такси
и т. д. Чтобы быть существительным достаточно называть пред-
мет и иметь субстантивные синтаксические признаки (выражать подле-
жащее и дополнение, иметь при себе согласованное определение). Точно
так же категориальную семантику прилагательных имеют несклоняе-
мые признаковые слова: мини, макси, бордо и т. п. Частеречную семан-
тику имеют наречия, несмотря на то, что у большинства из них вообще
нет форм словоизменения. Одинаковые категориальные частеречные
значения обнаруживаются в языках с разным грамматическим строем.

Что же касается семантики второго типа, то она создается формо-


образованием. Грамматические значения, выражаемые изменяемыми
формами слов, характеризуют языки индивидуально и дифференциро-
ванно. Только такие значения, как правило, и называют морфологиче-
скими грамматическими значениями или просто грамматическими зна-
чениями изменяемых слов.

Значение не может быть определено как морфолого-грамматиче-


ское на основе его абстрактности (хотя грамматические значения абст-
рактны) или содержательной сущности: одно и то же может выражать-
ся разными языковыми единицами (единицами разных языковых
уровней): в сочетании красна девица значение женского рода передается
корнем -дев, суффиксом -иц-, окончанием существительного и прилага-
тельного; в сочетании один горожанин значение количества (?) выражено
лексически, суффиксом -ин-, окончанием существительного и числитель-
ного.

Специфика грамматических (морфологических) значений объясня-


ется особенностями морфем (прежде всего флексии), которыми они
выражаются. Этих особенностей две (поэтому и в грамматическом
значении в последнее время чаще всего выделяют два отличительных
признака).

Во-первых, эти морфемы обслуживают обязательное формообразо-


вание. В результате значения, выражаемые ими, становятся обязатель-
ными для целых разрядов и классов слов (в лингвистической литературе

11

неоднократно высказывалась мысль о том, что от грамматического ycт-


ройства языков зависит, какие значения в них должны выражаться об-
лигаторно, какие — факультативно). Так, каждая словоформа изменяе-
мого существительного имеет окончание, и это окончание обязательно
выражает число и падеж; каждый глагол в русском языке изменяется по
временам, и в объеме этого изменения в глаголе должно быть выражено
временное значение, глагольная форма, соответствующая простому ска-
зуемому, обязательно дает представление о грамматическом лице
и грамматическом наклонении.

Важно обратить внимание на то, что обязательное выражение


грамматического значения не всегда допускает выбор со стороны гово-
рящего, т. е. предельно формализовано. Носитель языка просто обязан
знать, что в данной языковой ситуации употребляется та или иная фор-
ма слова. Так, надо сказать завидовать врагу и ненавидеть врага и ни
в коем случае не наоборот. Если прилагательное присоединяется к су-
ществительному карандаш, то оно должно быть в форме типа красный
(а не красная, красное), если инфинитив присоединяется к фазовому гла-
голу, он не может относиться к совершенному виду, если существитель-
ное вводится в предложение предлогом к, оно употребляется только
в дательном падеже и т. д. Таким образом, синтаксис способствует ав-
томатическому выбору морфологической формы и, следовательно, та-
кой же реализации грамматического значения. Синтаксические средст-
ва языка подключены к выражению значений морфологических форм.

Вторая особенность формообразующих морфем была отмечена


Г. О. Винокуром при характеристике окончаний. Г. О. Винокур обра-
тил внимание на то, что окончания не могут быть изолированными,
т. е. одиночными, морфемами, они существуют только в парадигмах 3.

В связи с этой особенностью грамматическое значение не может


быть выделено в одной словоформе, оно объединяет минимум две сло-
воформы. Эту особенность грамматического значения А. А. Зализняк
назвал регулярностью 4.

Грамматические значения — это типовые значения. Они обладают


интегрирующим свойством, характеризуют классы и разряды слов,
и многие из них присущи частям речи в целом.

