Урок окружающего мира в 4 классе
по теме «Водоёмы нашего края»
Разработанный Павловой Л. М.
учителем начальных классов
МОУ «Шудумарская основная
общеобразовательная школа»
Цель: 1. Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.
Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со
значением водоемов и их охраной.
2. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать,
анализировать.
Оборудование: карта республики, физическая карта России, «Берегите воду» рисунки детей, фотовыставка «Реки и озёра Марий Эл»
Ход мероприятия:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания:
Знаниями о луге поделитесь, друзья,
Каждый дома трудился не зря.
- Почему луг называют природным сообществом?
- А как же вести себя на лугу? Вам нужно было нарисовать экологические знаки на эту тему.
Игра «Узнай меня»:
- Что растет и кто живет на лугу?
- Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик)
- Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожими на сумку. (Пастушья сумка)
- Он звонко поет. (Перепел)
- Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель)
- Этот житель – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик)
- Без него на лугу будет тишина. Он не велик, с большими усами и ногами. (Кузнечик)
Тест «Луг – природное сообщество»
Дети поднимают карточки с ответами 1, 2, 3.
-
На лугу растут только:
А)
травянистые растения;
Б) мхи и лишайники;
В) кустарники и травянистые растения.
-
На лугу живут:
А) лебеди, рябчики, шелкопряды;
Б) шмели, совы, глухари;
В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки.
-
Растениями луга являются:
А
) тимофеевка, клевер, нивяник;
Б) ландыш, осока, ягель;
В) черника, пион, типчак.
-
Санитарами леса и луга называют:
А)
жуков навозника и могильщика, дятла;
Б) пчел, кабанов, соек;
В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.
-
Какая цепь питания соответствует луговому сообществу:
А) желуди ------- мыши ------ филины;
Б) мятлик -------мыши ------ совы;
В) кора осины ------- заяц ------ волк.
-
НОВАЯ ТЕМА.
Игра «Что лишнее»
Океан, море, река, озеро, родник, водоемы, ручей, пруд.
- Почему?
- Давайте разделим эти водоемы на 2 группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой, - естественные и созданные человеком – искусственные.
/На доске рисунки водоемов/
ВОДОЕМЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
ИСКУСТВЕННЫЕ
Река, озеро, море, Канал, водохранилище,
океан, ручей пруд
Тема сегодняшнего урока – «Водоемы нашего края». Водоемы – это хранилища воды, которая нужна всему живому.
На карте нашей России нанесены около 3000000 рек, речушек, ручьев, каналов. Озер на территории России свыше 2000000. Сколько морей омывают российские берега? (11)
- Покажите их на карте России. /Выходит 1 ученик/
О значении водоемов расскажет Павлова Катя:
Тысячелетиями реки использовались для путешествий и в качестве торговых путей. С давних времен люди селятся по берегам рек. Важнейшей ролью рек была сельскохозяйственная. Люди, жившие около воды, имели возможность выращивать хлеб и др. культурные растения.
Издавна реки использовались в качестве транспортных путей. Но они не всегда протекают там, где нужна их помощь. Поэтому люди вынуждены сооружать каналы для соединения озёр, рек, и даже морей. Первые каналы были сооружены в Вавилоне 3 тыс. лет назад. Веками для того, чтобы попасть из водоема в водоем, у нас использовались так называемые «переволоки», суда вытаскивались на сушу и по огромным бревнам-каткам перекатывались к другой реке или озеру. Поэтому первые попытки рытья каналов восходят ещё со времени Петра I. Самое первое искусственное озеро было сделано руками в Египте около 5 тыс. лет назад. Их остатки сохранились до сих пор.
- Предлагаю посмотреть на рубрику «Самое, самое…» (На доске)
Самая длинная река мира – Нил (6671 км.)
Самая длинная река России – Обь (5410 м.).
Самая длинная река Марий Эл – Малая Кокшага (219 км.).
Самая крупная река мира – Амазонка.
Самая крупная река России – Енисей.
Самая крупная река Марий Эл – Волга (155км.).
Самое большое озеро мира – Каспийское.
Самое большое озеро России – Каспийское.
Самое большое озеро Марий Эл – Яльчик (150 га).
Самое глубокое озеро России – Байкал (1620 м.).
Самое глубокое озеро Марий Эл - Зрыв (56 м.)
Самое прозрачное озеро Марий Эл – Нужъяр (до 8 м.)
- А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Но на чём же?
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое? (Самолет)
Физкультминутка.
Руки подняли в разлет – Флюгер есть теперь у нас,
Появился самолет. Завращается сейчас.
Мах крылом туда - сюда, Ветер справа, ветер слева,
Делай раз и делай два. Флюгер вертится умело.
- Сегодня мы заочно побываем на самых красивых озерах и реках нашей республики. Итак, наш путь начался:
1. с реки Илеть (рисунок и краткое содержание написаны под рисунком).
2. Отправляемся по озерам – памятникам природы нашей республики. Выделение ряда озер республики в качестве памятников природы необходимо для того, чтобы сохранить их как эталоны природы, а также как нуждающиеся в особой охране. Из 289 озер к памятникам природы относятся 21 водоем Республики Марий Эл.
