Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уральский государственный университет им. А. М. Горького


Институт управления и предпринимательства
Кафедра государственного и муниципального управления

Теория организации
Сборник практических ситуаций по темам курса

Екатеринбург

2009

Рекомендовано к печати протоколом заседания Учебно-методической комиссии УрГУ им. А. М. Горького.



от ________ № _____

Воронина Л. И. Теория организации: Сборник задач по курсу. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2009. – 60 с.

Настоящий сборник задач предназначен для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Он также представляет интерес для слушателей профессиональной переподготовки и повышения квалификации по аналогичной программе.

Воронина Людмила Ивановна – кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института управления и предпринимательства УрГУ им. А. М. Горького;


Редактор: Е. Н. Денкс.

© Уральский государственный университет

© Воронина Л. И., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ



Введение




2

Тема 1.

Становление и развитие теории организации. Развитие

теории организации – основные тенденции. Рациональная

бюрократическая организация по М. Веберу


3

Тема 2.

Факторы существования организации: политические,

социальные, экономические, технологические,

информационные, прочие ресурсные


5

Тема 3.

Основные черты и системные характеристики организации

13

Тема 4.

Виды организаций

24

4.1.

Общественный статус организаций

24

4.2.

Правовые основы формирования и деятельности организаций

27

4.3.

Влияние международных факторов на организационную

структуру общества



36

Тема 5.

Организация и управление

38

Тема 6.

Иерархия моделей организации. Органическая

и механистическая структуры организации



41

Тема 7.

Внутренняя и внешняя среда организации. Адаптация

к изменениям среды



44

Тема 8.

Жизненный цикл и сферы развития организации

48

Тема 9.

Организационное проектирование, методы повышения

эффективности организации



51

Заключение




53











ВВЕДЕНИЕ
Сборник задач по курсу «Теория организации» предназначен для закрепления и более глубокого изучения студентами учебного материала, а также для отработки отдельных наиболее важных навыков, необходимых для осуществления деятельности будущего менеджера. В целом данный курс является составной частью теории менеджмента.

Содержание сборника разработано в соответствии с программой учебного курса. Каждую тему предваряет краткое содержание. Как правило, в раздел включены задания и ситуации (или кейс-стади), в основе которых реальные ситуации, связанные с деятельностью российских и зарубежных организаций различного типа. Материалы, включенные в сборник, позволяют студентам ознакомиться с деятельностью современных предприятий и организаций, а также с работой органов власти.

Анализ ситуаций, раскрывающих различные организационные проблемы, чрезвычайно важен в освоении профессиональных компетенций, так как помогают студентам понять особенности деятельности менеджеров, которые руководят разными типами организаций. Специфика управления проявляется в разных возможностях ресурсного обеспечения, влиянии ключевых факторов, особых методах оптимизации организационных структур.

Работа со сборником может быть внеаудиторной, когда студенты будут выполнять индивидуальные задания. Также материалы сборника могут быть использованы при проведении семинаров в процессе группового обсуждения.



Тема 1

Становление и развитие теории организации.

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ:

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

РАЦИОНАЛЬНАЯ БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПО М. ВЕБЕРУ



Краткое содержание темы

Предмет и задачи курса «Теория организации». Задачи изучения дисциплины. Предмет и содержание курса. Понятие организации. Цель организации. Миссия организации.

Области приложения теории организации, место теории в системе знаний. Достижения психологии, системологии, социологии, антропологии, социальной психологии, информатики, юридических и экономических наук, теории обучения и теории управления для решения задач теории организации. Теория организации как область знания и методологическая база управленческой практики.

Развитие теории организации – основные тенденции. Значение исторического опыта развития теории организации. Классическая теория Ф.Тейлора, Ф. Гилберта, Г. Гантта. Принципы организации (структурные принципы, принципы процесса, принципы конечного результата) по Г. Файолю. Рациональная бюрократическая организация (Макс Вебер). Теория административного поведения Г. Саймона на основе личных интересов и целей организации. Эффективная организация в рамках «Системы–4» Р. Лайкерта на основе человеческих мотиваций. Теория организационного потенциала по И. Ансоффу. Современные проблемы исследования, реорганизации и формирования организаций в России.