Определяя грамматическое значение, А. А. Шахматов писал: «Ре-


альное значение слова зависит от соответствия его как словесного зна-
ка тому или иному явлению внешнего мира; грамматическое значение
слова — это то его значение, какое оно имеет в отношении к другим
словам. Реальное значение связывает слово непосредственно с внешним

3Г.О. Винокур форма слова и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку М, 1959.

4А. А. Зализняк. Русское именное словоизме­нение М , 1967 С. 26.

12

явлением, грамматическое значение связывает его прежде всего с другие


ми словами, со значением других слов» 5.

Итак, грамматические (морфологические) значения — это обяза-


тельные и регулярные значения словоформ. В каждой словоформе изме-
няемого слова выражается частеречная (категориальная) семантика
и морфологическое грамматическое значение (одно или несколько).
Словоформы неизменяемых частей речи имеют только грамматическое
категориальное значение. Например, в предложении На солнышке теп-
ло
словоформа солнышке выражает значение предметности, рода, числа
и падежа, а словоформа тепло — только значение предикативного на-
речия.

Грамматические значения нередко называют дополнительными


к лексическим значениям слов. А. И. Смирницкий хорошо показал, что
делать этого не следует б. Лексические и грамматические значения пред-
ставляют собой два разных типа языковой семантики. Лексическое зна-
чение выражается основой словоформы, грамматическое — ее формаль-
ным показателем.

Грамматические значения образуют семантическую базу морфоло-


гического строя русского языка. Они являются основой типологическо-
го объединения и дифференциации словоформ внутри частей речи и во-
обще того упорядочения языковых единиц, на котором зиждется грам-
матический строй русского языка.

Грамматические значения участвуют в формировании высказыва-


ния, они связаны с разными сторонами высказывания, и в этом плане
они неодинаковы.

Одни грамматические значения включены в номинативный аспект


высказывания (род, число существительных). Это так называемые отра-
жательные (номинативные) значения. Они используются для обозна-
чения объективных свойств предметов и признаков, введенных в выска-
зывание.

Другие грамматические значения имеют отношение к выражению


актуализационных смыслов, т. е. ориентации высказывания на речевую
ситуацию, его временной характеристики, связи с субъектом речи.
Таковы грамматические значения спрягаемых форм глагола.

Третьи грамматические значения отражают интерпретационно-


оценочное участие говорящего в речевой коммуникации. Интерпрета-
ционное значение связано с возможностью при помощи морфологиче-
ских форм об одном и том же сказать по-разному. Интерпретационное
значение обычно выделяют в залоге и виде глагола. Выбор залоговой

5 А А Шахматов Синтаксис русского языка Л , 1941 С 431-432

А И Смирницкий Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы грамматического
строя языка М , 1955

13

формы связан с тем, какой семантический компонент предложения,


субъект или объект, помещается в центр информации: брат написал
пи
сьмо (сообщение о брате), письмо написано братом (сообщение о пись-
ме). При помощи вида одно и то же действие изображается с разных
сторон. Из предложения Маша ела кашу мы узнаем, чем была занята
Маша в какое-то время, а в предложении Маша съела кашу сообщается
о том, что Маша кашу ела, и каши больше нет.

Интерпретационное значение в морфологических формах представ-


лено шире, чем об этом принято говорить в описательных грамматиках
русского языка. Так, оно есть в глагольном наклонении, поскольку по-
средством форм наклонения одна и та же ситуация обозначается как ре-
альный, возможный или желательный факт. Интерпретационный ком-
понент есть в краткой форме прилагательных, которая в современном
языке является знаком того, что прилагательное не входит в наимено-
вание предмета.

Многие грамматические значения неэлементарны и обращены


к разным сторонам высказывания. Например, вид является одновремен-
но и номинативным, и интерпретационным значением, лицо — номина-
тивным и актуализационным, наклонение — номинативным, актуали-
зационным и интерпретационным, падеж — номинативным и интер-
претационным.

