Перейти на главную страницу
Класс 6.
Дата: 04.03.2012 г.
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Оборудование: Дан. §15.
Созданная в результате завоевательных походов Батыя, Золотая Орда (Улус Джучи) заняла господствующее положение в Восточной Европе. Многие современные народы, города России своим образованием обязаны этой великой державе. Столицей нового государства стал город Сарай-Бату (в переводе – дворец Бату) в низовьях Волги. Вскоре по соседству на реке Ахтубе был построен другой крупный город – Новый Сарай. В начале XIV века сюда была перенесена столица державы.
Новое государство не было монгольским по составу населения. Монгольской по происхождению была лишь правящая династия – ветвь Чингисидов и верхушка военно-государственной знати. Основу населения новой страны составили многочисленные тюркские народности – кипчаки (половцы), булгары и многие другие.
Монголы со временем оказались растворены в этой массе и восприняли тюркский язык и мусульманскую веру. В свою очередь, тюркское население с течением столетий приняло собирательное название «татары».
Основу хозяйства Орды составляло кочевое скотоводство. Это было традиционное занятие не только монголов, но и других народов, вошедших в состав державы Батыя. Разводили в основном лошадей, овец, в меньшей степени – верблюдов. Весьма высок был уровень развития ремесла (особенно производства оружия, упряжи для коней, украшений и т. п.). Народы Поволжья занимались земледелием и рыболовством, обеспечивая ханскую ставку зерном и рыбой. Сибирские народы, входившие в состав Орды, занимались преимущественно охотой, снабжая ордынскую знать пушниной. Подвластные народы Средней Азии добывали золото и создавали великолепные изделия из него, ткали ковры, разводили лучшие породы лошадей для хана и его свиты. Пастбища и земледельческие угодья принадлежали ордынским землевладельцам – бекам. Население (простые общинники) обязано было поставлять своим хозяевам лошадей, овец, молоко, сыр, а также нести различные повинности за право пользования землёй и водой. Кроме этого, население Орды платило налоги государству, а в случае военной опасности несло военную службу.
Золотая Орда была населена различными народами – земледельцами, скотоводами, охотниками.
Улус Джучи формально являлся частью великой Монгольской империи, созданной Чингисханом и управлявшейся из Каракорума его преемниками. Но фактически это было самостоятельное государство. Лишь в случае смерти великого хана ордынские ханы приезжали в Каракорум на выборы нового. Тем не менее, Золотая Орда строилась на законах Чингисхана. Во главе государства стоял хан – монарх из династии Чингисидов. В Орде был свой курултай – высший совет, состоявший из ближайших родственников хана, а также военачальников (темников, тысячников) и наместников отдельных частей страны. Существовал единый аппарат управления Ордой. Центральные ведомства носили название диванов. Ими руководили секретари. Главными диванами были те, что ведали вопросами сбора налогов, содержания армии, связей с другими странами. Властью на местах обладали особые чиновники – баскаки. Их главными функциями был полный сбор с подвластной местности налогов (как деньгами, так и продуктами) и поддержание порядка среди населения. Для этого в их распоряжение выделялись большие военные отряды. Армия делилась на тумены, тысячи, которые возглавляли военачальники – мурзы (темники).
Общественный строй Золотой Орды XIV-XV веков
Ханский род Джучидов | |
Беки – крупные земле- и скотовладельцы | |
Нукеры и богатуры – профессиональные воины |
Исламское духовенство |
Свободные скотоводы-общинники степных владений Орды | |
Духовенство разных религий Орды | |
Горожане – купцы, ремесленники разных народов Орды |
Земледельцы – свободные общинники лесостепных владений Орды |
Несвободное население – рабы-пленники, зависимые общинники |
Религиозные верования в Золотой Орде первоначально были самыми разнообразными. Монголы и многие другие кочевые народы, оставаясь язычниками, поклонялись духам предков, земли, воды, неба. В то же время в Орде проживало много мусульман, христиан, иудеев. Законы Орды отличались веротерпимостью и не запрещали каждому народу иметь свою веру.
По мере укрепления государства перед ханами встала задача определения одной из мировых религий как официальной. Выбор пал на ислам – самую распространённую религию в Средней Азии и Поволжье. Первым из ханов ислам принял брат Батыя – Берке. Однако государственной религией ислам стал в первой половине XIV века при хане Узбеке (1312-1342). При нём и его наследниках Золотая Орда достигла наивысшего расцвета.
Это проявилось в значительном и быстром росте городов (их число превысило 110). Некоторые из них продолжают существовать и сегодня – Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень, Судак. Но многие, особенно поволжские, погребены под землёй. В том числе и крупнейший город Европы – столица Орды Новый Сарай. На основании археологических раскопок мы можем представить себе вид этих городов.
