Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
Содержание стр.
Глава 1.Урочная деятельность…………..……………………………3

  • Урок географии. Атмосфера Земли ………………………………....4

  • Интегрированный урок по экологии и географии «Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»…..10

  • Интегрированный урок: естествознание и история по теме «Чудо планета - Земля» ……………………………………………………..22

  • Повышение качества знаний на уроках биологии и географии с использованием ИКТ ……………………………………………….28

  • Экологическое образование в школе ……………………………….31

  • Методика использования исследовательской деятельности в преподавании экологии в школе ……………………………………34


Глава 2. Проектная и научно-исследовательская деятельность обучающихся…37

  • «Человек на Земле» VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов 2010 – 2011 г.……38

  • Абрамович Наталья, ученица 8 класса Зоркальцевской школы, «Ароматерапия»……………………………………………………39

  • Шумилова Татьяна, ученица 9 класса Зоркальцевской школы, «Влияние комнатных растений и процесса ухаживания за ними на психологическое здоровье».…………………………………..…..42

  • Косицина Аня, ученица 5 класса Зоркальцевской школы, «Паспортизация растений кабинета биологии………………..….45


Глава 3. Образовательные программы по экологии……………..….46

  • Модифицированная программа «Природа и человек» экологической направленности, индивидуального развития ребенка ..............................................................................................46

  • Программа экологической направленности «Наш мир»………………………………………………………………….51


Глава 4. Внеурочная деятельность……………………………………..54

  • «Сказка об одиноком можжевельнике»………………………...54

  • Праздник «Картошкин день»…………………………………...….64

  • Методическая разработка «Красная книга – зона тревоги»……..72

  • Творческий отчет о проделанной работе в рамках Региональной экологической акции «Сохраним мир птиц»…………………….80

  • Внеклассное мероприятие КВН «Птицы - наши друзья»……….84

  • Кабинет биологии МОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского

Района……………………………………………………………88
  • Учебно-опытный участок МОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района………………………………………………………………100



Глава 5. Детские работы………………………………………………..106

  • Областной конкурс «Сохранение биологического
    разнообразия»………………………………………………….…..106

  • Областной конкурс «Знай и люби свой край»…………………..132

  • Областная викторина «Окружающий мир»…………………….147

  • «Бесценный дар Земли»………………………………………...163

  • Экологические сказки …………………………………………….168

  • Наше творчество…………………………………..…………...170


«Учитель… Профессии прекрасней нет на свете»………………….172
Глава 1.Урочная деятельность.
При организации урока учитываю три основных компонента развития познавательного интереса: эмоциональный, интеллектуальный, волевой этапы урока. В основе преподавания предмета использую проблемное изложение, используя частично-поисковый метод, эвристический метод.

Как средство активизации деятельности учащихся применяю игровые технологии. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности.

Один из важных методов обучения экологии являются - наблюдения и эксперимент. Эти методы работы формируют у школьников такие приемы мышления - как анализ, синтез, сравнение и обобщение.

На основе наблюдения учащиеся овладевают практическими умениями, проводить измерение, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, определять названия растений и животных, их систематическое положение, составляют коллекции.

Эксперимент приучает школьников к аккуратности, точности, развивает мышление, пробуждает интерес к предмету.

Использую технологии РКМЧП: учу детей самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Провожу проблемные, проектные и исследовательские уроки, которые направлены на развитие у обучающихся исследовательских, информационных и коммуникативных компетенций.

Современные технологии РКМЧП можно использовать в экологии школьного образования для развития самостоятельности, творчества и креативности обучающихся.

Использование современных технологий позволяет более эффективно формировать экологическую культуру и мировоззрение, и подходить к решению экологических проблем на основе практических знаний.

Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места.

Я считаю, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Моя задача, как педагога – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

  Традиционные уроки я провожу в форме лекций, семинаров, зачётов, практических и лабораторных работ.

Диагностику результатов учебного процесса на уроке осуществляемого количественной оценкой знаний. Только систематическая работа учителя, направленная на развитие логического мышления учащихся, обязательно принесёт плоды в нашей работе.

