Выбирайте профессию «экономист»!
Урок по профессиональной ориентации для обучающихся 6-х классов.
Цель: оказание помощи обучающимся в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи:
- формирование у школьников представлений о мире экономических профессий и их требованиях;
- активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
- определение особенностей обучающихся путем тестирования.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, тестовые бланки.
Ход мероприятия:
Слайды 1,2. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы - право на труд. (Статья 37 Конституции Российской Федерации)
Слайд 3. Однако это право очень трудно реализовать: не хватает знаний о самих профессиях, требованиях к профессиям, требованиям к личности работающего, умении оценить свои способности, выявить свои интересы и склонности.
Слайд 4. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, строить жилище, изготавливать одежду, защищаться от врагов.
Слайд 5. Ни один человек в современном мире сам не производит всего того, что ему необходимо для жизни.
Слайд 6. Сегодня в мире насчитывается более 50 тысяч профессий и специальностей! Но мы сегодня будем говорить о профессиях, связанных с экономикой. Как вы думаете, почему? Дело в том, что сегодня одной из самых престижных считается профессия «экономист». Но вот найти работу такому специалисту очень сложно. На рынке труда Вологодской области, да и страны в целом, сегодня экономические профессии не востребованы. И мы сегодня попробуем разобраться: а подходит ли вообще вам такая профессия? Стоит ли планировать свое будущее с выбором именно такой профессии?
Слайд 7. На слайде перечень профессий.
Из предложенного списка выберите профессии, связанные с экономикой: Аудитор, Актуарий, Банкир, Брокер, Бухгалтер, Инкассатор, Кассир, Купец, Маркетолог, Менеджер, Мерчендайзер, Налоговый агент, Продавец, Сметчик, Снабженец, Страховой агент, Тренд-вотчер, Трейдер, Экономист, Экспедитор, Финансист. Да, вы правильно определили, что все предложенные профессии связаны с экономикой.
Слайды 8-10. Сейчас мы познакомимся с некоторыми экономическими профессиями:
Аудитор (лат. auditor - слушающий) - лицо, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, документов и отчетности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учёта.
Актуа́рий - специалист по страховой математике, владеющий теорией актуарных расчетов.
Бро́кер - юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем, между страховщиком и страхователем (страховой брокер), между судовладельцем и фрахтователем.
Инкасса́тор - должностное лицо (сотрудник банка или специализированной сторонней организации), в обязанности которого входит сбор и перевозка наличных денежных средств.
Маркетолог - (англ. market - рынок) - специалист, изучающий и анализирующий спрос на производимый товар, рынки сбыта товара.
Мерчанда́йзер - товаровед, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах).
Налоговый агент - в российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.
Страховой агент - лицо, физическое или юридическое, которое от имени и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов (заключением договоров страхования), инкассирует страховую премию, оформляет документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение (в пределах установленных лимитов).
Тре́йдер (Трэ́йдэр, англ. Trader) - биржевой торговец.
Экономист - специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам.
Финанси́ст - специалист в области финансовых операций.
Слайд 11. Сейчас мы поговорим о «Формуле профессии».
Группы профессий (условия труда): обычные условия; на открытом воздухе; необычные условия (под водой, на высоте); повышенная моральная ответственность.
Отделы профессий: ручные орудия труда; машины с ручным или ножным управлением; автоматизированные;
Классы профессий: гностические (познание); преобразующие; изыскательские.
Типы профессий: человек-природа; человек-техника; человек-человек; человек-знаковая система; человек-художественный образ.
Слайд 12. Задание: Составьте, пожалуйста, формулу профессии «экономист».
Слайд 13. Поговорим о качествах, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности экономиста.
СПОСОБНОСТИ: хорошее развитие концентрации и переключения внимания; высокий уровень развития памяти; высокий уровень математических способностей; способность работать в условиях дифицита времени и информации; способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности; аналитическое мышление.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: усидчивость, обязательность, честность, порядочность, ответственность, аккуратность, исполнительность, эрудированность, предприимчивость, коммуникабельность, уверенность в себе, эмоционально- психическая устойчивость.
Слайды 14- 18. А сейчас попробуем оценить ваши способности. Проведем несколько тестов. Тест 1. ВНИМАНИЕ. Тест 2 ПАМЯТЬ. Тест 3. МЫШЛЕНИЕ. Тест 4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Слайд 19. В заключение нашего мероприятия, пожалуйста, выберите из нижеприведенных высказываний правильные:
Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно:
а) знать, какую зарплату будешь получать;
б) посоветоваться с друзьями;
в) знать особенности профессии;
г) знать свои личные качества;
д) иметь представление о признаках профессии;
е) уметь разбираться в своих способностях;
ж) знать какая профессия самая престижная.
Молодцы! Вы уже знаете правила выбора профессии! Всего доброго!
Использованная литература:
-
Конституция Российской Федерации. СПб, ООО «Виктория плюс», 2007. – 48 с.
-
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.: ил.
-
Интернет – ресурсы: картинки.