Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




Малчиева Олеся (9 класс)

Научный руководитель: учитель истории Горного Алтая

Соколова Александра Викторовна

УКРАШЕНИЯ РОДА ТОЛОС
Искусство делать украшения существовало ещё в первобытные времена. Наскальные рисунки изображают людей в браслетах, кольцах, ожерельях. Наши предки носили украшения не только для красоты, но и для общения с другими людьми; по украшениям можно было определить, насколько богат их обладатель; узнать о семейном положении и вере. Народные мастера - умельцы изготовливали ювелирные украшения из серебра, кораллов, раковин каури; драгоценных и полудрагоценных камней. Вначале украшения являлись оберегами и имели только магическое значение; позже они стали выполнять и декоративную функцию, однако сохраняя при этом свой изначальный смысл.

Украшения в раскопанных курганов Горного Алтая представляют собой серьги, шейные гривны, перстни, ручные и, возможно, ножные браслеты, бусы, диадемы головных уборов. (Судя по отрубленным кистям рук, голов бальзамированных трупов, самые значительные украшения к моменту раскопок были похищены.) Узлы, шнуры, пуговицы, металлические петельки, раковины символизировали невинность и неприступность девушки. Раковины каури были символом женской плодовитости.

Давнюю традицию имеет украшение одежды орнаментами, причём каждой одежде свойственен строго определённый вид орнамента, имеющий, как уже было сказано, собственную символику. Так, в женской одежде пуговицы выполняли не только функциональную роль, но и являлись украшением .Как объяснила мне моя бабушка, что у каждого рода своя цветовая гамма пуговиц.

Наибольший исторический интерес представляют украшения, найденные в Пазырыкских курганах. В систему украшений Пазырыкского общества входили бусы, золотые и бронзовые серьги, деревянные или обтянутые золотой фольгой гривны. Интерес представляют бусы из бирюзы. Из женских украшений нам известны орнаментированные с внешней стороны и покрытые листовым золотом деревянные накосники. Бронзовые штампованные, покрытые золотыми листиками пластинки указывали на значимость личности их носителя. Почти во всех курганах встречался разноцветный бисер и бусы, в частности из бирюзы.

Особо следует остановиться на алтайских женских украшениях из металла. Об их древности свидетельствуют находки в курганах у села Челушман. По описанию С.И.Руденко, это были «браслеты, изготовленные из гнутого бронзового прута, на одном конце имеются насечки на наружной поверхности». Этот же автор сообщает, что: «серьги, как женские так и мужские, находимые в курганах представляют собой согнутую в колечко золотую проволоку, Имелись, однако, золотые серьги весьма тонкой ювелирной работы, с зернью. Такие серьги обнаружены во втором Пазырыкском кургане. По сходству техники изготовления и стиля с ювелирными изделиями из среднеазиатского междуречья и персидскими ахенемидского времени, можно предположить, что в Горном Алтае такие серьги ввозились с юга Средней и Передней Азии. Один из обломков золотой серьги, обнаруженной археологами, представляет собою часть розетки с круглым отверстием в центре и ячейками по наружному краю, заполненными синей и красной пастой. Это указывает на бытование в данную эпоху на Алтае золотых ювелирных изделий с цветной перегородчатой эмалью.

Бисера и бус в погребении немного, но находки из них очень разнообразны по материалу и форме. Так, найдены две нити очень мелкого прозрачного стеклянного бисера вишнёвого цвета, а также три коротких нити непрозрачного чёрного стеклянного бисера, которые несколько крупнее. Нанизан бисер на тонкие шерстяные крученые нитки.

В древнетюркскую эпоху делались украшения из цветных металлов с использованием бронзы, серебра, золота. Наиболее характерными из них были кольчатые серьги с полым шариком на шпонке вверху и с раструбом на стержне внизу; и бусы, изготовленные из цветного стекла, сердолика и раковин каури, а также перстни, ожерелья. Алтайские женщины носили в ушах серьги - простые бронзовые кольца или серебряные сложные на С- образном стержне с тремя- четырьмя напускными шариками и лазуритовой бусиной на конце. В одной могиле было найдено настоящее колье из большой раковины, несколько бус и кусочки прозрачного хрусталя в медной оправе3.

Что касается украшений рода толос, то можно отметить следующее. Издавна у всех народов длина косы считалась критерием красоты, поэтому алтайцы удлиняли их при помощи специальных украшений из конских волос. В алтайской традиции считалось необходимым украсить волосы. «Кыс баланын бажын кара дюргюспей дят» («Голова девушки не должна быть без украшений»).