Задание 1

Проявление характеристик Рациональной

бюрократической организации

в современном обществе
Максом Вебером, немецким социологом (20 годы XIX столетия), были обоснованы основные характеристики организации, функционирующей по принципам рациональной бюрократии. Основные идеи рациональной бюрократии следующие.

Все задания, необходимые для достижения целей, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Каждое задание должно быть однородно и скоординировано. Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать за свои действия или действия подчиненных. Власть руководителя основывается на экспертных знаниях и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управления.

Каждое официальное лицо должно вести дела своего офиса безлично и формально. Это гарантия невмешательства отдельных личностей в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие фаворитизма, служебных отношений, основанных на личной дружбе или знакомстве.

Прием на работу должен основываться на квалификации и предусматривать защиту от произвольного увольнения, продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях. Наем в организацию рассматривается как карьера работника на протяжении всей жизни, что предполагает высокий уровень преданности фирме


Вопросы для обсуждения
1) Приведите примеры разных типов организаций, в деятельности которых проявляются характеристики рациональной бюрократии:

  • Холдинги;

  • Органы государственной власти;

  • Органы местного самоуправления и т.д.

2) Каким образом характеристики рациональной бюрократии проявляются в подборе и оценке кадров, а также продвижении по службе?

3) Каким образом характеристики рациональной бюрократии проявляются в делегировании полномочий и особенностях коммуникациях в различных организациях, по которым вы приводите примеры?



Тема 2

Факторы существования организации:

политические, социальные, экономические, технологические, информационные,

прочие ресурсные
Краткое содержание темы

Внешние и внутренние факторы, их значение и динамика изменений. Место организации в рамках политической структуры общества. Влияние текущей политической жизни на функционирование организации. Социальные ценности и человеческие взаимоотношения в организации. Роли в организации. Влияние факторов экономической жизни на организацию. Рейтинг организации. Роль науки и развития технологий. Инновационный климат организации. Информационное преобразование последнего времени внешних и внутренних коммуникаций в организациях. Роль статичных (территориальное положение, инфраструктура) и динамичных (рабочая сила, сырье) ресурсов организации.
Задание 1

Компоненты внутренней и внешней среды

организации
Представьте компоненты внутренней и внешней среды организации на примере конкретной известной вам фирмы (укажите сферу деятельности и организационно-правовую форму).

Покажите, какие элементы организации наиболее подвержены влиянию внешней среды.


Ситуация 1

Персонал как элемент внутренней среды организации.

Роль мотивации в Изменении отношения к работе1
Весной 1985 г. служащие отдела гарантийных писем Первого национального банка в Чикаго заполнили анкеты, выясняющие степень их удовлетворенности работой. Результаты анкеты показали, что до 80% служащих испытывали неудовлетворенность своей работой. У руководства вызывала озабоченность и низкая производительность труда их отдела, к тому же часто поступали жалобы от клиентов на опоздания и ошибки в работе. С помощью специалиста по организационному развитию служащие выяснили, что причиной их неудовлетворенности является однообразная работа с бумагами, напоминающая работу на конвейере. Кроме того, каждое гарантийное письмо готовили, по крайней мере, 10 сотрудников, и каждый из них вносил в эту подготовку свою долю, зачастую не равную доле других. Так, обязанностью одной из работниц была только установка ленты в машину телетайпа.

Служащие пожаловались специалисту-консультанту, что задания были настолько раздроблены, что они редко понимали общий смысл своей работы. Но они чувствовали, что этот раздробленный процесс был не только медленным, но и дорогим и вел к большому количеству ошибок, совершаемых в их отделе при подготовке документов. Они были убеждены, что производительность труда и качество работы станут лучше, если ее содержание будет пересмотрено.

