МОУ СОШ №15
Урок по теме:
«Электролиз водных растворов солей»
11 класс
подготовила: Е. В. Тягливый
2007-2008 уч. год
Цель:
Закрепить теоретические знания процесса электролиза расплавов и основных принципов его протекания. Расширить знания электролиза на случай растворов и усвоение особенностей данного процесса.
Задачи:
-
Изучить электролиз растворов солей.
-
Развивать логическое и образное мышления учащихся при написании уравнений электролиза растворов солей.
-
Воспитывать самостоятельность, используя информационно-коммуникативные технологии.
План урока:
-
Организационный момент (2 мин).
-
Проверка д/з (10 мин).
-
Целеполагание (3 мин).
-
Усвоение новых знаний (15 мин).
-
Закрепление знание (10 мин).
-
Инструктаж о д/з (3 мин).
-
Подведение итогов (2 мин).
Введение: Сегодня на предстоит изучить одну из сложнейших тем школьной химии – электролиз протекающий в растворах. В первую очередь нам необходимо повторить материал темы «Электролиз расплавов». Основные понятия которые вы усвоили на прошлом уроке:
-
Электрод – реальный физический объект, сделанный в большинстве случаев из химически малоактивных или инертным материалов (графит, медь, платина и т.д.), на поверхности которого протекает определенный электрохимические процессы.
-
Электролиз – электрохимический окислительно – восстановительный процесс, протекающий под действием постоянного электрического тока. Процесс в ходе которого работа электрического тока преобразуется в химическую реакцию.
-
Анод – электрод на котором протекает процесс окисления. В реакции электролиза заряжен положительно.
-
Катод – электрод на котором протекает процесс восстановления. В реакции электролиза заряжен отрицательно.
Основная часть: Рассмотрим принципиальное отличие между электролизом протекающим в расплавах и растворах. Для этого нам потребуются два схематических рисунка:

Если протекает электролиз в расплаве, то мы можем выделить несколько стадий:
-
Переход соли из твердого агрегатного состояния в жидкое и одновременная диссоциация соли на ионы.
NaCl

Na
+ + Cl
-
-
Ориентация катионов (положительно заряженных ионов) вокруг катода (отрицательно заряженного электрода). Аналогично ориентируются анионы.
-
Переход электронов с поверхности катода (обладающего избытком электронов) к катионам. И наоборот – переход электронов от анионов к аноду (электроду с недостатком электронов). Т.е. происходит электрохимическая реакция.
Na
+ + 1e = Na
2Cl- - 2e = Cl2
В случае электролиза в растворе:
-
Диссоциация соли при растворении в воде.
NaCl

Na
+ + Cl
-
-
Ориентация катионов (положительно заряженных ионов) вокруг катода (отрицательно заряженного электрода). Аналогично ориентируются анионы. Но в данном случае мы имеем не только ионы, но и воду, которая также окружает оба электрода, поэтому идет конкуренция между ионами и молекулами воды за право забрать или отдать электрон.
-
Переход электронов с поверхности катода (обладающего избытком электронов) к катионам или воде. И наоборот – переход электронов от анионов или воды к аноду (электроду с недостатком электронов). Т.е. происходит электрохимическая реакция.
Способность ионов и воды вступать в электрохимич + ескую реакцию определяется электрохимическим потенциалом, но для решения задач можно пользоваться простыми схемами.
С
начала научимся определять вид катодного процесса, для этого рассмотрим ряд активности металлов в виде оси.
Мы видим две точки – Mg и Cu, которые разбивают ряд активности металла на три отрезка:
-
Все металлы до Mg (включительно). Катионы этих металлов уступают по своей электрохимической силе воде и поэтому в её присутствии не вступают в электрохимическую реакцию, т.е. если мы растворяем соль, щелочь содержащей катион металла из данного отрезка, то будет протекать электролиз воды:
2H
2O + 2e

