Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



Урок внеклассного чтения



в 5 классе

«Нам не забыть суровых этих лет»
(по повести Ю. Когинова «Берестяная грамота»).

Учитель Барменкова С.Ю.

МОУ «СОШ №1 г. Фокино»

2003 – 2004 уч. год



Эпиграф к уроку: «Человеку нужно такое счастье,

Чтобы – на всю жизнь!

А оно возможно только без

войны»

Ю. Когинов



Цели: раскрыть смысл названия повести, привести в систему знания учащихся о содержании повести, рассмотреть образ главных героев, обсудить вопросы, связанные с влиянием войны на судьбы людей – взрослых и детей;

формировать умение давать характеристику героя, учить составлять связный рассказ; воспитывать у учащихся интерес к истории родного края, учить ребят гуманизму, преданности, любви к Родине.



Оборудование.

  1. Выставка детских рисунков к повести.

  2. Музыкальное оформление: запись песни «Шумел сурово Брянский лес» и музыки С.Рахманинова «Вокализ».

  3. Оформление доски.

    1. Портрет Ю. Когинова и В. Рябка.

    2. Отрывок из стихотворения Б. Слуцкого.

    3. Вопросы для обсуждения.

а) Что вы скажете о названии? Почему повесть так называется?

б) Можно ли назвать действия ребят подвигом? Почему?

в) Как вы понимаете слова майора Горлова: «… Человека, потерявшего отца и дом, нельзя оставить наедине с несчастьем».

г) О чем заставляют задуматься заключительные строки: «Люди знали тогда твердо одно: «Сегодня, вот сейчас надо сделать все, что я смогу». И у каждого из них была своя Победа на той великой войне».



План урока.

I. Подготовка к восприятию.

Вступительное слово учителя о Дне освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков.
II. Сообщение темы и цели урока.

III. Рассказ о писателе.

IV. Определение уровня читательского восприятия.


  1. События, о которых повествует автор.

  2. Краткое содержание повести.

  3. Рассказ о В. Рябке.

V. Беседа по поводу названия повести.

VI. Работа с текстом. Анализ повести.

VII. Обобщение.

VIII. Домашнее задание, подведение итогов урока.



Ход урока


Звучит песня «Шумел сурово Брянский лес».

I. Подготовка к восприятию. Вступительное слово учителя о Дне освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков.
Наш урок внеклассного чтения приурочен к Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. С каждым годом всё дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа - труженика, ковавшего победу в тылу. Весь наш народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма: их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока внеклассного чтения: «Нам не забыть суровых этих лет». Раскрыть ёе нам поможет повесть Юрия Когинова «Берестяная грамота».

Наша задача – подробнее познакомиться с образами главных героев; выяснить как война, эти суровые годы отразились на судьбах людей.
III. Рассказ о писателе

Писатель Юрий Иванович Когинов родился в Бежице. Бывший партизан, он воевал в Брянских лесах. Ему не пришлось участвовать в партизанском движении в нашем районе. Но после войны он узнаёт о борьбе партизан г. Дятьково и Дятьковского района с фашистами; о том, как дятьковцы, находясь на территории, оккупированной захватчиками, освободили свой город. Ю. Когинов по крупицам собирает материалы, документы о событиях тех лет, встречается с людьми – свидетелями и участниками тяжёлого военного времени.

Писатель был восхищён подвигами, мужеством, стойкостью жителей нашего района в годы войны. И в результате кропотливой работы из-под пера Ю. Когинова вышла повесть «Берестяная грамота».

IV. Определение уровня читательского восприятия

1. События, о которых повествует автор

- Вы прочитали повесть. О каких событиях повествует автор?



  • Ю. Когинов рассказал о событиях, которые произошли в годы

Великой Отечественной войны в городе Дятьково, находящемся в тылу врага.

  • Давайте мысленно перенесёмся в те военные годы. 7 октября 1941 года… Город Дятьково был оккупирован захватчиками. А 8 октября 1941 г. фашисты заняли пос. Цементный (так раньше назывался наш город Фокино). Были повсеместно организованы партизанские отряды для борьбы с оккупантами. Началась партизанская война. Вместе с взрослыми, старшим поколением, поднималась на борьбу с ненавистным врагом молодежь, дети. Леса Дятьковского района, как и всей Брянщины, стали грозой для фашистских захватчиков. И вот 14 февраля 1942 года фашисты были отброшены за пределы района. Люди стали восстанавливать разрушенное хозяйство. Враг бесновался. Острова свободы в его тылу, одним из которых стала территория Дятьковского района, не давали фашистам покоя. Армия народных мстителей всё возрастала и крепла. Но враг наступал. 4 месяца в кольце злобствующего врага удерживалась наша власть в районе. Партизаны нанесли немало ударов по противнику. Но против свободного района были брошены огромные силы врага. 7 июля 1942 года враг оккупировал весь район. Партизаны ушли в лес.


