Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6




ВВЕДЕНИЕ
Эксплуатация на авиалиниях воздушных судов с цифровым комплексом пилотажно-навигационного оборудования (самолеты Ту-204, Ил-96 и др.) требует подготовки студентов с учетом нового оборудования, установленного на борту этих судов. Данное оборудование существенно отличается от радиосистем, используемых в аналоговых пилотажно-навигационных комплексах.

Перечень радиосистем цифрового комплекса достаточно обширен: аппаратура DМЕ, VOR, ILS, РВ, АРК и другие.

В части 2 учебного пособия исследуются тактико-технические характеристики и анализируются особенности построения радиотехнической системы ближней навигации VOR-85 и системы посадки ILS-85.

Общие вопросы построения рассматриваются при изучении структурной схемы. Более подробный анализ выполняется на основе функциональной схемы.

В учебное пособие включены элементы моделирования радиотехнических систем. Рассчитываются навигационные и точностные характеристики, моделируются сигналы систем VOR и ILS. Моделирование выполнено в среде программирования Mathcad. Приведены графики, характеризующие процессы, полученные в моделях, использующих другие языки программирования.

Учебное пособие ограничено по объему, содержит краткое изложение теоретических материалов по преобразованиям сигналов и спектров. Учебное пособие включает упрощенные функциональные схемы и не заменяет собой техническую документацию.


1Аппаратура VOR-85




1.1Назначение, технические данные и рабочие характеристики

Аппаратура VOR-85 (в дальнейшем - блок радиоприемный VOR-85) предназначена для работы в составе комплекса стандартного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КСЦПНО) и служит для:

- определения и выдачи азимута самолета относительно магнитного меридиана, проходящего через точку расположения радиомаяка VOR (магнитного азимута);

- выдачи сигналов опознавания радиомаяков VOR и маркерных радиомаяков;

- определения моментов пролета посадочных маркерных радиомаяков.

Для выполнения поставленных задач в состав блока входят модули, которые осуществляют:

- прием высокочастотных сигналов (с антенн VOR и маркерной);

- аналого-цифровое преобразование выделенных низкочастотных составляющих:

- обработку сигналов и формирование выходной информации заданного формата.

Кроме этого, часть элементов используется для организации встроенного контроля работоспособности блока. Обработка информации, контроль и управление работой осуществляются с помощью встроенного специализированного цифрового вычислительного устройства (СЦВУ).


Принцип действия канала VOR.
Принцип действия канала VOR рассмотрен в литературе [1 - 3].

Угломерный канал навигации VOR предназначен для определения азимута ЛА относительно радионавигационной точки, в которой устанавливается наземное оборудование системы. В состав угломерного канала входит наземное и бортовое оборудование. Наземное оборудование представляет собой радиомаяк, излучающий сигналы, прием и обработка которых на борту ЛА позволяет определить его азимут. Бортовое оборудование представляет собой приемоиндикатор, принцип действия которого определяется используемым в канале методом измерения азимута.

Рассмотрим принцип действия канала VOR на примере системы, реализующей метод с измерением фазы огибающей АМ колебаний суммарного сигнала радиомаяка.

Радиомаяк VOR имеет две передающие антенны:



  • ненаправленную антенну А1 с диаграммой направленности (ДНА) в горизонтальной плоскости ;

  • направленную антенну А2 с диаграммой направленности в горизонтальной плоскости .

В любом азимутальном направлении значение диаграммы направленности А2 характеризуется величиной .

Антенна А1 создает поле с напряженностью с амплитудой :



(1.1)

Антенна А2 в любом азимутальном направлении создает поле



(1.2)

с амплитудой



. (1.3)

Обычно для радиомаяков VOR выполняется условие .

Диаграммы излучения антенн радиомаяка VOR показаны на рис. 1.1.



Рис. 1.1. Диаграммы излучения антенн радиомаяка VOR


Высокочастотные сигналы формируются одним передатчиком и излучаются антеннами, имеющими общий фазовый центр. При сложении полей в пространстве образуется суммарное поле всенаправленного РМ

.

С учетом выражений (1.2) и (1.3) величину суммарного поля можно выразить



(1.4)

Диаграмма направленности А2 вращается в горизонтальной плоскости с угловой скоростью



,

где n – частота вращения ДНА в минуту.

Частота вращения составляет n=1800 об/мин (F=30 Гц).

Положение диаграммы направленности А2 (положение ее максимума) – функция времени = t. Вращение антенны вызовет периодическое изменение суммарного поля.

Обозначим отношение амплитуд и, подставив в (1.4) значения и , получим

. (1.5)

В результате образуется поле с глубиной амплитудной модуляции , частотой модуляции рад/с и фазой огибающей, зависящей от азимута .

Графики сигналов, построенные в Mathcad для азимутов 1=100 и 2=900, приведены на рис. 1.2 а, б.

а)




б)



Рис. 1.2. Графики сигналов: а) 1=100; б) 2=900


Колебания, принимаемые бортовым приемником, можно представить выражением



, (1.6)

где К – коэффициент, учитывающий ослабление.


