Личностно-дифференцированный подход
на уроках русского языка.
7 класс.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».
Цели: 1.Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями; повторить правописание НЕ с разными частями речи, повторить морфологический разбор причастия, провести работу со словарными словами; проверить базовый уровень выполнения заданий разной сложности.
2.Развивать устную и письменную речь учащихся, развивать орфографические умения и навыки.
3. На примере текста А.С.Пушкина «В назидание потомку» воспитывать ответственность за свои поступки.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Проверка домашнего задания: повторить план морфологического разбора причастия; выполнить морфологический разбор причастия на листке (оценивает учитель).
В последний раз блеснули горы в несуществующей дали.
III Сообщение темы и цели урока (тема написана на доске, цели урока учитель спрашивает у учеников), запись даты и темы урока в тетради.
1. Слово учителя.
- Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами. А поможет нам в этом «Назидание» А.С.Пушкина.
2. Чтение публицистической статьи А.С.Пушкина «В назидание потомку».
Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе.
Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.
Никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.
Никогда не делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.
Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы мог их усвоить.
3. Беседа по вопросам.
- В каком стиле написано «Назидание»?
- Какие советы дает нам А.С.Пушкин?
Запись в тетрадях и на доске: Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
- Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными. Запись в тетрадях и на доске:
Слитно, если: Раздельно, если:
- без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
- можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч);
- есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;
- зависимое слово – отрицательное
местоимение (никому не интересный);
- прилагательное в сравнительной или
превосходной степени ( не громче,
не красивейший).
4. НЕ с причастиями.
- Теперь нам нужно узнать, как же пишется НЕ с причастиями?
- Посмотрите на предложения, которые написаны на доске. Ваша задача – прочитать эти предложения, проанализировать их и сделать вывод, когда же НЕ с причастиями пишется слитно, а когда – раздельно.
Беговая дорожка не выровнена и не размечена.
Неразмеченная беговая дорожка ещё не использовалась спортсменами.
Шум ливня, не прекращающийся весь день, был слышен за окном.
Непрекращающийся шум ливня был слышен за окном.
Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные знания.
Ученик смотрел на учителя недоумевающим взглядом.
Чтение параграфа 24 на с. 65.
- На правописание какой части речи это похоже?
- Какой новый пункт мы можем добавить в нашу таблицу? (Полные причастия, при которых есть зависимые слова, т.е. причастный оборот, пишутся с НЕ раздельно.)
IV Закрепление.
1. Выполнение упражнения 133, начиная с цифры 2 (по цепочке, устно высказывая условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями).
2. Выполнение разноуровневых заданий.
I уровень.
Пользуясь изученным правилом придумайте и запишите предложения, в которых бы НЕ писалось слитно и раздельно (используя все пункты плана).
II уровень.
Распределите данные словосочетания в таблицу, определяя часть речи, с которой не следует писать НЕ раздельно или слитно.
Не хороший, а плохой поступок; неинтересная книга; невзгоды закаляют характер; не сомневался ни в чём; мне нездоровится; ещё не оконченное стихотворение; руки не вымыты; кот не накормлен; не сморщенные, а уже сочные листочки; незанавешенные окна; рассказ не окончен; не просохшая после дождя земля; непросохшая земля; не обдуманный, а опрометчивый поступок; рассказывать небылицы; неуверенный человек.
III уровень.
Пользуясь изученным правилом, спишите предложения, устно указывая условия слитного и раздельного написания. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1.Не забываемое впечатление оставила гроза в деревне. 2. Светлая заря, ещё не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. 3. В сектор для прыжков ещё не привезён песок. 4. В палатке мы увидели не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. 5.Ничего не стоят не подкреплённые делом слова. 6. Ненавидящий предательство, он не мог простить друга.
V Подведение итогов урока.
- Правописание каких частей речи вы вспомнили на уроке?
- Что узнали нового?
- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
VI Домашнее задание.
Выучить правило, записанное в тетради, выучить правописание слов из рамочек в параграфе 24, выполнить упражнение № 137 на стр. 67