Перейти на главную страницу
Повторять будем следующим образом:
А)Одна группа ребят будет выполнять тест по пройденной теме. Тест содержит три части. В части А необходимо выбрать правильный ответ, в задании части В написать ответ,в задании части С дать развёрнутый ответ. Панель для ответов вы найдёте в самих тестах.
Тест по теме «Гипотеза Планка. Фотоны.» ( для первой группы)
А1. Отдельная порция электромагнитной энергии, поглощаемая атомом называется:
.
А4. Энергия фотонов при уменьшении длины световой волны в 2 раза
4) увеличивается в 4 раза; 5) не изменяется.
5) мощности излучения.
|
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
А1 |
|
|
|
|
|
А2 |
|
|
|
|
|
А3 |
|
|
|
|
|
А4 |
|
|
|
|
|
А5 |
|
|
|
|
|
В |
| ||||
С |
|
Б) В чём состоит особенность строения металлов?
В) Что принято считать за положительный заряд?
Г) Что принято считать за отрицательный заряд?
Ну а с оставшимися ребятами побеседуем по пройденному на прошлом уроке материалу .
(Фронтальная беседа сопровождается слайдами презентации)
Вопросы:
2)От чего зависит энергия кванта излучения?
(энергия кванта излучения зависит от частоты излучениия)
3)Чему равна энергия кванта излучения?( )
4) Чему равна постоянная Планка? (6,63 10 )
5)Что такое фотон? (Фотон- световой квант. Фотоном можно назвать и квант любых электромагнитных волн)
6)Какими свойствами обладает фотон? ( Фотон – элементарная частица, лишённая массы покоя и электрического заряда, но обладающая энергией и импульсом)
7)Объяснить тот факт, что масса покоя фотона равна нулю, а масса электромагнитного излучения отлична от нуля? ( Элмаг излучение – это совокупность фотонов, но масса излучения не равна сумме масс всех фотонов, входящих в это излучение. Масса излучения будет равна нулю, если фотоны будут двигаться параллельно в одном направлении. Но на практике этого не происходит, так как световой луч даже самый узкий расширяется.)
8) Как зависит масса движущегося фотона от частоты света? ( с увеличением частоты света, масса увеличивается)
9) Чему равен импульс фотона?
10)Как направлен импульс фотона? (импульс фотона направлен по световому лучу)
11)Какое излучение имеет самую короткую длину волны? (Рентгеновское излучение)
12)Какой цвет видимого света имеет минимальную частоту (красный), минимальную длину волны(фиолетовый)?
13)При каком условии отчётливо выражены корпускулярные свойства света? (Чем больше частота, тем больше энергия, импульс фотона, а следовательно отчётливо выражены корпускулярные свойства света).
Затем проверяются ответ на доске, акцентируется внимание на работе элю поля, теореме о кинетической энергии.
После чего собираются выполненные тесты.
-Итак, сегодня мы изучим интересное физическое явление «фотоэффект». Запишите тему урока и подумайте над словом «фотоэффект». Какой смысл несёт это слово?
Ответ:состоит из двух слов фото-свет (от греческого), эффект (от латинского ) действие, следовательно «фотоэффект» -это действие света.
-Правильно, а если это действие, то наша задача на сегодня выяснить: какой эффект может произвести свет с веществом, каким законам он подчиняется, от каких характеристик зависит и где нашёл применение.
Попрошу вас в течение рассмотрения темы составлять конспект.
1)Наблюдение «фотоэффекта».
-Стремление доказать правоту квантовой идеи побудило А. Эйнштейна поискать в материалах, накопленных физиками-экспериментаторами такие факты, которые не находили объяснение в рамках классических представлений. Помимо проблем, связанных с тепловым излучением, столь же загадочным оказались закономерности, проявляющиеся в явлении «фотоэффекта», которое было открыто случайно в 1887 году немецким физиком Генрихом Герцем, когда он исследовал электрические колебания. Для проведения опыта он использовал электроскоп с присоединённой к нему цинковой пластинкой. Заряженную пластинку он освещал мощным источником света и обнаружил интересные моменты. Сейчас и мы, благодаря видеофрагменту, сможем увидеть то, что в те далёкие годы увидел Герц.
Давайте попытаемся объяснить увиденную картину, а именно почему под действием света на отрицательно заряженную цинковую пластинку электроскоп разряжается, а когда освещают положительно заряженную пластину никакого эффекта нет.
При положительном заряде пластинки вырванные светом электроны снова притянутся к пластине и осядут на ней. Поэтому заряд электроскопа не изменяется.
? А почему, когда на пути светового потока поставить обыкновенное стекло, то отрицательно заряженная пластинка не теряет электроны, какова бы ни была интенсивность излучения?
Ответ: Возможно, что из-за того, что стекло поглощает ультрафиолетовые лучи, то вырывание электронов происходит под действием ультрафиолетовых лучей, которые обладают большой частотой и малой длиной волны.
-Совершенно верно. К этим же выводам пришёл и Герц(слайд) и в 1887 году он публикует работу «О влиянии , ультрафиолетового света на электрический разряд» в которой описал, открытое им явление, а именно вырывание электронов из вещества под действием света.