Как и многие учёные - практики, я пришла к осознанию необходимости такой организации обучения, которая бы учитывала прежде всего индивидуальные особенности учащихся. Одним из путей решения поставленной проблемы - дифференцированное обучение. Традиционный урок, как правило, ведущая роль отводит учителю, а это не даёт возможности раскрываться каждому ученику на уроке. Поэтому я чаще обращаюсь в своей практике к нетрадиционным урокам. Для того, чтобы школьники не потеряли интерес к предмету, я активно планирую и использую различные методы активного обучения в дидактических играх и игровых моментах, при изучении нового материала и при обобщении изученного на уроке.

Составляем кроссворды, ребусы, загадки, шарады, экологические рассказы и сказки.

Познавательный интерес - это одно из личностных качеств обучающихся, черта их характера, проявляющегося в виде активности, любознательности. Важным стимулом познавательного интереса, связанны с содержанием обучения, является выполнение учеником творческих заданий.

Это и небольшие сообщения, и рефераты, и доклады жизни и деятельности учёных по, изготовление дидактических пособий своими руками. Всё это позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации.

Популярный ныне метод тестирования, как одну из форм подготовки к ЕГЭ, регулярно использую на своих уроках. После изучения темы провожу тест, с перечнем вопросов, объединённых одной единой темой урока, направленных на выявление качества имеющихся знаний.


Урок географии. Атмосфера Земли (6 класс).

Червонец Ольга Леонидовна, учитель биологии и географии


Тема урока: «Атмосфера: состав, строение, значение, температура».

Цель урока: Сформировать представление об атмосфере и ее значении на Земле, о строении и температуре атмосферы.

Оборудование: учебник 6 кл., КМ-школа, интерактивная доска.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.Оргмомент. I. Организационный этап.

Учитель: Дети, я рада, что вы пришли на урок географии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Слайд № 1

2.Изучение нового материала. Изучение нового материала начинается со стихотворения, без сообщения темы урока.

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!



  • Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? (ответы учеников, ученики могут аргументировать свою точку зрения)

  • Как оно называется? (ответы учеников)

  • Молодцы, оно действительно называется атмосфера.

  • Так что же мы будем сегодня изучать? Какова тема нашего урока? (ответы учеников)

Слайд №2 с темой урока.

Тема урока «Атмосфера: состав, строение, значение, температура». Запишем тему урока в наши дневники исследователей.

Поскольку мы ученые-исследователи и всегда знакомимся с новыми терминами и понятиями, предлагаю вам обратиться к электронной энциклопедии и послушать небольшое сообщение об атмосфере.

Видео фрагмент №1

«Атмосфера – составная часть планеты».



  • Что вы узнали об атмосфере? (ответы учеников)

  • А что же это за оболочка?

Слайд №4 Определение атмосферы

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (запись).

Итак, вы прослушали сообщение об Атмосфере, тогда возникает вопрос «Какой же состав воздуха имеет атмосфера и каково ее строение?» Давайте разберемся!


  • И первое с чего начнем – это состав Атмосферы.

  • Напомните мне, пожалуйста, что такое Атмосфера?

Видео фрагмент №2

  • А если это воздушная оболочка земли, предположите, из чего она будет состоять? (ответы учеников)

Слайд №4 Состав атмосферы

Атмосферный воздух - всегда вокруг нас: заполняет все трещины, щели.содержиться в почве, растворен в воде. Но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить.

Длительное время считали, что воздух - это однородное вещество. Лишь во

второй половине XVΙΙΙ в. установили, то воздух - это смесь газов.



Слайд №5 Строение атмосферы

С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.

1)Тропосфера содержит 80% всего атмосферного воздуха, 90% водяного пара. Именно в ней содержаться облака и выпадают осадки. Верхняя граница тропосферы - 18 км .

2) Стратосфера содержит минимум водяного пара. Воздух холодній и разряжен. Верхняя граница- 50- 55 км.



Слайд № 6. Верхнии слои атмосферы

Температура понижается от 0 до 90◦

мезосфера 80-85 км ионосфера

термосфепа 800 км

экзосфера

Значение атмосферы:

1. Источник воздуха;


  1. Предохраняет Землю от метеоритов.