На протяжении нескольких последующих месяцев и при участии всех работников были пересмотрены все задания-операции, и многие из них, которые до того выполнялись раздельно, были объединены, что позволило создать полный цикл с более высоким уровнем ответственности. Служащие прошли переподготовку с целью усовершенствования своих навыков, последовавшее за тем повышение их заработной платы отразило новый уровень ответственности в работе. Уже год спустя показатели деятельности Первого национального банка Чикаго свидетельствовали о значительном увеличении прибыльности, производительности труда, степени удовлетворенности клиентов и высокой трудовой морали служащих.
Вопросы для обсуждения ситуации


  1. Как можно охарактеризовать цели, задачи и технологии в отделе гарантийных писем до и после проведения мероприятий по пересмотру содержания работы каждого работника?

  2. Охарактеризуйте значение способностей и потребностей служащих, работающих в отделе гарантийных писем.


Ситуация 2

Внешние и внутренние факторы. их значение

и динамика изменений.

Место организации в рамках политической,

экономической структуры общества2
Успешный вариант конверсии и вхождения в рынок крупного предприятия продемонстрировал воронежский концерн «Энергия». За 6 лет он удвоил выпуск продукции, утроил объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в четыре с лишним раза увеличил производство товаров народного потребления. Концерну удалось сохранить темпы жилищного и социального строительства, своими силами построить кирпичный завод. И все это при неизменной численности работающих.

В «Энергии» задумались над неизбежностью конверсии раньше других, и, пользуясь льготами, положенными «чистым» оборонщикам, коллектив концерна был вынужден постоянно решать проблему выживания. Годы ушли на разработку и реализацию комплексной программы, в основу которой были положены известные направления мировой экономической науки – «теория успеха» и «управление на спаде». Первым серьезным шагом в реорганизации концерна стало формирование научно-производственных комплексов (НПК). Для промышленности России НПК на базе конструкторских отделов и производственных цехов – не новинка. Но в «Энергии» довели эту идею до логического завершения, объединив научные, производственные и экономические интересы. НПК занялись маркетингом: изучением спроса, разработкой, производством и сбытом продукции. В концерне было создано 20 НПК. На них легла основная тяжесть перехода с военной продукции на мирную, и они справились с этой задачей. В 1989 г. концерн выступил инициатором создания и учредителем коммерческого банка «Энергия». Открытие банка решило проблему финансовой самостоятельности подразделений концерна.

Работники концерна стали получать зарплату через свой банк, а это позволило внедрить систему самокредитования. Ведь далеко не все работники берут зарплату со своих счетов полностью, и невостребованные суммы можно пустить в оборот. Поэтому резко (в 5 раз) сократился удельный вес кредитов Госбанка. Концерн «Энергия» отказался от традиционной «вертикальной» (линейно-функциональной) системы командования производством. Сейчас в нем более 100 экономически и юридически самостоятельных предприятий с различной численностью работников при разнообразных формах собственности. В целом «Энергия» – это акционерное общество закрытого типа. Более 80% работников стали совладельцами собственности, выкупив акции.

Идеология фирмы, принятая в «Энергии», – семья – гарантирует всем ее работникам постоянную работу, но не постоянное место работы, которое может меняться в зависимости от экономической целесообразности.



Известия. 1992. № 162 (НМ. № 31. С. 6).
Вопросы для обсуждения ситуации


  1. Какие внутренние переменные организации описаны в ситуации?

  2. Как изменились внутренние переменные под влиянием внешних факторов?

  3. Какие социальные ценности характеризуют руководителей концерна «Энергия»? Можно ли это назвать частью организационной культуры концерна?


