Тема урока: «Мюзикл»
Урок является одним из цикла уроков «Путешествие в музыкальный театр» для 5 класса, по программе «Музыка» Е. Д. Критская.
Тип урока: урок коррекции.
Вид урока: урок-концерт.
Данный урок является одним из цикла «Путешествие в музыкальный театр»:
1 урок: «Оперное искусство»;
2 урок: «Балетный спектакль»;
3 урок «Мюзикл»
Конспект урока:
I Сегодня у нас завершающее путешествие в музыкальный театр, и я хочу рассказать вам о самом интересном, на мой взгляд, музыкальном жанре – о мюзикле.
Демонстрация презентации:
I слайд
Мюзикл – слово английского происхождения (musical comedy) музыкальная комедия или, иначе говоря, развлекательное представление. Мюзикл – это прекрасная сказка, подаренная нам 20 веком. Загадка, феерия, призрак, ставшая для многих людей жизнью, звездным часом.
IIслайд В первую очередь мюзикл - музыкальный жанр, в котором соединены формы эстрадного искусства, драматического тетра, балета, оперы, бытового танца и изобразительного искусства.
Мюзиклу подвластно многое: он может быть легкой комедией, может рассказать о жизни людей, может развернуть на сцене грандиозное эпическое действие, может быть рок-оперой или существовать в классических традициях.
III слайд
Поговорим немного о истории возникновения мюзикла.
-
Жанр сформировался в США, в конце 19 в., как развлекательное музыкально-театральное зрелище, затем обрел более содержательные черты, способность решать серьезные драматургические задачи.
-
Центром мирового мюзикла считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка
-
Самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the opera» (1986) и мн. другие
IV слайд
Мюзиклы пришли в Россию из Америки в 60-е годы 20 века и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных музыкальных пристрастий.
Среди самых известных мюзиклов советской России являются: «Орфей и Эвридика» ,«Юнона и Авось», «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Приключения кузнечика Кузи» Ю. Антонова, «Мэри Поппинс, до свиданья!» М. Дунаевского.
С другой стороны Российский мюзикл практически ровесник Бродвейского: «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Приключение Буратино» - это тоже мюзиклы, но у нас они назывались музыкальными фильмами.
V слайд
А что же такое современный мюзикл?
Это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют. Еще сотня людей управляет декорациями, светом и звуком.
Современный мюзикл – это театр «легкого» стиля, запоминающийся, звонкий, пронизанный острыми ритмами.
Все в нем необычно – и музыка, и танцы, речь, жесты, костюмы, декорации.
VI слайд
Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это, скорее всего напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, выкрики, пение-шопот.
А танцующий хор в мюзикле – обычное явление.
Очень часто мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго.
В мюзикле играют универсальные актеры, все они должны уметь петь и танцевать и быть драматическими актерами одновременно.
Кроме этого, исполнители главных ролей должны обладать соответствующей внешностью. Ведь 150 килограммовый певец в роли юного прекрасного героя – вещь в мюзикле невозможная.
VIIслайд
Когда заходит речь об авторе мюзикла, то конечно имеется в виду композитор, т. к. музыка играет главную роль и мне хочется представить вашему вниманию Эндрю Ллойда Уэббера.
Английский композитор, лорд, бизнесмен, мультимиллиардер. Родился он в Англии, в 1948 г., в музыкальной семье. Отец – музыкант и композитор, мать – учительница музыки, и поэтому с детства он начал увлекаться и заниматься музыкой. Обучался игре на фортепиано, скрипке и валторне.
Эндрю Ллойд Уэббер – автор практически самых популярных мюзиклов. ( «Призрак оперы», «Фантом-опера», «Кошки» и др.)
VIII слайд
И сегодня я хочу познакомить вас с супермюзиклом Эндрю Уэббера «Кошки» (1981), именно этот мюзикл принес композитору грандиозную славу.
Мюзикл сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков.
Этот мюзикл покорил сердца людей и пользуется огромным успехом до сих пор, и ставится почти во всех театрах мира.
II С сюжетом мюзикла мы познакомились на прошлом уроке. Но я хочу напомнить, что в основе либретто мюзикла лежат стихи американского поэта Томаса Элиота.
-Что такое либретто?
Ну а теперь предлагаю окунуться в мир мюзикла. Первым номером нашей концертной прграммы прозвучит «Песня Джеликл-кошек»
Слушание и анализ муз. произведения:
Что вы себе представили, слушая эту песню? Почему?
Как выглядели ваши герои?
Какие чувства вызывает у вас эта песня?
Наш урок является путешествием в музыкальный театр, и поэтому я предлагаю насладиться настоящим мюзиклом – видео фрагмент мюзикла
IX слайд «Бал кошек»
Анализ муз. произведения: Расскажите о своих впечатлениях.
