Перейти на главную страницу
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральский государственный университет им. А. М. Горького
Екатеринбург
2009
Рекомендовано к печати протоколом заседания Учебно-методической комиссии УрГУ им. А. М. Горького.
Воронина Л. И. Теория организации: Сборник задач по курсу. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2009. – 60 с.
Настоящий сборник задач предназначен для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Он также представляет интерес для слушателей профессиональной переподготовки и повышения квалификации по аналогичной программе.
Воронина Людмила Ивановна – кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института управления и предпринимательства УрГУ им. А. М. Горького;
© Уральский государственный университет
© Воронина Л. И., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
2 |
Тема 1. |
Становление и развитие теории организации. Развитие теории организации – основные тенденции. Рациональная бюрократическая организация по М. Веберу
|
3 |
Тема 2. |
Факторы существования организации: политические, социальные, экономические, технологические, информационные, прочие ресурсные
|
5 |
Тема 3. |
Основные черты и системные характеристики организации |
13 |
Тема 4. |
Виды организаций |
24 |
4.1. |
Общественный статус организаций |
24 |
4.2. |
Правовые основы формирования и деятельности организаций |
27 |
4.3. |
Влияние международных факторов на организационную структуру общества |
36 |
Тема 5. |
Организация и управление |
38 |
Тема 6. |
Иерархия моделей организации. Органическая и механистическая структуры организации |
41 |
Тема 7. |
Внутренняя и внешняя среда организации. Адаптация к изменениям среды |
44 |
Тема 8. |
Жизненный цикл и сферы развития организации |
48 |
Тема 9. |
Организационное проектирование, методы повышения эффективности организации |
51 |
Заключение |
|
53 |
|
|
|
Содержание сборника разработано в соответствии с программой учебного курса. Каждую тему предваряет краткое содержание. Как правило, в раздел включены задания и ситуации (или кейс-стади), в основе которых реальные ситуации, связанные с деятельностью российских и зарубежных организаций различного типа. Материалы, включенные в сборник, позволяют студентам ознакомиться с деятельностью современных предприятий и организаций, а также с работой органов власти.
Анализ ситуаций, раскрывающих различные организационные проблемы, чрезвычайно важен в освоении профессиональных компетенций, так как помогают студентам понять особенности деятельности менеджеров, которые руководят разными типами организаций. Специфика управления проявляется в разных возможностях ресурсного обеспечения, влиянии ключевых факторов, особых методах оптимизации организационных структур.
Работа со сборником может быть внеаудиторной, когда студенты будут выполнять индивидуальные задания. Также материалы сборника могут быть использованы при проведении семинаров в процессе группового обсуждения.
Все задания, необходимые для достижения целей, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Каждое задание должно быть однородно и скоординировано. Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать за свои действия или действия подчиненных. Власть руководителя основывается на экспертных знаниях и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управления.
Каждое официальное лицо должно вести дела своего офиса безлично и формально. Это гарантия невмешательства отдельных личностей в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие фаворитизма, служебных отношений, основанных на личной дружбе или знакомстве.
Прием на работу должен основываться на квалификации и предусматривать защиту от произвольного увольнения, продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях. Наем в организацию рассматривается как карьера работника на протяжении всей жизни, что предполагает высокий уровень преданности фирме
3) Каким образом характеристики рациональной бюрократии проявляются в делегировании полномочий и особенностях коммуникациях в различных организациях, по которым вы приводите примеры?
Покажите, какие элементы организации наиболее подвержены влиянию внешней среды.
Служащие пожаловались специалисту-консультанту, что задания были настолько раздроблены, что они редко понимали общий смысл своей работы. Но они чувствовали, что этот раздробленный процесс был не только медленным, но и дорогим и вел к большому количеству ошибок, совершаемых в их отделе при подготовке документов. Они были убеждены, что производительность труда и качество работы станут лучше, если ее содержание будет пересмотрено.
