Урок истории в 6 классе
ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Цели:
-
Показать завершающую стадию процесса образования централизованных государств во Франции и Англии.
-
Сравнить пути завершения процесса объединения.
-
Систематизировать и обобщить знания учащихся об образовании централизованных государств.
Оборудование: карта в атласе (с.9) «Англия и Франция во II половине XV века».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
(Проводится дифференцированно.)
1. Назвать причины, цели восстания крестьян во Франции.
2. Назвать причины, цели восстания крестьян в Англии.
3. Назвать причины, цели восстания крестьян в Англии и Франции.
4. Сравнить цели и действия крестьян в Англии и Франции.
5. Охарактеризовать требования бедноты в Лондоне. Сравнить эти требования с требованиями «жаков».
6. Сравнить последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции.
7. Показать районы, охваченные восстанием Уота Тайлера в Англии, и районы Жакерии во Франции.
8. Как закончилась жизнь Гильома Каля и Уота Тайлера?
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти.
2. Война Алой и Белой Розы. Установление сильной централизованной власти в Англии.
3. Значение и последствия образования централизованных государств.
1. Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти.
Учитель уточняет, что Столетняя война прервала начавшееся объединение Франции, и после окончания Столетней войны объединение страны завершилось.
Проблемный вопрос:
-
Почему стало возможным объединение Франции в начале XV века, а следовательно, и усиление королевской власти?
Учитель обязательно даёт характеристику народному хозяйству Франции
В
Сожжены деревни

Сократилась торговля



Разорены многие города
ойна нанесла тяжёлый урон хозяйству Франции
К концу XV века:
-
были восстановлены ремесло и сельское хозяйство;
-
началось производство тканей, стекла;
-
появились ярмарки;
-
борьба городов с сеньорами закончилась, города оказались на королевских землях.
Феодалы захватили много земли из королевских владений и желали вернуть Францию к феодальной раздробленности.
Те феодалы, которые сами лишились своей власти над крестьянами, хотели заменить эту власть государственным принуждением. Значит, большинство феодалов было заинтересовано в усилении королевской власти, чтобы с её помощью принуждать крестьян к несению повинностей за пользование наделами.
Короля поддерживали горожане и рыцари.
В период правления короля Людовика XI крупные феодалы организовали тайный союз.
Учитель характеризует двух противников – Людовика XI и герцога Бургундского Карла Смелого (см. репродукции портретов в учебнике на с. 151-152, *30)
ЛюдовикXI Карл Смелый
Эти исторические деятели олицетворяли новое и старое в развитии страны. Людовик XV стремился объединить страну, а Карл Смелый был главой заговора крупных феодалов, которые хотели вернуть Францию к феодальной раздробленности.
Учитель рассказывает о борьбе между Людовиком XV и Карлом Смелым, о методах действия короля (дальновидность, дипломатия, хитрость, вероломство).
Учащиеся могут осудить моральные качества короля, но они также должны заметить, что Людовик XI обладал качествами хорошего государственного деятеля и политика.
Работа с картой
Учитель показывает на карте владения, которые были присоединены к Франции:
- на юге – Прованс и город Марсель;
- владения герцога Бургундского;
- Бретань оставалась независимой.
Задание ученикам:
-
Показать владения французского короля.
-
Показать земли, которые присоединил Людовик XI.
Учащиеся видят, что владения королей Франции к концу 15 века занимали практически всю территорию страны.
ВЫВОД: в конце XV века завершилось объединение Франции.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Процесс объединения страны шёл параллельно с процессом усиления королевской власти.
1. Король заменил отряды вассалов постоянным войском из рыцарей и наёмников, то есть ввёл постоянное войско.
2.Для содержания постоянного войска был введён ежегодный налог со всего населения страны.
3. Управление страной осуществлялось через чиновников, которые находились у короля на службе.
В

