Перейти на главную страницу
Симферопольского района АРК
Урок литературы в 10 филологическом классе
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».
Гений и толпа, гений и злодейство.
Подлинное искусство ( Моцарт) и ремесло(Сальери)
Учитель А. В. Бондарчук
Цели:
помочь учащимся увидеть незаурядность и величие гениального Моцарста и низменность завистника Сальери;
формировать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, раскрыв понятия греха, гордыни;
воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина – непревзойденного гения литературы.
Оборудование:
портрет А.С.Пушкина в 30-е годы XIX века ( Художник П. Ф. Соколов);
портрет В. А. Моцарта;
портрет А. Сальери ;
сборники произведений А.С. Пушкина с трагедией «Моцарт и Сальери»;
рабочие тетради,
телевизор, DVD;
диск с художественным фильмом «Маленькие трагедии» режиссера М. Швейцера ( 1979), в котором Моцарта и Сальери сыграли В. Золотухин и И. Смоктуновский.
Эпиграф к уроку А гений и злодейство
Две вещи несовместные. Не правда ль?
А. С. Пушкин
Оформление доски. На одной доске- тема урока, эпиграф, портрет А. С. Пушкина ,
центры ассоциативных кустов ( слова
гениальность и злодейство напечатаны)
На второй доске - нотный стан, скрипичный ключ,ноты.
Портреты Моцарта и Сальери не рядом, а один над другим или один выше, другой – ниже.
Но так, чтобы осталось место для работы. В процесссе урока дети распределят кусочки цветной бумаги под портретами с чертами характеров композиторов.
Пьесы были написаны в 1830 г в Болдино, в период вынужденного пребывания Александра Сергеевича в этом отдаленном нижегородском родовом имении с связи с холерным карантином. Здесь поэт и написал 4 пьесы: « «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».
Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей.
Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.
В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:
раз убедиться в этом, работая с текстом произведения. Но прежде обратимся к пушкинским
словам, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку.
Две вещи несовместные. Не правда ль?
А. С. Пушкин
На доске написан эпиграф, но слово несовместные з акрыто.
Детям предлагается высказать свое мнение о продолжении пушкинской цитаты. Учащиеся могут предложить несколько вариантов: разные, противоположные, противоречивые, взаимоисключающие… Принимаются все варианты, озвучивается пушкинский: несовместные. После этого читается риторический вопрос: Не правда ль?
И далее учитель говорит о том, что ответить на этот вопрос учащиеся смогут только проанализировав содержание трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Чтобы это сделать, необходимо прежде всего разобраться со значением слов гений ( гениальность) и злодейство
интеллектуальные Гениальность необыкновенные способности
способности творческий потенциал
редкий дар
творческие способности талант (?)
тяжкое преступление
Злодейство аморальный поступок
грех
Создавая ассоциативные кусты, учащиеся фиксируют на доске понятия, которые они связывают со словами злодейство и гениальность. Учитель, обобщая, говорит о том, что можно согласиться с такими трактовками , но обращает внимание на следующую деталь: нельзя воспринимать как одно и то же талант и гениальность.
И вновь возвращаясь к эпиграфу урока, учитель предлагает ответить на вопрос, поставленный Пушкиным в ХIХ веке.
- Известно, что Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье.
- Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер.
- В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.
- Не спеши говорить об этом эпизоде. Несколько слов об итальянском композиторе. Он тоже достоин нашего внимания. Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене.
- Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер.
- А теперь все-таки давай остановимся на истории, которая произошла на премьере постановки пьесы Моцарта «Дон-Жуан» в Венском театре. В одной из заметок того времени есть упоминание о том, что, когда весь театр упивался гармонией Моцарта, раздался свист. Все обернулись и увидели Сальери, который в бешенстве, снедаемый завистью, покинул театр.
- Более того есть сведения о том, что перед смертью, мучаемый тяжелым недугом, Сальери признался в отравлении Моцарта.
- Да, но информация до сих пор вызывает сомнения и толки. Насколько она реальна, сказать нельзя.
- И тем не менее, точно мы можем сказать одно: легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к преступлению.
Учитель, подводя итог сказанному учениками, говорит о том, что Моцарт и Сальери в трагедии Пушкина – это два типа художника, два способа восприятия жизни, две жизненные позиции.
Искренний монолог героя можно воспринимать как автобиографию. Сальери рассказывает о том, насколько труден был путь к признанию и славе
- Каким можно представить себе этого человека?
