Перейти на главную страницу
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием ИКТ по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» в 9 классе общеобразовательной школы. Автор урока учитель истории и обществознания высшей категории МОУ « Татарско – Бурнашевская СОШ» Дадыкина Ирина Николаевна.
1. формирование яркого, целостного образа – представления о деятельности советского тыла в годы войны, структурирование последовательности перехода отечественной промышленности на военные рельсы, формулирование и аргументация личных оценочных суждений.
2. развитие и совершенствование умений анализировать материал, разграничивать процесс познания общественных реалий и процесс их нравственной оценки, развитие навыков скорописи.
3. воспитание чувства гордости за доблестный труд советских граждан в годы войны, уважение к их самопожертвованию и героизму.
- Вклад науки в военное производство.
- Сельскохозяйственное производство.
- Деятели культуры – фронту.
СССР не был полностью готов к войне, хотя вся 3 пятилетка – это “создание промышленной базы на востоке страны”, строительство предприятий-дублеров. Для перестройки экономики на военный лад (то есть милитаризации) СССР понадобилось более года – указанная цель была достигнута только к ноябрю 1942 года.
- Переключение на военное производство почти, что всех отраслей промышленности;
- Резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции;
- Перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные районы фронта.
В результате планово - централизованной экономики СССР, были внесены коренные изменения в структуру народного хозяйства восточных районов, заметно выровнялся уровень экономического развития советских республик.
Экономическая победа над фашистской Германией в решающей степени была заслугой напряженно трудившихся рабочих, крестьян, служащих, детей
11 слайд. Вклад науки в военное производство.
В тяжелые военные годы советская наука сосредоточилась на решении проблем, "способствующих достижению победы над фашистской Германией. Огромный вклад в советское танкостроение внесли такие конструкторы и ученые, как Ж.Я. Котин, М.Н. Кошкин, А.А. Морозов, Н.Л. Духов и другие.
Многие ученые работали непосредственно на фронтах Великой Отечественной войны. В результате широкого внедрения в практику открытий и достижений медицинской науки, полученных во время войны, ученые-медики добились впечатляющих успехов – более 70% раненых советских офицеров и солдат возвращались в строй.
В исключительно сложных условиях военного времени решало свои задачи сельское хозяйство страны.
Война оторвала от сельскохозяйственного производства наиболее трудоспособную и квалифицированную часть работников. В деревнях остались в основном женщины, дети и старики, которые составили более 80% всей рабочей силы в сельском хозяйстве.
24 слайд. Сообщение о тружениках тыла из нашего села. До войны наше село было центральным отделением колхоза «Правильный путь», председателем колхоза был Анфимов Дмитрий. Общая площадь обрабатываемой земли – 2т850га. В селе работала начальная школа, сельский совет, 4 полеводческие бригады, молочно-товарная ферма.
Из воспоминаний моей прабабушки Мольковой Евдокии Ивановны: «До сих пор помню жаркий июньский день. Я работала в поле, заготавливала корм для скота. Не к добру застучало сердце, когда увидела машину из района, страшная новость - мужа забирают на фронт. Многих мужчин увезли в тот же день. Много слез было пролито.
Из письма колхозника «Просвет» село Каинки Владимира Яковлева от 27 ноября 1941 г.
-«Моя Родина, в которой я прожил 73 года в опасности. Немцы напрягают все силы, чтобы отнять у нас свободу. Но враг будет разбит, мы победим. В ряды Красной Армии я проводил единственного сына, а сам несмотря на возраст- работаю, чтобы своим трудом крепить тыл. По ночам охраняю колхозное добро, а днем помогаю на полевых работах, вожу снопы с токов, скирдую. За весь 1941 год заработал 400 трудодней.
Интересно еще одно письмо, которое было написано в Красную Армию колхозниками нашего села. Пишут, что уборку сена закончили, подготовились к уборке урожая. А наряду с напряженной работой в колхозе изучают противохимическую оборону. Датировано оно 1941годом.
А осенью 41 года наши сельчане были направлены на строительство «Казанского обвода». Окопы- так называли это строительство в народе. Верхнеуслонский район должен был предоставить 3т 800ч.
Из воспоминаний Абросимовой Елизаветы Осиповны.
Осенью 1941 года пришло постановление в сельсовет на направление юношей и девушек с 16 лет, женщин, мужчин не подлежащих мобилизации- на окопы.
«Поздно вечером вызвали всех в сельский совет, сообщили, чтобы взяли вещи, еду и были готовы, сегодня же 5 лошадиных подвод отправились из села. Поздно вечером доехали до деревни Русское Бурнашево, остановились на ночлег в местном клубе. Там вех закрыли на замок, боялись, сбегут. Но каждый из нас понимал надо. Немцы рвались в Волге.»
