Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ СОШ №18

Открытый урок

русского языка

во 2 «А» классе

по теме
« Правописание ЖИ_ШИ»
Учитель Ладыгина Н.П.

2007 -2008
Г. БЕЛГОРОД

Цели урока:
1.Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.
Способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся.
Воспитание чувства дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.

Оборудование: дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблица «Правописание жи-ши», схемы – опоры, пословицы, занимательный материал, календарь.


  1. Мобилизующий этап

Цель: настрой на работу

Приветствие гостей: поздоровайтесь с гостями, займите свои места.

У. Ребята, откроем тетради и запишем число и классная работа.

Какое сегодня число и день недели?

Откуда мы берем эту информацию?/ из календаря/

Обратите внимание на вашу посадку, правильно положите тетради.

/стук в дверь, входит почтальон Печкин/

Вам письмо от Знатоков, пожалуйста, распишитесь.

У. Спасибо, почтальон Печкин/

/учитель вскрывает конверт, достает письмо/

Интересно, какое на этот раз задание прислали Знатоки?

/разворачивает письмо, см. приложение 1/

У. Интересное задание (учитель вывешивает плакат на доске) Что нам предстоит сделать? Как вы думаете?

Д. Расшифровать письмо.

У. Что здесь зашифровано?

Д. Я думаю, что здесь зашифрованы буквы.

У.Верно, так, какие буквы здесь зашифрованы? – первый вопрос Знатоков.

Д. Здесь зашифрованы буквы: П., Т, К, Ш, Ж, Х, Г,

У. /выставляет буквы/


П




Т


К


Х


Г


Ш


Ж

У. Что вы можете рассказать об этих буквах? спрашивают Знатоки?

Что их объединяет? – второй вопрос.

Д. Эти буквы, которые обозначают согласные звуки.

У., Какая буква здесь лишняя? И почему? – третий вопрос Знатоков.

Д. Х – обозначает непарный согласный звук, а все остальные - парные.

У. Назовите парные твёрдые согласные звуки к звукам, которые обозначают эти буквы.- 4 вопрос Знатоков.

/дети называют Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш/

У. Каких пар не хватает? (З-С, В-Ф)

У. Ребята, а как вы думаете, на какие группы эти буквы можно разделить? /на шипящие - не шипящие, на всегда твердые и на те, которые могут быть твердыми и мягкими/

У. Отчего это зависит?

Д. От буквы, обозначающей гласный, которая стоит после согласной.

У. /убирает 1 группу и спрашивает/ А как вы думаете, почему я оставила именно эту группу букв?

Д. Потому что эта тема нашего урока.

У. Откуда вы узнали?

Д. Из учебника.

У. А как правильно звучит эта тема?

Д.Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

У.Давайте повторим, что мы уже знаем из собственного опыта о правописании сочетания жи-ши.

Д. жи-ши пиши с буквой И.

В сочетании жи - ши

Только и всегда пиши.

Знаем твердо в жи и ши

Пишем только букву И.

Проблема (коллизия)

У. Интересно, но мы же еще с первого класса знаем, что эти звуки всегда твердые, и их ничто не смягчает, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И? Кто же это придумал? Кто создал нам такую проблему? Я попросила ребят найти ответ на этот сложный вопрос. Кто поможет нам разрешить эту проблему?

Д. Я подготовил информацию о данных звуках. Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочника по истории орфографии» я узнал, что они когда – то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю. /выставить слова/ В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые – лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и внесли это как орфограмму в русский язык.

У.А что такое орфограмма? Прочитайте по учебнику.

Д. Это буквы или сочетания букв, которые нужно запомнить.

У. И что же мы должны запомнить?

Д.Что дружить эти буквы должны с буквой И

/плакат о дружбе жи и ши/

2.Чистописание.

У. Составьте и запишите слоги данных букв с гласными:



А И У Е Ы

1 вариант – с буквой Ж - жа жи жу же -

2 вариант – с буквой Ш - ша ши шу ше -

Это будет первая строчка нашего чистописания. Обратите внимание на соединения букв.

У. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Сколько получилось у вас слогов? / 8 / А если 10 – то почему? Кто попался?

/У. Ребята, некоторые из вас получили задание найти пословицы, поговорки, объяснить значение данных фразеологических оборотов со словами, имеющими сочетания жи-ши. Пожалуйста, прочитайте фр. обороты.