Ситуация 3

Влияние факторов внешней среды на организацию 3
На июньском «Большом совете президентов» бирж, входящих в структуру под названием «Алиса» (1992 г.), был принят новый документ. Согласно принятому «Единому положению о системе бирж «Алиса» будут созданы единые институты системы: кредитно-ипотечный банк, страховой фонд, службы налогового планирования, маркетинга, рекламы, безопасности и связей с общественностью. В Положение включены пункты о взаимном зачете платежей между членами системы (как расчетные единицы будут использоваться собственные деньги – «алиски») и о мобилизации средств ее участников для финансирования проектов, признанных наиболее перспективными, с последующим долевым участием в прибыли. Кроме основного Положения, разрабатываются конкретизирующие его документы о едином юридическом, коммерческом, производственном, финансовом и информационном пространстве системы, а также о единой политике в области «public relations» (связей с общественностью). По оценкам экспертов, необходимость перестройки бирж, входящих в систему «Алисы», связана с существенными финансовыми затруднениями, возникшими главным образом в результате стагнации торговых операций, дефицита свободных денежных средств и осложнения в платежных отношениях в рамках стран СНГ, повлиявших на взаимодействие между подразделениями системы, оказавшимися в разных государствах Содружества. Несмотря на масштабность заявления, речь идет всего лишь о структурной – хотя и достаточно серьезной – перестройке в направлении консолидации и централизации системы, «цементирования» ее организационного строения.

Коммерсант. 1992. № 27.
Вопросы для обсуждения ситуации


  1. Какие факторы внешней среды стали причиной затруднений в деятельности системы бирж «Алиса»?

  2. Какие факторы макросреды оказали наиболее существенное влияние на деятельность системы бирж «Алиса»?

  3. Опишите взаимосвязь факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия и их влияние на организацию.


Ситуация 4

Влияние факторов внешней среды на организацию. Маркетинговый подход в управлении 4
Генри Форд был великим руководителем. Он представлял собой архетип авторитарного предпринимателя прошлого. В начале XX века на фирме «Форд мотор» только один человек принимал решения с любыми последствиями. Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным». Форд сделал свою модель «Ти» настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий американец.

Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 долларов, и платя своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени - 5 долларов в неделю. Так много людей купили модель «Ти», что в 1921 г. «Форд мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей США и почти весь мировой рынок.

В то время как «Форд мотор» сохраняла верность черной модели «Ти» и традиции, согласно которой босс (первое лицо фирмы) командует, а остальные выполняют, фирма «Дженерал моторз» ввела в практику частые замены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит. Доля «Форд мотор» на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руководителей сильно снизился. В 1927 г. фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск весьма запоздавшей модели «А». Это позволило «Дженерал моторз» захватить 43,5% автомобильного рынка, оставив «Форду» менее 10%.

Несмотря на жестокий урок, Форд так и не смог прозреть. Вместо того, чтобы учиться на опыте «Дженерал моторз», он продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма «Форд мотор» едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год теряла деньги. От банкротства ее спасало только обращение к резерву наличных в 1 млрд. долларов, который Форд скопил в удачные времена.

«Форд» - вторая в сегодняшнем мире автомобилестроительная компания, в 1994 г. бросила вызов своим конкурентам. Впервые в своей истории компания поставила цель превратиться во всемирную корпорацию, разрушить национальные и региональные барьеры, которые мешают ей продвигаться по пути создания «универсальных» моделей автомобилей, ориентированных на общемировой рынок сбыта. Стремясь повысить эффективность своих громадных инвестиционных программ и одновременно расширяя гамму собственной продукции, все пользующиеся мировой известностью автомобилестроительные компании сталкиваются с одной и той же сложнейшей проблемой. Им необходимо сократить цикл доведения продукции до рынка и в то же время буквально на ходу «впрыгивать» во вновь возникающие его секторы, будь то многоцелевые автомобили, спортивные машины или малолитражки. Они должны сократить свои огромные расходы на закупку материалов и комплектующих, а сделать это можно, если отказаться от региональной замкнутости и обратиться к мировым ресурсам деталей и систем.

Крупные японские фирмы – «Тойота», «Ниссан» и «Хонда» – стали значимыми на мировых рынках всего 30 лет назад. Благодаря преимуществам современных средств связи, у них сложились более рациональные организационные структуры. Во многом также благодаря этому во всех регионах мира та или иная японская фирма продает, по существу, один и тот же автомобиль. Например, модель «Королла» компании «Тойота», продаваемая в Северной Америке, мало чем отличается от той, что продается в Европе или в самой Японии. Если говорить об основных характеристиках, то машина разрабатывалась и конструировалась только один раз, хотя сборка ее осуществляется на четырех континентах.

