МБОУ «Чуварлейская СОШ»
2011 год
Открытый урок музыки во 2 классе «Как музыка передает характер человека?»
Учитель музыки: Баканова О.Н.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Единство выражения и изображения интонации в музыке.
Обучающая задача: Сформировать представление о том, что музыка может передавать не только настроение человека, но и его характер.
Развивающая задача: Развивать умение слушать и различать выразительные и изобразительные интонации.
Воспитательная задача: Эмоциональное восприятие у детей.
Музыкальный материал:
-
Д.Б. Кабалевский «Три подружки»
-
Д.Б. Кабалевский «Разные ребята»
-
В.Шаинский «Антошка»
Оборудование урока:
-
аудиозапись «Три подружки» Д.Б.Кабалевского;
-
презентация
Ход урока:
1.Организационный момент (слайд1)
Вход детей в класс под музыку. Дети встают возле своих парт. Музыкальное приветствие.
1. Домашним заданием у вас было вспомнить русскую народную сказку «Репка»
(слайды 15 ). Сейчас мы с вами проведем конкурс на лучшего рассказчика этой сказки (ребята по очереди рассказывают сказку, и мы вместе с ними определяем лучшего рассказчика)
(Слайды 16-21).
-Мы с вами вспомнили всех персонажей сказки, а сейчас, продолжим тему нашего урока, попробуем дать музыкальную характеристику Деду, бабке, внучке, Жучке, кошке и мышке.
- Какими могут музыкальные звуки для каждого героя? (слайд 22)
-Какой может быть регистр для каждого героя? (слайд 23)
-А сейчас попробуем на инструменте сыграть ритмический рисунок их шагов. (слайд 24)
-Ребята, правильно ли мы с вами передали характер каждого героя?
2. Объяснение новой темы
- Ребята, какая главная тема четверти?
Ребята мы с вами узнали, что музыка может изобразить настроение человека, выразить радость и грусть. А сегодня мы с вами поговорим о том, что музыка может передавать характер человека.
(слайд2) Д.Б. Кабалевский написал много песен и музыкальных пьес для детей. «35 легких пьес» рассказывают о жизни ребят в школе, о занятиях музыкой, о животных и о природе.
Три пьесы из этого цикла – о трех подружках. И сейчас эти девочки придут к нам в гости.
-При слушании музыки, определите, как выглядят три подружки? Каков их характер?
(слайд3) Слушание произведения
- А какие это подружки? Мы их видим?
- Нет. Мы их слышим.
-Какими они нам показаны в музыке?
Давайте попробуем подобрать слова для определения характера каждой пьесы. (слайд4)
-Одна подружка - радостная, игривая, бодрая. (слайд5)
Вторая подружка - грустная, печальная, плаксивая. (слайд6)
-Третья - злая, хмурая, угрюмая. (слайд7)
- А как вы думаете какие движения они совершают в музыке?
А теперь давайте попробуем придумать имена этим подружкам.
-Первая- Плакса, вторая- Резвушка, третья- Злюка. (слайды 8-10)
Почему такие имена?
-Потому что характер музыки говорит нам об этом.
А только ли характер музыки нам говорит об этом? Как композитор ещё показал нам трёх девочек? С помощью чего?
С помощью музыкальных инструментов.
- Резвушку- с помощью флейты, Плаксу- с помощью скрипки, , а Злюку- с помощью трубы. (слайды 11-13)
Молодцы!
-А почему композитор показал наших девочек именно с помощью этих инструментов?
- Потому что окраска звучания этих инструментов очень подходит для девочек.
А сейчас давайте попробуем в мимике, позе и жестах изобразить трех подружек. (Задание по рядам). Скажите ребята, а какая девочка вам понравилась больше?
- Я думаю, что во втором классе, конечно же, учатся только веселые, бодрые и веселые девочки.
-Ребята что же изобразил композитор в этом произведении?
- Характер и действия девочек.
- Итак, мы с вами сейчас и увидели девочек и услышали. Таким образом, в данной пьесе мы услышали и увидели образ трёх девочек.
(слайд14)
3. Разучивание попевочки Д.Б. Кабалевского «Разные ребята»
- Послушайте попевочку и определите, про каких ребят поется в этой песенке?
-Из каких длительностей состоит мелодия спокойных ребят и непосед? (слайды 25-28)
(разучивание и исполнение по группам)
4. Исполнение песни В. Шаинского « Антошка»(слайды 29-30)
5.Обобщение темы урока
-Ребята, а на кого из девочек похож «Антошка» Конечно же, на «Резвушку».
А вместе интонации изобразительные и выразительные ведут к единому музыкальному образу в произведении.
6. Итог урока, рефлексия (слайд 31-32)
Выставление оценок в журнал. Выход детей из класса под музыку.