ВВЕДЕНИЕ
Эксплуатация на авиалиниях воздушных судов с цифровым комплексом пилотажно-навигационного оборудования (самолеты Ту-204, Ил-96 и др.) требует подготовки студентов с учетом нового оборудования, установленного на борту этих судов. Данное оборудование существенно отличается от радиосистем, используемых в аналоговых пилотажно-навигационных комплексах.
Перечень радиосистем цифрового комплекса достаточно обширен: аппаратура DМЕ, VOR, ILS, РВ, АРК и другие.
В части 2 учебного пособия исследуются тактико-технические характеристики и анализируются особенности построения радиотехнической системы ближней навигации VOR-85 и системы посадки ILS-85.
Общие вопросы построения рассматриваются при изучении структурной схемы. Более подробный анализ выполняется на основе функциональной схемы.
В учебное пособие включены элементы моделирования радиотехнических систем. Рассчитываются навигационные и точностные характеристики, моделируются сигналы систем VOR и ILS. Моделирование выполнено в среде программирования Mathcad. Приведены графики, характеризующие процессы, полученные в моделях, использующих другие языки программирования.
Учебное пособие ограничено по объему, содержит краткое изложение теоретических материалов по преобразованиям сигналов и спектров. Учебное пособие включает упрощенные функциональные схемы и не заменяет собой техническую документацию.
1Аппаратура VOR-85
1.1Назначение, технические данные и рабочие характеристики
Аппаратура VOR-85 (в дальнейшем - блок радиоприемный VOR-85) предназначена для работы в составе комплекса стандартного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КСЦПНО) и служит для:
- определения и выдачи азимута самолета относительно магнитного меридиана, проходящего через точку расположения радиомаяка VOR (магнитного азимута);
- выдачи сигналов опознавания радиомаяков VOR и маркерных радиомаяков;
- определения моментов пролета посадочных маркерных радиомаяков.
Для выполнения поставленных задач в состав блока входят модули, которые осуществляют:
- прием высокочастотных сигналов (с антенн VOR и маркерной);
- аналого-цифровое преобразование выделенных низкочастотных составляющих:
- обработку сигналов и формирование выходной информации заданного формата.
Кроме этого, часть элементов используется для организации встроенного контроля работоспособности блока. Обработка информации, контроль и управление работой осуществляются с помощью встроенного специализированного цифрового вычислительного устройства (СЦВУ).
Принцип действия канала VOR.
Принцип действия канала VOR рассмотрен в литературе [1 - 3].
Угломерный канал навигации VOR предназначен для определения азимута ЛА относительно радионавигационной точки, в которой устанавливается наземное оборудование системы. В состав угломерного канала входит наземное и бортовое оборудование. Наземное оборудование представляет собой радиомаяк, излучающий сигналы, прием и обработка которых на борту ЛА позволяет определить его азимут. Бортовое оборудование представляет собой приемоиндикатор, принцип действия которого определяется используемым в канале методом измерения азимута.
Рассмотрим принцип действия канала VOR на примере системы, реализующей метод с измерением фазы огибающей АМ колебаний суммарного сигнала радиомаяка.
Радиомаяк VOR имеет две передающие антенны:
-
ненаправленную антенну А1 с диаграммой направленности (ДНА) в горизонтальной плоскости
;
-
направленную антенну А2 с диаграммой направленности в горизонтальной плоскости
.
В любом азимутальном направлении

значение диаграммы направленности
А2 характеризуется величиной

.
Антенна А1 создает поле с напряженностью с амплитудой
:
(1.1)
Антенна А2 в любом азимутальном направлении
создает поле

(1.2)
с амплитудой

. (1.3)
Обычно для радиомаяков VOR выполняется условие
.
Диаграммы излучения антенн радиомаяка VOR показаны на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Диаграммы излучения антенн радиомаяка VOR
Высокочастотные сигналы формируются одним передатчиком и излучаются антеннами, имеющими общий фазовый центр. При сложении полей в пространстве образуется суммарное поле всенаправленного РМ

.
С учетом выражений (1.2) и (1.3) величину суммарного поля можно выразить

(1.4)
Диаграмма направленности А2 вращается в горизонтальной плоскости с угловой скоростью

,
где n – частота вращения ДНА в минуту.
Частота вращения составляет n=1800 об/мин (F=30 Гц).
Положение диаграммы направленности А2 (положение ее максимума) – функция времени = t. Вращение антенны вызовет периодическое изменение суммарного поля.
Обозначим отношение амплитуд
и, подставив в (1.4) значения
и
, получим
. (1.5)
В результате образуется поле с глубиной амплитудной модуляции
, частотой модуляции
рад/с и фазой огибающей, зависящей от азимута
.
Графики сигналов, построенные в Mathcad для азимутов 1=100 и 2=900, приведены на рис. 1.2 а, б.
а)
б)
Рис. 1.2. Графики сигналов: а) 1=100; б) 2=900
Колебания, принимаемые бортовым приемником, можно представить выражением