Отличительной особенностью морфологического строя русского


языка является то, что разные части речи имеют одноименные грамма-
тические значения. Так, род и число имеют существительные, прилага-
тельные, глагол; падеж есть у существительных, прилагательных, чис-
лительных и местоимений. В результате одно и то же грамматическое
значение может быть одновременно выражено несколько раз, напри-
мер, в синтагме новая шуба упала единственное число и женский род
обозначены трижды: окончанием прилагательного, существительного
и глагола. Русскому языку свойственна избыточность в выражении
грамматической семантики.

§ 9. Понятие о грамматической категории

Грамматическая категория — это совокупность противопоставлен-


ных друг другу морфологических форм с общим грамматическим содер-
жанием 7. Например, формы пишу — пишешь — пишет указывают на
лицо и поэтому объединяются в глагольную грамматическую катего-
рию лица; формы писал — пишу — буду писать выражают время и обра-

7 Подробнее см. А. В. Бондарко. Теория морфологических категорий. Л., 1976. С. 10-12.
14

зуют категорию времени, словоформы стол — столы, книга — книги вы-


ражают представление о количестве предметов, они объединяются в ка-
тегорию числа и т. д. Можно также сказать, что грамматические кате-
гории формируются частными морфологическими парадигмами.
Грамматические категории в целом имеют три особенности.

1) Грамматические категории образуют своего рода закрытые сис-


темы. Количество членов, противопоставленных друг другу в грамма-
тической категории предопределено структурой языка и в целом (в син-
хронном срезе) не варьируется. При этом каждый член категории может
быть представлен как одной, так и несколькими однофункциональны-
ми формами. Так, грамматическая категория числа существительных
образуется двумя членами, один из которых представлен формами
единственного числа (стол, книга, перо), другой — формами множест-
венного числа толы, книги, перья). Существительные и прилагатель-
ные имеют три рода, у глагола три лица, два вида и т. д. Количествен-
ный состав некоторых грамматических категорий в литературе опреде-
ляется по-разному, что на самом деле связано не с объемом категории,
а оценкой ее компонентов. Так, в существительных выделяют 6, 9, 10
и большее количество падежей. Однако это отражает только разные
приемы выделения падежей. Что же касается самого грамматического
строя языка, то в нем падежная система регламентирована существую-
щими типами склонения.

2) Выражение грамматического значения (содержания) между фор-


мами, образующими категорию, распределено: пишу означает первое
лицо, пишешь — второе, пишет третье; стол, книга, перо указывают
на единственное число, а столы, книги, перья — на множественное чис-
ло, большой — это мужской род, большая — женский, а большое — сред-
ний, форма большие на род не указывает.

3) Формы, образующие морфологические категории, должны объе-


диняться общим содержательным компонентом (что отражено в опреде-
лении грамматической категории). Это обязательное условие для выде-
ления грамматической категории. Без указанной общности граммати-
ческие категории не формируются. Например, противопоставление пе-
реходных и непереходных глаголов не образует морфологической кате-
гории именно потому, что оно не основано на общем содержании. По
той же причине не являются морфологическими категориями и другие
лексико-грамматические разряды, выделяемые в самостоятельных час-
тях речи.

15

§ 10. Типы грамматических категорий

Грамматические категории классифицируются на разных основа-
ниях

1) В зависимости от количества противопоставленных компонен-


тов грамматические категории делятся на двухчленные (число, вид),
трехчленные (лицо, наклонение, род) и многочленные (падеж) катего-
рии.

2) По характеру противопоставления компонентов выделяют кате-


гории, формирующиеся на основе 1) привативных (неравнозначных),
2) эквиполентных (равнозначных), 3) градуальных (ступенчатых) отно-
шений.

Привативное противопоставление по роду образуют существитель-


ные типа учитель — учительница, тракторист — трактористка, кас-
сир — кассирша
: существительное мужского рода в таких парах может
называть и мужчину, и женщину, а существительное женского рода
только женщину. Привативной категорией является вид в глаголе. Гла-
голы совершенного вида отвечают только на смысловой вопрос Что
сдела
ть7, а глаголы несовершенного вида, кроме вопроса Что делать7,
в некоторых речевых ситуациях отвечают и на вопрос Что сделать7:
Чем
провинился этот мальчик7 Что он сделал7— Он рвал яблоки в чу-
жом саду.