Напротив, дочерние компании американских гигантов – «Форд Европа» и «Дженерал моторз Европа» – создавались как полностью независимые автомобилестроительные фирмы с законченным циклом производства. В течение долгих лет большая часть их продукции проектировалась, разрабатывалась и конструировалась с ориентацией только на европейский рынок (иногда, правда, предусматривался некоторый экспорт в другие части света). Таким образом, они дублировали, а не дополняли деятельность своих материнских компаний в Северной Америке.

В рамках своей революционной перестройки компания «Форд» планировала создать подразделение «Форд аутомотив оперейшнс», в котором эффективно слились бы европейское и североамериканское направления бизнеса, а также фордовская группа компаний – производителей автомобильных деталей. «Форд» реорганизовалась так, что на смену практически независимым региональным компаниям должны были прийти несколько глобальных, построенных по видам выпускаемой продукции – в форме пяти центров автомобилестроительных программ (ЦАП). Четыре из них должны были быть созданы в Северной Америке, один - в Европе.

«Объединив все наши технологические процессы и избавившись от дублирования в работе, мы смогли бы оптимально использовать наши творческие и технические ресурсы», – считал председатель правления компании, ее главный управляющий Алекс Тротман. Он заявил далее, что новый подход компании «Форд» к делу обеспечит потребителей более широкой гаммой автомашин в большинстве секторов рынка и создаст гарантии высокой конкурентоспособности компании, как по качеству, так и по стоимости продукции на фоне даже самых сильных соперников во всем мире.

В то же время упрощение процессов конструирования, материально-технического снабжения и других видов деятельности «существенно сократит издержки компании». Согласно этой оценке потенциальная экономия вследствие реорганизации к концу десятилетия составила бы не менее 2-3 млрд. долларов в год. Уже более 10 лет компания нащупывала свой путь к расширению масштабов своей деятельности на весь мир. Ее высшее руководство давно испытывало буквально танталовы муки в поисках «философского камня» - так называемого общемирового автомобиля, а также жаждало добиться экономии, связанной с «однократной» разработкой изделий для его производства и продажи на различных континентах.

Первая попытка была сделана в конце 70-х годов XX в., когда была предложена общая программа создания модели «Форд Эскорт» в Европе и Северной Америке. Однако автомашины, сошедшие с конвейеров в начале 80-х годов, не имели между собой ничего общего, кроме названия и овальной голубой фордовской эмблемы на радиаторе.

За прошедшие несколько лет компания «Форд» существенно приблизилась к своей давней мечте, приступив к реализации шестимиллиардной программы создания общемирового автомобиля «Мондео». Она стала попыткой разработать «универсальную» машину, призванную заменить как «Сьерру» в Европе, так и «Форд Темпо», «Меркьюри Топаз» в Северной Америке. Компания рассматривала «всемирный автомобиль» как ключ к будущему процветанию.

Хотя эта фордовская система оформлялась в течение нескольких лет, она за несколько недель до назначенного срока была подведена под единую «электронную крышу» – так назвала компания свою новую организацию объединенных конструкторских работ, расположенную в Дирборне (штат Мичиган). Другие главные центры находятся в Дантоне (Англия), Кёльне (Германия), Турине (Италия), Валенсии (Калифорния), Хиросиме (Япония) и Мельбурне (Австралия). Сеть (спутниковая связь, подводные кабели и наземные линии), приобретенная у поставщиков электронной связи, позволяет в каждой точке этой системы использовать местных экспертов или оборудование на благо компании «Форд» в целом. Теперь инженеры могут быстро обменяться информацией и решить, подходит ли для данной машины, например, определенный тип кондиционера. Такое взаимодействие сократит в будущем процесс создания новой модели до 24 месяцев против 35 месяцев, что ушли на создание «Мустанга» 1994 г., хотя и эта цифра значительно ниже средней по отрасли в США - 54 месяца.

