Перейти на главную страницу
Употребление форм рода имен существительных
мужской род |
женский род |
средний род |
зал |
бандероль |
повидло |
погон |
босоножка |
контральто |
рельс |
вуаль |
монисто |
тюль |
мозоль |
чучело |
шампунь |
туфля |
щупальце |
Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодежь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, тушь, кадриль, табель, гантель.
Род несклоняемых существительных
Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом.
1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.
Такси, бра, депо, пари, Миссури, какаду, какао, крупье, пенсне, метро, пальто, фойе, пари, алиби, бюро, кафе, конферансье, СНГ, рефери, цеце, Сочи, алоэ, шоу.
§ 46. Употребление форм числа имен существительных
Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, окончание -ы (-и-): юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных мужского рода во множественном числе оканчивается на ударное -а- (-я-): дома, вечера.
окончание -ы (-и) имеют слова: |
окончание -а (-я) имеют слова: | ||
бухгалтеры |
рапорты |
адреса |
округа |
выборы |
редакторы |
векселя |
ордера |
договоры |
ректоры |
директора |
отпуска |
инженеры |
секторы |
доктора |
паспорта |
инструкторы |
слесари |
катера |
повара |
кондукторы |
торты |
кителя |
погреба |
конструкторы |
фронты |
колокола |
профессора |
лекторы |
шоферы |
кузова |
сорта |
офицеры |
цехи |
купола |
штемпеля |
Адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, фронт, цвет, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.
1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... . 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.
Особые трудности возникают при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.
1) Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) В нашем классе учатся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов). 3) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных (доль, долей). 4) В домашней обстановке в простой гимнастерке без (погон, погонов) молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 5) В галантерейном магазине имеется большой выбор (чулок, чулков) и (носок, носков). 6) Поставлен новый электросчетчик на 10 (ампер, амперов).
1. Какое существительное относится к мужскому роду?
2. Какое существительное относится к женскому роду?
3. Какое существительное относится к среднему роду?
4. В каком варианте представлены равноправные варианты?
5. В каком варианте род существительных указан неправильно?
6. B каком варианте род существительных указан неправильно?
7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?
10. В каком предложении нет нарушения правил образования форм множественного числа существительных?
11. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?
12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?
13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?
14. Какое из словосочетаний является неправильным?
Злой, хороший, красивый, глубокий, умный, деловой, дорогой, богатый, твердый, чистый, ловкий, здоровый, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, мягкий.
Более шире — более широко — шире — ширее — ширше; кратчайший — самый кратчайший — самый короткий; худший — самый худший; лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех.
1. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
2. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
3. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
4. В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, т. е. не содержат ошибок?
5. Найдите вариант, где форма сравнительной степени сравнения прилагательного образована неправильно.
6. Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно.
Склонение количественных
Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти
В количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
И. п. |
пятьдесят |
двести |
пятьсот |
Р. п. |
пятИдесятИ |
двУХсот |
пятИсот |
Д. п. |
пятИдесятИ |
двУМстАМ |
пятИстАМ |
В. п. |
пятьдесят |
двести |
пятьсот |
Т. п. |
пятьЮдесятьЮ |
двУМЯстАМИ |
пятьЮстАМИ |
П. п. |
о пятИдесятИ |
о двУХстАХ |
о пятИстАХ |
Числительные 40, 90, 100 имеют две падежные формы.
И. п., В. п. |
сорок |
девяносто |
сто |
Р. п., Д. п., Т. п., П. п. |
сорокА |
девяностА |
стА |
Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на -я (типа няня); слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода на согласный (типа дом).