Влияние человека на воздух атмосферы.

- Атмосферный воздух — наибольшее богатство, которое мы не всегда должным образом оцениваем, важна часть окружающей среды, в которой мы живем. А как же человек к нему относится? С развитием промышленности транспорта возникла проблема охраны воздуха от загрязнения. В связи с выделением при сгорании топлива огромного количества углекислого газа изменяется газовый состав воздуха. Ежегодно в атмосферу поступает намного больше углекислого газа, чем его могут поглотить все растения Земли.

Решить проблему охраны воздуха можно, устранив причины его загрязнения. Хотелось бы, чтобы люди помнили о значении атмосферы и бережливо относились к ней.

Слайд №7 Изменение температуры с высотой


  • Правило №1: солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.

  • Правило №2: при подъеме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 °С на каждом километре подъема.


Слайд № 8 зависимость температуры от географической широты

Правило №3: количество тепла и света на Земле убывает от экватора к полюсам.

Амплитуда температур - разность самой высокой и самой низкой температур в течение определенного промежутка времени.

А = t °С max - t °С min

Практическая работа.

Тема: “Построение графиков изменения температур”

Цель:

  1. Отработка умений и навыков построения графиков.

  2. Использование графиков при анализе и сравнении.

Ход работы

  1. Чертим график.

  2. По горизонтали отмечаем время измерения температуры.

  3. По вертикали отмечаем температуру (Т - С°).

  4. Вычисляем амплитуду температуры по формуле.

  5. Вычисляем среднюю температуру.

  6. Соединяем точки.

  7. Сделать вывод. Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Объяснить почему?

Закрепление.

Показ слайдов на закрепление темы.

Вот и подошел к концу наш урок.

Что нового вы узнали на уроке?

Действительно ли можно назвать атмосферу – прозрачным покрывалом нашей планеты? (ответы учеников).

Догадайтесь, о каком слое атмосферы идет речь?

Слой снегов, дождей, ветров –

Атмосферы слой живой,

Восемнадцать километров

Этот самый нижний слой.

Есть здесь все, но в большой мере –

Кислород, азот, озон,

В малых долях – йод и гелий,

Водород, неон, аргон.

(тропосфера)



-Ребята, а что нам говорят эти цифры

- 2000 - 3000 км (толщина атмосферы)

- 78% (содержание азота в воздухе)

- 21% (содержание кислорода в воздухе)

- 17 – 20 км (толщина тропосферы над экватором)

- 50 – 55 км (верхняя граница атмосферы)



VI. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаже его выполнения.

И так, все успешно справились со своей работой, заслуживают премию в оценочном эквиваленте.

Перед объявлением оценок, дайте самооценку деятельности на уроке и полученным результатам.

На этом этапе подводится итог урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

Целесообразно дать дифференцированные задания, учитывая интересы учеников, склонности, желания. Подробно, но сжато проинструктировать выполнение домашнего задания.

Комментирование и выставление оценок.

Домашнее задание: § 31-32+ записи, раб. тетрадь тема «Атмосфера: строение, значение, изучение» стр.152 задания 1-3, стр.155 задания 1,5. Для желающих учеников Творческое задание «Мы рисуем атмосферу». Ребята представляют свои рисунки по теме «Атмосфера». Рисунки можно представить как на листах бумаги, так и на компьютере.
Для получения обратной связи был использован приём незаконченных предложений:


  • Получил удовольствие от того, как…

  • Испытываю радость от того, что…

  • Мне интересно было узнать, что…

  • Лично мне это нужно, так как я…

  • После урока я хочу разобраться в…

  • Дома я хочу попробовать свои силы…

Дети, мне было приятно работать с вами. Надеюсь, что, и ваше настроение не испортилось от нашего общения. С каким настроением вы покидаете урок? (показ мордашек).

Спасибо. До свидания.



