Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок истории в 6 классе

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Цели:

  • Показать завершающую стадию процесса образования централизованных государств во Франции и Англии.

  • Сравнить пути завершения процесса объединения.

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся об образовании централизованных государств.


Оборудование: карта в атласе (с.9) «Англия и Франция во II половине XV века».
Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

(Проводится дифференцированно.)

1. Назвать причины, цели восстания крестьян во Франции.

2. Назвать причины, цели восстания крестьян в Англии.

3. Назвать причины, цели восстания крестьян в Англии и Франции.

4. Сравнить цели и действия крестьян в Англии и Франции.

5. Охарактеризовать требования бедноты в Лондоне. Сравнить эти требования с требованиями «жаков».

6. Сравнить последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции.

7. Показать районы, охваченные восстанием Уота Тайлера в Англии, и районы Жакерии во Франции.

8. Как закончилась жизнь Гильома Каля и Уота Тайлера?
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти.

2. Война Алой и Белой Розы. Установление сильной централизованной власти в Англии.

3. Значение и последствия образования централизованных государств.


1. Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти.
Учитель уточняет, что Столетняя война прервала начавшееся объединение Франции, и после окончания Столетней войны объединение страны завершилось.
Проблемный вопрос:

  • Почему стало возможным объединение Франции в начале XV века, а следовательно, и усиление королевской власти?

Учитель обязательно даёт характеристику народному хозяйству Франции
В
Сожжены деревни



Сократилась торговля





Разорены многие города

ойна нанесла тяжёлый урон хозяйству Франции

К концу XV века:

  • были восстановлены ремесло и сельское хозяйство;

  • началось производство тканей, стекла;

  • появились ярмарки;

  • борьба городов с сеньорами закончилась, города оказались на королевских землях.

Феодалы захватили много земли из королевских владений и желали вернуть Францию к феодальной раздробленности.

Те феодалы, которые сами лишились своей власти над крестьянами, хотели заменить эту власть государственным принуждением. Значит, большинство феодалов было заинтересовано в усилении королевской власти, чтобы с её помощью принуждать крестьян к несению повинностей за пользование наделами.

Короля поддерживали горожане и рыцари.

В период правления короля Людовика XI крупные феодалы организовали тайный союз.
Учитель характеризует двух противников – Людовика XI и герцога Бургундского Карла Смелого (см. репродукции портретов в учебнике на с. 151-152, *30)

ЛюдовикXI Карл Смелый
Эти исторические деятели олицетворяли новое и старое в развитии страны. Людовик XV стремился объединить страну, а Карл Смелый был главой заговора крупных феодалов, которые хотели вернуть Францию к феодальной раздробленности.
Учитель рассказывает о борьбе между Людовиком XV и Карлом Смелым, о методах действия короля (дальновидность, дипломатия, хитрость, вероломство).

Учащиеся могут осудить моральные качества короля, но они также должны заметить, что Людовик XI обладал качествами хорошего государственного деятеля и политика.
Работа с картой
Учитель показывает на карте владения, которые были присоединены к Франции:

- на юге – Прованс и город Марсель;

- владения герцога Бургундского;

- Бретань оставалась независимой.




Задание ученикам:

  • Показать владения французского короля.

  • Показать земли, которые присоединил Людовик XI.

Учащиеся видят, что владения королей Франции к концу 15 века занимали практически всю территорию страны.


ВЫВОД: в конце XV века завершилось объединение Франции.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Процесс объединения страны шёл параллельно с процессом усиления королевской власти.

1. Король заменил отряды вассалов постоянным войском из рыцарей и наёмников, то есть ввёл постоянное войско.

2.Для содержания постоянного войска был введён ежегодный налог со всего населения страны.

3. Управление страной осуществлялось через чиновников, которые находились у короля на службе.



В


Вести переговоры с другими государствами



Издавать законы



Судить всех своих подданных


ся власть перешла к королю:


Право объявлять войну




Право заключать мир




Учитель подводит учащихся к рассуждению: король,имея деньги, постоянное войско, не нуждался в генеральных штатах. Людовик XI созывал Генеральные штаты всего один раз.