Эквиполентное противопоставление образуют некоторые личные


существительные мужского и женского рода: мать — отец, брат — се-
стра, девочка — мальчик.
Существительные мужского рода обозначают
мужчин, существительные женского рода — женщин.

Градуальные отношения представлены в степенях сравнения.

Падеж как грамматическая категория в определенном объеме уст-
роен по принципу дополнительного распределения: одно и то же лекси-
ческое значение при помощи падежа помещается в разные синтаксиче-
ские позиции: лишиться кого-чего, завидовать кому-чему, ненавидеть ко-
го-что,
любоваться кем-чем, горевать о ком - о чем.

В одной и той же грамматической категории могут обнаруживать-


ся разные принципы семантической организации. См. род существи-
тельных.

3) Кроме этого, в зависимости от того, являются ли компоненты


грамматической категории одним словом или представляют разные ле-
ксемы, различают словоизменительные и классифицирующие (лексико-
грамматические) категории. Классифицирующие категории объединя-
ют разные слова, имеющие одинаковое грамматическое значение. Так,
словоизменительными являются категории рода, числа и падежа у при-
лагательных, категория падежа у существительных, категория лица, на-

16

клонения, времени у глагола и др К классифицирующим принято отно-


сить категорию рода у существительных, вид в глаголе Некоторые ка-
те! ории оказываются смешанного типа, частично словоизменительны-
ми, частично лексико-грамматическими (классифицирующими). Тако-
ва, например, категория числа у существительных.

А. В. Бондарко словоизменительные категории назвал коррелятив-


ными, а классифицирующие — некоррелятивными. При этом он выде-
лил последовательно коррелятивные, последовательно некоррелятив-
ные и непоследовательно коррелятивные грамматические категории 8.

Примечание. Е.В.Клобуков предложил выделять в качестве особого типа интерпретационные морфологические категории, «предназначенные для выражения степени относительной значимости двух или нескольких однородных смысловых элементов» высказывания «Благодаря этим категориям один из однородных смыслов выделяется говорящим как основной, а другой смысл < > как дополнительная, сопутствующая, комитативная информационная часть9. Грамматическое значение, выражаемое такими категориями, Е В Клобуков называет комитативным На основе комитативности, по его мнению, организуется противопоставление полных и кратких форм прилага-
тельного, спрягаемых и атрибутивных форм глагола, форм действи-
тельного и страдатечьного залога, а также именительного и зватель-
ного падежей косвенным падежам

§ 11. Понятие о частях речи. Общая характеристика

Части речи — это классы, объединяющие слова по их грамматиче-


ским характеристикам. Слова относятся к одной части речи на основе
общности значения, морфологических форм, словообразовательных
признаков и синтаксических свойств. Так, лексемы книга, река, кошка,
челове
к, крапива, автобус относятся к одной и той же части речи пото-
му, что все они называют предмет и соответствуют вопросу Кто или
что это?
, имеют одинаковые морфологические значения (род, число,
падеж), в предложении могут быть подлежащим и дополнением, могут
присоединять к себе согласованное определение. Черт побери, тьфу, ба-
тюшки,
ой также являются единицами одной части речи, так они одина-
ково выражают эмоции и не имеют ни морфологических, ни синтакси-
ческих положительных признаков; снизу, вкривь, впотьмах, поодиночке -
это еще одна часть речи: все приведенные лексемы не имеют морфоло-
гических форм, в предложении выполняют функцию обстоятельств, ха-
рактеризуют глагольное действие (называют признак признака).