Приложение 1

Парниковый эффект

В последнее время ученые-метеорологи бьют в набат: похоже на то, что атмосфера Земли разогревается значительно быстрее, чем когда-либо в прошлом. Это предопределено деятельностью человека, который, во-первых, подогревает атмосферу путем сжигания большого количества угля, нефти, газа, а также работы атомных электростанций. Во-вторых, и это главнее всего, сжигание органического топлива, а также уничтожение лесов приводит к накоплению в атмосфере количества углекислого газа. За последние 120 лет содержание этого газа в воздухе увеличилось на 17%. В земной атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице или парнике: он свободно пропускает к поверхности Земли солнечные лучи, но удерживает тепло разогретой Солнцем поверхности Земли. Это вызывает разогревание атмосферы, известное под названием парникового эффекта. По подсчетам ученых, в ближайшие десятилетия среднегодовая температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5-2 °С. Если человечество не снизит темпы загрязнения атмосферы и глобальная температура будет в дальнейшем расти, как это имеет место в течение последних 20 лет, то очень быстро климат станет теплее, чем когда-либо на Земле за последний миллион лет. Это вызовет активное ускорение глобального экологического кризиса.



Приложение 2

Кислотные дожди

Окиси серы и азота, что выбрасываются в атмосферу в результате работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, сообщаются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди крайне вредно действуют на окружающую среду:

• снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур в результате повреждения листьев кислотами;

• вымываются из почвы кальций, калий и магний, который вызывает деградацию фауны и флоры;

• погибают леса (особенно чувствительные к кислотным дождям кедр, бук);

• отравляется вода озер и прудов, где погибает рыба, исчезают насекомые;

• исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми;

• погибают леса в горных районах (таких, как Карпаты), что вызывает горные сдвиги и селевые потоки;

• ускоряется разрушение памятников архитектуры и жилых домов, особенно тех, которые украшены мрамором и известняком;

• увеличивается количество заболеваний людей (раздражение глаз, болезни дыхательных путей и тому подобно



Приложение 3

Табачный дым

Есть еще один вид загрязнения воздуха, что в сотни тысяч раз превышает загрязнение любого металлургического или химического комбината, однако люди сознательно вдыхают такой воздух. Речь идет о курении. Человек, который жжет сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 тысячи

Ученые говорят, что вдыхать табачный дым в четыре разы вреднее, чем газы непосредственно из выхлопной трубы автомобиля. В табачном дыме, кроме легкого наркотика — никотина, содержится целый «букет» (около 200) особенно ядовитых веществ, таких, как угарный газ, вещества, которые влекут рак легких и много других.

Приложение №4
Описание изготовления модели барометра:


  1. Обрезать воздушный шарик, надеть его на пол-литровую банку с широким горлышком и закрепить резинкой.

  2. Сделать из соломинки стрелку, заострив её конец (или использовать трубочку для сока). Закрепить клейкой лентой один конец соломинки на середине шарика, накрывающего банку. Стрелка должна располагаться строго по горизонтали.

  3. Поставить кусок картона рядом с банкой таким образом, чтобы внешний конец стрелки едва прикасался к нему, и отметить положение её кончика – эта отметка будет соответствовать атмосферному давлению в тот день, когда вы сделали барометр.

  4. Нарисовать шкалу вдоль этой линии. Приклеить этот кусок картона клейкой лентой к банке, следя за положением стрелки.

Дальнейшие наблюдения: при повышении атмосферного давление поверхность шарика будет как бы вдавлена в сосуд, и стрелка поднимется вверх по шкале; когда атмосферное давление будет падать, то на поверхность шарика будет давить воздух из сосуда и стрелка опуститься по шкале.

Интегрированный урок по экологии и географии

«Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»
Червонец Ольга Леонидовна, учитель биологии

Тип урока: изучения нового материала

Форма проведения: урок – конференция

Цель: сформировать представление о влиянии окружающей среды Томской области на здоровье населения, раскрыть пути решения экологических проблем, углубить знания о влиянии экологических условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи:

1. Образовательные – сформировать знания о компонентах природы, о мониторинге;

2. Развивающие – продолжить совершенствование умений работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу;

3. Воспитательные – воспитание экологического сознания.