2.Краткое содержание повести
- Какое впечатление вызвала у вас повесть? Что запомнилось?

- Давайте вспомним краткое содержание повести.

Действие повести происходит в г. Дедково, который заняли фашисты. Однажды в городе появились танки с черными крестами, и жители впервые увидели фашистов, которые сразу стали зверствовать: расстреливали военных, вешали тех, кто казался им подозрительным. Они не щадили ни взрослых, ни ребятишек. Многие жители ушли в партизаны. Командиром у них был Михаил Степанович Калачёв, секретарь райкома партии, и Василий Самсонович Ревок, секретарь райкома комсомола. Вместе со взрослыми действовали и ребята – главные герои повести: Коля Матрёнин, Серёжа Вавилов, Зина Говоркова и Мишка Капусткин. Много героических поступков они совершили. Сначала они решают мстить самостоятельно, но, не зная многого, чуть не сделали ошибки: ещё чуть-чуть - и был бы убит староста Готман, работающий по заданию партизан. Ребята потом узнают, что и Готман ,и полицаи Фролов и Романов – свои. По заданию партизан дети расклеивают листовки в городе, а однажды Сергей и Зина помогают спасти от расстрела пленных жителей города.

Вскоре партизаны освобождают г. Дедково. Снова началась в городе мирная жизнь. Заработала типография, где печаталась газета «Народный мститель». И ребята бросились на поиски бумаги, которой очень не хватало. Сергей по заданию Ревка устанавливает радио, и жители города смогли услышать голос Москвы; а затем он идёт с партизанами в разведку и помогает взорвать фашистский поезд. Мишка Капустин оказывает помощь престарелым и одиноким. Затем ребята вместе со взрослыми собирают деньги на танковую колонну. Но вдруг фашисты ворвались на окраину пос. Любезны, и нужно было срочно спасать деньги, собранные жителями этого посёлка. На задание идёт Иван Фридрихович Готман с Зиной. Но предатель узнал Готмана, и его расстреляли фашисты. Здесь же погибает и Ревок. Зина одна сумела доставить деньги в город. А положение становилось всё серьёзнее: фашисты хотели захватить Дедково в кольцо. Военный корреспондент Михаил Алексеевич, который приехал из Москвы, собирается уже улетать, чтобы доставить в Москву статью для газеты о партизанском крае и отвести собранные на танковую колонну деньги. Коля провожает его до самого самолёта, где отдаёт ему кусочек бересты с зашифрованным текстом о своих товарищах. Но на аэродром напали фашисты, и Коля улетает на самолёте вместе с Михаилом Алексеевичем.

А город оказался в сплошном огненном кольце. Аэродром необходимо было отбить, иначе прервалась бы единственная

ниточка, связывающая Дедково с Большой землёй. В этом бою участвует Сергей, где он спасает от гибели своего командира. Аэродром был освобожден. А Коля оказался в Москве, где он знакомится с майором Горловым, который рассказывает о гибели его отца. Он же помогает ему вернуться домой, в родной город, в составе бригады особого назначения, которую направляют на помощь партизанам. С каждым часом становилось тревожнее. Немцы наступали со всех сторон. Огненное кольцо вот-вот могло захлестнуть город. В одном из боёв с фашистами погибают Фролов и Романов. И вот особая бригада подошла к линии фронта. Ночью скрытно все 724 человека должны были пройти по топям и оказаться на партизанской земле. Партизаны вышли им навстречу.