Государственный строй Золотой Орды XIV века
Суд
Законы
Хан Улуса Джучи (Золотой Орды)
Мурзы-темники
Визири
Курултай
Ди
ва
ны
Ту
ме
ны
Ханский род Джучидов
Баскаки отдельных улусов Золотой Орды
Семь сотен лет назад, проплывая с купеческим караваном по Волге (где-нибудь между современными Саратовом и Волгоградом), мы причалили бы к пристани одного из ордынских городов, чтобы полюбоваться им. В центре, на холме, располагается златоверхий дворец правителя – ханского наместника. Он украшен мраморными колоннами, гранитными камнями, мозаикой. Здесь же сверкает купол мечети, высятся стройные минареты, покрытые изречениями из Корана. Невдалеке виднеется караван-сарай (крытый рынок, торговый склад и гостиница для купцов), а также общественные бани, мусульманские школы.
Во все стороны от центральной части расходятся улицы. Вдоль них тянутся выложенные камнем каналы для водоснабжения домов и вывода нечистот. За глинобитной стеной укрыты от посторонних глаз кварталы знати, купцов, богатых ремесленников. Здесь, в кирпичных домах из 3-4 комнат, топятся печи, варится плов, готовится кумыс. В ожидании угощения гость любуется покрывающими стены изразцами (керамическими плитками) с изображением разноцветных лилий, тюльпанов, звёзд, стихотворными надписями.
Поразительно, но у города нет крепостной стены! Сразу за окраинами начинаются сады и усадьбы знати, здесь же возведены грандиозные мавзолеи (крытые захоронения беков, темников, мурз).
После опустошительных походов Батыя большая часть русских земель в течение 240 лет находилась в государственной зависимости от Золотой Орды. При этом эти земли не входили в территорию Орды, но являлись полусамостоятельным «русским улусом» монгольской империи. Независимость русских князей была ограничена системой раздачи ярлыков на земли, контролем баскаческих отрядов, выплатой ежегодной дани, дополнительных поборов, военной службой в ханском войске. В качестве верховного правителя хан вмешивался в княжеские распри.
При этом процесс дробления крупных княжеств всячески поощрялся Ордой – так проще было управлять русскими землями. Ханы Золотой Орды, стремясь укрепить свою власть на Руси, стравливали князей, предоставляя им ярлыки на великое княжение. А тех, в ком они видели малейшую угрозу для себя, вызывали в Орду и убивали. Любой князь, приезжая в Сарай, должен был опасаться наговоров со стороны ханских советников, яда, подсыпанного в пищу недоброжелателем. До принятия ислама князей-христиан заставляли исполнять языческие обряды (проходить между огней, пить «священный» для степняков и «нечистый» для христиан кумыс).
«Русский улус» в Монгольской державе
Патриарх Константинопольский1
Хан Золотой Орды
Православная церковь на Руси
Государственные образования на Руси
Митрополит Владимирский и всея Руси
Великий князь владимирский – правитель «русского улуса»
Господин Великий Новгород (вечевая республика)
В течение десятилетий жители Руси многое восприняли от Золотой Орды. Изменился характер княжеской власти. Если раньше с князем часто на равных спорили бояре и городские веча, защищая свои вольности, то теперь князь представлял на Руси власть хана – «великого царя», как его называли на Руси. «Царская власть», подкреплённая долгое время непобедимой монгольской армией, как это ни странно, усилила значение княжеской власти на Руси. В ходе карательных набегов ордынцев гибло вольное боярство, не успевали набрать силу торгово-ремесленные города.
Одновременно ширился диалог двух культур. По волжскому торговому пути, дорогами, по которым ползли обозы с русской данью, шёл активный обмен товарами. В Орде жило много русских гостей, заложников, пленников. На Русь же, после принятия в Орде ислама, стали переезжать убеждённые сторонники язычества из числа ордынской знати. Благодаря этому в русском и татарском (тюркском) языках, в архитектуре, искусстве, быту двух стран заметно взаимное влияние.
В то же время утрата независимости русскими землями, гибель многих соотечественников, регулярные переписи и уплата дани воспринимались в народе как позор и «поругание». Уже через несколько лет после «Батыева нашествия» начали вспыхивать восстания против ордынской зависимости (в народе её называли «игом», то есть гнётом). Восстания против баскаков вспыхивали в самых разных городах страны: Новгороде и Ростове, Суздале и Ярославле, в Галиции и на Волыни. Однако Бату и его преемники быстро и жестоко реагировали на проявления непокорности. В восставшие города и княжества посылалась армия, которая выжигала и опустошала не только те города и сёла, которые отказывались подчиняться хану, но и соседние с ними. Возвращаясь в Орду, они захватывали сотни пленников, имущество людей.
Такие походы надолго запоминались жителям Руси, но восстания продолжались. В результате уже к концу XIII века ханы перестали направлять на Русь отряды баскаков, а сбор ежегодной дани стали передоверять самим русским князьям. Контроль над князьями осуществляли теперь приезжавшие время от времени ханские послы.
За столетия господства Золотой Орды над Русью жители обеих стран переняли друг у друга многие обычаи, достижения. В результате народных восстаний государственная зависимость Руси от Орды постепенно ослабла.