Крупные феодалы лишились прежних прав, стали подданными короля. На местах управляли назначенные королём чиновники.



Учащиеся знакомятся со схемой (*30, с. 152) «Централизованное государство во Франции в конце XV века.

Рекомендуется организовать беседу:


  • Чем отличалась власть короля в централизованном государстве от его власти во времена феодальной раздробленности?

ВЫВОД: К концу XV века Франция была подчинена единой центральной власти – власти короля. Значит, постепенно оформилось централизованное государство.
Последствия объединения

1. Вся Франция подчинилась единой центральной власти – королевской.

2. Было покончено с феодальной раздробленностью.

3. Королевские подати и суд были распространены на всю Францию.

4. Король покровительствовал росту городов, расширению торговли и развитию хозяйства.

5. Началось развитие культуры, складывался единый язык – французский.


Учитель знакомит учащихся с выводом ( *30, с. 152) о значении и последствиях объединения Франции.
2. Война Алой и Белой Розы. Установление сильной централизованной власти в Англии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ.
Через два года после окончания Столетней войны в Англии началась междоусобная война, которая длилась 30 лет (1455-1485гг.)

Феодальная война вошла в историю как война Алой и Белой Розы. Феодалы разделились на две группировки, эти группировки поддерживали одну из двух ветвей династии Плантагенетов –Ланкастеров или Йорков.

Старая аристократия поддерживала династию Ланкастеров ( в центре герба Ланкастеров – алая роза); новая знать поддерживала династию Йорков ( в центре герба Йорков – белая роза).

Каждая из феодальных группировок стремилась посадить на престол свою динасию.

Главной целью этой борьбы было уничтожение всех своих противников.
Работа с картой


  • Найти и показать территории, которые принадлежали:

1) Алой Розе;

2) Белой Розе.

Война закончилась, когда почти все знатные феодалы уничтожили друг друга. В эту борьбу вступил и самый дальний родственник Ланкастеров Генрих VII Тюдор.

Победив в последнем сражении, он женился на девушке из династии Йорков. На своём гербе Генрих Тюдор соединил алую и белую розы.



Вывод: начинается правление династии Тюдоров.

Как же началось правление Генриха VII Тюдора?



  • Король запретил феодалам содержать военные отряды.

  • Вёл борьбу с непокорными феодалами.

  • Разрушал их замки, казни.

  • Земли забирал в королевскую казну.

  • Король с помощью разнообразных средств пополнял казну.

  • Брал штрафы со знатных феодалов.

  • Собирал с населения средства на военные нужды даже в мирное время.

  • Парламент собирался всего два раза (за 13 лет правления Генриха Тюдора).

  • Земли и титулы старой знати король передавал своим сторонникам, установив таким образом зависимость новых лордов от короля.


3. Значение и последствия образования централизованных государств.

(Обобщающий вопрос)

В XV - XVIвв. В странах Западной Европы(Франции и Англии) Складывается абсолютная монархия.



АБСОЛЮТИЗМ – форма правления в условиях феодального государства, когда монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Основные черты абсолютной монархии

1. Создание бюрократического аппарата.

2. Создание профессиональной армии – опоры государства.

3.Деятельность сословно-представительных органов сводится к формальной, или они распускаются.

4.Проводится политика развития промышленного производства внутри страны, внутреннего и внешнего рынков промышленных товаров.
Затем учитель представляет учащимся таблицу: «Основные события в истории Франции и Англии в XI – XV вв.»
Работа с таблицей
Комментарии в сочетании с беседой.


  • Каким было положение Франции в XI веке?

  • Какие факты свидетельствуют о слабости королевской власти во Франции в XI веке?

  • Охарактеризуйте положение Англии до нормандского завоевания.

  • Почему усилилась королевская власть в Англии после 1066 года? Каким образом это проявилось?


Основные события в истории Франции и Англии в XI-XVвв.


Век

Франция

Англия

XI

Феодальная раздробленность.

Слабость королевской власти.



Нормандское завоевание.