X слайд
На балу будет выбрана одна из кошек, которая отправится в кошачий рай. И вдруг появляется старая кошка Гризабелла и исполняет арию «Память», в которой призывает всех помнить о прошлом. После чего она завоевывает любовь и уважение кошек, а также получает право возродиться для новой жизни в кошачьем раю.
Мелодия арии «Память» стала одной из самых популярных и любимых во всем мире.
Слушание и анализ муз. произведения:
-Напоминает ли ария «Память» арию из классической оперы»
-Чем она отличается от нее?
III Мир искусства разнообразен и безграничен, потому что сегодня мы с вами можем быть не только слушателями, но и исполнителями. Предлагаю исполнить очень популярные и любимые всеми песни отечественного мюзикла М. Дунаевского «Мэри Поппинс»
«Брадобрей»
«33 Коровы»
IV Вывод:
1) Мюзикл - это…
а) музыкальный жанр, в котором соединены формы эстрадного искусства, драматического тетра, балета, оперы, бытового танца и изобразительного искусства.
б) музыкальный жанр, в котором соединены формы эстрадного искусства, бытового танца и изобразительного искусства.
2) Родина мюзикла:
а)Италия
б)США
в)Россия
3) Перечислить названия зарубежных мюзиклов…
4) Перечислить названия отечественных мюзиклов…
5) Композитор мюзикла «Кошки»
V Домашнее задание: художественная зарисовка понравившегося сюжета или героя мюзиклов «Кошки» и «Мэри Поппинс».
VI Постановка классного мюзикла на песню «Влюбленный медведь»
План урока.
Предмет, класс
|
Музыка 5 кл.
|
Тема урока,
№ урока по теме
|
«Мюзикл»
|
Актуальность использования средств ИКТ
|
Возможность представить в мультимедийной форме видео и аудио фрагменты; формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности
|
Цель урока
|
Знакомство с музыкальным жанром.
|
Задачи урока
|
обучающие
|
развивающие
|
воспитательные
|
Сформировать представление о мюзикле
|
На основе чувственных ощущений научить вычленять завершенную музыкальную мысль
|
Воспитание и развитие эстетического вкуса, а также стимулирование индивидуальных критериев, оценки произведений искусств на основе знакомства с краткой историей музыки.
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
|
Презентация, ОЭР на CD-ROM мюзикл «Кошки», ресурсы сети интернет.
|
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
|
Программные средства, мультимедийный компьютер, интерактивная доска
|
Образовательные ресурсы Интернет
|
https://muzikl.net/
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
|
ЭТАП 1
|
Этап усвоения новых знаний: «История создания балета»
|
Цель
|
Познакомить уч-ся с выдающимися деятелями балета
|
Длительность этапа
|
10 минут
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
Демонстрация презентации
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Коллективная, индивидуальная.
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Демонстратор; лектор; ведущий диалога
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Демонстрация презентации, и ее сопровождение
|
Промежуточный контроль
|
Ответы на вопросы
|
|
|
ЭТАП 2
|
Проверка домашнего задания
|
Цель
|
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися.
|
Длительность этапа
|
5 минут
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
____
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Коллективная, индивидуальная
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Оценочные, контролирующие
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Организация устной беседы
|
Промежуточный контроль
|
Подведение итогов выполнения дом. задания
|
|
|
ЭТАП 3
|
Применение умений и навыков
|
Цель
|
Анализ музыкальных произведений
|
Длительность этапа
|
15 минут
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
ОЭР на CD-ROM «Жизнь и творчество П. И. Чайковского»; «Звезды русского балета»
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Организатор действия, направляющий
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Организация деятельности уч-ся
|
Промежуточный контроль
|
Обобщение анализа музыкальных произведений
|
|
|
ЭТАП 4
|
Статистика урока, рефлексия уч-ся
|
Цель
|
Подведение результатов урока
|
Длительность этапа
|
5 минут
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
Тест
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Индивидуальная
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Координатор рассуждений уч-ся
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Привлечение к размышлению
|
Промежуточный контроль
|
Выполнение заданий
|
|
|
ЭТАП 5
|
Информация учащимся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
|
Цель
|
Закрепить знания
|
Длительность этапа
|
3 минуты
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
|
Форма организации деятельности учащихся
|
фронтальная
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
стимулирующие, оценочные
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Анализ результативности урока, разъяснение заданий
|
|
|
Домашнее задание
|
Художественная зарисовка понравившегося сюжета балета П. И. Чайковского
|
ЭТАП 6
|
Исполнение музыкальных номеров.
|
Цель
|
Демонстрация вокальных навыков.
|
Длительность этапа
|
7 минут
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Коллективная, индивидуальная
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
стимулирующие, оценочные
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Анализ результативности
|
|
|