Ерюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область
: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
: интерактивная доска, учебник, атлас, тетрадь, химические реагенты, пробирки, лучина.
1. Представление о атмосфере как субъекте географического пространства, её роли в жизни Земли.
1. Сформированность представлений о размерах, строении и значении атмосферы в жизни Земли и человека.
2. Владение умениями анализировать свойства воздуха в ходе проведения химических опытов.
3. Владение умениями и навыками использования географических знаний для объяснения явлений и процессов, происходящих в слоях атмосферы.
1. Работа с текстом и видеофрагментом: составление конспекта.
2. Формулировать выводы
3. Владеть способом самоконтроля
Базовое содержание урока
|
Деятельностный компонент урока
|
Ценностный компонент урока
|
Творческий компонент урока
|
Смысловые блоки содержания
|
Познавательные задачи для учащихся
|
1. Организационно мотивационный этап урока
|
Сообщение темы урока
|
- Какие сведения о погоде вы отмечали в календаре погоды?
- Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?
- С какой оболочкой Земли связаны погодные явления?
Просмотр видеоролика «Почемучка. Из чего состоит воздух?» (фрагмент с 05:55 до 08:12 минут)
https://video.meta.ua/5386510.video?pos=31
- Выскажите предположение, чему будет посвящен
наш урок?
- Сформулируйте тему урока.
-Как вы думаете, почему после Литосферы мы изучаем эту оболочку Земли
- Сформулируйте цель нашего урока.
|
Отвечают на вопросы
Называют тему урока
«Атмосфера Земли»
Объясняют. Если ребята затрудняются объяснить, можно вернуться к рис. 6, стр. 16 учебника. И вспомнить образование нашей планеты.
Формулируют цель:
- Доказать, что жизнь на Земле возможна благодаря атмосфере.
|
Личностные результаты:
Представление о атмосфере как субъекте географического пространства, её роли в жизни Земли.
|
|
Формулиро-вание задач урока
|
Перечислите действия, которые нам нужно совершить на уроке, чтобы достигнуть поставленной цели
|
Перечисляют задачи:
1.Выяснить, что такое «атмосфера», её размеры.
2. Изучить строение атмосферы Земли.
3. Составить план – конспект.
|
|
|
Создание мотивационной установки
|
Просмотр видео «Атмосфера Земли. Полярное сияние» (время 1:15) https://www.u-tube.ru/pages/video/79281
- Как выглядит атмосфера из космоса?
|
Сравнивают толщину атмосферы и размеры Земли.
|
|
|
2. Процессуально - содержательный этап урока
|
Границы и размеры атмосферы
|
Предлагается учащимся найти ответы на вопросы в тексте параграфа.
- Где расположена нижняя граница атмосферы?
- Есть ли у атмосферы верхняя граница?
- На какой высоте проводят условную границу между космическим пространством и атмосферой Земли?
|
Читают текст учебника стр. 65
«Размеры атмосферы Земли»
Отвечают на вопросы.
|
|
|
Состав атмосферного воздуха
|
Школа географа – следопыта.
Почувствуй себя юным химиком.
- Что такое воздух?
- Какие газы входят в состав воздуха?
- Какие свойства воздуха вам известны?
Ответить на вопрос, какой газ в атмосфере поддерживает горение, нам поможет опыт.
Опыт 1
- Чтобы получить углекислый газ, берем мел, добавляем соляной кислоты (НCl).
(CaCO3 + 2HCl
CaCl2 + H2 O + CO2 )
Выделяется газ, опускаем в пробирку горящую лучину. Она гаснет.
Опыт 2
Кислород получим другой химической реакцией, вы её будете изучать на уроках химии.
/Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора оксида марганца четыре.
2H2 O2 MnO2 2H2 O + O2 /
- Посмотрев опыты, какой можно сделать вывод.
|
Отвечают на вопросы.
- Воздух – смесь газов.
- В состав воздуха входит кислород, азот, углекислый газ.
Свойства воздуха:
прозрачный,
без запаха.
Делают вывод:
- Кислород поддерживает горение, а углекислый газ нет.
|
|
|
Строение атмосферы Земли
|
Работа с фрагментом видеоролика «Почемучка. Из чего состоит воздух?»