Вместе с ними был и Сергей. Вдруг он обнаружил, что на пути бригады – минное поле. Сергей уже видел людей в военной форме, видел Колю, спешившего ему навстречу. Он закричал, что здесь мины, но никто не понял его слов. Сергей решает сам идти им навстречу. Шаг, ещё и ещё… И вдруг – над ним взвилось облако дыма. Повесть заканчивается тем, что Коля идёт рядом с носилками, на которых лежит его друг. Мальчик шёл и думал, что вот так, наверное, несли на плащ-палатке его отца – комиссара Матрёнина.
3.Рассказ о В. Рябке.
В повести автор изменил и название городов и посёлков, и имена героев. Мы узнаём в г. Дедково – г. Дятьково, в посёлке Любезны – пос. Любохну, в селе Лободище – село Слободище. Прототипами многих персонажей Когинова стали реальные люди. Мы упомянули имя Василия Самсоновича Рябка. Кто стоит за образом этого героя повести? Такой человек действительно сражался в партизанском отряде с фашистами. Его имя – Рябок Владимир Самсонович. Обратите внимание на его портрет: молодое, светлое, предельно открытое лицо. Белокурый, голубоглазый, жизнерадостный. Послушайте об этом человеке сообщение.

В. С. Рябок – Герой Советского Союза, родился в г. Брянске в 1914 году. Окончил Дятьковский стекольно-керамический техникум. Работал на стекольном заводе Урала, а затем в пос. Старь. Перед войной он был избран секретарём Дятьковского райкома комсомола.



В годы войны В. С. Рябок был командиром молодёжного отряда и секретарём Дятьковского подпольного райкома комсомола.Много боевых операций он провёл, рискуя жизнью, своим бесстрашием и мужеством воодушевляя бойцов. В мае 1942 г. он организовал засаду партизан в дер. Верхи, где жила группа полицаев-изменников Родины. Переодевшись в немецкую военную форму, партизаны вызвали полицаев к засаде. В завязавшейся схватке предатель в упор выстрелил в Рябка. Герой погиб.


V. Беседа по поводу названия повести
- Что Вы скажете о названии? Почему повесть так называется?

  • Берестяная грамота – кусочек бересты, на котором Коля, главный герой повести, зашифровал текст о своих друзьях. Мальчик передает её военному корреспонденту из Москвы.

  • Что такое береста? Как об этом говорится в книге?

  • Береста – березовая кора, на которой когда-то писали книги. Она состоит из тонких, гладких, полупрозрачных слоев. Наиболее эластичная, не ломается, не рвется кора березы по ранней весне. В эту пору её и заготавливают. Из бересты гнали деготь, делали корзины, короба и туеса, употребляли для изоляции помещений от сырости.

  • Кому были интересны сведения о бересте? Почему перед Колей встал вопрос о письме на бересте?

  • В городе, оккупированном фашистами, не хватало бумаги, вернее, она заканчивалась. На глазах таяли листы ученических тетрадей, которые собрали школьники. Ведь необходимо было печатать газету «Народный мститель». А с Большой земли бумагу можно было доставить только на самолете, но его все не было. Наборщик Федор Краюшин сказал, что «бумага кончится – на березовой коре начнем газету печатать!». Коля заинтересовался этим, нашел сведения о бересте и весной вырезал не очень широкую полоску бересты, набрал на ней в типографии шрифт. А затем отдал московскому корреспонденту.

  • Мы упомянули сейчас имя наборщика Фёдора Краюшина. За его образом стоит реальный человек, Кирюшин Пётр Фёдорович. Он выпускал «Партизанскую правду». Когда не стало бумаги, газету стали печатать на бересте, название же изменили на «Народный мститель». Когинов встречался с этим человеком, который подарил ему военный номер газеты на бересте. Писатель назвал тогда её Берестяной грамотой. Потом, в скором времени, эти слова стали названием повести.

  • Что же случилось с берестяной грамотой?

  • Во время нападения фашистов на аэродром завязался бой; спасая Колю, корреспондент выронил бересту. Вскоре её находит друг Коли – Сергей.

  • Эпизоды, связанные с берестяной грамотой, важны для раскрытия образа главного героя. Мы еще вернемся к названию повести в конце урока, раскроем более глубокий его смысл. Нам станет ясно, почему Ю. Когинов вынес в название два этих слова: «Берестяная грамота»

  • Какими словами начинается повесть?

  • «Беды, говорят, в одиночку не ходят».

  • Автор сразу же вводит нас в обстановку военного времени.



VI. Работа с текстом. Анализ повести.


  • О чем читатель узнаёт, прочитав начало повести?

  • В доме Матрениных расположились два фашистских солдата.

  • Как их автор называет?

  • Незваными квартирантами, пришельцами.

  • Почему?

  • Их никто не звал, они ворвались в мирную жизнь людей и вмиг разрушили её. Фашисты прорвались со стороны Брянска. Дедково, все поселки и деревушки оказались в «мешке». Гитлеровские солдаты сползались, словно тараканы из всех щелей.