H
2 + 2OH
-
-
Все металлы от Mg (не включительно) до Cu (не включительно). Катионы этих металлов примерно равны по своей электрохимической силе воде и поэтому если мы растворяем соль, щелочь содержащей катион металла из данного отрезка, то будет протекать как электролиз воды так и электролиз металла.
-
Все металлы от Cu (включительно) и до конца. Катионы этих металлов превосходят по своей электрохимической силе воду и поэтому если мы растворяем соль, щелочь содержащей катион металла из данного отрезка, то будет протекать электролиз металла:
M
n+ + ne

M
Теперь попробуем решить проблему анодного процесса электролиза. В данном случае так же имеется ряд правил позволяющих определить вид процесса.
Если соль или кислота, растворенная в воде, имеет анион бескилородсодержащей кислоты (к примеру Cl-, Br-, S2- и т.д.), то такой анион будет вступать во взаимодействие с анодом (т.е. обладает большим электрохимическим потенциалом, чем вода). Если анион кислородсодержаще кислоты (к примеру SO42-, NO3-), то во взаимодействие с анодом будет вступать вода, запишем анодный процесс для воды:
2H2O – 4e
O2 + 4H+
Исключением является OH-, который так же имеет преимущество перед водой в анодном процессе электролиза:
2OH- – 4e
O2 + 2H+
Теперь когда мы знаем все правила, давайте потренируемся в правильном написании процесса электролиза.
-
В первую очередь мы записываем уравнение диссоциации соли и над стрелкой указываем причину диссоциации (высокая температура или вода).
Cu(NO
3)
2
Cu
2+ + 2NO
3-
-
Распределяем ионы по соответствующим электродам, вокруг которых они ориентированы, не забывая указать что каждый электрод окружен и водой:
А(+): NO3- + e 
H2O + e
К(-): Cu2+ - e 
H2O - e
-
Определяем какие молекулы (ионы) будут реагировать на каждом из электродов. Так мы видим, что в нашем случае на катоде будет реагировать ион меди (т.к. медь принадлежит 3 отрезку оси), а на аноде будет реагировать вода (т.к. нитрат ион относится к аниону кислородсодержащей кислоты). Поэтому перечеркиваем стрелки не идущих процессов:
А


(+): NO
3- - e
H2O - e 
К(-): Cu2+ + e

H2O + e
-
Д
алее дописываем уравнения анодного и катодного процессов:
А


(+): NO
3- - e
H2O – e
O2 + H+
К(-): Cu2+ + e
Сu

H2O + e
А


(+): NO
3- - e

2H
2O – 4e

O
2 + 4H
+ 1
К(-): Cu2+ + 2e
Сu 2


H
2O + e
-
Записываем полное ионное уравнение реакции электролиза:
2Cu
2+ + 2H
2O

2Сu + O
2 + 4H
+
-
Записываем полное молекулярное уравнение электролиза не забывая, что ионы и молекулы в левой части уравнения относятся к исходным реагентам (т.е. соль и вода), а в продуктах присутствуют молекулы и ионы продуктов прошедших процессов (кислород, медь и катион водорода, а также ионы которые не вступали в процессы - NO3-)
2Cu(NO
3)
2 + 2H
2O

2Cu + O
2 + 4HNO
3
Теперь давайте вместе разберем с вами электролиз хлорида меди, сульфата натрия и нитрата серебра. К доске вызываются учащиеся.
Учащимся предлагается приготовить доклады по темам:
-
Роль электролиза расплавов солей в промышленности
-
Роль электролиза растворов солей в промышленности
-
Историческая справка «Электролиз. Открытие и этапы развития».
Для выполнения данных работ учащимся предлагается помимо материалов библиотеки воспользоваться ресурсами интернет:
-
www.chemport.ru
-
www.chemnet.ru
-
www.xumuk.ru
-
www.google.com
-
www.ihtik.ru
-
www.alchimik.ru