Вести переговоры с другими государствами

Издавать законы

Судить всех своих подданных

ся власть перешла к королю:
Право объявлять войну
Право заключать мир
Учитель подводит учащихся к рассуждению: король,имея деньги, постоянное войско, не нуждался в генеральных штатах. Людовик XI созывал Генеральные штаты всего один раз.
Крупные феодалы лишились прежних прав, стали подданными короля. На местах управляли назначенные королём чиновники.
Учащиеся знакомятся со схемой (*30, с. 152) «Централизованное государство во Франции в конце XV века.
Рекомендуется организовать беседу:
-
Чем отличалась власть короля в централизованном государстве от его власти во времена феодальной раздробленности?
ВЫВОД: К концу XV века Франция была подчинена единой центральной власти – власти короля. Значит, постепенно оформилось централизованное государство.
Последствия объединения
1. Вся Франция подчинилась единой центральной власти – королевской.
2. Было покончено с феодальной раздробленностью.
3. Королевские подати и суд были распространены на всю Францию.
4. Король покровительствовал росту городов, расширению торговли и развитию хозяйства.
5. Началось развитие культуры, складывался единый язык – французский.
Учитель знакомит учащихся с выводом ( *30, с. 152) о значении и последствиях объединения Франции.
2. Война Алой и Белой Розы. Установление сильной централизованной власти в Англии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ.
Через два года после окончания Столетней войны в Англии началась междоусобная война, которая длилась 30 лет (1455-1485гг.)
Феодальная война вошла в историю как война Алой и Белой Розы. Феодалы разделились на две группировки, эти группировки поддерживали одну из двух ветвей династии Плантагенетов –Ланкастеров или Йорков.
Старая аристократия поддерживала династию Ланкастеров ( в центре герба Ланкастеров – алая роза); новая знать поддерживала династию Йорков ( в центре герба Йорков – белая роза).
Каждая из феодальных группировок стремилась посадить на престол свою динасию.
Главной целью этой борьбы было уничтожение всех своих противников.
Работа с картой
-
Найти и показать территории, которые принадлежали:
1) Алой Розе;
2) Белой Розе.
Война закончилась, когда почти все знатные феодалы уничтожили друг друга. В эту борьбу вступил и самый дальний родственник Ланкастеров Генрих VII Тюдор.
Победив в последнем сражении, он женился на девушке из династии Йорков. На своём гербе Генрих Тюдор соединил алую и белую розы.
Вывод: начинается правление династии Тюдоров.
Как же началось правление Генриха VII Тюдора?
-
Король запретил феодалам содержать военные отряды.
-
Вёл борьбу с непокорными феодалами.
-
Разрушал их замки, казни.
-
Земли забирал в королевскую казну.
-
Король с помощью разнообразных средств пополнял казну.
-
Брал штрафы со знатных феодалов.
-
Собирал с населения средства на военные нужды даже в мирное время.
-
Парламент собирался всего два раза (за 13 лет правления Генриха Тюдора).
-
Земли и титулы старой знати король передавал своим сторонникам, установив таким образом зависимость новых лордов от короля.
3. Значение и последствия образования централизованных государств.
(Обобщающий вопрос
)
В XV - XVIвв. В странах Западной Европы(Франции и Англии) Складывается абсолютная монархия.
АБСОЛЮТИЗМ – форма правления в условиях феодального государства, когда монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Основные черты абсолютной монархии
1. Создание бюрократического аппарата.
2. Создание профессиональной армии – опоры государства.
3.Деятельность сословно-представительных органов сводится к формальной, или они распускаются.
4.Проводится политика развития промышленного производства внутри страны, внутреннего и внешнего рынков промышленных товаров.
Затем учитель представляет учащимся таблицу: «Основные события в истории Франции и Англии в XI – XV вв.»
Работа с таблицей
Комментарии в сочетании с беседой.
-
Каким было положение Франции в XI веке?
-
Какие факты свидетельствуют о слабости королевской власти во Франции в XI веке?
-
Охарактеризуйте положение Англии до нормандского завоевания.
-
Почему усилилась королевская власть в Англии после 1066 года? Каким образом это проявилось?
Основные события в истории Франции и Англии в XI-XVвв.
Век
|
Франция
|
Англия
|
XI
|
Феодальная раздробленность.
Слабость королевской власти.
|
Нормандское завоевание.
Начало процесса усиления королевской власти.
|
|
Рост городов, развитие торговли.
|
XII
|
Борьба между французским и английским королями
за владения во Франции.
|
|
Расширение королевского домена.
|
Военная и судебная реформы.
|
XIII
|
Рост королевских владений.
Усиление власти короля.
Запрет междоусобных войн
во владениях короля
|
Потеря части владений во Франции
1265 г. –создание парламента.
Образование централизованного государства в виде сословной монархии.
|
XIV
|
1302г. – создание Генеральных штатов.
Образование централизованного государства в виде сословной монархии.
|
|
|
1337г. – начало Столетней войны.
1338г. – Жакерия. 1381г. – восстание Уота Тайлера.
|
XV
|
Продолжение Столетней войны.
Захват англичанами Парижа и осада Орлеана.
Народная война во Франции (Жанна Д*Арк).
Поражение англичан – окончание Столетней войны (1453 г.).
|
|
При Людовике XI закончилось объединение Франции.
Успешная борьба с крупными феодалами.
|
Война Алой и Белой Розы (1455-1485)-физическое взаимоистребление крупных феодалов. Усиление королевской власти при Генрихе VII (1485 -1509 гг.).
|
Продолжение работы с текстом
-
Перечислите изменения в хозяйстве, которые способствовали образованию централизованного государства.
-
Какие слои населения и почему поддерживали королевскую власть в борьбе за объединение страны?
-
Как образовались парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции? Что общего и в чём различия этих сословно-представительных учреждений? Как они способствовали усилению королевской власти?
-
Причины Столетней войны. Почему она была первоначально неудачной для Франции? Почему английские феодалы проиграли Столетнюю войну?
-
Охаракткризуйте причины крестьянских восстаний, цели восставших. Определите общие причины поражения восстаний в Англии и во Франции, последствия восстаний XIV века.
-
Почему феодальная знать боролась против объединения страны в Англии и во Франции? Почему феодалы проиграли эту борьбу?
-
Приведите примеры усиления королевской власти во Франции и Англии в конце XV века. Определите значение образования централизованных государств.
III. Итог урока.
Домашнее задание: *30, ответить на вопросы; контурная карта 5, задание 8.
Для успевающих учащихся рекомендуется составление сравнительной таблицы:
Завершение объединения Англии и Франции.
Вопросы
|
А н г л и я
|
Ф р а н ц и я
|
1.Путь объединения страны:
-мирный,
-вооружённый
|
|
|
2. Было ли сопротивление процессу объединения страны?
|
|
|
3.Какие права приобрёл король?
|
|
|
4.В чьих руках была местная власть?
|
|
|