Следующая остановка у озера Крутое, Кужуер (Долгое), Шутъер, Сажевое. Озера узкие, длинные, вытянуты с севера на юг на 15 км. Глубина их: Кужуер – 26,5 м., Шутъер – 17,5 м. Вода чистая, прозрачная. Окрестности озер живописны. Богат животный и растительный мир этих озер. Встречаются виды, занесенные в Красную книгу России. Например, венерин башмачок. Эти озера включены в национальный природный парк «Марий чодра». Посещение ограничено, т.к. эти водоемы необходимо в первоначальном состоянии.
3 остановка. В «Марий чодра» входит и следующая тройка озер – это озеро Глухое, (глубина до 26 м.) /посм. фотографии озер в «Родном крае», с.48/, озеро Яльчик (35 м. с.47), озеро Кичиер.
4. Следующая остановка – реки Марий Эл – 476 рек и речушек.
Река Волга на территории Марий Эл протекает на протяжении 155км. Самая крупная река, в нее втекают почти все реки Марий Эл, кроме Лажа и Немды. Среди них самые крупные – это Ветлуга, Юшут, Рутка, Большая и Малая Кокшага.
Река Волга впадает в Каспийское море-озеро, течение её медленное, Волга загрязнена выше нормы в 10 раз, ученые обнаружили рыб-мутантов, которые появились в результате загрязнения реки.
В 2003 году в водоемы республики было спущено более 75 млн. кубометров сточных вод, известно, что каждый метр загрязненных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров чистой воды.
Наиболее загрязненными реками являются Немда, Сердяжка, Малая и Большая Ошла, Юшут.
Ветлуга – один из крупнейших притоков Волги, уступающей по своей величине только Каме и Оке. Начинается она в Кировской области. Еще совсем недавно она протекала на территории Марий Эл на протяжении 112 км, но из-за строительства Чебоксарской ГЭС протекает только на участке 42км.
5. Остановка озера Таир (6 м.), Большой и Малый Мартын (2,5 м.). Эти озера находятся в низинах между холмами. Они имеют заболоченные берега и отличаются мутной, малопрозрачной водой.
6. Остановка – озера Лисичкино (12 м.), Малый Маръер (2 м.), Большой Маръер (3,5 м.), Шордоер. Эти озера предоставляют большую научную ценность, расположены на территории Звениговского района. По всей видимости , они являются последними местами обитания водяного ореха – чилимо, занесенного в Красную книгу России. Это растение в России осталось только в 6 заповедниках. Здесь же встречаются элодея, кувшинка чисто-белая, кубышка желтая, много разновидностей рыб.
7. Остановка – озера Нужъяр и расположенное в 4-х км от него Карасъяр. Нужъяр в переводе с марийского обозначает щучье озеро. Увеличение глубины идет постепенно от берега к центру. Глубина 19 м. Озеро правильной округлой формы. Нужъяр считается самым прозрачным озером в Поволжье. Дно песчаное, очень чистое. Водная растительность слабо развита.
Озеро Карасъяр сходно с Нужъяром - 15 м. глубина. Прозрачность – 5,5 м. Озеро одно из прозрачных в республике. Оно песчаное, местами сильно захламлено.
8. Остановка – реки нашего района. Работа по фотовыставке «Реки и озёра Марий Эл»
Возвращаемся к себе на родину. Вспомним о реках нашего района.
- Какие реки, речушки протекают в Сернурском районе?
- На каких реках, прудах, родниках вы бывали?
- Все ли реки можно назвать чистыми?
- Какой «клад» был найден на дне реки? Послушаем рассказ Танеровой Кати. Клад на дне реки.
Однажды ученые исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 км. они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль. 36 сковородок, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок и много другого мусора. Выводы из этого сделайте сами.
IY. – Вы на уроках рисования рисовали на тему «Для чего человеку реки, водоемы». Из рисунков видно, что люди отдыхают, ловят рыбу.
- А что надо помнить всем тем, кто находится у водоемов. /Спрашиваю детей/.
Вывод:
-
Не бросать мусор.
-
Не оставлять мусор на берегу.
-
Не мыть транспорт в водоемах.
Y. Работа по книге.
Чтение на стр. 139-140.
YI. Заключение.
Вода не только необходима человеку для самой жизни. Вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, музыкантов. В стихотворении «К морю» А.Пушкина есть такие строки:
YII. Закрепление.
Разгадывание кроссворда.
-
Посреди поля лежит зеркало, 4. Кругом вода,
Стекло голубое, рама зеленая. А с питьем беда.
(Пруд) (Море)
-
Под осоку на песок 5. Много рек, озер, морей,
Уронили поясок. Он в себя вобрал.
И лежит – да не поднять, Ты подумай и ответь,
И бежит – да не поймать. Что за великан?
(Ручей) (Океан)
-
Зеркало большое 6. Зимой скрываюсь,
Средь полей лежит. Весной появляюсь,
Небо отражает, Летом веселюсь,
Землю украшает. Осенью спать ложусь.
(Озеро) (Река)
YIII. Домашнее задание.
Написать сочинение «Водоемы нашего края».
IX. Оценивание.