Это целеустремленный человек, уверенный в своей правоте: считает, что его творческое кредо должно быть нормой для всех.
- Что удивляет в его рассказе о пути к славе?
Он рожден с любовью к искусству, воспитан на церковной музыке. Рано отверг простые забавы, занимался только музыкой. Но как? «Музыку…он разъял как труп», «поверил алгеброй гармонию», «ремесло поставил подножием искусству», и только после этого, считая себя искушенным в науке, позволил себе «предаться неге творческой мечты».
- Как Сальери относится к музыке?
Как к ремеслу, а не процессу творчества. И это представление о музыке никак не соответствует истинной гениальности.
- Чем заслуживает все-таки Сальери уважение, несмотря на такое представление героя о творчестве?
Он труженик, всего добивался долгие годы. Совершенствовал свое мастерство, оттачивал его, учился творить, подражая своим учителям. Он уверенно шел к цели и добился славы.
- В чем Сальери находит мужество признаться сам себе?
Он завидует гениальности Моцарта.
- Почему же он завидует?
Музыка Сальери оторвана от жизни, в ней нет того жизнеутверждающего содержания, как в музыке ненавистного Моцарта, нет гармонии, привлекающей людей и вызывающе их восхищения.
- Меняется ли настроение Сальери на протяжении монолога? Почему?
Меняется несколько раз. Сальери страшно признаваться в том, что он завистник. Он завидует «глубоко и мучительно» Моцарту-«безумцу». Это угнетает героя и не дает покоя
Учащиеся отметят, что эпизод построен на контрастах: Моцарт хохочет, одаривает старика, а Сальери беснуется, негодует и прогоняет скрипача. А после исполнения Моцартом нового произведения конфликт еще более усугубляется. У Сальери появляется мысль уничтожить Моцарта. Он говорит уже не от своего лица, а от лица всех «жрецов, служителей музыки».
Моцарт
легкость несерьезность
чувство юмора наивность
доброта пренебрежение своим даром
Сальери
+ -
трудолюбие коварство
сила воли злоба
самоотречение гордыня
терпеливость способность на предательство
механическая рассудительность
Цитата |
Кто сказал эти слова ? |
… озаряет голову безумца, гуляки праздного? |
|
Боже! Ты, …………, недостоин сам себя! |
|
Он же гений, как ты да я. |
|
Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я! |
|
Нас мало, избранных, счастливцев праздных… |
|
За твое здоровье, друг, за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии |
|
Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно! |
|
А ныне – сам скажу - я ныне завистник! |
|
А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль? |
|
После заполнения учащимися должно получиться следующее | |
Цитата |
Кто сказал эти слова? |
… озаряет голову безумца, гуляки праздного? |
Сальери о Моцарте |
Боже! Ты, …………, недостоин сам себя! |
Сальери о Моцарте |
Он же гений, как ты да я. |
Моцарт о Бомарше |
Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я! |
Сальери о Моцарте |
Нас мало, избранных, счастливцев праздных… |
Моцарт о себе и Сальери |
За твое здоровье, друг, за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии |
Сальери - Моцарту |
Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно! |
Сальери |
А ныне – сам скажу- я ныне завистник! |
Сальери |
А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль? |
Первым произносит эти слова Моцарт, в конце трагедии их повторяет Сальери |
7. Вопросно-ответная беседа
-Как меняются роли героев в диалоге о заказе Реквиема, о черном человеке, о Бомарше?
Оптимист Моцарт становится пасмурным и искренне встревоженным, а мрачный завистник Сальери, когда-то приятель Бомарше, автор Тарара, теперь хладнокровно готовящийся к убийству, - весел и беззаботен.
- Можно ли считать простодушно брошенную Моцартом фразу:
Он же гений,
Как ты, да я . А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль? – роковой?
Сальери понял, что он не гений
- Каков же результат?
Замечание Моцарта ускорило решение Сальери, и он бросает в яд в стакан Моцарта.
Смысл этой сцены в том, что Моцарт, по замыслу Пушкина, отпевает самого себя. Но кроме этого, он наносит удар по логике Сальери. Последний понимает теперь, не только то, что Моцарт – не гуляка праздный, а и то, что устраняя из жизни Моцарта, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости – наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить этот гений.
- Анализируя последние строки пьесы, необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО обратить внимание учащихся на Сальери, которого Пушкин в завершении показал отвратительным завистником, коварным «другом», хладнокровным убийцей. Он плачет, но слезы его неискренние. Он пытается оправдать себя по аналогии с другим «убийцей»:
……………………… Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?