Накосные украшения девушек добрачного возраста состояли из шести нитей с жёлтыми и голубыми стеклянными бусами и раковинами каури. Длина такого накосника до 30 см. С наступлением брачного возраста, когда девушке исполнялось 15-16 лет, её прическу украшали накосным убранством «шанкы». Оно состояло из раковин каури, вплетаемых в каждую косичку специальными шнурами, продетыми через металлическую петельку круглой выпуклой пуговицы. Чтобы косички не рассыпались, их скрепляли заколкой, а также пропускали под матерчатую опояску; концы которой, в отличие от способов ношения мужчинами, спускались сзади вместе с шанкы, доходящей до пят. Характерный звук трения раковин каури друг о друга, по народному поверью, отпугивал болезни и неприятности. Девушку, носившую такое накосное украшение, называли «шанкылу бала», имея в виду, что речь идет о девушке на выданье. Замужней женщине полагалось носить две косы тулун. В косы вплетали накосники-шнуры, оканчивающиеся тяжёлым украшением-раковинами каури - диламаш, нашитыми в три или четыре грани на основу. Они также обильно украшались орнаментированными бляшками, серебряными накосниками, исполненными в технике филиграни, часто с инкрустированными в них цветными или даже полудрагоценными камнями, ожерельями, составленными из бус, цветных камней, стекла. Ожерелья соединяли две косы, составляя тем самым декоративный единый ансамбль.

Пуговицы, бусы, раковины и другие украшения, как правило, подносились новорожденному родственниками и чужими людьми. Сначала их прикрепляли к дужке колыбели, а позже использовали на изготовление «шалтрака». К шалтраку пришивали пуговицы, когти, раковины каури, бабки. Шалтрак является оберег-погремушкой. При трении предметов шалтрака издавался шорох, звон. В наспинные украшения входили зубы животных, мешочки с собачьей шерстью

Алтайские женщины носили в ушах серьги - простые бронзовые кольца или серебряные сложные на С- образном стержне с тремя- четырьмя шариками и лазуритовой бусиной на конце. На всех пальцах они носили кольца. Считалось, что если на пальцах женщины, доящей корову, нет колец, то вымя коровы может заболеть. Необходимо было носить хотя бы одно кольцо для того, чтобы не болели дети.

Воротник платья обшивали пуговицами, бисером, индийскими раковинами. Создавалось такое ощущение, будто у чегедека есть ворот. Платья и чегедеки обильно украшались аппликациями, вышивками по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола. Чегедек - это особая безрукавная распашная, с разрезом ниже талии одежда, которую носили замужние женщины. Она шилась из бархата, шелка, сукна и толстых хлопчатобумажных тканей. Проймы рукавов, горловина, края полочек чегедека выкладывались цветными нитками в цвета радуги шириной в 3 см. или обшивались парчой. Сбоку на чегедек нашивалось литое металлическое украшение «бельдуш, к которому женщины привязывали платок, связку ключей, калта (кисет), зашитые в кусочки кожи пуповины детей, по которой всегда можно было узнать их количество и пол.

Хранение пуповин у алтайцев имеет давнюю традицию. Сначала ее заворачивали в ткань, а спустя некоторое время (иногда год) мать ребенка шила мешочки из кожи овцы. Фасон мешочков для девочек и мальчиков различался. Для девочек он имел ромбовидную или треугольную форму, наподобие игольников; для мальчиков - в виде сосуда, но имелись и другие варианты. Мешочки с пуповинами обязательно дополнялись снизками из бус, раковинами каури (для девочек), дисками из перламутра (топчи); в него вкладывались зерна ячменя.

Девушки носили шапку - болчок борук. Ее шили из мерлушки мехом вниз и сверху крыли темным однотонным материалом. Шапку кроили из четырёх деталей, суживающихся к макушке. Край шапки обшивался парчой, оторачивался узкой полоской меха выдры. Также шили шапки из лисьих шкурок. К макушке шапок пришивали кисть из цветных ниток длиной до плеч, которые закреплялись с помощью короткой нитки бус.

Женщины носили суру борук. Это шапка в форме прямоугольника, у которого одна длинная сторона выкроена в виде треугольника с расширенным основанием и закругленным острым углом. По этой форме выкраивают основу шапки из бязи и холста и приклеивают их друг к другу тестом. Впереди и сзади околыши сшиваются. Днище шапки выкраивается из красной ткани овальной формы. Сзади к шапке пришивали две шелковые ленты длиной 72 см, шириной 6 см.

