Урок музыки в 5 классе.
Тема: Музыка в театре в кино на телевидении.
Ц ель: Учить высказывать суждения об основной идее, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.
Привлечь внимание учащихся к искусству, вызвать интерес к изучению данной темы.
Развитие творческих способностей учащихся: развитие интереса к музыке через творческое самовыражение, развитие чувственного ощущения от прослушанных музыкальных произведений.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Воспитывать культуру поведения при слушании классической музыки.
Основополагающий вопрос: Можно ли провести точную грань между искусствами: музыка и литература?
Проблемные вопросы: Что стало бы с литературой, если б не было музыки?
Соперники или друзья музыка и литература?
Учебные вопросы (ответы на которые готовятся по группам)
Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы?
Ход урока:
1.Орг. момент. Приветствие. Тема нашего урока:
Музыка в театре в кино на телевидении. Сегодня на уроке мы с вами вспомним произведения, о которых говорили на прошлых уроках и ответим на главный вопрос урока:
Можно ли провести точную грань между искусствами: музыка и литература?
2. Содержание урока.
Музыкальная угадай-ка.
-Что за музыкальный фрагмент? Где вы его могли услышать?
Вывод: Музыка окружает нас повсюду: в театре, в кино, на телевидение.
- Могли бы существовать такие произведения, как опера-былина «Садко», балет «Щелкунчик», сюита «Пер Гюнт», если бы не было литературы? (Дети рассказывают сведения из жизни композиторов и историю создания произведения).
Вывод: Такие музыкальные как опера, балет, сюита не смогли бы существовать, если бы не было литературы.
- Мы много на уроках музыки разговаривали об опере и балете, сюите, сегодня мы поближе соприкоснемся с музыкой в кино и на телевидении.
- Какие музыкальные фрагменты из фильмов и мультфильмов вы знаете?
- Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Бременские музыканты»
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Бременские музыканты».)
- Что мы можем сказать о характере музыки? О тексте?
- Если бы текст прозвучал без музыки было бы такое эмоциональное воздействие? (ответы на вопросы даются по группам)
- Если бы текст прозвучал без музыки, было бы нам понятна главная мысль, которую задумал режиссер? Почему?
Вывод: Литература неразрывно связана с музыкой.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок- проект. Дома каждый из вас используя различные источники информации, искали ответ на учебный вопрос. Сейчас ваша задача выслушать мнение каждого и дать полный ответ на вопрос.
Учебные вопросы (ответы на которые готовятся по группам)
Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы?
- Используя ваши знания и ответы на учебные вопросы, попробуйте ответить на проблемные вопросы.
Проблемные вопросы: Что стало бы с литературой, если б не было музыки?
Соперники или друзья музыка и литература?
- Можем мы теперь ответить на главный вопрос?
- Можно ли провести точную грань между искусствами: музыка и литература?
- А теперь предлагаю вам исполнить фрагмент «Песенки друзей» из мультфильма ««Бременские музыканты»
- Музыка с нами повсюду в театре, в кино, на телевидении. Огромное количество музыкальных фрагментов, которые хочется исполнить. Но если мы будем петь каждую песню, нам понадобиться много времени. Но можно создать музыкальный проект – попурри.
- Вы знаете, что такое попурри? Это свободная по форме пьеса, составленная из заимствованных мелодий. В попурри обычно используются отрывки из опер, песен, танцев.
- Предлагаю вам исполнить вместе со мной один из таких музыкальных проектов, который я вам подготовила.
Исполнение попурри о дружбе.
3. Итог урока:
- Ответили мы на главный вопрос урока: Можно ли провести точную грань между искусствами: музыка и литература?
- Что помогало ответить на главный вопрос урока?
- Где вы смогли найти ответы на вопросы, которые были вам, даны на дом?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (С помощью цветовых карточек)