Но мысль эта так же безосновательна, как и весь ход мыслей Сальери. В этом убеждает читателя А. С. Пушкин драматичес
ким финалом произведения. А в светлом, гуманистическом образе Моцарта, наивность и доверчивость которого на первый наш взгляд лишают его той внутренней силы, какой обладает мрачно-рассудительный аскет Сальери, воплощена мысль автора о бессмертии и внутренней свободе гения, иногда скрытого от взглядов толпы, но всегда создателя «золота» для потомства, и значит, всегда имеющего наследников.
2 группа / учащиеся СУУД/ устно ответить на вопрос: « Кому и почему завидовал Сальери в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери?»
Цитата |
Кто сказал эти слова и о ком? Как эти слова характеризуют говорящего? |
… озаряет голову безумца, гуляки праздного? |
|
Боже! Ты, …………, недостоин сам себя! |
|
Он же гений, как ты да я. |
|
Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я! |
|
Нас мало, избранных, счастливцев праздных… |
|
За твое здоровье, друг, за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии |
|
Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно! |
|
А ныне – сам скажу - я ныне завистник! |
|
А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль? |
|
Цитата |
Кто сказал эти слова и о ком ? Как эти слова характеризуют говорящего? |
… озаряет голову безумца, гуляки праздного? |
|
Боже! Ты, …………, недостоин сам себя! |
|
Он же гений, как ты да я. |
|
Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я! |
|
Нас мало, избранных, счастливцев праздных… |
|
За твое здоровье, друг, за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии |
|
Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно! |
|
А ныне – сам скажу - я ныне завистник! |
|
А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль? |
|
(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)
3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.
(сообщения учеников)
Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.
«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.
Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент)
С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.
Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.
– Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)
4. Герои трагедии
Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.
Сальери осознает гениальность Моцарта.
Сальери
Сам Моцарт понимает, что служителей прекрасного на земле мало, если бы всем был дан дар творчества,
тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он шутливо отвечает:
Ба! право? может быть...
Но божество мое проголодалось.
Веселый, беспечный от безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они возникают сами собой. Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность. Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений»:
Сальери
Что ты мне принес?
Моцарт
Нет – так; безделицу. Намедни ночью
Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое. Истинный художник, он творит не ради личной выгоды, «презренной пользы», а ради самого искусства. Истинный художник отдает себя искусству, не требуя взамен славы – такова точка зрения Моцарта. Его музыка популярна, об этом свидетельствует ее исполнение слепым скрипачом из трактира, он не может видеть нот и запомнил и ее, и другие произведения композитора на слух. В трактире скрипач исполнял арию Керубино из оперы «Женитьба Фигаро», а у Сальери – арию из оперы «Дон-Жуан». Неточное исполнение смешит Моцарта, он не испытывает к старику презрения, благодарит за труд.
Моцарта тревожит мрачное предчувствие, его черный человек – олицетворение смерти. Свою тревогу он не связывает с Сальери, которого считает своим другом и гениальным композитором. И это вполне понятно: Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он убежден, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, – не может совершить злодейство:
Моцарт
«Заметьте: Моцарт не только не отвергает подносимого ему другими титула гения, но и сам называет себя гением, вместе с тем называя гением и Сальери. В этом видны удивительное добродушие и беспечность: для Моцарта слово "гений" нипочем; скажите ему, что он гений, он преважно согласится с этим; начните доказывать ему, что он вовсе не гений, он согласится и с этим, и в обоих случаях равно искренно. В лице Моцарта Пушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, без расчета на успех, нисколько не подозревая своего величия. Нельзя сказать, чтобы все гении были таковы; но такие особенно невыносимы для талантов вроде Сальери», – писал В.Г. Белинский в одиннадцатой статье «О творчестве Пушкина».
Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:
Все говорят: нет правды на земле.
Этими словами Сальери начинается трагедия. В них выражено его противостояние Божественному миропорядку, его конфликт с жизнью. Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой:
Сальери
Отверг я рано праздные забавы;
В его музыке «гармония» поверялась «алгеброй», умерщвленная музыка препарировалась, как труп. Иными словами, она создавалась на основе владения техническими приемами. Сальери не понимал, что подлинное художественное произведение невозможно сконструировать чисто технически, оно всегда плод вдохновения, даруемого свыше. Он стал последователем Глюка и упорным трудом наконец добился признания и славы, потому считает служение искусству своим подвигом и с презрением относится к непосвященным, возносится над ними, считая ремесленниками.
