Управление дошкольного образования
администрации городского округа «Сыктывкар»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Утверждаю: Директор МАДОУ
«Детский сад № 99»
г. Сыктывкара
______С. В.Душенкова
Приказ № ____от «___»_____20__г.
Принято:
педагогическим советом
протокол № от «__»_____20__ г.
Рабочая учебная программа кружка
«ЛПК»
для детей старшего дошкольного возраста (4-7 лет)
Составитель программы:
воспитатель МАДОУ № 99 г. Сыктывкара
_______В.А. Карманова
«_____»________________20 ___г.
Сыктывкар,2011 г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Своевременное оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Но зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь.
Теоретические основы.
Коррекция дефектов осанки - не только задача физического воспитания, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные функции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма.
Обратив внимание на эту проблему, мы используем и реализуем проект «ЛПК в условиях детского сада» по организации деятельности с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата на ранних стадиях развития.
ЛПК применительно к дошкольному учреждению - это применение средств физической культуры с лечебной и профилактическими целями. Она направлена на воспитание и закрепление навыков правильной осанки, укрепления мышц и улучшению крово-лимфообращения.
Основной формой деятельности является корригирующая гимнастика. Она рекомендована всем детям с нарушением осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет.
Ведущая идея программы: снижение уровня детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Возраст воспитанников.
Корригирующая гимнастика рассчитана для детей 4-7 лет (средний и старший дошкольный возраст), занятия проводятся по 25 – 30 минут.
Исходный уровень развития воспитанников.
Дети, начинающие посещать занятия корригирующей гимнастикидолжны знать: о строении своего тела, из чего состоит, называть части тела, для чего служат; объяснять понятие «Здоровье» (своими словами), понятие «осанка», правильная осанка, должны уметь принимать исходное положение сидя, стоя, лежа на животе, спине. И уметь выполнять различные упражнения, не ориентируясь на дыхание, удерживать равновесие на ограниченной площади опоры, знать несколько игр на осанку.
Прогнозируемый результат.
Дети, прошедшие курс корригирующей гимнастикидолжны знать: что такое «мышцы» и как они работают, понятие «правильная осанка», как ее проверить, что такое «Здоровье», как его сохранить, что такое «плоскостопие», из – за чего оно появляется, как лечится, корректируется. А также должны уметь выполнять различные упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа на спине, животе, боку в сочетании с дыханием; умение выполнять и знать упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия и осанки; работать по схемам.
Целью программы является формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
-
Создание в детском саду системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
-
Повышение компетентности педагогов и родителей. Установление единства в подходе к оздоровлению детей в дошкольном учреждении.
Инструментарий для определения эффективности освоения детьми содержания программы.
Для определения эффективности освоения детьми содержания предлагаемой рабочей учебной программы используются результаты медицинского обследования детей, а именно осанка и плоскостопие. Уменьшение количества воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет свидетельствовать о качестве предоставляемой образовательной услуги.
Отбор содержания и условия реализации программы.
Работа с группой воспитанниковпокорригирующей гимнастики представляет собой комплексную систему физического воспитания и оздоровления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Занятия в данной группе проводятся1 раз в неделю.
Курс корригирующей гимнастики делится на 3 периода.
При нарушениях осанки в подготовительном периоде (1,5 – 2 месяца) используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. В это время создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности.
Основной (3 – 3,5 мес.) и заключительный (2 – 2,5 мес.) периоды направлены на совершенствование навыка правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.
Для этого используются комплексы специальных упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, дыхательная гимнастика, упражнения и игры с мячами - массажерами (приложение № 1).
Учебно-тематический план
Содержание учебной программы
|
Объем учебной нагрузки по программе
(количество занятий)
|
Средняя группа
|
Старшая группа
|
Подготовительная к школе группа
|
1.Теоретический раздел
1.1 Что такое плос-костопие, правильная осанка, здоровье и как его сохранить.
|
1 зан. - 20 мин.
|
1 зан. - 25 мин.
|
1 зан. - 30 мин.
|
2. Профилактика и коррекция плоскостопия
2.1 Корригирующие упражнения
2.2«Дорожки здоровья»
2.3Упражнения с мячами – массажерами
2.4Стопотерапия
|
13 зан. - 260 мин.
4 зан. - 80 мин.
3 зан. - 60 мин.
3 зан. - 60 мин.
3 зан. - 60 мин.
|
14 зан. - 350 мин.
4 зан. - 100 мин.
3 зан. - 75 мин.
3 зан. - 75 мин.
4 зан. - 100 мин.
|
13 зан. - 390 мин.
4 зан. - 120 мин.
3 зан. - 90 мин.
