Перейти на главную страницу
Как средство активизации деятельности учащихся применяю игровые технологии. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности.
Один из важных методов обучения экологии являются - наблюдения и эксперимент. Эти методы работы формируют у школьников такие приемы мышления - как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
На основе наблюдения учащиеся овладевают практическими умениями, проводить измерение, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, определять названия растений и животных, их систематическое положение, составляют коллекции.
Эксперимент приучает школьников к аккуратности, точности, развивает мышление, пробуждает интерес к предмету.
Использую технологии РКМЧП: учу детей самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Провожу проблемные, проектные и исследовательские уроки, которые направлены на развитие у обучающихся исследовательских, информационных и коммуникативных компетенций.
Современные технологии РКМЧП можно использовать в экологии школьного образования для развития самостоятельности, творчества и креативности обучающихся.
Использование современных технологий позволяет более эффективно формировать экологическую культуру и мировоззрение, и подходить к решению экологических проблем на основе практических знаний.
Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места.
Я считаю, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Моя задача, как педагога – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Традиционные уроки я провожу в форме лекций, семинаров, зачётов, практических и лабораторных работ.
Диагностику результатов учебного процесса на уроке осуществляемого количественной оценкой знаний. Только систематическая работа учителя, направленная на развитие логического мышления учащихся, обязательно принесёт плоды в нашей работе.
Как и многие учёные - практики, я пришла к осознанию необходимости такой организации обучения, которая бы учитывала прежде всего индивидуальные особенности учащихся. Одним из путей решения поставленной проблемы - дифференцированное обучение. Традиционный урок, как правило, ведущая роль отводит учителю, а это не даёт возможности раскрываться каждому ученику на уроке. Поэтому я чаще обращаюсь в своей практике к нетрадиционным урокам. Для того, чтобы школьники не потеряли интерес к предмету, я активно планирую и использую различные методы активного обучения в дидактических играх и игровых моментах, при изучении нового материала и при обобщении изученного на уроке.
Составляем кроссворды, ребусы, загадки, шарады, экологические рассказы и сказки.
Познавательный интерес - это одно из личностных качеств обучающихся, черта их характера, проявляющегося в виде активности, любознательности. Важным стимулом познавательного интереса, связанны с содержанием обучения, является выполнение учеником творческих заданий.
Это и небольшие сообщения, и рефераты, и доклады жизни и деятельности учёных по, изготовление дидактических пособий своими руками. Всё это позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации.
Популярный ныне метод тестирования, как одну из форм подготовки к ЕГЭ, регулярно использую на своих уроках. После изучения темы провожу тест, с перечнем вопросов, объединённых одной единой темой урока, направленных на выявление качества имеющихся знаний.
Червонец Ольга Леонидовна, учитель биологии и географии
1.Оргмомент. I. Организационный этап.
Учитель: Дети, я рада, что вы пришли на урок географии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Слайд № 1
2.Изучение нового материала. Изучение нового материала начинается со стихотворения, без сообщения темы урока.
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, не развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
Тема урока «Атмосфера: состав, строение, значение, температура». Запишем тему урока в наши дневники исследователей.
Поскольку мы ученые-исследователи и всегда знакомимся с новыми терминами и понятиями, предлагаю вам обратиться к электронной энциклопедии и послушать небольшое сообщение об атмосфере.
Видео фрагмент №1
«Атмосфера – составная часть планеты».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (запись).
Итак, вы прослушали сообщение об Атмосфере, тогда возникает вопрос «Какой же состав воздуха имеет атмосфера и каково ее строение?» Давайте разберемся!
Атмосферный воздух - всегда вокруг нас: заполняет все трещины, щели.содержиться в почве, растворен в воде. Но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить.
Длительное время считали, что воздух - это однородное вещество. Лишь во
второй половине XVΙΙΙ в. установили, то воздух - это смесь газов.
С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.