Начало процесса усиления королевской власти.






Рост городов, развитие торговли.

XII

Борьба между французским и английским королями

за владения во Франции.





Расширение королевского домена.

Военная и судебная реформы.

XIII

Рост королевских владений.

Усиление власти короля.

Запрет междоусобных войн

во владениях короля



Потеря части владений во Франции

1265 г. –создание парламента.

Образование централизованного государства в виде сословной монархии.


XIV

1302г. – создание Генеральных штатов.

Образование централизованного государства в виде сословной монархии.









1337г. – начало Столетней войны.

1338г. – Жакерия. 1381г. – восстание Уота Тайлера.



XV

Продолжение Столетней войны.

Захват англичанами Парижа и осада Орлеана.

Народная война во Франции (Жанна Д*Арк).

Поражение англичан – окончание Столетней войны (1453 г.).






При Людовике XI закончилось объединение Франции.

Успешная борьба с крупными феодалами.



Война Алой и Белой Розы (1455-1485)-физическое взаимоистребление крупных феодалов. Усиление королевской власти при Генрихе VII (1485 -1509 гг.).


Продолжение работы с текстом

  • Перечислите изменения в хозяйстве, которые способствовали образованию централизованного государства.

  • Какие слои населения и почему поддерживали королевскую власть в борьбе за объединение страны?

  • Как образовались парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции? Что общего и в чём различия этих сословно-представительных учреждений? Как они способствовали усилению королевской власти?

  • Причины Столетней войны. Почему она была первоначально неудачной для Франции? Почему английские феодалы проиграли Столетнюю войну?

  • Охаракткризуйте причины крестьянских восстаний, цели восставших. Определите общие причины поражения восстаний в Англии и во Франции, последствия восстаний XIV века.

  • Почему феодальная знать боролась против объединения страны в Англии и во Франции? Почему феодалы проиграли эту борьбу?

  • Приведите примеры усиления королевской власти во Франции и Англии в конце XV века. Определите значение образования централизованных государств.

III. Итог урока.

Домашнее задание: *30, ответить на вопросы; контурная карта 5, задание 8.


Для успевающих учащихся рекомендуется составление сравнительной таблицы:
Завершение объединения Англии и Франции.


Вопросы

А н г л и я

Ф р а н ц и я

1.Путь объединения страны:

-мирный,


-вооружённый







2. Было ли сопротивление процессу объединения страны?







3.Какие права приобрёл король?







4.В чьих руках была местная власть?










Урок истории в 6 классе образование централизованных государств в западной европе

Показать завершающую стадию процесса образования централизованных государств во Франции и Англии

98.07kb.

14 12 2014
1 стр.


Арабская пресса в западной европе

Западной Европе. В настоящее время почти вся западноевропейская арабская пресса существует в печатном и электронном виде параллельно на арабском и английском языках. Подавляющее бо

205.61kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»

Европе, охарактеризовать взаимоотношения папы и императора, показать положение папы в средневековом мире, продолжить формирование умений изучать письменные исторические источники,

142.38kb.

09 10 2014
1 стр.


Урок в 6-м классе на районном семинаре учителей истории учитель Нурмихаметова И. И. Арск 2007

Цели: продолжить изучение истории стран Востока, выделяя особенности складывания китайского государства и управления им в Средневековье, познакомить учащихся с достижениями китайск

83.15kb.

29 09 2014
1 стр.


Уроках истории в 8 классе после прохождения темы: «Консульство и образование наполеоновской империи» ученики

В 8 классе после прохождения темы: «Консульство и образование наполеоновской империи» ученики

25.03kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок истории в 5 классе: «Расцвет Египетского царства»

Этот урока нам нужен был для того, чтобы…

111.75kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок Великое переселение народов и образование германских королевств Предмет: история

Цели: определить причину падения Западной Римской империи; показать специфику развития германских королевств; продемонстрировать особенности Франкского королевства

125.02kb.

14 09 2014
1 стр.


Урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Спарта"

Задачи: познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, сравнить с Афинским государством

59.86kb.

11 10 2014
1 стр.