Это явление сразу привлекло внимание ряда исследователей (СЛАЙД) среди которых мы выделим нашего соотечественника, преподавателя Московского университета Александра Григорьевича Столетова, немецкого физика Гальвакса, итальянского учёного Риги. Кстати именно он назвал вырывание электронов из вещества под действием света -«фотоэффектом».
Итак, -«фотоэффект» - это вырывание электронов из вещества под действием света, а электроны, вырванные светом называются фотоэлектронами, причём угол под которым фотоэлектроны вылетают из облучённой пластины может быть самым разным по отношению световых лучей от 0 до 180.
Для того, чтобы получить о фотоэффекте полное представление нужно выяснить от чего зависит число вырванных электронов, чем определяется их скорость и энергия.
2.Исследование фотоэффекта.( СЛАЙД)
Первые опыты по фотоэффекту были начаты Столетовым уже в феврале 1888 года. В учебниках у вас имеется материал описывающий его экспериментальную установку
-Что же будет происходить под действием света? Попробуем и мы поэкспериментировать с установкой и исследуем явление фотоэффекта.
Интенсивность света и частота постоянна. Обратите внимание на поток электронов.
?Что происходит с потоком электронов?
-С увеличением напряжения поток электронов возрастает
? Как это отражается на силе тока?
-Сила тока увеличивается.
Продолжим увеличивать напряжение. Что вы видите?
-Поток электронов больше не увеличивается.
?Какой вывод можно сделать при выполнении эксперимента по изменению напряжения?
-С увеличением напряжения, растёт ток, но достигнув некоторого значения, ток больше не увеличивается.
Это максимальное значение силы тока называется током насыщения и обозначается I нас.
? Как вы думаете от чего будет зависеть ток насыщения?
-От числа электронов, испущенных электродом за 1 с
-Увеличение интенсивности света привело к возрастанию значения тока насыщения.
-Результат тот же. С увеличением интенсивности. Фототок увеличивается..
То есть электрическое поле тормозит электрона, тормозя их до полной остановки и возвращает их обратно.
Выясним чему равна работа эл. поля при торможении фотоэлектронов.
Тогда
А если нет, то будет ли кинетическая энергия электронов зависеть от интенсивности света?
- Нет . Кинетическая энергия фотоэлектронов не зависит от энергии световой волны.
? Тогда от чего же зависит кинетическая энергия?
Возвратимся к эксперименту. Попробуем изменить частоту света. (от красного до фиолетового) Что мы видим?
-Электроны опять стали стремиться к противоположному электроду. Значит возросла их энергия. Мы пришли ко второму закону фотоэффекта.
Но обратите внимание, что при некотором значении частоты света электроны вообще не вырываются. Эта частота при которой фотоэффект не наблюдается называется красной границей фотоэффекта.
Заменяя материал фотокатода Столетов установил третий закон фотоэффекта, (слайд) Теоретически обосновал третий закон в 1905 г. А Эйнштейн. Для каждого вещества существует своя красная граница, то есть минимальная частота при которой фотоэффект невозможен.
фотоэффект, который мы рассмотрели - внешний, но существует и внутренний фотоэффект.
Итак, мы с вами провели исследования, которые в своё время провёл А.Г.Столетов – русский ученый и мы можем гордиться, что имя нашего соотечественника навсегда останется в физике как первого исследователя фотоэффекта. А кто может рассказать про этого учёного?
(сообщение учащихся)
Раскрыть сущность этого явления на основе законов электродинамики Максвелла Столетов не мог.
Объяснил фотоэффект спустя 7 лет А.Эйнштейн на основе квантовой физике в своём труде «Теория фотоэффекта», о которой речь пойдёт у нас на следующем уроке. Забегая вперёд скажу , что за этот вклад А. Эйнштейн был удостоен
Нобелевской премии.
Применение фотоэффекта.
Открытие фотоэффекта имело очень большое значение для более глубокого понимания природы света. Но ценность науки состоит не только в том, что она выясняет сложное и многообразное строения окружающего нас мира, но и в том, что она даёт нам в руки средства, используя которые можно совершенствовать производство. Улучшать условия материальной и культурной жизни общества.
Некоторые ребята накануне получили задания найти материал по применению фотоэффекта.
1)вакуумный фотоэлемент
2) полупроводниковые фотоэлементы
3)Запись и воспроизведение звука
4.Закрепление.
Итак, мы изучили с вами фотоэффект. Можем ли теперь мы ответить на задачи урока?
Проверить усвоение знаний учащихся по теме: «Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны»
14 12 2014
1 стр.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, электронные издания «Физика,7-11» (Физикон); «Уроки физики в 11 классе»
14 12 2014
1 стр.
Цель: закрепить материал по теме, развивать образное мышление учащихся, прививать любовь к родному языку
13 10 2014
1 стр.
В рамках аттестации (подтверждения высшей квалификационной категории), на котором присутствовала инспектор управления администрации Зерноградского района Крикуненко Е. А., учитель
16 12 2014
1 стр.
Время проведения: последний из трех уроков по теме «Информация и информационные процессы»
11 09 2014
1 стр.
Цель: систематизировать и закрепить знания по данной теме, сформировать навыки и умения решать задачи разных типов
15 12 2014
1 стр.
В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных
09 10 2014
7 стр.
Без него не мыслима современная техника. Казалось бы, столь важное явление должно быть подробно изучено и объяснено. Но несмотря на 120-летнюю историю исследований фотоэффект так и
14 12 2014
1 стр.