Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по теме:
«Имя прилагательное»
в 5 классе
Провел:
Учитель русского языка:
Касьян Н.И.
2011
Цели урока:
-
Проверить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», полученные в 5 классе.
-
Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формировать умения использовать в речи имена прилагательные.
-
Вспомнить орфографические правила, связанные с написанием данной части речи.
-
Повторить пунктуацию при однородных членах, в сложных предложениях.
-
Развивать логические операции: анализ, синтез, сравнение.
-
Приобщить учеников к миру природы, учить воспринимать нестандартно.
-
Формировать у учащихся чувство патриотизма и любви к своей Родине через бережное отношение.
Ход урока
-
Сообщение цели урока.
Сегодня мы с вами повторим все, что знаем об имени прилагательном.
-
Разминка.
-
Назовите общее грамматическое значение имени прилагательного.
-
Что мы знаем о морфологических признаках прилагательного?
-
Какова синтаксическая роль?
-
Как пишутся прилагательные с основой на шипящую?
-
Приведите примеры полных и кратких прилагательных.
III
Основная часть
Ребята, сегодня урок наш будет не совсем обычной: мы начнём создавать фильм о родном крае, о том уголке, где нам посчастливилось родиться. Это наш Орловский край – наша малая Родина. Для этого вам придётся представить себя на съёмочной площадке. Звучит команда: "Мотор!" Мы приступаем к работе.
Чтобы фильм получился достоверным, начнём с истории. Вы, наверное, знаете, что раньше церковь была центром поселения. В Орловском районе очень много храмов и церквей. Но есть такие, которые смело можно назвать архитектурными древностями. Одной из таких древностей является Св. Иоанна Богослова в с. Платоново, построена в 1804 г.
Расположена она на высоком левом берегу реки Оптуха.
В 1804 г. на средства помещика В. А. Медведева вместо обветшавшего деревянного был построен существующий каменный однопрестольный храм во имя Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. До начала XX в. храм не подвергался капитальным перестройкам, кроме необходимого ремонта. В 1905 г. был установлен новый иконостас.
В церковной ризнице хранились два Евангелия, напечатанных в 1716 и 1725 гг. В деревне Лунево имелась церковно-приходская школа грамоты, открытая в 1897 г. В д. Черемисинове и д. Вязки были земские одноклассные школы. Храм закрывался в 30-е г. и в 1963 г. Вновь открыт после ремонта 9 октября 1995 г.
С чего же начинается любой фильм? Конечно, со сценария. Сценарий уже готов, и не один. Сейчас вы режиссёры, вам нужно выбрать лучший сценарий. Откройте сценарий № 1. Прочитаем текст.
Храм – здание. Расположен он на левом берегу реки Оптухи. Его окружают деревья и кустарники. Купол устремляется прямо в небо. Днём блики играют на куполе церкви
– Оператор по этому сценарию снял несколько кадров. (черно-белое изображение)
Откройте сценарий № 2. Прочитаем текст.
Церковь – скромное каменное здание. Расположено на высоком левом берегу быстрой реки Оптухи. Его окружают молодые деревья и пышные кустарники. Серебристый купол церкви устремляется прямо в бескрайнее синее небо.
В солнечный день блики играют на куполе церкви.
-Вот что получилось у оператора (демонстрируется цветная фотография храма)
Какое изображение вам понравилось больше? Почему? (Это изображение красочное, яркое; предметы предстают как настоящие; кажется, что ты находишься перед храмом.)
– Значит, мы выбираем сценарий № 2. Давайте поработаем с этим сценарием.
Сейчас вы будете редакторами, вам необходимо править текст.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните постановку тире в первом предложении. Выделите основы в предложениях.
- Скажите, а слова какой части речи делают этот текст красочным и ярким? (Прилагательные)
- Каким членом предложения обычно являются прилагательные? (определение, сказуемое, подлежащее)
- Подчеркните прилагательные как члены предложения.
IV Cловарная работа (подбор синонимов)
– Посмотрите, ребята, сценарист некоторые слова взял крупным планом. Давайте подберём синонимы к этим словам:
Скромное (здание) – простое, неяркое.
Солнечный (день) – ясный, погожий.
– Cлово
каменное разберём по составу:
Камен/н/ое
- Прилагательное молодые разберем как часть речи
Молодые (деревья)
I Молодые – прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? Зависит от существительного деревья
II Н. ф. – молодой;
Стоит во мн. ч., в И.п.
III Деревья (какие) молодые
V
Творческое (индивидуальное) задание
Сейчас вы будете одновременно и сценаристами, и художниками, и светотехниками. Прочитайте текст, укажите определения в тексте. Впишите в предложения подходящие, на ваш взгляд, прилагательные; подчеркните их как члены предложения
Тихо зимой в лесу. Деревья покрыты......... кружевами, они как будто спят. ......вершины елей украшены гирляндами шишек.
А вот на поляне красуются............ ёлочки. Их совсем занесло.
Вьюга посеребрила................ причёску............. сосен.
На................. полянах видны следы животных: лисицы, зайца-беляка.
Слова для справок: снежными, высокие, крохотные, пышную, стройных, лесных
Индивидуальное задание (для слабых учеников):
Даны предложения, указать, в каких из них есть определения.
1. По опушкам леса ещё растут подосиновики.
2. После знойного лета наступила холодная осень.
3. По высокому синему небу плывут облака.
4. Листья летят отовсюду и падают на воду.
5. Ранним утром далеко слышен рёв старого лося.
6. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.
7. К далёкому пути готовятся дикие утки.
VI Подведение итогов
Итак, мы сегодня начали работу над созданием фильма о нашей малой родине. В этом нам очень помогло имя прилагательное Давайте вспомним, что же такое имя прилагательное? А какую роль оно играет в тексте, для чего мы его используем? (Помогают точнее и выразительнее нарисовать картину, описать предмет)
– Наш фильм не закончен. Мы обязательно будем возвращаться к нему. О чём ещё можно рассказать в нашем фильме? (О природе родного края, о людях, о жизни нашего посёлка, о школе и др.)
– В конце фильма обычно идут титры, в которых указываются все его создатели. Сегодня хорошо поработали: (называются фамилии учеников и выставляются отметки)
VII Записываем домашнее задание.