На протяжении нескольких последующих месяцев и при участии всех работников были пересмотрены все задания-операции, и многие из них, которые до того выполнялись раздельно, были объединены, что позволило создать полный цикл с более высоким уровнем ответственности. Служащие прошли переподготовку с целью усовершенствования своих навыков, последовавшее за тем повышение их заработной платы отразило новый уровень ответственности в работе. Уже год спустя показатели деятельности Первого национального банка Чикаго свидетельствовали о значительном увеличении прибыльности, производительности труда, степени удовлетворенности клиентов и высокой трудовой морали служащих.
Вопросы для обсуждения ситуации
В «Энергии» задумались над неизбежностью конверсии раньше других, и, пользуясь льготами, положенными «чистым» оборонщикам, коллектив концерна был вынужден постоянно решать проблему выживания. Годы ушли на разработку и реализацию комплексной программы, в основу которой были положены известные направления мировой экономической науки – «теория успеха» и «управление на спаде». Первым серьезным шагом в реорганизации концерна стало формирование научно-производственных комплексов (НПК). Для промышленности России НПК на базе конструкторских отделов и производственных цехов – не новинка. Но в «Энергии» довели эту идею до логического завершения, объединив научные, производственные и экономические интересы. НПК занялись маркетингом: изучением спроса, разработкой, производством и сбытом продукции. В концерне было создано 20 НПК. На них легла основная тяжесть перехода с военной продукции на мирную, и они справились с этой задачей. В 1989 г. концерн выступил инициатором создания и учредителем коммерческого банка «Энергия». Открытие банка решило проблему финансовой самостоятельности подразделений концерна.
Работники концерна стали получать зарплату через свой банк, а это позволило внедрить систему самокредитования. Ведь далеко не все работники берут зарплату со своих счетов полностью, и невостребованные суммы можно пустить в оборот. Поэтому резко (в 5 раз) сократился удельный вес кредитов Госбанка. Концерн «Энергия» отказался от традиционной «вертикальной» (линейно-функциональной) системы командования производством. Сейчас в нем более 100 экономически и юридически самостоятельных предприятий с различной численностью работников при разнообразных формах собственности. В целом «Энергия» – это акционерное общество закрытого типа. Более 80% работников стали совладельцами собственности, выкупив акции.
Идеология фирмы, принятая в «Энергии», – семья – гарантирует всем ее работникам постоянную работу, но не постоянное место работы, которое может меняться в зависимости от экономической целесообразности.
Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 долларов, и платя своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени - 5 долларов в неделю. Так много людей купили модель «Ти», что в 1921 г. «Форд мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей США и почти весь мировой рынок.
В то время как «Форд мотор» сохраняла верность черной модели «Ти» и традиции, согласно которой босс (первое лицо фирмы) командует, а остальные выполняют, фирма «Дженерал моторз» ввела в практику частые замены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит. Доля «Форд мотор» на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руководителей сильно снизился. В 1927 г. фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск весьма запоздавшей модели «А». Это позволило «Дженерал моторз» захватить 43,5% автомобильного рынка, оставив «Форду» менее 10%.
Несмотря на жестокий урок, Форд так и не смог прозреть. Вместо того, чтобы учиться на опыте «Дженерал моторз», он продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма «Форд мотор» едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год теряла деньги. От банкротства ее спасало только обращение к резерву наличных в 1 млрд. долларов, который Форд скопил в удачные времена.
