Урок музыки в 4 классе
Тема урока: Музыка моего народа
Цели: познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления в народе.
Задачи:
привитие любви к народной музыке,
знакомство с жанром русской плясовой,
формирование кантилены, широкого дыхания.
Оборудование:
мультимедийный проектор для просмотра слайдов и презентации
музыкальный центр для прослушивания музыкального материала;
аккордеон
набор детских музыкальных народных шумовых инструментов.
Музыкальный материал:
«Светит месяц» вариации на тему русской народной песни (оркестр),
«Камаринская» русская народная плясовая,
«Во кузнице», русская народная песня,
«Пойду ль я выйду ль я» русская народная плясовая.
Фрагмент оперы «Садко» Римский – Корсаков»
Ход урока.
Организационный момент.
Вход: звучит русская народная плясовая « Светит месяц».
(Дети входят в класс)
Уч. исполняет приветствие, интонируя 1-3-5 ступеньки мажорного лада.
Д. повторяют приветствие.
Уч. что за музыка нас сегодня пригласила в класс?
Д. народная.
Уч. почему вы так решили?
Д. весёлая, радостная, звучали дудочки и балалайки.
Уч. продолжает урок стихами:
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки –
Уронили дудки,
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились. Ну а песня?
С песней на Руси родились.
Уч. А кто создаёт народную музыку?
Д. Народ.
Уч. А зачем?
Д. Чтобы весело было….
Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?
Д. На инструментах.
Уч. И где же он их берёт?
Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.
Уч. А какие вы знаете народные инструменты?
Д. (называют инструменты)
Уч. Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал, как на нём играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку
В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.
Уч. Сегодня мы поближе познакомимся с народными инструментами и послушаем их звучание
Слайды №1- №3
Балалайка – не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 и 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни. Мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Извлекается звуку щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.
Слайд № 4
Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 году любитель музыки В.В. Андреев организовал в Петербурге « Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется « оркестр народных инструментов имени В.В.Андреева»
Давайте послушаем, как звучит балалайка.
Слушание «Светит месяц»
2. Гармоника.
Слайд №5
Без этого инструмента и его разновидностей - баяна и аккордеона – которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни одного концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе. Гармоника была изобретена в Берлине, а оттуда быстро распространилась по всему миру. Она – родственница самого величественного музыкального инструмента – органа.
Слайд №6
Разновидностей гармоники очень много: двухрядка, тальянка, саратовская.
Давайте послушаем частушки в исполнении саратовской гармошки
Исполнение частушек под аккордеон
3.Русские гусли.
Слайд №7
Об этом инструменте мы уже говорили с вами, когда изучали былинный жанр. Вспомните, что это за инструмент?
Дети: это гусли.
Учитель: давайте послушаем как звучат гусли.
Звучит фрагмент оперы «Садко» Римского-Корсакова.
4.Домра.
Слайд №8
Домра входит в состав оркестра народных инструментов. Это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. В Средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров - скоморохов. Скоморохи ходили по селам, по городам, устраивали веселые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных представлениях они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего. Позволяли себе шутки, не всегда безобидные, и над христианской религией. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов Андреев возродил домру по ее изображению на рисунке.
5.Жалейка
Слайд №9
Самый близкий родственник ее – пастуший рожок.
Это небольшая трубка из тростника или дерева. В боковых стенках трубки есть отверстия. Тембр жалейки – пронзительный и резковатый.
Слайд№ 10
Слушаем песню « Во кузнице»
Слайд №11
6.Свирель – маленькая дудочка. Это духовой инструмент. Состоит из двух деревянных т рубок разной величины с боковыми отверстиями и свистками.
Слайд № 12
7.Ложки (показать наглядно). Русский народный инструмент состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук.
Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.
Слушание « Светит месяц» в исполнении ансамбля народных инструментов.
Слайд №13
8.Трещетка. Этот инструмент состоит из одних тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими пластинками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по- разному, встряхивая его извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.
Показать детям как звучит трещотка
9.Бубен
Слайд№14
Бубен ударный инструмент - звук получается когда по инструменту ударяют рукой или просто встряхивают его.
( продемонстрировать игру на бубне)
Слайд №15
10.Глиняные свистульки
Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.
Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки.
Слайд №16-18
Оркестр народных инструментов.
Вот мы и познакомились с русскими народными инструментами.
Сейчас я раздам инструменты. Которые у нас есть, и мы с вами сыграем русскую народную песню
« пойду ль я выйду ль я »
Исполнение в ансамбле с учителем
Сейчас мы проведем игру «Угадай-ка» проверим как вы запомнили тембры народных инструментов.
Игра «Угадай - ка»
А теперь, ребята. давайте вспомним частушки, которые учили на прошлом уроке и исполним их.
Вспоминаем частушки, затем исполняем их в ансамбле с музыкальными инструментами.
Сначала разучиваем партию ложек
Затем партию бубнов
На проигрыш партия трещотки.
Исполнение частушек под аккомпанемент народных инструментов
Обобщение
Уч. О чём же сегодня нам рассказывала музыка, звучащая на уроке?
Д.узнали о русских народных инструментах, послушали их звучание, поиграли на инструментах.
Домашнее задание: нарисовать любой русский народный инструмент.
Учитель музыки: Фомина Н.М.