  • Мы уже говорили, что главный герой повести - Коля Матренин. Что вы узнали о нем, какое впечатление произвела на вас первая встреча с мальчиком?

  • Коля во время войны живет с матерью Еленой Викторовной, которая до войны работала учительницей. Отец, директор школы, ушел на фронт. Мальчик очень любит читать, особенно стихи.

  • Что вы еще о нем узнали? ( Дети рассказывают о Коле)

  • О ком вы узнали еще?

  • О друзьях мальчика.

  • Вы получили задание: подготовить сообщение о Сереже Вавилове, Зине Говорковой, Мише Капустине.



Ученики дают характеристики этим героям повести, рассказывают об их семьях.


  • Много испытаний выпало на долю детей. А сейчас давайте вспомним о первой встрече Сергея и Коли с фашистами.


Зачитывается или пересказывается данный эпизод.


  • Фашисты «хозяйничали» в городе. Что об их поведении, зверствах узнали друзья?

  • И ребята решили действовать. Что же они предприняли?


Рассказ о намерении рассчитаться со старостой Готманом.


  • О чем они не знали, когда шли выполнять свой план?

  • Готман работал старостой по заданию партизан.

  • Чем закончилась эта попытка ребят?

  • Вовремя подоспел командир партизанского отряда Калачёв.

  • Ребята узнали всю правду. И взрослые, видя стремление детей помогать им, дают друзьям серьёзное задание. О каком задании идет речь?

  • Ребята расклеивают по городу листовки.

  • Опасным ли было это задание? Что случилось во время выполнения данного поручения?


Рассказ об эпизоде, когда «полицай» Фролов убивает фашиста, который хотел схватить расклеивающего листовки Сергея.


  • Осталось ли без последствий убийство фашиста?

  • Почему, узнав, что 30 человек немцы заперли в гараже, Сергей «сжался в комок, даже испарина выступила на лбу»?

  • На что решился Сергей вместе с Зиной? Почему?

  • Они решают спасти людей. Сергей считает себя виноватым. Он говорит про себя: «Надо ж, какой бедой обернулись листовки. Ведь они для людей старались, чтобы все правду узнали, а вышло, будто бы ты 30 человек к смерти приговорил».

  • Прочитайте этот эпизод спасения жителей.

  • Дети старались помочь взрослым. Всё, что они делали, было нужным и важным.

  • Можно ли назвать действия ребят подвигом? Почему?

  • Делали то, что, может быть, было не всегда под силу взрослым, не думая о себе, ради освобождения своей Родины. Но какие бы бесстрашные поступки, подвиги ни совершали ребята, как бы они ни удивляли взрослых своим мужеством, всё-таки дети остаются детьми. Поэтому взрослые стараются помочь ребятам, уберегают их от необдуманных поступков, а в бою укрывают от пуль. И если кто-то оказывается далеко от родного дома, узнает о гибели отца на фронте, старшие окружают его вниманием, согревают своим теплом. Таким оказался майор Горлов: внимательным, заботливым. Кого он по-отечески опекал? Почему?

  • Как он сам это объясняет?

  • Майор понял: «Человека, потерявшего отца и дом, нельзя оставить наедине с несчастьем».

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Взрослые своим мужеством, стойкостью показывают пример детям. Это и Калачев, и Ревок, и Готман, и Журкович, и Горлов. Все: и взрослые, и дети – вместе борются с фашистами, которые вторглись в их родной город.

  • Обратите внимание на выставку ваших рисунков. Вы смогли выразить в своих работах то, о чем рассказал Ю. Когинов.

  • Какие моменты вы изобразили на рисунках?



Ученики рассказывают, что они отразили на рисунках





  • Идет война, страшная война, но люди верят, что придет Победа, и они, конечно, мечтают о будущем, о счастье. Мечтает о будущем Федор Краюшин, наборщик. Вспомним его слова.

  • «Скоро ручьи побегут, травка пробьётся. Тогда ещё веселее жизнь будет»,- говорит он.

  • А Елена Викторовна, мать Коли, рассуждает о счастье. Прочитаем этот отрывок.

  • «Много ли надо человеку для счастья? – размышляла Елена Викторовна. – Почувствовать на щеке ласкающую теплынь солнышка, пройти босиком по росной траве, посмеяться чьей-нибудь задорной выдумке. Всё это, конечно, радость. Но человеку нужно такое счастье, чтобы - на всю жизнь! А оно возможно только без войны».