«Форд» - вторая в сегодняшнем мире автомобилестроительная компания, в 1994 г. бросила вызов своим конкурентам. Впервые в своей истории компания поставила цель превратиться во всемирную корпорацию, разрушить национальные и региональные барьеры, которые мешают ей продвигаться по пути создания «универсальных» моделей автомобилей, ориентированных на общемировой рынок сбыта. Стремясь повысить эффективность своих громадных инвестиционных программ и одновременно расширяя гамму собственной продукции, все пользующиеся мировой известностью автомобилестроительные компании сталкиваются с одной и той же сложнейшей проблемой. Им необходимо сократить цикл доведения продукции до рынка и в то же время буквально на ходу «впрыгивать» во вновь возникающие его секторы, будь то многоцелевые автомобили, спортивные машины или малолитражки. Они должны сократить свои огромные расходы на закупку материалов и комплектующих, а сделать это можно, если отказаться от региональной замкнутости и обратиться к мировым ресурсам деталей и систем.
Крупные японские фирмы – «Тойота», «Ниссан» и «Хонда» – стали значимыми на мировых рынках всего 30 лет назад. Благодаря преимуществам современных средств связи, у них сложились более рациональные организационные структуры. Во многом также благодаря этому во всех регионах мира та или иная японская фирма продает, по существу, один и тот же автомобиль. Например, модель «Королла» компании «Тойота», продаваемая в Северной Америке, мало чем отличается от той, что продается в Европе или в самой Японии. Если говорить об основных характеристиках, то машина разрабатывалась и конструировалась только один раз, хотя сборка ее осуществляется на четырех континентах.
Напротив, дочерние компании американских гигантов – «Форд Европа» и «Дженерал моторз Европа» – создавались как полностью независимые автомобилестроительные фирмы с законченным циклом производства. В течение долгих лет большая часть их продукции проектировалась, разрабатывалась и конструировалась с ориентацией только на европейский рынок (иногда, правда, предусматривался некоторый экспорт в другие части света). Таким образом, они дублировали, а не дополняли деятельность своих материнских компаний в Северной Америке.
В рамках своей революционной перестройки компания «Форд» планировала создать подразделение «Форд аутомотив оперейшнс», в котором эффективно слились бы европейское и североамериканское направления бизнеса, а также фордовская группа компаний – производителей автомобильных деталей. «Форд» реорганизовалась так, что на смену практически независимым региональным компаниям должны были прийти несколько глобальных, построенных по видам выпускаемой продукции – в форме пяти центров автомобилестроительных программ (ЦАП). Четыре из них должны были быть созданы в Северной Америке, один - в Европе.
«Объединив все наши технологические процессы и избавившись от дублирования в работе, мы смогли бы оптимально использовать наши творческие и технические ресурсы», – считал председатель правления компании, ее главный управляющий Алекс Тротман. Он заявил далее, что новый подход компании «Форд» к делу обеспечит потребителей более широкой гаммой автомашин в большинстве секторов рынка и создаст гарантии высокой конкурентоспособности компании, как по качеству, так и по стоимости продукции на фоне даже самых сильных соперников во всем мире.
В то же время упрощение процессов конструирования, материально-технического снабжения и других видов деятельности «существенно сократит издержки компании». Согласно этой оценке потенциальная экономия вследствие реорганизации к концу десятилетия составила бы не менее 2-3 млрд. долларов в год. Уже более 10 лет компания нащупывала свой путь к расширению масштабов своей деятельности на весь мир. Ее высшее руководство давно испытывало буквально танталовы муки в поисках «философского камня» - так называемого общемирового автомобиля, а также жаждало добиться экономии, связанной с «однократной» разработкой изделий для его производства и продажи на различных континентах.
Первая попытка была сделана в конце 70-х годов XX в., когда была предложена общая программа создания модели «Форд Эскорт» в Европе и Северной Америке. Однако автомашины, сошедшие с конвейеров в начале 80-х годов, не имели между собой ничего общего, кроме названия и овальной голубой фордовской эмблемы на радиаторе.
За прошедшие несколько лет компания «Форд» существенно приблизилась к своей давней мечте, приступив к реализации шестимиллиардной программы создания общемирового автомобиля «Мондео». Она стала попыткой разработать «универсальную» машину, призванную заменить как «Сьерру» в Европе, так и «Форд Темпо», «Меркьюри Топаз» в Северной Америке. Компания рассматривала «всемирный автомобиль» как ключ к будущему процветанию.
