МОУ СОШ №18
Открытый урок
русского языка
во 2 «А» классе
по теме
« Правописание ЖИ_ШИ»
Учитель Ладыгина Н.П.
2007 -2008
Г. БЕЛГОРОД
Цели урока:
1.Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.
Способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся.
Воспитание чувства дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.
Оборудование: дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблица «Правописание жи-ши», схемы – опоры, пословицы, занимательный материал, календарь.
-
Мобилизующий этап
Цель: настрой на работу
Приветствие гостей: поздоровайтесь с гостями, займите свои места.
У. Ребята, откроем тетради и запишем число и классная работа.
Какое сегодня число и день недели?
Откуда мы берем эту информацию?/ из календаря/
Обратите внимание на вашу посадку, правильно положите тетради.
/стук в дверь, входит почтальон Печкин/
Вам письмо от Знатоков, пожалуйста, распишитесь.
У. Спасибо, почтальон Печкин/
/учитель вскрывает конверт, достает письмо/
Интересно, какое на этот раз задание прислали Знатоки?
/разворачивает письмо, см. приложение 1/
У. Интересное задание (учитель вывешивает плакат на доске) Что нам предстоит сделать? Как вы думаете?
Д. Расшифровать письмо.
У. Что здесь зашифровано?
Д. Я думаю, что здесь зашифрованы буквы.
У.Верно, так, какие буквы здесь зашифрованы? – первый вопрос Знатоков.
Д. Здесь зашифрованы буквы: П., Т, К, Ш, Ж, Х, Г,
У. /выставляет буквы/
У. Что вы можете рассказать об этих буквах? спрашивают Знатоки?
Что их объединяет? – второй вопрос.
Д. Эти буквы, которые обозначают согласные звуки.
У., Какая буква здесь лишняя? И почему? – третий вопрос Знатоков.
Д. Х – обозначает непарный согласный звук, а все остальные - парные.
У. Назовите парные твёрдые согласные звуки к звукам, которые обозначают эти буквы.- 4 вопрос Знатоков.
/дети называют Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш/
У. Каких пар не хватает? (З-С, В-Ф)
У. Ребята, а как вы думаете, на какие группы эти буквы можно разделить? /на шипящие - не шипящие, на всегда твердые и на те, которые могут быть твердыми и мягкими/
У. Отчего это зависит?
Д. От буквы, обозначающей гласный, которая стоит после согласной.
У. /убирает 1 группу и спрашивает/ А как вы думаете, почему я оставила именно эту группу букв?
Д. Потому что эта тема нашего урока.
У. Откуда вы узнали?
Д. Из учебника.
У. А как правильно звучит эта тема?
Д.Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
У.Давайте повторим, что мы уже знаем из собственного опыта о правописании сочетания жи-ши.
Д. жи-ши пиши с буквой И.
В сочетании жи - ши
Только и всегда пиши.
Знаем твердо в жи и ши
Пишем только букву И.
Проблема (коллизия)
У. Интересно, но мы же еще с первого класса знаем, что эти звуки всегда твердые, и их ничто не смягчает, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И? Кто же это придумал? Кто создал нам такую проблему? Я попросила ребят найти ответ на этот сложный вопрос. Кто поможет нам разрешить эту проблему?
Д. Я подготовил информацию о данных звуках. Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочника по истории орфографии» я узнал, что они когда – то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю. /выставить слова/ В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые – лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и внесли это как орфограмму в русский язык.
У.А что такое орфограмма? Прочитайте по учебнику.
Д. Это буквы или сочетания букв, которые нужно запомнить.
У. И что же мы должны запомнить?
Д.Что дружить эти буквы должны с буквой И
/плакат о дружбе жи и ши/
2.Чистописание.
У. Составьте и запишите слоги данных букв с гласными:
А И У Е Ы
1 вариант – с буквой Ж - жа жи жу же -
2 вариант – с буквой Ш - ша ши шу ше -
Это будет первая строчка нашего чистописания. Обратите внимание на соединения букв.
У. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Сколько получилось у вас слогов? / 8 / А если 10 – то почему? Кто попался?
/У. Ребята, некоторые из вас получили задание найти пословицы, поговорки, объяснить значение данных фразеологических оборотов со словами, имеющими сочетания жи-ши. Пожалуйста, прочитайте фр. обороты.
Решить живота – лишить жизни.
Шиворот – навыворот – в обратном порядке, в противоположном направлении. Фразеологический словарь русского языка. Тихонов А.Н.
Совсем наоборот, наизнанку – Дидактические материалы по грамматике и лексике. «Язык мой – друг мой» Л.Т. Григорян
А, теперь, я обращаюсь к остальным ребятам: «Какие пословицы или поговорки вы нашли?».
Не тот силен, кто дюжит, а тот силен, кто дружит. Дюжий – здоровый, сильный. – Толковый словарь В.И.Даля.
Жить в дружбе можно, когда она не ложна
Ветер рушит горы, а слово - дружбу.
У. Мне понравилась последняя пословица! Запишем её в третью строку чистописания, объясним смысл. (Как часто мы произносим обидные слова, которые разрушают дружбу.)
3.Словарно - орфографическая работа
Цели: введение познавательного материала, повышающего интерес к уроку;
развитие интеллектуальных умений учащихся.
Замените одним словом:
Что для человека дороже всего? /Жизнь/
Животное с длинной шеей? /Жираф/
Дикая роза с ярко-красными ягодами? /Шиповник/?
Рубашка без рукавов. - /Жилет/
У.Запишите на доске и в тетрадях, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
У.А какое слово здесь может быть лишним? Почему?
Д. Жизнь – потому, что она ж.рода, а остальные – м.рода.
Шиповник – потому, что в нем сочетание ШИ, а в других ЖИ.
Шиповник – потому, что в нем 8 букв, а в остальных – 5.
Жираф – одушевленный предмет, а др. – нет.
У. Так что же мы должны запомнить в этих словах?
Д. Сочетания жи - ши пиши с И.
У., Теперь, работая с нашим учебником, мы закрепим данное правило.
4. Работа с учебником.
Отработка алгоритма орфограммы жи-ши.
Упр. 161, стр.85
У. Прочитайте данные слова.
Что их объединяет?
На какие группы вы бы их разделили?
Д. На слова с сочетаниями жи и слова с сочетаниями ши.
У.Есть ли другие мнения?
Д, Да, Их можно разделить на 3 группы.
/Формирование умений выбирать основание для классификации:/
У. Что послужило основанием для разделения слов на 3 группы?
Д. Наши знания о частях речи./ существительные, прилагательные и глаголы./
1 ряд – выпишите имена существительные, / ширма, кувшин, шипы/
2 ряд – имена прилагательные, /жидкий, шипучий, душистый, живой/
3 ряд – глаголы /сушит, держит/
Подчеркните изучаемую орфограмму
5. Физкультминутка
1. Игра У. Я называю слова, если есть сочетание жи ши, вы хлопаете в ладоши, если нет - не хлопаете.
Вершина, пружина, пушинка, хлопок.
Шишка, бычок, машинка, носорог.
(Медвежий, верблюжий, шипучий, ловкий, животный.)
6.Закрепление пройденного
2. Индивидуальные задания. Два ученика у доски выполняют звуко-буквенный анализ слов: житель, гараж, с последующей проверкой. (Измените слово «гараж» так, чтобы в нем появилась орфограмма, над которой мы работаем)
Класс
У. Соедините слоги таким образом, чтобы они образовали 6 слов с сочетанием ши, запишите их.
Кры мы гру
ши ло пы ны
/крыши, мыши, груши, шило, шипы, шины/
У, А что их объединяет?