А В Бондарко. Теория морфологических категорий. С 77

9 E В Клобуков Теоретические основы изучения морфологических категорий русского языка. Дисс на соискание уч ст доктора фил наук М 1995. С 38- 39

2 Зак 4163 17

Как видно из примеров, хотя части речи и выделяются с учетом со-
вокупности признаков, но сами эти совокупности в разных случаях
представлены по-разному: у одних слов есть весь набор признаков,
у других он представлен лишь частично.

Части речи называют 1) грамматическими классами, грамматиче-


скими категориями (и даже основными морфологическими категория-
ми), так как они выделяются с учетом грамматической оформленности
слова; 2) лексико-грамматическими классами, когда хотят особо под-
черкнуть, что в части речи на основе грамматического сходства объеди-
няются слова, а не формы слов; 3) наконец, семантико-грамматически-
ми классами, если акцент делается на наличии у частей речи категори-
ального значения.

Названные определения не исключают, а дополняют друг друга,


и каждое из них выделяет признак, релевантный (существенный, значи-
мый) для частей речи.

Части речи различаются между собой не только тем, что одни из


них грамматически охарактеризованы полнее других. Само содержание
дифференциальных признаков у разных частей речи не совпадает. Так,
морфологический признак у существительных, прилагательных, числи-
тельных, глаголов сводится к их словоизменению, а у наречий, служеб-
ных слов, модальных слов, междометий — к отсутствию словоизмене-
ния. За понятием категориальная семантика также стоят разные сущно-
сти у знаменательных и служебных слов. У самостоятельных слов кате-
гориальная семантика связана со свойством слова выражать понятие,
быть именем предмета и его свойства. В несамостоятельных словах ка-
тегориальная семантика не может иметь такого содержания, так как
они не выражают понятий. Категориальным значением служебных слов
называют ту общую роль, которую играет служебная часть речи в орга-
низации предложения (может быть, правильнее было бы говорить об
общем не значении, а назначении слов служебных частей речи). Сущест-
во синтаксических признаков у самостоятельных и несамостоятельных
слов принципиально разное, так как первые являются членами предло-
жения, а вторые по-разному служат им.

Тем не менее, несмотря на все различия, все части речи имеют и об-


щее, им может быть дана общая характеристика, что отмечено многими
лингвистами и прежде всего Л. В. Щербой (в статье «О частях речи
в русском языке»). Наиболее существенные положения этой характери-
стики сводятся к следующему:

1) Части речи выделены самим языком, они являются результатом


естественной классификации лексики. Человек узнает части речи на ос-
нове своего речевого опыта, распределяя слова по существующим в язы-
ке категориям (Л. В. Щерба — вслед за Есперсеном — говорил, что че-

18

ловек узнает части речи так, как он узнает корову или кошку 10). Пред-


ставление о частях речи получено эмпирическим путем. Выделение час-
тей речи является результатом осознания языкового опыта.

2) Поскольку части речи являются естественными группировками


слов, для их выделения важную роль играет частотность представлен-
ного в части речи языкового явления: чем больше слов определенного
типа, тем легче выделить соответствующую часть речи, и наоборот, чем
слов меньше, тем часть речи выделяется труднее. Часть речи не может
состоять из нескольких слов, тем более она не может состоять из одного
слова. Части речи — это не только слова, но и типы, образцы слов.

3) Слова, входящие в одну и ту же часть речи, должны иметь общие


признаки. Эти признаки могут относиться к разным сторонам слова:

к значению, форме, словообразовательной структуре, синтаксическим


ролям, и чем их больше, тем рельефнее определяются контуры части ре-
чи. При этом собственно морфологический признак (изменяемая фор
ма) оказывается строго обязательным только для глаголов: неизменяе-
мых глаголов в русском языке нет. Существительные и прилагательные
могут быть несклоняемыми. Не имеют форм словоизменения (кроме сте-
пеней сравнения) наречия, а также все несамостоятельные слова. И хотя
у большинства самостоятельных частей речи есть морфологические
признаки, части речи не являются морфологическими классами, т. е.
в целом не могут быть получены только на основе формообразования.