Хотя эта фордовская система оформлялась в течение нескольких лет, она за несколько недель до назначенного срока была подведена под единую «электронную крышу» – так назвала компания свою новую организацию объединенных конструкторских работ, расположенную в Дирборне (штат Мичиган). Другие главные центры находятся в Дантоне (Англия), Кёльне (Германия), Турине (Италия), Валенсии (Калифорния), Хиросиме (Япония) и Мельбурне (Австралия). Сеть (спутниковая связь, подводные кабели и наземные линии), приобретенная у поставщиков электронной связи, позволяет в каждой точке этой системы использовать местных экспертов или оборудование на благо компании «Форд» в целом. Теперь инженеры могут быстро обменяться информацией и решить, подходит ли для данной машины, например, определенный тип кондиционера. Такое взаимодействие сократит в будущем процесс создания новой модели до 24 месяцев против 35 месяцев, что ушли на создание «Мустанга» 1994 г., хотя и эта цифра значительно ниже средней по отрасли в США - 54 месяца.
Замысел компании «Форд», говорят независимые эксперты, состоит в том, чтобы ускорить процесс моделирования при помощи компьютерной сети, не исключая человеческого суждения и личного взаимодействия. Суть программы «Форд 2000» – «универсальность» и отход от старого принципа производства автомобилей, предназначенных для определенных рынков. Теперь компания «Форд» намерена выпускать модели, которые (возможно, с незначительными изменениями) будут продаваться и в Старом Свете, и в Новом Свете, и в Азии. Благодаря этой программе компания «Форд» планирует значительно сократить расходы не только на разработку новых автомобилей, но и на их производство.
Говорить о результатах программы «Форд 2000» пока, видимо, рано, но уже ясно, что ее приоритет – ориентация на весь мир. Реализация этой программы позволит компании гораздо быстрее реагировать на нужды региональных рынков. Сегодня, если все европейские родители вдруг решат подарить своим детям по «Фиесте», компания «Форд» ничем не сможет им помочь - мощности не позволяют. В будущем можно будет подключить мощности сразу нескольких заводов за пределами США. Кроме того, фирма будет быстрее реагировать на изменение покупательского вкуса (в чем японцы пока обгоняют Америку) - время на разработку модели благодаря слаженной работе дизайнерских и технических центров по всему миру будет сокращено. Цель - сократить время рождения новой модели с трех до двух лет, а разработку мотора - с одного года до трех месяцев.
Виханский О. С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент» /
Под ред. А. И. Наумова. – М.: Гардарика, 1998.
Вопросы для обсуждения ситуации
Сборник задач предназначен для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Он также представляет интерес для слушателей профессиональной переподготовки и по
11 09 2014
6 стр.
В него включены: программа курса, тематические планы лекций и практических занятий, материалы для практических занятий, домашних заданий и контрольных работ, а также вопросы к колл
24 09 2014
1 стр.
Освоение теоретического материала по темам дисциплины, включенного в план аудиторных занятий. Выписывание рецептов на гомеопатические препараты при подготовке к соответствующим тем
14 12 2014
1 стр.
С. С. Белобородова, Т. Б. Рекечинская, Л. Н. Федорова]; Федер агентство по образованию, Урал гос экон ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал гос экон ун-та, 2009. – 34 с
07 10 2014
3 стр.
Предоперационная подготовка и послеоперационный период. Переливание крови и кровезаменителей
23 09 2014
1 стр.
Возрождение ремесленничества в Уральском регионе: социальные предпосылки, проблемы и пути их решения. Сб науч ст. / Под ред. Л. Ф. Беликовой; гоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екат
28 09 2014
12 стр.
Распределение часов курса дисциплины по темам, видам работ и модулям
15 12 2014
1 стр.
Вырабатывать умение работать в группах и самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций
10 10 2014
1 стр.