Во время войны в колхозе работали 4 полеводческих бригады. Три из них возглавляли женщины. Панова Лиза, Арефьева Маруся, Абросимова Лиза. И лишь четвертую возглавлял мужчина Чиганов Михаил Осипович. Выращивали рожь, пшеницу, овес. Кроме того в селе был колхозный огород в районе озера и реки Отрясы. На огороде выращивали помидоры, огурцы, морковь, капусту. По воспоминаниям сторожилов, помидоры, и капусту сначала выращивали рассадой в парниках , которые находились на месте современного здания почты. За рассадой ухаживали по наряду . Дело это было хлопотное, чтобы рассада не замерзала, на ночь ее закрывали самодельными соломенными матами.
Все, выращенное, сдавали на станцию Вязовые, где находилась государственная поставка.
Помогали фронту и животноводческой продукцией. В селе была молочно-товарная ферма, овчарня, птичник.
В районной газете опубликовано открытое письмо зав. фермами колхоза «Правильный путь» Гудалина Федора Федоровича датирован 20 ноября 1941 года.
Он пишет: «Коллектив нашей фермы работает дружно. Знаем, что животноводство в хозяйстве страны играет немалую роль, мы напрягаем все усилия на повышение продуктивности.
На нашей ферме все щели и отверстия, где бы мог пробраться лютый мороз, тщательно заделаны, и не пропустят холода. Помещение, где находятся телята, отопляются печкой. Корм дается точно в установленные сроки, утром в 5 часов, днем в 2 часа вечером в 5 часов. Особенно хорошие образцы в работе показывают Фирсова Александра Семеновна, Остаткова Агрофена Николаевна.
25 слайд. В годы войны поднимались целинные и залежные земли, выкорчевывалась тайга. В Казахстане весной 1943 года под посевы яровых культур было поднято свыше 527 тысяч гектаров целинных и залежных земель.
В целом же по стране посевные площади возросли:
в 1942 году на 2,8 млн. га,
в 1943 – на 6,4 млн. га,
в 1944 – на 15,8 млн. га.
26 слайд. Серьезные меры принимались и по развитию животноводства. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, на протяжении всей войны производство зерновых не поднималось до половины, а поголовье крупного рогатого скота также составляло около половины довоенного уровня.
27 слайд. Деятели культуры – фронту.
Не меньшую роль, чем экономический фактор, в победе сыграло морально-политическое единство советского народа.
Единство фронта и тыла опиралось главным образом на чувство патриотизма и государственного самосохранения русских и других народов.
28 слайд. Огромную роль в укреплении народного патриотизма сыграли деятели отечественной культуры, ученые и преподаватели, журналисты, писатели, художники, композиторы, кинематографисты, актеры.
29 слайд. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев,
К. М. Симонов, А. Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб известный детский писатель
А. П. Гайдар. Во время возвращения из осажденного Севастополя был убит один из авторов сатирических романов "Двенадцать стульев»
и "Золотой теленок" Е. Петров.
2 учащимся индивидуальное задание. Продолжить сбор информации о тружениках тыла, земляках нашего села.
Урок истории в 9 классе по теме:
Подготовила и провела учитель истории и обществознания высшей категории МОУ « Татарско- Бурнашевская СОШ» Дадыкина И.Н.
2010г.
Источники.
https://www.muzdiorama.ru/strafbat.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D
https://wwiisoldat.narod.ru/NARKOMY/ARTICLES/008-shakhurin.htmhttps://book.uraic.ru/kraeved/12/004.htm
https://wsyachina.narod.ru/history/nuclear_testing_2.html
https://wwii-soldat.narod.ru/NARKOMY/ARTICLES/011-parshin.htmhttps://kharkov.vbelous.net/famous/famconst/koshkin.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%A1-3
«Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»,пятый урок в главе III «ссср в Великой Отечественной войне»
14 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Цели и задачи: раскрыть роль тыла, как одного из факторов победы советского народа над Германией
14 10 2014
1 стр.
Основное положение директивы от 29 июня изложил в выступлении по радио 3 июля 1941 года И. В. Сталин. Обращаясь к народу он объяснил сложившуюся ситуацию на фронте, раскрыл програм
12 10 2014
1 стр.
Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945. Рассекреченные документы. Хроника событий. Книга вторая часть
04 09 2014
4 стр.
Школа в годы Великой Отечественной войны
13 10 2014
1 стр.
В годы суровых испытаний Великой Отечественной войны научно-промышленный потенциал Подмосковья работал с напряжением всех сил, приближая победу
28 09 2014
1 стр.
В годы Великой Отечественной войны тревожно звучало слово "Тихвин" в сводках Совинформбюро
13 10 2014
1 стр.