После усиления и детектирования можно выделить напряжение низкой частоты



, (1.7)
фаза которого содержит информацию об азимуте самолета :
. (1.8)

Для выделения этой информации на борту ЛА необходимо иметь опорное колебание. Эта информация должна быть заложена в фазе опорного колебания



с текущим значением фазы
. (1.9)
При наличии на борту ЛА такого опорного напряжения можно определить азимут ЛА как разность фаз азимутального (1.8) и опорного (1.9) сигналов:
.
Для работы бортового измерителя необходим опорный сигнал, причем одинаковый для всех ЛА. В целях сокращения частотных каналов связи опорный сигнал передают на той же несущей частоте , что и азимутальный. Такая возможность появляется при использовании для передачи опорного сигнала амплитудно-частотной модуляции.

Антенна А1 создает поле с напряженностью


, (1.10)
где – коэффициент амплитудной модуляции; – индекс частотной модуляции сигнала поднесущей с частотой П; – девиация частоты:




а)

б)




Рис. 1.3. Графики сигналов: а) поднесущая; б) сигнал

с амплитудно-частотной модуляцией


Разделение в бортовом измерителе азимутального и опорного сигналов происходит методом частотной селекции продетектированного комбинированного сигнала.





Результаты моделирования сигналов представлены ниже.

Рис. 1.4. Графики сигналов для азимута 1=100

1 - продетектированный комбинированный сигнал;

2 - частотная селекция азимутального сигнала;

3 - частотная селекция опорного сигнала.




Рис. 1.5. Графики сигналов для азимута 1=900:

1 - продетектированный комбинированный сигнал;

2 - частотная селекция азимутального сигнала;

3 - частотная селекция опорного сигнала.

Технические характеристики



    • Диапазон частот……………...……………...………108,00-117,95 МГц

      (по сетке частот)



    • Количество частотных каналов……………….……….. не более 3 мкВ

    • Погрешность измерения азимута……………………… не более  2,70

      (с вероятностью 0,997)



    • Дополнительная погрешность измерения азимута….... не более  0,40

      (с вероятностью 0,997)



    • Мощность телефонного сигнала

      звукового выхода VOR……………….…...…………. не менее 100 мВт

      (на нагрузке 5005 Ом)


    • Мощность сигнала звукового выхода

      маркерного канала…………….……….………...……. не менее 50 мВт

      (на нагрузке 5005 Ом)


    • Режим «Контроль»:

      - азимут……………………..……...……………...……………….…1800

      - отклонение от заданного азимута………….…………………..…..100

      - частота………………………….……..………………...…108,00 МГц



    • Время готовности к работе………………...………..…… не более 10 с

    • Непрерывная работа в течение…………………...……………...….16 ч

    • Питание от сети электроснабжения……………………...….40040 Гц

      при изменении напряжения от 102 до 124 В



    • Потребляемая мощность …………………….....…..…. не более 50 ВА

    • Наработка на отказ ……………………...........……….. не менее 5000 ч

    • Взаимозаменяемость…………….....……. все блоки взаимозаменяемы

      однотипными без регулировки



    • Масса………………………………………...…………….. не более 5 кг

      Режимы работы



Аппаратура VOR – 85 обеспечивает следующие режимы работы:

● «Измерение» – режим работы, при котором определяется текущее значение азимута относительно навигационных и посадочных наземных радиомаяков.

● «Контроль» – режим работы, при котором при поступающей на аппаратуру команде выполняется автоматическая проверка аппаратуры и формирование тестового значения выходной информации.

Чувствительность маркерного приемника меняется при нажатии многофункциональных кнопок-табло НАВИГАЦИЯ и ПОСАДКА на комплексном пульте радиотехнических систем (КПРТС). В режиме «Навигация» чувствительность маркерного приемника выше, чем в режиме «Посадка».





      Входные и выходные слова



Все функциональные связи радиосистем комплекса стандартного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КС ЦПНО) осуществляются в цифровом виде по двухпроводным шинам в последовательном трехуровневом коде в соответствии с РТМ 1495-75, изменение 3. Информация в слове о типе системы, номере комплекта и навигационном параметре кодируется и дискретно передается в цифровой канал связи. С определенным периодом информация повторяется. Адресат определяет предназначенную ему информацию, принимает ее многократно и отслеживает сбои. Предусмотрена информация о техническом состоянии системы - два бита в каждом слове несут информацию о работоспособности.
Таблица 1.1
Структура слова «Частота настройки и режимы работы VOR-85»


Разряды

Функция

Состояние

1 – 8

Адрес (034)8

00011100

9, 10

Идентификатор источника




11




“1” - отказ АФУ VOR

12 – 13

Резерв




14

Режим чувствительности маркерного приемника

0 – Маршрут

1 – Посадка



15 – 18

0,01 МГц




19 – 22

0,1 МГц




23 – 26

1,0 МГц




27 – 29

10 МГц




30 – 31

Матрица состояния




32

Четность



Разряды 9, 10 идентификатора источника во всех входных и выходных словах имеют следующие состояния:




10 разряд

9 разряд

Источник

0

1

Комплект № 1

1

0

Комплект № 2

1

1

Комплект № 3

Разряд 32 является битом дополнения до нечетности и должен


иметь значение, делающее сумму единиц в слове нечетным. При соответствующей проверке такого кода можно установить сбой в цифровой линии приема (передачи).
Таблица 1.2
Структура слова «Азимут магнитный» (двоичный код)


Разряды

Функция

Состояние

1 – 8

Адрес (222)8

10010010

9, 10

Идентификатор источника




11 – 13

Признак пролета маркерного РМ




14 – 16

Резерв

Нули

17 – 28

Код измеренного азимута




29

Знак

1 – плюс, 0 – минус

30, 31

Матрица состояния




32

Четность




Признак пролета маркерного радиомаяка (МРМ) кодируется следующим образом:




11 разряд

12 разряд

13 разряд

МРМ

1

0

0

Дальний (400 Гц)

0

1

0

Средний (1300 Гц)

0

0

1

Ближний (3000 Гц)

Матрица состояния во всех выходных и входных словах двоичного кода задается следующим образом:




31 разряд

30 разряд

Состояние

0

0

Предупреждение об отказе

0

1

Нет вычисленных данных

1

0

Функциональный тест (режим конт-роля)

1

1

Нормальная работа

Таблица 1.3


Структура слова «Азимут магнитный» (двоично-десятичный код)


Разряды

Функция

Состояние

1 – 8

Адрес (024)8

(027)8


00010100

00010111


9, 10

Идентификатор источника




11 – 18

Резерв




19 – 22

Декада 10 кода измеренного азимута




23 – 26

Декада 100 кода измеренного азимута




27 – 29

1000 кода измеренного азимута




30 – 31

Матрица «Знак-состояние»




32

Четность



Матрица «Знак-состояние» в словах двоично-десятичного кода задается следующим образом:




31 разряд

30 разряд

Состояние

0

0

Знак “+”

0

1

Нет вычисленных данных

1

0

Функциональный тест (в режиме “Контроль”)

1

1

Знак “–”

Таблица 1.4


Состав входных, выходных слов, периодичность их выдачи




Адрес слова

Наименование параметра в слове

Диапазон

измерения

параметра


Способ

кодирования



Число

значащих разрядов



Цена младшего значащего разряда

Вид слова

Интервал

между одинаковыми словами




входное

выходное

1

034


Выбранная частота

настройки



108,00 – 117,95 МГц

ДДК

15

0,01 МГц

+

+


Не менее 167 мс

Не более 333 мс

Номинал 250 мс

2

024


Азимут

заданный

№ 1

0 - 359°

ДДК

11


+

+


Не менее 167 мс

Не более 333 мс

Номинал 250 мс

3

027


Азимут

заданный

№ 2

0 - 359°


ДДК

11


+

+


Не менее 167 мс

Не более 333 мс

Номинал 250 мс

4

100


Азимут

заданный

№ 1

± 180°

ДК

12

0,05°

+

+


Не менее 167 мс

Не более 333 мс

Номинал 250 мс

5

110


Азимут

заданный

№ 2

± 180°

ДК

9

0,35°

+

+


Не менее 167 мс

Не более 333 мс

Номинал 250 мс

6

222


Азимут

магнитный


± 180°

ДК

12

0,044°


+


Не менее 50 мс

Не более 100 мс

Номинал 66,6 мс





следующая страница>


Учебное пособие ограничено по объему, содержит краткое изложение теоретических материалов по преобразованиям сигналов и спектров. Учебное пособие включает упрощенные функциональные схемы и не заменяет собой техническую документацию

Ту-204, Ил-96 и др требует подготовки студентов с учетом нового оборудования, установленного на борту этих судов. Данное оборудование существенно отличается от радиосистем, использ

730.07kb.

02 10 2014
6 стр.


Учебное пособие «Региональная экономика и управление»

Данное учебное пособие позволяет сформировать систему теоретических знаний в области региональной экономики и управления, а так же подготовить будущих специалистов к работе по план

2907.7kb.

13 09 2014
24 стр.


Учебное пособие «руководство по дешифрированию материалов аэрофотосъемки для создания электронных (цифровых) фотопланов и карт масштаба 1: 10 000 сельскохозяйственного назначения»

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Землеустройство» и«Земельный кадастр», может быть полезным инженерно-техническим работникам

349.29kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебное пособие Издание 2-е, переработанное и дополненное

В технологию энергонасыщенных материалов: учебное пособие / Д. И. Дементьева, И. С. Кононов, Р. Г. Мамашев, В. А. Ха-ритонов; Алт гос техн ун-т, бти.  Бийск: Изд-во Алт гос техн у

3429.77kb.

14 10 2014
20 стр.


Учебное пособие Согласно Федеральному компоненту

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв ред и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.– 416с

4277.23kb.

15 12 2014
23 стр.


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие Кемерово 2004 удк

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 271400 «Технология продуктов детского и функционального питания» всех форм обучения

1332.67kb.

25 09 2014
8 стр.


Учебное пособие по немецкому языку

Учебное пособие предназначено для студентов юридических специальностей в качестве составной части учебно-методического комплекса по изучению немецкого языка

282.81kb.

14 12 2014
1 стр.