1)Тропосфера содержит 80% всего атмосферного воздуха, 90% водяного пара. Именно в ней содержаться облака и выпадают осадки. Верхняя граница тропосферы - 18 км .
2) Стратосфера содержит минимум водяного пара. Воздух холодній и разряжен. Верхняя граница- 50- 55 км.
Температура понижается от 0 до 90◦
мезосфера 80-85 км ионосфера
термосфепа 800 км
экзосфера
Значение атмосферы:
1. Источник воздуха;
- Атмосферный воздух — наибольшее богатство, которое мы не всегда должным образом оцениваем, важна часть окружающей среды, в которой мы живем. А как же человек к нему относится? С развитием промышленности транспорта возникла проблема охраны воздуха от загрязнения. В связи с выделением при сгорании топлива огромного количества углекислого газа изменяется газовый состав воздуха. Ежегодно в атмосферу поступает намного больше углекислого газа, чем его могут поглотить все растения Земли.
Решить проблему охраны воздуха можно, устранив причины его загрязнения. Хотелось бы, чтобы люди помнили о значении атмосферы и бережливо относились к ней.
Слайд №7 Изменение температуры с высотой
Вот и подошел к концу наш урок.
Что нового вы узнали на уроке?
Действительно ли можно назвать атмосферу – прозрачным покрывалом нашей планеты? (ответы учеников).
Догадайтесь, о каком слое атмосферы идет речь?
Слой снегов, дождей, ветров –
Атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров
Этот самый нижний слой.
Есть здесь все, но в большой мере –
Кислород, азот, озон,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, аргон.
(тропосфера)
- 2000 - 3000 км (толщина атмосферы)
- 78% (содержание азота в воздухе)
- 21% (содержание кислорода в воздухе)
- 17 – 20 км (толщина тропосферы над экватором)
- 50 – 55 км (верхняя граница атмосферы)
И так, все успешно справились со своей работой, заслуживают премию в оценочном эквиваленте.
Перед объявлением оценок, дайте самооценку деятельности на уроке и полученным результатам.
На этом этапе подводится итог урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.
Целесообразно дать дифференцированные задания, учитывая интересы учеников, склонности, желания. Подробно, но сжато проинструктировать выполнение домашнего задания.
Комментирование и выставление оценок.
Домашнее задание: § 31-32+ записи, раб. тетрадь тема «Атмосфера: строение, значение, изучение» стр.152 задания 1-3, стр.155 задания 1,5. Для желающих учеников Творческое задание «Мы рисуем атмосферу». Ребята представляют свои рисунки по теме «Атмосфера». Рисунки можно представить как на листах бумаги, так и на компьютере.
Для получения обратной связи был использован приём незаконченных предложений:
Спасибо. До свидания.
В последнее время ученые-метеорологи бьют в набат: похоже на то, что атмосфера Земли разогревается значительно быстрее, чем когда-либо в прошлом. Это предопределено деятельностью человека, который, во-первых, подогревает атмосферу путем сжигания большого количества угля, нефти, газа, а также работы атомных электростанций. Во-вторых, и это главнее всего, сжигание органического топлива, а также уничтожение лесов приводит к накоплению в атмосфере количества углекислого газа. За последние 120 лет содержание этого газа в воздухе увеличилось на 17%. В земной атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице или парнике: он свободно пропускает к поверхности Земли солнечные лучи, но удерживает тепло разогретой Солнцем поверхности Земли. Это вызывает разогревание атмосферы, известное под названием парникового эффекта. По подсчетам ученых, в ближайшие десятилетия среднегодовая температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5-2 °С. Если человечество не снизит темпы загрязнения атмосферы и глобальная температура будет в дальнейшем расти, как это имеет место в течение последних 20 лет, то очень быстро климат станет теплее, чем когда-либо на Земле за последний миллион лет. Это вызовет активное ускорение глобального экологического кризиса.
