Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок музыки в 4 классе
Тема урока: Музыка моего народа

Цели: познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления в народе.

Задачи:

привитие любви к народной музыке,

знакомство с жанром русской плясовой,

формирование кантилены, широкого дыхания.



Оборудование:

мультимедийный проектор для просмотра слайдов и презентации

музыкальный центр для прослушивания музыкального материала;

аккордеон

набор детских музыкальных народных шумовых инструментов.
Музыкальный материал:

«Светит месяц» вариации на тему русской народной песни (оркестр),

«Камаринская» русская народная плясовая,

«Во кузнице», русская народная песня,

«Пойду ль я выйду ль я» русская народная плясовая.

Фрагмент оперы «Садко» Римский – Корсаков»

Ход урока.
Организационный момент.

Вход: звучит русская народная плясовая « Светит месяц».

(Дети входят в класс)

Уч. исполняет приветствие, интонируя 1-3-5 ступеньки мажорного лада.

Д. повторяют приветствие.

Уч. что за музыка нас сегодня пригласила в класс?

Д. народная.

Уч. почему вы так решили?

Д. весёлая, радостная, звучали дудочки и балалайки.

Уч. продолжает урок стихами:

Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки,

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились. Ну а песня?

С песней на Руси родились.



Уч. А кто создаёт народную музыку?

Д. Народ.

Уч. А зачем?

Д. Чтобы весело было….

Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?

Д. На инструментах.

Уч. И где же он их берёт?

Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.

Уч. А какие вы знаете народные инструменты?

Д. (называют инструменты)

Уч. Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал, как на нём играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.


Уч. Сегодня мы поближе познакомимся с народными инструментами и послушаем их звучание

Слайды №1- №3

Балалайка – не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 и 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни. Мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Извлекается звуку щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.

Слайд № 4

Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 году любитель музыки В.В. Андреев организовал в Петербурге « Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется « оркестр народных инструментов имени В.В.Андреева»

Давайте послушаем, как звучит балалайка.

Слушание «Светит месяц»

2. Гармоника.

Слайд №5

Без этого инструмента и его разновидностей - баяна и аккордеона – которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни одного концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе. Гармоника была изобретена в Берлине, а оттуда быстро распространилась по всему миру. Она – родственница самого величественного музыкального инструмента – органа.



Слайд №6

Разновидностей гармоники очень много: двухрядка, тальянка, саратовская.

Давайте послушаем частушки в исполнении саратовской гармошки

Исполнение частушек под аккордеон



3.Русские гусли.

Слайд №7

Об этом инструменте мы уже говорили с вами, когда изучали былинный жанр. Вспомните, что это за инструмент?

Дети: это гусли.

Учитель: давайте послушаем как звучат гусли.

Звучит фрагмент оперы «Садко» Римского-Корсакова.

4.Домра.

Слайд №8

Домра входит в состав оркестра народных инструментов. Это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. В Средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров - скоморохов. Скоморохи ходили по селам, по городам, устраивали веселые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных представлениях они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего. Позволяли себе шутки, не всегда безобидные, и над христианской религией. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов Андреев возродил домру по ее изображению на рисунке.


5.Жалейка

Слайд №9

Самый близкий родственник ее – пастуший рожок.

Это небольшая трубка из тростника или дерева. В боковых стенках трубки есть отверстия. Тембр жалейки – пронзительный и резковатый.

Слайд№ 10

Слушаем песню « Во кузнице»


Слайд №11

6.Свирель – маленькая дудочка. Это духовой инструмент. Состоит из двух деревянных т рубок разной величины с боковыми отверстиями и свистками.

Слайд № 12

7.Ложки (показать наглядно). Русский народный инструмент состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук.

Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.

Слушание « Светит месяц» в исполнении ансамбля народных инструментов.
Слайд №13

8.Трещетка. Этот инструмент состоит из одних тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими пластинками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по- разному, встряхивая его извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.

Показать детям как звучит трещотка



9.Бубен

Слайд№14

Бубен ударный инструмент - звук получается когда по инструменту ударяют рукой или просто встряхивают его.

( продемонстрировать игру на бубне)

Слайд №15

10.Глиняные свистульки

Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.

Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки.

Слайд №16-18

Оркестр народных инструментов.

Вот мы и познакомились с русскими народными инструментами.

Сейчас я раздам инструменты. Которые у нас есть, и мы с вами сыграем русскую народную песню

« пойду ль я выйду ль я »
Исполнение в ансамбле с учителем

Сейчас мы проведем игру «Угадай-ка» проверим как вы запомнили тембры народных инструментов.



Игра «Угадай - ка»

А теперь, ребята. давайте вспомним частушки, которые учили на прошлом уроке и исполним их.

Вспоминаем частушки, затем исполняем их в ансамбле с музыкальными инструментами.

Сначала разучиваем партию ложек

Затем партию бубнов

На проигрыш партия трещотки.



Исполнение частушек под аккомпанемент народных инструментов
Обобщение

Уч. О чём же сегодня нам рассказывала музыка, звучащая на уроке?

Д.узнали о русских народных инструментах, послушали их звучание, поиграли на инструментах.

Домашнее задание: нарисовать любой русский народный инструмент.


Учитель музыки: Фомина Н.М.

Урок музыки в 4 классе Тема урока : Музыка моего народа Цели: познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления в народе

Цели: познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления в народе

58.89kb.

27 09 2014
1 стр.


План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока: «Музыка сша» Учитель музыки Козырялова О. Г. Оренбургская область г. Гай 2011 2012гг

Изучение нового материала. Знакомство с различными видами музыки, возникшими в США

48.52kb.

04 09 2014
1 стр.


План урока музыки в 5 «Б» классе 11. 02. 2013 г. Учитель: Рютин С. М. первой квалификационной категории Тема урока : «Музыка изображает движение. Богатырские образы в искусстве»

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством М. Б. Грекова, А. Дополнительный материал: репродукция Грекова «Тачанка», Васнецов «Три богатыря»

26.33kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок музыки во 2 классе. Учитель Денисова А. В. Тема четверти: «О чём говорит музыка?». Тема урока: «Изобразительность в музыке»

«Разные ребята», «Три подружки» Д. Б. Кабалевского; «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского и знакомство с новыми: «Песенка паровозика», звуковые фрагменты

62.88kb.

13 10 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-м классе Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки Цели урока: Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра

Развивающая: продолжить развитие интереса к классической музыке, к вокальному искусству

80kb.

15 09 2014
1 стр.


Конспект урока в 8 классе «Индикаторы» Тема урока Индикаторы Тип урока Изучение нового материала Вид урока

Познакомить учащихся с веществами индикаторами, с историей открытия индикаторов, исследовать поведение индикаторов в различных средах

66.37kb.

07 10 2014
1 стр.


Урок музыки Класс: 6 Тема урока: «Композитор Шамши Калдаяков и его творчество»

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Шамши Калдаякова

35.79kb.

25 12 2014
1 стр.


Открытый урок литературы и музыки в 6 классе по сказке Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Тема урока «Чудесная тайна и сказка». Е. Светланов

Ввести их в волшебный мир музыки В. А. Моцарта и П. И. Чайковского, развивать у них слушательские навыки

96.85kb.

25 12 2014
1 стр.