За долгие века сформировались и национальные традиции орнамента; были созданы способы обработки узоров, их цвет и композиция. Существенным в алтайском орнаменте является цвет. Алтайцы отдают предпочтение красному цвету, которым связано представление тепла, света, радости, счастья. Это - цвет огня, которому поклонялись алтайцы. Красный, оранжевый и золотисто-жёлтый цвета вызывают в нашем создании сходство с солнцем- источником всего живого на земле. Голубой, синий, зелёные цвета вызывают ассоциации с небом, озёрами и реками Горного Алтая. Недаром Горный Алтай называют голубым, солнечным, золотым. У алтайцев обычно орнамент накладывается на цветной фон, что усиливает его звучание. Каждый узор в орнаменте, его линии, точки, геометрические и роговидные фигуры, завитки имеют свой смысл, свою «легенду».

Таким образом, наши предки придавали очень большое значение использованию украшений в своих обрядах, традициях и обычаях. С их помощью можно было узнать очень многое о человеке: его социальный статус, принадлежность к тому или иному сеоку(роду), место проживания, род занятий, возраст.

В наше время не встретишь женщин с длиной косой, украшенной шанкы или одетую в чегедек. Лишь только участники фольклорных ансамблей или театральных постановок носят эти украшения. Но все-таки, я надеюсь, что об украшениях и их символике алтайцы будут знать, помнить и передавать эти знания своим детям и правнукам, чтобы не прерывалась связь времен и история нашего немногочисленного народа не канула в Лету.



Литература:

  1. Бабаков М.К. Кан Алтай: Альбом рисунков, орнаментов, гравюр. - Горно-Алтайск, 2002.

  2. Древность и средневековье. История Республики Алтай. Т.1. – Горно-Алтайск: Институт алтаистики имени С.С.Суразакова, 2001.

  3. Дьяконова В.П. Алтайцы. - Горно-Алтайск:-Юч Сюмер, 2001.

  4. Зайцева Е.П. Алтайский национальный костюм. – Горно-Алтайск, 1990.

  5. Кыдыев В.Э. Древние курганы Алтая. – Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1998.

  6. Кыдыев В.Э. Тайны древних курганов Алтая. – Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2000.

  7. Огнева Г.Н. Детям о культуре и искусстве Алтайского народа. – Горно-Алтайск: Юч-Сумер, 1992.

  8. Одежда и украшения. Все обо всем. / Ред. Ф. Макдональд. - М.: Астрель, 2002.

  9. Руденко С.И. Второй пазырыкский курган. Государственный Эрмитаж. – Л.: Издательство государственного Эрмитажа, 1948.

  10. Суразаков А.С. История и культура народов Горного Алтая. - Горно-Алтайск: Юч-Сюмер, 1998.

  11. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность XVIII-XIX веков. – Горно-Алтайск: Юч-Сюмер, 1995.

  12. Эдоков В.Э. Декоративное искусство Горного Алтая с древнейших времен до наших дней. – Горно-Алтайск, 2002.

Украшения рода толос

Вначале украшения являлись оберегами и имели только магическое значение; позже они стали выполнять и декоративную функцию, однако сохраняя при этом свой изначальный смысл

73.53kb.

13 10 2014
1 стр.


Л. Н. Рябичко 241-579-978

Фрукты, а также другие украшения можно покрывать пищевым гелем, который придает блеск и свежесть. Также используют фигурки из шоколада, украшения из карамели, яркую глазурь, «съедо

35.73kb.

14 10 2014
1 стр.


Культура речи употребление форм рода имен существительных

Некоторые существительные имеют равноправные варианты форм рода

201.24kb.

07 10 2014
1 стр.


Новогоднее предложение на елочные украшения
63.72kb.

15 10 2014
1 стр.


Традиционный и модернизированный

Антропогенез – раздел антропологии, изучающий эволюцию предков рода homo, становление и дальнейшую эволюцию человеческого рода, происхождение homo sapiens

928.27kb.

23 09 2014
4 стр.


Класс 28 Игры, игрушки; гимнастические и спортивные товары, не относящиеся к другим классам; елочные украшения

Игры, игрушки; гимнастические и спортивные товары, не относящиеся к другим классам; елочные украшения

207.36kb.

25 09 2014
1 стр.


Д.ія исторіи подольской

Мы не разъ уже обращали внпианіе напінхъ читателей па обпліе нсторпческаго материала, иногда очень цѣннаго, въ Губернскихъ Вѣдо- мостяхъ. Въ ряду другихъ пуд&ній этого рода немало

710.94kb.

25 12 2014
5 стр.


Бодегас Рода (Испания, Риоха)

В этом контексте в самом конце двадцатого столетия на рынке появилось первое вино Рода от винодельческого предприятия, основанного в 1986 году супругами-каталонцами Марио Ротланн и

17.53kb.

07 10 2014
1 стр.