И. п. |
тысяча |
миллион, миллиард |
Р. п. |
тысячи |
миллиона, миллиарда |
Д. п. |
тысяче |
миллиону, миллиарду |
В. п. |
тысячу |
миллион, миллиард |
Т. п. |
тысячей |
миллионом, миллиардом |
П. п. |
о тысяче |
о миллионе, о миллиарде |
При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят:
И. п. |
семь тысяч четыреста девяносто пять |
Р. п. |
семи тысяч четырехсот девяноста пяти |
Д. п. |
семи тысячам четыремстам девяноста пяти |
В. п. |
семь тысяч четыреста девяносто пять |
Т. п. |
семью тысячами четырьмястами девяноста пятью |
П. п. |
о семи тысячах четырехстах девяноста пяти |
Числительные полтора и полтораста имеют две падежные формы:
И. п., В. п. |
полтора, полтораста |
Р. п., Д. п., Т. п., П. п. |
полутора, полутораста |
И. п. |
пять восьмых метра |
Р. п. |
пяти восьмых метра |
Д. п. |
пяти восьмым метра |
В. п. |
пять восьмых метра |
Т. п. |
пятью восьмыми метра |
П. п. |
о пяти восьмых метра |
Склонение порядковых числительных
Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон (седьмого, седьмому и т. д.), третья остановка, пятое место, первые месяцы.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
И. п. |
тысяча девятьсот двенадцатый год |
Р. п. |
тысяча девятьсот двенадцатого года |
Д. п. |
тысяча девятьсот двенадцатому году |
В. п. |
тысяча девятьсот двенадцатый год |
Т. п. |
тысяча девятьсот двенадцатым годом |
П. п. |
(о) тысяча девятьсот двенадцатом годе |
37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.
1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га. 2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. 3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1. 4) Кедры живут до 800—850 лет. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки. 7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров. 8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов. 9) Разность между 87 и 54 составляет 33. 10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.
1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника. 2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза. 5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.
Для (пяти — пятерых) женщин; (три — трое) красивых (коня — коней); (шесть — шестеро) работниц завода; (четыре — четверо) (ножницы — ножниц); (два — двое) знакомых (лица — лиц); (четыре — четверо) (студентки — студенток).
1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.
1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?
2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять?
3. В каком сочетании слов имеется ошибка?
4. В каком варианте словосочетание построено правильно?
5. В каком сочетании слов имеется ошибка?
6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
Следует иметь в виду, что местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Эта связь местоимения с существительным нередко определяется смыслом, а не формально, порядком слов: Брат сейчас в отпуске, он отдыхает уже второй месяц.
1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.
Запомните: возвратное местоимение себя и возвратно-притяжательное местоимение свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях такого типа, как Директор попросил секретаря не впускать к себе посетителей в обеденный перерыв, местоимение (к) себе по смыслу относится к слову секретарь. В подобных случаях во избежание неясности предложение необходимо перестроить таким образом, чтобы смысл его был понятен. Например: Директор сказал секретарю, что не будет принимать посетителей в обеденный перерыв.
Упр. 2. В предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.
1) Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5) Писатель показал образ матери в своем развитии. 6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7) Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение.
Существует небольшая группа глаголов, которые не могут образовывать некоторые личные формы. Например, глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. В случае необходимости употребления данных глаголов в форме 1-го лица используются описательные обороты типа сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, пытаюсь ощутить и т. п.
1) Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий. 2) Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении. 3) Без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство. 4) Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).
При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о — а в корне. Такие чередования могут быть присущи равноправным общелитературным и нормативным глагольным формам: приспосабливать — приспособлять. Однако в большинстве подобных случаев варианты глагольных форм различаются своими стилистическими характеристиками: один вариант является общелитературным, а другой имеет разговорный характер. Сравните: уполномОчивать (общелит.) — уполномАчивать (разг.), сосредотОчивать (общелит.) — сосредотАчивать (разг.).
обезбОливать |
освАивать |
обуслОвливать |
оспАривать |
рассредотОчивать |
удвАивать |
узакОнивать |
удостАивать |
уполномОчивать |
успокАивать |
1) Развитие науки (обусловливает — обуславливает) технический прогресс. 2) Обычно мы старались (приурочить — приурачивать) свой отпуск к началу лета. 3) При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать — сосредотачивать) внимание на главном. 4) За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался — удостаивался) высоких наград.
1. От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
2. Какая из форм глагола является только разговорной?
3. В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?
Запомните: при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения.
Некоторые существительные имеют равноправные варианты форм рода
07 10 2014
1 стр.
Упражнение Выделите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Определите разряды имён существительных по значению
09 09 2014
1 стр.
Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы
07 10 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся
25 12 2014
1 стр.
Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных существительных
07 10 2014
1 стр.
Создать условия для полного осознания детьми различия между падежами, падежными вопросами
28 09 2014
1 стр.
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
25 12 2014
1 стр.