В появлении сильной и устойчивой державы в Восточной Европе были заинтересованы многие как на Западе, так и на Востоке. Само её существование обеспечивало стабильность торговли между Европой и Азией. Она контролировала теперь важнейшую часть торгового пути из Европы в Среднюю Азию и Китай. Итальянские купцы Генуэзской торговой республики были частыми гостями в портовых городах Азовского и Чёрного морей. Через волжский торговый путь Орда обеспечивала связь русских земель со Средней Азией и Закавказьем. Торговлю контролировали, конечно, ордынские купцы.
Монгольская держава была в тот период одной из самых мощных и процветающих стран мира. С ней не могли не считаться другие, даже самые сильные страны и народы. Восприняв немало культурных традиций и обычаев подвластных народов, Золотая Орда также оказала большое влияние на соседние и подвластные ей страны. Особое значение имело в судьбе Орды принятие ислама. Это заметно повысило престиж Орды на Ближнем Востоке, привело к ещё большему укреплению торговых связей с мусульманским миром. Между тем, Папа Римский неоднократно направлял посольства к золотоордынскому хану, русские князья добились создания на территории Орды православной епископии (церковной области).
Золотая Орда в XIII-XIV веках была крупнейшим государством на границах Европы и Азии. После принятия ислама эта страна стала одним из центров развития исламской цивилизации. Долгие годы Золотая Орда обеспечивала связь между государствами, культурами различных цивилизаций Востока и Запада.
Важные господа имеют на юге поместья, из которых на зиму им доставляется просо и мука. Бедные добывают себе это в обмен на баранов и кожи. Рабы наполняют себе желудок грязной водой и этим довольствуются.
Об одеянии и платье их знайте, что из Китая и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шёлковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом. Из Руссии, из великой Булгарии… и других лежащих к северу и полных лесов стран, которые им повинуются, им привозят дорогие меха разного рода, в которые они одеваются зимой – делают шубы. Они устраивают также шаровары из кож, из войлока делают плащи и шапки против дождя.
Из кишок лошадей они делают прекрасные колбасы, лучше, чем из свинины, и едят их свежими. Остальное мясо сохраняют на зиму. Летом они заботятся только о кумысе. Кумыс стоит всегда внизу у дома, пред входом в дверь, и возле него стоит гитарист со своею маленькой гитарой. И когда господин начинает пить, то один из слуг возглашает громким голосом «Га!» И гитарист ударяет о гитару, а когда они устраивают большой праздник, то все хлопают в ладоши и также пляшут под звуки гитары.
Когда я увидел двор Бату, я оробел, потому что, собственно, дома его казались как бы каким-то большим городом, протянувшимся в длину и отовсюду окружённым народами на расстоянии 3 или 4 лье. …Все они знают, с какого бока двора должны они размещаться, когда они снимают свои дома [с повозок]. …На следующий день нас отвели ко двору, и Бату приказал раскинуть большую палатку, так как дом его не мог вместить столько мужчин и столько женщин, сколько их собралось.
…Нас провели до середины палатки… сам же он [Бату] сидел на длинном троне, широком как ложе, и целиком позолоченном; на трон этот поднимались по трём ступеням; рядом с Бату сидела одна госпожа. Мужчины же сидели там и сям направо и налево от госпожи… Скамьи же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояли при входе в палатку».
Город этот стоит без всяких стен. Место пребывания царя там – большой дворец, на вершине которого находится золотое новолуние, весом в два кынтаря египетских. Дворец окружают стены, башни, дома, в которых живут эмиры его [хана]. В этом дворце их зимнее помещение.
Сарай сделался средоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нём набралась добрая и здоровая доля учёных и знаменитостей, словесников и искусников…
Здесь 13 мечетей для соборной службы… рынки, бани и заведения благочестия.
Цель – познакомиться с территорией, населением, хозяйством, системой управления, религией, культурой Золотой Орды; охарактеризовать взаимоотношения Орды и русских княжеств; рассмот
15 09 2014
1 стр.
«Улус Джучи», «Орда», «Татары», «Татария» и т д. Название «Золотая Орда» впервые появляется в русских летописях в ХVI в и является русской калькой с восточного Сыра Орда и Орду-и З
15 09 2014
1 стр.
Приход в первой половине XIII века монголов и иных племён из Востока на Урал и в Поволжье не только не поколебал устои ислама, но и стал в образовавшемся государстве «Золотая Орда»
08 10 2014
1 стр.
Хан Батый создал государство, которое называлось в него вошли
15 09 2014
1 стр.
Страница 1: Условия и характерные черты развития русской культуры в 13-15 веках
17 12 2014
1 стр.
Шыңғысхан 1217 жылы Күшліктің Жетісудағы иеліктерін басып алуға кімді аттандырды?
25 12 2014
1 стр.
Имя объединителя монгольских племен, первого великого хана Монгольской степи-Чингисхана
16 12 2014
1 стр.
Тенденция к ослаблению безударных гласных находила проявления еще в древнеанглийский период, а в XII-XIII веках процесс их ослабления ускорился. Гласные [a], [o], [u], [e] редуциро
18 12 2014
1 стр.