Решить живота – лишить жизни.

Шиворот – навыворот – в обратном порядке, в противоположном направлении. Фразеологический словарь русского языка. Тихонов А.Н.

Совсем наоборот, наизнанку – Дидактические материалы по грамматике и лексике. «Язык мой – друг мой» Л.Т. Григорян

А, теперь, я обращаюсь к остальным ребятам: «Какие пословицы или поговорки вы нашли?».

Не тот силен, кто дюжит, а тот силен, кто дружит. Дюжий – здоровый, сильный. – Толковый словарь В.И.Даля.

Жить в дружбе можно, когда она не ложна

Ветер рушит горы, а слово - дружбу.

У. Мне понравилась последняя пословица! Запишем её в третью строку чистописания, объясним смысл. (Как часто мы произносим обидные слова, которые разрушают дружбу.)



3.Словарно - орфографическая работа

Цели: введение познавательного материала, повышающего интерес к уроку;

развитие интеллектуальных умений учащихся.

Замените одним словом:

Что для человека дороже всего? /Жизнь/

Животное с длинной шеей? /Жираф/

Дикая роза с ярко-красными ягодами? /Шиповник/?

Рубашка без рукавов. - /Жилет/

У.Запишите на доске и в тетрадях, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.А какое слово здесь может быть лишним? Почему?

Д. Жизнь – потому, что она ж.рода, а остальные – м.рода.

Шиповник – потому, что в нем сочетание ШИ, а в других ЖИ.

Шиповник – потому, что в нем 8 букв, а в остальных – 5.

Жираф – одушевленный предмет, а др. – нет.

У. Так что же мы должны запомнить в этих словах?

Д. Сочетания жи - ши пиши с И.

У., Теперь, работая с нашим учебником, мы закрепим данное правило.

4. Работа с учебником.

Отработка алгоритма орфограммы жи-ши.

Упр. 161, стр.85

У. Прочитайте данные слова.

Что их объединяет?

На какие группы вы бы их разделили?

Д. На слова с сочетаниями жи и слова с сочетаниями ши.

У.Есть ли другие мнения?

Д, Да, Их можно разделить на 3 группы.

/Формирование умений выбирать основание для классификации:/

У. Что послужило основанием для разделения слов на 3 группы?

Д. Наши знания о частях речи./ существительные, прилагательные и глаголы./

1 ряд – выпишите имена существительные, / ширма, кувшин, шипы/

2 ряд – имена прилагательные, /жидкий, шипучий, душистый, живой/

3 ряд – глаголы /сушит, держит/

Подчеркните изучаемую орфограмму

5. Физкультминутка
1. Игра У. Я называю слова, если есть сочетание жи ши, вы хлопаете в ладоши, если нет - не хлопаете.

Вершина, пружина, пушинка, хлопок.

Шишка, бычок, машинка, носорог.

(Медвежий, верблюжий, шипучий, ловкий, животный.)

6.Закрепление пройденного

2. Индивидуальные задания. Два ученика у доски выполняют звуко-буквенный анализ слов: житель, гараж, с последующей проверкой. (Измените слово «гараж» так, чтобы в нем появилась орфограмма, над которой мы работаем)

Класс

У. Соедините слоги таким образом, чтобы они образовали 6 слов с сочетанием ши, запишите их.



Кры мы гру ши ло пы ны

/крыши, мыши, груши, шило, шипы, шины/

У, А что их объединяет?

Д. Сочетания ши и 2 слога

У.Какое слово лишнее и почему?

Д. Шило, ед.ч.

Мыши – одуш.
3. Творческая работа с грамматическим анализом – /разбор по членам предложения/ Разноуровневое задание.

Составьте предложения из слов каждой строки



Освещало вершины солнце елей

(Солнце освещало вершины елей)

Кружились ельником над клесты

(Над ельником кружились клесты.)

Пищу клесты искали

( Клесты искали пищу.)

У.Запишите понравившееся вам предложение и подчеркните основу Выберите предложение по силам /проверка /


4.Работа в группах

На каждой парте лежит конверт. Дети объединяются в группы по 6 человек, достают из конвертов по 1 слову и составляют пословицы:



1. Человек человеком держится, как дерево корнем.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Проверка: прочитать пословицу, назвать слово с изучаемой орфограммой, объяснить смысл.

