Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок русского языка по теме: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Цели: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; формировать навыки написания частицы и приставки не в причастии; закрепить пунктуационные навыки постановки запятой при причастном обороте.

Ход урока

I. Оргмомент
II. Синтаксическая пятиминутка.

Из данного текста выписать предложения с причастными оборотами.

Первые зимние Паралимпийские игры появились на свет в 1976 году. Местом их проведения стал шведский городок Орнсколдсвик. Флаг нашей страны впервые был поднят на IV Паралимпийских играх, состоявшихся в 1988 году в Инсбруке. Первую награду для нашей страны завоевала россиянка Валентина Григорьева, получившая бронзовую медаль среди слабовидящих спортсменов. А вот следующие зимние Паралимпийские игры, проходившие в 1992 году в Альбервилле, вошли в историю отечественного спорта тем, что спортсмены, выступавшие под объединенным флагом, сенсационно заняли третье место в общекомандном зачете. Но настоящей сенсацией стало выступление нашей команды, молодой и перспективной, на Играх 2010 года в Ванкувере: 38 медалей, в том числе 12 золотых, 16 серебряных и 10 бронзовых. Наши спортсмены-паралимпийцы – гордость российского спорта!



Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль. Определите роль обособленных определений в данном тексте.
III. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант: правописание не с различными час­тями речи.



Несколько незнакомцев, некого пригласить, ничего не знаешь, ненавидел лень, невежественный человек, невольник чести, нелас­ковая осень, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, неряшливый вид, неплохое предложение, немалый вклад; поступок нехорош; не страшное, а веселое приключение.

IV. Основная часть. Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Слово учителя.

В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, именами прилагательными, местоимениями, глаголами. При выборе орфо­граммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении, это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями.

Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие мо­жет присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями.

Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сде­лаем записи в тетрадях.

Случаи слитного написания не с причастиями:

1) Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

- От какого слова образовано причастие? (От глагола «него­довать».)

- Возможно ли употребление причастия без не! (Невозможно.) Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

- Подберите однокоренные слова других частей речи. (Него­дование, негодовать.)

2) Невыраженный признак, нерешённая задача.

- Есть ли при причастиях зависимые слова?

Вывод: если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно.

3) Очень неподготовленное выступление, весьма неотработан­ная речь.

- Какое значение имеют наречия очень, весьма! (Значения степени.)

Вывод: если причастие имеет при себе наречие степени {очень, весьма, совершенно и т. п.), то пишется с не слитно.

Случаи раздельного написания не с причастиями:

1) Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.



- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с при­частиями.

Вывод: если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.

2) Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.



- Есть ли у причастий зависимые слова, т.е образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова (образует при­частный оборот), то пишется с не раздельно.

3) Реки ещё не скованы льдом. Обед еще не приготовлен.

- В чем особенность этих причастий? (Они краткие.)

- Каким членом предложения они являются? (Сказуемым.)

Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 132: комментированное письмо.

Комментарий. Фонетический разбор слова дорожку один уче­ник выполняет на доске, остальные - в тетрадях.

Элементы разговорного стиля - обращение, разговорные обо­роты, слова: через день-два, едва.



2. Упражнение 133: самостоятельная работа с последующей проверкой «по цепочке».

3. Упражнение 135. Учащиеся выполняют самостоятельно.

4. Упражнение 136. Работа с текстом. Определить его основную мысль, озаглавить, разделить на абзацы, списать, расставляя пропущенные запятые. Обозначить приставку не-.

IV. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 65-66, в словарик; составить с ними словосочетания.



Выровненный, прекратить, претензия, претендовать.

V. Итоги урока.

Домашнее задание

1. § 24.

2. Упражнение 134.
Материал для справок.

Паралимпийские игры

(параолимпийские игры) —международные спортивные соревнования для инвалидов.

Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 года в тех же городах; в 2001 года эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным Паралимпийским комитетом (МПК). Летние паралимпийские игры проводятся с 1960, а зимние Паралимпийские игры — с 1976.

Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создает условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков.



Название

«паралимпийский» Название первоначально было связано с термином parapledgia – паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника, однако с началом участия в играх спортсменов и с другими заболеваниями было переосмыслено как «рядом, вне (παρά) Олимпиады»; имеется в виду параллелизм и равноправие параолимпийских соревнований с олимпийскими. Написание «паралимпийский» зафиксировано в «Академическом русском орфографическом словаре» и других словарях. Написание «паралимпийский» в словарях пока не отмечено и употребляется только в официальных документах органов государственной власти, являясь калькой с официального названия (МОК) на английском языке — paralympic games.

Урок русского языка по теме: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Цели: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; формировать навыки написания частицы и приставки не в причастии; закре

48.95kb.

16 09 2014
1 стр.


На уроках русского языка. 7 класс. Тема урока: «Слитное и раздельное написание не c причастиями»

Цели: Познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями; повторить правописание не с разными частями речи, повторить морфологический разбор причастия

42.4kb.

09 09 2014
1 стр.


Тема. Слитное и раздельное написание не с причастиями

Орг момент. Цель: проверить готовность уч-ся к уроку, помочь им настроиться на серьёзную работу

32.23kb.

02 10 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы

37.97kb.

03 09 2014
1 стр.


Урок русского языка по теме: «Значимые части слова»

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный

89.31kb.

11 10 2014
1 стр.


Урок русского языка по теме

Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, макет компьютера, индивидуальные карты учащихся, листы зелёного цвета формата а-4, мультимедийный проектор

71.39kb.

03 09 2014
1 стр.


Обобщение и повторение изученного по теме Лексика

Учитель русского языка и литературы моу гимназии №2 Климанова Елена Алексеевна. Урок проведён 21. 12 2009

113.33kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6-ом классе по теме «Фразеология»

За сегодняшний урок вы откроете для себя большое количество неизвестных вам прежде фразеологизмов. Более того, выходя из класса, вы уже будете знать, как поступить, если вы столкну

157.28kb.

14 12 2014
1 стр.