Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок в 9 классе. « Органоиды клетки. Митохондрии и пластиды.»

Цели : ознакомить с особенностями двумембранных органелл клетки- митохондриями и пластидами, их функциями и строением; продолжить формирование умений самостоятельно добывать знания, делать выводы, сравнения, умения выделять главное, навыков работы с учебной литературой через усвоение знаний о митохондриях и пластидах.

Ход урока
I.Организационный момент.

II.Контроль знаний .


На данном этапе урока проводится письменная проверочная работа (на 10 минут). Учащимся предлагаются готовые таблицы, которые они заполняют и сдают учителю (Приложение 1).
III. Изучение строения митохондрий и пластид.

1)Рассказ учителя об особенностях строения митохондрий, с демонстрацией слайда «Митохондрия».


Митохондрии- важнейшие органоиды клетки.

Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной зависимости клетки. Форма и величина их также меняются, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться. Митохондрии имеют наружную и внутреннюю мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя имеет складчатую поверхность и образует складки-кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость-матрикс, содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий.


2) пользуясь учебником, сформулируйте и запишите в тетрадь функции митохондрий. (самостоятельная работа 5 -7 мин.)

функции митохондрий:

-участвуют в обмене веществ, так как содержат ферменты;

-участвуют в процессе дыхания, синтезе АТФ;

-осуществляют синтез белка, так как имеют свою специфическую ДНК.
3) учащимся предлагается ответить на вопросы:

-- Перечислите известные вам виды пластид.

--Назовите их местонахождение в частях растений.

Рассказ учителя об особенностях строения пластид, с демонстрацией таблицы «Растительная клетка»

Демонстрируется слайд «Строение хлоропласта»

Хлоропласты- это зеленые пластиды. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения воспринимаются нашим глазом как зеленые.

Хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта- ламеллы. Совокупность ламелл называют стромой. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощенных мешочков-тилакоидов. Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти стопки называются гранами. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопластов строма развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержатся ДНК, рибосомы, ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он воспроизвел себе подобный. Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а лейкопласты-в хлоропласты.

Функции хлоропласта- осуществление фотосинтеза.

Учитель сообщает дополнительную информацию о симбиотическом происхождении митохондрий и пластид.

После того как изучено строение митохондрий и пластид, учитель просит сравнить эти органоиды и определить черты сходства и различия.(Самостоятельная работа 5-7 мин.)

Сходства :

-имеют одинаковые размеры, оболочки состоят из двух мембран и сами мембраны имеют сходное строение

-имеют собственные ДНК

-способность к самоудвоению

Различия:

- в митохондриях синтезируются молекулы АТФ, а в хлоропластах не только синтез АТФ, но и происходит использование АТФ в процессе фотосинтеза.

--число митохондрий в клетке больше, чем число хлоропластов.

-различный набор ферментов.


Учащимся предлагаются рисунки строения митохондрии и хлоропласта, которые вклеиваются в тетрадь.
IV.Закрепление знаний.

Биологический диктант «Путешествие по клетке» (Приложение 2)

V.Домашнее задание

1Выучить параграф 5



  1. Составить тест по теме «Строение органоидов клетки», «Функции органоидов клетки».

  2. Приготовить презентацию по изученной теме.(2 3 задания навыбор!)

Литература

1.Биология в школе №6, 2008,С.28-32.

2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.-М.:ВАКО, 2006.-464 с.

3.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Приложение 1

Органоиды клетки и их функции.


Органоиды клетки

Строение органоидов

Функции

Дополнительные сведения

Одномембранные органоиды

1.

а)
б)













2.












3.












4.












Немембранные органоиды

1.









2.









3.









4.









5.









Приложение 2

Биологический диктант «Путешествие по клетке»


Запишите названия органоидов

  1. Перед вами растительная клетка. Чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку. Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или мембранных белков?

  2. Вы попали с помощью мембранных белков в цитоплазму растительной клетки. какие органоиды растительной клетки встретятся вам здесь?

  3. Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки.

Заблудившийся ион магния просит у вас помощи. Он забыл название пластида и вещества, в которое ему надо попасть. Это…

  1. Итак, вы в хлоропласте и ваше растение съедено травоядным животным и уже переваривается. Вы оказались в пищеварительном пузырьке клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется?

  2. Ура! Вы попали в ЭПС и плывете по ее канальцам. Вы проплываете через ее участок, покрытый рибосомами. Как он называется?

  3. ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались?

  4. Этот органоид упаковал каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше по гиалоплазме. Теперь подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие округлые складки. Он помог вам пополнить запасы энергии. Что это за органоид?

  5. По микротрубочкам цитоскелета вы попали в не изученную нами главную часть клетки…

Урок в 9 классе. «Органоиды клетки. Митохондрии и пластиды.»

На данном этапе урока проводится письменная проверочная работа (на 10 минут). Учащимся предлагаются готовые таблицы, которые они заполняют и сдают учителю

57.98kb.

15 12 2014
1 стр.


Урок Строение растительной клетки

Оборудование: таблица: «Растительная клетка», аппликация клетки на магнитную доску; термины: оболочка, цитоплазма, ядро, митохондрии, рибосомы, лизосомы, эндоплазматическая сеть, к

47.65kb.

16 12 2014
1 стр.


Одномембранные органоиды клетки

Цель урока: формирование ключевых понятий: «Одномембранные органоиды клетки», «Функции и значение одномембранных органоидов в клетке»

110.99kb.

17 12 2014
1 стр.


Тест. Строение клетки Вариант № I. С выбором одного верного ответа

Внутренняя полужидкая среда клетки, пронизанная нитями и трубочками, в которой расположены органоиды и ядро – это

57.48kb.

13 10 2014
1 стр.


Клетка и ее органоиды

Основным методом цитологии, изучающим ультраструктуру клетки, т е строение отдельных ее органоидов, является

76.39kb.

27 09 2014
1 стр.


Происхождение эукариотических клеток

Эти структуры называются органеллами. Каждой органелле : митохондрии, хлоропласту, ядру, лизосомам, аппарату Гольджи и т д присущи свои специфические функции в жизни клетки

206.08kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-в классе. Учитель моу сош №4 Пушняк. Е. В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»

Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ

65.34kb.

04 09 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.