Почему в душе Сальери, как он сам говорит об этом, рождается непримиримая зависть к Моцарту? Сальери понял, что Моцарт наделен Божьим даром, и не может принять того, что этот дар дан обыкновенному человеку, «гуляке праздному», а не ему, неустанному труженику. Он завидует гениальности друга. Некоторые исследователи полагают, что в его словах, сравнивающих завистника со змеей, отражается понимание зависти как бесовского наваждения, ибо змея – одна из ипостасей сатаны. Так соединяются непримиримые конфликты Сальери с миропорядком и с Моцартом. Сальери берет на себя право исправить, как ему кажется, несправедливость неба.
Он осознает, что музыка Моцарта бессмертна и, пытаясь найти оправдание своему злодеянию, все больше и больше раскрывает злобную сущность как человек и посредственность как композитор. Он говорит о своей «глухой» славе, о том, что принадлежит к «чадам праха». Он много лет носит яд, бывший «даром любви», и отправляет его в «чашу дружбы».
Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:
Ты заснешь
Слайд 8. – Как вы понимаете, чем талант отличается от гениальности? (Учащиеся высказывают предположения)
Талант – выдающиеся способности.
– Талантливый человек может творить, а может и не творить, а гениальный не может не творить. Давайте посмотрим, что рождает в душе Сальери зависть к гениальности Моцарта.
– Какую роль играет этот эпизод в композиции трагедии? (кульминация, так как созревает у Сальери мысль о преступлении.)
Итак, в центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором, превратившим искусство в ремесло, и жизнерадостным, светлым гением, щедрым от безмерности своего таланта, от человечности. Лиричности, возвышенности Моцарта противостоит сухой рационализм, расчётливость Сальери. А если взглянуть на это ещё шире – здесь раскрывается одно из главнейших противостояний жизни: гений и злодейство, “две вещи несовместимые”. Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой “тяжкий долг”.
(название района или города)
(полное название школы)
Возрастная группа |
Количество участников |
Группа «2-3 классы» |
|
Группа «4-5классы» |
|
Группа «6-7 классы» |
|
Группа «8-9 классы» |
|
Группа «10-11 классы» |
|
ИТОГО |
|
Количество бесплатных участников конкурса (дети-сироты, воспитанники интернатов) _______________________________________________________________
Почтовый адрес ОУ с индексом ______________________________________________
Адрес электронной почты ___________________________________________________
Телефон ОУ (с кодом) _____________________________________________________
ФИО директора ОУ (полностью) _____________________________________________
ФИО организатора конкурса в школе (полностью) ______________________________
Телефон организатора (мобильный) __________________________________________________________________________
А.С.Пушкин «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство. Гений и толпа.
Эпиграф Гений и злодейство – две вещи несовместные. Не так ли?
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!
Я знаю, я!
Моцарт Он же гений, как ты да я
М и С – двух сыновей гармонии,
Нас мало избранных, счастливцев праздных.
Недавно радиостанция \"Свобода\" провела серию интересных, остро-журналистских передач (автор и ведущий Марио Корти) под всё тем же названием \"Моцарт и Сальери\". В одной из них рассказывалось, что известный французский писатель и поэт, граф Альфред де Виньи (Vigny, Alfred Victor, Compte de, 1797-1863) обратился к знакомому биографу Моцарта с вопросом, можно ли доказать, что Сальери отравил Моцарта. Получив отрицательный ответ, писатель сказал, что ему жаль, был бы интересный сюжет.
«Скупой рыцарь»;
«Моцарт и Сальери»;
«Каменный гость»;
«Пир во время чумы».
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина написаны в 1830 году в Болдино, они посвящены негативным человеческим страстям и порокам.
03 09 2014
1 стр.
Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ
04 09 2014
1 стр.
Общественная организация человечества (вычисления и таблицы). Горе и гений. – М.: Мип "Память", ипц рау, 1992. – 32 с
16 12 2014
1 стр.
Доусон Черч Гений в ваших генах. Эпигенетическая медицина и новая биология намерения
16 12 2014
24 стр.
Урок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "маленького человека"
10 10 2014
1 стр.
Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения
07 10 2014
1 стр.
Елена Найденова – молодая, но нескладная и вообще не очень привлекательная женщина 32-х лет
08 10 2014
1 стр.
Тема: А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа)
02 10 2014
1 стр.