Оборудование: физическая карта Томской области, статистический материал, учебник «География Томской области, атласы Тоской области, иллюстрации (Прил.1,2,3,4).

Ход урока

I. Организационный момент: взаимное приветствие, проверка готовности класса к уроку (2 мин.).

II. Подготовительный этап:

За неделю до проведения урока учитель дает задание учащимся – приготовить сообщения по темам:



  1. Загрязнение воздуха Томской области (см. приложение 1);

  2. Загрязнения вод Томской области (см. приложение 2);

  3. Состояние лесных и земельных ресурсов Томской области (см. приложение 3);

  4. Состояние флоры и фауны Томской области (см. приложение 4);

  5. Способы защиты воздуха (см. приложение 1);

  6. Влияние загрязнений на здоровье населения Томской области (см.приложение 5).

Оформление на доске:

Эпиграф урока:

«Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды ».

(Р. Рождественский)

Впрямая соединительная линия 44ыбросы в атмосферу

Ппрямая соединительная линия 43еренос и рассеивание

зпрямая соединительная линия 42агрязняющих веществ
Осаждение загрязняющих Поступление загрязняющих

веществ на водную веществ в


организм

ипрямая соединительная линия 41 земную поверхность человека

Ппрямая соединительная линия 40оступление в сельхозпродукцию,

загрязнение водной среды


На плакатах – высказывания известных людей России:

- «Все прекрасное на Земле – от Солнца, все хорошее – от Человека»;

- «Защищая природу – мы защищаем Родину».

(М. Пришвин).

Задача, поставленная перед учащимися: активно участвовать в конференции, записывать на уроке ответы на вопросы.


III. Этап изучение нового материала (30 мин.)

Учитель:

- Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Экологическая ситуация во многих районах очень острая. Загрязнение воды, воздуха, почвы стало причиной болезней людей. Сегодня мы прослушаем сообщения о загрязнениях в нашей Томской области.

- Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. Заслушивается доклад о загрязнении воздуха Томской области:

1. Сообщение ученика - (Прил. 1)

На основании услышанного проводится беседа о загрязнении воздуха, совместно делается вывод, что является загрязнением – сжигание угля, нефти, газа, промышленные предприятия, автомобильный транспорт.

Задается вопрос к классу, - какие способы защиты вам известны?

- высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше уровня застоя воздуха;

- электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма;

- регулирование выхлопов автотранспорта;

- озеленение.


следующая страница>


Урочная деятельность Урок географии. Атмосфера Земли

Охватывают ее. Жертва переваривается, и через 2-3 суток. От нее остается только хитиновая оболочка. После этого листок разворачивается вновь. Росянка – лекарственное растение. О ро

2775.88kb.

14 10 2014
13 стр.


Урок №1 «Атмосфера Земли»

Ерюшкина Л. Е., учитель географии маоу гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область

91.55kb.

13 10 2014
1 стр.


Лекция 2 Атмосфера

Атмосфера является самым маленьким из геологических резервуаров Земли (рис. 1). Именно ограниченные размеры делают атмосферу такой чувствительной к загрязнению. Даже внесения небол

102.83kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок игра по географии Учитель географии Аксенова О. В урок игра Путешествие капельки

Используя игровую форму занятия, повторить, систематизировать и расширить знания по теме

67.59kb.

10 09 2014
1 стр.


Урок немецкого языка и географии с применением межпредметных связей Учитель географии- олейникова И. А

Обучающий аспект: отработать навыки устной речи на репродуктивном и творческом уровне

81.91kb.

02 10 2014
1 стр.


Вариант Задание А. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами, называется

А гидросфера в атмосфера

45.45kb.

09 09 2014
1 стр.


Интегрированный урок (география и математика) «План и карта. Литосфера. Гидросфера.»

«План и карта», «Литосфера», «Гидросфера»; изучить межпредметные связи географии и математики, показать важность математических знаний на уроках географии, точки соприкосновения ге

64.66kb.

23 12 2014
1 стр.


Урок географии 8 класс учитель географии гбоу №1517 Пегова Людмила Викторовна тема урока: «Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны»

Выявить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов

71.95kb.

16 12 2014
1 стр.