Окиси серы и азота, что выбрасываются в атмосферу в результате работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, сообщаются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди крайне вредно действуют на окружающую среду:
• снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур в результате повреждения листьев кислотами;
• вымываются из почвы кальций, калий и магний, который вызывает деградацию фауны и флоры;
• погибают леса (особенно чувствительные к кислотным дождям кедр, бук);
• отравляется вода озер и прудов, где погибает рыба, исчезают насекомые;
• исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми;
• погибают леса в горных районах (таких, как Карпаты), что вызывает горные сдвиги и селевые потоки;
• ускоряется разрушение памятников архитектуры и жилых домов, особенно тех, которые украшены мрамором и известняком;
• увеличивается количество заболеваний людей (раздражение глаз, болезни дыхательных путей и тому подобно
Есть еще один вид загрязнения воздуха, что в сотни тысяч раз превышает загрязнение любого металлургического или химического комбината, однако люди сознательно вдыхают такой воздух. Речь идет о курении. Человек, который жжет сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 тысячи
Ученые говорят, что вдыхать табачный дым в четыре разы вреднее, чем газы непосредственно из выхлопной трубы автомобиля. В табачном дыме, кроме легкого наркотика — никотина, содержится целый «букет» (около 200) особенно ядовитых веществ, таких, как угарный газ, вещества, которые влекут рак легких и много других.
Приложение №4
Описание изготовления модели барометра:
1. Образовательные – сформировать знания о компонентах природы, о мониторинге;
2. Развивающие – продолжить совершенствование умений работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу;
3. Воспитательные – воспитание экологического сознания.
За неделю до проведения урока учитель дает задание учащимся – приготовить сообщения по темам:
«Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды ».
(Р. Рождественский)
Выбросы в атмосферу
Перенос и рассеивание
загрязняющих веществ
Осаждение загрязняющих Поступление загрязняющих
веществ на водную веществ в
и земную поверхность человека
Поступление в сельхозпродукцию,
загрязнение водной среды
- «Все прекрасное на Земле – от Солнца, все хорошее – от Человека»;
- «Защищая природу – мы защищаем Родину».
(М. Пришвин).
Задача, поставленная перед учащимися: активно участвовать в конференции, записывать на уроке ответы на вопросы.
III. Этап изучение нового материала (30 мин.)
Учитель:
- Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Экологическая ситуация во многих районах очень острая. Загрязнение воды, воздуха, почвы стало причиной болезней людей. Сегодня мы прослушаем сообщения о загрязнениях в нашей Томской области.
- Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. Заслушивается доклад о загрязнении воздуха Томской области:
1. Сообщение ученика - (Прил. 1)
На основании услышанного проводится беседа о загрязнении воздуха, совместно делается вывод, что является загрязнением – сжигание угля, нефти, газа, промышленные предприятия, автомобильный транспорт.
Задается вопрос к классу, - какие способы защиты вам известны?
- высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше уровня застоя воздуха;
- электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма;
- регулирование выхлопов автотранспорта;
- озеленение.
Охватывают ее. Жертва переваривается, и через 2-3 суток. От нее остается только хитиновая оболочка. После этого листок разворачивается вновь. Росянка – лекарственное растение. О ро
14 10 2014
13 стр.
Ерюшкина Л. Е., учитель географии маоу гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область
13 10 2014
1 стр.
Атмосфера является самым маленьким из геологических резервуаров Земли (рис. 1). Именно ограниченные размеры делают атмосферу такой чувствительной к загрязнению. Даже внесения небол
17 12 2014
1 стр.
Используя игровую форму занятия, повторить, систематизировать и расширить знания по теме
10 09 2014
1 стр.
Обучающий аспект: отработать навыки устной речи на репродуктивном и творческом уровне
02 10 2014
1 стр.
А гидросфера в атмосфера
09 09 2014
1 стр.
«План и карта», «Литосфера», «Гидросфера»; изучить межпредметные связи географии и математики, показать важность математических знаний на уроках географии, точки соприкосновения ге
23 12 2014
1 стр.
Выявить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов
16 12 2014
1 стр.