  • Не случайно слова о том, что счастье возможно только без войны, вынесены в качестве эпиграфа к уроку.

  • Вернемся к названию повести. Почему же автор назвал её «Берестяная грамота»?

  • Берестяная грамота – часть живой истории, память о тех, кто жил и боролся за наше будущее. Это свидетельство суровых военных лет. Коля мечтал, чтобы о его друзьях узнали когда-нибудь люди на земле. Берестяная грамота – это напоминание о войне, наша историческая память.

  • Обратимся к заключительным строкам. Прочитайте их.

  • Люди знали тогда твердо одно: «Сегодня, вот сейчас надо сделать всё, что я смогу». И у каждого из них была своя Победа на той великой войне»,- так заканчивает Ю. Когинов свою повесть.

  • О чём эти слова заставляют задуматься?

  • Победа пришла благодаря каждому, кто боролся с фашистами: и взрослому, и ребенку, - всем, внёсшим свой вклад в общее дело.


VII. Обобщение.


  • Чем страшна война? (На фоне « Вокализа» Рахманинова)

  • Погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт. Но самое страшное – горе разъедает душу человека, особенно ребёнка, так как ничто не может восполнить потерю родителей, друзей, близких людей.

Взрослые, все мы в ответе за то, чтобы страшное никогда не повторилось. Мы не видели войны, но мы должны знать о ней. Должны знать, какой ценой завоёвано счастье. Мы обязаны помнить о тех детях и взрослых из повести Ю. Когинова «Берестяная грамота», которые сражались с фашистами, защищали свою Родину. Они не испугались и не растерялись в минуту опасности, но свой долг перед Родиной выполнили (многие из них ценою жизни). Но смерть не властна над такими людьми, потому что ценой своей жизни они отстаивали свободу. Память о них вечна, образы их всегда будут жить в наших сердцах. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Вот потому мы так и назвали наш урок: «Нам не забыть суровых этих лет». Проблема исторической памяти особенно полнозвучно должна звучать в наше нелёгкое время. Закончить урок мне хочется словами из стихотворения Б. Слуцкого:
«Да, каждый был ранен, контужен,

А каждый четвёртый – убит.

И лично Отечеству нужен,

И лично не будет забыт».



VIII. Домашнее задание, подведение итогов урока.
-Напишите сочинение – миниатюру «Мои впечатления от прочтения повести Ю. Когинова « Берестяная грамота».


Урок внеклассного чтения в 5 классе «Нам не забыть суровых этих лет» по повести Ю. Когинова «Берестяная грамота»

Цели: раскрыть смысл названия повести, привести в систему знания учащихся о содержании повести, рассмотреть образ главных героев, обсудить вопросы, связанные с влиянием войны на су

136.29kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок внеклассного чтения в 11 классе по повести- хронике Александра Костюнина «Земное притяжение»

Тема. Урок внеклассного чтения в 11 классе по повести- хронике Александра Костюнина «Земное притяжение»

25.83kb.

15 12 2014
1 стр.


Урок внеклассного чтения по литературе

Здравствуйте,ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Я буду с вами проводить урок внеклассного чтения по литературе

46.2kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок Мужества Нам 41-й не забыть, нам 45-й вечно славить посвященный 65летию Победы с. Солонцы 2010г

Здесь хранятся бесценные документы и экспонаты разных лет и даже веков. Музейные ценности помогают нам глубже понять, о том, как жила наша страна, чем занимались люди, какие событи

111.46kb.

09 10 2014
1 стр.


Урок литературного чтения во 2А классе: «Борис Викторович Шергин

Форма урока: урок выразительного, эмоционально- художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений

46.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок внеклассного чтения в 3-ем классе: «Путешествие в волшебную страну»

«Путешествие в волшебную страну» по книге А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

104.33kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок литературы в 5 классе «Он был вовсе не злой, а просто озорник…»

Оборудование: текст повести, Microsft Power Point, иллюстрации учащихся к повести, элементы костюма для инсценировки эпизода

46.45kb.

12 10 2014
1 стр.


Урок литературного чтения. Джани Родари." Приключения Чиполлино."

Ребята! Начинаем урок литературного чтения, чтобы нам было интересно, каждому из вас нужно настроиться на волну успеха и вместе мы сможем сделать многое, прочитаем хором

65.19kb.

15 09 2014
1 стр.