, (1.6)
где К – коэффициент, учитывающий ослабление.
После усиления и детектирования можно выделить напряжение низкой частоты

, (1.7)
фаза которого содержит информацию об азимуте самолета

:

. (1.8)
Для выделения этой информации на борту ЛА необходимо иметь опорное колебание. Эта информация должна быть заложена в фазе опорного колебания
с текущим значением фазы

. (1.9)
При наличии на борту ЛА такого опорного напряжения можно определить азимут ЛА как разность фаз азимутального (1.8) и опорного (1.9) сигналов:

.
Для работы бортового измерителя необходим опорный сигнал, причем одинаковый для всех ЛА. В целях сокращения частотных каналов связи опорный сигнал передают на той же несущей частоте

, что и азимутальный. Такая возможность появляется при использовании для передачи опорного сигнала амплитудно-частотной модуляции.
Антенна А1 создает поле с напряженностью

, (1.10)
где

– коэффициент амплитудной модуляции;

– индекс частотной модуляции сигнала поднесущей с частотой
П;

– девиация частоты:
а)
б)
Рис. 1.3. Графики сигналов:
а) поднесущая;
б) сигнал
с амплитудно-частотной модуляцией
Разделение в бортовом измерителе азимутального и опорного сигналов происходит методом частотной селекции продетектированного комбинированного сигнала.
Результаты моделирования сигналов представлены ниже.
Рис. 1.4. Графики сигналов для азимута 1=100
1 - продетектированный комбинированный сигнал;
2 - частотная селекция азимутального сигнала;
3 - частотная селекция опорного сигнала.