Д. Сочетания ши и 2 слога
У.Какое слово лишнее и почему?
Д. Шило, ед.ч.
Мыши – одуш.
3. Творческая работа с грамматическим анализом – /разбор по членам предложения/ Разноуровневое задание.
Составьте предложения из слов каждой строки
Освещало вершины солнце елей
(Солнце освещало вершины елей)
Кружились ельником над клесты
(Над ельником кружились клесты.)
Пищу клесты искали
( Клесты искали пищу.)
У.Запишите понравившееся вам предложение и подчеркните основу Выберите предложение по силам /проверка /
4.
Работа в группах
На каждой парте лежит конверт. Дети объединяются в группы по 6 человек, достают из конвертов по 1 слову и составляют пословицы:
1. Человек человеком держится, как дерево корнем.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Проверка: прочитать пословицу, назвать слово с изучаемой орфограммой, объяснить смысл.
У. О чем эти пословицы?
Д. О дружбе.
У. Как выдумаете, почему в фольклоре так много пословиц о дружбе?
Д. Очень важно иметь в жизни много друзей, уметь самому быть хорошим, верным, надёжным другом.
У. Как вы думаете, что является символом дружбы?
Д. Сердечко, солнышко, рукопожатия, улыбка.
У. Возьмите из коробки эти предметы и напишите на них, каким бы вы хотели видеть своего друга (верный, добрый, сердечный, честный и т.д.)
и прикрепите их на плакат. На нашем классном часе мы обязательно прочитаем ваши пожелания и составим портрет настоящего друга.
7. Итог урока.
Над чем мы сегодня работали?
8. Рефлексия
У. Возьмите листочки, лежащие у вас на партах и продолжите фразу:
1. Я знаю, что …
2. Я понял, что …
3. Мне понравилось…
4. Было трудно …
приложение 1
У. Найди ассоциируемые между собой слова
Вершина лужи тишина
Душистый ландыши весна ?
Весна – лужи душистый - ландыши весна – тишина весна - ландыши
А) составьте из слогов слова и запишите их./овал, см. приложение/
Жи на у пру ши /пружина, ужи, шина, уши,/
В) найди спрятавшиеся слова:/ мыслительные операции анализа и синтеза/
Машина душистый вершина жираф пружина
Упражнения для развития логического мышления
1. Выделение признаков предмета:
-
Расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.
-
Сколько букв в словах? Кот, сон, снег
-
«Анаграмма» Составьте слова, переставив буквы.
-
АЛИГ
-
ЕОСЛ
-
ОТЛЕ
«Угадай слово» по аналогии
Напишите слово в скобках, используя сочетание букв из слов 1 и 2 столби ков:
Плод (лото ) стол
Клад ( ) спад
Трек ( ) скат
Опал ( ) рука
Рука ( ) соло
Скит ( ) сноп (лапа, река, паук, укол, кино) )
Логогрифы – прибавление или отнимание одной из букв в слове.
В Новый год жилище украшаю,
А с М – я плавать кораблям мешаю (ель,мель)
Шарады :
Фасоль, волосы, пальто, столяр… найдите слова, входящие в данные слова
Подберите к слову в первом столбике окончание из второго:
Вес опыт
След град
Вино точка
Чело оса
Пол век
Метаграммы – последовательное изменение одной или нескольких букв в слове.
С Д - я строю,
С Т- скучаю,
С С – ребенка укачаю ( доска, тоска, соска)
Мыслительные операции анализа и синтеза
Выделите отдельные слова из слова
Едашаркомнатакласскукла
Выделите отдельные слова из предложения:
Былазимадетинапрудулепиликуклуизснега
«Зашифрованное слово»
Возьмите из каждого слова только первые слоги и составьте слово
Каток валет лето риза ярус
Возьмите из каждого слова только вторые слоги и составьте слово
Холод рука
Рама уши рана
Зима рога корзинка
6.Рефлексия