3 зан. - 90 мин.
3 зан. - 90 мин.
|
3.Профилактика и коррекция нарушений осанки
Корригирующие упражнения
3.1 Корригирующие упражнения по системе «Хатха – йога»
3.2 Упражнения с мячами
3.3 Упражнения с гимнастическими палками
3.4 Статические упражнения
|
15 зан. - 300 мин.
3 зан. - 60 мин.
4 зан. - 80 мин.
4 зан - 80 мин.
4 зан. - 80 мин.
|
14 зан. - 350 мин.
3 зан. - 75 мин.
3 зан. - 75 мин.
4 зан. - 100 мин.
4 зан. - 100 мин
|
15 зан. - 420 мин.
3 зан. - 90 мин.
4 зан. - 120 мин.
4 зан. - 120 мин.
4 зан. - 120 мин.
|
Итого:
|
29 занятий
(580 мин)
|
29занятий
(725 мин)
|
29занятий
(870 мин)
|
Содержание рабочей учебной программы
Содержание раздела программы
|
Задачи
|
Формы организации педагогического процесса (в соответствии с учебным планом)
|
Развивающая среда
|
Информационно-методическое обеспечение
|
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми
|
1.Теоретический раздел
|
Познакомить с назначением ЛФК, с сущностью плоскостопия, нарушения осанки, здорового образа жизни
|
Традиционные занятия, сюжетные занятия, игровые
|
Методическая литература
(смотри список литературы), тетрадь по ЛПК.
|
Рассказ, беседа, наглядность.
|
2.Профилактика и коррекция плоскостопия
|
Укрепить мышц свода стоп.
|
Традиционные занятия, сюжетные занятия, игровые
|
Методическая литература
(смотри список литературы), тетрадь по ЛПК.
|
Объемный показ, апробирование
|
3.Профилактика и коррекция нарушений осанки
|
Укрепить мышцы спины и грудного пресса.
|
Традиционные занятия, сюжетные занятия, игровые
|
Методическая литература (смотри список литературы), тетрадь по ЛПК.
|
Показ, апробирование
|
Показатели результативности реализации программы
Должны знать:
что такое здоровье, почему его надо беречь, что такое правильная осанка, что такое плоскостопие и как его определить.
Должны уметь:
выполнять различные упражнения из разных исходных положений в сочетании с дыханием, выполнять упражнения на профилактику плоскостопия и осанки, определять нарушение осанки по схемам, играть в игры, связанные с принятием правильной осанки; организовать игры, с элементами коми подвижных игр;находить выход из сложных ситуаций, принося оздоровление организму.
Должны иметь представление:
о работе мышц при выполнении упражнений, что такое мышцы и как они работают.
Список литературы
-
Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно– двигательного аппарата в условиях детского сада», С-Птб.»Детство – Пресс», 2007;
-
Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» (при нарушениях опорно – двигательного аппарата), М., Просвещение, 2006;
-
Козырева О.В. «Оздоровительно – развивающие игры для дошкольников», М., Просвещение, 2007;
-
Никанорова Т.С. «Здоровячок» система оздоровления дошкольников, Воронеж, 2007.
Приложение №1
Профилактика плоскостопия
В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребенка этот недостаток может увеличиться, причинять много неприятностей и даже привести к искривлению позвоночника.Основным средством профилактики является специальная гимнастика.
Комплекс специальных упражнений:
1 – ходьба на носках;
2 – ходьба на наружном своде стопы;
3 – ходьба по наклонной плоскости;
4 – ходьба по гимнастической палке;
5 – катание мяча ногой;
6 – захват мяча ногами;
7 – приседания стоя на палке;
8 – приседания на мяче;
9 – захват и подгребание песка пальцами ног;
10 – захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног.
Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой.
Профилактика сколиоза
Нарушение осанки у детей встречается очень часто. Что же может произойти? Если ребенок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно сужается, делается плоской, углы лопаток начинают торчать, отходя от позвоночника, спина горбится, живот выпячивается вперед. Начинает искривляться позвоночник, возникает боковой изгиб (сколиоз) или сутулость.
Все это вредит здоровью.
П р и ч и н ы неправильной осанки:
1. Привычка стоять с опорой на одну ногу.
2. Походка с опущенной головой.
3. Одностороннее отягощение.
4. Привычка сидеть на передней части стула.
5. Высокий стул, стол.
6. Очень мягкая мебель, постель, подушка.
7. Привычка спать в одной позе, на одной стороне.
Основным средством профилактики и лечения сколиоза служат физические упражнения, способствующие подвижности грудной клетки, укреплению мышц спины, межлопаточной зоны, живота, а также устранение причин возникновения неправильной осанки.