Рис. 1.5. Графики сигналов для азимута 1=900:
1 - продетектированный комбинированный сигнал;
2 - частотная селекция азимутального сигнала;
3 - частотная селекция опорного сигнала.
Технические характеристики
-
Диапазон частот……………...……………...………108,00-117,95 МГц
(по сетке частот)
-
Количество частотных каналов……………….……….. не более 3 мкВ
-
Погрешность измерения азимута……………………… не более 2,70
(с вероятностью 0,997)
-
Дополнительная погрешность измерения азимута….... не более 0,40
(с вероятностью 0,997)
-
Мощность телефонного сигнала
звукового выхода VOR……………….…...…………. не менее 100 мВт
(на нагрузке 5005 Ом)
-
Мощность сигнала звукового выхода
маркерного канала…………….……….………...……. не менее 50 мВт
(на нагрузке 5005 Ом)
-
Режим «Контроль»:
- азимут……………………..……...……………...……………….…1800
- отклонение от заданного азимута………….…………………..…..100
- частота………………………….……..………………...…108,00 МГц
-
Время готовности к работе………………...………..…… не более 10 с
-
Непрерывная работа в течение…………………...……………...….16 ч
-
Питание от сети электроснабжения……………………...….40040 Гц
при изменении напряжения от 102 до 124 В
-
Потребляемая мощность …………………….....…..…. не более 50 ВА
-
Наработка на отказ ……………………...........……….. не менее 5000 ч
-
Взаимозаменяемость…………….....……. все блоки взаимозаменяемы
однотипными без регулировки
-
Масса………………………………………...…………….. не более 5 кг
Режимы работы
Аппаратура VOR – 85 обеспечивает следующие режимы работы:
● «Измерение» – режим работы, при котором определяется текущее значение азимута относительно навигационных и посадочных наземных радиомаяков.
● «Контроль» – режим работы, при котором при поступающей на аппаратуру команде выполняется автоматическая проверка аппаратуры и формирование тестового значения выходной информации.
Чувствительность маркерного приемника меняется при нажатии многофункциональных кнопок-табло НАВИГАЦИЯ и ПОСАДКА на комплексном пульте радиотехнических систем (КПРТС). В режиме «Навигация» чувствительность маркерного приемника выше, чем в режиме «Посадка».
Все функциональные связи радиосистем комплекса стандартного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КС ЦПНО) осуществляются в цифровом виде по двухпроводным шинам в последовательном трехуровневом коде в соответствии с РТМ 1495-75, изменение 3. Информация в слове о типе системы, номере комплекта и навигационном параметре кодируется и дискретно передается в цифровой канал связи. С определенным периодом информация повторяется. Адресат определяет предназначенную ему информацию, принимает ее многократно и отслеживает сбои. Предусмотрена информация о техническом состоянии системы - два бита в каждом слове несут информацию о работоспособности.
Таблица 1.1
Структура слова «Частота настройки и режимы работы VOR-85»
Разряды
|
Функция
|
Состояние
|
1 – 8
|
Адрес (034)8
|
00011100
|
9, 10
|
Идентификатор источника
|
|
11
|
|
“1” - отказ АФУ VOR
|
12 – 13
|
Резерв
|
|
14
|
Режим чувствительности маркерного приемника
|
0 – Маршрут
1 – Посадка
|
15 – 18
|
0,01 МГц
|
|
19 – 22
|
0,1 МГц
|
|
23 – 26
|
1,0 МГц
|
|
27 – 29
|
10 МГц
|
|
30 – 31
|
Матрица состояния
|
|
32
|
Четность
|
|
Разряды 9, 10 идентификатора источника во всех входных и выходных словах имеют следующие состояния:
-
10 разряд
|
9 разряд
|
Источник
|
0
|
1
|
Комплект № 1
|
1
|
0
|
Комплект № 2
|
1
|
1
|
Комплект № 3
|
Разряд 32 является битом дополнения до нечетности и должен
иметь значение, делающее сумму единиц в слове нечетным. При соответствующей проверке такого кода можно установить сбой в цифровой линии приема (передачи).
Таблица 1.2
Структура слова «Азимут магнитный» (двоичный код)
Разряды
|
Функция
|
Состояние
|
1 – 8
|
Адрес (222)8
|
10010010
|
9, 10
|
Идентификатор источника
|
|
11 – 13
|
Признак пролета маркерного РМ
|
|
14 – 16
|
Резерв
|
Нули
|
17 – 28
|
Код измеренного азимута
|
|
29
|
Знак
|
1 – плюс, 0 – минус
|
30, 31
|
Матрица состояния
|
|
32
|
Четность
|
|
Признак пролета маркерного радиомаяка (МРМ) кодируется следующим образом:
-
11 разряд
|
12 разряд
|
13 разряд
|
МРМ
|
1
|
0
|
0
|
Дальний (400 Гц)
|
0
|
1
|
0
|
Средний (1300 Гц)
|
0
|
0
|
1
|
Ближний (3000 Гц)
|
Матрица состояния во всех выходных и входных словах двоичного кода задается следующим образом:
-
31 разряд
|
30 разряд
|
Состояние
|
0
|
0
|
Предупреждение об отказе
|
0
|
1
|
Нет вычисленных данных
|
1
|
0
|
Функциональный тест (режим конт-роля)
|
1
|
1
|
Нормальная работа
|
Таблица 1.3
Структура слова «Азимут магнитный» (двоично-десятичный код)
Разряды
|
Функция
|
Состояние
|
1 – 8
|
Адрес (024)8
(027)8
|
00010100
00010111
|
9, 10
|
Идентификатор источника
|
|
11 – 18
|
Резерв
|
|
19 – 22
|
Декада 10 кода измеренного азимута
|
|
23 – 26
|
Декада 100 кода измеренного азимута
|
|
27 – 29
|
1000 кода измеренного азимута
|
|
30 – 31
|
Матрица «Знак-состояние»
|
|
32
|
Четность
|
|
Матрица «Знак-состояние» в словах двоично-десятичного кода задается следующим образом:
-
31 разряд
|
30 разряд
|
Состояние
|
0
|
0
|
Знак “+”
|
0
|
1
|
Нет вычисленных данных
|
1
|
0
|
Функциональный тест (в режиме “Контроль”)
|
1
|
1
|
Знак “–”
|
Таблица 1.4
Состав входных, выходных слов, периодичность их выдачи
№
|
Адрес слова
|
Наименование параметра в слове
|
Диапазон
измерения
параметра
|
Способ
кодирования
|
Число
значащих разрядов
|
Цена младшего значащего разряда
|
Вид слова
|
Интервал
между одинаковыми словами
|
входное
|
выходное
|
1
|
034
|
Выбранная частота
настройки
|
108,00 – 117,95 МГц
|
ДДК
|
15
|
0,01 МГц
|
+
|
+
|
Не менее 167 мс
Не более 333 мс
Номинал 250 мс
|
2
|
024
|
Азимут
заданный
№ 1
|
0 - 359°
|
ДДК
|
11
|
1°
|
+
|
+
|
Не менее 167 мс
Не более 333 мс
Номинал 250 мс
|
3
|
027
|
Азимут
заданный
№ 2
|
0 - 359°
|
ДДК
|
11
|
1°
|
+
|
+
|
Не менее 167 мс
Не более 333 мс
Номинал 250 мс
|
4
|
100
|
Азимут
заданный
№ 1
|
± 180°
|
ДК
|
12
|
0,05°
|
+
|
+
|
Не менее 167 мс
Не более 333 мс
Номинал 250 мс
|
5
|
110
|
Азимут
заданный
№ 2
|
± 180°
|
ДК
|
9
|
0,35°
|
+
|
+
|
Не менее 167 мс
Не более 333 мс
Номинал 250 мс
|
6
|
222
|
Азимут
магнитный
|
± 180°
|
ДК
|
12
|
0,044°
|
–
|
+
|
Не менее 50 мс
Не более 100 мс
Номинал 66,6 мс
|
следующая страница>