- На какие слои делится атмосфера?
- В каком слое атмосферы сосредоточен почти весь атмосферный воздух?
- На какой высоте проходит верхняя граница тропосферы?
- Какие явления происходят в тропосфере?
- В каком слое атмосферы наблюдается содержание большого количества озона?
Видеоролик «Полярное сияние в Мурманске13 января 2011 г.»
https://vscraper.com/vyxOa/
- В каком слое атмосферы можно наблюдать полярное сияние?
|
Задание 1. (см. приложение 1)
Внимательно посмотреть видеоролик «Почемучка. Из чего состоит воздух?»
Найти ответы на вопросы.
Заполнение таблицы.
Строение Атмосферы
Слой атмосферы
|
Границы
|
Явления
|
Тропосфера
|
|
|
Стратосфера
|
|
|
Мезосфера
|
|
|
Термосфера
|
|
|
|
Выводы записывают в таблицу.
|
|
Роль атмосферы в жизни Земли
|
Используя рисунок, расскажите о значении атмосферы для жизни на Земле
Проверяем с помощью интерактивной доски.
Подобрать каждому рисунку соответствующую надпись.
|
Работа в парах. На каждом столе рисунок. Учащиеся объясняют значение атмосферы и записывают в тетрадь.
Задание 2
Рисунок 1.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
|
Описание роли атмосферы в жизни Земли.
|
|
3 Этап закрепление
|
Закрепление
|
Тест самоконтроля по теме «Атмосфера Земли»
А1. Что является нижней границей атмосферы?
-
1) земная поверхность
-
2) уровень Мирового океана
-
3) верхняя граница мантии
-
4) верхняя граница тропосферы
А2. Какой газ преобладает в атмосфере?
-
1) кислород
-
2) водород
-
3) азот
-
4) углекислый
А3. В каком слое атмосферы содержится большая часть воздуха?
-
1) в стратосфере
-
2) в тропосфере
-
3) в мезосфере
-
4) в термосфере
А4. В каком слое атмосферы содержится много озона?
-
1) в тропосфере
-
2) в стратосфере
-
3) в термосфере
-
4) в мезосфере
А5. Какой газ, содержащийся в атмосфере, обеспечивает процессы горения на Земле?
-
1) углекислый
-
2) азот
-
3) кислород
-
4) гелий
В1. Установите соответствие.
Слои атмосферы
|
Функция
| -
Стратосфера
-
Тропосфера
|
А. Формирование погоды
Б. Защита от ультрафиолетовых лучей
|
В2. Вставьте пропущенные слова.
Атмосфера защищает Землю от падения ____________________, от резких перепадов___________
_____.
|
Отвечают на вопросы.
Находят ошибки и исправляют их.
|
|
|
4. Рефлексивный этап урока.
|
Рефлексия деятельности
|
Продолжи предложение
«Чтобы доказать, что жизнь на Земле возможна благодаря атмосфере, мы …»
|
Изучили состав воздуха и его свойства, слои атмосферы.
Провели опыты.
|
Анализ своей деятельности на уроке
|
|
Рефлексия эмоционального состояния
|
Самоанализ урока учащимися
|
Учащийся анализирует и
оценивает свою работу на уроке.
Анкета для ученика.
1.На уроке я работал
|
активно / пассивно
|
2.Своей работой на уроке я
|
доволен / не доволен
|
3. Материал урока мне был
|
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
|
|
Анализ своего эмоционального состояния
|
|
5. Объяснение домашнего задания.
|
Домашнее задание
|
Д/з § 12, составьте кроссворд «Атмосфера», используя слова из параграфа
|
|
Оформление
творческой
работы
|
Внимательно просмотреть видеоролик. Найти ответы на вопросы.
1. На какие слои делится атмосфера?
2. В каком слое атмосферы сосредоточен почти весь атмосферный воздух?
3. Какие явления происходят в тропосфере?
4. В каком слое атмосферы наблюдается содержание большого количества озона?
5. В каком слое атмосферы можно наблюдать полярное сияние?
Таблица 1. Строение Атмосферы