Урок русского языка по теме: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Цели: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; формировать навыки написания частицы и приставки не в причастии; закрепить пунктуационные навыки постановки запятой при причастном обороте.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Синтаксическая пятиминутка.
Из данного текста выписать предложения с причастными оборотами.
Первые зимние Паралимпийские игры появились на свет в 1976 году. Местом их проведения стал шведский городок Орнсколдсвик. Флаг нашей страны впервые был поднят на IV Паралимпийских играх, состоявшихся в 1988 году в Инсбруке. Первую награду для нашей страны завоевала россиянка Валентина Григорьева, получившая бронзовую медаль среди слабовидящих спортсменов. А вот следующие зимние Паралимпийские игры, проходившие в 1992 году в Альбервилле, вошли в историю отечественного спорта тем, что спортсмены, выступавшие под объединенным флагом, сенсационно заняли третье место в общекомандном зачете. Но настоящей сенсацией стало выступление нашей команды, молодой и перспективной, на Играх 2010 года в Ванкувере: 38 медалей, в том числе 12 золотых, 16 серебряных и 10 бронзовых. Наши спортсмены-паралимпийцы – гордость российского спорта!
Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль. Определите роль обособленных определений в данном тексте.
III. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Несколько незнакомцев, некого пригласить, ничего не знаешь, ненавидел лень, невежественный человек, невольник чести, неласковая осень, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, неряшливый вид, неплохое предложение, немалый вклад; поступок нехорош; не страшное, а веселое приключение.
IV. Основная часть. Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Слово учителя.
В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, именами прилагательными, местоимениями, глаголами. При выборе орфограммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении, это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями.
Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями.
Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетрадях.
Случаи слитного написания не с причастиями:
1) Негодующий взгляд, ненавидящий тон.
- От какого слова образовано причастие? (От глагола «негодовать».)
- Возможно ли употребление причастия без не! (Невозможно.) Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.
- Подберите однокоренные слова других частей речи. (Негодование, негодовать.)
2) Невыраженный признак, нерешённая задача.
- Есть ли при причастиях зависимые слова?
Вывод: если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно.
3) Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.
- Какое значение имеют наречия очень, весьма! (Значения степени.)
Вывод: если причастие имеет при себе наречие степени {очень, весьма, совершенно и т. п.), то пишется с не слитно.
Случаи раздельного написания не с причастиями:
1) Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.
- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями.
Вывод: если причастие имеет противопоставление, то пишется с
не раздельно.
2) Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.
- Есть ли у причастий зависимые слова, т.е образуют ли они причастные обороты?
Вывод: если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с
не раздельно.
3) Реки ещё не скованы льдом. Обед еще не приготовлен.
- В чем особенность этих причастий? (Они краткие.)
- Каким членом предложения они являются? (Сказуемым.)
Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 132: комментированное письмо.
Комментарий. Фонетический разбор слова дорожку один ученик выполняет на доске, остальные - в тетрадях.
Элементы разговорного стиля - обращение, разговорные обороты, слова: через день-два, едва.
2. Упражнение 133: самостоятельная работа с последующей проверкой «по цепочке».
3. Упражнение 135. Учащиеся выполняют самостоятельно.
4. Упражнение 136. Работа с текстом. Определить его основную мысль, озаглавить, разделить на абзацы, списать, расставляя пропущенные запятые. Обозначить приставку не-.
IV. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 65-66, в словарик; составить с ними словосочетания.
Выровненный, прекратить, претензия, претендовать.
V. Итоги урока.
Домашнее задание
1. § 24.
2. Упражнение 134.
Материал для справок.
Паралимпийские игры
(параолимпийские игры) —международные спортивные соревнования для инвалидов.
Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 года в тех же городах; в 2001 года эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным Паралимпийским комитетом (МПК). Летние паралимпийские игры проводятся с 1960, а зимние Паралимпийские игры — с 1976.
Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создает условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков.
Название
«паралимпийский» Название первоначально было связано с термином parapledgia – паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника, однако с началом участия в играх спортсменов и с другими заболеваниями было переосмыслено как «рядом, вне (παρά) Олимпиады»; имеется в виду параллелизм и равноправие параолимпийских соревнований с олимпийскими. Написание «паралимпийский» зафиксировано в «Академическом русском орфографическом словаре» и других словарях. Написание «паралимпийский» в словарях пока не отмечено и употребляется только в официальных документах органов государственной власти, являясь калькой с официального названия (МОК) на английском языке — paralympic games.