У. О чем эти пословицы?

Д. О дружбе.

У. Как выдумаете, почему в фольклоре так много пословиц о дружбе?

Д. Очень важно иметь в жизни много друзей, уметь самому быть хорошим, верным, надёжным другом.

У. Как вы думаете, что является символом дружбы?

Д. Сердечко, солнышко, рукопожатия, улыбка.

У. Возьмите из коробки эти предметы и напишите на них, каким бы вы хотели видеть своего друга (верный, добрый, сердечный, честный и т.д.)

и прикрепите их на плакат. На нашем классном часе мы обязательно прочитаем ваши пожелания и составим портрет настоящего друга.



7. Итог урока.

Над чем мы сегодня работали?



8. Рефлексия

У. Возьмите листочки, лежащие у вас на партах и продолжите фразу:

1. Я знаю, что …

2. Я понял, что …

3. Мне понравилось…

4. Было трудно …

приложение 1

У. Найди ассоциируемые между собой слова

Вершина лужи тишина

Душистый ландыши весна ?

Весна – лужи душистый - ландыши весна – тишина весна - ландыши

А) составьте из слогов слова и запишите их./овал, см. приложение/

Жи на у пру ши /пружина, ужи, шина, уши,/

В) найди спрятавшиеся слова:/ мыслительные операции анализа и синтеза/

Машина душистый вершина жираф пружина

Упражнения для развития логического мышления

1. Выделение признаков предмета:


  • Расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.

  • Сколько букв в словах? Кот, сон, снег

  • «Анаграмма» Составьте слова, переставив буквы.

























  • АЛИГ

  • ЕОСЛ

  • ОТЛЕ


«Угадай слово» по аналогии

Напишите слово в скобках, используя сочетание букв из слов 1 и 2 столби ков:

Плод (лото ) стол

Клад ( ) спад

Трек ( ) скат

Опал ( ) рука

Рука ( ) соло

Скит ( ) сноп (лапа, река, паук, укол, кино) )

Логогрифы – прибавление или отнимание одной из букв в слове.

В Новый год жилище украшаю,

А с М – я плавать кораблям мешаю (ель,мель)

Шарады :

Фасоль, волосы, пальто, столярнайдите слова, входящие в данные слова

Подберите к слову в первом столбике окончание из второго:

Вес опыт

След град

Вино точка

Чело оса


Пол век

Метаграммы – последовательное изменение одной или нескольких букв в слове.

С Д - я строю,

С Т- скучаю,

С С – ребенка укачаю ( доска, тоска, соска)



Мыслительные операции анализа и синтеза

Выделите отдельные слова из слова

Едашаркомнатакласскукла

Выделите отдельные слова из предложения:

Былазимадетинапрудулепиликуклуизснега

«Зашифрованное слово»



Возьмите из каждого слова только первые слоги и составьте слово

Каток валет лето риза ярус

Возьмите из каждого слова только вторые слоги и составьте слово

Холод рука

Рама уши рана

Зима рога корзинка

6.Рефлексия

«Правописание букв о ё после шипящих»

Название работы: Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание букв о – ё после шипящих»

97.43kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши»

Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий

115.09kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы

37.97kb.

03 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе. Тема: Правописание не с именами существительными Цель: выяснить логику правописания не с именами существительными

Лисёнком и Волчонком, которые помогут нам в решении наших сегодняшних задач. Поэтому я приглашаю вас к сотрудничеству, думайте, доказывайте, а главное, не бойтесь ошибаться- мы с в

50.27kb.

09 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 7 классе «Обобщение по теме

Формирование умения находить причастия и определять его грамматические признаки, выделять запятыми причастные обороты

24.72kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 7 классе по теме: «Наречие как часть речи»

Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий

108.22kb.

09 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6-ом классе по теме «Фразеология»

За сегодняшний урок вы откроете для себя большое количество неизвестных вам прежде фразеологизмов. Более того, выходя из класса, вы уже будете знать, как поступить, если вы столкну

157.28kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 7 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»i тип урока

Задание: Прочитать текст, вставить вместо точек союзы и расставить знаки препинания

50.38kb.

10 10 2014
1 стр.