Замысел компании «Форд», говорят независимые эксперты, состоит в том, чтобы ускорить процесс моделирования при помощи компьютерной сети, не исключая человеческого суждения и личного взаимодействия. Суть программы «Форд 2000» – «универсальность» и отход от старого принципа производства автомобилей, предназначенных для определенных рынков. Теперь компания «Форд» намерена выпускать модели, которые (возможно, с незначительными изменениями) будут продаваться и в Старом Свете, и в Новом Свете, и в Азии. Благодаря этой программе компания «Форд» планирует значительно сократить расходы не только на разработку новых автомобилей, но и на их производство.

Говорить о результатах программы «Форд 2000» пока, видимо, рано, но уже ясно, что ее приоритет – ориентация на весь мир. Реализация этой программы позволит компании гораздо быстрее реагировать на нужды региональных рынков. Сегодня, если все европейские родители вдруг решат подарить своим детям по «Фиесте», компания «Форд» ничем не сможет им помочь - мощности не позволяют. В будущем можно будет подключить мощности сразу нескольких заводов за пределами США. Кроме того, фирма будет быстрее реагировать на изменение покупательского вкуса (в чем японцы пока обгоняют Америку) - время на разработку модели благодаря слаженной работе дизайнерских и технических центров по всему миру будет сокращено. Цель - сократить время рождения новой модели с трех до двух лет, а разработку мотора - с одного года до трех месяцев.

Виханский О. С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент» /

Под ред. А. И. Наумова. – М.: Гардарика, 1998.

Вопросы для обсуждения ситуации


  1. Как бы вы охарактеризовали компанию «Форд» с точки зрения ее взаимодействия с внешним окружением?

  2. В чем принципиально изменился подход компании «Форд» к взаимодействию с внешней средой в начале 90-х годов?

  3. В чем преемственность подходов по взаимодействию с внешней средой в прошлом (начало XX в.) и настоящем (программа «Форд 2000»)?

  4. Какие параметры внешней среды влияют на компанию «Форд», и какие из них являлись решающими для поведения компании в прошлом, и какие в настоящем?



следующая страница>


Сборник практических ситуаций по темам курса Екатеринбург 2009

Сборник задач предназначен для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Он также представляет интерес для слушателей профессиональной переподготовки и по

893.13kb.

11 09 2014
6 стр.


Методические рекомендации для студентов II курса математического факультета часть 2 Екатеринбург 2008

В него включены: программа курса, тематические планы лекций и практических занятий, материалы для практических занятий, домашних заданий и контрольных работ, а также вопросы к колл

136.51kb.

24 09 2014
1 стр.


Лекции 13 лабораторные занятия 13 экзамен нет зачет

Освоение теоретического материала по темам дисциплины, включенного в план аудиторных занятий. Выписывание рецептов на гомеопатические препараты при подготовке к соответствующим тем

153.5kb.

14 12 2014
1 стр.


Методические указания и варианты контрольных заданий для студентов экономических специальностей заочной формы обучения Екатеринбург 2009

С. С. Белобородова, Т. Б. Рекечинская, Л. Н. Федорова]; Федер агентство по образованию, Урал гос экон ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал гос экон ун-та, 2009. – 34 с

625.63kb.

07 10 2014
3 стр.


Тематический план практических занятий для студентов 6 курса лечебного факультета на 2009-2010 уч. Год

Предоперационная подготовка и послеоперационный период. Переливание крови и кровезаменителей

19.13kb.

23 09 2014
1 стр.


Сборник научных статей Екатеринбург 2006 (081)+377(081) ббк у9(2)240л43

Возрождение ремесленничества в Уральском регионе: социальные предпосылки, проблемы и пути их решения. Сб науч ст. / Под ред. Л. Ф. Беликовой; гоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екат

2301.54kb.

28 09 2014
12 стр.


Тематический план дисциплины распределение часов курса дисциплины по темам, видам работ и модулям

Распределение часов курса дисциплины по темам, видам работ и модулям

33.29kb.

15 12 2014
1 стр.


Обучающие: Обобщить и систематизировать знания по пройденным темам Развивающие

Вырабатывать умение работать в группах и самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций

124.43kb.

10 10 2014
1 стр.