Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
( В основе урока проектные работы учащихся)
Цели урока: -
обобщение изученного материала;
- воспитание у школьников понимания ценности семьи, уважение к женщине, ее высоким обязанностям матери.
- показать идеал семейной жизни, основанный на здоровых нравственных началах в изображении Л.Н.Толстого.
- развивать умение мыслить над проблемами произведения, самостоятельно находить ответы на вопросы в процессе анализа текста художественного произведения.
Оформление урока:
На доске записаны тема урока и эпиграф ,компьютер, проектор.
Эпиграф:
«…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная»
Н Страхов:
1.Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте. Сегодня мы обратимся к одной из самых важных тем не только романа Толстого, но и нашей жизни. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Главной мыслью в романе наряду с «мыслью народной» является «мысль семейная». Толстой считал, что семья - основа общества, так как именно в семье воспитывается человек, обретая нравственные качества. Будущее страны закладывается в семье. В своем дневнике автор пишет: «Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, то ясно, что наука вообще и философия в особенности, на которую так надеется Руссо, не только не бесполезны, но даже необходимы, и не для одних Сократов, а для всех».
Жизнь каких семей легла в основу романа?
Болконские, Ростовы, Курагины.
Основная задача нашего урока – понять, почему одни семьи счастливы, а другие нет. Каков идеал семьи в понимании Толстого?
2. Защита проектов.
Предварительно учащиеся разделены на 3 группы. Каждая группа готовит мини-проект: 1 группа- «Семья Ростовых»; 2- «Семья Болконских»; 3- «Семья Курагиных» (презентации прилагаются).
Проекты должны отразить следующие вопросы:
атмосфера в семье (взаимоотношения детей и родителей, уклад семьи)
жизненные принципы, основа воспитания
отражение исторических событий в жизни семьи
основные принципы изображения героев
судьбы героев.
3.Рефлексия.
Каковы основные черты характеров наших героев?( учащиеся во время прослушивания проектов заполняют карточки, отвечая на этот вопрос )
Ростовы старшие
|
Николай Андреевич Болконский
|
Князь Василий
|
Гостеприимы, хлебосольны, радушны, в доме атмосфера любви и взаимопонимания, в доме царит «ум сердца»
|
Сдержан, благороден, трудолюбив, заботится о детях, воспитывает их в духе патриотизма и гражданственности, в доме царит «ум ума»
|
Эгоистичен, ведет праздный образ жизни, корыстолюбив, безнравственен, старается пристроить своих детей повыгоднее
|
Наташа Ростова
|
кн.Марья
|
Элен Курагина
|
Чувственна, романтична, открыта, жаждет любви, готова пожертвовать собой ради неё, находит счастье в семье, как и мать , становится хранительницей семейного очага.
|
Скромна, умна, сдержанна, религиозна, живет в постоянном ожидании любви, нравственно чиста, стремится к созданию семьи.
|
Красива, но пуста, холодна, эгоистична, безнравственна, стремится только к богатству, лицемерна, расчетлива.
|
Николай Ростов
|
кн.Андрей
|
Анатоль Курагин
|
Искренен, благороден, прям, простодушен, честен, верен как служению Отечеству, так и жене
|
Богато одарённая натура. незаурядный ум, отличающийся склонностью к серьёзной, глубокой работе мысли и самоанализу; при этом он вовсе чужд мечтательности и связанного с нею «туманного философствования». богатая душевная жизнь, глубокие чувства, сильная воля, активная, творческая натура, стремление к широкой общественной и государственной деятельности, честен, и стремление к славе сочетается у него с жаждой бескорыстного подвига
|
Щеголеват, нагл, груб, не красноречив, не находчив, но самоуверен, безнравственен, для него женщина- это игрушка, круг интересов узок, эгоистичен.
|
4.Обобщение:
Что объединяет семьи Ростовых и Болконских?
Взаимоотношения в этих семьях построены на взаимопонимании, любви, заботе друг о друге.
Что отличает эти семьи от семейства Курагиных?
Семьи Ростовых и Болконских живут в единении с народом и окружающим миром, они открыты и высоко нравственны, а семья Курагиных далека от жизни страны, людей. Им не дано мирное семейное счастье, потому что в их доме царит атмосфера бездуховности, лицемерия, лжи, каждый из них живет обособленно, их семейные узы слабы.
Почему в семье Курагиных в отличие от Болконских и Ростовых нет продолжения рода?
По мнению Толстого, представители семьи Курагиных (Элен, Анатоль, Ипполит) не стремятся к созданию семьи. Они не способны жить жизнью другого человека, заботиться о ком-то, кроме себя. Трудно представить себе Элен в роли хранительницы семейного очага, в роли матери, потому что дети для неё лишняя обуза. По словам Острогорского, дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своих отношениям к детям, к родным, к друзьям… Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным. «Безжалостная волчья натура» берет верх над человечностью. Элен не способна, как Наташа, раствориться в детях, не способна, как кн. Марья, взять на себя ответственность за судьбу не только детей, но и мужа. В ней нет материнской любви, да и само слово «материнство» не знакомо ей.
Что же тогда , по мнению Толстого, является истинной, настоящей семьей?
Толстой считает, что нет семейного счастья там, где «нет простоты, добра и правды», где нет взаимопонимания, традиций, единения . Болконские и Ростовы - это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады. На примере этих семей Толстой доказывает свою мысль о том, что только семья развивает в человеке лучшие чувства- любовь, милосердие, самоотдачу.
5.Заключение.
Итак, мы сегодня говорили о семье. Какой же, по вашему мнению, должна быть настоящая семья?
Семья –это не только совместное проживание двух людей. Это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть»мы». Л.Н.Толстой всегда придерживался народной точки зрения на семью с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на доброте и правде. Он говорил «Нет красоты там, где нет правды, добра и справедливости»
Спасибо за внимание.