4) Эмпирическая природа частей речи предопределяет полевой


принцип в их организации: в каждой части речи есть слова или слово-
формы, образующие ее центр, и слова или словоформы, находящиеся на
периферии. Например, в центре существительных находятся слова, на-
зывающие предметы, но к существительным относятся также слова, по
лексическому значению не противопоставленные прилагательным
и глаголам, т. е. называющие признаки: темнота, синева, сушь, пение,
переход, пробег. Ядро существительных образуют изменяемые слова, но
кроме этого в часть речи входят и неизменяемые лексемы: кофе, виски,
мада
м, буржуа, до, ре, ми и т. п., у которых, естественно, нет полного
набора признаков существительного. Полевую структуру частей речи
важно учитывать при описании грамматических категорий.

5) Эмпирический характер частей речи и их полевая организация


приводят к тому, что границы частей речи четко определяются не все-
гда: у слов одной части речи могут быть признаки другой части речи.
Л. В. Щерба полагал, что одно и то же слово может входить в разные
части речи. И так действительно бывает, например, слово тысяча упот-
ребляется как существительное ысячи людей вышли на площадь) и чис-

Л. В. Щерба. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М.,
1957. С. 84.

2* 19

лительное (заплатил тысячу сто двадцать рублей), слово один употреб-
ляется как прилагательное (один философ = какой-то философ), числи-
тельное (одна копейка} и частица (одни неприятности = только неприят-
ности). Ср. также мальчики вроде Пети (вроде — предлог) и вроде сту-
чат (вроде —
частица). Куда он едет? (куда — наречие) и Куда ему же-
ниться! (куда — частица). В связи с этим в языке выделяются отдельные
лексемы, классы лексем и классы словоформ, частеречный статус кото-
рых определяется по-разному. Таковы порядковые числительные, неоп-
ределенно-количественные слова (много книг, столько вопросов), причас-
тия, деепричастия, категория состояния, глагольно-междометные слова
(прыг, скок), звукоподражания (мяу, гае), модальные слова.

6) В связи с тем, что для частей речи не существует единого класси-


фикационного признака, отношения между частями речи в целом нель-
зя представить как иерархически организованные (хотя, очевидно, мож-
но говорить об иерархической организации грамматической семантики
внутри изменяемых частей речи: грамматическое значение  граммати-
ческая категория  частеречное значение). Классификация частей речи
оказывается многоступенчатой.


<предыдущая страница | следующая страница>


Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов Издательство Московского университета 1999

Охватывают все лексемы без соотносительных форм

5756.13kb.

03 09 2014
29 стр.


Учебное пособие Москва Издательство Российского университета дружбы народов 1999 Утвержден о рис ученого совета

К 46 Гигиена труда и профилактика профессиональных заболеваний в отдельных отраслях промышленности: Учеб пособие. М.: Изд-во рудн, 1999. 95 с

1763.61kb.

11 09 2014
7 стр.


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие владивосток издательство дальневосточного университета

Пособие содержит большое количество практических примеров и завершается специально подобранными тестовыми заданиями для самопроверки. Предназначено для студентов востоковедных вузо

1222.11kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебное пособие для студентов экономистов: учеб пособие по англ яз. / сост. О. А. Михайлина, С. В. Борисова. Краснодар: Краснодар ун-т мвд россии, 2011. 200 с

В. В. Катермина, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии факультета ргф кубанского государственного университета

1894.18kb.

17 12 2014
18 стр.


Учебное пособие Архангельск

Зыкина Т. А. Черноудова М. Г. Трудовое право: Учебное пособие для студентов юридического института. – Архангельск: Изд-во Северного (Арктического) федерального университета 2011. –

1192.26kb.

14 10 2014
11 стр.


Учебное пособие для студентов всех факультетов

Фгоу впо московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии

573.91kb.

16 12 2014
3 стр.


Биология пособие для поступающих в вузы под редакцией М. В. Гусева и Л. А. Каменского Издательство Московского университета 2002 Москва мир 2002
8254.97kb.

01 09 2014
52 стр.